Методика департамента налоговой политики министерства финансов рф автор е в балацкий

Налоговая нагрузка
(бремя, гнет) – это обобщающий показатель, характеризующий роль налогов в жизни
общества и определяемый как отношение суммы налогов к совокупному национальному
продукту.

С 2007 г. с принятием
ФНС РФ «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» впервые
было дано определение «налоговая нагрузка», которое заменило ранее
употребляемое понятие «налоговое бремя».

Ранее налоговое бремя
рассчитывалось как соотношение начисленных налогов и доходов (выручки). Теперь
в соответствии с Концепцией налоговая нагрузка стала рассчитываться как
соотношение суммы только уплаченных налогов по данным отчетности налоговых
органов и оборота (выручки) организаций либо доходов населения по данным
Росстата. Под налоговой нагрузкой следует понимать совокупное воздействие
налогов на конкретного плательщика и экономику страны в целом.

«Размер налоговой
нагрузки в России находится под влиянием специфических факторов:

1) около 200 % всех
зарегистрированных организаций или не стоят на налоговом учете, или не сдают
вообще налоговой отчетности либо сдают так называемые нулевые балансы;

2) собираемость
налогов еще не находится на должном уровне;

3) расчет налоговой
нагрузки в целом по российской экономике неточен из-за несопоставимости
показателей уплаченных сумм налогов и ВВП;

4) в российской
налоговой системе установлен различный налоговый режим для предприятий разных
отраслей экономики;

5) существенное влияние
на уровень налоговой нагрузки оказывают мировые цены на энергоносители, и в
первую очередь на нефть и газ, экспорт которых преобладает в общем объеме
российского экспорта;

В настоящее время в
Российской Федерации не разработано общепринятой методики исчисления не только
абсолютной, но и относительной величины налоговой нагрузки предприятий.
Известны методы определения налогового потенциала, уровня налоговой нагрузки
населения, эффективной налоговой ставки, доли налогов в ВВП, исчисляемые на
базе основных показателей экономики страны и характеризующие налоговую нагрузку
на макроуровне. В то же время нет единого мнения в отношении методологии
определения этого показателя на микроуровне, т.е. на уровне организаций.

В научной литературе
встречаются методики определения налоговой нагрузки на экономические субъекты,
которые различаются использованием того или иного количества налогов,
включаемых в расчет, а также определением базового показателя деятельности
предприятия, с которым соотносится сумма налогов.

Методика расчета
налоговой нагрузки должна содержать общий подход к количественной и
качественной оценке влияния обязательных платежей на финансовое состояние
предприятия и не должна зависеть от особенностей процесса налогообложения,
особенностей построения той или иной налоговой системы. Цель методики – дать
возможность сравнения тяжести налогового бремени как для предприятий,
действующих в условиях одной налоговой системы, так и для предприятий,
находящихся в разных налоговых системах, т.е. в условиях разных стран.

Налоговая нагрузка предприятия
зависит от множества факторов, в число которых входят виды хозяйственной
деятельности и формы ее осуществления, налоговый режим, организационно-правовая
форма предприятия, особенности ведения налогового и бухгалтерского учета,
закрепленные в учетной политике предприятии. Каждый фактор имеет вариантные
значения, выбор которых зависит от законодательно установленных ограничений.
Каждый вариант налогообложения характеризуется соответствующим перечнем обязательных
платежей в бюджетную систему, который можно определить термином «налоговое
поле», введенным В.С. Занадворовым. «Налоговое поле представляет собой
информационную налоговую базу, включающую в себя:

  • перечень налогов, подлежащих уплате хозяйствующим
    субъектом;
  • размеры ставок;
  • источники начисления;
  • виды и размеры льгот;
  • сроки уплаты.

Главным источником информации при
определении уровня налоговой нагрузки служат данные налогового и бухгалтерского
учета. Следует отметить, что они опираются на различные нормативные правовые
базы: бухгалтерский учет ведется в соответствии с Федеральным законом от
06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О бухгалтерском
учете», положениями по бухгалтерскому учету, методическими
указаниями, учетной политикой; налоговый же основан на НК РФ и
приказах Минфина России и ФНС России, разъясняющих отдельные нормы. В
связи с этим возможны расхождения, которые приводят к возникновению постоянных
или отложенных налоговых обязательств и активов.

Расчет налоговой нагрузки может
иметь еще одну важную для организации цель — прогнозирование налогового бремени
на будущий период. Для больших предприятий важно предусмотреть налоговую
нагрузку в будущих периодах. Важно оценить, какой объем налогов должна будет
уплачивать организация, например, за счет расширения своей деятельности.

Читать также:  Приказ Управления финансов Администрации г. Ижевска Удмуртской Республики от 30.05.2016 N 107-п "Об утверждении Методических рекомендаций по формированию муниципальных заданий муниципальным учреждениям муниципального образования "Город Ижевск"

Все дискуссии о налоговой нагрузке на предприятия останутся
беспредметными до тех пор, пока не будет достигнуто согласие в вопросе о
методике расчета сводного показателя, характеризующего эту нагрузку. Существует
несколько методик расчета налоговой нагрузки для предприятия.

Основная идея каждой из методик состоит в том, чтобы сделать
показатель налоговой нагрузки экономического субъекта универсальным,
позволяющим сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях народного
хозяйства. Каждая из методик также учитывает влияние изменения числа налогов,
налоговых ставок и льгот на уровень налогообложения, в этом и проявляется
практическая ценность различных методик. Рассмотрим некоторые из них.

Методика Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ,
Е.В.Балацкий — показывает соотношение уплачиваемых организацией налогов и
выручки.

где Н — общая сумма всех
уплаченных налогов;

В (Вр) — выручка от реализации продукции (работ, услуг);

ВрД — внереализационные доходы.

Среди достоинств данной методики можно отметить то, что она позволяет
определить долю налогов в выручке от реализации. Основным недостатком является
то, что данная методика не отражает влияние налогов на финансовое состояние
хозяйствующего субъекта, из-за того, что не учитывает структуру налогов в
выручке от реализации.

– Методика М.Н.Крейниной— позволяет сопоставить налог и источник его
уплаты, интегральным показателем выступает прибыль предприятия.

Автор предлагает рассчитывать уровень налоговой нагрузки следующим
образом:

где: Вр — выручка от
реализации,

З — затраты на производство
продукции (без налогов),

ЧП — фактическая прибыль, остающаяся в распоряжении организации после
уплаты налогов.

Данная методика позволяет
проанализировать влияние прямых налогов на финансовое положение предприятия. С
другой стороны, недооценивается влияние косвенных налогов, НДС и акцизов.

– Методика А. Кадушина и Н. Михайловой — показывает долю отчисляемой
государству добавленной стоимости, созданной на отдельно взятом предприятии.

Согласно данной методике налоговая нагрузка определяется по следующей
схеме: (ПиК+ВП)/ДС,

где ПиК — прямые и косвенные налоги предприятия, выплачиваемые из ДС,

ВП — платежи, начисляемые на фонд оплаты труда во внебюджетные фонды,

ДС — добавленная стоимость.

Методика позволяет сравнить
налог и источник его уплаты, однако не принимает к учету налог на имущество,
земельный налог и платежи за пользование природными ресурсами.

– Методика М.И.Литвина позволяет определить налоговую нагрузку по всем
налогам и источникам его уплаты.

где: Н — сумма налогов,

ИСУ — сумма источника средств для уплаты.

– Методика В.Д.Новодворского и Р.Л.Сабанина
— позволяет определить ожидаемую долю налогов в предполагаемых доходах и может
применяться для оценки налоговой нагрузки при переходе на УСН с ОСНО.

Формула для расчета следующая:

где НН УСН — налоговая нагрузка при применении УСН,

Н — ожидаемые налоговые расходы (без учета НДФЛ),

УпВ — показатель ожидаемой упущенной выгоды (т. е. сумма
недополученной выручки от снижения цен на величину НДС),

Д — ожидаемый годовой доход.

Таким образом. данная методика дает возможность сравнить и выбрать
наиболее выгодную систему налогообложения, однако она не применяется при
расчете налоговой нагрузки для упрощенной системы налогообложения.

– МетодикаО.С.Салькова — позволяет сравнить уровень налоговой нагрузки
при переходе на УСН с ОСНО.

Налоговая нагрузка определяется
по формуле:

где НН УСНО — налоговая нагрузка при применении упрощенной системы
налогообложения,

Н — налоговые расходы (без НДФЛ),

Пр — расчетная прибыль.

Благодаря данной методике
экономический субъект может выбрать наиболее выгодную систему налогообложения,
однако методика не применяется для предприятий с убыточной деятельностью.

– Методика расчета налоговой нагрузки при специальном налоговом режиме
(УСН, ЕСХН) — в качестве интегрального показателя, применяется добавленная
стоимость, скорректированная с учетом особенностей специального налогового
режима:

Читать также:  Министерство финансов Российской Федерации 109097, Москва, ул. Ильинка, 9

где НН СРН — налоговая нагрузка
при применении специального режима налогообложения,

Н — налоги, сборы и страховые взносы, подлежащие перечислению в бюджет
и внебюджетные фонды, а также недоимка, пени и штрафы по данным платежам.

Данная методика позволяет рассчитать налоговую нагрузку при применении
специального режима налогообложения, но не применяется при общей системе
налогообложения

Анализируя выше приведенные данные, можно говорить о
необычайно низкой налоговой нагрузке, особенно в сфере торговли. Однако
необходимо учитывать и тот факт, что данная отрасль экономики находится на
сегодняшний день в большинстве своем в теневом секторе, с чем согласны многие
исследователи. В связи с этим необходимо задуматься, почему такое происходит,
не связана ли данная ситуация с тем, что у предпринимателя не остается
альтернативы принятия решения, по какому пути идти, легализуя свои доходы или
нет за счет чрезмерного налогового бремени. Ведь если даже ориентироваться на
грубые подсчеты главных бухгалтеров, то при осуществлении деятельности на общем
режиме налогообложения на бизнес падает 20% НДС, 20% налога на прибыль, не
говоря уже о прочих видах налогов. Кроме того, не надо забывать и о различных
сборах, влияющих на уровень налогового бремени в достаточном объеме.

Расчет за 2013 — 2015 гг. произведен без учета
поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Расчет налоговой нагрузки на предприятие

Скороходова Ольга Николаевна
Мордовский гуманитарный институт,
г. Саранск
Мир науки и образования
№2(6) 2016

Аннотация. В статье рассмотрена проблема определения налоговой нагрузки организаций, приведены наиболее распространенные методики ее определения и расчет для конкретной организации.

Налоговые органы рассчитывают налоговую нагрузку как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата. Такой метод расчета простой, но не достаточно точно позволяет оценить реальную налоговую нагрузку на организацию.

Организации должны рассчитывать налоговую нагрузку для того, чтобы понять, насколько их деятельность и уплата налогов может привлечь внимание налоговых органов, которые могут принять решение о проведении выездной налоговой проверки.

Помимо этого, расчет налоговой нагрузки может иметь еще одну важную для организации цель — это прогнозирование налогового бремени на будущий период. Деятельность организации обычно не стоит на месте — одни направления демонтируются, другие развиваются, реализуются новые проекты. За счет этого налоговая нагрузка может изменяться. Размер налоговой нагрузки зависит от результатов деятельности организации, динамики налоговых баз, изменения внешних факторов, влияющих на порядок исчисления и уплаты налогов.

Дополнительно можно рассчитать долю налогов в выручке, прибыли, «зарплатных» налогов в фонде оплаты труда и т.д. Все это должно помочь организации в налоговом планировании отчислений в бюджет. При этом также важно предусмотреть различные налоговые риски, которые могут повлиять на увеличение налоговой нагрузки.

Таким образом, налоговая нагрузка применяется для сравнения предлагаемых вариантов налогообложения, посредством определения налогового бремени, а также для оценки влияния налоговых платежей на финансовое состояние предприятия. Такой показатель зависит от множества факторов: начиная от вида деятельности, а это лежит в основе классификации налоговых органов и заканчивая особенностями ведения налогового и бухгалтерского учета.

Таблица 1 — Исходные данные для расчета налоговой нагрузки по методике Департаментом налоговой политики Министерства финансов России, тыс. руб.

Первой методикой к рассмотрению является общепринятая методика определения налогового бремени на организацию, разработанная Департаментом налоговой политики Министерства финансов России, согласно которому уровень налоговой нагрузки — это отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

НН = ((НП / (В + ВД)) х 100%,      (1)

где: НН — налоговая нагрузка на предприятие;
НП — общая сумма всех уплаченных налогов;
В — выручка от реализации продукции (работ, услуг);
ВД — внереализационные доходы.

Читать также:  Учебник по корпоративным финансам 2018 768 р автор

НН2012 г. = (1895,9 / (15785 + 20276,2)) х 100 %

НН2012 г. = 5,3 %

Налоговая нагрузка в 2012 г. составляет 5 копеек на 1 рубль выручки или 5,26 % составляют налоги в выручке предприятия.

НН2013 г. = (2206,4 / (22863 + 22863)) х 100 %

НН2013 г. = 4,8 %

Налоговая нагрузка в 2013 г. составляет также 5 копеек на 1 рубль выручки или 4,8 % составляют налоги в выручке предприятия.

НН2014 г. = (2147,7 / (17629 + 17629)) х 100 %

НН2014 г. = 6,1 %

Налоговая нагрузка в 2014 г. составляет 6 копеек на 1 рубль выручки или 6,1 % составляют налоги в выручке предприятия.

Второй методикой к рассмотрению является методика Лазутиной Д.В., согласно которой налоговая нагрузка определяется по формуле:

НН = (((Д — Р) х СН + (ПФ х (1 — СН)) / (Д — Р))) х 100%,      (2)

Таблица 2 — Исходные данные для расчета налоговой нагрузки по методике Лазутиной Д.В.

НН2012 г = (((20276,2 — 20072,1) х 0,15 + (1693,1 х (1 — 0,15)) / (20276,2 — 20072,1))) х 100% = 7,2 %;

НН2013 г = (((22863 — 22355,8) х 0,15 + (1977,7 х (1 — 0,15)) / (22863 — 22355,8))) х 100% = 3,5%

НН2014 г = (((17629 — 17372,3) х 0,15 + (1971,4 х (1 — 0,15)) / (17629 — 17372,3))) х 100% = 6,7%.

Следующей методикой к рассмотрению является методика Литвина М.И., согласно которой налоговая нагрузка определяется по формуле:

НН = SN / SI х 100%      (3)

Где НН — налоговая нагрузка;
SN — сумма налогов;
SI — сумма источника средств для уплаты.

Таблица 3 — Исходные данные для расчета налоговой нагрузки по методике Литвина М.И.

Программа Финансовый анализ — для расчета налоговой нагрузки по методике Литвина и большого количества финансово-экономических коэффициентов.

НН2012 г = 1895,9 / 15785 х 100% = 0,12%;

НН2013 г = 2206,4 / 22863 х 100% = 0, 1%;

НН2014 г = 2147,7 / 17629 х 100% = 0,12%

Таблица 4 — Сводная таблица показателей налоговой нагрузки предприятия

Произведенные расчеты по трем методикам показывают, что уровень налоговой нагрузки сократился в 2013 году в связи с ростом произведенных расходов за налоговый период, которые свели к минимальному разрыву доходов и расходов учитываемых в целях налогообложения.

Абсолютную налоговую нагрузку можно рассчитать, используя методику Кировой Е.А., согласно этой методики налоговая нагрузка определяется по формуле:

АНН = НП + ВП + НД,      (4)

где: АНН — абсолютная налоговая нагрузка;
НП — налоговые платежи, уплаченные организацией;
ВП — уплаченные платежи во внебюджетные фонды;
НД — недоимка по платежам.

АНН2012 г = 2027,6 + 16931,3 + 0 = 1895,9 тыс. руб.;

АНН2013 г = 2286,32 + 19777,2 + 0 = 2206,4тыс. руб.;

АНН2014 г = 1762,9 + 19714,4 + 0 = 2147тыс. руб.

Рассчитаем эффективность налогообложения ООО «Домоуправление №24» на основе коэффициента налогового эффекта, который непосредственно характеризует эффективность налоговой политики организации. Для расчета используем формулу:

КНЭ = ЧП / SН х 100%,      (5)

где: ЧП — чистая прибыль;
SН — сумма налоги с учетом платежей во внебюджетные фонды.

КНЭ12 = 120 тыс. руб. / 1895,9 тыс. руб. х 100% = 0,06

КНЭ13 = 507 тыс. руб. / 2206,4 тыс. руб. х 100% = 0,2

КНЭ14 = -131 тыс. руб. / 2147,7 тыс. руб. х 100% = — 0,06

Рассчитанные показатели указывают на соотношение чистой прибыли, и общей суммы налоговых платежей организации. Увеличение показателя 2013 года по сравнению со значениями данного показателя в предыдущем налоговом периоде свидетельствует о превосходстве полученной предприятием прибыли по сравнению с налоговыми издержками, а это в свою очередь свидетельствует о повышении эффективности налоговой политики и соответственно противоположная тенденция 2014 года говорит об обратном.

1. Батюков М.В. Управление налоговой нагрузкой как фактор повышения эффективности экономики // Экономика социум. 2015. № 1. С. 34.

3. Лапина Е.Н. Специальные налоговые режимы как метод оптимизации малого бизнеса// Экономика социум. 2015. № 1. С. 94.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *