Квартальнов в а туризм теория и практика м финансы и статистика

Теория и практика туризма

Серия: Российская Международная Академия Туризма

Литература

Квартальнов В. А. Мировой туризм на пороге 2000 года: прогнозы и реальность. М.: Финансы и статистика, 1998.

Квартальнов В. А. Туризм: теория и практика: Избранные труды: В 5-ти т. М.: Финансы и статистика, 1998.

Туристские фирмы: Научно-методические материалы по международному туризму. СПб.: Изд-во «ОЛВИС», 1996-1997. Вып. 10-14.

Аннотация

Министерством РФ по физической культуре,

спорту и туризму

в качестве учебника

для образовательных учреждений

«ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА»

кафедра туристики и туроперейтинга

Российской международной академии туризма;

В. Д. Чепик,

доктор педагогических наук, профессор

К 32 Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. 320 с.: ил.

Раскрываются основные понятия туризма, виды, средства, методы и формы туристской деятельности; анализируются различные аспекты туризма: мотивация туристских поездок, менеджмент и маркетинг туризма, его законодательная база, экономические аспекты, методика рекламно-информационной работы, информационные технологии в туризме, эволюция развития международного туристского рынка.

Для студентов и преподавателей вузов туристского профиля, специалистов.

4505000000 – 117

К —————————— 32 – 2000 УДК 338.48 (075.8)

010(01) – 2000 ББК 65.433я73

Поступающие на I курс очного и заочного обучения

проходят вступительные испытания:

русский язык и литература (диктант);

английский язык (тестирование);

Лица, награжденные по окончании средней школы

золотой (серебряной) медалью, окончившие

ССУЗ или СПТУ с отличием,

проходят только собеседование.

Прием заявлений с 1 июня

Вступительные испытания с 5 июля (1-й поток)

Обучение в Академии платное

Проезд электропоездом с Ленинградского вокзала до ст. Сходня

(095) 574-16-97; 574-01-32; 959-24-23

факс: (095) 574-16-36; 959-24-23

Квартальнов Валерий Александрович

Заведующая редакционно-издательским отделом РМАТ Л. С. Плахова Ответственный за выпуск Н. Ф. Карпычева

Ответственный редактор Е. А. Семина

Редакторы 3. М. Бурова, Л. С. Ивлева

Художественный редактор О. Н. Поленова

Технический редактор Т. С. Маринчна

Корректор Т. М. Васильева

Обложка художника М. Л. Урановой

Оригинал-макет подготовлен Д. В. Рябовым

ИБ№4150 Лицензия ЛР№ 010156 от 29.01.97

Подписано в печать 25.05.2000. Формат 60х88/16

Гарнитура «Times». Печать офсетная

Усл. п. л. 19,6. Уч.-изд.л. 18,3

Тираж 5000 экз. Заказ 1871. «С» 117

Издательство «Финансы и статистика»

101000, Москва, ул. Покровка, 7

Телефоны: (095) 925-35-02, 923-80-42, факс (095) 925-09-57

Великолукская городская типография

Комитета по средствам массовой информации и связям

с общественностью администрации Псковской области,

182100, Великие Луки, ул. Полиграфистов, 78/12

Тел./факс: (811-53) 3-62-95

(год образования 1981-й) негосударственное высшее учебное заведение, имеющее сеть филиалов в РФ и СНГ. Соучредители Академии Министерство общего и профессионального образования России, Администрация Московской области, АО «ЦСТЭ-Интур Центральный совет по туризму». В соответствии с государственной лицензией Академия туризма готовит специалистов на факультете менеджмента туризма по шести специализациям:

· менеджмент гостеприимства;

· менеджмент туризма и путешествий;

· финансовый менеджмент в туризме;

· экологический менеджмент;

· менеджмент иностранного туризма;

· правовой менеджмент в туризме.

Академия имеет аккредитацию Министерства общего и профессионального образования РФ (1997 г.), что подтверждает соответствие ее профессионально-образовательных программ государственным требованиям.

В Академии реализуется концепция непрерывного обучения, что дает возможность последовательно пройти подготовку от лицейских классов до высшей школы и последипломного образования, получить дипломы бакалавра, специалиста, магистра, кандидата наук.

На очное отделение Академии принимаются лица со средним образованием. Подготовка специалистов производится по программам государственного образовательного стандарта. По окончании обучения выдается диплом о высшем образовании государственного образца с квалификацией «бакалавр менеджмента туризма» (срок обучения 4 года) и «специалист менеджмента туризма» (срок обучения 5 лет).

В ходе обучения студенты направляются на зарубежную стажировку. Им предоставляется возможность участия в студенческом научном обществе и работа в студенческих туристских фирмах.

В соответствии с учебным планом студенты могут получить сертификаты экскурсовода, туроператора, гида-переводчика, экономиста, менеджера по правовым вопросам в туризме.

На заочном отделении для лиц, имеющих высшее образование, проводится двухгодичное обучение, по окончании которого выдается диплом о втором высшем образовании. Для лиц, не имеющих высшего образования, обучение проводится по полной программе (5 лет).

Факультет экологического туризма создан в 1994 г. как структурное подразделение Российской международной академии туризма с целью подготовки бакалавров-менеджеров со специализацией «Менеджмент экологического туризма». Выпускникам выдается диплом государственного образца. Срок обучения 4 года.

Учебный план включает базовые естественнонаучные (общая и социальная экология, математика и информатика, картография, физическая и экономическая география) и гуманитарные дисциплины (философия, экономика, социология, этнография, немецкий и английский языки), а также ряд специальных туристских предметов (экскурсоведение, туроперейтинг, страноведение) и дисциплины специализации.

План обучения в каждом семестре обеспечивает органичное сочетание предметов трех стержневых разделов: экологии, туристики и общеобразовательных гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. При этом, число предметов, формирующихся на стыках основных разделов плана (например, курс «Природа и история цивилизаций» или «Компьютерные модели экосистем»), уменьшается к последнему году обучения, а количество дисциплин собственно экологических и туристских, напротив, возрастает.

На факультете повышения квалификации реализуется ряд программ дополнительного к профессиональному образования по профилям туристских профессий от интенсивной переподготовки до повышения квалификации (от 2 дней до 1 года). При составлении учебных программ учитываются пожелания слушателей. В числе программ дополнительного образования:

· переподготовка военнослужащих, увольняемых в запас, по программе обучения TACIS, координатором которой является Министерство общего и профессионального образования РФ, с выдачей государственного диплома о переподготовке;

· переподготовка специалистов с высшим образованием по курсу «Менеджмент туризма» с 4-недельной стажировкой в турфирмах (3,5 мес., 694 часа) с выдачей государственного диплома о переподготовке;

· сертификационный семинар «Индустрия туризма» (заочно, 3 мес.) с выдачей совместного сертификата РМАТ и Международного института менеджмента (Нью-Йорк);

· сертификационные семинары по повышению квалификации с выдачей государственного свидетельства о повышении квалификации / государственного удостоверения о краткосрочном повышении квалификации / сертификата Академии:

Осуществляется набор соискателей в аспирантуру по специальностям:

· 130008 «Теория и методика профессионального обучения»

· 080030 «Экономика предпринимательства».

Формы обучения: очная, заочная, соискание на ученую степень кандидата наук. Предоставляется возможность защиты готовых диссертаций на ученую степень кандидата наук.

Преподавание ведут профессора и доценты Российской международной академии туризма. Московского госуниверситета им. Ломоносова, институтов Российской академии наук и др. вузов Москвы.

Принимаются российские и иностранные граждане, имеющие полное среднее образование.

Выпускникам Академии оказывается содействие в трудоустройстве

Учебно-методическое пособие основы спортивной тренировки сураж 2Квартальнов Валерий Александрович2

Читать также:  ГОРОСКОП ДЛЯ ВОДОЛЕЯ НА МАЙ ФИНАНСЫ

Зорин Игорь Владимирович — внес значительный вклад в развитие теории и методологии туризма, что нашло отражение в его многочислен— ных книгах и монографияхЗ. В его серии монографий «Феноменология путешествий» впервые представлено философское осмысление феномена путешествий, туризма, туристской дестинации.

Виль Савельевич (1930-2008) впервые системно обобщил в начале 1990—x rr информацию о компонентах складывающейся в России туристской отрасли и адаптировал эту информацию для учебного процес—

Одни из первых в научной и методической литературе вопросы

ского природопользования в 1970—e и 1980—e годы были отражены в изда— ниях Чижовой Веры Павловны5 и Штюрмера Юрия Александровичаб.

Важное значение для развития туристского мышления у специалистов и студентов имеют оригинальные труды Владимира

‘Путрик Ю.С. Становление и развитие государственной политики Российской Федерации в области туризма: 1991-2007 rr.: монография/Ю. С. Путрик. — М.: Изд—

5 ЧижоваВ.П.Рекреационные нагрузки в зонах отдыха. М.: «Лесная промышлен- ность», 1977, 48 с.

6 МтюрмерЮ.А.Методические рекомендации по охране природы в учреждениях туризма. М.: ЦРИБ «Турист», 1976, 36 с.

Забаев Юрий Валентинович — видный ученый, автор оригиналь- ных концептуальных разработок по проблемам и научному обеспечению и гостиничного дела на международном и национальном уровнях, а тaкиe на уровне конкретного предприятия. Одним из первых разрабатывал и при— менял математические модели систем в туризме2.

В области педагогики средствами туризма необходимо отметить моно— графическое произведение Константинова Юрия Сергеевича, в которой комплексно и всесторонне представлены методологические основы органи— зации детского туризма на национальном и региональном уровнях с учетом исторического опыта в этом направлении°.

Биржаков Михаил Борисович издатель популярного среди про— фессионалов туристского бизнеса, научных работников и преподавателей журнала «Туристские фирмы» (издавался в 1993-2009 rr.); автор учебни— ка «Введение в туризм», выдершавшего 11 изданий и целого ряда анали— тических и публицистических произведений, изданий монографического типа по самым различным аспектам туристской деятельности (транспорт и туризм, делопроизводство в сфере туризма, туристская терминология, история туризма, безопасность туризма, законодательство в сфере туризма и др.). Работы Биржакова М.Б. сыграли на определенном историческом этапе значимую роль в формировании у властной элиты современного мировоззрения и отношения к отрасли туризма.

Соколов Александр Сергеевич являясь в 90—x годах XX столетия председателем впервые сформированного Комитета по физической куль— туре, спорту и туризму Государственной думы РФ, заложил в 1996 году основы законодательства в области туризма в Российской Федерации, воз— главив работу по созанивэ и принятию Федерального закона «Об основах туристской деятельности», действующего уже более 15 лет.

Абуков Алексей Хуршудович (1919-2003) и Пугиев Виктор Георгиевич, в течение многих лет возглавлявшие Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС, своими научными трудами

В.С. Инновации в туризме: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 3-e изд. 2010, 208 с.; Новиков В.С. Организация туристской деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образова— ния/В. С. Новиков. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 336 с. — (Бака—

Ярочкин Анатолий Иванович (1954-2011), возглавляя Федеральное агентство по туризму, внес большой вклад в организацию научных исследо— ваний по обоснованию формирования особых экономических зон турист— ско—рекреационного типа в России.

Писаревский Евгений Леонидович своей кандидатской диссертаци— ейЗ, написанной в 1999 г. открыл новое направление исследований в юриди— ческих науках — научную школу правового обеспечения туризма, по кото— рому уже выполнено более 30 диссертационных исследований, является главным редактором журнала «Туризм: право и экономика». Достижения отечественной науки о туризме в области права блестяще обобщены им в докторской диссертации’ в 2012 г. Выступил инициатором издания серии учебников, обобщающих знания о туризме по отраслям наук.

Значимый вклад в развитие научного обеспечения туризма и внедре— ние инноваций в сфере туризма Российской Федерации внесли: прези— дент Российского союза туриндустрии, председатель Комитета по туриз— му и гостиничному хозяйству г. Москвы Шпилько Сергей Павлович, работавший председателем Комитета по туризму РФ, зам. председате— ля Государственного комитета РФ по физической культуре и туриз— му; Стржалковский Владимир Игоревич, работавший руководителем Федерального агентства по туризму (Ростуризм) и Шенгелия Натэла Отаровна, работавшая зам. руководителя Ростуризма.

Заметный вклад в развитие науки о туризме внесли академик PAO Новиков Александр Михайлович (1941-2013) — в области педагогики и теории туризма, Кружалин Виктор Иванович и Александрова Анна Юрьевна — в области рекреационной географии и туризма, Морозов Анатольевич — экономическими исследованиями туристских дестинаций, Чудновский Алексей — исследованиями в области менеджмента туризма и гостеприимства, Родигин Леонид Андреевич работами в области информатизации туризма.

Среди ученых стран CHF, известных своим вкладом в научные иссле— дования туризма, необходимо отметить Пирожника Ивана Ивановича (Республика Беларусь) — в области рекреационной географии и

‘АбуковА.Х.Туризм на новом этапе: социальные аспекты развития туризма в CCCP. М.:Профиздат, 1983. — 295c.

(Украина) — в области концептуальных основ теории

Среди других зарубежных ученых, внесших выдающийся вклад в нау— ку о туризме, следует отметить лауреатов премии Улисса ЮНВТО’.

С 2003 года ЮНВТО присуждает премию Ulysses Awards за достиже— ния и инновации в области туризма, которые согласуются с Глобальным эти— ческим кодексом туризма и Целями развития тысячелетия ООН. Премия Улисса ЮНВТО присуждается известным в мире ученым, работающим будь то в академических, правительственных или частных организациях, за выдающийся вклад в инновации и знания в сфере туризма. Лауреатами премии Улисса ЮНВТО являются следующие ученые: (США); Дж. Р. Брент Ричи (Канада); Джафар Джафари (США); Дэвид Эйри (Великобритания); Бернар Моруччи (Франция); Паутина Шелдон (США); Крис Купер (Новая Зеландия); Кэй Чон (Гонконг, Китай); Коэн (Израиль); Тедж Вир Сингх (Индия).

В 2001 году, в предисловии к монографии «Туристика»2, профессор Джафар Джафари отметил, что изучение туризма представляет область интересов многих наук и дисциплин: истории, политологии, социологии, философии, географии, экологии, психологии, антропологии, экономики, маркетинга, и подчеркнул важность становления и развития науки о туриз— ме. По мнению ученых отечественной научной школы В.А. Квартальнова и И.В. Зорина эта наука, называемая ими туристикой, синтезирует данные различных научных дисциплин, изучающих туризм, и формирует целост— ную концепцию туризма. В указанной выше монографии авторы анали— зируют концепции развития комплексной науки о туризме на различных исторических этапах развития туризма в России: просветительская, пред- принимательская, идеологическая, экономическая и социокультурная. Авторами предложена гносеологическая модель науки о туризме, включа- кіщая элементы и отношения между ними. К элементам относятся: турист (субъект); индустрия туризма (объект) и туристский продукт (предмет туристики). Отношения включают в себя рекреационные потребности, рекреационную деятельность, туристские услуги, технологии производ- ства услуг, туроперейтинг (туроператорскую и турагентскукі деятельность) и анимацию. К клкічевым понятиям науки о туризме авторы относят: туризм, турист, экскурсант, туроператор, туристский пакет, туристская индустрия (индустрия туризма), туристский оборот, туристские потребности, мотив (мотивация), туристские услуги, туристский продукт, туристский рынок, туристский спрос. Впервые предложена количественная типология поня— тий и параметризация научных школ туризма. В рамках аксиологического

Читать также:  УКАЗ Президента РФ от 11.12.97 N 1278 (ред. от 14.02.2001) "О МЕРАХ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ"

Академик Российской академии образования А.М. Новиков также отмечает, что наука о туризме, по существу, представляет собой целый комплекс наукl, причем за последние десятилетия фронт научных иссле— дований в области туризма значительно расширился в связи с бурным раз— витием самой отрасли туризма. Все научные исследования в сфере туризма А.М. Новиков разделяет на следукіщие группы: 1) исследования по основа- ниям науки о туризме: туристское науковедение, теоретическая туристи— ка, методология туристики и туризма, логика туристики, история туризма, сравнительная туристика, организация и управление в туризме; 2) исследо- вания по видам туризма:социальный туризм, корпоративный туризм, экс— педиционный туризм, водный и подводный туризм, дачный туризм и

Центральная область: естественные науки,

науки, технические науки

Профессор Зорин И.В. отмечает, что «благодаря последним структур— ным исследованиям понятийной базы туризма (А.И. Дорин, 2003) доказа— но, что тексты, сформированные в рамках туристики, организуются двумя дополняющими друг друга ортогональными константами: туризмом и путе— шествием. Именно эти константы организуют специфические поля социо— культурного освоения времени — пространства под воздействием туризма.

Предметная область — множество всех предметов, свойства которых и отношения между которыми рассматриваются в научной теории («Советский энциклопедический

Анализируя феномен путешествия, И.В. Зорин выделяет следующие концептуальные подходы и взгляды на предмет исследования: zеоzрафиче- ский;zносеологический;деятельностный;аксиолоzический,подчеркивая, что учение о феномене путешествия следует называть феwоменологиейпутеше- ствия, и делает следующие выводы2.

  • Туристика как феноменологическая наука изучает феномен путе—
  • Феномен путешествия проявляется в том, что в разные периоды времени путешествия были способны оказывать решающее воздействие на строго определенные процессы в развитии цивилизации и на ее сегменты.
  • В научно—предметном плане туристика исповедует принцип транс— цендентально—феноменологической редукции, который позволяет перейти от обыденной и общепринятой установки по отношению к миру (напри— мер, индустриально—туристской или экологической) к рефлектированной (например, рекреационной). Тем самым редукция открывает трансцен— дентнук› сущность туризма, для которого все существующее становится
  • Туристика включает восемь крупных феноменологических разде— лов: этнологикі путешествий; мифологию путешествий; философикі путе— шествий; апостольство путешествий; Великие географические открытия; индивидуализацикі путешествия; индустрикі туризма; рекреацию.

мологии. По мнению авторов, основным принципом туризмологического подхода является понимание сущности туризма как формы естественно— общественного бытия и жизнедеятельности путешествующего челове— ка. Туризмология представляется междисциплинарной наукой, которая консолидирует: философию туризма, исследукіщую «жизненный мир» путешественника, аксиологический, морально и эстетически ценностный аспекты туристских событий; геоzрафиютуризма,сосредоточенную на про— странственно—временных закономерностях функционирования туризма; социологические исследования туризма; культуролоzию туризма, которая анализирует гуманизирующую, «человекотворческую» миссию туризма; психологию туризма,исследующую индивидуальные особенности путеше— ственника и тесно связанную с этическими и эстетическими ценностями туристов, а также экологизацией сознания путешественников. Педагоzика туризмарешает проблемы профессиональной подготовки специали— стов туристского дела, а праксеология туризма обеспечивает осмысление туристской практики. Предметом исследований в туризмологии становят— ся правоведческие,политолоzические,конфликтологическиеи другие аспек— ты научного осмысления туризма.

Философию туризма, географию туризма, социологию туризма, эко— логию туризма, культурологию туризма, этику туризма, педагогику туриз— ма, психологию туризма, конфликтологию туризма авторы рассматрива— кіт в качестве теоретико—методологических составляющих туризмологии, а к институциональным основам туризма и туризмологии относят госте— приимство, технологию туризма, рекреацию, анимацию в туризме, эконо— мику туризма, экскурсологию, музееведение (музеелогию), туристское право, политологикі и информатизацикі туризма.

По мнению авторов, «в совокупности они формируют целостное туриз— мологическое знание, помогают исследовать феномен туризма во всем его многообразии, вырабатывать культуру мышления у специалистов сферы туризма, обеспечивать достойный ответ вызовам, проблемам и угрозам, присущим цивилизации XXI в.»’.

Швейцарский ученый, президент Международной ассоциации научных экспертов по туризму (АИЭСТ), П. Келлер также считает науку о туриз— ме междисциплинарным феноменом. Однако он отмечает, что «туристские исследования связаны со многими материнскими дисциплинами и могут попасть в ловушку мультидисциплинарности, так как каждая дисциплина сохраняет свокі методологию и допущения неизменными вне зависимости от событий, происходящих в других дисциплинах. То есть шаг к междисци— плинарности, при котором происходит смешение методов и всех

«Монограф»). — С. допущений, еще не сделан. Мультидисциплинарность обогащает каждукі из сторон академического сообщества. Но она же одна из главных причин, почему туризм еще не стал единой совокупностью знаний и почему он часто не признается как самостоятельная дисциплина, особенно в терминах клас— сической университетской науки»’. П. Келлер подчеркивает, что только меж— дисциплинарный подход, интегрирующий в себе знание соответствующих материнских дисциплин, может обеспечить целостность туристского знания. Такой подход вбирает в себя большинство положений и методов из наук, занимающихся туризмом, и позволяет создать самостоятельную дисципли— ну. В противном случае такая дисциплина не будет полностьвэ автономна.

Междисциплинарность и комплексность науки о туризме подтвержда— мире числа диссертационных исследований и диверсификацией их тема— тики, посвященной множеству аспектов развития современного туриз— ма и охватывающей все большее количество научных отраслей, направ— лений и специальностей. Примером, иллюстрирующим этот процесс, может служить анализ тематики отечественных диссертаций, выполнен— ных на соискание ученой степени кандидата и доктора наук за последние 18 лет, т.е. в конце XX — начале XXI века2. По информации из базы данных Российской государственной библиотеки за указанный период написано и успешно защищено 850 диссертаций на соискание ученой степени кан— дидата и доктора наук, в наименовании тем которых содержатся термины

«туризм» и «туристский», по 14 отраслям

Наибольшее количество диссертаций по туристской тематике защище— но по экономическим, педагогическим, юридическим и социологическим наукам и наукам о Земле. По другим отраслям науки (культурология, тех— нические, исторические, философские, филологические науки, психологи— ческие, политологические, биологические, сельскохозяйственные науки) их существенно меньше.

Читать также:  КАКОЙ ПРЕДМЕТ ИЗУЧАЕТ ФИНАНСЫ

На графике (рис. 1.4), иллюстрирующем динамику научных иссле— дований в сфере туризма по данным РГБ, виден устойчивый рост охвата множества отраслей наук в период 1995-2008 rr. и стабилизация этого зна— чения в последующий период.

Основываясь на вышеприведенных исследованиях, издание серии учебников, среди которых данный учебник «Основы туризма», а тaк— иe «История туризма»; «Экономика туризма»; «Маркетинг

«Менеджмент туризма»; «Информационное обеспечение

«География туризма»; «Государственное и муниципальное управление в сфере туризма»; «Безопасность туризма»; «Правовое обеспечение

‘КеллерП. Основы туристского образования и исследований туризма в современ— ном обществе. — «Вестник PMAT» №2, 2011. — С. 4.

2 Данные для анализа предоставлены аспирантом И. ма», «Статистика туризма», представляется системным вкладом в созида— ние будущего величественного «здания» науки о туризме, поскольку его предстоит возводить будущим молодым ученым, которые освоят комплекс— ные знания о туризме в системе научных знаний по данным учебникам.

Вceгo диссертации Количество отраслеи

Количество отрамеи иаук

2005 Z006 2007

Рис. 1.4. Рост количества научных исследований в сфере туризма (по данным PГБ)Таким образом, наука о туризме (туристика, туризмология, туриз— моведение) — комплексная междисциплинарная наука, объектом которой является сфера туризма, а предметом исследования — совокупность явле— ний, процессов, результатов, связей и отношений, возникающих в соци— ально—экономической, гуманитарной, личностной, культурной, политиче— ской и иных предметных областях туристской деятельности, деятельности

научные дисциплины: философиютуризма,историютуризма,zеографию туризма, социологию туризма, кулътуролоzиютуризма, психологию туриз- ма, этику туризма, педагоzику туризма, туристское право, политолоzию туризма, конфликтолоzиютуризма, экологию туризма, технологию туризма и zостеприимства,рекреалоzию,экономикутуризма, менеджмент туризма, маркетинг туризма, статистикутуризма, информатизациютуризма, экс—

наука о туризме еще не выработала собственнувэ методологию исследова— ния, а применяет методологии составляющих научных дисциплин.

В заключение — еще одно сравнение. Можно отметить, что туризм как объект действительности реально стал объектом научного изучения. По мере того, как туризм попадает в поле зрения разных наук, появляется необходимость выделения специфических для каждой из наук сторон этого объекта научного изучения в соответствии с определенными задачами. При этом каждая из наук выделяет свой предмет изучения, внося свой вклад в формирование комплексной науки о туризме на основе междисциплинар— ного подхода, подобно процессу огранки алмаза. Так что науке о туризме трудами будущих исследователей еще предстоит стать «бриллиантом», но этот процесс уже начался. Контрольные вопросы к главе

  • Каким образом появились первые знания о туризме и путешествиях? Какого характера были первые знания о туризме? Какой вклад они внесли в мировую копилку туристских знаний?
  • Какие аспекты путешествий прошлого отражены в самых ранних сохранившихся сведениях о туризме? Каковы были основные цели и мотивы путешественников прошлого?

‹. С позиций каких наук исследуется современный

s. В рамках каких наук проводились первые исследования

  • дение кафедр и образовательных учреждений туристского профиля? Что это были за институты?
  • Какие особенности эволюции науки о туризме отражает хронология развития знаний о туризме? (Проанализируйте таблицу).
  • Какое значение имело появление специализированных туристских журналов? Какие проблемы развития туризма они освещали? Какова динамика развития специализированных журналов в области туриз— ма? Как изменилась тематика исследований, получивших отражение на страницах журнальных и книжных изданий?
  • Какова проблематика современных туристских исследований? С какими факторами развития туризма как глобального феномена это связано?
  • Чем вызвана необходимость единой туристской терминологии? С чем связано разнообразие определений туризма? Каковы совре— менные определения терминов «туризм», «турист», «экскурсант»,

Квартальнов, В. — Теория и практика туризма

Квартальнов, В. А. Теория и практика туризма: учебник для вузов / В. А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 671 с. — ISBN 5-279-02685-9.

Туризм. От автора

Цель учебника — дать системное изложение основных положений, определений и дефиниций, раскрывающих содержание, характер, тенденции, основополагающие принципы развития
феномена международного сообщества XX века — туризма — туристского комплекса, туристского движения, туристской деятельности и туристского рынка.
Туризм не только явил миру свой неисчерпаемый потенциал, но и определил конкретные законы своего экономического и со циального развития на законодательном уровне как в национальных границах государств и стран, так и в системе всемирных туристских связей.
Эволюция количественных показателей международных туристских обменов XX века ставит перед всей туристский общественностью, функционерами, работниками, менеджерами, руководителями и персоналом проблему качественно иных, подчеркиваю, революционных, изменений в туристском бизнесе и отношениях, выдвигаемых новыми вызовами XXI века-века ресурсов, информации и услуг.

Знание студентами — будущими протагонистами (социальными участниками) и организаторами невиданного ранее туристского бума наступающего XXI столетия человеческой цивилизации — основ туризма, его мировых, национальных и региональных особенностей и закономерностей, его философия и технологии, систем управления (менеджмента) и продаж (маркетинга) явится той устойчивой базой, способной подчинить туристский бум логике регулирования, квалифицированных умений и навыков молодых специалистов, вбирающих в себя опыт стран, народов и столетий.
Учебник состоит из пяти частей, раскрывающих основные принципы и историю туризма, мотивацию туристских путешествий, экономику туризма, специфику туристского маркетинга и, наконец, эволюцию туристского рынка, поскольку сам туризм не только формирует и дополняет общероссийские и всемирные туристские связи и движения, но и репродуцирует и расширяет рынок спроса, сбыта и занятости.

Учебник вобрал в себя не только опыт, размышления и суждения самого автора, но и его многочисленных коллег по Российской международной академии туризма, туристским объединениям СССР и России, по Всемирной туристской организации (ВТО), ЮНЕСКО — Организации Объединенных Наций по проблемам образования, науки и культуры (поскольку в октябре 1999 г. в Париже состоялось утверждение международной кафедры ЮНЕСКО по культурному туризму в целях мира и развития с участием Российской международной академии туризма), самой ООН — Организации Объединенных Наций, а также других многочисленных советских, российских и зарубежных ученых и специалистов, посвятивших себя туризму. Важными источниками явились официальные документы, журнальные статьи и газетные публикации, встречи с туристскими деятелями, общение с аспирантами и студентами.
Учебник может служить теоретической основой для студентов туристских вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент туризма» и «Менеджмент гостиничного хозяйства».

Выражаю благодарность выпускникам РМАТ 1999 г. С. Кузнецовой, Е. Куликовой, С. Стояновой, Л. Туркиной и Ю. Федотовой за содействие в подборе и анализе фактологического материала, включенного в учебник.

В. А. Квартальнов, доктор исторических наук, профессор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *