КТО ОТНОСИТСЯ К ОРГАНАМ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Органы управления финансами

В соответствии с законодательными и нормативными актами управление финансами, а также финансовый контроль осуществляют законодательные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, исполнительные органы государственной власти, исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, Банк России.

Органы государственного (муниципального) финансового контроля в Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, главные распорядители и главные администраторы, а также получатели бюджетных средств входят в состав системы органов управления финансами.

К управлению финансами имеют отношение Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по финансовым рынкам. Таким образом, управление финансами в Российской Федерации осуществляют органы законодательной власти и органы исполнительной власти.

Законодательные (представительные) органы публичной власти реализуют управленческие функции как непосредственно в процессе их законотворческой и управленческой деятельности, так и через создаваемый ими контролирующий орган, которым является Счетная палата РФ. Управление финансами осуществляется через налоговое и валютное регулирование, а также банковский надзор. Исходя из этого можно заключить, что на федеральном уровне финансовоуправленческие и контрольные мероприятия проводятся соответствующими комитетами палат Федерального Собрания, Счетной палатой РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, а также Банком России, который не обладает статусом органа государственной власти и осуществляет валютный контроль и банковский надзор.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ создают региональные органы управления финансами и контрольно-счетные подразделения. Они осуществляют контроль исполнения региональных бюджетов, в том числе законного и рационального использования регионального имущества, собственности и финансовых средств.

Так, Счетная палата РФ, которая создана в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»:

У Счетной палаты РФ довольно широкие полномочия. Это обусловлено тем, что она обладает конституционным статусом, не входит ни в одну из ветвей государственной власти и, будучи подотчетной Федеральному Собранию, не подчиняется ему и обладает достаточными гарантиями независимости.

Однако основным органом государственного управления и финансового контроля федеральной исполнительной власти является Министерство финансов Российской Федерации. Оно разрабатывает и утверждает методологию и методическое обеспечение государственного управления финансами и финансового контроля, включая порядок его организации, осуществления контрольных мероприятий, применения мер ответственности за правонарушения в финансово-бюджетной сфере, финансового мониторинга движения денежных потоков. Следует отметить, что данные полномочия Минфина России распространяются на финансовые средства только федерального уровня.

Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов РФ и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов. Минфин России осуществляет общее руководство, координацию и контроль входящих в его структуру Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федерального казначейства.

Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения осуществляют надзор за соблюдением налогового законодательства, учетом налогоплательщиков и объектов облагаемого имущества, выполняет камеральные и выездные проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. Федеральная налоговая служба разрабатывает и управляет реализацией налоговой политики, а также осуществляет контроль выполнения плановых налоговых назначений (плана сбора налоговых платежей) и собираемости налогов по стране в целом и через свои территориальные управления. При осуществлении регулятивной деятельности Федеральная налоговая служба взаимодействует с таможенными органами, в частности, по нарушению правил налоговых платежей, взимаемых на таможенной границе. Взаимодействие осуществляется с Федеральной службой по экономическим и налоговым преступлениям МВД России, которая осуществляет расследования по правонарушению финансовых и налоговых норм, а также совместно с налоговыми органами (по их запросу) участвует в проведении налоговых проверок.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора выполняет функции по надзору и контролю в финансово-бюджетной сфере и в области валютных отношений. Полномочия этой службы, как и остальных участников, входящих в систему органов законодательной власти, участвующих в управлении финансами в России, достаточно широки.

Она осуществляет проверки и ревизии по соблюдению норм законности и эффективности использования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и имущества. В ее компетенцию входит надзор за выполнением законодательства, касающегося организации финансово-бюджетного контроля и надзора органов публичной власти за достоверностью и полной информации, применяемую правомочными органами при управлении финансами.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора проводит контроль валютных операций (за исключением операций, проводимых кредитными организациями и валютными биржами) и соблюдения норм валютного регулирования и контроля, формирует единую информационную систему контроля и управления в финансово-бюджетной сфере, решает другие управленческие и контрольные задачи.

Важным органом в системе управления финансами является Федеральное казначейство. Оно осуществляет учет бюджетных средств на единых счетах, предварительный и текущий контроль операций по счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, а также коммерческих банков, производящих операции с бюджетными средствами, и других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. В случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств и других нарушений Федеральное казначейство вправе приостановить расходные операции по единым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, потребовать соблюдения бюджетного законодательства непосредственно или при взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, включая силовые.

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств выступают не только контролируемым, но и контролирующим субъектом по отношению к получателям бюджетных средств. В Бюджетном кодексе РФ установлено, что главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют контроль целевого использования средств, своевременного возврата бюджетных кредитов и предоставления отчетности об использовании бюджетных средств бюджетополучателями. Главные распорядители бюджетных средств являются инициаторами проведения финансовых проверок подведомственных бюджетных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые непосредственно осуществляются специализированными органами государственного финансового контроля.

Банк России осуществляет контроль денежной массы в обращении и банковский надзор. Банк России осуществляет жесткий контроль наличных денег в обращении, а также валютных операций коммерческих банков и валютной биржи. Банк России выполняет операции по государственной регистрации коммерческих банков и их лицензированию, по соблюдению банковского и кредитного законодательства, установленных правил, норм и нормативов, по мониторингу финансовой устойчивости и оценке платежеспособности банков и возможности участия в системе страхования вкладов населения, по пресечению незаконной легализации денежных доходов юридических и физических лиц, полученных преступным путем. В случае выявленных нарушений Банк России имеет право лишать коммерческие банки лицензий или приостанавливать их действие. Эти действия Банка России дают существенную информацию, позволяющую государственным органам эффективно управлять финансами.

Федеральная служба по финансовому мониторингу занимается надзором за выполнением организациями и физическими лицами законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также отслеживанием крупных единовременных расходов населения с целью противодействия коррупции и терроризму. Мониторингу подлежат крупные банковские операции и покупки граждан, их операции с недвижимостью и другим ценным имуществом. Коммерческие банки, риелторские компании, магазины, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу данные о подобного рода операциях и сделках. Накопленная службой информация подлежит обработке и анализу. В случае выявления подозрительных сделок материалы по ним могут быть направлены в Федеральную налоговую службу, Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям и в другие государственные силовые структуры.

Читать также:  Прикладные информационные системы в экономике и финансах — Институт онлайн-образования Финансового университета Финансовый университет

Федеральная таможенная служба наделена функциями проведения таможенного контроля. Последний включает в себя контроль исполнения таможенного законодательства, контроль перемещения товаров, транспортных средств и валюты через таможенную границу РФ, контроль полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин налогов и сборов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ (НДС и акцизов). В случае выявления таможенными органами нарушений таможенного и налогового законодательства они правомочны применять таможенные и налоговые санкции, установленные Таможенным и Налоговым кодексами РФ.

Органы финансового управления и контроля

Органы финансового управления и контроля делятся на органы общей компетенции и специальной компетенции (рис. 6).

Органы общей компетенции осуществляют финансовый контроль как одно из направлений своей деятельности. К данным органам относятся Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ.

Органы специальной компетенции, например Минфин России, ФНС России, ЦБ РФ, созданы для управления финансами и финансового контроля.

Контроль за финансами со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, директора ФНС России, представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя ЦБ РФ. В соответствии с Конституцией Президент страны обращается с ежегодным бюджетным посланием к Федеральному Собранию.

Полномочия Федерального Собрания РФ закрепляются в Конституции (гл. 5).

Рис. 6. Органы финансового управления и контроля

К ведению Совета Федерации (ст. 102 Конституции) относится назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы (ст. 103 Конституции) относятся:

Для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению Федеральным законом от 05.04.2013 №41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» была создана Счетная палата РФ – постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Основные задачи Счетной палаты РФ:

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ сроком на шесть лет. Заместитель председателя назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ на тот же срок. При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет.

Счетная палата РФ осуществляет внешний государственный аудит (контроль):

Методами осуществления контрольной и экспертноаналитической деятельности Счетной палаты РФ являются проверка, ревизия, анализ, обследование, мониторинг.

Правительство РФ осуществляет финансовый контроль в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

В соответствии со ст. 15 названного ФКЗ Правительство РФ:

регулирование и валютный контроль; руководит валютнофинансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;

– разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Минфин России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр и пари, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Минфин России разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам:

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 № 888 были созданы территориальные контрольно-ревизионные органы (управления) Минфина России в субъектах РФ. Постановлением Правительства РФ от 18.04.2005 № 235 указанное постановление признано утратившим силу, однако согласно письму Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 08.09.2004 №43-01-03- 25/840 контрольно-ревизионные управления, подчиненные Росфиннадзору, вправе осуществлять свои полномочия, установленные утратившим силу постановлением.

Основной задачей названных органов является осуществление в пределах своей компетенции последующего государственного финансового контроля на территории соответствующего субъекта РФ или региона РФ. Для реализации поставленной задачи органы наделены следующими функциями:

Названные органы наделены рядом властных полномочий по отношению к проверяемым организациям, в том числе давать обязательные указания об устранении выявленных нарушений, о возмещении причиненного ущерба и привлечении к ответственности виновных лиц и др.

Для осуществления исполнения бюджета в структуре Минфина России было образовано Федеральное казначейство РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 08.12.1992 № 1556, ныне утратившим силу. В настоящее время Федеральное казначейство действует на основании постановления Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе».

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю заведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Главные задачи органов Казначейства состоят в следующем:

Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство РФ по налогам и сборам было преобразовано в ФНС России с передачей его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах Минфину России.

Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 было утверждено Положение о Федеральной налоговой службе.

В соответствии с названным Положением ФНС России осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

Права и обязанности налоговых органов регламентируются также нормами, содержащимися в соответствующих статьях НК.

ЦБ РФ осуществляет проведение финансового управления и контроля в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

В соответствии с Законом ЦБ РФ выполняет следующие функции:

Тесты по финансам с ответами

К органам управления финансами специальной компетенции относится:

Федеральное собрание РФ (Парламент)

Классический тип финансовой политики предполагает:

невмешательство государства в экономику

регулирование экономики путем вмешательства в политику занятости

регулирование циклического развития экономики

Аудиторский финансовый контроль:

является обязательным для всех предприятий

является исключительно инициативным

обязателен только для государственных предприятий

может быть как инициативным, так и обязательным в случаях, указанных в законе

К методам финансового контроля относят:

Финансовые ресурсы сосредоточены:

только в руках государства

только в руках хозяйствующих субъектов

как в руках государства, так и в руках хозяйствующих субъектов

Читать также:  ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ НА КОММЕРЧЕСКИХ НАЧАЛАХ КРАТКО

Финансы – это:

денежные распределительные отношения

совокупность денежных средств

разновидность государственного регулирования экономики

К целям управления финансами относится:

снижение процентных ставок по банковским депозитам

изъятие максимально возможного дохода у предприятий

Признаком финансовых отношений является:

денежный характер отношений

Сферой финансовой системы является:

государственные и муниципальные финансы

Роль финансов заключается

обеспечении воспроизводства финансовыми ресурсами

обеспечении расширенной потребности в денежных средствах у субъектов экономики

формировании дополнительных денежных доходов у населения

Организация кассового исполнения государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов возложена на:

. Составляющей финансового контроля является:

контроль кассовой дисциплины

Финансовые ресурсы – это:

совокупность доходов и расходов предприятия

совокупность фондов денежных средств, обслуживающих финансовые отношения

денежные средства в банках

Основным источником финансовых ресурсов коммерческих организаций являются:

Независимый от Правительства, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями по контролю за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами и подотчетный Федеральному собранию – это:

Федеральная налоговая служба.

Комплексная проверка первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств – это

Какое из перечисленных звеньев входит в сферу финансов хозяйствующих субъектов ?

финансы индивидуальных предпринимателей

. Выберите правильное высказывание:

1) некоммерческая организация не вправе получать прибыль

2) некоммерческая организация может получать прибыль и направлять ее на цели, ради которых она создана

3) некоммерческая организация не является налогоплательщиком

Функции и полномочия органов государственного управления финансами, кредитом, налогами

Государственные органы управления финансами можно разделить на две группы: а) органы исполнительной власти общей компетенции (Правительство РФ); б) органы исполнительной власти специальной компетенции (Минфин, Федеральное казначейство, Росфинмониторинг и др.).

Стратегическое участие Президента РФ в управлении финансами обусловлено определением им направлений финансовой политики в посланиях Федеральному Собранию, в том числе в ежегодном Бюджетном послании, подписанием федеральных законов по финансовым вопросам, внесением в Государственную Думу законопроектов, связанных с государственным управлением финансами, изданием указов, осуществлением государственного финансового контроля.

Общие функции управления финансами осуществляет Правительство РФ, его функции:

1) оно обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

Важная роль в управлении принадлежит Министерству финансов РФ. Положение о нем утверждено постановлением Правительства РФ 30 июня 2004 г. № 329.

Минфин России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофи- нансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, бюро кредитных историй, оказания государственной поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Минфин России в пределах своей компетенции разрабатывает проект федерального бюджета и обеспечивает его исполнения; составляет отчет об его исполнении; утверждает формы налоговых деклараций, форму требования об уплате таможенных платежей; организует государственный контроль за качеством сортировки и оценки драгоценных камней и федерального пробирного надзора. Управляет средствами Стабилизационного фонда РФ, государственным долгом РФ и др.

Минфин осуществляет государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов. В случае выявления нарушений саморегулируемой организацией аудиторов установленных требований Минфин России по результатам проверки может применить следующие меры воздействия:

Банк России вправе привлекать к административной ответственности следующих участников финансового рынка за нарушение требований законодательства (например, о хранении документов):

Банк России привлекает к административной ответственности за неисполнение страховщиком обязанности по хранению документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством.

В настоящее время Минфину России подведомственны Федеральная налоговая служба (ФНС России); Федеральное казначейство (Казначейство России), Федеральная таможенная служба (ФТС России).

Правовой статус ФНС России определен в Положении о Федеральной налоговой службе, утвержденном Постановлением Правительства РФ 30 сентября 2004 г. № 506 (с изм.).

Служба осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

Служба осуществляет разработку форм: заявления о постановке на учет в налоговом органе, предоставления налоговыми агентами в налоговой орган сведений о доходах физических лиц и др.

Она осуществляет: возврат или зачет излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, принимает решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов, пеней; регистрацию контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями.

Ведет в установленном порядке учет всех налогоплательщиков; Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков и др.

Положение об этой службе утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703.

Органы финансового контроля в РФ

В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 некоторые органы власти в РФ получили официальные полномочия по осуществлению государственного финансового контроля. В числе таковых:

Ранее к таким органам относилась и Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, однако в 2000 году она была упразднена, а ее функции перешли к Минфину и Минэкономразвития.

В п. 2 указа № 1095 также есть положение, согласно которому государственный финансовый контроль могут осуществлять иные органы, компетентные в вопросах мониторинга поступления и расходования средств в рамках бюджетной системы России.

Таким образом, законодательно установленный перечень структур, осуществляющих финансовый контроль в РФ, не является закрытым.

Органы власти в РФ формируются также на уровне местного самоуправления. В соответствии с положениями ст. 12 Конституции России муниципальная власть отделена от государственной. Так что муниципалитеты могут в пределах своих полномочий формировать собственные органы финансового контроля. Таковыми могут быть, к примеру, городская счетная палата или рабочая группа при совете депутатов.

О роли органов финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России рассказал С. Н. Меликсетян — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). Получите пробный доступ к КонсультантПлюс и ознакомьтесь с авторитетным мнением эксперта бесплатно.

Определенными полномочиями в сфере финансового контроля могут быть наделены Генеральная прокуратура, МВД, ФСБ — в пределах решения задач, отражающих вовлеченность данных органов в обеспечение законности бюджетных отношений. Финансовый контроль в общем случае не рассматривается как основной профиль деятельности правоохранительных структур, поэтому данное направление деятельности силовиков чаще всего связано с межведомственными коммуникациями.

Подробнее о задачах финансового контроля читайте в материале «Финансовый контроль: понятие, значение и задачи».

Читать также:  Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю., Скамай Л.Г. Финансы организаций (предприятий)

Как органы финансового контроля взаимодействуют между собой

Итак, органы финансового контроля в РФ могут взаимодействовать между собой.

Выше мы отметили, что деятельность силовых структур в меньшей степени коррелирует с финансовым контролем, чем деятельность ведомств, компетенция которых определена в указе № 1095. И потому МВД и ФСБ, как правило, в рамках выполнения контролирующих функций взаимодействуют с соответствующими профильными органами.

Так, согласно п. 7 разд. I I приказа Минфина России, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717 контрольно-ревизионные органы могут по требованию прокурора либо при издании правоохранительными структурами мотивированного постановления инициировать проверку организации любой формы собственности.

В соответствии с п. 3 приказа Генпрокуратуры РФ и Росфиннадзора от 15.04.2014 № 162/117 органы Казначейства и ФТС России (т.к. Росфиннадзор был упразднен 02.02.2016 г.) по факту получения мотивированного требования прокуратуры могут проводить проверки организаций, которые являются участниками бюджетных отношений, распоряжаются средствами внебюджетных фондов либо материальными ценностями, находящимися в собственности государства. Проверки, проводимые в рамках взаимодействия Казначейства, ФТС и Генпрокуратуры, могут также касаться деятельности лиц, осуществляющих валютные операции.

О валютных операциях читайте в статье «Валютные операции: понятие, виды, классификации»

Вполне возможны подобные коммуникации и между ведомствами, не относящимися к силовым структурам. Так, в соответствии с п. 2.1 ст. 2 соглашения ЦБ РФ от 29.06.2010 № 01-15/3182 и ФНС России № ММВ-27-2/5 Центробанк и налоговики могут обмениваться широким спектром сведений, касающихся лиц, взаимодействующих с 1 ведомством и одновременно интересных другому. Например, ЦБ может сообщать ФНС о банках, в отношении которых приняты меры по ограничению осуществления расчетов по транзакциям юридических лиц. В свою очередь, налоговики могут информировать Центробанк о фактах некорректного перевода денежных средств налогоплательщиков в бюджет по вине кредитных организаций.

См. также «ФСБ может содействовать налоговикам при проверках».

Классификация органов, осуществляющих финансовый контроль в РФ

В среде российских экспертов распространен подход, в соответствии с которым органы финансового контроля правомерно классифицировать на 4 основные группы:

1. Контрольно-счетные учреждения, формируемые законодательными органами. Это Счетная палата РФ, а также аналогичные структуры в регионах РФ.

2. Контрольно-ревизионные органы на уровне исполнительной ветви власти. В числе таковых — Минфин России, ФТС России, Федеральное казначейство, ФНС России и Росфинмониторинг.

3. Региональные и муниципальные контрольно-ревизионные структуры.

4. Центральный банк и подведомственные ему учреждения.

Рассмотрим особенности работы организаций, относящихся к указанным выше 4 категориям субъектов финансового контроля, подробнее.

Законодательная власть как субъект финансового контроля

Счетная палата РФ — постоянно действующий орган финансового контроля. Она формируется при участии обеих палат парламента — Совета Федерации и Госдумы. Деятельность Счетной палаты подотчетна данным законодательным структурам.

Основные функции Счетной палаты:

Основные направления деятельности Счетной палаты:

Проверки и ревизии, проводимые экспертами Счетной палаты, как правило, носят выездной характер. Сведения об итогах их проведения могут быть опубликованы по факту оформления результатов проверок в виде заключения.

Что касается участия Счетной палаты в рассмотрении проектов федерального бюджета, данное ведомство, как правило, отвечает за их экспертный анализ на предмет обоснованности различных статей, а также ключевых финансовых показателей, таких как, например, допустимая величина государственного долга или размер дефицита бюджета.

Деятельность экспертов Счетной палаты может быть связана с формированием заключений, касающихся различных проблем государственной финансовой политики, разработки бюджетного законодательства. В компетенции ведомства — изучение проектов международных соглашений РФ, имеющих отношение к формированию бюджета России.

В регионах РФ формируются собственные аналоги Счетной палаты — также при участии законодательных органов власти. Речь идет о контрольно-счетных палатах субъектов РФ. Основные задачи, которые решают данные организации, — оценка обоснованности статей доходов и расходов субъекта РФ, осуществление контроля за исполнением регионального бюджета, содействие целевому и эффективному использованию денежных средств, которые используются муниципалитетами, учреждениями и иными субъектами бюджетной системы региона.

Органы государственного финансового контроля в исполнительной ветви власти

В рамках исполнительной ветви власти работает самый широкий спектр органов финансового контроля. В числе ключевых структур, занимающихся рассматриваемым направлением деятельности:

Минфин России — если говорить о центральном аппарате ведомства — в общем случае не осуществляет деятельность, связанную с финансовым контролем. Однако он может быть вовлечен в нее по факту издания специального указа Президента либо постановления Правительства РФ.

Минфину подотчетен ряд федеральных служб, которые, в свою очередь, самым активным образом участвуют в финансовом контроле.

В числе таковых — ФНС России. Главная компетенция данного ведомства в части финансового контроля — обеспечение соответствия деятельности налогоплательщиков положениям налогового и бюджетного законодательства. В ходе осуществления контроля ФНС следит за тем, чтобы налоги и сборы платились вовремя и подтверждались корректно составленными документами.

Подробнее о специфике налоговых проверок читайте в статье «Какие есть виды налоговых проверок?»

Другой орган финансового контроля, подотчетный Минфину, — Казначейство. Главный объект проверок данной структуры — финансово-бюджетные процессы, а также валютные операции. Ведомство контролирует, насколько корректно используются средства бюджета РФ, субсидии, субвенции, кредиты, выявляет нарушения в сфере финансово-бюджетного законодательства, пресекает их.

В свою очередь, Росфинмониторинг подчиняется не Минфину, а Президенту РФ. Данный орган финансового контроля осуществляет мониторинг операций, связанных с различными сделками физических и юрлиц с целью выявления каналов финансирования терроризма и иной незаконной деятельности. Также в компетенции Росфинмониторинга — привлечение к ответственности лиц, которые осуществляют запрещенные законом действия в части оборота денежных средств.

Федеральное казначейство, подотчетное Минфину, в части финансового контроля решает задачи, связанные с обеспечением исполнения госбюджета, государственных программ, эффективным расходованием средств, принадлежащих государству. В полномочиях ведомства — применение мер по устранению нарушений законов, регламентирующих пользование бюджетными средствами, а также принятие превентивных мер в отношении лиц, способных нарушать законодательство в области управления бюджетными средствами.

Органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах и регионах

Органы финансового контроля могут формироваться также на уровне субъектов РФ и муниципалитетов. Несмотря на то что государственная и местная власть в РФ в соответствии с Конституцией независимы друг от друга, соответствующие учреждения решают общие задачи, направленные на обеспечение законности распоряжения бюджетными средствами на уровне региона либо муниципального образования.

Основные методы и правовые механизмы, реализуемые на уровне субъектов РФ, в целом схожи с тему, которые применяются федеральными органами финансового контроля. В свою очередь, муниципальные структуры — в силу локальных особенностей бюджетного процесса — могут использовать частные подходы к организации работы. В некоторых случаях полномочия по осуществлению финансового контроля бюджетных отношений на уровне местной власти одновременно осуществляют несколько локальных учреждений, и это закрепляется муниципальными нормативно-правовыми актами.

Часто к процессам на уровне муниципальных бюджетных коммуникаций, касающимся финансового контроля, подключаются субъекты, не имеющие прямого отношения к структурам власти: независимые аудиторы, общественные группы, НКО.

О том, как финансовый контроль организуется в рамках предприятия, читайте в материале «Организация финансового контроля на предприятии (нюансы)».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *