Контрольная функция финансов заключается в контроле за формированием денежных фондов государства

6 Стимулирующая функция

На основе выработанной в процессе планирования и утверждения бюджетов на соответствующий год системы приоритетов бюджетные средства направляются на развитие той или иной отрасли, комплекса отраслей или отдельного предприятия.

Несмотря на произошедшую либерализацию цен и тарифов, у государства имеются действенные рычаги вмешательства в процесс ценообразования. Прежде всего это воздействие осуществляется посредством прямого участия государства в предпринимательской деятельности – в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, в разработке сырьевых ресурсов и др. Кроме того, у государства остаются широкие административные возможности вмешаться в процесс ценообразования, устанавливать тарифы, оказывающие влияние на финансовое состояние предприятий.

Наиболее действенным финансовым инструментом стимулирования хозяйственной деятельности является налогообложение.

Стимулирующее влияние налогов реализуется через систему изъятий, скидок, преференций и других льгот, предоставляемых участникам финансовых отношений, в соответствии опять-таки с выработанными социально-экономическими приоритетами. И наоборот, устанавливая повышенные налоговые ставки, государство препятствует развитию определенных процессов.

Методы исчисления валового внутреннего продукта

Наконец, манипулируя уровнем экспортно-импортных пошлин, тарифов, государство стимулирует или дестимулирует экспортно-импортные операции, поддерживает национального производителя, усиливает конкурентные позиции отечественных предприятий на мировых рынках, наполняет бюджет. Это далеко не полный перечень тех рычагов, которые активно и комплексно используются государством для достижения поставленных целей.

Контрольная функция финансов

Контрольная функция финансов заключается в контроле за образованием, распределением и использованием ФДС и ДД. На практике это проявляется как фин контроль за деят-стью организаций и учреждений, органов власти, за исполнение ими фин планов и смет бюджетов.

Органами финансового контроля являются:

· Минфин РФ (на рег уровне – Департамент финансов Ярославской области (ЯО), на местном уровне – Департамент финансов мэрии города Ярославля)

· Департамент госфин контроля и аудита (на рег уровне – контрольно-ревизионное управление (КРУ) в составе Департамента финансов, на местном уровне – КРУ при мэрии)

· ФНС РФ (на рег уровне – управление ФНС РФ по ЯО, на местном – районные, межрайонные гос налоговые инспекции)

· Счетная палата РФ

Финансовый контроль по времени осуществления делится на:

· Предварительный (до совершения фин операции в порядке профилактики)

· Последующий (после совершения фин операции)

· Текущий (в момент совершения фин операции)

Финансовый контрольпроявляется в контроле за правильным распределением национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. То есть, финансы постоянно сигнализируют о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, своевременно ли поступают деньги к субъектам хозяйствования.

Финансовый контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы. Он нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной — это прежде всего контроль за рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Он пронизывает все систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостной контроль через форму собственности. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов — это только контроль реального денежного оборота.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Их контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.

14, Регулирующая функция финансов

связана с вмешательством государства через отдельные финансовые институты (государственные расходы, налоги, таможенные пошлины, государственный кредит) в процесс производства и потребления.

Государство влияет на экономику комплексно. Этот процесс включает в себя финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальные мероприятия, налоговую, валютную и таможенную политики. Стимулирование определенных отраслей промышленности, регионов страны позволяет влиять на ее экономику и социальную ситуацию. В качестве примера можно привести автомобильную промышленность, имеющую значительные преференции на внутреннем рынке за счет налоговых льгот и завышенных таможенных пошлин на импортные автомобили. Другим примером могут являться дотации некоторым субъектам РФ в крупных размерах для выравнивания социальной ситуации в стране и снятия социальной напряженности. Также можно отметить активную инвестиционную позицию государства и поддержку инноваций, например Сколково.

15 Финансы находятся в тесной взаимосвязи с таким категориями распределительного характера как деньги, заработная плата, цена, кредит.

Финансы и деньги.

Анализ категорий „финансы” и „ деньги” свидетельствует о них особую систему связей, которая часто приводит к ним отождествление. Финансы нередко (особенно на бытовом уровне) определяют как определенную сумму денег, которая находит в распоряжении юридического или физического лица.

Конечно, определенная доля истины здесь есть. Дело в том, что финансы всегда имеют денежное выражение. Однако определенная сумма денег – это еще не финансы.

Кроме того, финансы отличаются от денег и за функциями, которые они выполняют.

Финансы и цены.

И цена, и финансы принимают участие в распределении валового внутреннего продукта.

Цена является денежным выражением стоимости любого товара. Она выступает исходной степенью распределения стоимости ВВП и создает условия для дальнейшее его перераспределения.

Государство, используя разные финансовые рычаги влияет на уровень цен. Например, в случаях неэквивалентного обмена сразу же включаются соответствующие финансовые рычаги. Скажем, если стоимость товара большая за его цену, то появляется такой рычаг как помощь государства в виде субсидий, дотаций, субвенций ( например, угольной промышленности, коммунальному хозяйству и т.п.); если же стоимость товара меньшая за его цену, то государство привлекает такой рычаг как налоги ( акцизный сбор).

К тому же, введение новых налогов или изменение существующих ставок может привести к уменьшению или увеличению цены. А через такие финансовые рычаги как нормы амортизации, отчисление в целевые государственные фонды государство может менять структуру цены.

Если государство не применяет регулирования цен, она должна будет корректировать социальные выплаты и увеличивать минимальную оплату труда. Поэтому в большинстве стран регулируются цены на основные товары, которые имеют социальное значение.

С другой стороны, при реализации товара цена определяется на основе спроса и предложения. Поэтому на рынке иногда случаются резкие колебания общего уровня цен, которые могут существенно повлиять на состояние финансовой сферы и финансовой безопасности государства.

Поиск по сайту:

mydocx.ru — 2015-2022 year. (0.009 sec.)

3 Структура финансов

Структура финансов — это система, которая регулирует нормы и процессы, протекающие в финансовой среде. Система контролирует сферу образования, а также формирование и распределение финансовых потоков.

Финансовая структура предполагает несколько видов инвестирования:

1) финансирование из государственного бюджета, подразделений, фондов, а также внебюджетных сбережений;

2) финансирование субъектами хозяйственной деятельности;

3) денежные начисления страховыми компаниями.

Финансы, сходящиеся в общем государственном потоке, со временем распределяются между всеми сферами социальных отношений. Иными словами, осуществляется централизация финансов (денежные потоки сходятся в целостную финансовую систему государства), а децентрализация (когда из целостной финансовой системы происходит распределение денежных средств между юридическими субъектами и социальными слоями), проявляющаяся в финансировании социальной сферы и обеспечении финансами государственных структур.

Прежде всего финансовую структуру контролируют органы власти, обращаясь к принципу финансовой политики. Финансовой политикой является совокупность решений, которые принимают экономические субъекты при получении денежных ресурсов. Совокупность всех группы финансовой структуры всегда находится под управлением. Целями управления при этом являются:

— снижение дефицита бюджета государства до 3% внутреннего валового продукта;

— осуществление эффективного государственного дохода;

— применение финансов для успешного регулирования экономики.

В Российской Федерации существуют несколько институтов, которые осуществляют всесторонний контроль денежных потоков, при этом они делятся на несколько уровней:

— федеральный уровень;

— региональный уровень;

— муниципальный уровень.

К институтам федерального уровня относятся Госдума, Служба безопасности, Совет Федерации, таможенная служба, госслужба по рынкам и финансам, то есть институты, которые управляют структурой финансов.

К институтам регионального уровня относятся следующие субъекты управления:

— Счетная палата Российской Федерации;

— Государственный банк Российской Федерации;

— министерства и комиссии;

— территориальные органы управления;

— подразделения, контролирующие финансовые потоки, а также системы финансирования.

Система финансов предполагает существование институтов муниципального уровня, в который входят городские, а также районные подразделения,

осуществляющие управление банковской системой государства, а также подразделения комиссий и налоговых служб, утвержденные органами местного самоуправления с целью контроля финансовых ресурсов административно-территориальной единицы.

Читать также:  В России обсуждался бюджет на 2021 год и его распределение между всеми министерствами

1 Понятие финансы и их роль в экономике

Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идет ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды – во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств.

Деньги — это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров. Его особенность состоит в том, что он по сути представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда ассоциированных товаропроизводителей.

Главное назначение денег выражается в их функциях. На современном этапе деньги выполняют пять функций: меры стоимости; средства обращения; средства платежа; средства образования накоплений и сбережений; мировых денег. Если деньги можно считать всеобщим эквивалентом, то финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Главной опорой финансов как нового экономического явления становятся денежные доходы. Именно сфера денежных доходов отделяет финансы от необъятного мира денежных отношений. Формирование, распределение и использование денежных доходов — вот что порождает финансы. Кратко можно сказать, что финансы — это движение денежных доходов.

Финансовые отношения всегда затрагивают имущественные отношения. Это не только денежные отношения, но и отношения между различными собственниками. Субъект экономических отношений должен всегда быть владельцем дохода. Только денежный доход позволяет принимать определенные и самостоятельные решения в хозяйственной жизни и других сферах деятельности. Именно распределяя и тратя денежный доход, каждый участник экономических отношений может реализовать свои потребности, свою шкалу предпочтений, другими словами, реализовать свои интересы.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов; они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Примерами финансовых отношений являются:

1) отношения между предприятием и государством (платежи налогов, финансирование из бюджета отдельных затрат);

2) отношения между предприятиями и работниками (выплата заработной платы, выдача дивидендов, материальные санкции);

3) отношения между предприятиями (оплата счетов, выплата авансов, совместное участие в осуществлении инвестиционных проектов, взыскание санкций за нарушение договоров);

4) отношения между государством и населением (уплата налогов и сборов, финансирование государством части социально — культурных потребностей населения, приобретение облигаций государственных займов);

5) отношения между банками и населением (вклады населения в Сбербанк и другие банки, приобретение банковских сертификатов, выплата банками населению дохода по вкладам, сертификатам;

6) отношения между предприятиями и банками (хранение собственных средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и долгосрочное кредитование).

Однако какова роль финансов в экономике? Роль финансов состоит в том, что данная категория позволяет гарантировать как индивидуальный, так и общественный оборот денежно-производственных фондов на более расширенной основе.  Кроме этого, финансы предоставляют возможность контролировать и регулировать составляющие экономики в целом, они являются стимулирующим звеном в инвестиционной деятельности, а также позволяют обеспечить реализацию многочисленных общественных потребностей.

В любом развитом государстве экономика строго подчиняется установленным законам, благодаря чему она благополучно процветает на их основе. Полноценное финансовое функционирование направлено на достижение глобальных целей относительно общего развития социально направленной экономики конкретного государства. Таким образом, роль финансов в экономике весьма обширна и многообразна, однако, даже несмотря на это, можно выделить три ее основных направления:

1. Осуществление финансового обеспечения общих производственных потребностей. То есть, происходит покрытие всех расходов посредством многочисленных финансовых ресурсов, в частности, как заемных, так собственных.

2. Финансово грамотное регулирование всех финансовых категорий в многочисленных экономических и социальных процессах государства. Данная цель может быть достигнута лишь в том случае, если будет произведено более тщательное перераспределение финансовых ресурсов. Проще говоря, когда государство выделяет ресурсы, то происходит более быстрое и эффективное развитие отрасли того или иного региона (и экономики в целом), и наоборот, если нет финансирования – это в скором времени приведет к упадку и гибели производства (спаду экономики в целом).

3. Осуществление финансового стимулирования для создания благоприятной среды в сфере использования все возможных экономических ресурсов.

Таким образом, финансы всегда будут неотъемлемым звеном в экономике, необходимым для создания и применения общего национального дохода современных мировых государств. Этому способствует постоянное развитие роли финансов в экономике.

5 Фискальная функция

Фискальная функция (функция формирования денежных доходов): выполняется той частью финансов, которые функционируют в сфере материального производства и участвуют в процессе создания денежных доходов и накоплений (в основном финансы предприятий). Источниками формирования финансовых ресурсов являются:

  • государственные доходы (налоги и неналоговые доходы бюджетов; средства внебюджетных фондов);
  • ресурсы предприятий (прибыль, амортизация, устойчивые пассивы и т.д.);
  • ресурсы населения (заработная плата, доходы фермеров и пр.).

Фискальная функция предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом. С другой стороны, фискальная функция не ограничивается только предоставлением государственных услуг. Для того чтобы повышалась эффективность государственных услуг, недостаточно только наращивать их объемы. В равной степени необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех, имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности. Поэтому фискальная функция непосредственно связана с распределительной функцией бюджета, однако она имеет свои специфические формы реализации, ибо фискальная политика государства — это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых услуг.

Названные функции бюджета носят объективный характер и имеют место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических институтов и характера государственной и экономической политики.

1 Распределительная функция

Под функциями финансов понимается проявление присущих им свойств, то есть их роли, которую они выполняют в системе экономических отношений. Функции финансов конкретизируют их сущность, раскрывают ее содержание.

Основные функции финансов: распределительная, контрольная, регулирующая, стабилизирующая, фискальная и стимулирующая.

Контрольная функция финансов заключается в контроле за формированием денежных фондов государства

Рисунок 1. Основные функции финансов

Распределительная функция заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

2) доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:

— с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

— наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

— перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуется вторичная, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом, и структурой средств производства, и предметов потребления – с другой.

Читать также:  Российская политика на национальных окраинах, 1801-1917 гг

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

3 Регулирующая функция

Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.
Регулирующая функция показывает, как, в каком направлении происходит перераспределение, формируются отраслевые, территориальные пропорции, темпы экономического роста. Действие регулирующей функции связано с государственным регулированием экономики через управление совокупным спросом путем трансфертных платежей, государственных закупок, государственного кредита, изменения налогового бремени.
Регулирующая функция сопряжена с действиями государства, направленными на интервенцию его влияния в производственные процессы посредством финансовых инструментов:

— государственные расходы, которые стимулируют организации и их штат выпускать конкретные товары и услуги, и различные социальные пособия, выравнивающие доходы различных слоев общества;

— налоговая система, которая может как снижать налоги, так и увеличивать их, стимулируя, таким образом, деятельность предпринимателей;

— регулирование цен, установление «ценового потолка» для определенных товаров и услуг, что исключить установление монополии;

— принятие определенного законодательства, конкретных типов деятельности в экономике, возможно даже запрет каких-либо из существующих.

Данная функция отражает, как и в каких направлениях идут распределения денег, в какой пропорции создаются отрасли и их территориальное распространение, скорость развития экономики. Воздействие регулирования соотносится с контролем экономики государством и выражается в управлении общими потребностями через государственные закупки, государственный кредит, смену системы налогообложения.

Государство в настоящий момент, повышая объемы вложений капитала, влияет на рост спроса, увеличение инвестиционной деятельности и нарастание производственных объемов в промышленности.

— Через налогообложение оно снижает потребление гражданами некоторых категорий товаров, например, алкогольная или табачная продукция. В том числе, государство таким образом может формировать определенные резервные средства в бюджете.

— Вкладывая деньги в военную сферу, государство объявляет спрос как на технику военной направленности, так и на промышленные товары, сырье, оборудование, активизирует научно-исследовательскую деятельность.

— Субсидируя инфраструктуру, государство сокращает потери частного бизнеса.

На текущий период посредством бюджета перераспределяют около половины всего дохода нации. В связи с этим пренебрежение регулирующей функции и преуменьшать ее роль в наши дни означает пренебречь выросшей ролью государства и его воздействия на экономическую ситуацию, что характерно для любого государства. Указанная функция проявляется в соответствии с совокупностью реализованных методов влияния на экономику при помощи установления определенной государственной политики, например, политики стимулирования или сдерживания.

Регулирующая функция осуществляется через финансовые механизмы, которые включают в себя совокупность отношений, способы создания и применения, централизованного или децентрализованного капитала, сюда же относятся механизмы управления деньгами, федеральное законодательство, планирование.

В настоящее время, на территории Российской Федерации данная функция используется, но все же недостаточно развита. Данная функция оправдана тем, что:

1) государство проводит политику, которая воздействует на экономику через систему институтов;

2) государство сотрудничает с различными ведомствами, относящимися к предпринимательской сфере в экономике;

3) существуют сферы государственного влияния, в которых оно имеет ведущую роль (социальная, образовательная, оборона).

Таким образом, регулирующая функция используется в таких областях, как: курсы валют, экономическая деятельность вне государства, частный бизнес, безопасность. Распределение денег происходит среди материальных и нематериальных производств, их делят отрасли и регионы.

Контрольная функция финансов выражается через целевой финансовый контроль за количественными и качественными параметрами процессов, как мобилизации, так и использовании финансовых ресурсов. Особая роль рассматриваемой функции определяется возможностью через контроль за движением денежных средств анализировать многие другие аспекты деятельности объекта управления (например, на уровне отдельного предприятия оценивать эффективность его инвестиционной деятельности, а на уровне государства – результативность социальной политики, политики в области национальной обороны). Финансы, связанные с движением стоимости, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые средства и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Благодаря этому свойству финансы способны «сигнализировать» о том: 1) как складываются пропорции распределяемого ВВП; 2) обеспечивается ли непрерывность воспроизводственного процесса; 3) своевременно и полно ли формируются фонды денежных средств целевого назначения; 4) насколько своевременно поступают финансовые средства в распоряжение субъектов хозяйствования; 5) экономно и эффективно ли субъекты хозяйствования распоряжаются финансовыми ресурсами. Способность финансов «сообщать» о неполадках и отклонениях позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции. Эта способность проявляется через контрольную функцию финансов. Контрольная функция действует, не изолировано, а в тесном единстве с распределительной. Распределительная и контрольная функции — это стороны одного и того же экономического процесса. Объясняется это тем, что контрольное свойство финансовых отношений может проявить себя лишь в условиях происходящего распределения, т.е. тогда, когда действует распределительная функция финансов. Контрольная функция финансов – это, прежде всего, контроль рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Поскольку финансы выражают отношения, возникшие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем, как функция финансов – это только контроль реального денежного оборота. Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Финансы как бы «сигнализируют» о положении дел на предприятии (снижения фондоотдачи, невыполнение плана прибыли, невыполнение обязательств перед бюджетом или кредитной системой). «Сигнальные лампочки» свидетельствуют о неблагополучном положении дел на предприятии, а это позволяет принять экстренные меры по улучшению финансового положения. Исключительно велико значение контрольной функции финансов на общегосударственном уровне, где такой сигнальной лампочкой является государственный бюджет. Не поступления в полном объеме денежных средств в бюджет ведет к недофинансированию основных статей госбюджета. Это значит, что в финансово-бюджетной политике страны имеются серьезные недостатки, и надо принимать меры по стабилизации финансового положения страны. О необходимости контрольной функции финансов говорят не только объективные факторы, но и субъективные, т.е. сам человек. Количество преступлений экономического характера с каждым годом растет. Количество хищений, совершенных путем мошенничества возрастает. В кредитно-финансовой сфере количество преступлений в последние годы увеличилось. В результате этого госбюджет понес ущерб в десятки триллионов рублей. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключается в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Только в условиях достоверной информации могут применяться обоснованные решения. Вот почему, вы — будущие финансисты, не только не должны допускать неточности и ошибки, но и бороться с приписками, очковтирательством и другими негативными явлениями нашей жизни. Нельзя отождествлять понятия контрольной функции и понятие финансового контроля. Контрольная функция финансов – это внутренние свойство финансов. Финансовый контроль – это деятельность людей по использованию контрольной функции финансов. Вывод. Финансовый контроль, который основан на контрольной функции финансов, приобретает всепроникающий характер, это позволяет контролировать практически любые экономические пропорции. Поэтому роль контрольной функции финансов велика. В своей контрольной функции финансы выступают как мощный экономический рычаг в руках государства.

mydocx.ru — 2015-2022 year. (0.007 sec.)

2 Особенности финансов

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений и у неё имеется ряд своих особенностей.

  • средства банка выдают на определенный срок; на определенных условиях и при условии возвратности;
  • средства при финансировании выдаются на определенные цели; бесплатно безвозвратно.

С помощью кредита происходит перераспределение финансовых ресурсов между предприятиями, организациями и гражданами.

Постоянно происходит переливание кредитных ресурсов в финансовые ресурсы и наоборот. Все фонды предприятия концентрируются на счетах в банках и являются источниками ссудных фондов банков для выдачи кредитов. Между кредитом и финансами много общих черт, но основной является широкое использование обеих в кругообороте и воспроизводственном процессе.

Читать также:  Хозяйственное право (Кушнир И.В., 2010)

Финансы, могут влиять на все стадии воспроизводства и процесс в целом. Объективные предпосылки влияния связаны с двумя обстоятельствами:

• финансы функционируют во всех сферах общественного производства (производстве, обращении, потреблении)

• финансы обладают потенциальным свойством быть катализатором процессов экономики, что вытекает из распределительной функции.

Распределение начинается в сфере материального производства. Эта сфера включает 3 стадии, где определяющей является стадия производства.

а) сфера материального производства, таким образом, оказывает влияние на характер и масштабы производства;

б) сфера обращения, она представлена торговлей. В ней характерны процессы купли — продажи. Потребительские свойства товара не меняются, а меняется его стоимость. Товар продается, предприятие получает выручку. Затем происходит распределение этой выручки на фонды возмещения, накопления, потребления. Финансовые отношения предшествуют и завершают процесс купли продажи.

в) сфера потребления, где выделяют:

— коммерческие организации;

— бюджетные организации

В настоящее время можно встретить организации смешанного типа, где коммерческие структуры выделяют деньги для бюджетных организаций. Наряду с предпосылками существуют возможности использования финансов. Они вытекают из экономической природы финансов. Поскольку это распределительная категория, то общество использует ее для своих целей.

Сознательное использование финансов в интересах общества и отдельных его элементов превращает финансы из объективной экономической категории в экономический инструмент хозяйствования.

Экономический инструмент — это экономическая категория, воплощенная в конкретных формах проявления и сознательно используемая обществом для достижения конкретных целей. Экономический инструмент, в том числе и финансы, несут два начала: первое — объективное (вытекающее из экономической категории), второе — субъективное (орудие реализации экономической политики государства).

Финансы влияют двояко:

— количественно (характеризуется пропорциями распределительного процесса);

-качественно (характеризуется воздействием финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования).

Количественная сторона влияния характеризуется пропорциями в распределительном процессе. Качественное влияние характеризует воздействие финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования, через различные формы организации финансовых отношений.

Экономический стимул — инструмент, который увязан с материальными интересами субъектов хозяйствования. Сознательное использование финансов в общественном производстве приводит к результатам, в которых проявляется активная роль финансов в общественном производстве в условиях рынка. Общий подход к оценке результатов достигаемых с помощью финансов, позволяет рассматривать роль финансов в 3-х направлениях:

  • с позиции обеспечения потребностей расширенного воспроизводства необходимыми финансовыми источниками;
  • с точки зрения использования финансов для регулирования стоимостной структуры;
  • с позиции использования финансов, как экономического стимула.

Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Процесс воспроизводства представляет собой совокупность непрерывно повторяющихся циклов.

Таким образом, критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым являются:

1. Реальное движение денежных средств, т.е. переход от одного владельца к другому.

2. Распределительный характер этих отношений.

3. Место возникновения — вторая стадия воспроизводственного процесса.

ГЛАВА 3. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Для характеристики уровня жизни используют натуральные и стоимостные показатели. Первые — конкретны и наглядны, позволят сделать сопоставление уровней жизни в разных странах, ибо на них не оказывает влияние различия масштабов цен и доходов. Но у натуральных показателей есть недостаток — отсутствие комплексности, односторонность. Этот недостаток устраняется применением стоимостных показателей, к которым относятся, например, объем национального дохода в расчете на душу населения, величина и удельный вес в национальном доходе фонда потребления, среднедушевой денежный доход семьи, стоимость минимальной потребительской корзинки, индекс реальных доходов населения и т.д.

Показатели уровня жизни как натуральные, так и стоимостные, наглядны и значимы, если их сопоставить с научно-обоснованными нормами. Отклонения от таких норм позволит измерить степень приближения к талону высокого жизненного уровня. Формирование уровня жизни происходит при непосредственном и активном участии финансов. Объем потребления материальных и нематериальных благ зависит от величины доходов граждан и социальной политики государства.

Уровень жизни населения определяет не номинальные, а реальные денежные доходы, объем которых зависит не только от величины оплаты труда, средних размеров предпринимательской прибыли, средней доходности ценных бумаг, но и от действующей системы налогов, ценового регулирования, уровня инфляции, размеров дотирования и др.

Реальные доходы граждан образуются в результате многократного финансового распределения и перераспределения стоимости. Причем данное распределение носит весьма противоречивый характер. Например, с помощь налогов урезать полученные гражданами денежные доходы и тем самым уменьшаются их реальные доходы. Однако финансовые ресурсы, мобилизованные посредством налогов, направляются через бюджет в сферы культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, используются на дотации и компенсационные выплаты, благодаря чему обеспечивается не только сохранение, но и рост уровня реальных доходов граждан. Таким образом, даже если предположить, что в ходе подобного перераспределения был соблюден баланс между изъятием и передачей средств по отношению к населению в целом, то неэквивалентность будет иметь место применительно к определенным социальным группам и отдельным гражданам.

В условиях рыночных отношений роль добавок и вычетов существенно возрастает, они приобретают характер финансовых регуляторов денежных доходов населения.

Независимо от конкретных форм и методов финансовое регулирование денежных доходов населения призвано решать следующие задачи:

  • повышение общего уровня жизни населения;
  • достижение социальной справедливости по отношению к различным категориям, слом и социальным группам граждан;
  • обеспечение прожиточного минимума и конституционных гарантий для всех граждан независимо от пола и возраста, национальности, места проживания, а также вида общественно полезного труда и способов извлечения доходов в рамках действующих законов;
  • стимулирование трудовой и деловой активности населения, борьбы с незаконными доходами;
  • привлечение всех трудоспособных граждан к финансовому участию в общегосударственных мероприятиях.

Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Финансы предприятий являются формой финансирования и кредитования предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность четко разграничивает интересы субъектов рыночных отношений.

Финансы предприятий в рыночной экономике основаны на обособленности оборота государственных финансовых ресурсов и финансовых ресурсов предприятий.

Основу функционирования финансов предприятий в рыночной экономике образуют:

  • предпринимательская деятельность;
  • самофинансирование;
  • рыночное ценообразование;
  • рынок капиталов;
  • рыночное законодательство.

Вместе с тем, финансы предприятия являются основой финансовой системы государства и, соответственно, объектом регулирования со стороны государственных и муниципальных законодательных и исполнительных органов власти и управления.

Финансы предприятий имеют четкую целевую ориентацию:

  • прибыльная работа;
  • рациональная минимизация затрат;
  • оптимизация финансовых потоков.

Роль финансов предприятий в рыночных преобразованиях российской экономики сводится к трем решающим факторам:

  • экономическая стабилизация;
  • адаптация к рыночным преобразованиям;
  • стимулирование инвестиционной активности.

Распределение денежных средств начинается с формирования фонда возмещения, обеспечивающего покрытие затрат на простое воспроизводство и начисление износа. Источниками его формирования служат:

  • арендная плата;
  • амортизационные отчисления, включаемые по основным производственным фондам в себестоимость продукции, товаров, работ и услуг.

Фонд оплаты труда, как элемент реализации распределительной функции, включается в себестоимость продукции (работ, услуг) в части:

  • затрат на оплату труда основного производственного персонала (включая премиальные выплаты);
  • компенсирующих выплат;
  • затрат на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности.

Все остальные выплаты работникам (материальная помощь, надбавки к пенсиям, беспроцентная ссуда на улучшение жилищных условий и т.д.) производится за счет чистой прибыли.

Прибыль – основной объект реализации распределительной функции финансов предприятий. За счет прибыли формируется целая совокупность фондов денежных средств.

Необходимость финансов в условиях рыночного хозяйства можно объяснить следующими причинами:

  • Существованием товарно-денежных отношений и действием закона стоимости. Реализация продукции, товаров и услуг хозяйствующими субъектами осуществляется путем купли и продажи за деньги. Финансы не могут существовать без денег. Если наличие денег – обязательное условие существования финансов, то причиной, порождающей появление финансов, можно считать потребности государства и субъектов хозяйствования в денежных ресурсах, обеспечивающих их деятельность и расширенное воспроизводство. Эту потребность в ресурсах без финансов удовлетворить невозможно ни в сфере хозяйствования, ни в сфере государственного управления. Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития.
  • Без финансов невозможно обеспечить кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать развитие производства.
  • Наличие государства Ф. Энгельс указывал, что с появлением государства возникли налоги как материальная основа его существования. Поскольку государство несет хозяйственно-организаторскую и культурно-воспитательную функцию, оно должно располагать соответствующими финансовыми ресурсами в виде денежных фондов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *