МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ПРЯМОЙ МЕТОД КОСВЕННЫЙ МЕТОД

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Экономика»

преподавательский стаж — 10 лет

Ольга Дмитриевна Белоус

Эксперт по предмету «Микро-, макроэкономика»

Государственное регулирование – это способ участия государства в экономической жизни общества посредством изменения им определенных параметров и условий ведения экономической деятельности домохозяйствами и фирмами.

Инна Смирнова

преподавательский стаж — 15 лет

Финансовые инструменты регулирования экономики – это совокупность приемов и методов, обеспечивающих возможность финансового регулирования экономических отношений и достижения различных социально-экономических эффектов.

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

Прямое и косвенное финансовое регулирование – это целенаправленная деятельность должностных лиц и органов публичного управления, опосредующая воздействие на экономические и социальные отношения для предотвращения или ликвидации дисбалансов в экономической и социальной системах, обеспечения развития экономики путем внедрения инновационных технологий, развития малого и среднего предпринимательства и обеспечения социальной стабильности в обществе за счет аккумулирования финансовых ресурсов для реализации социальных обязательств государства.

Методы прямого и косвенного финансового регулирования

К числу методов прямого и косвенного финансового регулирования относятся следующие:

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Прямые методы государственного регулирования

👍 Проверено Автор24

безвозвратное целевое финансирование территорий, отраслей, предприятий посредством субвенций или прямых субсидий, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных).

На тему «Прямые методы государственного регулирования»

Статья от экспертов

Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Исследуются проблемы совершенствования государственного регулирования предпринимательской деятельности. Обосновывается необходимость расширения стимулирующего воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов.

Экономическое регулирование и его виды

В статье рассматриваются основные методы и формы государственного регулирования инновационного развития. Кроме прямых и косвенных методов государственного регулирования выделяются смешанные методы государственного регулирования. Автором предложена структурная модель государственного регулирования инновационного развития.

Основные направления прямого и косвенного финансового регулирования

Прежде всего, необходимо отметить, что Россия относится к числу социальных государств, то есть берет на себя обязательства по обеспечению благосостояния населения, обеспечению прав личности, реализации ее потенциала. Это обуславливает необходимость внедрения в систему публичного управления методов финансового регулирования, которые бы обеспечили принятые на себя государством обязательства.

При этом необходимо отметить, что обязательства социального государства выполняются государством за счет:

Кроме того, финансовое регулирование предполагает и обеспечение нормального функционирования финансовой системы, то есть надлежащего состояния финансовых рынков, их институтов и возможности заключения эффективных финансовых сделок.

К числу основных направлений финансового регулирования в стране можно отнести следующие:

Государственное регулирование — законодательно оформленная система воздействия на финансовые процессы в социально – экономической жизни общества.

Финансовое регулирование социально — экономических процессов представляет деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства.

Субъектами финансового регулирования являются государственные структуры.

Объектами – доходы и расходы участников общественной системы.

Финансовому регулированию присущи следующие формы:

Прямое воздействие оказывается:

• взиманием прямых общегосударственных налогов;

• применением повышенных (пониженных) ставок платежей в общегосударственные фонды;

• изменением нормативов государственных расходов;

• финансированием из бюджета развития;

• взиманием штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины.

К косвенным формам финансового регулирования относят:

• взимание косвенных общегосударственных налогов;

• осуществление текущих государственных расходов.

К смешанным формам финансового регулирования относят:

• взимание местных налогов;

• система неналоговых платежей в бюджет;

• льготное налогообложение;

• льготное финансирование отдельных сфер деятельности;

• льготное финансирование отдельных мероприятий;

• использование децентрализованных внебюджетных фондов;

• использование фондов государственных предприятий и организаций.

К косвенным методам государственного регулирования финансов также относятся:

• формирование и поддержание конкурентной среды в экономике и ограничение монополизации рынка;

• государственное регулирование цен естественных монополистов;

• защита контрактных отношений между субъектами рынка, обеспечивающая стабильное функционирование расчетно-платежных отношений в финансовой сфере;

• проведение эффективной таможенной политики;

• содействие развитию страхового дела и страхования предпринимательских рисков;

• содействие развитию рынка капитала.

Наряду с косвенными методами регулирования финансов государство использует и методы прямого административного воздействия финансовую деятельность хозяйствующих субъектов посредством:

• лицензирования предпринимательской деятельности, установления квот на производство некоторых товаров, установления предельных цен по ограниченной номенклатуре товаров и услуг;

• финансового дотирования и субсидирования производства и реализации отдельных видов товаров и услуг;

применения государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров;

• проведения системы мер социальных гарантий и финансовой защиты прежде всего в отношении малообеспеченных слоев населения; установления льгот по налогам и различным платежам в бюджет и внебюджетные фонды для конкретных налогоплательщиков;

• применения финансовых санкций в отношении нарушителей дисциплины.

Методы государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономике на практике осуществляется через применение специально разработанных методов. На данный момент в мире насчитывается множество используемых в разных странах мира методов государственного регулирования. Чаще всего всю их совокупность подразделяют на две большие группы:

«Методы и формы государственного регулирования» 👇

Административные и экономические методы по своей сути противоположны друг другу. Это же проявляется в их преимуществах и недостатках. Так, преимуществом экономических методов является ненарушение ими основных рыночных условий хозяйствования, что соответственно ставят в упрёк административным методам.

В то же время между принятием государством мер по применению экономических методов, реагированием на это экономической системы и реальными изменениями в результатах хозяйственной деятельности возникает определенный временной лаг. В этом плане административные методы намного быстрее влияют на развитие экономики.

Среди административных методов государственного регулирования экономики обычно выделяют следующие:

Косвенное регулирование осуществляется через проведение в стране соответствующих направлений государственной экономической политики. В частности, в рамках бюджетно-налоговой политики используют такие инструменты, как субсидирование, дотирование, государственные заказы, социальные трансферты, налогообложение и т.д. В рамках денежно-кредитной политики изменяют нормы ставки рефинансирования, курсы национальных валют, объемы денежной массы в экономике (эмиссия), а также проводят операции на финансовом рынке (купле-продажа ценных бумаг). Также стоит упомянуть про таможенные пошлины, тарифы на монопольную продукцию и т.д.

Характеристика основных финансовых инструментов регулирования экономики

Финансовые инструменты представляет собой совокупность приемов, позволяющих осуществлять финансовое регулирование экономики, вмешательство в социально-экономические процессы с целью устранения возможных диспропорций, предотвращения их возникновения, формирование условий, обеспечивающих развитие современных технологий социально-экономического регулирования.

Финансовое государственное регулирование экономики подразумевает целенаправленное и последовательное применение методов и форм финансового воздействия на хозяйствующих субъектов, экономические отношения, призванных обеспечить достижение равновесия в макроэкономическом смысле и развитие экономики.

Финансовое регулирование экономики обеспечивает установление пропорций развития экономики, способных обеспечить удовлетворение потребностей на микроэкономическом и макроэкономическом уровне.

К числу основных финансовых инструментов относятся:

Специфика рыночного подхода к применению финансовых инструментов регулирования экономики состоит в установлении одинаковых правил и условий деятельности для всех участников экономических отношений. При этом государство может предоставлять приоритетным отраслям и сферам деятельности определенные преференции, состоящие в формировании льготных условий и получении помощи. К числу инструментов финансового регулирования экономики можно отнести налоговые ставки, величину страховых взносов, дотации и субвенции, применение льготных тарифов, фиксирование цен, таможенное, валютное, денежно-кредитное регулирование экономики.

Читать также:  ОТКРЫТЫЕ ФИНАНСЫ ОТЗЫВЫ ДОЛЖНИКОВ

«Финансовые инструменты регулирования экономики» 👇

Органы государственной власти должны выработать четкий подход к применению тех или иных инструментов финансового регулирования экономики, поскольку решение каждой социально-экономической проблемы требует учета ее специфики. Использование тех или иных инструментов финансового регулирования экономики не всегда способно обеспечить получение положительного эффекта, что требует применения методов планирования и прогнозирования, оценки возможных к достижению результатов.

Из всех инструментов финансового регулирования экономики наибольшее распространение имеют налоговые методы, воздействующие на экономику через систему декларирования доходов, активов, имущества, уплату авансовых платежей и налогов, применение налоговых санкций.

Популярным инструментом финансового регулирования экономики является бюджетные методы, включающие в себя различные бюджетные расходы, муниципальные государственные гарантии, источники и методы финансирования бюджетного дефицита, нормирование расходов и так далее.

При осуществлении финансового регулирования экономики необходимо разумное сочетание разнообразных инструментов, обеспечивающих получение максимального эффекта в социальном и экономическом плане.

Рыночная экономика Российской Федерации является достаточно молодой, что ставит ее перед необходимостью заимствования опыта экономически развитых стран при осуществлении финансового регулирования. Основным требованием в этом случае является понимание специфики российской рыночной экономики, необходимости адаптации западных методов регулирования под эту специфику, выработки самостоятельного пути развития экономики.

Формы и методы финансового регулирования

Для современной смешанной экономики характерно многообразие форм и методов государственного финансового регулирования. Различаются прямые и косвенные формы регулирования экономики.

Прямые формы государственного финансового регулирования в основном связаны с использованием административных средств воздействия на финансовые отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов и органов местного самоуправления на регулируемые отношения и поведение соответствующих экономических субъектов.

Формы прямого финансового регулирования в основном сводятся к административному воздействию на деятельность экономических субъектов. Эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

Так, государство реализует программы поддержания таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде государственных субсидий развивались бы медленнее. Постоянный объект субсидирования во многих государствах — аграрное производство, обрабатывающая промышленность и т. п. Реализация мер прямого регулирования имеет свои преимущества и недостатки — высокая степень эффективности из-за оперативного достижения экономического результата, с одной стороны, и ослабление деятельности рыночного механизма, с другой.

Прямое финансовое регулирование имеет форму безвозвратного адресного финансирования секторов экономики, отраслей, территорий и отдельных организаций. К нему относятся субвенции или субсидии, различного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различного уровня (федерального, регионального, местного). Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы.

Косвенные методы государственного финансового регулирования основываются на финансовых средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственной власти и местного самоуправления. Они опосредованно через экономические интересы без прямого воздействия отражаются на поведении участников финансовых отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения посредством финансовых стимулов.

Формы косвенного финансового регулирования предполагают, что государство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим экономическим целям государства. Вместе с тем при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством экономических решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и конечными экономическими результатами, соответствующими стратегическим целям развития экономики и общества.

Косвенными формами считаются регулирование объёма денежной массы, определение условий предоставления централизованных кредитов, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и тарифов и др.

Прямые и косвенные формы государственного финансового регулирования социально-экономическими процессами и соответственно административные и экономические средства государственного финансового регулирования имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму.

Западные эксперты рассматривают косвенное финансовое регулирование шире, относя к нему также разнообразные меры по созданию конкурентной среды. М. Портер, считает, что правительство должно создавать для фирм такую ситуацию, которая поощряет и подталкивает их к более высоким ступеням конкурентного развития. Наиболее эффективными рычагами косвенного финансового воздействия являются: стимулирование соответствующих современному уровню технологий и факторов производства, формирование национальных приоритетов научно-технического развития в отраслевом аспекте, рост производительности труда и развитие «человеческого потенциала».

Рыночное саморегулирование, охватывающее все рыночные структуры, включая государственные, представляет собой самонастраивающийся процесс регламентируемый экономическими законами рынка (спроса, предложения, конкуренции и т.д.)

Современность, столкнувшись с ограниченностью возможного саморегулирования посредством «невидимой руки рынка», высокой степенью концентрации производства, а также усложнением экономических связей, утвердила в теории и практике сочетание рыночного саморегулирования с активным регулирующим вмешательством государства в экономические процессы посредством финансового регулирования.

Дискуссия о государственном регулировании и о рыночном саморегулировании. Рыночное саморегулирование (законы рынка) наиболее объективно. Государство – роль «ночного сторожа». Однако ряд вопросов рыночное саморегулирование не решает. В частности, социальные проблемы, фундаментальная наука, оборона, образование, здравоохранение, природопользование.

Государственное
регулирование можно определить как
определенный тип взаимодействия между
двумя субъектами, один из которых (орган
государственного управления или местного
самоуправления, уполномоченная им
организация) находится в позиции субъекта
регулирования, а второй (экономика
государства, хозяйствующий субъект или
объединение таковых, определенный
процесс) — в позиции объекта регулирования.

Всю
деятельность по государственному
регулированию экономики и хозяйствующих
субъектов в условиях формирования
рыночных отношений целесообразно
подразделять на:


мероприятия по реформированию экономики,
переводу ее из централизованного
состояния в рыночное в определенные
сроки, по мере создания соответствующих
условий, что включает разгосударствление,
приватизацию, демонополизацию, образование
новых организационно-правовых форм,
адаптацию организаций к новым условиям,
создание рыночной внешней среды
организаций (инфраструктуры рынка);


деятельность по рыночному регулированию
экономики и хозяйствующих субъектов
по ограниченному количеству параметров,
т. е. постоянно или периодически
осуществляемые действия по поддержанию
объектов регулирования в определенном
состоянии или его изменению на основе
действующего законода­тельства и в
соответствии с потребностями населения.

Регулирование
деятельности хозяйствующих субъектов
можно осуществлять с помощью экономических,
административных и социальных методов.

Экономическое
регулирование может осуществляться в
форме разработки хозяйственной политики,
целевых комплексных программ, налаживания
кредитно-финансового механизма,
государственных заказов. К экономическим
методам регулирования следует отнести
и систему налогообложения хозяйствующих
субъектов, которая должна рассматриваться
с позиций соотношения ее фискальной и
стимулирующей функций.

Административное
регулирование реализуется путем
разработки рыночного хозяйственного
и трудового законодательства страны и
регионов, нормативных актов, методических
указаний, а также системы требований и
запретов по санитарии, экологии и т. д.

Социальное
регулирование охватывает трудовые
отношения (заключение генеральных
тарифных соглашений, разработку тарифных
ставок и сеток, установление минимальных
размеров заработной платы), социальные
гарантии занятости населения, разработку
социальных нормативов, защиту покупательной
спо­собности граждан и др.

Государственное
регулирование, воздействия на объекты
и процессы могут иметь непосредственный,
прямой, либо опосредованный, косвенный
характер. К прямому регулированию
относится осуществление мероприятий,
предусматривающих непосредственные
воздействия на хозяйствующие субъекты.
Оно включает антимонопольное регулирование
хозяйствующих субъектов, сертификацию
их продукции, субсидирование организаций
малого бизнеса, национализацию и
денационализацию (приватизацию) объектов,
государственный контроль за ценами и
т. д.

Читать также:  Приказ Минфина России от 10 сентября 2020 г. N 187н и Министра финансов Российской Федерации от 8 сентября 2020 г. N 185н

Косвенное
регулирование создает условия для
деятельности хозяйствующих субъектов,
требуемую для общества направленность
самоуправления ими. Оно охватывает, в
частности, ценовую, амортизационную,
финансово-кредитную политику. Косвенное
регулирование деятельности хозяйствующих
субъектов предполагает также воздействие
на факторы их внешней среды.

Регулирующие
воздействия определенного органа на
хозяйствующий субъект могут иметь такую
характеристику, как интенсивность,
жесткость, степень воздействия. Она
определяется размером экономических
санкций (штрафов, налогов и др.), выбором
между экономическими и административными
методами воздействия, количеством
регламентируемых законодательными и
нормативными актами вопросов и т. д.

Регулирование
деятельности хозяйствующих субъектов
требует учета внутренних и внешних по
отношению к ним факторов.

Также
имеют место и отрицательные факторы,
сопутствующие регулированию деятельности
хозяйствующих субъектов. Так,
государственное регулирование:


сдерживает развитие инициативы,
самостоятельности организаций,
самоуправления ими, адаптацию их к
рынку, использование внутренних
возможностей (при чрезмерных и
непродуманных контроле или помощи);


создает некоторые ограничения в
функционировании и развитии организаций;


уменьшает средства и возможности
организаций в функционировании и
развитии их (при применении к ним
экономических методов регулирования,
санкций, имеющих фискальный характер);


создает помехи в деятельности организаций,
отвлечение работников от выполнения
ими своих функций.

Кроме
того, осуществление регулирования
требует определенных затрат на
регулирование, создает возможности для
злоупотреблений и необъективного
отношения со стороны работников органов
регулирования.

Организации
могут осуществлять свою деятельность
как на основе решений органов самоуправления
— субъектов управления соответствующих
организаций, так и на основе решений
органов государственного регулирования.
Деятельность органов самоуправления
более предпочтительна, так как они лучше
знают данную организацию, ее внутреннюю
и внешнюю среду, резервы и возможности,
способы рационально использовать
имеющиеся ресурсы. Кроме того, именно
самоуправление лежит в основе деятельности
всех хозяйствующих субъектов, а
государственное регулирование лишь
«корректирует» эту деятельность. Вместе
с тем следует учитывать, что использование
самоуправления не всегда возможно, а в
ряде случаев требует значительных
затрат времени и средств.

Классификация государственных регуляторов предполагает выделение 2 форм и 2 методов регулирования экономики: 1) прямая форма государственного регулирования, включает группу прямых методов; 2) косвенная форма государственного регулирования, включает группу косвенных методов.

Прямые методы государственного регулирования — методы государственного административного воздействия на производство товаров и услуг, в т.ч. формы требования государством обязательны для исполнения всеми товаропроизводителями, независимо от их форм собственности.

Косвенные методы предполагают создание условий для заинтересованности товаропроизводителей для осуществления намеченных государством целей.

Прямые методы включают: 1) формирование и реализация государственных программ; 2) предоставление субвенций для реализации целевых программ и высокоэффективных проектов, имеющих общегосударственное значение.

Субвенция — строго целевое выделение ресурсов для реализации программ и проектов. Дотация — предоставление ресурсов без указания определенного значения. Дотации и субвенции в сумме образуют субсидии — ресурсы, предоставляемые с вышерасположенного уровня на нижний; 3) лицензирование и квотирование. Квоты — лимит чего-то или предельный уровень. Выделяют импортные и экспортные квоты. Лицензирование — важнейшая форма государственного регулирования определенных видов деятельности. 4) нормирование и стандартизация — государство устанавливает стандартные нормы деятельности, к которым должны приводится все участники рыночной деятельности 5) административные методы — демонополизация экономики; 6) государственный бюджет — через него в разных странах перераспределяется около 40% национального дохода.

Косвенные методы: 1) размеры налоговых ставок; 2) налоговые льготы; 3) таможенные пошлины; 4) кредитные ставки; 5) инвестиционный налоговый кредит Он предполагает освобождение предприятия на определенный период времени от некоторых налогов, но впоследствии эта часть должна быть возвращена как правило по льготной или беспроцентной ставке; 6) налоговые каникулы.

Используется сочетание прямых и косвенных методов государственного регулирования экономики.

Кейнсианская теория предложила оптимальное сочетание государственного вмешательства и частной инициативы. Для реализации своих функций должна быть государственная собственность на природные, финансовые ресурсы, основные фонды.

Государственный сектор — объем вмешательства государства в экономическую жизнь. Для характеристики мощности государственного сектора существуют такие критерии как доля государственного потребления ВВП, доля занятых на промышленных предприятиях, доля продукции, производимая на промышленных предприятиях с государственной собственностью.

Вопрос №5 Планирование основных пропорций соц-экон. развития

Стадия обоснования основных пропорций.

На стадии обоснования основных макропропорций социально-экономического развития должны быть рассчитаны следующие показатели:

ВНП = ПНД + СУ + А, где ВНП — валовой национальный продукт; СУ — стоимость платных услуг; А — амортизация;

ВВП = ВНП + СЭИ, где ВВП — валовой внутренний продукт; СЭИ — сальдо между экспортом и импортом.

ПНД = НД + СЭИ + П, где НД — используемый национальный доход; П — потери.

НД = ФП + ФН, где ФН — фонд накопления; ФП — фонд потребления.

Фонда потребления — это та стоимость, которая возвращается на простое воспроизводство, а фонд накопления — это те средства, которые расходуются на расширенное воспроизводство.

ФП = ФЛП + МЗСО + МЗНУ, где ФЛП — фонд личного потребления; МЗСО — материальные затраты сферы обслуживания; МЗНУ — материальные затраты научных учреждений. В то же время МЗНУ представляют собой ту часть национального дохода, которая должна пойти на науку в рамках фонда потребления.

ФЛП должен рассчитываться на основе рациональных потребительских бюджетов.

ФЛП = РПБ*ЧН, где РПБ — рациональный потребительский бюджет; ЧН — численность населения.

ФН = ФПН + ФНН, где где ФПН — фонд производственного накопления; ФНН — фонд непроизводственного накопления.

Фонд производственного накопления предназначен для расширенного воспроизводства в материальной сфере, а фонд непроизводственного накопления включает средства, которые необходимо инвестировать в непроизводственные объекты.

ФПН = ∑(от 1 до n) Сi*(НВФi — ФФВi)*ЧРi , где n— количество отраслей; Сi — удельная стоимость прироста единицы фондовооруженности (ФВ); НФВi — нормативная ФВ i-той отрасли; ФФВi — фактическая ФВ i-той отрасли; ЧРi — численность работников i-той отрасли; НФВi — ФФВi = ориентир для увеличения ФПН.

ФНН = ∑(от 1 до n) Сi*(НОi — ФОi)*ЧНi , где N — конечное число административно-территориальных единиц или социально-демографических групп; Сi — удельные затраты на единицу прироста основных непроизводственных фондов; НОi — нормативная обеспеченность объектами непроизводственной сферы на одного жителя или одну демографическую группу; ФФВi — фактическая обеспеченность объектами непроизводственной сферы на одного жителя или одну демографическую группу; ЧНi — численность населения.

Данные балансы во всем мире и в РФ оформляются в виде системы национальных счетов (СНС).

СНС — адекватная рыночная экономическая методология, включаемая на макроуровне систему взаимосвязанных планируе6мых и статистических показателей, построенных в виде определенного набора балансовых таблиц.

СНС включает систему счетов: 1) счет товаров и услуг; 2) счет образования доходов; 3) счет распределения доходов; 4) счет операция с капиталом и т.д.

Данная система похожа на б/б на уровне промышленных предприятий.

Сущность государственного регулирования экономики

В настоящее время наибольшее распространение в странах мира получила смешанная модель экономической системы. Она основывается на рыночном (свободном) взаимодействии экономических субъектов, которое в то же время находится под контролем государства. Государство, осуществляя регулирование экономики, устраняет недостатки, присущие рынку, и обеспечивает реализацию общенациональных интересов.

Читать также:  ГАЛАНОВ В А ФИНАНСЫ ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ В А ГАЛАНОВ

Воздействие государственного регулирования направлено на все сферы национальной экономики, а именно – отраслевую и региональную структуру производства, цикличность, денежное обращение, инвестиции, ценообразование, занятость населения, уровень конкуренции, трудовые отношения, внешнеэкономическую деятельность и т.д.

Государство в процессе регулирования экономики решает различные задачи, которые обуславливаются рыночной конъюнктурой, а также текущей социально-политической обстановкой внутри страны и международной ситуацией. Однако главным направлением для любого государства остается ориентация на обеспечение устойчиво высоких темпов социально-экономического развития страны.

Прямое экономическое регулирование

Любое государство осуществляет регулирование экономики – различается лишь степень и методы вмешательства. Методы делятся на:

Сущность прямого регулирования заключается в воздействии на происходящие в экономике процессы непосредственно, путем использования административных рычагов, в частности, установления запретов и ограничений, бюджетного инвестирования.

Основу прямого регулирования составляет сила государственной власти, санкции за неподчинение, а не мотивация и стимулирование.

Методы прямого воздействия заставляют хозяйствующих субъектов ориентироваться на государственные указания, а не на самостоятельный выбор. Наиболее ярко прямые методы воздействия проявляются в административно-командной экономике, когда государство четко определяет планы для каждого региона, отрасли, предприятия. Но и в рыночной экономике прямые методы находят применение. Так, государство может устанавливать:

Помио того государство может:

К мерам прямого регулирования относится и контроль над монополиями (антимонопольная, антитрастовая политика).

Прямые методы позволяют государству быстро получить результат. Основным недостатком прямых методов является то, что они могут нарушать рыночное равновесие, складывающееся между взаимосвязанными субъектами рынка.

Прямое вмешательство оказывает влияние не только непосредственно на предприятия, на которые оно нацелено, но и на его контрагентов, сотрудников и т.д. Оценить такое вторичное воздействие до введения мер достаточно сложно, и его негативный эффект может быть более значителен, чем положительный результат самого регулирования.

«Прямое и косвенное экономическое регулирование» 👇

Формы государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики в большинстве случаев приобретает формы государственного планирования, прогнозирования, программирования. Опираясь на российскую практику государственного регулирования, можно сказать, что планирование представляет собой деятельность государственных органов по целеполаганию, прогнозированию и программированию экономического развития страны.

В рамках прогнозирования осуществляется составление прогнозов, т.е. научно обоснованного предвидения того, каким образом будет развиваться национальная экономика в течение прогнозируемого периода. Обычно составляют три типа прогнозов: краткосрочные (на срок до одного года), среднесрочные (от одного до пяти лет) и долгосрочные (на срок свыше пяти лет).

На основе полученных прогнозов органы государственной власти занимают программированием. Речь идет про разработку программ, т.е. комплексов мероприятий, взаимоувязанных по целям, по срокам, по участникам, по выделенным в ограниченном объеме ресурсах. Результатом программирования являются государственные программы, исполнение которых составляет суть операционной деятельности государства по регулированию государства.

Государственные целевые программы является эффективным инструментом регулирования экономики. Причина этого не только в том, что они позволяют эффективнее тратить бюджетные средства, но и в том, что хозяйственные субъекты могут ознакомиться с этими программами, которые рассчитаны на действие в течение нескольких лет вперед, и выработать в соответствии с ними собственную модель поведения.

Классификация и характеристика методов финансового регулирования экономики

Инструменты финансового регулирования экономики реализуются через систему методов финансового регулирования экономики. Методы финансового регулирования экономики представляют собой самостоятельные способы, действия и приемы, направленные на осуществление финансового регулирования экономических процессов под влиянием разнообразных факторов.

Совокупность методов финансового регулирования экономики можно разделить на следующие группы:

Применение первой группы методов финансового регулирования экономики характерно для административно-командной экономики, в то время как рыночная экономика применяет преимущественно косвенные методы регулирования. Примером методов прямого финансового регулирования экономики можно считать финансовую поддержку государства в отношении отдельных хозяйствующих субъектов, утрата которых способна оказать негативное влияние на экономику государства, финансирование разработки государственных программ научно-технического, экономического и иного целевого характера, призванных осуществить реструктуризацию экономики, финансирование социальной сферы, принятие социальных стандартов, имеющих обязательный характер.

Применение косвенных методов характерно для объектов негосударственных форм собственности. Рыночная экономика преимущественно использует именно косвенные методы воздействия, что обусловлено их гибкостью и демократичностью. К числу важнейших методов косвенного финансового регулирования экономики относят налогово-бюджетную политику, денежно-кредитную политику, социальную политику, политику регулирования доходов.

Понятие и значение прямого и косвенного финансового регулирования

Практика современных развитых государств продемонстрировала, что полный отказ от вмешательства в экономику может привести кризису, экономической и социальной нестабильности. Указанное актуализирует разработку и применение эффективных инструментов государственного финансового регулирования социальной, экономической и финансовой сфер, позволяющего сохранить конкуренцию на рынке, обеспечив при этом интересы общества, инновационное развитие экономики и пр.

Таким образом, необходимость прямого и косвенного воздействия на экономические отношения определяются необходимостью преодоления проблемы удовлетворения потребностей общества за счет поддержки приоритетных для развития государства и отдельных его территорий отраслей и субъектов предпринимательства, в том числе за счет поддержки инновационного развития, развития малого и среднего бизнеса и пр.

Финансовое воздействие на экономические социальные отношения можно разделить на:

Нередко финансовым регулированием используются смешанные формы, которые предполагают сочетание инструментов прямого и косвенного финансового регулирования. Так, например, в государстве реализуются целевые программы федерального, регионального и муниципального уровней, которые предполагают осуществление системы мероприятий для формирования благоприятной среды развития территорий, отдельных отраслей экономики и пр. Реализация таких программ осуществляется за счет инвестиций, субсидий, бюджетных кредитов.

«Прямое и косвенное финансовое регулирование: основные направления и методы» 👇

Повышай знания с онлайн-тренажером

Косвенное регулирование отличается тем, что государство не вмешивается напрямую в принятие решения хозяйствующим субъектом, а лишь создает предпосылки для принятия им желаемого (соответствующего направлениям экономической политики) решения.

Достоинством косвенного регулирования является более мягкое воздействие, позволяющее не нарушать баланса рыночных отношений. Недостаток косвенного регулирования – значительный временной лаг (время, проходящее от принятия мер до возникновения желаемого эффекта).

Целями косвенного регулирования может быть перераспределение доходов, стимулирование инвестиционной активности, стимулирование экспорта, влияние на уровень цен.

Важным отличием косвенного воздействия является тот факт, что оно не является столь «адресным», как прямое.

К методам косвенного регулирования относится применение таких инструментов денежно-кредитной политики, как осуществляемое Центральным банком манипулирование ключевой ставкой, нормативами резервов, а также эмиссия и погашение государственных ценных бумаг. Косвенное регулирование может проявляться и через инструменты фискальной политики, в частности, в виде систем налогообложения и налоговых льгот.

Было бы некорректно утверждать, что косвенные методы лучше прямых (или наоборот) – в разных ситуациях для достижения разных целей государство должно применять как одни, так и другие инструменты. Следует отметить, что для повышения эффективности косвенных методов требуется прозрачность экономической системы, доступность информации о принимаемых решениях для экономических субъектов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *