МЕРОПРИЯТИЯ ВИТТЕ НА ПОСТУ МИНИСТРА ФИНАНСОВ

Автор статьи

Денис Александрович Борисенко

Эксперт по предмету «История России»

Автор статьи

Елена Александровна Смыслова

Эксперт по предмету «История России»

Сергей Юльевич Витте (1849— 1915) — это государственный деятель, министр путей сообщения, министр финансов, председатель Комитета министров, председатель Совета министров.

Запрос «Витте» перенаправляется сюда; см. также другие значения
.

Министр путей сообщения
( 1892
), министр финансов
( 1892
1903
), председатель Комитета министров
( 1903
1906
), председатель
Совета министров
( 1905
1906
). Действительный тайный советник
1899 года
), член Государственного совета
1903 года
).

Автор статьи

Елена Александровна Смыслова

Эксперт по предмету «История России»

Реформы Витте (1892-1903 годы) – это комплекс мероприятий, проводимых в Российской империи с целью ликвидации отставания отечественной промышленности от промышленности европейских стран.

Ученые часто называют реформы Витте индустриализацией России. Специфика преобразований заключалась в том, что они охватили все сферы жизни государства, позволив экономике совершить колоссальный рывок вперед. По этой причине сегодня применяется термин «золотое десятилетие» российской промышленности.

Система Витте
— совокупность мер экономической политики в Российской империи в конце XIX века — начале XX, связанных с деятельностью на посту министра финансов Сергея Юльевича Витте
.

Данная политика была основана на идеях министра финансов, а её целью была индустриализация
страны, которая только преодолела затянувшийся промышленный переворот
. Витте занял свою должность в сложный период для российской промышленности и экономики в целом. До трети российского импорта принадлежало Германии, активно ввозилась техника и из Франции. При этом, из России вывозилось в основном сырьё, что обуславливало техническую неразвитость производства. Несмотря на то что промышленность показала рост за 1870 — 1890-е гг., её развитие всё же отставало от европейского образца. В связи с этим Витте занялся разработкой стратегии, согласно которой должно было произвестись оздоровление российской экономики и производства.

Основные направления деятельности Витте

Во внутренней политике:

  • стабилизация национальной денежной единицы
  • достаточно эффективная политика протекционизма
  • ускорение темпов роста промышленности
  • введение винной монополии
  • активизация строительства Транссибирской магистрали
  • жесткая фискальная политика
  • подготовка знаменитых реформ, которые впоследствии удалось осуществить П. А. Столыпину
  • Манифест 17.10.1905 г.
  • создание Государственной думы.

Во внешней политике:

  • оборонительное соглашение с Китаем
  • торговый договор с Германией
  • дипломатическая деятельность, в целом направленная на расширение влияния страны в дальневосточном регионе.

Стоит отметить, что некоторые из реформ Витте не были восприняты должным образом (многим современникам они казались «излишне либеральными»), а потому не получили поддержки у царя. Тем не менее, именно благодаря успешно проведенным некоторым реформам, к началу 1910-х гг. Россия демонстрировала довольно высокие темпы промышленного роста.

Начало государственной службы

С. Ю. Витте в марте 1889 года получил назначение начальником Департамента железнодорожных дел, образованного при Министерстве финансов. Перейдя на государственную службу по просьбе Александра III, он потерял в жаловании — с 40 тысяч рублей в год до 8 тысяч рублей в год. По решению Александра III он из личных императорских средств получал доплату — ещё 8 тысяч рублей (всего 16 тысяч рублей). На государственной службе Витте начал скупку казной многочисленных частных железных дорог. Причиной послужило понимание эффективности железных дорог лишь в государственном комплексе.

При работе в правительстве он получил право назначения в зависимости от их способностей, а не близости к правящим кругам. Он набрал людей из частных компаний. Управляемый им департамент почитался образцовым. Витте в отношениях с подчинёнными был демократичен, ценил самостоятельность.

В 1889 году была опубликована работа «Национальная экономия и Фридрих Лист», в которой Витте обосновал необходимость создания национальной промышленности, на первых порах защищённой от иностранной конкуренции таможенными барьерами.

В 1891 году был принят разработанный при участии С. Витте и Д. Менделеева новый таможенный тариф. Он сыграл во внешнеторговой политике важную роль и стал защитным барьером для развития промышленности.

Общая характеристика реформ

Реформы характеризуются мероприятиями:

  • Увеличение поступлений от налогов. Налоговые поступления выросли примерно на 50%, однако в первую очередь речь идет о косвенных налогах;
  • Введение в 1895 году винной монополии. На продажу спиртных напитков была объявлена государственная монополия. Эта статья доходов составила 28% бюджета империи;
  • Золотое обеспечение рубля. С.Ю. Витте в 1897 году провел денежную реформу, обеспечив рубль золотом. В результате того, что банкноты стали свободно обмениваться на золотые слитки, экономика России стала интересна для зарубежного инвестирования;
  • Ускорение строительства железных дорог. В год строили примерно 2,7 тыс. км железных дорог. Это кажется незначительным аспектом реформы, однако для государства это было чрезвычайно важно. Достаточно указать, что в русско-японской войне одним из факторов поражения было недостаточное оснащение железными дорогами, что затруднило перемещение войск;
  • В 1899 году были сняты ограничения на ввоз иностранного капитала и вывоз капитала из России;
  • В 1891 году увеличились таможенные тарифы на ввоз продукции. Этот вынужденный шаг поддерживал местных производителей. Благодаря ему внутри страны был создан потенциал.

Косвенные налоги — это обложение дополнительными налогами продаж товаров и услуг, которые ложатся на продавца.

Основные сведения о С. Витте

Сергей Юльевич Витте (1849-1915) – выдающий русский политический и государственный
деятель, смелый реформ
атор, обладающий незаурядной политической дальновидностью и стратегическим мышлением. Витте на своем жизненном пути, в частности, занимал следующие должности: министр путей сообщения, министр финансов, председатель Совета министров, председатель Комитета министров и др.

Витте, по своему происхождению был голландцем. Российское дворянство получил в 1856 году. Имел высшее образование (окончил физико-математический факультет университета). Витте являлся сторонником монархии.

Вклад С. Ю. Вите в развитие страны колоссален. Сразу после окончания ВУЗа, Сергей Юльевич начал свою трудовую деятельность
с профессии кассира на Одесской железной дороге. Приблизительно 20 лет своей жизни С. Ю. Витте посвятил службе на железных дорогах, что дало ему возможность досконально изучить данную отрасль.

В 1889 г. С. Ю. Витте наконец стал государственным служащим (поначалу он был начальником Департамента железнодорожных дел). Вскоре карьера будущего реформатора стремительно пошла вверх и спустя всего 3 года он стал министром путей сообщения. С 1892 по 1903 г. Витте занимал должность министра финансов.

Стоит сказать, что какую бы должность С. Ю. Витте не занимал – он всегда проводил политику, максимально направленную на развитие отечественной экономики и промышленности. Так, в частности, Витте удалось добиться введения «золотого стандарта» (в 1897 году). Кроме этого, Сергей Юльевич всячески способствовал притоку иностранного капитала в страну. Значительное внимание
он уделял вопросам инвестиций в железнодорожное строительство (активизация строительства Великого Сибирского пути – одна из выдающихся заслуг Витте). Во многом благодаря активной и продуманной реформаторской деятельности Витте, удалось добиться значительного ускорения темпов роста российской промышленности.

«Исторический портрет С. Ю. Витте» 👇

Витте отличался незаурядной политической дальновидностью. На многие годы опередив свое время, он стремился воплотить в жизнь самые смелые реформы. Ему удавалось с необычайной проницательностью улавливать новые, наиболее прогрессивные явления в политической жизни различных стран.


МЕРОПРИЯТИЯ ВИТТЕ НА ПОСТУ МИНИСТРА ФИНАНСОВ
Особняк на Каменноостровском проспекте, где Витте работал над своими воспоминаниями

Во второй половине 1900-х — начале 1910-х работал над воспоминаниями, носящими сугубо личный характер, без использования документов.

Рукопись мемуаров хранилась в одном из парижских банков на имя его жены и незадолго до его смерти была переправлена в Байонну на имя другого лица; затем попала в руки созданного в Берлине
весной 1920 года книгоиздательства «Слово».


  • Манифест 17 октября
    1905 года, обещавший гражданские свободы.
  • При его активном участии проведены государственные реформы, включая создание Государственной Думы
    , преобразование Государственного Совета
    , введение избирательного законодательства и редактирование Основных государственных законов Российской империи
    .
  • Активно содействовал сооружению Транссибирской магистрали
    и КВЖД
    .
  • Провёл денежную реформу 1897 года
    по введению золотого стандарта рубля
    .
  • Разработал программу реформ, воплощённую в жизнь Петром Аркадьевичем Столыпиным
    .
  • Был сторонником ускоренного развития промышленности и развития капитализма. Содействовал «первой российской индустриализации» 1890-х годов. Провёл реформу налогообложения промышленности.
  • Содействовал введению государственной « винной монополии
    » на алкоголь.
  • Заключил мирный договор с Японией, по которому половина острова Сахалин переходила к Японии, вторая же половина после поражения сохранилась за Россией.
  • Проявил незаурядные дипломатические способности ( Союзный договор с Китаем
    , заключение Портсмутского мира
    с Японией, торговый договор с Германией).

Оценка реформ

В обществе реформы воспринимались негативно. Главным критиком экономической политики был император Николай II, называвший министра финансов «республиканцем». Результатом стала парадоксальная ситуация. Сторонники самодержавия не любили Витте, называя его республиканцем, а революционеры не любили за поддержку самодержавия. Однако именно реформы С. Ю. Витте укрепили позиции промышленников и капиталистов России.

Благодаря проведенным мероприятиям Россия вышла на 5 место в мире по общему объему промышленного производства.

Министр путей сообщения и министр финансов

В феврале-августе 1892 года Витте был министром путей сообщения. Он сумел ликвидировать обычное в то время явление крупных скоплений не перевезённых грузов. Была проведена реформа железнодорожных тарифов.

В августе 1892 года Витте занял пост министра финансов. После назначения был поднят вопрос об ускорении строительства Транссибирской магистрали. С. Витте полагал, что строительство магистрали настолько важно, что допускал возможность его финансирования за счёт денежной эмиссии. Министр не пошёл на такую меру, но сооружение Транссиба резко ускорилось.

«Государственная деятельность С. Ю. Витте» 👇

Министром проводилась независимая кадровая политика, на службу привлекались лица с высшим образованием. Уделялось много внимания созданию образовательной системы, в частности, открытию «коммерческих» учебных заведений.

В 1894 году Витте выступал за жёсткие переговоры с Германией, результатом которых был выгодный России 10-летний договор о торговле.

С 1895 года началось введение винной монополии. Она распространялась на очистку спирта и оптовую и розничную торговлю крепкими спиртными напитками; производство сырцового спирта разрешалось лишь частным лицам при определённой регламентации. Монополия стала важнейшим источников пополнения бюджета.

С 1896 года Вите статс-секретарь. Он провёл успешные переговоры с представителем Китая Ли Хунчжаном, добившись согласия на сооружение Китайско-Восточной железной дороги в Маньчжурии, что позволило завершить дорогу до Владивостока в более короткие сроки. Одновременно был заключён союзный договор.

К заслугам Витте относится денежная реформа 1897 года. В результате Россия получила обеспеченную золотом устойчивую валюту. Это поспособствовало инвестиционной активности и притоку иностранных капиталов.

Однако современники негативно оценивали изменения в финансовой системе. Следствием перевода госдолга на золотой рубль, правительство увеличило свой долг на 1,5 миллиона пудов серебра (на 53 % от прежнего объёма).

Читать также:  УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СЫКТЫВДИНСКИЙ

Уменьшение бумажной наличности следствием имело недостаток денежной массы в обращении. В 1899 году количество денежных знаков на одного жителя империи составляло 10 рублей, в то время как в Германии — 112 франков, в Австрии — 50 франков, в США — 115 франков, во Франции — 218 франков, в Англии — 136 франков. Для сравнения в 1857 году, когда ещё не совершился переход к денежному хозяйству, соотношение составляло 25 рублей.

Витте выступал против упрочения привилегированного положения дворян, считая, что перспективы страны связаны с усилением торгово-промышленного класса. В 1897 он заявил, что Россия переходит к капиталистическому строю. По его мнению, для дворянства был один выход — обуржуазиться.

При участии Витте разрабатывалось рабочее законодательство, в том числе, закон об ограничении на предприятиях рабочего времени (1897).

В 1898 году была проведена реформа торгово-промышленного налогообложения. Тогда же он резко выступил против захвата Ляодунского полуострова, где затем был возведен Порт-Артур.

Витте полагал необходимым реформу крестьянской общины, высказывался за свободу выхода из общины. Осенью 1898 года обратился к императору, призывая того «завершить освобождение крестьян», освободить крестьянина от опеки общины и местных властей.

Витте добился отмены в общине круговой поруки, телесных наказаний по приговору волостных судов, облегчения паспортного режима. Были облегчены условия переселения на свободные земли, расширена деятельность Крестьянского банка, изданы законы о мелком кредите.


  • 1971 — « Николай и Александра
    », США. В роли Сергея Витте — Лоренс Оливье
    .

Финансовая реформа С. Витте

  • Предпосылки финансовой реформы С. Ю. Витте 

  • Что в себя включала реформа, основные этапы

  • Результаты экономической политики Витте Сергея Юльевича


  • Витте Сергей Юльевич (1849—1915)
  • Сергей Юльевич Витте (1849—1915): Библиография трудов
  • Витте С. Ю. Воспоминания. Царствование Николая Второго, в 2-х томах на сайте «Руниверс»
  • Дорошевич В. М.
    « Граф Витте
    »
  • Сайт Хронос. Окружение Николая II
  • Б. Тененбаум. С. Ю. Витте на половине пути к станции Дно
  • Экономические реформы С. Ю. Витте: библиография

Признание и память о Витте

МЕРОПРИЯТИЯ ВИТТЕ НА ПОСТУ МИНИСТРА ФИНАНСОВ
Бюст в СПбГПУ


  • Почётный гражданин городов: Вятки
    (1895), Екатеринбурга
    (1896) [39]

    , Александровска
    [40]

    , Саранска
    (1898), Череповца
    (1899) [41]

    , Великие Луки
    (1899), Тихвина
    (1901) [42]

    , Архангельска
    , Казани
    , Нижнего Новгорода
    , Одессы
    , Оренбурга
    , Ревеля
    (1899) [43]

    , Симбирска
    (1896) [44]

    .
  • Именем Витте были названы коммерческие училища в Александровске
    и Николаеве
    .


  • 21 мая 1902 года Дворянская улица в Одессе была переименована в улицу Витте. В 1909 её переименовали в улицу Петра Великого в честь 200-летия Полтавской битвы [45]

    .
  • В 2001 году в память о Сергее Витте в Москве
    была названа аллея Витте
    [46]

    .
  • В Нижнем Новгороде
    в здании городского железнодорожного вокзала
    был установлен бюст Витте.
  • 19 декабря 2007 года в Киеве на фасаде здания управления Юго-Западной железной дорогой
    была установлена мемориальная доска в честь возглавлявшего её в 1886—1888 гг. С. Ю. Витте [47]
  • 2 ноября 2011 года НОУ ВПО « Московский институт экономики, менеджмента и права
    » был переименован в «Московский университет имени С. Ю. Витте» [48]

    .
  • В декабре 2012 года одному из безымянных до того момента скверов Одессы было дано имя Сергея Витте [49]

    .
  • 1 августа 2013 года в Москве был открыт памятник «Создателям российских железных дорог» у Казанского вокзала
    со статуей графа Витте среди фигур знаменитых деятелей железнодорожной отрасли России XIX века.
  • В 2017 году в Омске
    открыт памятник С. Ю. Витте возле Управления Федеральной налоговой службы [50]

    .
  • В 2019 году Министерство финансов Российской Федерации
    учредило ведомственную награду
     — медаль С. Ю. Витте [51]

    .
  • В 2023 году был спущен на воду ледокольный танкер-газовоз «Сергей Витте» [52]

    .

Витте во главе Совета министров

В 1903 году занял пост председателя Комитета министров. Должность фактически была почётной отставкой, так как до революции 1905 года комитет не имел значения. Это перемещение с поста министра финансов произошло под напором консервативных дворянско-помещичьих членов правительства. После реформирования возглавил правительство в качестве Председателя Совета министров.

Летом 1905 года император направил Витте в США для заключения с Японией Портсмутского мирного договора.

В октябре 1905 года Витте представил Николаю II записку о необходимости реформ. Он руководил усмирением революции, занимался организацией «экзекуционных поездов».

По инициативе Витте был составлен Манифест 17 октября, который даровал гражданам основные свободы и учреждал Государственную думу – орган народного представительства.

В октябре 1905 года – апреле 1906 года Витте занимал должность председателя Совета министров.

В 1906 году успешно провёл переговоры с Францией о займе. Находясь заграницей, уделял особое внимание освещению в печати и общественному мнению о России и действиях её правительства.

Витте был по собственному желанию отправлен в отставку в апреле 1906 года.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме



Происхождение и ранние годы

Происходил от брака балтийского немца
и русской дворянки. Православный. Домашний (семейный) язык — русский.

Его отец Юлиус Кристоф Генрих Георг Витте ( нем.
  Julius Christoph Heinrich Georg Witte
; 21.10.1814—31.05.1868) принадлежал к курляндскому
городскому сословию.

В 1834 году по 1-му разряду окончил Лесной институт
и был направлен для приобретения сельскохозяйственных знаний в Алькустовский агрономический институт при Дерптском университете
.

По возвращении, в ноябре 1839 года он был определён на службу в 3-й департамент Министерства государственных имуществ
, а 26 мая 1842 года в чине титулярного советника был назначен управляющим Юго-Восточной учебной фермой, находившейся в Новоузенском уезде
Саратовской губернии
, в 80 верстах от Саратова.

Основательница Теософского общества
Елена Петровна Блаватская
приходилась С. Ю. Витте двоюродной сестрой.

Их первый сын, Александр, родился в Саратове 22 мая
1846 года.

Вскоре после женитьбы Юлий Фёдорович Витте был переведён по службе на Кавказ, где и родились его следующие сыновья: Борис 17 июля
1848 года — в Пятигорске
, Сергей 17
 (
) июня  1849
года — в Тифлисе
.

В ноябре 1856 года старший брат Юлия Фёдоровича Фёдор Фёдорович
направил в Псковское дворянское депутатское собрание документы, подтверждавшие право на потомственное дворянство.

Уже 21 декабря состоялось определение о внесении всех братьев Витте вместе с их детьми в III часть дворянской родословной книги Псковской губернии
по заслугам отца на гражданской службе.


Вскоре он оставил службу в канцелярии и посвятил себя более интересному и денежному железнодорожному делу. Министр путей сообщения граф Алексей Павлович Бобринский
, знавший его отца, предложил Сергею Юльевичу работу в качестве специалиста по эксплуатации железных дорог и 1 мая 1870 года он начал стажировку в управлении Одесской железной дороги
с жалованьем 2 400 руб. в год, что превышало тогдашнюю заработную плату университетского профессора (около 2000 руб. в год).

МЕРОПРИЯТИЯ ВИТТЕ НА ПОСТУ МИНИСТРА ФИНАНСОВ
Сергей Витте в молодости

Во второй половине семидесятых годов XIX века Витте возглавил службу эксплуатации Одесской железной дороги. Он стал одним из ближайших сотрудников директора Русского общества пароходства и торговли
Николая Матвеевича Чихачёва
, в ведении которого была и Одесская железная дорога. Уделял большое внимание развитию и техническому оснащению Одесского порта.

В 1879 году Витте переехал на жительство в Петербург, где получил должность начальника эксплуатационного отдела при правлении Общества Юго-Западных железных дорог
(в состав которого, помимо Одесской, входило ещё четыре дороги — Харьковско-Николаевская, Фастовская, Киево-Брестская
и Брестско-Граевская
). В это же время Витте стал одним из участников Барановской комиссии
, созданной указом Александра II
«для исследования железнодорожного дела в России» и участвовал в разработке проекта устава русских железных дорог.

В феврале 1880 года Витте был назначен начальником службы эксплуатации в администрации Общества Юго-Западных железных дорог и переехал на жительство в Киев
. Председателем правления Общества был Иван Станиславович Блиох
 — варшавский банкир, автор цитируемых по сей день научных трудов по экономическим, политическим, а также железнодорожным вопросам. Правой рукой Блиоха был профессор Иван Алексеевич Вышнеградский
, будущий министр финансов России, который на протяжении 15 лет являлся непосредственным начальником С. Ю. Витте.

МЕРОПРИЯТИЯ ВИТТЕ НА ПОСТУ МИНИСТРА ФИНАНСОВ
Титульный лист 1-го издания книги Витте «Принципы железнодорожных тарифов»

Хотя С. Ю. Витте, как он подчёркивал, предпочитал политике «общество актрис», но всё же сочувствовал славянофильству и писал для газеты Ивана Сергеевича Аксакова
«Русь», сотрудничал с Одесским славянским благотворительным обществом.

В 1883 году С. Ю. Витте на основе цикла статей, напечатанных им ранее в журнале «Инженер» в полемике с киевским профессором Дмитрием Ивановичем Пихно
, опубликовал книгу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», которая принесла ему известность среди специалистов (2-е издание — 1884 год, 3-е, существенно расширенное — 1910 год). Витте полагал, что теория тарифообразования занимает центральное положение не только в экономике железных дорог, но и в экономике страны и, более того, — в жизнедеятельности общества в целом. По его мнению, при определении размеров провозной платы по железной дороге следует отталкиваться не от расходов транспортных предприятий, а от условий образования цен на перевозимые товары в пунктах отправления и назначения. Важнейшей частью книги стали сформулированные автором 23 принципа построения железнодорожных тарифов. От многих идей, высказанных в этой работе, Витте позднее отказался (когда перешёл работать с должности в частной железнодорожной компании в Министерство путей сообщения). Во втором издании этой работы, помимо основной темы, Витте затронул политические вопросы, высказавшись за «социальную» и «бессословную» монархию, и считая, что в противном случае «она перестанет существовать».

В 1886 году Витте занял пост управляющего Обществом Юго-Западных железных дорог. Работая на должностях начальника эксплуатации и управляющего этой компании, добился роста эффективности и прибыльности. В частности, проводил передовую для того времени маркетинговую политику (реорганизовал тарифы, ввёл практику выдачи ссуд под хлебные грузы и т. д.).


Возвращение на государственную службу

Работая в правительстве, добился права назначать сотрудников в зависимости от их эффективности, а не близости к правящим кругам. В своё подчинение набрал людей из частных компаний; его департамент считался образцовым. По свидетельствам, был демократичен в отношениях с подчинёнными, ценил в них самостоятельность.

В 1889 году опубликовал работу «Национальная экономия и Фридрих Лист
», в которой обосновывал необходимость создания мощной национальной промышленности, защищённой на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером.

В 1891 году был принят новый таможенный тариф России
, разработанный при активном участии С. Витте и Д. И. Менделеева
. Этот тариф сыграл важную роль во внешнеторговой политике России и стал защитным барьером для развивавшейся промышленности.

Читать также:  В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ СТИМУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ФИНАНСОВ


Министр путей сообщения

МЕРОПРИЯТИЯ ВИТТЕ НА ПОСТУ МИНИСТРА ФИНАНСОВ
Статья Витте «О причинах дефицитности сети русских железных дорог» в журнале «Новое Слово»

В феврале-августе 1892 года — министр путей сообщения. За этот срок сумел ликвидировать ставшие обычным явлением крупные скопления неперевезённых грузов. Провёл реформу железнодорожных тарифов.


30 августа 1892 года Витте был назначен на пост министра финансов, каковой занимал в течение 11 лет. Вскоре после назначения поднял вопрос о форсировании строительства Транссибирской магистрали
(в тот момент темпы строительства были таковы, что оно могло растянуться на многие десятки лет). С. Витте считал быстрое проведение магистрали настолько важным, что даже допускал возможность финансирования строительства за счёт денежной эмиссии. На такую меру министр всё-таки не пошёл, но сооружение Транссиба было резко ускорено.

Проводил независимую кадровую политику, издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием. Много внимания уделял созданию образовательной системы, готовившей кадры для промышленности, в частности, открытию новых «коммерческих» учебных заведений.

С 1895 года начал вводить винную монополию
. Винная монополия распространялась на очистку спирта и розничную и оптовую торговлю крепкими спиртными напитками; производство спирта-сырца разрешалось частным лицам при условии определённой регламентации (повышенный акциз и т. д.). Монополия стала одним из важных источников пополнения госбюджета.

С 1896 года — статс-секретарь
. В этом году провёл успешные переговоры с китайским представителем Ли Хунчжаном
, добившись согласия Китая
на сооружение в Маньчжурии
Китайско-Восточной железной дороги
(КВЖД), что позволило провести дорогу до Владивостока в гораздо более короткие сроки. Одновременно с Китаем был заключён союзный оборонительный договор. В Европе ходили слухи, что успеху переговоров содействовала выдача китайскому сановнику взятки в размере 500 тыс. руб. Витте слух о взятке в своих воспоминаниях опровергает.

Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы 1897 года
. В результате Россия на период до 1914 года получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов.

В 1899 году количество золота в обороте составило 451,40 млн рублей. Количество бумажных денег упало до уровня 661,80 млн. Количество золота в обороте по сравнению с 1898 годом увеличилось в три раза, а по сравнению с 1897 — в 12,5 раз. За 1900 год количество золота в обороте увеличилось ещё в 1,42 раза. Затем этот рост стабилизировался. В целом, за четыре года количество золота в обороте увеличилось почти в 18 раз. Количество же бумажной наличности уменьшилось в 2,175 раз.

Однако современники в целом негативно оценивали изменения в функционировании финансовой системы, вызванные отказом от биметаллического обращения. Следствием перевода государственного долга на золотой рубль, правительство добровольно увеличило свой долг на 1,5 миллиона пудов серебра (на 1,6 млрд теперь уже золотых рублей или на 53 % от прежнего объёма). На 1897 год правительство имело 3 млрд рублей долгов, для оплаты которых серебром по курсу к золоту, существовавшему с 1810 года, 4 золотника 21 доли понадобился бы слиток серебра весом в 4.394.531 пуд (71.984.533,75 кг). Переведя 3 млрд рублей на новый золотой рубль по новому курсу серебра к золоту в 7 золотников, правительство добровольно увеличило «серебряный слиток» до 5.976.000 пудов (97.889.757,44 кг).

МЕРОПРИЯТИЯ ВИТТЕ НА ПОСТУ МИНИСТРА ФИНАНСОВ
С. Ю. Витте на посту министра финансов

При активном участии Витте разрабатывалось рабочее законодательство
, в частности, закон об ограничении рабочего времени на предприятиях (1897).

В 1898 году провёл реформу торгово-промышленного налогообложения. В том же году выступил резко против захвата Россией Ляодунского полуострова
в Китае, где впоследствии был сооружён Порт-Артур
.

Считал необходимым реформировать крестьянскую общину, высказывался за свободный выход из общины. В октябре 1898 года обратился к Николаю II с запиской, в которой призвал царя «завершить освобождение крестьян», сделать из крестьянина «персону», освободить его от давящей опеки местных властей и общины.

Добился отмены круговой поруки в общине
, телесных наказаний крестьян по приговору волостных судов, облегчения паспортного режима крестьян. Не без участия С. Витте были облегчены условия переселения крестьян на свободные земли, расширена деятельность Крестьянского поземельного банка
, изданы законы и нормативные правила о мелком кредите.

Впоследствии С. Витте неоднократно подчёркивал, что Пётр Аркадьевич Столыпин
позаимствовал ряд его идей (подробнее см. статью Отношения Столыпина и Витте
).

В 1899 году Витте получил чин действительного тайного советника
. В том же году Витте, ранее находившийся в дружеских отношениях с купцом Саввой Ивановичем Мамонтовым
, резко поменял свою позицию и принял участие в деле по осуждению Мамонтова.


Витте в 1903—1904 гг.

В 1903 г. вступил в обязанности председателя Комитета министров. Последняя должность была фактически почётной отставкой, так как комитет до революции 1905 года
не имел никакого значения. Это перемещение с поста влиятельного министра финансов произошло под напором дворянско-помещичьих членов правительства (главным образом, Вячеслава Константиновича Плеве
). Возглавил правительство после реформирования в качестве Председателя Совета министров.

С 1903 года — член Государственного совета
, назначался к присутствию на 1906—1915 годы. С 1903 года — член комитета финансов, с 1911 по 1915 год — его председатель. В 1904 году заключил торговый договор с Германией.


Витте и события 9 января 1905 года в Петербурге

В конце 1904 года Витте пребывал на почётной, но номинальной должности председателя Комитета министров.

В январе 1905 года в Петербурге вспыхнула рабочая забастовка.

7 января стало известно, что рабочие под руководством священника Георгия Аполлоновича Гапона
собираются идти в воскресенье к Зимнему дворцу с Петицией о рабочих нуждах
.


Во главе Совета министров

Летом 1905 года направлен императором в США для заключения Портсмутского мирного договора
с Японией
.

Из переписки Витте с МИД России

Телеграмма Витте в МИД 4 августа 1905 года:

«В Америке…что касается Сахалина, то, по-видимому общественное мнение склонно признавать, что раз мы имели несчастье потерять Сахалин и он, фактически, в руках японцев, то Япония имеет право на извлечение из этого факта соответствующей выгоды, и что Японии трудно будет отказаться от того, что приобретено успехами её флота…»

Телеграмма Витте в МИД 5 августа 1905 года:

«…японцы ранее нас имели некоторые права собственности на Сахалин… Сахалин — в руках японцев, и я не вижу возможности, по крайней мере в ближайшие десятилетия, его отобрать».

В тот же день, Витте направляет в МИД телеграмму следующего содержания:

«По нашему мнению, было бы удобно отдать весь Сахалин…»

Реакция царя на предложения Витте видна из телеграммы Витте от 6 августа 1905 года.

«Ввиду резолюции государя на моей телеграмме („Сказано было — ни пяди земли…“) … считаю, что дальнейшие переговоры будут совершенно бесполезны…».

Витте тем не менее вновь предпринял попытку отдать Сахалин:

«…нельзя отвергать и уступку Сахалина, и возвращение военных расходов»

«Его императорское величество не изволил согласиться на сделанные Японией предложения», пишет Витте впоследствии, но вновь настаивает на сдаче Сахалина. Телеграмма Витте в МИД 10 августа 1905 года:

«Если бы мы категорически отказались от уплаты военного вознаграждения…, за исключением уплаты за военнопленных, но приняли бы во внимание фактическое положение дела относительно Сахалина, то тогда, в случае отказа Японии — что, по моему мнению, представляется почти несомненным — мы останемся правы в глазах общественного мнения».

За успешное заключение мира ему было пожаловано графское
достоинство. Поскольку то, что к Японии (претендовавшей на весь Сахалин
) перешла лишь его половина, было в том числе и его заслугой, Витте получил шутливое прозвище «граф Полусахалинский».

В октябре 1905 года представил царю записку о необходимости политических реформ.

По его инициативе был составлен Манифест 17 октября
, даровавший основные гражданские свободы и вводивший институт народного представительства — Государственную думу. С октября 1905 года по апрель 1906 года — председатель реформированного Совета министров
.

В 1906 году провёл переговоры с Францией
о получении займа. Находясь в зарубежных странах, особое внимание уделял общественному мнению и освещению в печати России и действий её правительства, о чём писал в своих «Воспоминаниях» (гл. 27).


Отставка и последние годы

МЕРОПРИЯТИЯ ВИТТЕ НА ПОСТУ МИНИСТРА ФИНАНСОВ
Граф С. Ю. Витте в гробу

Витте был отправлен в отставку по собственному желанию 22 апреля 1906 года.

МЕРОПРИЯТИЯ ВИТТЕ НА ПОСТУ МИНИСТРА ФИНАНСОВ
Могила С. Ю. Витте


МЕРОПРИЯТИЯ ВИТТЕ НА ПОСТУ МИНИСТРА ФИНАНСОВ
Графиня М. И. Витте на фотографии Карла Буллы
(1905)

Спустя год Витте женился на Марии Ивановне Лисаневич
(1863—после 1924), урождённой Матильде Исааковне Нурок
. Женитьбе предшествовал скандал, так как Витте начал встречаться с Лисаневич до её развода и вступил в конфликт с её мужем. Это могло стоить Витте карьеры, так как скандальная женитьба на разведённой еврейке
(хотя и принявшей православие
) тогда не приветствовалась. В результате и без того не самые тёплые отношения Витте с высшим светом ещё более ухудшились.

Племянница — Софья Николаевна Зильберминц (в девичестве Сажина, 1889—1961), врач, была замужем за известным минерологом Вениамином Аркадьевичем Зильберминцем
.

Герб графа Витте

С. Ю. Витте после заключения Портсмутского мира с Японией получил титул графа. 11 апреля 1906 года Департамент герольдии утвердил следующее описание графского герба С. Ю. Витте:

Герб графа Витте
Герб графа Витте

В лазоревом щите стоящий на задних лапах золотой лев с червлёными глазами, языком и когтями. Он опирается правой лапой на золотой ликторский пук
, а левой — держит серебряную оливковую ветвь. В вольной золотой части щита — чёрный государственный орёл с червлёным щитком на груди, на коем вензелевое изображение имени государя императора Николая II. Щит украшен графскою короною и увенчан дворянским коронованным шлемом. Нашлемник: два чёрных орлиных крыла, намёт — лазоревый с золотом

.

Пояснялось, что ликторский пук (символ власти, законности) означает административную деятельность Витте, оливковая ветвь (символ мира) — исполненное им поручение по заключению Портсмутского мира, а орёл
 — символ возведения Витте в графское достоинство.

Его противники, пародируя специальные почётные фамилии-титулы
(пожалование которых зачастую сопровождало награждение родовым титулом), стали называть его графом Полусахалинским (поскольку половина острова Сахалин была уступлена Японии).

Предпосылки финансовой реформы С. Витте

Сергей Юльевич Витте — русский государственный деятель, министр путей сообщения, министр финансов, председатель Комитета министров, председатель Совета министров, реформатор. Находился на посту министра финансов с 1892 по 1903 год.

Главной его заслугой считают проведение денежной реформы, по итогам которой за 4 года в России увеличился оборот золота в 18 раз, и в 2 раза уменьшилось обращение бумажных денег.

В результате прекратилась инфляция бумажных рублей. Русский золотой рубль не только укрепился на финансовых рынках мира, но и стал одной из главных мировых валют.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
.

  1. Положение в экономике России конца XIX века было неустойчивым. Страна имела дефицитный бюджет
    . Расходы превышали доходы государства, потому что налоги в основном платило население с низкими доходами: рабочие и крестьяне. Зажиточные слои в должной мере не платили налоги. Поэтому назрела необходимость перехода к другой системе налогообложения.
  2. Страну подрывала инфляция
    . Этому способствовали войны. В ходу были бумажные деньги, которые постоянно обесценивались.
  3. Правительство, чтобы покрыть дефицит бюджета, продолжало брать кредиты
    за рубежом.
  4. Российский рубль не имел веса на мировых рынках
    , в то время, как в этот период в стране сформировались крупные монополии: картели и синдикаты. Для нормального их развития требовалась устойчивая валюта.
  5. Россия вывозила из страны сырье
    , во время как Германия и Франция ввозили технику и товары.
Читать также:  Корпоративные финансы это совокупность денежных отношений

Финансовая реформа назревала постепенно. Вначале государство выпускало лишние бумажные деньги. Но это не могло решить проблему инфляции, а только усиливало ее.

Предшественники Витте, бывшие министры финансов, Бунге Н. Х
. и Вышнеградский И. А
. хорошо понимали экономические проблемы России. Каждый из них пытался изменить ситуацию:

  1. Проводили реформы по сбору налогов.
  2. Стремились привлечь в Россию иностранный капитал.
  3. Пытались заменить бумажные деньги золотыми монетами.
  4. Принимали меры по укреплению отечественного рубля.
  5. Вводили ограничения импорта и увеличения экспорта товаров, по увеличению золотого запаса страны, правильному формированию бюджета. Например, усилили экспорт хлеба, ввели жесточайший режим экономии бюджетных средств.

Все эти меры подготовили реформу, которую осуществил С. Ю. Витте.

Новый министр продолжил начинания предшественников. Этому благоприятствовала обстановка в стране: начинался рост промышленности, рос золотой запас. Витте умело использовал эти преимущества.

Подготовка реформ

С. Ю. Витте до 1892 года работал на должности министра путей сообщения Российской Империи. Затем он перешел на должность министра финансов. Именно министр финансов на тот момент определял экономическую политику. Витте придерживался идеи комплексных преобразований экономики. Его оппонент Плеве пропагандировал классический путь. Александр III, понимая, что экономике на текущем этапе нужны реальные преобразования, принял сторону Витте, назначив его министром финансов, полностью доверив формирование государственной экономики.

Главная задача реформ конца XIX века была в том, чтобы Россия за 10 лет догнала западные страны и укрепилось на новых рынках Ближнего и Дальнего Востока.


Для выполнения поставленных задач министерство финансов предприняло ряд разнонаправленных мер. Одной из первых и значительных стало введение винной монополии
государства в 1894 году. Данное ограничение действительно существенно увеличило доходы казны. Кроме того, с той же целью наполнения бюджета было значительно увеличено количество, повышены ставки косвенных налогов
, что предпринимал в своё время и Вышнеградский. Имея опыт работы на железной дороге и в соответствующем министерстве, Витте нашёл способы увеличить доходы и по этой статье, а также снизить расходы на поддержание железных дорог.

При Витте также осуществлялось активное перераспределение расходов госбюджета в процентном соотношении. Так, удалось вдвое сократить траты на военную сферу — поддержание армии и флота. Кроме того, было приложено немало усилий для развития финансового оборота в стране — при Витте значительно увеличилось количество средств населения в сберкассах, хотя относительно общего денежного оборота оно до сих пор было крайне невелико.

Также, для увеличения доходности бюджета при Витте активно брались иностранные займы. Действительно, за период руководства им министерством финансов внешний госдолг
вырос значительно — примерно на 30%, однако благодаря грамотному обращению с задолженностью России удавалось удерживать значительно сниженные процентные ставки. Кроме того, это способствовало и политическому сближению со стратегически важными странами, такими как Франция
. Привлечение иностранного капитала осуществлялось и иным способом. В целях увеличения его притока Витте санкционировал и приветствовал открытие на территории России иностранных акционерных обществ, а также банков, в которых значительная доля принадлежала зарубежным партнёрам. Для этих учреждений действовали различные льготы, сниженное налогообложение. Одновременно с этим проявлялась и приверженность Витте к стратегии активного участия государства в экономике: открытие каждого такого учреждения с иностранным участием должно было проходить одобрение в Министерстве финансов.


  1. Бондаренко О. А.
    Создание «Системы Витте» и её влияние на модернизацию экономики Российской империи

    . Дата обращения: 7 сентября 2020.
    Архивировано
    28 марта 2022 года.


  2. 1



    2



    3




    Мартынов С. Д.
    Государство и экономика. Система Витте. — Наука, 2002.

Денежная реформа

Сегодня говорят о феноменальных показателях, достигнутых в результате сталинских пятилеток, однако их суть почти полностью была позаимствована у реформ Витте. Разница состояла в том, что новые предприятия в СССР не переходили в частную собственность. С.Ю. Витте предполагал индустриализацию страны провести за 10 лет. Финансы Империи находились в плачевном состоянии. Главная проблема заключалась в высоком уровне инфляции, порожденном непрерывными войнами и выплатами помещикам.

«Реформы С. Ю. Витте» 👇

Чтобы решить эту проблему, в 1897 году С. Ю. Витте провел денежную реформу. Краткое содержание этой реформы состоит в том, что российский рубль начал обеспечиваться золотом, или иначе говоря – был введен золотой стандарт. В результате доверие возможных инвесторов к рублю увеличилось. Государство теперь выпускало такое количество денег, которое реально обеспечивалось золотом. В любой момент можно было произвести обмен банкнот на золото.

Результаты денежной реформы проявились очень быстро. В 1898 году в экономику России начали вкладывать значительный капитал, который в основном был иностранным. Во многом благодаря этому капиталу стало возможно осуществление строительства железных дорог по стране. Китайско-восточная железная дорога и транссибирская магистраль были построены на иностранный капитал именно благодаря реформе Витте.

Приток иностранного капитала

Один из эффектов экономической политики Витте стал приток в Россию иностранного капитала. Общая сумма инвестиций составила 2,3 млрд рублей. Основные страны, инвестировавшие в российскую экономику в конце XIX-начале XX веков:

  • Бельгия – 382 млн;
  • Великобритания – 507 млн;
  • Германия – 442 млн;
  • США – 178 млн;
  • Франция – 732 млн.

Большое количество иностранного капитала имело как положительное, так и отрицательное значение. Построенная на западные деньги промышленность управлялась иностранными владельцами, которых интересовала только прибыль, но не развитие России. Конечно, государство контролировало эти предприятия, однако все решения принимались непосредственно на местах. Примером того, к чему это могло привести является Ленский расстрел.

Ленский расстрел (4 апреля 1912 года) — это события на приисках Ленского золотопромышленного товарищества. В результате забастовки и расстрела рабочих правительственными войсками пострадало от 250 до 500 человек.

Сегодня эта тема поднимается, чтобы обвинить Николая II в тяжелых условиях труда, но предприятие на самом деле контролировалось английскими промышленниками, действия которых привели к расстрелу людей в России.


  1. Витте С. Ю.
    Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов
     — Киев : журн. « Инженер», 1883.
  2. Витте С. Ю.
    Национальная экономия и Фридрих Лист.
     — Киев, 1889. — 59 с.
  3. Витте С. Ю.
    Речь министра финансов в заседании Совета государственных кредитных установлений, 21 декабря 1892 года
    Санкт-Петербург : тип. М-ва вн. дел, [1893].
  4. Витте С. Ю.
    Замечания на проект Вотчинного устава. С Пб., 1900.
  5. Витте С. Ю.
    Записка по крестьянскому делу. С Пб, 1904, 1905
  6. Витте С. Ю.
    Вынужденные разъяснения по поводу отчета ген.-ад. Куропаткина о войне с Японией.

    МСПб., 1909; ос. Т-во И. Д. Сытина, 1911.

  7. Витте С. Ю.
    Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных его императорскому высочеству великому князю Михаилу Александровичу в 1900—1902 гг.
    Санкт-Петербург : Тип. А О Брокгауз-Ефрон, 1912, 1914
  8. Витте С. Ю.
    Воспоминания в 3-х томах.
    М., Соцэкгиз
    , 1960.
  9. Витте С. Ю.
    Воспоминания в 3-х томах.
    Берлин, Слово, 1923
  10. Витте С. Ю. Всеподданнейший доклад министра финансов…февраль 1899 г.
  11. Протокольная запись выступлений министра финансов С. Ю. Витте и министра иностранных дел М. Н. Муравьева на совещании министров под председательством Николая II
  12. Самодержавие и земство : Конфиденц. записка министра финансов статс-секр. С. Ю. Витте (1899 г.)
    / С предисл. и прим. Р. Н. С.
    Печ. « Зарей». — Stuttgart, 1901. — XLIV, 212 с.
  13. По поводу непреложности законов государственной жизни. — Санкт-Петербург : акц. о-во «Брокгауз-Ефрон», 1914. — [2], II, IV, 376 с.
  14. [rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1542630 Ф. Лист, С. Ю. Витте, Д. И. Менделеев — Национальная система политической экономии]

Результаты экономической политики Витте Сергея Юльевича

Реформы Витте имели огромное значение для финансового положения России. Положительные итоги:

  1. Экономика стабилизировалась.
  2. Снизилась инфляция.
  3. Рост промышленных предприятий составил по стране 40%.
  4. Добыча нефти увеличилась в 2,9 раза, чугуна в 3,7 раза, стали в 7,2 раза. К 1900 году страна стала первой в мире по добыче нефти.
  5. Большую часть производства составлял иностранный капитал. Но на первом этапе он способствовал росту промышленности и оздоровлению экономики России.
  6. Почти в два раза вырос запас золота в Государственном банке. Реформа оказала влияние на укрепление рубля не только в нашей стране, но и во всем мире. Деньги начали работать. Промышленники стали вкладывать свои капиталы в строительство заводов и фабрик.

Не все последствия реформ Витте имели положительный эффект. Например, сельское хозяйство страны оказалось в невыгодном положении.

Экономисты стали называть эти реформы индустриализацией царской России
, поскольку они охватили все основные сферы жизни государства. Россия, получив мощный толчок, стала превращаться в крепкую державу. Этот период в истории русского государства называют «Золотым десятилетием» русской промышленности.

Результаты экономической политики С. Витте

Значительно увеличилось количество предприятий промышленности. Также возросло производство:

  • чугуна в 3,7 раза;
  • паровозов в 10 раз;
  • нефти в 2,9 раза;
  • стали в 7,2 раза.

Россия по темпам роста промышленности занимала первое место в мире.

Основной акцент был сделан на развитие тяжелой промышленности, что осуществлялось за счет снижения доли лёгкой промышленности. Основные предприятия строились в черте города. В этих условиях пролетариат стал оседать в городских промышленных центрах. Началось переселение людей в город, что в дальнейшем сыграло ключевую роль в революции.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Итоги деятельности С. Витте

Наиболее выдающимися из достижений Витте можно назвать

  • укрепление государственности, важные политические реформы
  • повышение регулирующей роли государства
  • активизация развития промышленности и рост экономики (удалось добиться промышленного роста и стабилизации финансовой системы, достаточно эффективно применялись протекционистские меры)
  • привлечение иностранного капитала в страну
  • заключение мирного договора с Японией, успешные переговоры с Германией и Китаем

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *