КОНЦЕПЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ИСХОДИТ ИЗ ПРИОРИТЕТА РАСХОДОВ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСДОЛГА

Под «финансами» также понимают экономическую науку и дисциплину, изучающую соответствующую сферу экономических отношений.

Слово финансы часто используется в быту для обозначения денег.

Термин финансирование означает снабжение (обеспечение) денежными средствами.

Долгое время в экономической теории и хозяйственной практике на Западе господствовала концепция равновесного бюджета, которая соответствовала выводам классической макроэкономической модели.

катастрофическому снижению уровня жизни трудящихся. В противоположность доктрине равновесного бюджета кейнсианцы выдвинули концепцию функциональных финансов. Смысл ее заключается в том, что при проведении государственного регулирования нужно руководствоваться не какими-то доктринами, а исходить из необходимости достижения конкретных результатов. Иными словами, следует проводить такую экономическую политику, которая способствует достижению полной занятости при наиболее низком уровне инфляции. В зависимости от складывающейся в экономике ситуации, государство может преследовать две противоположные цели при проведении бюджетной политики.

Если объем совокупного спроса является недостаточным и, следовательно, величина национального дохода не может обеспечить достижение полной занятости, то в экономике, как известно, существует дефляционный разрыв. В этом случае государство должно проводить экспансионистскую бюджетную политику, которая будет стимулировать рост совокупного спроса и обеспечит на этой основе увеличение национального дохода до такой величины, при которой достигается полная занятость.

Если же объем совокупного спроса является избыточным (это характерно для ситуации полной занятости), то в экономике возникает инфляционный разрыв. Тогда государство должно проводить рестриктивную (ограничительную) бюджетную политику, которая стимулирует снижение совокупного спроса и уменьшение национального дохода.

В данной концепции проблема сбалансированности рассматривается как второстепенная, на первый план выдвигается задача стабилизации экономического развития. Элементы концепции представлены на рисунке.

Рисунок 44 — Концепция функциональных финансов

Поддержание высокой занятости имеет, несомненно, приоритет перед сбалансированностью бюджета. При этом утверждается, что рост государственного долга не приведет к угрозе банкротства государства при условии хорошо отлаженной финансовой системы и высокой степени доверия, к госу­дарственным институтам. Обосновывается это следующим образом:

Во-первых, государственный долг возвращать не надо так как государственные ценные бумаги в силу их высокой надежностисоставляют значительную долю портфеля любого инвестора, прячем объем вложений в госбумаги постоянно возрастает с ростом национального дохода. Поэтому проблема государственной задолженности сводится не к возврату государственного долга, а к его обслужива­нию путем выделения средств госбюджета на выплату процентов по государственным ценным бумагам. То есть государственный долг всегда можно рефинансировать в силу привлекательности государ­ственных ценных бумаг для инвесторов.

Во-вторых, государство имеет целый набор инструментов для сни­жения бремени государственного долга, например, путем увеличения денежной массы в стране.

В-третьих, государство всегда имеет возможность повысить нало­ги для увеличения доходной части бюджета.

В последние десятилетия многие страны применяют данную кон­цепцию на практике, активно применяя фискальные методы в целях стабилизации. При этом, однако, возникают следующие вопросы: ка­ковы максимально допустимые размеры бюджетного дефицита и го­сударственного долга и какие факторы, помимо собственно дефици­та бюджета, влияют на размер задолженности государства?

Наибольшее распространение получила концепция «функциональных финансов», согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Дж. М. Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 1970-х гг.

Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать нало­ги, что приведет к росту совокупного спроса. И наоборот, если в экономике бум, то государство должно сокращать расходы и увеличивать на­логи (доходы бюджета), что сдерживает деловую активность и ведет к стабилизации экономики. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Бюджет должен выступать инструментом достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в эко­номике, что предлагалось осуществлять, используя в первую очередь инстру­менты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и снижение налогов, т.е. доходов бюджета), то эта теория получила название политики «дефицитного финансирования».

В результате использования в большинстве развитых стран в 1950-е — 1960-е гг. кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 1970-х гг. преврати­лась в серьезную макроэкономическую проблему, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов.

15.6 Дефицит государствен­ного бюджета и способы его финансирования

Дефицит бюджета имеет место, когда расходы правительства превыша­ют доходы бюджета.

Бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя способами: за счет эмиссии денег (монетизация дефицита), за счет займа у населения своей страны (внутренний долг) и за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий — долговыми способами финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 ноября 2019 года; проверки требуют 2 правки.

Основные идеи, стоящие за функциональными финансами, могут быть обобщены следующим образом:

Правила фискальной политики

Лернер постулировал, что налогово-бюджетная политика правительства должна регулироваться тремя правилами:

Идеи Лернера наиболее активно использовались в период после Второй мировой войны, когда они стали основой для большинства учебных пособий по кейнсианской экономической теории и основой экономической политики. Таким образом, когда кейнсианская политика оказалась под огнем в конце 60-х и начале 70-х годов, большинство людей атаковали идею функциональных финансов Лернера. В послевоенный период безработица в США достигла низкого уровня в 2,9 % в 1953 году во время войны в Корее, когда уровень инфляции в среднем составил 1,1 %.

Влиянию финансовой политики, роли государственных финансов, налогов, кредита, цены и бюджета на воспроизводственный процесс в экономике посвящены труды исследователей классической политической экономии. Во Франции изучением государственных финансов занимался П. Буагильбер, в Великобритании — У. Петти, А. Смит и Д. Рикардо. Именно А. Смит показал влияние производительного труда на такие финансовые категории, как капитал, заработная плата, прибыль, доходы и расходы, исследовал проблему распределения налогов и заложил основные принципы эффективной организации налоговой системы.

Неоклассическая концепция основана на использовании факторов производства, исходит из того, что стоимость продукта создается тремя главными производственными факторами — капиталом, трудом и землей. Эффективность государственных ходов рассматривается с точки зрения достижения рационального соотношения между этими факторами. Неоклассики выступа-ля за перевод экстенсивного типа расходов государства на интенсивный, то есть за повышение их эффективности при общем сокращении объема. Неоклассическая концепция послужила истоком развития монетаризма.

В основе монетаризма лежит приоритет денежной политики. Наиболее ярким представителем данной концепции является М. Фридмен, считающий, что государственное вмешательство должно быть ограничено денежной сферой, а денежно-кредитная политика призвана создавать благоприятные условия для экономической активности. По М. Фридмену, денежная политика должна быть направлена на достижение соответствия между спросом на деньги и их предложением. С этой целью целесообразно устанавливать процент прироста денег в обращении, который бы соответствовал среднему росту национального дохода, занятости, цен и сальдо платежного баланса.

В настоящее время происходит взаимопроникновение концепций кейнсианства, неоклассиков и монетаризма, в результате чего активизируется интеграция их в новое теоретическое направление, включающее в себя накопленный веками арсенал финансовой науки.

Читать также:  ПРАВА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА

Основные финансовые концепции

Финансовая активность (деятельность) — это применение ряда техник и процедур, которые частные лица и организации используют для управления своими финансами. Особенно важна при этом разница между доходами и расходами и оценка риска инвестиций.

Если доходы превышают расходы (то есть существует профицит), то разница может быть отдана в долг под проценты или вложена в какой-то бизнес или в покупку собственности. В этом суть финансовой деятельности — если есть свободные финансовые ресурсы, то они должны быть пущены в дело, чтобы приносить дополнительный доход.

Если расходы превышают доходы (то есть существует дефицит), то нужно восполнить недостающие финансовые ресурсы. Это можно сделать путём получения кредита, или путём выпуска акций или облигаций на бирже. В современном мире заёмщику не надо самому ходить и искать кредитора — можно пойти в банк или на биржу, и соответствующий финансовый институт за определённую комиссию найдёт кредитора. Или наоборот — для кредитора найдёт заёмщика. Собственно вся суть банковской и биржевой деятельности состоит в том, чтобы эффективно связывать нуждающихся с теми, у кого есть свободные средства.

Как уже говорилось ранее, банк служит посредником между заёмщиками и кредиторами. На практике это выглядит так: кредитор (вкладчик) приходит и кладёт свои свободные деньги на банковский счёт (депозит), чтобы получать со своего вклада процентный доход. Затем в банк приходит заёмщик, чтобы получить кредит. Банк выдаёт деньги вкладчика в кредит заёмщику под процент, а этот процент включает в себя и доход для вкладчика, и доход для самого банка, и ещё плюс некоторый процент для страхования риска невозвращения кредита.

Биржа тоже служит цели соединения кредиторов и заёмщиков, но, в отличие от банка, не располагает собственным «финансовым буфером», то есть не может отложить деньги на депозит, пока не появится заёмщик. Биржа может связать кредитора и заёмщика только в реальном времени. Банк же может отложить средства, то есть кредитор (вкладчик) может прийти в банк сегодня, а заёмщик (желающий взять деньги вкладчика в кредит) может появиться только через месяц.

Кроме того, биржа торгует вкладами и кредитами в опосредованной форме. Желающий взять кредит выпускает на биржу акции или облигации. Акция представляет собой долю владельца в компании-заёмщике, и, следовательно, одновременно служит и залогом по кредиту. Облигация это тоже вид кредита, но она, в отличие от акции, не даёт права собственности на компанию-заёмщика, хотя и может предусматривать какой-то отдельный залог. По акциям и облигациям тоже может выплачиваться процентный доход (дивиденды, купон). Если по акции не выплачивается дивиденд, то предполагается, что акция будет расти в цене, и кредитор, купивший акцию, сможет получить причитающуюся ему прибыль лишь после продажи подорожавшей акции.

Функции финансов в России различаются в зависимости от трактовок. Московская концепция выделяет следующие функции финансов:

А также фискальную и стимулирующую функции.

Согласно петербургской концепции различают следующие функции финансов:

В соответствии с идеей функциональных финансов проблема сбалансированности бюджета рассматривается как второстепенная, на первый план выдвигается задача стабилизации экономического развития. При этом рост государственного долга не приведет к банкротству государства. Концепция функциональных финансов основывается на трех постулатах: – государственный долг возвращать не надо, его достаточно обслуживать и рефинансировать; – государство может снизить бремя государственного долга; – государство может повысить налоги. Первоначальной целью федеральных финансов является обеспечение не инфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета. Если достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным сальдо или большим и все возрастающим государственным долгом – пусть будет так. В соответствии с данной концепцией, проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, незначительны по сравнению с нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции. Федеральный бюджет является – во-первых, и, прежде всего – инструментом достижения и поддержания экономической стабильности. Правительство не должно сомневаться, идя на введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели. В ответ тем, кто выражает обеспокоенность по поводу больших федеральных долгов, к которым может привести проведение политики функциональных финансов, ее сторонники выдвигают три аргумента. Во-первых, налоговые поступления автоматически возрастают по мере ускорения роста экономики. Следовательно, при данном уровне правительственных расходов дефицит, успешно стимулирующий рост объемов равновесного ЧНП, будет отчасти самоликвидироваться. Во-вторых, при данных правах по установлению налогов и способности создавать деньги, возможность правительства финансировать дефицит практически безгранична. И, наконец, признается, что проблемы, порождаемые большим федеральным долгом, на самом деле намного менее обременительны, чем полагают большинство людей. Современная фискальная политика признает использование бюджетных дефицитов для целей стабилизации экономики. А это может привести к образованию и росту государственного долга. Причинами возникновениягосударственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост налогообложения приводит к подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно, большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению. Другой источник государственного долга – это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам. Еще один источник государственного долга – упомянутые выше политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита. В определении размеров государственного долга существуют различные подходы. Наиболее реалистичным считается определение доли государственного долга к ВНП или к экспорту. Голая констатация абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП. Можно утверждать, что богатая нация имеет большую возможность выдерживать государственный долг значительных размеров по сравнению с бедной нацией. Многие экономисты считают, что основная тяжесть долга состоит в необходимости ежегод

§ Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

§ Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

Во-первых, государственный долг возвращать не надо, так как государственные ценные бумаги в силу их высокой надежности составляют значительную долю портфеля любого инвестора, причем объем вложений в госбумаги постоянно возрастает с ростом национального дохода. Поэтому проблема государственной задолженности

Рис. 14.1. Циклическое балансирование государственного бюджета

сводится не к возврату государственного долга, а к его обслуживанию путем выделения средств госбюджета на выплату процентов по государственным ценным бумагам. То есть государственный долг всегда можно рефинансировать в силу привлекательности государственных ценных бумаг для инвесторов.

Во-вторых, государство имеет целый набор инструментов для снижения бремени государственного долга, например, путем увеличения денежной массы в стране.

В-третьих, государство всегда имеет возможность повысить налоги для увеличения доходной части бюджета.

В последние десятилетия многие страны применяют данную концепцию на практике, активно применяя фискальные методы в целях стабилизации. При этом, однако, возникают следующие вопросы: каковы максимально допустимые размеры бюджетного дефицита и государственного долга и какие факторы, помимо собственно дефицита бюджета, влияют на размер задолженности государства?

О размере задолженности и величине дефицита бюджета судят по доле этих показателей в валовом национальном продукте, однако вопрос о критическом значении показателей остается открытым, так, в некоторых странах размер государственного долга превышает половину ВНП, а расходы на его обслуживание приближаются к десятой части всех расходов бюджета.

Читать также:  Иск к министерству финансов рф в лице управления федерального казначейства рф

Первичный дефицит представляет собой общий дефицит, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. Именно первичный дефицит необходимо рассматривать как инструмент стабилизационной политики. Если же при большой величине государственной задолженности общий дефицит бюджета в значительной части направляется на выплату процентов по государственным ценным бумагам, то такая ситуация должна рассматриваться как критическая для финансовой системы страны.

На динамику государственной задолженности влияет целый ряд факторов, ключевыми из которых являются соотношение между общим и первичным дефицитом, темп роста валового национального продукта и реальная ставка процента по государственным ценным

бумагам. Государственная задолженность уменьшается, когда образовывается первичный избыток, а также когда темп прироста ВНП превышает реальную ставку процента, и увеличивается в противном случае.

Зависимость между текущим бюджетным дефицитом и темпами экономического роста можно представить в формальном виде.

Пусть g — доля государственной задолженности (ОО) в ВНП (у),ап — темп экономического роста.

у( = у0(1+гг/

Тогда дефицит госбюджета в момент времени t составит:

Ц = О0 + У„ё(1+П) + — +У0ё(1+П)’- (14.2)

Последнее выражение легко приводится к виду:

р = ро +8(1+п)Г(1+пУ-П I У0(1+П)* Ё П(1+П)* • (14-3)Выражение (14.3) представляет собой зависимость между долей дефицита госбюджета в ВНП и темпом экономического роста. Если значение у0 задано, то П0 и g являются константами, следовательно:

,. ~ (1 + п)

То есть, чем выше темпы экономического роста, тем больший уровень бюджетного дефцита может выдержать экономика страны.

Кроме того, существуют некоторые проблемы технического и институционального характера, учет которых вносит определенные коррективы в точную оценку размера государственной задолженности:

Вспомним, что точная и полная оценка финансовых возможностей любого экономического субъекта выражается в его бюджетном ограничении. Однако бюджетное ограничение можно считать корректным, если оно отражает не только изменения текущих доходов и расходов субъекта, но и изменения в величине его имущества. Поэтому для точной оценки величины государственной задолженности ее целесообразно соотносить

не только с уровнем ВНП, но и с изменением в объеме государственных активов, вычитая последние из общего размера государственного долга. Проблема, однако, заключается, во-первых, в том, что именно относить к государственным активам и, во-вторых — по какой стоимости их учитывать.

2. Неучтенные обязательства.

Из общей государственной задолженности, как правило, исключаются различного рода неучтенные обязательства, которые, тем не менее, существенно влияют на размер бюджетного дефицита и государственного долга. Это пенсии государственным чиновникам, социальные пособия, различного рода обусловленные обязательства, которые по своей сути тесно связаны с формированием и обслуживанием госдолга, но в бюджете учитываются самостоятельно.

Бюджетный дефицит и государственный долг, как правило, достаточно жестко номинированы. Однако как минимум в целях макроэкономического анализа и для оценки реальной величины задолженности необходимо делать поправку на инфляцию, что технически не представляет никакой сложности, но далеко не всегда осуществляется на практике.

Проблема дефицита значительно менее значительна по сравнению с потерями общества вследствие продолжительных спадов. Первоочередным вопросом является циклическая сбалансированность бюджета, что предполагает ориентацию бюджетных расходов на динамику потребностей всей финансовой системы страны в ресурсах в зависимости от той или иной стадии экономического цикла. Ежегодная сбалансированность бюджета — второстепенная проблема. Дефицит бюджета и государственный долг исчезнут в фазе экономического роста при помощи внутренних стабилизаторов.

Основная задача функциональных финансов сводиться к согласованию интересов государства, предпринимателей и потребителей в экономике. использование данной концепции позволяет сконцентрировать внимание на главной цели экономической политики государства — создание условий для обеспечения безопасности, благополучия и высокого уровня жизни граждан.

Функция финансового обеспечения бюджета реализуется не через увеличение налоговых изъятий, а путем максимизации всех ресурсов общества. Текущие расходы бюджета — это способ увеличения потребительского спроса на рынке товаров и услуг.

Недостатком концепции функциональных финансов является тоя, что она содержит некоторую неопределенность сточки зрения величины бюджета, его дефицита, возможности его наполнения за счет инфляции. В экономике при полной занятости и при полном использовании производственных мощностей снятие качественных и количественных ограничений с дефицита бюджета и доходов государства, скорее всего, приведет к инфляции. В то же время увеличение бюджета и его дефицита одновременно означает расширение участия государственного сектора в экономике за счет перераспределения ресурсов из частного сектора. Это может снизить эффективность экономики в целом.

В структуре государственных расходов некоторых стран преобладает покрытие убытков социально значимых отраслей хозяйства: ЖКХ, транспорта, образования, здравоохранения. Однако, с экономической точки зрения, такая структура расходов не эффективна. Более прогрессивной формой бюджетирования, основанной на концепции функциональных финансов, является бюджетирование нацеленное на результат — это распределение финансовых ресурсов с учетом и в зависимости от достжения конкретных общественно значимых целей в соответствии с приоритетами государственной политики. при такой форме бюджетирования используется контрактная форма финансирования, которая позволяет выделять деньги учреждениям и организациям не потому, что они существуют, а в зависимости от результатов их работы.

Бюджетирование ориентированное на результат использует с 1995 года Канада. Каждой весной министерства и ведомства предоставляют доклад о бюджетных планах и приоритетах, содержащий описание каждой программы, ее цели, задачи, оценку ожидаемых общественно значимых результатов. К концу бюджетного года министерства готовят доклады о достигнутых результатах реализации программ.

В рамках бюджетной реформы во Франции с 1996 года введена система контрактации в сфере общественных услуг. Согласно которой контракты заключаются между центральными органами государственной власти и производителями (поставщиками) услуг. Срок действия данных контрактов — 3 года, но возможна ежегодная индексация и корректировка показателей.

В Норвегии аналогичная программа действует с 1999 г. В Великобритании бюджетная реформа начата в 1998 г. Опыт Великобритании наглядно показывает, что применение бюджетирования, ориентированного на результат позволяет решать следующие задачи:

Для стран с переходной экономикой характерна разбалансированность государственного бюджета. Правительство имеет возможность финансировать бюджетный дефицит несколькими способами:

пользу государства через возросшие

Кроме того, проявляется эффект «Оливера-Танзи», потому, что нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для откладывания уплаты налогов, т.к. за это время происходит обесценивание денег, в результате налогоплательщик выигрывает. Одновременно дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы возрастает, что ограничивает возможности инфляционного налога.

С одной стороны, более высокие темпы денежной экспансии способствуют росту номинального уровня процентных ставок, стимулирует повышение уровня инфляционного налога и увеличивают поступления от него. С другой стороны, вследствие роста инфляции происходит снижение реального спроса на деньги и бегство от национальной валюты. Сокращение реальных денежных ресурсов способствует сжатию реальной базы инфляционного налога. Для получения того же объема поступлений необходимо увеличить инфляцию. Кроме того, падает склонность к сбережению.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Финансовые научные дисциплины

Финансы (в первую очередь, публичные) изучаются в рамках научных дисциплин «Финансы», «Финансы и кредит», «Финансы, денежное обращение и кредит». Данные дисциплины изучают деньги и социально-экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием материальных ресурсов. Финансы — это прикладная экономическая дисциплина.

Управление финансами (в первую очередь, корпоративными) изучается в рамках дисциплины финансовый менеджмент, а также «финансы организаций (предприятий)». Управление финансами банка изучается обычно в рамках дисциплины «Банковское дело». Контроль над финансовыми потоками изучается в рамках дисциплины «Финансовый контроль».

Методы и модели анализа финансовой информации изучаются в рамках финансовой математики. Финансовая математика является основой управления финансами.

Читать также:  УНИВЕРСИТЕТ ФИНАНСОВ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ МОСКВА ФАКУЛЬТЕТЫ И СПЕЦИАЛЬНОСТИ

На уровне микроэкономики

Общий термин для описания услуг компаний, чья деятельность связана с денежными или инвестиционными услугами.

К финансовым услугам относят следующие виды услуг:

Чёрная среда (1992) (график GBP/USD)

Финансовый рынок — это рынок, охватывающий прежде всего рынок капиталов и рынок денежных средств, представленный зачастую биржами. Обслуживает торговлю финансовыми активами, управляет финансовыми рисками и способствует инвестициям. Принято делить на следующие финансовые рынки:

Налоги и сборы

Определение понятия налог представлено в ст. 8 Налогового кодекса РФ (своеобразной «налоговой конституции»).
Согласно указанному нормативному акту, налог — обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) денежных средств, в целях обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Данное определение указывает на отличительные признаки налога от других видов платежей в бюджет: обязательность, индивидуальную безвозмездность, денежный характер (налоги нынешней налоговой системы могут иметь только денежную форму, в отличие от налоговой системы, действовавшей до введения в действие Налогового кодекса РФ) и целевую направленность платежа (для обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований).

Сборы — обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий). Из определения видны отличия сбора от категории налога: в частности сбор, в отличие от налога, является обязательным не всегда, а только в случае когда в отношении его плательщика те или иные государственные органы совершают «юридически значимые действия», то есть присутствует момент «индивидуальной возмездности».

Налоги сегодня — важнейшая и крупнейшая часть доходов государства (фискальная функция налогов). Манипулируя налоговыми ставками, государство может влиять на экономику, активируя ту или иную экономическую отрасль (или, допустим, географический регион), или наоборот, сдерживая рост в какой-то области (регулирующая функция налога).

Налоги бывают прямыми и косвенными. Прямой налог — это налог, взимаемый государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. Косвенные налоги также действуют в форме акцизов (в том числе универсального акциза) и таможенных пошлин.

Вот основные налоги, обеспечивающие доход бюджетов бюджетной системы РФ:

Современная налоговая система России строится на основе Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов субъектов и нормативных актов местного самоуправления, а также подзаконных актов различных органов исполнительной власти. Контроль за правильностью, полнотой и своевременностью внесения налогов, возложен на Федеральную налоговую службу, которая образована в составе Минфина РФ.

Налоговая система РФ имеет три уровня (федеральный, региональный уровень субъекта и местный). В данный момент налоговая система по количеству уровней не совпадает с системой бюджетной (фактически с 2006 г. введён 4-й «негласный» бюджетный уровень на уровне местных бюджетов: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Однако, данное, казалось бы, противоречие нареканий не вызывает, поскольку все местные налоги (а также часть федеральных налогов и налоговых режимов) поделены между местными уровнями в соответствующих их статусам пропорциях на основании положений Бюджетного кодекса РФ.

Отдельно нужно сказать о государственных облигациях (их ещё называют «облигации государственного займа»). Эти ценные бумаги выпускает правительство страны и распространяет внутри страны и за рубежом. Это как бы кредит, который берёт само государство для своих нужд. Разумеется, чем богаче и стабильнее государство, тем охотнее ему выдают кредиты и покупают его облигации. Поэтому США — это страна, имеющая самый большой в мире государственный долг. Многие страны мира (включая Россию) держат свои валютные резервы в ценных бумагах правительства США. Чем эффективнее может государство распорядиться взятыми в кредит деньгами, тем выгоднее брать кредит. И наоборот, если государство не может окупить проценты по кредиту, то займы становятся тяжкой обузой для государственного бюджета.

Доходы государства распределяются по следующим основным расходным статьям:

Среди форм ассигнований выделяют субсидии, дотации и субвенции.

Нью-Йоркская фондовая биржа на Уолл-стрит

Основная задача корпоративных финансов — финансовое обеспечение деятельности организации. Также важно нахождение оптимального баланса между доходностью бизнеса и финансовыми рисками. Для обеспечения текущих финансовых потребностей бизнеса обычно берутся краткосрочные банковские кредиты. Для обеспечения долгосрочных потребностей чаще выпускаются облигации или акции без фиксированного дивиденда. Такие стратегические решения о кредитах или выпуске акций в конечном счёте определяют саму структуру капитала организации.

Другая важнейшая сторона корпоративных финансов — это решения об инвестициях, то есть решения о вложении имеющихся свободных средств. Ведь инвестиция — это вложение свободного актива с надеждой, что он со временем увеличится в стоимости. Управление инвестициями — важнейшая сторона финансов на любом уровне, и корпоративный уровень не исключение. Перед принятием решения об инвестиции, нужно проанализировать следующие факторы:

Финансовый менеджмент в организациях во многом схож с бухгалтерским учётом. Но бухгалтерский учёт занимается учётом уже совершённых операций (и, следовательно, учётом «исторической» финансовой информации). А финансовый менеджмент смотрит в будущее и занимается анализом эффективности и планированием ещё предстоящих финансовых операций.

Трактовка термина «финансы»

Дискуссия оказала серьёзное воздействие на весь дальнейший ход развития советской финансовой науки. Под её влиянием на протяжении последующих двадцати пяти лет в СССР сформировались три научные концепции советских финансов: распределительная, воспроизводственная и концепция Э. А. Вознесенского (иногда называемая правовой концепцией).

Многолетняя научная дискуссия между сторонниками распределительной и воспроизводственной концепций по существу сводилась к тому, в какой мере следует включать финансы советских предприятий и отраслей народного хозяйства в состав общественных финансов. При этом, обе концепции исключали из финансов социализма личные финансы и финансы непроизводственных предприятии и организаций, к которым относились все учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта. Таким образом, воспроизводственная концепция тоже не охватывала всю предметную область финансов.

Ведение личной бухгалтерии, планирование личных доходов и расходов (составление финансового плана) не является обязательным. Но использование подобных подходов позволяет более рационально использовать имеющиеся ресурсы. Обычно учитывают ряд типичных источников дохода и направлений затрат.

При анализе выявляют резервы (например, неиспользованные активы) и рассматриваются варианты их использования либо продажи.

При долгосрочном финансовом планировании необходимо учитывать возможность инфляции.

Финансовые учреждения и организации

Финансовая экономика — это отрасль экономической науки, изучающая взаимосвязи между финансовыми величинами, такими как: цена, добавочная стоимость, акционерный капитал и пр. Финансовая экономика особенно концентрируется на изучении влияния реальных экономических показателей на финансовые показатели. Вот основные направления исследований:

Царь Мидас на золотой монете

Крупнейшие информационные агентства финансовой информации:

Традиционно финансы разделяют на публичные финансы (централизованные, государственные и муниципальные финансы) и частные финансы (децентрализованные). Последние включают в себя как корпоративные финансы (финансы организаций), так и финансы домохозяйств (личные и семейные финансы).

В связи с существенным отличием финансов домохозяйств от корпоративных финансов эти категории рассматриваются как отдельные, таким образом, в общем финансы классифицируют на:

В корпоративных финансах в связи со спецификой и особой ролью отдельно выделяются финансы сферы финансовых услуг, в первую очередь, финансы кредитных организаций (банков) и финансы страховых организаций. Иногда выделяются также финансы некоммерческих организаций, а также финансы малого бизнеса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *