МАЛЕНЬКАЯ ТЕМА О ФИНАНСАХ

Детям о финансах.

Создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан. Финансовое поведение осуществляется человеком в различных ситуациях и состоит в решении самых разнообразных задач. Грамотность финансового поведения определяется рациональностью и обоснованностью тех выборов, которые осуществляет человек в этих ситуациях. Финансово грамотное население характеризуется тем, что ежемесячно ведет учет расходов и доходов семьи, живет по средствам – без излишних долгов, осуществляет финансовое планирование на перспективу (готовность к непредвиденным обстоятельствам и подготовка к пенсии), приобретает финансовые продукты и услуги на основе выбора, ориентируется в вопросах финансовой сферы. В целом суть финансовой грамотности можно определить, как способность максимально  осознанно и ответственно подходить к решению любых финансовых вопросов на протяжении всего жизненного цикла человека. Применительно к дошкольнику, находящемуся на начальном этапе жизненного цикла, закладываемые способности управления финансами являются ничем иным, как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании азов, предпосылок финансовой грамотности. Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка бережливости (продление жизни готовой вещи), деловитости (практические навыки овладения) и рационального поведения в отношении простых обменных операций (хорошо подумать, прежде чем чтото сделать «7 раз отмерь, 1 раз отрежь»), трудолюбия (качество, когда ребёнок не только знает, что все хорошо работают, но и проявляет своё отношение к этой деятельности), здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по формированию ФГ необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.

На уровне развития каждого ребенка следует выделить следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности: — познакомить дошкольников с денежной сферой жизни, сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

— заложить основы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги;

— дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления; обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;

— подготовить к принятию своих первых финансовых решений, способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;

— стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; положить начало формированию финансово-экономического мышления;

— сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;

— содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника. В процессе формирования и развития личности ребенка обучение и воспитание неразделимы.

Единство обучения и воспитания – важнейшее условие эффективности образовательной деятельности.

Поэтому при организации образовательной основных воспитательных задач можно выделить: — стимулирование интереса к изучению мира финансов;

— активизация коммуникативной деятельности детей;

— формирование у детей положительной мотивации к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;

— повышение ответственности и самоконтроля — качеств, необходимых для достижения успеха в жизни; — воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестного отношения к посильному труду семьи, друзьями, соседями;

— воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтроля, уверенности в себе, поиск наилучшего выхода из ситуации;

— воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам. Знания основ финансовой грамотности детьми дошкольного возраста выражаются в их аналитико-синтетических умениях, способности к обобщениям и классификации, в умении решать занимательные задачи с экономическим содержанием и применять полученные знания в новой ситуации, т.е. в финансовой компетенции воспитанников.

Мы коллекционируем ценные уроки, благодаря которым читатели Тинькофф Журнала учились или учатся управлять бюджетом.

У героини этого выпуска папа хорошо зарабатывал и умело распоряжался семейным бюджетом — правда, мог и потерять пару миллионов на рискованных сделках. Но отец не посвящал ее в детали своего бизнеса и не рассказывал, как ему достаются эти деньги, поэтому учиться финансовой грамотности героине пришлось на собственных ошибках, попадая в ловушки кредиток и сталкиваясь с недобросовестными заказчиками.

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Финансовая дисциплина

Мне 28 лет, я из Поволжья. Уже почти 10 лет живу в Москве. Работаю . Моя официальная зарплата — 100 тысяч рублей, но я понимаю, что этого категорически недостаточно. Пытаюсь ежемесячно записывать расходы, но от этого не начинаю тратить меньше. Видимо, комфортная жизнь мне дороже. Зато благодаря учету трат получается не отрываться от реальности. Я  знаю, сколько трачу и к чему мне стремиться в доходах.

Есть ощущение, что для повышения уровня дохода мне не помогает экономить, только пресловутое «больше зарабатывать». Недавно я прорабатывала с психологом запрос, что не могу копить деньги и откладывать. Оказалось, что при моих тратах это просто невозможно. И единственный путь — увеличивать зарплату и искать дополнительные источники дохода. Мой план — договориться о повышении на текущей работе, найти арендатора на мою квартиру, поднять цену на фриланс.

С фрилансом сейчас завязала, а если ко мне обращаются знакомые, ставлю сразу высокую цену на свои услуги. Раньше брала по  рублей за проект, сейчас меньше чем за 30 тысяч делать ничего не буду. Как правило, знакомые сразу отваливаются, но я иду на принцип и не снижаю цену. Зато теперь ценю свой труд. А некоторые предлагают поработать и за 5 тысяч рублей — даже хочется нагрубить в ответ, когда получаю такие предложения.

Повышаю финграмотность, читая блог «Девушка с деньгами», Тинькофф Журнал, книги про мировую экономику, управление финансами и бюджет. Среди остального контента полезную информацию собирала по зернышку: увидела, что можно сократить доступный лимит по кредитке, в  видео на «Ютубе» — модель составления годового бюджета. Прошла курс «Как зарабатывать на кредитке», но, на мой взгляд, он больше вредит, чем помогает, потому что дарит людям надежду повысить доход таким образом, а в реальности это мало кому удается.


МАЛЕНЬКАЯ ТЕМА О ФИНАНСАХ

МАЛЕНЬКАЯ ТЕМА О ФИНАНСАХ

Первые уроки

Осваивать искусство обращения с деньгами я начала уже во взрослом возрасте. К сожалению, в нашей семье не принято было этому учить детей. Работал только папа, и распределял финансы. Он один понимал, откуда берутся деньги и как ими нужно распоряжаться.

этого у меня сложилось впечатление, что в семье должен работать только мужчина.

Я знала, что у папы свой бизнес, он всегда пропадал на работе, поздно приходил домой и рано уходил. Он никогда не обсуждал со мной работу и не делился подробностями о своем бизнесе, считая, видимо, что не женское это дело. Мой отец довольно патриархален. Уверена, я была мальчиком, относился ко мне и готов был рассказывать, как зарабатываются деньги. роль в воспитании дочери заканчивалась на том, что он оплачивал мою учебу, закрывал мои потребности и следил, чтобы я не связалась с плохой компанией.

я и сама не проявляла особого интереса к его работе и не вникала, что он делает. Сейчас жалею об этом. Думаю, что многое упустила. Считаю, что с детьми нужно быть ближе и рассказывать им, как работают деньги. Очень важно говорить с ребенком о том, что ты делаешь на работе. Я просто знала, что у папы всегда есть деньги, но как именно они ему достаются — не имела понятия, а зря.

Подозреваю, что бизнес был не единственным папиным источником дохода. Несмотря на то что отец зарабатывал достаточно, чтобы оплатить поездку в Европу для всей семьи, купить дорогую машину, дом или квартиру, иногда он совершал очень рискованные финансовые операции и мог потерять несколько миллионов — не всегда его вложения были удачными. И тогда, наверное, ему приходилось брать деньги в долг или оформлять кредит, просто мы с мамой об этом не знали. Сам он при этом постоянно говорил мне, что ни в коем случае нельзя ни у кого просить в долг и брать кредиты.

Больше времени я проводила с мамой, которая никогда не работала и за день могла спустить бешеные деньги, даже по нынешним меркам. Думаю, это происходило, потому что у нее в голове не было понимания, как достаются такие деньги и как это — работать.

Плюс, насколько я знаю, мама пару раз брала кредиты, когда папа не давал ей денег на очередную шубу. И тогда папе приходилось закрывать долг за нее. К сожалению, от мамы я могла научиться только тратить огромные суммы на импульсивные покупки и верить в то, что богатый муж раздаст все твои долги за тебя.

Первые деньги

Первые деньги у меня появились лет в шесть, когда родители и дедушка начали отдавать мне свою мелочь. Тратила их на жвачки и конфеты. Также деньги приходилось просить у папы, объясняя, на что именно ты их берешь. Финансами распоряжалась свободно, учет расходов не вела, так как была уверена, что в семье есть деньги и мне заботиться об этом не нужно.

К десятому классу из карманных денег отложила около 15 000 ₽ себе на брекеты. Меня мотивировало желание иметь красивую улыбку — это было очень важно. Копила легко и без напряга. Конечно, у меня была менее обеспеченная семья, откладывать сложнее, но с учетом того, что все остальные мои потребности закрывались, это не составило труда. На самом деле в этом даже не было необходимости, просто процесс накопления превратился в квест и игру для меня.

Читать также:  У меня собрана подушка безопасности семьи или отдельного человека

Между десятым и одиннадцатым классом все лето работала и купила в квартиру кондиционер. Работала у папы на пятидневке, с 8 до 17 часов. Думаю, отец таким образом удовлетворил свою потребность меня контролировать, потому что боялся, что летом без школы я буду слишком легкомысленно проводить время.


МАЛЕНЬКАЯ ТЕМА О ФИНАНСАХ

Зарабатывала около 15 тысяч рублей в месяц. Выполняла обязанности секретаря, иногда делала первичную бухгалтерскую документацию или участвовала в . Этот опыт дал мне понимание, что значит самой зарабатывать деньги и самой ими распоряжаться. До этого обо всех тратах нужно было отчитываться папе. Мне это не нравилось и доставляло большой дискомфорт.

Я училась на маркетолога, но университет не дает нужных знаний в этой сфере. В вузовском образовании не хватает практики. Например, нет реальной работы с , рекламой в интернете и так далее.

После первого курса я также работала все лето, на этот раз продавцом в сетевом магазине одежды. Мне хотелось быть самостоятельной и не зависеть от папы. График был хаотичный — идеальная работа для студента. Доход был плавающий, сумма зависела от количества отработанных часов. Первая зарплата была около 17 тысяч рублей.

И крупным приобретением снова стал кондиционер, но уже в новую квартиру, которую мы тогда купили. Кондиционеры вешала всегда в свою комнату. Комфорт ценю до сих пор.


МАЛЕНЬКАЯ ТЕМА О ФИНАНСАХ

Финансовое достижение

Года три назад, понимая, что все заработанные деньги спускаю непонятно на что — никаких накоплений нет, крупных покупок тоже, все уходит на ерунду, — взяла квартиру в строящемся доме в ипотеку. Решила, что в этом случае деньги пойдут на полезное дело. Также казалось, что это будет меня дисциплинировать и мотивировать на лучшие заработки. Жилье купила выгодно и по доковидным ценам — буквально успела в последний вагон.

На тот момент это сработало. Действительно, с ипотечным платежом оставаться на старой работе и параллельно выплачивать аренду было невозможно, и я с легкой душой ушла в другую компанию. Это случилось в  2019 года. Ипотека на меня давила, потому что жилье еще строилось и было непонятно, за что я плачу. Получалось, что только за гипотетическую возможность иметь свою квартиру, так как физически объекта я не видела.

Сейчас платеж по ипотеке — 20 000 ₽, выплачивать осталось 12 лет.

Финансовая ошибка

Моей финансовой ошибкой считаю фриланс в течение двух лет — с середины 2020 до весны 2022 года, когда я ушла из крупной компании, где работала на проектах по сдельной оплате. Мне надоела напряженная атмосфера в офисе, хотелось более свободного и удобного именно для меня графика. Тогда я бесконечно верила, что фриланс приведет меня к успеху и я обязательно начну много зарабатывать, но увы.

До перехода на фриланс я долгое время зарабатывала по  рублей в месяц, потом недолго — по 80 тысяч. Это было около лет. На фрилансе доход был разным. Иногда 50 тысяч в месяц, иногда 140 тысяч. Простоя у меня не было никогда, каждый месяц выходило 50 тысяч.

Но я потеряла себя как профессионала на крупных проектах и ухудшила этим свое резюме, потому что работодатели всегда смотрят на компании, в которых ты работал. А если ты фрилансил для ООО «Рога и копыта», это никому не интересно, даже если ты заработал там больше денег, чем в условном «Проктер энд Гэмбл». Да, в свободном плавании может быть больше креатива, но меньше масштаба, в том числе финансового.

Потом мне не повезло связаться с заказчиком, который систематически не платил своим подрядчикам, а времени на него я потратила уже немало. Получала свои деньги с трудом. Каждый месяц этот клиент говорил, что вот в следующем уж точно заплатит. Конечно, вопрос ко мне, как я в это вляпалась и как так долго позволяла вешать себе лапшу на уши. такого не допустила. Это было мне хорошим уроком.

Такая нестабильность доходов привела меня в ту финансовую точку, где я сейчас, с кредитками и кредитами. Я начала тратить с кредитки, рассчитывая, что заказчик со мной расплатится и я быстро погашу долг. В итоге он действительно все мне выплатил, но только через восемь месяцев после того, как я прекратила с ним сотрудничество. Вышла я из этого фриланса с минусом на кредитке около 200 тысяч рублей и примерно с 300 тысячами долга перед друзьями и родственниками.

Считаю, что мне не повезло с клиентом, и это была главная проблема. Если вы уверены в своем заказчике, то все будет ок. Мой личный принцип — держать свои обещания, в том числе финансовые, к сожалению, у моего заказчика такой установки не было. Также сыграло то, что лимит по кредитке увеличивался автоматически. И я даже не замечала, как он рос. Максимальный лимит в итоге достиг 770 тысяч рублей, но столько я никогда не тратила. Сейчас не  делать лимит больше одной зарплаты, а тогда не отследила этот момент.

Ценность денег

Первый раз отношение к деньгам изменилось в , когда я начала регулярно зарабатывать. Мне стало важно иметь собственные деньги и ничего ни у кого не просить.

Второй поворотный момент случился в марте 2022 года, когда я опять ушла в наем. Работу нашла легко на «Хедхантере». Вернулась в офис на пятидневку. Перестроиться было несложно, так как у меня уже был пятилетний опыт работы в корпорациях. Но подобный график считаю странным, советским и не подходящим лично мне.

Работа дала мне чувство стабильности и уверенности в завтрашнем дне — фриланс мне этого ощущения не давал. Кроме того, кажется, именно работа в офисе и регулярные поступления денег заставили меня очнуться и увидеть долг по кредитке, который в два раза превышал мою зарплату. Я поняла, что подходит к концу, а денег, чтобы погасить долг, у меня нет. Пришлось снова просить у папы. C его помощью закрыла долг 200 000 ₽ на кредитке.

я попросить папу помочь мне закрыть и другие долги? Могу, конечно. И он мне поможет. Но я стараюсь решать свои проблемы сама. Пусть получается неидеально, и меня огорчает, что в детстве под папиным крылышком я жила лучше, чем сейчас в самостоятельном плавании. Но  мне важно самой разобраться с оставшимися долгами. И постепенно я к этому приду.


МАЛЕНЬКАЯ ТЕМА О ФИНАНСАХ

Бюджет и накопления

Планировать свой бюджет пытаюсь давно, но проблема в том, что не умею отказывать себе и ограничивать себя в тратах. Сокращать расходы получается с трудом, а желания часто не совпадают с реальностью.

Завела табличку для учета расходов, она простая. В строках указаны статьи расходов — еда, ипотека, кредит, транспорт и так далее. А в столбиках — названия месяцев. Каждая ячейка — это расход по той или иной статье в  месяце. В конце месяца делаю сводную таблицу по всем своим тратам.

Обязательные выплаты у меня по кредитам. Это ипотека и кредит наличными, который брала, чтобы погасить долги, так как очень не хотелось подводить друзей. Сейчас у меня две кредитки: одна — с лимитом 30 тысяч рублей, вторая — 150 тысяч. С кредитками поступаю так: отслеживаю, когда у меня заканчивается беспроцентный период, чтобы успеть погасить в него, потом снова пользуюсь кредиткой, когда долг обнуляется.

Определенных ежемесячных выплат по кредиткам нет, я просто кладу туда все свободные деньги. Иногда приходит напоминание, сколько нужно минимально положить на карту. Обычно кладу больше. Но стремлюсь к тому, чтобы полностью их закрыть.

Расходы

Нарисовала себе план расходов на этот год, хотя, конечно, это все дело непредсказуемое, но я попытаюсь. Например, не так со здоровьем — иду к платному врачу. А ведь можно сходить в бесплатную поликлинику. Но никогда не знаешь, в какой момент понадобится врач, или пригласят на день рождения и придется тратиться на подарок, или нужно будет сходить в дорогой ресторан с подругой.

Сейчас я перестала ходить на обед в кафе вместе с коллегами, вместо этого покупаю готовую еду во «Вкусвилле». Пришлось даже значительно сократить круг общения, поскольку все ожидают от меня посещения только определенных мест. Но я осознала, что пока не могу их себе позволить. Научилась делать это буквально в этом месяце, надеюсь, со следующего дела пойдут лучше.

Также я перестала покупать кофе навынос, стала вообще меньше его пить и по возможности готовить дома или на работе. Расходы на кофе сократила до 1500 ₽ в месяц. Самым сложным было прекратить покупать его в кофейнях, потому что это был такой лайфстайл — забежать за кофе перед работой и идти, не торопясь, в модный стеклянный офис.

Если с кофе навынос я  справилась, то любовь к готовке у меня так и не проснулась, поэтому много денег уходит на готовую еду. Понимаю, что можно на этом сэкономить, но не очень, видимо, замотивирована. Наверное, в теории можно отказаться и от новой одежды, и от косметики, и от вкусной еды, но я этого делать не буду.

Кажется, всех этих мер недостаточно. Возможно, нужно распределять доход по разным счетам или картам. Сейчас я ставлю себе такие задачи: чтобы мой финансовый план сходился с фактом, чтобы мысли о долгосрочных целях были в моей голове постоянно, а не только когда я анализирую расходы, и чтобы это мотивировало меня избегать ненужных трат. Также хочу увеличить свои доходы.

Совет себе в прошлом

Совета два: не витать в финансовых грезах и надеяться только на себя, а не на то, что ты  выйдешь замуж за принца, он будет тебя содержать и решит все твои проблемы. И такие надежды были в моей жизни.

В моем окружении было много девушек, которые решили свои проблемы именно так, собственно, моя мама не исключение. Я видела такие примеры, но не видела работы, которая стоит за всем этим. На самом деле быть девушкой, которую захочет содержать богатый мужчина, намного сложнее, чем зарабатывать самой.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 – центр развития ребенка»

Проект по финансовой грамотности

для детей старшего дошкольного возраста

Сергиев Посад, 2019 г.

Пояснительная записка Программа «Путешествие в страну Предпринимательства» разработана для детей старшего дошкольного возраста. Программа направлена на обучение детей азам экономики, финансовой грамотности и предпринимательства, формирование у них экономических представлений.

В современном мире ребенок поневоле встречается с , даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое Дети — это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.

Читать также:  Приказ Минфина России от 26.12.2018 N 289н

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.

культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных  честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в  современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к , оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Новизна исследования в постановке самой проблемы, которая не поднималась до сих пор, как предмет специального изучения. Решение же этой проблемы в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

Объект проекта – гармоничное развитие дошкольников старшего возраста, подготовка дошкольника к социально-экономическим отношениям.

Предмет проекта –

Дети не всегда представляют, на какие цели расходуются деньги в семье

формирование представлений об элементах  у старших дошкольников, через обогащение различных видов деятельности

развивать умение подмечать в литературных произведениях простейшие экономические явления; развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности; формировать положительные взаимоотношения детей.

Обогатить знания родителей по экономическому воспитанию детей.

Организовать систему работы по формированию финансового опыта детей в дошкольном учреждении.

— доступность, познавательность и наглядность

— учёт возрастных особенностей

— сочетание теоретических и практических форм деятельности

• Воспитанники подмечают в литературных произведениях простейшие экономические явления; у них развиты познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

• Дети проявляют любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности.

• Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

• Педагоги получили систему работы по формированию финансового опыта детей.

познавательно-исследовательское, социокультурное, художественно – эстетическое, коммуникативное.

Срок реализации проекта: октябрь 2019 г. —  январь 2020 г.

дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, воспитатели группы, родители (законные представители)

Технологии экономического воспитания дошкольников;

Технология познавательно- исследовательской деятельности;

Технология игровой деятельности;

Подготовительный этап (октябрь 2019 г)

Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта,

(ноябрь-декабрь 2019 г)

реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей.

(январь 2020 г)

Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры «Хочу быть фермером»;

Сотрудничество с родителями

: повышать грамотность родителей в формировании у детей экономических представлений.

Основные формы реализации проекта:

и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда!»

Свободная самостоятельная деятельность детей

1) Рисование на темы: «Моя будущая профессия», «Как я помогаю близким», «Мои добрые дела».

2) Поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Игрушка своими руками», «Мой товар на ярмарку».

3) Собирание тематических паззлов.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

1) Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Труд», «Профессии».

2) Труд в уголке природы.

3) Помощь в сервировании стола, уборке со стола после приема пищи

. 4) Привлечение детей к наведению порядка в уголке игрушек

. 5) Работа на участке дошкольной образовательной организации

Непосредственно образовательная деятельность

1. Беседа о труде

Цель: сформировать и закрепить у детей представление о труде и лени, познакомить с профессиями взрослых;

1. Обсуждение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга»

Цель: познакомить детей с данной сказкой, формировать понятие о пользе труда;

1. Загадки о труде и профессиях

Цель: расширять знания дошкольников о труде и профессиях, воспитывать положительное отношение к труду;

1. Игры: «Какие ошибки допустил художник», «Выбор профессии»

Цель: продолжать расширять знания детей о профессиях взрослых.

познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение

покупать, продавать, накопить, растратить, доход, зарплата, бюджет; выгодно,

не выгодно, обмен.

«Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит»

1) Рисование на темы: «Монеты моей страны», «Деньги разных стран», «Места торговли: ярмарка, магазин, рынок», «Мой вклад в бюджет семьи», «Добрые дела нашей семьи».

2) Поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Необычные формы денег», «Копилка для монет», «Обмен продуктами труда».

1) Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Деньги», «Бюджет семьи», «Покупки в магазине».

2) Составление рассказов на темы: «Доходы и расходы моей семьи», «Мы ходим за покупками», «Что значит быть бережливым».

1. Беседа «В общем о деньгах»

Цель: сформировать и закрепить у детей представление о деньгах как о мере стоимости, средств платежа и накоплений; помочь осознать на доступном старшим дошкольникам уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»

Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?»

: уточнить представление детей о том, как взрослые зарабатывают  и для чего нужны человеку  Развивать логическое мышление; воспитывать уважительное отношение к труду, бережливость.

Игра – эстафета «От Каменного века, до возникновения банков в НОВОЕ ВРЕМЯ»  Формировать начальное представление о деньгах, познакомить с историей возникновения и их эволюционированием.

1. Кукольный спектакль «Как Зайчика бережливости научили»

Цель: раскрыть детям смысл бережливости и рациональной траты денег

1. Обсуждение сказки Б. В. Минина «Доверчивый Зайчик», Т. В. Грековой «Клад» или Б. В. Минина «Муравьи и старый горшочек» (на выбор воспитателя)

Цель: продолжать формировать у детей представления о деньгах, бережливости и рациональной трате денег

1. Викторина для детей «О какой сказке идет речь»

Цель: напомнить детям сказки, в которых присутствуют товарно-денежные отношения, учить детей анализировать поступки героев

1. Интерактивное занятие по мотивам сказки «Приключения монетки»

Цель: сформировать у дошкольников представление о денежных знаках нашей страны.

2) Собирание тематических паззлов.

. Обсуждение сказки Г. Х. Андерсена «Новое платье короля»

Учить детей понимать мораль сказки, выражать свое отношение к поступкам героев. Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»

Цель: дать представление о рекламе; формирование интереса к миру  Развитие смекалки, сообразительности.

1. Беседа о рекламе.

Цель: сформировать у детей взвешенное, осознанное отношение к рекламе.

1. Викторина для детей «О какой сказке идет речь?»

Цель: обнаружение присутствия рекламы в известных детям сказках

Сюжетно-ролевая игра «Хочу быть фермером»

Цель: сформировать у детей многоаспектное представление о содержании и значение деятельности работников сельскохозяйственного сектора.

компромисса) в спорных ситуациях, в ситуациях трудного нравственного

выбора и др.

щедрый, добрый, честный, запасливый и др.

«Без хозяина деньги – черепки»

1) Рисование на темы: «Игрушки моих родителей», «Моя любимая игрушка», «Моя копилка».

2) Создание мастерской по ремонту книг. Заранее отобранные в группе или принесенные из дома ветхие или с испорченными страницами книги предлагаем ребятам склеить, «отремонтировать».

3) Создание мастерской «Вторая жизнь моей игрушки». Принесенные из дома игрушки, требующие небольшого ремонта, ребята чинят, чистят, украшают (например, надевают бант кукле, поправляют колеса машинке) и обмениваются с ребятами из группы на другие игрушки.

4) Собирание тематических паззлов.

1) Конкурс по изготовлению поделок и игрушек из вторичного, бросового материала (пластиковые бутылки, картон, одноразовая посуда и т. д.).

2) Приобщение к сортировке мусора в группе и на площадке.

1. Беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

Цель: формирование у детей полезных навыков и привычек в быту

1. Игра-эстафета «Хорошо – плохо»

Цель: заложить основы экономических навыков и привычек в быту у детей с помощью подвижных игр.

1. Обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка»

Цель: воспитывать бережное отношение к своим вещам, желание приобретать навыки хозяйственно-бытового труда

1. Обсуждение сказки К. И Чуковского «Федорино горе»

Цель: формировать в детях желание содержать в порядке свои вещи

Выразительное чтение стихов о бережливости и труде

Цель: Формировать бережное отношение к предметам, нетерпимость к неряшливости, небрежности. Воспитывать уважение к людям труда.

1. Праздник «Мы – бережливые»

Цель: сформировать у детей понимание целесообразности бережливости.

4. Обсуждение смысла пословиц и поговорок

Читать также:  Финансы и кредит для бакалавров, Ковалева ТМ

5. Обсуждение сказки Г. Х. Андерсена «Новое платье короля» 6. Беседа о рекламе

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


МАЛЕНЬКАЯ ТЕМА О ФИНАНСАХ

Карманные деньги – это плохо или хорошо? С какого возраста стоит доверить детям деньги? Какую сумму давать, как часто и за что платить точно не стоит – в этой статье рассмотрим самые популярные вопросы и выясним, как правильно научить ребенка финансовой грамотности.

На программе «Самообразование» вы научитесь усваивать новую информацию и обучаться гораздо быстрее и эффективнее. Полученные техники и приемы сыграют вам на руку при обучении финансовой грамотности и передаче знаний детям – сможете преподнести им информацию правильно, отбросив устаревшие шаблоны и малоэффективные модели поведения.

А на онлайн программе «Критическое мышление» вы узнаете, как анализировать поступающую информацию, принимать решения независимо от манипуляций извне, научитесь отсеивать неподходящие приемы управления деньгами. Это важно, потому что моделей финансового поведения может быть несколько, единственно «правильного» нет. С развитым навыком критического мышления вы сможете найти комфортный для вашей семьи вариант финансовой грамотности, а не тот, который «исключительно верный» по мнению какого-то спикера.

Что такое финансовая грамотность?

Для взрослых и детей само понятие финансовой грамотности идентично. Отличаются только частности в силу разного уровня владения денежными средствами и их использования.

В общем смысле финансовая грамотность включает в себя:

Взрослый человек, умеющий грамотно распоряжаться с деньгами, ориентируется в экономической обстановке своего предприятия, региона и страны.

Чтобы увеличивать достаток, в рамках финансовой грамотности целесообразно осваивать новые инструменты увеличения благосостояния. Умение грамотно распоряжаться деньгами, по наблюдениям, делает людей более успешными вне зависимости от того, где и кем они работают, сколько зарабатывают.

Отсутствие навыков управления финансами неизбежно приведет к неразумным тратам, опрометчивым решениям и покупкам, долговым ямам.

Финансовая грамотность для детей включает в себя практически те же пункты, что для взрослого, только в рамках меньшей зоны охвата:

Освоение основ финансовой грамотности в детстве повышает шансы ребенка на благополучную жизнь с самого начала периода, когда он начнет зарабатывать, а может, и прийти к этому порогу с накоплениями.

Финансовая грамотность для школьников

Программы по обучению финансовой грамотности для детей начальной и средней школы разработаны совместно с экспертами Центрального Банка России. Методика на широкое обозрение не представлена, но известно, что дети в начальной школе научатся:

Начиная с пятого класса, ученикам предстоит:

Министерство образования планирует возложить на школу решение основных вопросов, касающихся финансовой грамотности детей, которые точно пригодятся каждому человеку во взрослой жизни.

В школах для обучения финансовой грамотности детей используют презентации и другие наглядные пособия, ведь на словах юной аудитории далеко не все будет понятно, а что-то скучнее сухой словесной теории для школьника придумать сложно.

Первый заместитель Председателя Банка России Сергей Швецов: «Введение новых образовательных стандартов позволит каждому школьнику в нашей стране гарантированно получить необходимый для жизни запас знаний о финансах, чтобы понимать, как распорядиться своими доходами, приумножить сбережения и защитить их от финансовых мошенников. Следующее поколение уже сможет более разумно решать финансовые проблемы, а значит, повышать уровень благополучия своей семьи и населения в целом».

Финансовая грамотнос­ть для детей дошкол­ьного возраста

Интересно, что образовательные программы создают не только для школьников, но и для подопечных детских садов. Оказывается, разработки образовательных методических материалов в этом направлении для детсадовцев ведутся более 20 лет. Правда, не централизованно по рекомендациям министерства образования и Центробанка, а педагогами и коллективами в частном порядке.

Необходимость знакомства дошкольников с основами экономики возникла как идея повышения уровня финансовой грамотности с ранних лет, пока как таковых денег у ребенка еще либо нет, либо есть, но в очень ограниченном количестве – редко можно встретить малыша, которому дают на карманные расходы. И все же, экономика и дошкольник связаны – дети слышат дома о росте цен, мама с папой могут обосновывать целесообразность покупки не такой игрушки, какую хочет ребенок, а другой, потому что, например, денег на желаемую сейчас нет.

Образовательные программы финансовой грамотности для детей могут быть составлены по-разному ввиду отсутствия единого стандарта, а объединяет их общий принцип – доступность подачи информации и игровое сопровождение для закрепления навыков на практике.

В результате обучения у детей формируется понимание, как стоит обращаться с деньгами и какие ошибки при этом могут возникать. Педагоги приводят причинно-следственные связи и в игровой форме с детьми воспроизводят разные ситуации: когда есть деньги, когда они закончились, когда купил вроде бы нужную игрушку, а потом разочаровался в ней, и т.д. У детей возникает интерес к теме, к школе они подходят уже как ответственные носители карманных сбережений, а не транжиры.

Вы можете узнать, ведется ли в вашем детском саду формирование финансо­вой грамотности детей дошкольного возрас­та – обычно эта информация есть на сайте ДОУ. Наличие такой программы может быть весомым преимуществом при выборе дошкольного воспитательного учреждения.

Необходимость учить ребенка финансовой грамотности

«Нас не учили, но мы выросли нормальными» в данном случае не работает – много россиян признаются, что недовольны своим финансовым положением. Как показала статистика Центробанка, ситуация в стране и правда неблагоприятная в плане финансовой грамотности населения.

Задача родителей – заложить детям фундамент грамотного обращения с деньгами и отношения к ним. В некоторых семьях эта тема табуирована по разным причинам. Родители считают, что ребенок сам научится обращаться с деньгами.

Можно пойти другим путем – сразу найти педагога, который за пару месяцев научит вас двигаться, поставит движения, хореографию, вы освоите азы танца.

То же самое с ребенком: чем больше структурированной информации он получит на старте, тем быстрее освоит основные принципы управления собственными финансами и избежит ошибок, на разрешение которых могут уйти годы.

Формирование финансо­вой грамотности детей на руку родителям:

Ребенок поймет, что деньги не берутся из ниоткуда, что баланс банковской карты родителей не безлимитный, сможет самостоятельно ставить реалистичные цели и обретет частичную финансовую независимость.

Правильное использование карманных денег облегчит жизнь и ребенку, и родителям.

С какого возраста давать деньги ребенку?

Если просто так дать шестилетнему ребенку деньги, с которыми он только знает, что надо идти в магазин, а что делать дальше – не знает, ничем хорошим это точно не кончится. Основы финансовой гр­амотности детей дошк­ольного возраста закладываются с первыми карманными деньгами и первыми инструкциями от взрослых – одно без другого невозможно.

Сколько денег давать?

Вопрос животрепещущий для многих родителей: сколько давать карманных денег ребенку и как часто?

В первую очередь следует определиться родителям: на что этих денег ребенку должно хватать? Для одних мам и пап важно, чтобы хватало на походы в магазин за продуктами и мелкие радости, другие дают на минимальное обеспечение самого ребенка: на канцтовары, носки, косметические средства, проезд.

Сколько давать – вопрос индивидуальный. Поинтересуйтесь у родственников или знакомых, сколько денег они дают своим детям, чтобы ребенок не чувствовал себя сильно ущемленным, если сумма его карманных финансов будет меньше, чем у сверстников, или, наоборот, богачом.

При выделении денег на крупные покупки предоставляйте выбор: телефон или велосипед. Обозначьте сумму, на которую чадо может рассчитывать, это даст ему хорошую пищу для размышлений. Он научится договариваться с самим собой, искать компромиссы, отметать ненужные и навязанные желания.

Как часто давать деньги?

Тем, кто помладше, в частности дошколятам и ученикам 1-4 классов, деньги можно давать 1-2 раза в неделю маленькими суммами на целевые покупки. Некоторые малыши начинают копить уже в этом возрасте.

Детям постарше, от 5 класса, есть смысл давать карманные деньги раз-два в месяц, просчитав все необходимые траты за этот период. Такой способ поможет научиться финансовому планированию к студенчеству и взрослой жизни.

Стоит учитывать, что деньги у ребенка могут кончиться раньше: купил лишнее, потерял, отдал другу. Не злитесь на чадо, помните, что карманные деньги – это деньги ребенка, он может распоряжаться ими как угодно. Пусть он ошибется в детстве на мелкую сумму в пару сотен, чем во взрослой жизни на сотню тысяч или миллионов.

Подготовиться к финансовым ошибкам ребенка – задача родителей, причем не самая легкая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *