КОЛЛЕГИЯ ФИНАНСОВ ПРИ ПЕТРЕ

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 января 2021 года; проверки требуют 4 правки.

У этого термина существуют и другие значения, см. Коллегии.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 июля 2015 года; проверки требуют 28 правок.

Коммерц-коллегия (от устаревшего нем.  — «торговля») — центральное правительственное учреждение, созданное Петром I для покровительства торговле.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 апреля 2017 года; проверки требуют 3 правки.

Ревизион-коллегия — центральное государственное учреждение Российской империи, осуществлявшее контрольно-счётные функции в отношении государственных финансов России в XVIII веке, образованное в 1719 году в ходе реформ Петра I и упразднённое в 1788 году в результате реформы государственного управления, проведённой Екатериной II.

Причины образования коллегий

В 1718—19 годах проходила ликвидация прежних государственных органов, замена их новыми, более подходящими для молодой петровской России.

Образование Сената в 1711 году послужило сигналом к формированию органов отраслевого управления — коллегий. По замыслу Петра I они должны были заменить неповоротливую систему приказов и внести в управление два новых начала:

Коллегии при Петре Первом начали создаваться в 1717 году. Все они имели единую систему управления: 1 президент, 1 вице-президент, 4 советника (генералы) и 4 асессора (полковники). Каждая коллегия имели широкие полномочия. В частности, им разрешалось выступать в качестве законодательного органа.
При Петре 1 было создано 12 коллегий: военная, адмиралтейская, чужестранных дел, берг, мануфактур, главный магистрат, вотчинная, юстиц, камер, штатс-контор, ревизион, коммерц. С 1721 года ликвидируется патриаршество. Взамен создается 13-ая коллегия — Духовная. В дальнейшем ее трансформировали в Синод.

Коллегии в России при Петре 1

Создавая новую систему управления страной, Петр фактически ликвидировал систему Приказов, функционировавших ранее. При этом Петр занимался любимым делом — проводил реформы на западный манер. Большинство коллегий создавались не в виду острой необходимости, а по причине желания перенять еще что-то у запада. Например, 3 финансовые учреждения (камер, штатс-контор и ревизион) были полной копией аналогичных шведских коллегий. Тем не менее большинство коллегий просуществовали достаточно долго. Они исчезли только в результате реформаторской деятельности Екатерины 2 и Александра 1.

Рассмотрим более подробно каждую коллегию, ее задачи и руководителей.

Здание 12 коллегий в Санкт-Петербурге

Военная коллегия

Указ о создании Военной коллегии был подписан Петром 1 в конце 1719 года, а работать ведомство начало с началом 1720 года. Общая численность ведомства по указу составила 530 человек, в том числе и 454 солдата, приписанных к коллегии. При этом 83 места были вакантными, так как в России остро не хватало профессиональных офицеров. Военное ведомство подразделялось на 3 структуры:

Руководителями ВК при Петре Первом значились:

Ведомство упразднено по указу 1802 года от 7 сентября. Она прекратила самостоятельное существование и передала свои функции Министерству.

Адмиралтейская коллегия

Адмиралтейств-коллегия была создана в 1717 году. Основанием послужил указ от 22 декабря 1717 года. Ведомство управляло всем флотом России, как гражданским, так и военным. С момента формирования коллегии, до смерти Петра 1, ею заведовал Апраксин Федор Матвеевич. Его заместителем значился норвежец, Крюйс Корнелиус.

С 1723 году Адмиралтейство подразделялось на 12 контор: адмиралтейская (вопросы работы верфей), цейхмейстерская (артиллерия), комиссариатская (решение проблем служащих), подрядная (ведение подрядов), провиантская (вопросы продовольствия), казначейская (финансовые вопросы), цалмейстерская (выдача жалования), контролерская (надзор за финансами), мундирная (вопросы обмундирования), обер-сарваерская (непосредственное кораблестроение и прием материалов для этого), вальдмейстерская (управление лесами для нужд флота), московская.

Адмиралтейство при Петре 1

Самостоятельное существование коллегия завершила в 1802 году, когда перешла под контроль Морского Министерства. Окончательное же прекращение существования относится к 1827 году, когда орган стал совещательным и никаких практических задач не решал.

Коллегия иностранных дел

Коллегия иностранных (чужестранных) дел была создана в 1718 году. Она преобразована из Посольского приказа. С 1717 по 1734 годы (время царствования Петра Великого, Екатерины 1, Петра 2 и Анны Иоанновны) ведомством управлял Головкин Гаврила Иванович. Коллегия являлась аналогом современного министерства иностранных дел. Именно эта государственная структура решала все вопросы, связанные со взаимоотношения с другими (чужими) государствами.

Коллегия существовала до 1802 года, когда было создано министерство иностранных дел, которому перешли многие функции коллегии. Окончательное же упразднение пришлось на 1832 год.

Берг-коллегия

Берг-коллегия была сформирована в 1719 году и отвечала за горнорудную промышленность Российской Империи. То есть, ведомство управляло тяжелой промышленностью. Специфика ее работы регламентировалась задачами, поэтому основные центры работы были сосредоточены на Урале и в Сибири. При жизни Петра 1 коллегией управлял Брюс Яков Вилимович. Важно отметить, что при Петре берг-коллегия работала совместно с Мануфактур-коллегией, поэтому Брюс руководил обоими департаментами.
Основная задача этого органа — стараться расширять и увеличивать количество промышленных предприятий, прежде всего, в районе Урала. Коллегия работала с перерывами. Непрерывная работа осуществлялась в периоды 1719-1731 (закрыта Анной Иоанновной), 1742-1783 (закрыта Екатериной 2), 1797-1807 (ликвидирована Александром 1).

Читать также:  КАК СТАТЬ КОРОЛЕВОЙ ФИНАНСОВ

Тяжелая промышленность России 18 века

Мануфактур-коллегия

Мануфактур-коллегия создана в 1719 году. Ее основная задача заключалась в создании мануфактур. То есть, основная сфера ответственности — легкая промышленность.

Руководители при Петре 1:

После смерти Петра, в 17272 году мануфактур-коллегия была ликвидирована. Восстановили ее только в 1742 году. В 1779 году опять прошла ликвидация, но в 1796 году вновь восстановили. Окончательно упразднено управление в 1805 году. Приказ о закрытии был подпиmanufactur802 году.

Коммерц-коллегия

Коммерц-коллегия была создана Петром Первым в 1716 году. Изначально ею руководил Апраксин, но после того как указом от 1717 года утверждались руководители, управляющим был поставлен Толстой Петр Андреевич (1718-1722). Следующим президентом утвердили Бутурлина Ивана Федоровича, занимавшего пост с 1722 по 1725 годы. Основная задача управления — решение всех вопросов, так или иначе связанных с торговой деятельностью.

С 1731 года данной структуре были отданы функции трех коллегий, которые временно прекратили работу: берг, мануфактур, главный магистрат. Функции первых двух исполнялись до 1742, а магистрата до 1743 года.

27 сентября 1796 Екатерина 2 подписывает указ о закрытии коммерц-коллегии. Это требовало определенного времени, но уже 2 ноября Екатерина 2 умерла, а Павел 1, занявший престол после нее, коммерц сохранил указом от 30 ноября 1796 года. Либеральные реформы Александра создали Министерство финансов, при котором временно работала коллегия, но с существенным ограничением полномочий. Окончательное упразднение ее относится к 1824 году, когда 8 января был подписан соответствующий указ.

Камер-коллегия

Камер-коллегияКамер-коллегия была создана в 1718 году. Это было любимое детище Петра, поскольку это ведомство занималось налогами, к которым царь-император был крайне благосклонен.

Рынок в Москве, 18 век

В петровскую эпоху на посту президента Камер-канцелярии сменилось 3 человека:

Коллегия без серьезных изменений функций существовала до 1785, после чего ее временно закрыли. Последний период ее работы, 1797 — 1801, связан с контролем за откупами.

Штатс-контор-коллегия

Штатс-контор-коллегия создавалась Петром в 1717 году для выполнения функций ведения государственных расходов. Здесь Петр копировал шведскую модель, где функционировали одноименные финансовые учреждения (камер — прибыль, штатсконтор — убытки, ревизион — контроль).

Еще при жизни Петра штатс-контор-коллегия перешла под начало Сената. Произошло это в 1723 году. Самостоятельность органу возвращена Анной Иоанновной в 1730 году. В таком виде коллегия существовала до 1780 года, когда Екатерина 2 ее ликвидировала.

Ревизион-коллегия

Ревизион-коллегия была создана в 1717 году для надзора за финансами страны. До 1723 года органом управлял Долгоруков Яков Федорович. Позже Ревизион на 2 года лишилась статуса самостоятельности. С 1723 по 1725 годы коллегия была переведена под контроль Сената. С возвращением самостоятельности, коллегию возглавил Бибиков Иван Иванович.

Коллегия существовала до 1788 года, когда ее ликвидировала реформами Екатерины 2. Также следует отметить, что в период непродолжительного царствования Петра 2, Ревизион работала в Москве.

Юстиц-коллегия

Суд в России 18 века

Указ о создании юстиц-коллегии был подписан Петром Первым в 1717 году, а работа ее началась год спустя, в 1718. Орган выполнял функции верховного суда России под всеми типами дел. Также коллегия отвечала за работу судов. В петровскую эпоху этим органом управляли 2 человека:

Уже после смерти Петра 1 юстиц-коллегию наделяли дополнительными полномочиями. В ее ведение была передана “крепостная контора” (до 1740 года и сыскной приказ (1730-1763 гг). Проведение реформ Екатериной 2 прекратили существование юстиц коллегии. Ее ликвидировали в 1780 году.

Вотчинная коллегия

Вотчинная коллегия возникала в 1721 году на базе Поместного приказа. Она отвечала за все дела, связанные с земельным вопросом (регистрация поместий, переход земель между людьми, выдача земли, конфискация и так далее. Изначально коллегия работала в Москве, но после 1727 года переехала в Санкт-Петербург.

С 1717 по 1721 годы земельными вопросами ведала юстиц-коллегия. В дальнейшем Вотчинная канцелярия функционировала без серьезных потрясений и изменений до реформ Екатерины 2, по которым был создан вотчинный департамент, а коллегию закрыли в 1786 году.

Главный магистрат

Создавался как единый орган, управляющий всеми магистратами городов Российской Империи Главный магистрат начал работу в 1720 году. Кроме непосредственного управления городами, в его функции входило утверждение всех судебных решений в городах: как гражданских, так и уголовных. Также происходил контроль над сбором налогов в городах.

Президенты коллегии при Петре:

После смерти Петра 1, магистрат был переименовал в Ратушу (1727 год). В 1743 году органу вернули название Главного магистрата, но перевели из Петербурга в Москву. Упразднен магистрат в 1796 году.

Читать также:  ГУ КОМИТЕТ КАЗНАЧЕЙСТВА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН РЕКВИЗИТЫ

Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций, единые нормы деятельности (по Генеральному регламенту) — всё это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

Кроме того, создание коллегий нанесло последний удар по системе местничества, отменённой ещё в 1682 году, но имевшей место неофициально.

Комиссия для устройства коллегии составилась в Москве из трёх нарвских и одного дерптского купца, троих русских гостей, троих представителей гостиной сотни и шестерых представителей слобод. Комиссия пересмотрела таможенный устав и предложила такие облегчения в пошлинах для Риги, Ревеля и Нарвы, которые русские эксперты находили невыгодными для казны. На этом, по-видимому, и остановилась деятельность московского «коллегиума о коммерции».

С закрытием, после Петра, главного магистрата, мануфактур- и берг-коллегий, их дела были также присоединены к ведомству Коммерц-коллегии (1731). Вместе с тем изменилось и внутреннее устройство Коммерц-коллегии — она разделена была на три экспедиции: в первой сосредоточивались дела по коммерции, во второй — по горному делу, в третьей — по фабрикам и мануфактурам. В 1736 году горное дело передано в ведомство вновь учреждённого «генерал-берг-директориума».

В 1800 году в состав Коммерц-коллегии, кроме президента и 10 правительственных членов, введены 13 членов, избиравшихся на 3 года от купечества и фабрикантов.

В записках Греча приводится полуфантастический рассказ о появлении на свет этого любопытного павловского закона:

Но уже в 1801 году признано было, что присутствие депутатов в Коммерц-коллегии «не только для усовершенствования польз торговли безуспешно, но и для самого купечества, отвлечённого сим образом от промыслов и упражнений, им свойственных, разорительно». С учреждением должности министра коммерции, Коммерц-коллегия была подчинена ему и разделена на 4 экспедиции: внешней торговли, внутренней, коммуникации и таможенной.

С преобразованием министерств в 1810 году должность министра коммерции была упразднена, а Коммерц-коллегия подчинена министру финансов. Дела по внешней торговле и таможенные переданы в ведомство министерства финансов, а дела по внутренней торговле и коммуникации — в ведомство министерства внутренних дел. Для окончания нерешенных судебных дел и обревизования счетов по таможенной части учреждён был в 1811 году временный департамент Коммерц-коллегии в ведомстве директора департамента внешней торговли министерства финансов. С учреждением судного отделения департамента внешней торговли временный департамент Коммерц-коллегии закрыт указом 27 декабря 1823 ( ) года и вместе с тем существование Коммерц-коллегии окончательно прекратилось.

Эволюция системы коллегий

Уже в 1712 году была сделана попытка учредить Торговую коллегию при участии иноземцев. В Германии и других странах Европы набирались опытные юристы и чиновники для работы в русских государственных учреждениях. Шведские коллегии считались лучшими в Европе, они и были взяты за образец.

Система коллегий, однако, начала складываться только в конце 1717 года. « Сломать» приказную систему в одночасье оказалось делом непростым, поэтому от единовременного упразднения пришлось отказаться. Приказы либо поглощались коллегиями, либо подчинялись им (например, в состав Юстиц-коллегии вошли семь приказов).

Здание Двенадцати коллегий на Васильевском острове

Уже в 1718 году был принят реестр коллегий:

В 1720 году был создан Главный магистрат (на правах коллегии). Этот орган координировал работу всех магистратов и являлся для них апелляционной судебной инстанцией.

Около 1720 года учреждена Юстиц-коллегия Лифляндских и Эстляндских дел, с 1762 года получившая название Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел, занимавшаяся административно-судебными вопросами присоединённых шведских провинций, а также вопросами деятельности протестантских церквей на всей территории империи.

В результате реформы местного управления, проведённой Екатериной II, к середине 1780-х годов число коллегий резко сократилось. Перераспределение полномочий между центральными и местными органами управления вкупе с необходимостью экономии казённых средств привели к тому, что коллежские функции местного значения были переданы в губернские учреждения, а функции общегосударственного масштаба — в Правительствующий сенат. Из коллегий продолжали по-прежнему действовать только Адмиралтейская, Военная, Иностранных дел, Медицинская и Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел.

Некоторые из старых коллегий были ненадолго восстановлены в ходе преобразований Павла I, однако в этот период коллегиальный принцип управления всё более уступал место принципу единоначалия в рамках разрабатывавшегося императором проекта учреждения министерской системы. В частности, восстановленную Коммерц-коллегию возглавил министр коммерции. Коллегиальное управление имело место вплоть до 1802 года, когда «Манифестом об учреждении министерств» было положено начало более прогрессивной, министерской системе.

Вслед за образованием в 1711 году высшего органа управления — Сената, началось формирование органов отраслевого управления — коллегий, заменивших систему приказов. По шведскому образцу в сфере управления реформированными государственными финансами были учреждены три коллегии: камер-коллегия ведала доходами, штатс-контор-коллегия — расходами, а ревизион-коллегия — проверками. Ранее контролем расхода государственных финансов занимался Приказ счётных дел.

Читать также:  Министерством финансов рф и министерством по налогам и сборам рф определены группы затрат тест

В декабре 1717 года были утверждены штаты коллегии, назначены президент и вице-президент. Первым президентом коллегии стал князь Я. Ф. Долгорукий. Структура и порядок делопроизводства в коллегии определялись Генеральным регламентом, а местом пребывания коллегии стал Санкт-Петербург. В декабре 1718 года был издан указ, определивший функции коллегии (контроль за расходом бюджетных средств в центре и на местах, ревизия имущества, а также доходов и расходов казны с целью не допускать дефицита государственного бюджета), в 1719 году она начала свою деятельность. Предшественницей коллегии была Ближняя канцелярия, которая не справилась с возложенными на неё функциями финансового контроля. Неудачно складывалась и работа коллегии: в связи с отсутствием хорошо налаженной системы отчётности в учреждениях Ревизион-коллегия не смогла организовать широкомасштабный государственный контроль и в 1722 году из самостоятельного органа управления была преобразована Ревизион-контору Сената. Но в 1725 году ей был возвращён статус самостоятельной коллегии.

При Петре II в 1728 году коллегию переместили в Москву, но указом императрицы Анна Иоанновна в 1737 году возвратили в Петербург; тогда же был обнародован ревизионный регламент (устав, полный свод постановлений и правил, определявших область и порядок действия коллегии). Коллегия с 1737 года имела контору (размещалась в Москве до 1763 года, затем — в Санкт-Петербурге).

Ревизион-коллегия ежегодно получала финансовые документы (окладные, приходные и расходные книги, счётные выписки и пр.) из высших и центральных учреждений (в 1762 Главная дворцовая канцелярия и её контора исключены из ведения коллегии), от всех губернаторов и провинциальных воевод, а также из полков (с 1726 года) и таможен (с 1763 года). Сверяла их с записными книгами ассигнований Штатс-конторы и окладными книгами доходов Камер-коллегии.

В 1780-х годах в ходе реформы государственного управления, проведённой Екатериной II, функции финансового контроля были перераспределены между новыми губернскими учреждениями (казёнными палатами), уездными казначействами, а также ведомством государственного казначея, должность которого соединялась с должностью генерал-прокурора. В ведомстве государственного казначея были образованы подразделения Сената: экспедиция о государственных доходах, экспедиция о государственных недоимках и экспедиция о свидетельстве счетов. К последней перешли функции Ревизион-коллегии, упразднённой в 1788 году. Для решения незаконченных дел коллегии оставлен один из её департаментов, который ликвидирован докладом Сената, утверждённым императором Александром I в 1809 году.

  • Вицын А. Краткий очерк управления в России. — Казань, 1855.
  • Семенов А. Изучение исторических сведений о российской внешней торговле и промышленности. — СПб., 1859.
  • Милюков П. Н. Государственное хозяйство России. — СПб., 1892.

Полное название этого нормативного акта: «Генеральный регламент или устав, по которому государственные коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не только во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина подданнейше поступать имеют».

Генеральный регламент ввёл систему делопроизводства, получившую название «коллежской» по названию учреждений нового типа — коллегий. Доминирующее значение в этих учреждениях получил коллегиальный способ принятия решений присутствием коллегии. Этой форме принятия решений Пётр I уделял особое внимание, отмечая, что «все лучшее устроение через советы бывает» (глава 2 Генерального регламента «О преимуществе коллегий»).

Современный вид здания 12 коллегий

Заседания коллегий проходили ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней. Начинались они в 6 или 8 часов утра, в зависимости от времени года, и продолжались 5 часов.

При каждой коллегии состоял прокурор, обязанностью которого было наблюдать за правильным и безволокитным решением дел в коллегии и исполнением указов как коллегией, так и подчинёнными ей структурами.

Центральной фигурой канцелярии становится секретарь. На нём лежала ответственность за организацию делопроизводства коллегии, подготовку дел к слушанию, докладывание дел на заседании коллегии, ведение справочной работы по делам, оформление решений и контроль за их исполнением, хранение печати коллегии.

Минусы в работе коллегий

Грандиозный замысел Петра I разграничить ведомственные функции и дать каждому чиновнику чёткий план действий, был претворён в жизнь не полностью. Зачастую коллегии подменяли друг друга (как когда-то приказы). Так, например, Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии могли выполнять одну и ту же функцию.

Вне сферы контроля коллегий долгое время оставались важнейшие функции — полиция, просвещение, медицина, почта. Постепенно, правда, система коллегий дополнялась новыми отраслевыми органами, часто называвшиеся канцеляриями. Так, Аптекарский приказ, действовавший уже в новой столице — Петербурге, с 1721 года был преобразован в Медицинскую коллегию, а с 1725 года — в Медицинскую канцелярию. Канцелярии могли быть как единоначальными, так и коллегиальными. Коллегиальные канцелярии не имели такого жёсткого и чёткого регламентирования, как коллегии, но приближались к ним по структуре и значению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *