Меркантилисты и камералисты, формировавшие финансы во французской, английской и немецкой школах

Зарождение науки о финансах

Термин «финансы» этимологически происходит от латинского корня «finis», т.е. «конец».

В средние века это слово применяли для определения срока уплаты, а потом уже для определения платежного документа о погашении долга. Отсюда понимание термина «финансы» как принудительного платежа государству (от латинского «financia» – доход, платеж).

С конца XVIIв. во Франции и других европейских странах под выражением «финансы» стали понимать всю совокупность государственного хозяйства, его материальных средств – доходов, расходов, долгов, то есть финансы рассматриваются в связи с развитием государства и его потребностями в ресурсах.

Финансовое хозяйство – историческая форма удовлетворения коллективных потребностей.

В XIXв. от узкого понимания финансов как государственного хозяйства перешли к широкому пониманию финансов как отрасли знания (деятельности), охватывающий кроме государственных финансов еще и сферу производства, финансовые рынки, государственный кредит, международные финансы.

Такое значение имеет преимущественно и современный термин «финансы». В нашей стране теоретики также придерживаются расширенного понятия финансов.

В финансах можно отыскать ключ к пониманию многих исторических явлений. Изучая финансы, анализируя их, можно понять, почему процветали одни нации и что привело к гибели целых империй, почему при одних правительствах и парламентах в государстве наблюдается развитие экономики, а при других – стагнация в экономике и социально-экономическая нестабильность в обществе.

Так, основным фактором развития финансов была и остается потребность в средствах, связанная с развитием государства, совершенствованием его функций.

Однако формы и методы удовлетворения государственных потребностей определяются экономическим и историческим развитием государства. Чем выше такое развитие, тем цивилизованней и образованней государство.

Относительно способов мобилизации средств, назначение расходов и пропорций распределения их, то они зависят от «раскладки» сил и влияния различных социальных групп в обществе.

Экономическая жизнь государства требует создания определенных денежных фондов для удовлетворения различных потребностей. Объем этих фондов количественно и качественно характеризует масштабы деятельности и финансовые возможности любой страны, хозяйственной структуры, гражданина.

Эти денежные фонды и есть финансы.

Следовательно, финансы рассматриваются как историческая категория в связи с появлением двух факторов:

· товарно-денежных отношений.

Ошибка, которая чаще допускается при определении сущности финансов, – это отождествление их с деньгами.

Разница между этими понятиями заключается в том, что не все деньги могут быть финансами. Финансами деньги становятся лишь при создании собственником соответствующего фонда и вложении денег в ценные бумаги или в уставный фонд предприятия; предоставлении кредита, благодаря чему можно будет получить определенный доход, то есть финансы – это процесс формирования доходов и расходов в определенных денежных единицах.

История дает возможность проследить, как на базе финансовой практики и теоретических исследований происходило становление финансовой науки.

Определение предмета финансовой науки, как учение о доходах и расходах государства, дальнейшая теоретическая разработка его сути привели к выделению финансовой науки в самостоятельную отрасль. Финансовая наука, как и все другие, родилась из практики, а, следовательно, финансовая практика на тысячелетия старше науки. Эта наука возникла значительно позже других социально-политических наук, ее рождения относят к XV – XVI ст.

При значительной финансовой деятельности государства, финансовой науки в античном мире не было, хотя история запечатлела на своих скрижалях рекомендации мыслителей Аристотеля, Ксенофонта о пополнении государственной казны. Господство натурального хозяйства и обусловленное этим слабое развитие финансового хозяйства не способствовали развитию финансовой науки и в средние века.

Финансовая наука возникает одновременно с политической экономией в XV веке в период экономического и культурного подъема на севере Италии. Меркантилизм возник вследствие успехов торгового капитала, а его представитель Диомед Графин (конец XV века), руководивший финансовым хозяйством неаполитанского королевства, первым начал вводить научные основы управления финансами (истоки финансового менеджмента).

Он сформулировал положение о том, что основой бюджета должны быть домены (государственная собственность на землю для возделывания, леса, капиталы, принадлежащие государству) и регалии (монопольные промыслы) и что государство не должно налагать на народ большие поборы. Он также впервые ввел деление расходов: на оборону, на содержание правителя, для удовлетворения чрезвычайных потребностей.

Выдающимся экономистом XVI ст. считается французский ученый Ж.Боден, который в своем знаменитом сочинении «Финансы – нервы государства» привел семь источников дохода государства – домены, военная добыча, подарки дружественных государств, сборы из союзников, доходы от торговли, пошлины с вывоза и ввоза, подати с покоренных народов. Налоги с населения в его классификации отсутствуют, так как считал их средством опасным и таким, что ухудшает отношения короля с подданными.

Он также ввел классификацию государственных расходов. Таким образом, меркантилисты в лице Ж. Бодена сделали первую попытку определить финансовое хозяйство как таковое, состоящее из государственных доходов и расходов.

В XVII в. острая потребность в увеличении государственных доходов в европейских странах активизировала финансовое мнение в направлении обоснования налогов.

Читать также:  ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ФИНАНСАМ И КРЕДИТАМ

Англичанин Т. Гоббс в 1642г., признавая право королей на обложение подданных налогами, отмечает необходимость удержания их, на преимуществах косвенных налогов, что и стало господствующей доктриной в Англии, которая заменила в конце века доктрину прямых налогов.

Значительный вклад в развитие финансовой науки в XVII – XVIII ст. внесли немецкие финансисты — камералисты – одна из ветвей меркантилизма. Они сделали первую попытку систематического изложения основ финансового управления и тем самым заложили фундамент финансовой науки.

Так, например, Л. фон Секендорф (1626-1692 гг.) впервые обосновал идею о связи народного хозяйства, благосостояния и налоговой силы населения.

Ф. Юсти и И. Зонненфельс систематизировали все господствующие финансовые теории и построили общую систему финансовой науки. Ф. Юсти как автор «Системы финансового хозяйства» закономерно считается отцом финансовой науки.

1.2. Развитие финансовой науки в XVII–XVIII вв.

К концу XVIII столетия стала заметной разработка финансовых вопросов не только на практике, но и в теории. Это стало возможным благодаря:

· влияния новых теорий философии, права, государства;

· новой науки о народном хозяйстве (А. Смит);

· коренным изменениям в политической, социальной, экономической жизни (влияние Великой французской революции и прогресса техники).

Во второй половине XVIII ст. приоритет в развитии финансовой науки переходит к французским ученым-физиократам – Ф. Кенэ, А. Тюрго, О. Мирабо.

Их заслуга состоит в том, что они впервые подняли проблемы:

· справедливости налогообложения;

· переложения налогов;

· источников доходов;

· участия каждого гражданина в использовании государственных финансов;

· взаимосвязи и взаимозависимости финансов и народного хозяйства.

Они видели пути развития науки в необходимости связывать вопросы финансового хозяйства с теориями политической экономии.

Глава школы физиократов Ф. Кене разработал знаменитую экономическую таблицу, в которой отразил как единое целое весь общественный процесс воспроизводства, обращения, распределения и потребления продуктов (схема простого воспроизводства). В пояснении к таблице среди причин, сокращающих производство, Ф. Кенэ назвал причины, вызванные налогами:

· «плохая форма налогообложения, если последняя касается фермера», а не собственника земли;

· избыточное бремя налогов из-за больших расходов по их сбору;

· непомерные судебные издержки.

Физиократы протестовали против произвольности налогов, против их многочисленности, считая их тормозом экономического развития.

В XVIII в. финансовые теории находят более полное развитие благодаря успехам политэкономии, возвышенной до ранга науки Адамом Смитом в его трудах «Исследование о природе и причинах богатства народов» («Богатство народов») (1776г). Он не выделял финансовую науку, но развил экономическую основу финансового хозяйства.

Государственные расходы А. Смит делит на две группы:

· расходы общего значения (оборона и содержание королевской власти) – за счет доходов общества;

· расходы, в которых заинтересованы лишь отдельные члены общества (отправление правосудия, расходы на народное образование и т.п.), а следовательно, затраты на содержание этих органов, – за счет пошлин.

Отсюда возникла идея о распределении финансового хозяйства на:

Доходы А. Смит делит на:

· неналоговые доходы (от капиталов, предприятий государства);

При этом А. Смит возражал против предпринимательской деятельности государства как нерациональной. Благодаря Смиту наука о финансах приобрела самостоятельное значение, а практика стала лишь средством для обоснования и проверки законодательных принципов. А. Смиту принадлежит приоритет в разработке общих принципов налогообложения, которые стали основой современной налоговой системы в мире.

Наиболее даровитый его ученик Дэвид Рикардо (самый крупный капиталист Англии в свое время) в своем труде «Основы политической экономии и налогового обложения» создал новую теорию налогов. Согласно этой теории все налоги платятся, наконец, из прибыли капиталиста и лишь некоторые – из поземельной ренты; любой налог, падающий на народную массу, будет переведён на предпринимателей и поэтому главным источником государственных доходов является прибыль капиталиста.

Эта теория не только получила значительное распространение в финансовой науке, но до сих пор применяется в действующих законодательных актах некоторых стран.

Ученый А. Вагнер (представитель немецкой школы, 1870 гг.) дополнил теорию налогообложения Смита теорией коллективных потребностей и ввел финансовые принципы – достаточности и эластичности обложения налогами. Его система налогообложения учитывала баланс интересов плательщиков и государства (с приоритетом последнего). Вообще, он выступал за расширение государственной деятельности (административной, инвестиционной, социально-культурной). Он сформулировал несколько принципов налогообложения, которые дополнили принципы Смита:

· достаточность и подвижность;

· выбор надлежащего источника и объекта;

· всеобщность и равенство;

· определенность, удобство, дешевизна.

Со второй четверти XIX столетия финансовая наука окончательно выделилась из политэкономии. Переход от абсолютизма к конституционному управлению потребовал рассмотрения и утверждения бюджета народными представителями, обусловил разработку бюджетного права.

Бюджет, финансовое управление и контроль – элементы, которых не было в учении Смита и физиократов, превратились в важные части финансовой теории. Если XVIII век прошёл для финансовой науки под флагом французов и англичан, то в XIX в. в финансовой науке доминировали немецкие ученые. Финансовая наука получила социальные приоритеты вместо индивидуалистических и фискальных.

Читать также:  КОМИТЕТ ФИНАНСОВ ГАТЧИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

В университетах мира появляются кафедры финансовой науки, выдаются выдающиеся научные работы. К таким работам может быть отнесен учебник немецкого ученого К. Рау (1806-1873гг.) «Основы финансовой науки» (1832г.), который полвека был основным не только в Германии, но и в других странах.

1.3. Развитие финансовой науки в XIX–XX вв.

С середины и почти до конца XIX в. финансовая наука находилась под определенным влиянием марксистского учения. Больших специальных работ в К. Маркса и Ф. Энгельса по финансовым вопросам практически нет. Однако в «Критике политической экономии», «Капитале», статьях, посвященных характеристике бюджетов (английских, немецких, французских), раскрывается классовый характер государственных бюджетов эпохи домонополистического капитализма, непродуктивный антинародный характер расходов государства, связь с налогами.

К. Маркс при исследовании методов первоначального накоплением капитала в первую очередь отнес к ним такие финансовые методы:

· государственные расходы;

· государственные кредиты;

· налоговая система.

Именно эти методы обеспечили быстрый рост капитала, создав тем самым материальные предпосылки для бурного развития капиталистического производства.

Однако, как политическое учение, марксизм подчеркивал, что налоги являются дополнительным бременем, орудием эксплуатации трудящихся.

При анализе циклических кризисов К. Маркс не допускал их ослабление с помощью финансовой политики государства.

Выдающимися учеными, которые внесли существенный оригинальный вклад в развитие экономической и финансовой мысли конца XIX века, были украинские ученые Тимофей Степанов, Николай Бунге, Иван Вернадский.

Н. Бунге (1823-1895гг.) – ректор Киевского университета, впоследствии министр финансов, отстаивал идею, что экономическое развитие требует частной инициативы, свободной конкуренции, ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь.

Он утверждал также, что промышленное развитие предполагает концентрацию и акционирования предприятий, развитие кредитных учреждений.

Н. Бунге обосновал, что государственные предприятия не имеют стимулов к развитию и что протекционизм вообще является вредным для экономики, поскольку задерживает общее удешевление продукции, а следовательно рост благосостояния граждан; тормозит рост доходов и зарплаты; задерживает развитие технической основы государства, потому что искусственно сдерживает конкуренцию.

В конце XIX – начале XX в. значительное влияние на финансовую науку оказали маржиналисты с их теорией предельной полезности государственных услуг и предельной полезности налогов.

Государственные расходы и налоги рассматривались в теории предельной полезности как индивидуальное соглашения между государством и частными лицами.

К началу первой мировой войны экономическая наука придерживалась принципа невмешательства государства в экономику страны.

Регулирование производства и распределения начало осуществляться уже в годы первой мировой войны. Этот процесс усилился в годы экономического кризиса (1929-1933гг.)

Экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса имела чрезвычайно большое влияние на развитие финансовой теории. В основу этой финансовой концепции положена идея «эффективного спроса» и его стимулирование. Эта принципиально новая теория финансов направлена на регулирование в условиях сильно монополизированного производства.

В работе Кейнса «Общей теории занятости, процента и денег» обосновывалась необходимость вмешательства государства в экономику и основными инструментами управления должны стать финансовые механизмы. Рост государственных расходов за счет налогов и займов, гибкое их перераспределение должны оживить предпринимательскую деятельность, обеспечить увеличение национального дохода, а также ликвидировать безработицу. Государство должно влиять на инвестиционное и личное потребление граждан. Государство должно помешать падению спроса на товары и сокращению производства: для этого увеличиваются государственные расходы, стимулируются частные инвестиции.

Сбережения + налоги = инвестиции + государственные траты.

До 70-х годов XXст. идеи Кейнса лежали в основе финансовой политики большинства развитых стран. В 50-60-хгг. последователь Д. Кейнса – Ф. Перри внес в теорию динамический элемент и создал теорию экономического роста.

Экономисты сразу нескольких стран завершили разработку фискальной антициклической теории с целью сбалансированного развития. Неокейнсианцы отстаивали необходимость больших государственных расходов, несмотря на рост государственного долга. Эта теория оказалась ошибочной – катастрофически росли дефициты бюджета.

Стокгольмская школа (Г. Мюрдаль, Э. Линдаль) предложила теорию «циклического балансирования бюджета» – приспособление доходов и расходов государства в экономическом цикле. Так, в ряде капиталистических стран были созданы фонды циклического регулирования.

Параллельно с теориями неокейнсианцев после войны в 50-е годы оживились неоклассические теории – идеи свободного предпринимательства при ограничении государственного регулирования. Их принципы: сокращение государственных расходов, увеличение в их структуре расходов в производство и науку; снижение уровня налогов и достижению бездефицитного бюджета.

Представители неоклассической школы интернациональные (Р.Слоу, Дж. Кенрик — США, А. Роббинс и Дж. Мид — Великобритания).

В условиях усиления инфляционных тенденций в экономиках многих стран растет критика и кейнсианской, и неокейнсианский теорий.

В этих условиях с неоклассической школы выделилось неоконсервативное направление (в США — Т.Стейн, в Великобритании — Дж. Хау), которое разрабатывало теорию «экономики предложения» (вопреки теории Кейнса стимулирования «эффективного спроса»).

Читать также:  Управление финансов и бюджетной политики администрации алексеевского городского округа

Их финансовая концепция базируется на том, что экономический рост определяется сбережением и накоплением. А, следовательно, государство через налоговую систему должно создать условия для формирования сбережений, которые будут достаточными для обеспечения инвестиций в стране. Государство должно стимулировать научно-технический прогресс. Неоконсерваторы отстаивают снижение налогового изъятия для поддержания высокого уровня сбережений и инвестиций.

В основу налоговых реформ в большинстве стран Запада в 80-х годах была положена налоговая концепция американского экономиста А. Лаффера, который пришел к выводу о том, что высокие ставки налога сдерживают темпы экономического роста, что отражено на графике (который носит название кривой Лаффера).

В 70-х годах оформилось посткейнсианское направление (Н. Калдор, Г. Шекли — Великобритания, США — X. Минский, Р. Клауфер) Они критиковали основы и неоклассической школы, и неокейнсианской. Их идея сводилась к расширению государственного вмешательства с помощью финансового механизма. Финансовая политика должна быть основным элементом регулирования и должна направляться на ограничение деятельности монополий, сокращение военных расходов. В «политике доходов» они выступают за проведение социальных реформ и увеличение расходов на социальные цели.

В политике налогообложения придерживаются идеи замены подоходного налога налогом на потребление, рассматривая последний как налогообложение части прибыли, идущей на личные расходы, чтобы стимулировать сбережения и ослабить инфляцию.

Идеи кейнсианства достаточно близки к направлению «социального рыночного хозяйства». Основателем этой теории является немецкий политолог Вильгельм Ойкен. Согласно его теории социальное рыночное хозяйство не является ни капитализмом, ни социализмом, а является третьим путем развития общества.

Характерные черты социального рыночного хозяйства:

· свобода ценообразования и стабильность денежного обращения;

· конкуренция без монополий;

· неприкосновенность частной собственности;

· экономическая самостоятельность и ответственность предприятий;

· ограниченное экономическое влияние государства на экономику, которое обеспечивает три свободы:

· свободу рынка;

· свободу конкуренции;

· свободу от монополий.

Впоследствии неолибералы выдвинули новую, современную теорию «сформированного общества», где благосостояние каждого члена неразрывно связано с вкладом каждого в прибыль, а государство является автономным «сувереном», которое заботится о сохранении всеобщего благосостояния.

В современной мировой финансовой науке, несмотря на разногласия во взглядах представителей различных школ, распространяется процесс конвергенции, т.е. взаимопроникновение идей.

Это, прежде всего касается финансово-кредитно-денежного механизма, который присутствует во всех без исключения теориях.

Финансовая наука в советский период основывалась на трудах дореволюционных экономистов: И. Янжула, И. Озерова, Л. Ходского и их последователей, которые были сторонниками того, что финансы должны служить «удовлетворению коллективных потребностей».

С 1931 по 1956г. русским классиком финансовой науки в социалистических условиях стал В. Дьяченко, который подготовил первые официальные финансовые учебники в СССР.

В 50-70-х годах появляются многочисленные работы по финансам А. Александрова, А. Бирмана, Е. Вознесенского, Г. Точильникова, М. Шерменева и др.

В этот период завязалась между учеными серьезная дискуссия относительно места финансов в обществе. Первая группа считала, что финансы – лишь система отношений распределения денежных средств, носит безэквивалентный характер (В. Дьяченко, Г. Точильников, М. Шерменев).

Вторая группа экономистов придерживалась той точки зрения, что финансовые отношения охватывают все стадии воспроизводства производства. Эта концепция соответствует нашему современному пониманию финансов.

В зависимости от того, как авторы понимали место финансов в обществе, они и трактовали особенности финансовых отношений, функции финансов, состав финансовой системы.

В 60-80-х годах появились работы русских А. Бирмана, П. Бунич, В. Сенчагова, посвященные развитию финансов предприятий в условиях хозяйственного расчета в рамках социалистических отношений. Позже на их основе были разработаны идеи функционирования финансовых механизмов в условиях перехода общества к рынку.

Финансовая наука несколько активизировалась в период обретения независимости — с 90-х годов:

· в области государственных и местных финансов;

· в области финансов предприятий и финансового менеджмента;

· в области разработки финансово-кредитного механизма;

· в области фондового рынка.

Однако, по-настоящему оригинальных финансовых работ все еще недостаточно, поэтому до сих пор во многих случаях приходится дополнять их переводной западной литературой.

Подводя итоги изложенного, отметим, что:

· финансовая наука, как и большинство других, родилась из практики;

· финансовая наука является составной общеэкономической теории; став самостоятельной, она активно развивается сама и обогащает экономическую теорию;

· развитие новых финансовых концепций порождается макро- и микроэкономической ситуацией в странах или социальным заказом господствующего класса;

· финансовые теории и рекомендации, вытекающие из них, имеют практическую ценность, принимаются как экономическая стратегия государства по укреплению (стабилизации) экономики в целом и финансовой политики в частности;

· прогрессивные финансовые идеи способствуют росту экономики, призванные обеспечивать растущие потребности человека.

1.4. Вклад российских ученых в развитие финансовой мысли (Самостоятельная работа студентов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *