КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ФИНАНСОВ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ДО НАСТУПЛЕНИЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное 
образовательное учреждение высшего 
профессионального образования

Кафедра «Финансы и кредит»

гр. Б511-6 Григорьева 
В. А.

ГЛАВА 1. В ВЕДЕНИЕ
В ОБЩУЮ ТЕОРИЮ ФИНАНСОВ

4. Воспроизводственная и распределительная
концепции финансов.

Автором данной советской концепции
общественных финансов, является В. П.
Дьяченко (московская школа).

Распределительная концепция финансов
проявляется в их распределительной функции.
Она проявляется в том, что посредством
финансов происходит распределение и
перераспределение внутреннего валового
продукта и национального дохода как между
участниками общественного производства,
отраслями хозяйства, регионами, так и
всеми членами общества, а также между
сферой материального производства и
социально-культурной сферой.

С помощью распределительной функции
финансов осуществляется первичное распределение
стоимости созданного экономического
продукта и формирование первичных доходов,
денежных поступлений в различные сферы
и секторы экономики, собственникам факторов
производства, участникам производственного
процесса, в бюджетные и во внебюджетные
фонды. Сюда же следует отнести образование
и распределение прибыли предприятий.

Автором данной концепции является А.
М. Александров (ленинградская школа).

Воспроизводственная концепция финансов
заключается в обеспечении сбалансированности
материальных, трудовых и денежных средств
на всех стадиях кругооборота капитала
в процессе простого и расширенного воспроизводства.

Воспроизводство осуществляется в рамках
самостоятельно хозяйствующих субъектов,
наделенных имуществом. Расширенное воспроизводство
включает непрерывное возобновление и
расширение производственных фондов,
рост ВВП и его главной части — национального
дохода, воспроизводство рабочей силы
и производственных отношений. Оно осуществляется
с использованием товарно-денежных, финансовых
и кредитных отношений.

Важная роль в воспроизводстве всех составных
частей ВВП принадлежит государственным
финансам и финансам предприятий. Государство
воздействует на воспроизводственный
процесс через финансирование отдельных
предприятий и отраслей народного хозяйства,
социальных мероприятий и налоговую политику.

Многолетняя научная дискуссия
между сторонниками распределительной
и воспроизводственной концепций по существу
сводилась к тому, в какой мере следует
включать финансы  предприятий и отраслей
народного хозяйства в состав общественных
финансов. При этом, обе концепции исключали
из финансов личные финансы и финансы
непроизводственных предприятии и организаций,
к которым относились все учреждения здравоохранения,
образования, культуры и спорта.

Распределительная функция состоит в том, что с помощью финансов происходит обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, в условиях товарно-денежных отношений распределительные процессы осуществляются с помощью финансов.

Как проявляется распределительная функция финансов?

Проявляется она в том, что через систему формирования государственных фондов обеспечивается перераспределение доходов, которые формируются в отраслях материального производства, в отрасли нематериального производства.

В чем заключается регулирующая функция финансов?

Регулирующая функция финансов.

Она показывает, как, в каком направлении происходит перераспределение, формируются отраслевые, территориальные пропорции, темпы экономического роста.

В чем значение контрольной функции финансов?

Финансы являются инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле над распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием его по целевому назначению.

В чем заключается Распределительная и перераспределительная функция?

Что представляет собой формирование фондов денежных средств как функция финансов?

Формирование денежных фондов государства означает аккумуляцию доходов в бюджеты и внебюджетные фонды различных уровней. В результате действия этой функции происходит формирование бюджетных фондов, обеспечивающих цели функционирования государства.

Что значит регулирующая функция?

Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена — сигнал к расширению производства; падает цена — сигнал к его сокращению.

Что такое аккумулирующая функция?

Аккумулирующая (или накопительная) функция финансов представляет собой процесс образования (накопления, мобилизации) денежных средств, необходимых для функционирования любой хозяйственной системы.

Какие бывают финансовые ресурсы?

Финансовые ресурсы подразделяются на: централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды); децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий).

Что такое финансы Каковы их основные признаки?

Характерными признаками финансов в широком смысле являются: распределительный характер отношений; односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств; формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Что такое функция финансов?

Финансы — совокупность денежных отношений, организованных государством. Условия возникновения финансов — формирование, распределение и применение денежных доходов, из чего складываются три функции: распределительная, контрольная и регулирующая.

Какие функции выполняют финансы и в чем заключается их значение?

Финансы — экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной.

Что входит в состав централизованных финансов?

Централизованные финансы также называются государственными финансами, которые включают в себя финансы государства в целом (общегосударственные финансы), финансы субъектов РФ, а также финансы органов местной власти ( муниципальные финансы).

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

В чем заключается фискальная функция?

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ.

В чем заключается функция налогов?

Как вызвать мотоцикл в гта 5?
Как вызвать скорую Пермь с мобильного?
Как вызвать такси в Феодосии?
Как взбить сливки теплые или холодные?
Как взять дополнительные минуты на лайф?
Как взыскать долг с ооо в стадии ликвидации?
Как забиндить кнопку громкости на клавиатуре?
Как заблокировать оператора?
Как заблокировать разрешенные сайты?
Как заблокировать входящие сообщения?

Как
экономическая категория финансы обладают
функция­ми. Функция любой экономической
категории проявляет ее сущность, круг
тех обязанностей, которые эта категория
долж­на выполнять. Функция объективна,
стабильна, раскрывает общественное
назначение экономической категории.

В
экономической науке нет единого мнения
о количестве функции финансов. Большинство
экономистов считают, что финансы
выполняют две функции: 1) распределительную,
2) контрольную.

Сущность
финансов как особой сферы распределительных
отношений определятся, прежде всего, с
помощью распределительной
функции.
Именно через эту функцию реализуется
общественное назначение финансов –
обеспечение каждого субъекта хозяйствования
необходимыми ему финансовыми ресурсами,
используемыми в форме денежных фондов
специального назначения.

Объектамидействия распределительной функции
финансов выступают стоимость валового
общественного продукта (в ее денежной
форме), а также часть национального
богатства (принявшая денежную форму).
Именно с помощью этой фун­кции
осуществляется первичное распределение
вновь создан­ной стоимости и формирование
на ее основе первичных доходов: прибыли,
начислений на социальное страхование,
а также формирование амортизационного
фонда.

Субъектами
при финансовом методе распределения
высту­пают юридические и физические
лица, являющиеся участниками
воспроизводственного процесса, в
распоряжении которых формируются фонды
целевого назначения. Этими лицами
являются: государство, предприятия
(объединения), организации, учреждения,
граждане.

Распределительная
функция охватывает три последователь­ные
ступени:

Читать также:  БЮДЖЕТ НА ТЕКУЩИЙ ГОД МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

1) формирование
фондов денежных средств. На микроуров­не
создаются финансовые ресурсы хозяйствующих
субъектов, необходимые для кругооборота
капитала, и денежные средства домохозяйств,
а на макроуровне – централизованные
средства государства;

2)
распределение денежных фондов через
финансовые инст­рументы. На микроуровне
образуются обособленные фонды предприятия
(уставный, оплаты труда, амортизации) и
домаш­него хозяйства для конкретного
потребления; на макроуровне возникают
бюджеты всех уровней и внебюджетные
фонды;

3) использование
денежных фондов призвано обеспечить
на микроуровне расширенное производство
и существование отдельных членов
общества, на макроуровне – улучшение
народнохозяйственных пропорций,
общегосударственных по­требностей
страны.

В результате
распределения ВВП и НД создаются доходы
об­щества.

При первичном
распределении на микроуровне возникают
основные, или первичные, доходы. В сфере
материального произ­водства к первичным
доходам относятся:

1) прибыль предприятий;

2) отчисления в
социальные, внебюджетные фонды;

3) доходы работающих.

Формирование
первичных доходов материального
производ­ства – это начальный этап
распределения, обусловленный за­конами
товарного производства. Первичное
распределение про­должается на
макроуровне и обеспечивает создание
вторичных, или производных, доходов.

Перераспределительный
процесс ВВП и НД осуществляется, прежде
всего, через финансы. При этом используются
такие ин­струменты, как расходы,
налоги, кредит, цены. В результате
пе­рераспределения формируются
общегосударственные фонды – бюджеты
всех уровней и внебюджетные социальные
фонды. До­ходы, создаваемые в ходе
такого перераспределения, должны
обеспечить лиц, не занятых в сфере
материального производства или вообще
не участвующих (не имеющих возможности
участ­вовать) в трудовом процессе.

В
целом финансовому распределению присуща
многосту­пенчатость, порождающая
разные виды распределения –
внутрихозяйственное, внутриотраслевое,
межотраслевое, межтерриториальное.
Названные виды распределения обслу­живаются
разными звеньями финансовой системы:
внутрихозяйственное – финансами
предприятий, внутриотрас­левое –
финансами предприятий, комплексов,
ассоциаций; межотраслевое и
межтерриториальное — государственным
бюджетом, внебюджетными фондами.

Усиление финансового
воздействия на экономику требует
постоянного совершенство­вания
распределительного механизма финансов,
более полно­го воплощения в нем
свойств, присущих распределительной
функции финансов.

Объективно
присущее фи­нансам свойство,
заключающееся в их способности
«сигнализировать» о течении
распределительного процесса, проявляется
через другую их функцию — контрольную.
Основу контрольной функции финансов
составляет движе­ние финансовых
ресурсов, происходящее как в фондовой,
так и в нефондовой формах. Поскольку
финансы «пронизывают» все общественное
производство, они выступают универсальным
орудием контроля со стороны общества
за производством, распределением и
обращением совокупного общественного
продукта. Контрольная функция финансов,
наглядно представляющая воспроиз­водственный
процесс, сигнализирует о возникающих
отклоне­ниях в пропорциях распределения
ВВП и НД, в своевременном и полном
образовании целевых денежных фондов,
в обеспечен­ности необходимыми
ресурсами производственного процесса.
То есть сущность финансового контроля
— сообщать обществу обо всех неполадках
в экономике. Контрольная функция финансов
проявляется: 1) до наступления
распределительного процесса, когда
со­ставляются программы, прогнозы,
бюджеты; 2) в процессе использования
фондов денежных средств, при исполнении
намеченных программ, планов, смет; 3) в
процессе подведения итогов, составления
оценок ис­полнения денежных фондов.

Контрольная функция
реализуется через:

Контрольная
функция действует не изолированно, а в
тес­ном единстве с распределительной.
Одновременное действие обеих функций
позволяет полностью проявиться
экономиче­ской сущности финансов. В
распределительной и контрольной функциях
находят отражение две, неразрывно
связанные сто­роны финансовых
отношений. В реальной жизни не сущест­вует
таких финансовых отношений, которые
имеют только распределительный характер
и не обладают контрольной фун­кцией;
в то же время нет и таких финансовых
отношений, которые обладали бы свойством
контроля и не являлись рас­пределительными.
Распределительная и контрольная функции
— это две стороны одного и того же
экономического процесса. Только в их
единстве и тесном взаимодействии
фи­нансы могут проявить себя в качестве
категории стоимостного распределения.

Инструментом
реализации контрольной функции финансов
выступает финансовая информация. Она
заключена в финан­совых показателях,
имеющихся в бухгалтерской, статистиче­ской
и оперативной отчетности. Финансовые
показатели позволяют увидеть различные
стороны работы предприятий и оценить
результа­ты хозяйственной деятельности;
на их основе принимаются меры, направленные
на устранение выявленных негативных
моментов.

Контрольная
функция, объективно присущая финансам,
может реализовываться с большей или
меньшей полнотой. Степень и глубина
реализации контрольной функции во
мно­гом определяется состоянием
финансовой дисциплины в народном
хозяйстве. Финансовая дисциплина — это
обязательный для всех предприятий,
организаций, учреждений и дол­жностных
лиц порядок ведения финансового
хозяйства, соблюдения установленных
норм и правил, выполнения фи­нансовых
обязательств.

Объектами
действия распределительной функции
финансов выступают стоимость валового
общественного продукта (в ее денежной
форме), а также часть национального
богатства (принявшая денежную форму).
Именно с помощью этой фун­кции
осуществляется первичное распределение
вновь создан­ной стоимости и формирование
на ее основе первичных доходов: прибыли,
начислений на социальное страхование,
а также формирование амортизационного
фонда.

Задания для самостоятельной
работы

Финансы – это денежные
отношения, возникшие в процессе
распределения и перераспределения 
стоимости ВНП в связи с 
формированием и использованием
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств в целях 
выполнения функций и задач государства,
обеспечения условий расширенного
производства.

Основное развитие финансы 
получили в XVв. В России первоначальный
самостоятельный курс финансов появился
в 1904г. с изданием работы Озерова «Создание
финансовой науки»

1. существенное ограничение 
власти монархов в результате 
первых буржуазных революций. 
Монархические режимы сохранились, 
но главы государств уже не 
могли единолично пользоваться 
и распоряжаться казной. Она стала 
общегосударственным фондом денежных 
средств (бюджетом).

2. Формирование госбюджета 
стало носить регулярный характер,
т.е. возникли системы государственных 
доходов и расходов с определенным 
составом структурой и законодательным 
закреплением.

3. Налоги стали взиматься 
преимущественно в денежной форме. 
Если ранее государственные доходы 
формировались главным образом 
за счет натуральных податей 
и трудовых повинностей, то 
к концу XIX- началу XXвв.на долю 
денежных налогов приходилось 
уже 80- 90% всех доходов бюджета. 
На этом этапе развития государственности 
и денежных отношений стало 
возможным в полной мере распределение 
созданного продукта в стоимостном 
выражении.

1. Неразвитая форма финансов.
Ему был присущ не производственный 
характер, узость финансовой системы 
т.к. она состоит  из одного звена
(бюджетного). Количество финансовых отношений
было ограниченно.

В настоящее время финансы 
находятся на данном этапе развития.

Деньги и финансы резко 
отличаются друг от друга по своему
содержанию и по выполняемым ими 
функциям. Финансы представляют собой 
экономические отношения, связанные 
с формированием, распределением и 
использованием централизованных и 
децентрализованных фондов денежных средств 
в целях выполнения функций и 
задач государства или отдельных 
предприятий и обеспечения расширенного
производства, то есть они значение
производной от денег. Деньги – это 
средство оплаты товаров (услуг, работ),
средство измерения стоимости и 
средство сохранения стоимости. Деньги
– весьма сложная экономическая 
категория, по-прежнему, остается загадкой
известный феномен денег: почему
увеличения количества денежных знаков
у отдельного лица приумножает его 
индивидуальное богатство, а рост денежной
массы у общества в целом не
способствует возрастанию богатства 
общества. Деньги – это знак обмена,
который участвует как посредник 
в обмене одного товара на другой. Некоторые 
современные российские экономисты,
то есть экономисты российской рыночной
экономики считают деньги одним 
из видов ценных бумаг, специальной 
особенностью которых является относительная 
автономность их движения и возможность
аккумуляции. Деньги выполняют совсем
иные функции, чем финансы. Финансы выполняют
3 функции:

Некоторые экономисты считают,
что финансы выполняют только
2 функции: распределительную и контрольную.

Карл Маркс выделил 5 функций 
денег: мера стоимости, средство обращения,
средство платежа, средства накопления
и сбережения, мировые деньги. Причем
в качестве первой он назвал меру стоимости.
Многие современные экономисты выделяют
3 функции: средство обращения, средство
измерения стоимости и средство накопления
и сохранения стоимости.

Кредит представляет собой 
движение ссудного фонда, которое осуществляется
через банковскую систему и специальные 
финансово-кредитные институты.

Банки аккумулируют свободные 
денежные средства организаций ичастных
лиц и передают (ссужают) их тем 
организациям и частным лицам, которым 
денежные средства требуются, на основе
целевой направленности, обеспеченности,
возвратности, платности и срочности.

Финансы и кредит – взаимосвязанные 
экономические категории, обеспечивающие
в сочетание кругооборот денежных
фондов предприятий и частных 
лиц на расширенной основе.

Если финансы выражают
одностороннее и безвозмездное 
движение денежных средств, то кредит
должен быть в обусловленный договором 
срок возвращен кредитору с уплатой 
зараннее оговоренных процентов.

Отличия кредита от финансов:

1) возвратный характер 
кредита, т.е. кредитные ресурсы 
всегда функционируют на возвратной 
основе, финансовые ресурсы выражают 
одностороннее движение стоимости

2) кредитное перераспределение 
связано с перемещением денежных 
средств между субъектами распределительного 
процесса, а финансовое перераспределение 
осуществляется как между субъектами 
хозяйствования, так и в рамках 
каждого из них по целевому 
назначению и в соответствии 
с общественными потребностями.

Читать также:  3. Функции финансов. Финансы

3) кредитные ресурсы формируются 
в процессе перераспределения 
за счет временно свободных 
денежных средств (субъекта хозяйствования,
органов государственного правления),
а финансовые ресурсы формируются 
из доходов, которые образуются 
на стадии стоимостного распределения.

4) Кредитные ресурсы предоставляются 
на определенных условиях (срочность, 
возвратность, платность), а финансовые 
русурсы предоставляются бесплатно 
и условия их возврата не 
оговариваются

5) Кредит имеет более 
тесную связь с денежным оборотом.
С его помощью удовлетворяются 
потребности субъектов хозяйствования 
в платёжных средствах, а также 
происходит регулирование находящихся 
в обращении денежных средств.

Государственные финансы 
– это особая сфера экономических 
отношений, связанная с вторичным,
а также первичным распределением
и потреблением части совокупного 
общественного продукта в целях 
образования денежных фондов, необходимых
государству для осуществления его функций.
Их материальное содержание воплощается
в государственном и местном бюджетах,
специальных фондах, финансах государственных
предприятий.

Государственный бюджет – 
это денежные отношения, возникающие 
у государства с юридическими
и физическими лицами по поводу распределения 
национального дохода в связи 
с созданием и использованием
бюджетного фонда.

Главным материальным источником
денежных доходов и фондов служит
национальный доход страны – вновь 
созданная стоимость или стоимость 
валового внутреннего продукта за вычетом 
потребленных в процессе производства
орудий и средств производства. Объем 
национального дохода определяет возможности 
удовлетворения общегосударственных 
потребностей и расширения общественного 
производства. Именно с учетом размеров
национального дохода и его отдельных 
частей – фонда потребления и 
фонда накопления – определяются
пропорции развития экономики и 
ее структура. Вот почему во всех странах 
придается важное значение статистике
национального дохода.

Без участия финансов национальный
доход не может быть распределен.
Финансы – неотъемлемое связующее 
звено между созданием и использованием
национального дохода. Финансы, воздействуя 
на производство, распределение и 
потребление, носят объективный 
характер. Они выражают определенную
сферу производственных отношений 
и относятся к базисной категории.

Современная экономика не
может существовать без государственных 
финансов. На определенных этапах исторического 
развития ряд потребностей общества
могут финансироваться только государством.
Это атомная промышленность, космические 
исследования, ряд новых приоритетных
отраслей экономики, а также предприятия,
которые необходимы всем (почта, телеграф).
Финансы отражают уровень развития
производственных сил в отдельных 
странах и возможности их воздействия 
на макроэкономические процессы в хозяйственной 
жизни.

Распределительная функция 
финансов проявляется при распределении
национального дохода.

Перераспределение дохода происходит
между отраслями экономики, отдельными
регионами страны, формами собственности 
и социальными группами.

Контрольная функция финансов
состоит в контроле над распределением
национального дохода по соответствующим
фондам, а также за расходованием этих
фондов по назначению.

Помимо двух функций, финансы 
могут также выполнять регулирующую
функцию, связанную с финансовым вмешательством
государства в процесс воспроизводства.

8. Каково социально-экономическое 
значение финансов? Приведите соответствующие
примеры из средств массовой информации.

В результате длительной экономической 
эволюции финансовые отношения распространились
на 2 уровня. На первом уровне денежные
отношения опосредуют формирование
и использование централизованных
денежных фондов государства, аккумулируемых
в государственной бюджетной 
системе и государственных внебюджетных
фондах. На втором уровне эти же отношения 
опосредуют кругооборот денежных фондов
предприятий.

Учитывая расширение сферы 
финансовых отношений, в настоящее 
время в нее включат экономические 
отношения, связанные с формированием,
распределением и использованием централизованных
и децентрализованных фондов денежных
средств в целях выполнения государством
принятых на себя конституционных функций 
и обеспечения условий расширенного
воспроизводства.

Социально-экономическая 
сущность финансов заключается в 
исследовании – за счет кого или 
чего тот или иной хозяйствующий 
субъект, гражданин, государство, орган 
местного самоуправления формирует 
свои финансовые ресурсы и в чьих
интересах используются эти фонды 
денежных средств.

В пример можно привести
рекламу услуг кредитования, услуги
пенсионного фонда, государственные 
программы.

9. В чем проявляется 
распределительная  функция финансов? 
Приведите соответствующие примеры 
из средств массовой информации. В чем проявляется регулирующая 
и стабилизирующая функция финансов?
Насколько эта функция развита в современной
России? Приведите соответствующие примеры
из средств массовой информации.

Распределительная — проявляется 
при распределении национального 
дохода в процессе, которого создаются 
основные или первичные доходы и 
их сумма равна национальному 
доходу. Пример: уплатили налоги московские
предприятия, а денежные средства выделены
на финансирование районов Крайнего Севера,
произошло перераспределение денежных
средств между регионами страны и т.д.

Стабилизирующая — вмешательство 
государства в процесс воспроизводства 
через финансы (налоги, государственные 
кредиты и т. д.). Государство воздействует
на воспроизводительный процесс 
через финансирование отдельных 
предприятий, проведение налоговой 
политики.

Регулирующая — обеспечение 
граждан стабильными экономическими
и социальными условиями. Достижение
стабилизации рассматривается Правительством
РФ как необходимое условие для 
перехода рыночной экономики к социально 
ориентированному экономическому росту,
однако на сегодняшний день регулирующая
функция в России развита слабо.
В качестве примера можно привести автомобильную
промышленность, имеющую значительные
преференции на внутреннем рынке за счет
налоговых льгот и завышенных таможенных
пошлин на импортные автомобили.

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»

по дисциплине «Этика государственной
и муниципальной службы»

на тему: «Справедливость распределительная
и уравнительная»

Выполнил(а) студент(ка) 2 курса, ОДО

г. Ноябрьск 2014

С древнейших времен люди размышляли
над сущностью добра и зла, пытались постичь
природу добродетели, исследовали феномен совести, давали
различные трактовки понятию «справедливость».
Вся совокупность проблем, в той или иной
мере посвященных изучению этих вопросов,
была представлена особой философской
теорией, получившей название философия
морали (нравственности) или этика.

Термин «этика» происходит от древнегреческого
слова «ethos» («этос»)1, подразумевавший пространство совместного
проживания людей или животных (дом, звериное
логово, птичье гнездо и т.п.). Впоследствии
древнегреческий философ Аристотель образовал
прилагательное «этический» для характеристики
человеческих качеств (добродетелей).
По убеждению Аристотеля, этические добродетели
есть черты человеческого характера, обладающие
известной устойчивостью и вследствие
этого явно нуждающиеся в классификации
и изучении.

Именно к таким этическим понятиям относится справедливость,
рассмотренная в данной работе.

Актуальность темы исследования. Проблема справедливости принадлежит
к числу вечных вопросов философии и этики
и входит в мироощущение человека с незапамятных
времен наряду с такими этическими категориями,
как правда, истина, добро, свобода. Несмотря
на многовековую историю исследования
данного феномена как западными, так и
русскими мыслителями, однозначного и
бесспорного подхода к его осмыслению
пока так и не выработано. Во многом это
объясняется широтой и многогранностью
понятия «справедливость», которое рассматривается
в различных областях знания и, в первую
очередь, в философии, этике и праве.

Дополнительную актуальность
теме исследования придает то обстоятельство,
что вопросы справедливости приобретают
особую остроту в условиях существующей
российской действительности. По данным
социологических опросов, проводимых
Фондом «Общественное мнение»2, 68 % респондентов полагают,
что современное общество в целом устроено
несправедливо, указывая при этом на социальное
расслоение и социальное неравенство,
разрыв между доходами самых богатых и
самых бедных, крайне низкий уровень жизни
людей, проживающих за чертой бедности,
нерешенность социальных и жилищных проблем,
отсутствие системной социальной помощи
конкретным группам населения, трудности
с получением бесплатного образования
и медицинского обслуживания и многое
другое.

Целью контрольной работы является определение понятия справедливость
и ее основных видов.

Предметом контрольной работы является понятие справедливости и труды Аристотеля
о справедливости.

Объектом контрольной работы является справедливость и ее основные виды: распределительная
и уравнительная.

Задачами контрольной работы являются:

1. С ПРАВЕДЛИВОСТЬ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

Справедливость — понятие о должном, содержащее
в себе требование соответствия деяния
и воздаяния: в частности, соответствия
прав и обязанностей, труда и вознаграждения,
заслуг и их признания, преступления и
наказания, соответствия роли различных
социальных слоев, групп и индивидов в
жизни общества и их социального положения
в нём3.

Первое в истории общественного сознания понимание справедливости
было связано с признанием непререкаемости
норм первобытного строя: справедливость
— это простое следование общепринятому
порядку. В социальной практике такое
понимание справедливости имело негативный
смысл — требование наказания за нарушение
общей нормы; одним из его практических
выражений был институт родовой мести.
Более сложное, позитивное понимание справедливости,
включающее наделение людей благами, возникает
в период выделения отдельных индивидов
из рода. Первоначально оно означает главным
образом равенство всех людей в пользовании
средствами жизни и правами. С возникновением
частной собственности и общественного
неравенства справедливость начинают
отличать от равенства, включая в неё и различие в положении
людей сообразно с их достоинством. Аристотель
впервые разделяет справедливость на
уравнительную и распределительную; особым
видом справедливость он считает случай
воздаяния, которое должно исходить из
принципа пропорциональности. В дальнейшем
это разграничение справедливости равенства
и пропорциональности (по достоинству)
сохраняется во всей истории классового
общества. Наряду с понятием справедливость,
отразившем в себе структуру существующих
классовых отношений, в народном сознании
всегда развивались идеи справедливости,
выражающие протест против эксплуатации
и неравенства, а также национального
угнетения4.

Читать также:  В чем состоит опасность данной ситуации для личных финансов дмитрия как ему правильно поступить

Социалистическое понимание справедливости включает равенство людей по отношению
к средствам производства, их реальных
политических и юридических прав. Вместе
с тем при социализме ещё сохраняются
различия в характере (квалификации) труда,
в распределении предметов потребления.
«Маркс показывает ход развития коммунистического
общества, которое вынуждено сначала уничтожить
только ту “несправедливость”, что средства
производства захвачены отдельными лицами,
и которое не в состоянии сразу уничтожить
и дальнейшую несправедливость, состоящую
в распределении предметов потребления
„по работе» (а не по потребностям)6″. Полное совпадение справедливости
с социальным равенством людей достигается
в коммунистическом обществе.

Иными словами, справедливость-это качество характера, побуждающее
жить в строгом соответствии с законом
и установленным порядком.

2. С ПРАВЕДЛИВОСТЬ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ
И УРАВНИТЕЛЬНАЯ

Справедливость – это принцип, регулирующий
отношения между людьми как членами общества
и имеющими определенный социальный статус
и наделенными обязанностями и правами.

Аристотель выделил несколько видов
справедливости: распределительную и
уравнивающую.

Первая связана с распределением почестей,
имущества и других благ между членами
общества согласно с принципом достоинства
каждого – то есть пропорционально его
заслугам.

Уравнительная справедливость связана
с попыткой уравнять стороны, здесь достоинство
не принимается во внимание.

Справедливость предполагает некоторый
уровень согласия между членами общества
относительно принципов, по которым они
живут. Эти принципы могут меняться, но
конкретное понимание справедливости
зависит от того, какие правила и привычки
установились в данном обществе.

«Понятие справедливости, – отмечал
в «Политике» Аристотель, – связано с
представлениями о государстве, так как
право, служащее мерилом справедливости,
является регулирующей нормой политического
общения»7.

«Государственным благом, – пишет он,
– является справедливость, т.е. то, что
служит общей пользе». Далее эта мысль
получает такое выражение: «равномерно
правильное имеет в виду выгоду для всего
государства и общее благо всех граждан».
Итак, для Аристотеля важнейший аспект справедливости
– общее благо. Наряду с этим он подчеркивает
связь справедливости с равенством, отнюдь
не абсолютизируя этот принцип: «По общему
представлению справедливость есть некое
равенство», она имеет отношение к личности,
«равные должны иметь равное». Но справедливость
может быть и неравной: равенство справедливо
для равных, а неравенство для неравных,
«безусловно, справедливым может быть
только равенство по достоинству». « Равенство
по достоинству» представляет собой вариант
распределяющей справедливости, которая
должна доминировать в сфере политики.

Связь справедливости и равенства существенно
уточняется Дж. Ролзом, который рассматривает
справедливость как принцип социальной организации. Он включает понятие
равенства в определение справедливости.
Но в это определение включено также понятие
неравенства. Справедливость выступает,
таким образом, мерой равенства и мерой неравенства между людьми.
Люди, безусловно, должны быть равны в
правах, и это равенство должно быть закреплено
законом. Они должны быть равны при распределении
социальных ценностей. Однако справедливым
будет и неравенство, когда это такое неравное
распределение, которое дает преимущество
каждому8.

Соответственно определение справедливости,
которое дает Ролз, распадается на два
принципа9:

1) Каждый человек должен обладать
равным правом в отношении наиболее обширной
системы равных основных свобод, совместимой
с подобными свободами для всех остальных
людей.

2) Социальные и экономические
неравенства должны быть организованы
таким образом, чтобы от них можно было
бы разумно ожидать преимуществ для всех
и доступ к положениям и должностям был
открыт всем.

Очевидно, что равенство не всегда
и не для всех выступает приоритетом и является предпочтительным.
Так, равенство в социально-экономической
сфере, если оно достигается ценой ограничения
экономической активности и принудительно
низким уровнем жизни большинства граждан,
не может считаться благом.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Для справедливого распределения ценностей
(в том числе и освобождения от тяжелых
обязанностей) не обязательно условие
наличия трех лиц (не менее двух делящих
ценности сторон и третейский судья), достаточно
и одного оценивающего ситуацию субъекта. Им может быть одна
из сторон или мыслительная машина. Все
они руководствуются или незакрепленным
постановлениями государства набором
правил оценки поступков — моралью или
закрепленными — законами. Справедливость
всегда осуществляется между заинтересованными
в ней субъектами, поэтому она появляется
одновременно с первыми истоками социальных
отношений. Она всегда социальна10.

Тем не менее, в практике выделилось понятие
«социальной справедливости», предполагающей
относительно равномерное распределение
всех или некоторых благ в обществе. В
отличие от понятия «справедливость»
понятие «социальная справедливость»
используется для оценки положения дел
в обществе, а не конкретных поступков.
По этой причине понятие «социальная
справедливость» не тождественно «распределительной
справедливости» Аристотеля, которая
относилась к действиям конкретного человека
или государства по распределению благ.
В СССР этот утопический термин носил
и практический характер: многие популистские
решения оформлялись как проявление «социальной
справедливости»11.

Абстрактная «справедливость» предполагает
абстрагирование от конкретных ситуаций
и индивидов и наделение фактически отличающихся
людей равными правами, что приводит к
неравенству результатов использования
этих прав или невозможности обеспечить заранее запланированный
результат. А «социальная справедливость»
наоборот предполагает контроль за распределением
результатов деятельности граждан, что
требует наделения граждан неравными
правами. В этом смысле «справедливость»
и «социальная справедливость» в
качестве практических принципов противоречат
друг другу12.

Буржуазные революции отменили особые
льготы сословий, социалистические революции
отменили преимущества, получаемые частью
населения от владения крупной собственностью. И выявилось, что уравнивание граждан,
установление «справедливости», равного
распределения благ идет в разрез с основным
законом развития, прогресса — более сильное,
умное, деятельное должно получать больше,
чем остальные части общества. Социальная
справедливость имеет свои рамки.

В так называемом «Золотом веке»
Исламского Халифата, на его территории
была достигнута социальная справедливость, к которой призывает
Коран. По Исламу богатые должны отчислять
ежегодный налог в размере 2,5% от своего
имущества в пользу бедных. В «Золотом
веке» богатые не находили бедных, что
бы уплатить закят (налог богатых в пользу
бедных)13.

Итак, справедливым сегодня
признается равенство в распределении
прав и обязанностей, доступность справедливости
всем людям, но также справедливым считается
конструктивное неравенство — в распределении
благ. Идея справедливости как нравственный
принцип имеет цель установить предел
индивидуальному произволу.

Справедливость требует уважать
права другого человека и не посягать
на чужую личность и собственность. Особым
видом нарушения обязанностей является
измена, которая получила название двойной
несправедливости и которая имеет место
в случаях, когда некто, вступая в соглашение
и принимая на себя соответствующие обязательства,
не просто нарушает их, но еще использует
обусловленное соглашением и даваемыми
им правами особое свое положение и наносит
партнеру ущерб, именно в том, в чем он
должен был бы его оберегать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *