Министерства финансов и министры финансов рф составляют Счетную палату рф

Финансовый контроль – одна из главнейших функций федеральных органов двух из трех видов власти – законодательной и исполнительной, в том числе специально созданных для подобного вида деятельности органов исполнительной власти.

Стоит отметить, что органы, осуществляющие финансовый контроль, разнятся по своим видам функциям, задачам и полномочиям.

Министерство 
финансов Российской Федерации в 
соответствии с возложенными на него
задачами выполняет следующие функции:

  • участвует
    в работе по составлению долговременных
    и краткосрочных прогнозов функционирования
    экономики, совместно с федеральными органами
    исполнительной власти определяет потребность
    в государственных централизованных ресурсах,
    подготавливает предложения о распределении
    их между федеральным бюджетом и государственными
    федеральными внебюджетными фондами;
  • организует
    работу по составлению проекта федерального
    бюджета, прогноза консолидированного
    бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов
    отчислений от федеральных налогов, сборов,
    размеров и дотаций из федерального бюджета
    в бюджеты субъектов Федерации;
  • обеспечивает
    исполнение федерального бюджета, а также
    государственных федеральных внебюджетных
    фондов;
  • разрабатывает
    с участием Государственной налоговой
    службы, Федеральной службы налоговой
    полиции РФ предложения по совершенствованию
    налоговой политики и налоговой системы;
  • принимает
    участие в определении ценовой политики;
  • принимает
    участие в работе по совершенствованию
    страховой деятельности в стране;
  • разрабатывает
    предложения по выпуску и размещению,
    а также осуществляет выпуск государственных
    внутренних займов РФ;
  • разрабатывает
    предложения по формированию и развитию
    финансового рынка;
  • осуществляет
    по поручению Правительства РФ сотрудничество
    с международными финансовыми организациями;
  • разрабатывает
    проекты программ внешних заимствований
    РФ;
  • участвует
    в подготовке предложений по основным
    направлениям кредитной, денежной политики
    РФ, улучшению состояния расчетов и платежей
    в экономике;
  • участвует
    в подготовке федеральных целевых программ,
    обеспечивает в установленном порядке
    их финансирование за счет средств федерального
    бюджета;
  • разрабатывает
    меры, направленные на формирование и
    реализацию активной инвестиционной политики,
    участвует в разработке и финансировании
    федеральных инвестиционных программ
    и Бюджета развития РФ;
  • разрабатывает
    и принимает в установленном порядке нормативно-правовые
    акты по вопросам, относящимся к компетенции
    Министерства, обязательные для исполнения
    на территории РФ;
  • обеспечивает
    повышение качества научных исследований
    в области финансов, кредита и денежного
    обращения, а также взаимодействует с
    научно-исследовательскими организациями
    экономического профиля по выработке
    предложений об эффективном использовании
    государственных средств.

Счетная
палата Российской Федерации (СП РФ) – 
постоянно действующий конституционный 
орган государственного финансового 
контроля.

Счетная
палата не относится ни к одной 
их трех ветвей власти, однако формируется 
Федеральным Собранием Российской
Федерации и является подотчетной 
ему.

К
компетенции Счетной палаты относится,
прежде всего, контроль за исполнением 
федерального бюджета, в том числе –
определение целесообразности расходов
бюджета и государственных внебюджетных
фондов. Счетная палата осуществляет предварительный,
текущий и последующий контроль. Для реализации
своих функций Счетная палата проводит
аудиторские проверки, другие контрольные
мероприятия.

Законодательством
Российской Федерации функции финансового 
контроля возложены и на другие органы
государственной власти, в том 
числе на Министерство финансов России,
однако Счетная палата является единственным
контрольным органом, который имеет
конституционный статус.

Главной
функцией Счетной палаты является контроль
за исполнением федерального бюджета,
который СП осуществляет на основе
принципов законности, объективности,
независимости и гласности (ст. 3
Федеральной закона «О счетной палате»). В статье 2 ФЗ определены основные задачи
СП:

  • Организация
    и осуществление контроля за своевременным
    исполнением доходных и расходных статей
    федерального бюджета и бюджетов внебюджетных
    государственных фондов по объемам, структуре
    и целевому назначению;
  • Определение
    эффективности и целесообразности расходов
    государственных средств и использования
    федеральной собственности;
  • Оценка обоснованности
    доходных и расходных статей проектов
    федерального бюджета и бюджетов государственных
    внебюджетных фондов;
  • Финансовая
    экспертиза проектов федеральных законов,
    а также нормативных правовых актов федеральных
    органов государственной власти, предусматривающих
    расходы, покрываемые за счет средств
    федерального бюджета, или влияющих на
    формирование и исполнение федерального
    бюджета и бюджетов государственных внебюджетных
    фондов;
  • Анализ выявленных
    отклонений от установленных показателей
    федерального бюджета и бюджетов государственных
    внебюджетных фондов и подготовка предложений,
    направленных на их устранение, а также
    на совершенствование бюджетного процесса
    в целом;
  • Контроль
    за законностью и своевременностью движения
    средств федерального бюджета и средств
    внебюджетных фондов в Центральном Банке
    Российской Федерации, уполномоченных
    банках и иных финансово-кредитных учреждениях
    Российской Федерации;
  • Регулярное
    представление Совету Федерации и Государственной
    Думе информации о ходе исполнения федерального
    бюджета и результатах проводимых контрольных
    мероприятий.

Финансовый контроль

В системе управления финансами особое место с точки зрения эффективности их формирования, распределения и использования в общественном воспроизводстве занимает система финансового контроля. Финансовый контроль призван предотвращать и выявлять нарушения законодательно установленных норм финансового оборота государственного и частного капитала, а также обеспечить эффективность хозяйственных операций. Финансовый контроль является как бы заключительной стадией процесса управления финансами.

Финансовый контроль — элемент системы управления финансами, особая сфера стоимостного контроля за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, территориальных административных образований, предприятий и организаций), соблюдением финансово-хозяйственного законодательства, целесообразностью производственных расходов, экономической эффективностью финансово-хозяйственных операций.

Цель финансового контроля — рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Одна из важных задач финансового контроля — проверка неукоснительного выполнения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов осуществляется через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы, казначейства и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджета. В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль, он может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудиторским).

В российской практике используются различные формы финансового контроля. Они классифицируются по следующим признакам:

  • по регламенту осуществления выделяют обязательный, инициативный, внешний и внутренний контроль;
  • по времени проведения — предварительный, текущий и последующий контроль;
  • по субъектам — государственный, органов местного самоуправления, финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский) контроль;
  • по объектам — бюджетный, внебюджетных фондов, налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, валютный контроль.

Финансовый контроль за использованием бюджетных средств на макроуровне осуществляется Федеральным казначейством РФ и Министерством финансов РФ, главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. Федеральное казначейство осуществляет контроль за ведением операций с бюджетными средствами участников бюджетного процесса, координирует работу других органов исполнительной власти в процессе осуществления финансового контроля. Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; за использованием юридическими лицами бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств контролируют использование бюджетных средств их получателями в части их целевого использования и своевременного возвращения.

На микроуровне финансовый контроль могут осуществлять контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ и отраслевых министерств, ревизионные комиссии самих предприятий, независимые аудиторские фирмы и др.

Следует обратить внимание на то, что контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионное управление и Казначейство Министерства финансов РФ; Государственный таможенный комитет; Федеральная налоговая служба; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; контрольно-ревизионные управления отраслевых министерств и ведомств; финансовые управления и финансовые отделы фирм; ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т. Рассмотрим более подробно функции и задачи некоторых из них.

Как отмечалось, управление централизованными финансами возложено на Счетную палату РФ. Счетная палата — орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и ему подотчетный. Основными задачами Счетной палаты являются:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования государственной собственности;
  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;
  • регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Важные контрольные функции в системе управления финансами возложены на Министерство по налогам и сборам РФ и его органы на местах. Оно осуществляет контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью внесения в бюджет всех обязательных платежей, соблюдением соответствующего налогового законодательства.

Читать также:  Для приобретения профессиональных навыков и опыта работы используйте финансы и отчет по производственной практике

Государственный таможенный комитет РФ несет ответственность за поступление таможенных пошлин. Важная задача таможенного комитета — проверка документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами.

Необходимо различать государственный и негосударственный контроль.

Важную роль в осуществлении финансового контроля играют Министерство финансов РФ и его органы на местах. Весьма эффективен контроль, осуществляемый Государственной налоговой службой РФ. Главной задачей этой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты.

Главной задачей государственного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства путем обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств.

Государственный (вневедомственный) контроль осуществляется органами государственной власти и управления (контрольно-ревизионными отделами министерств, ведомств).

Негосударственный финансовый контроль осуществляется без непосредственного участия государства, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) контроль.

Основной задачей негосударственного контроля является повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности финансовой отчетности.

Внутрихозяйственный контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента. Общественный финансовый контроль осуществляется отдельными физическими лицами на добровольных началах.

Аудиторский контроль проводится в двух формах: обязательной и инициативной. Инициативная проверка осуществляется по решению самого хозяйствующего субъекта. Обязательная аудиторская проверка проводится в установленном порядке, предусмотренном соответствующим постановлением правительства. Инициатором проверки могут быть государственные органы: прокуратура, казначейство, налоговая служба и др. Аудиторскую проверку могут производить как физические лица, прошедшие государственную аттестацию, так и аудиторские фирмы (включая иностранные), которые могут иметь организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторский контроль в России находится в стадии становления. Главный его недостаток — низкий уровень квалификации сотрудников аудиторских служб, размытость нормативных документов, регулирующих их работу.

По срокам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятия, смет бюджетных организаций, проектов бюджетов и т. Он призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Текущий контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задача — своевременный контроль за правильностью, законностью и целесообразностью произведенных расходов, полученных доходов, полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом.

Последующий контроль организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Его задача — выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

Полномочия Государственной Думы и Президента

Контроль за финансами ведется Федеральным Собранием, то есть парламентом РФ, который работает в соответствии с тем, как это было утверждено в статье 94 Конституции РФ, то есть будучи представительным и одновременно законодательным органом власти.

Роль Государственной Думы в тщательном рассмотрении и утверждении, а в редких случаях, отклонении отчета о соблюдении федерального бюджета. На рассмотрение Думе этот документ представляет Правительство РФ, что регулируется в статье 114 Конституции РФ. Кроме того, правительство выносит на рассмотрение также отчеты об исполнении бюджетов всевозможных государственных внебюджетных денежных фондов. Таких как Пенсионный фонд, Федеральный фонд ОМС (обязательное медицинское страхование), Фонд социального страхования.

И Совет Федерации и Госдума создают для реализации функций контроля за финансами всевозможные комиссии и комитеты. Кроме того, в Думе проходят слушания, где обсуждается формирование и исполнение госбюджета.

В свою очередь, Федеральное Собрание, действуя по Конституции РФ, формирует Счетную палату, доверяя ей большие полномочия в области контроля за денежными потоками.

Президент России тоже наделен контролирующими функциями. Избранный глава государства определяет главные линии внутренней и внешней политики государства, которые влияют на финансовую политику.

Президент РФ ежегодно обращается с посланиями к Федеральному Собранию, где рассказывает о положении дел в стране, о том как и в каких направлениях развивается внутренняя и внешняя политика. В реализации контроля президент действует через Главное контрольное и другие управления своей Администрации, кроме того ему помогают полномочные представители федеральных округов РФ, которых всего восемь.

На что имеет право главное контрольное управление администрации президента РФ:

  • запрашивать у руководителей организаций и предприятий любой формы собственности, а также у глав государственных органов любые документы, материалы и прочую информацию, нужную для осуществления проверок;
  • призывать на помощь в проведении проверок всевозможных специалистов, работников правоохранительных органов;
  • выдвигать на рассмотрение Президента страны предложения по полученным результатам этих проверок.
  • предъявлять предписания, требующие ликвидации финансовых нарушений, на рассмотрение которых дается 10 дней.

А вот самостоятельно подвергать каким-либо санкциям выявленных нарушителей главное контрольное управление права не имеет. Необходимо отсылать материалы о нарушениях в правоохранительные, либо соответствующие контрольные органы. Там и будут приняты меры.

Исполнительная власть, то есть Правительство РФ тоже работает в сфере контроля за финансами, так же как и правительства, администрации различных субъектов РФ. Функции Правительства прописаны в № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17. 1997.

Кроме того, как предписано действующим законодательством, существуют особые субъекты финансового контроля, именно для этих действий созданные:

  • Счетная палата РФ;
  • Федеральное казначейство;
  • Министерство финансов;
  • Центробанк;
  • Федеральные службы финмониторинга и финансово-бюджетного надзора;
  • контрольно-ревизионные органы, подчиняющиеся федеральной исполнительной власти;
  • Федеральная таможенная служба (ФТС России);
  • иные органы, отслеживающие поступление и расходование финансов в федеральный бюджет и во внебюджетных федеральных фондах.

Функции Счетной палаты РФ

Работу счетной палаты России регулирует конкретный законодательный акт: № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», подписанный 05. 2013.

Счетная палата – это беспрерывно работающий высший орган внешнего аудита государства, учреждаемый в соответствии с Федеральным законом, и подотчетный парламенту РФ. Счетной палатой управляет Председатель, так же ему назначается заместитель, основные функции реализуют аудиторы и аппарат Счетной палаты.

Руководителя назначают на должность на 6 лет. Делает это государственная Дума по представлению Президента России. Причем более двух сроков подряд руководить палатой один и тот же человек не может. Кандидатуры предлагаются фракциями в Госдуме, затем Совет представляет не менее трех кандидатур Президенту, а тот выбирает одного и в свою очередь вносит ее в Думу уже для назначения на пост Председателя палаты. Если ни один из представленных специалистов не устроит президента, он может выдвинуть другого человека и далее все пойдет по тому же сценарию.

Назначение кандидата на должность происходит после принятия постановления большинством голосов депутатов Государственной Думы.

Что касается требований к председателю счетной палаты, то им не может быть иностранец, только гражданин РФ, кроме того не имеющий вид на жительство либо другой документ, удостоверяющий возможность постоянного проживания за границами РФ. Кандидату необходимо высшее образование, как минимум пятилетний опыт работы в государственном управлении, аудите, финансах, юриспруденции или экономики. На тех же условиях и на тот же срок назначается и заместитель Председателя Счетной палаты.

Аудиторы Счетной палаты – это управленческие должности, работающие в разных направлениях. Полное содержание каждого направления, утверждено Регламентом Счетной палаты. На эти должности так же не могут претендовать иностранные граждане, только россияне, не имеющие вида на жительство или права на постоянное проживание за границей. Кроме прочего, они должны иметь такое же образование и такой же опыт работы, как председатель Палаты.

Важно чтобы аудиторы Счетной палаты не имели родственных связей с Президентом России, со всевозможными председателями: Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Так же в родственниках у них не должны числиться: Руководитель Администрации Президента, Председатель Следственного комитета, Генеральный прокурор, Председатель и зампредседатель Счетной палаты.

Читать также:  ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ

Аудиторы назначаются Государственной Думой и Советом Федерации в количестве шести человек все на те же шесть лет и также по представлению Президента России. Закон о максимальном сроке в два шестилетних периода на них также распространяется.

Счетная палата осуществляет 9 своих основных задач:

  • следит за тем, чтобы средства федерального бюджета и финансы подотчетных внебюджетных фондов использовались на конкретные цели наиболее качественно;
  • проводит аудит социально-экономического развития страны, следит за тем как реализуются стратегические цели и достигаются результаты;
  • определяет насколько целесообразно и соответствуют ли законам РФ действия по формированию, управлению и распоряжению бюджетами в пределах компетенции Счетной палаты, а также средствами для нужд целевого планирования социально-экономического развития нашей страны;
  • делает анализ обнаруженных недочетов и нарушений в ходе формирования, управления и распоряжения денежными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, выносит предложения по их устранению и по улучшению бюджетного процесса в целом в пределах своих полномочий;
  • развивает возможности и способы аудита (контроля) достижений и соответствия законам РФ порядка формирования, управления и распоряжения денежными потоками в пределах компетенции Счетной палаты, включая анализ самых важных национальных показателей и признаков социально-экономического развития нашей страны;
  • оценивает результативность установления налоговых и прочих льгот и преимуществ, бюджетных займов из федерального бюджета, проверяет соответствие закону выданных государственных гарантий и поручительств либо обеспечение выполнения взятых обязательств иными способами по договорам, заключаемым юрлицами и владельцами ИП за счет федеральных и иных ресурсов, в пределах сферы влияния Счетной палаты;
  • проверяет правильность бюджетной отчетности главных администраторов финансов государственной казны и бюджетов государственных внебюджетных фондов российской федерации и отчет за год о реализации федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов страны;
  • следит за законностью и соблюдением сроков при движении средств подотчетных бюджетов в центробанке, других банках, наделенных полномочиями, и прочих кредитных организациях РФ;
  • в границах своей сферы влияния способствует принятию мер по противодействию коррупции.

Исполняя свои обязательства Счетная палата выполняет контрольно-ревизионную, а также информационную и еще экспертно-аналитическую функции наряду с другими видами деятельности, поддерживает общую систему проверки исполнения обоих разновидностей подотчетных бюджетов – федерального и федеральных внебюджетных фондов. Эта деятельность подразумевает комплекс мер:

  • обеспечение и реализация краткосрочной проверки исполнения федерального бюджета в отчетном году;
  • организация общих ревизий и отдельных тематических аудитов конкретных разделов и статей госбюджета и доходов с расходами федеральных внебюджетных фондов;
  • анализ проектов федерального бюджета, законов и прочих нормативных правовых актов, договоров заключенных РФ на международном уровне, касающихся вопросов федерального бюджета и в общем финансов Российской Федерации;
  • осуществление и передача заключений в обе палаты парламента нашей страны по реализации подотчетных бюджетов и т.д.

Для выполнения главных задач Счетная палата осуществляет широкий перечень функций:

Таков неполный перечень функций счетной палаты.

Счетная палата простирает свои контрольные полномочия по двум направлениям:

  • на абсолютное большинство государственных органов и учреждений в стране, на федеральные внебюджетные фонды;
  • на органы местного самоуправления, предприятия, всевозможные организации, разнообразные финансово-кредитные учреждения, а также их объединения без привязки к видам и формам собственности, в том случае, когда они получают, переводят, хоть как-то используют средства из федерального бюджета или обращаются с федеральной собственностью, а также используют какие-либо льготы или иные преимущества.

Счетная палата, реализуя контрольную деятельность, имеет право организовывать ревизии и тематические проверки, не внося изменения в оперативную деятельность подвергающихся проверке организаций. О результатах подобных мероприятий Счетная палата сообщает Совету Федерации и Государственной Думе. Если обнаружатся нарушения в каком-либо виде деятельности, влекущие ущерб государству и требующие немедленного пресечения, Счетная палата обладает полномочиями выносить предписания проверяемым организациям, и они будут обязательны для исполнения.

Работа Министерства Финансов России

Документ регулирующий работу Минфина России – это Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, которое было утверждено постановлением Правительства РФ № 329 от 30. 2004.

Минфин России осуществляет регулирование и контроль работы находящихся в его сфере влияния Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в том числе финансовую проверку исполнения Федеральной таможенной службой, регулирующих деятельность нормативных правовых актов, в части исчисления и взимания таможенных платежей, назначения таможенной стоимости различных товаров и всевозможных транспортных средств.

Минфин России обеспечивает общегосударственный финансовый контроль:

  • при осуществлении своих полномочий, включающих участие в составлении проекта федерального бюджета и отчета о его исполнении и консолидированного бюджета страны;
  • работая от имени Российской Федерации по заключению договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, а также договоров обеспечения регрессных требований гаранта;
  • распоряжаясь государственным долгом Российской Федерации;
  • осуществляя сбор и рациональное использование ценностей Государственного фонда – драгоценных камней и металлов, принадлежащих Российской Федерации;
  • объявляя конкурсы и заключая государственные контракты на размещение заказов на соответствующей электронной площадке на выполнение работ, поставку товаров, оказания услуг и проведение научных исследований для прочих государственных нужд в конкретной сфере деятельности и т.д.

Роль Федерального казначейства

Еще один федеральный орган, осуществляющий контроль за финансами, находится в свою очередь в ведении Министерства финансов, – это Федеральное казначейство. Оно является представителем исполнительной власти, то есть федеральной службой.

Роль Федерального казначейства – заблаговременно предотвратить нарушения в манипуляциях со средствами бюджета его распределителями и получателями, осуществлять текущий контроль.

Работа во взаимодействии – один из основных принципов функционирования органов Федерального казначейства. Свои контрольные функции они реализуют объединяясь с различными органами исполнительной власти, правоохранительными, налоговыми органами и кредитными организациями; направляют правоохранительным органам сведения о выявленных нарушениях, за которые назначена уголовная ответственность.

Перечень прав органов Федерального казначейства в области финансовых отношений довольно длинный. Доля ответственности казначейства значительно возрастает в связи с передачей ему из банковской системы полномочий по кассовому исполнению бюджета. Казначейское исполнение бюджетов утверждено в статье 215. 1 БК РФ.

Руководители органов Федерального казначейства, а также директора его территориальных органов наделены возможностью приостанавливать в предусмотренных бюджетным законодательством обстоятельствах операции по лицевым счетам, имеющимся в органах Федерального казначейства и открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям денег из федерального бюджета, и счетам, заведенным получателями выплат федерального бюджета в кредитных организациях.

Еще один орган из ведомства Минфина – это росфиннадзор, работа которого строится на специальном документе: Положении о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора. Положение отражено в постановлении Правительства РФ № 278 от 15. 2004.

Будучи федеральным органом исполнительной власти Финансово-бюджетный надзор, помимо функций контроля и надзора в подведомственной сфере, еще выполняет работу органа валютного контроля.

Финансовый мониторинг федерального уровня

Другой федеральный орган исполнительной власти задействованный в финансовом контроле – Федеральная служба по финансовому мониторингу. Она действует руководствуясь Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента РФ№ 808 от 13. 2012.

Основная деятельность Росфинмониторинга – это организованное сопротивление действиям по легализации дохода, который был добыт преступным способом, а также направлению финансов на поддержку терроризма. Еще одна область работы финмониторинга – это создание мер государственной политики и нормативно-правового регламентирования этой сферы, по контролированию соответствующей деятельности иных федеральных органов исполнительной власти, кроме прочего еще и реализация функции национального центра по оценке ущербов национальной безопасности, возможных в процессе отмывания преступных доходов, финансовой поддержки терроризма и даже распространения оружия массового поражения, по разработке мер противодействия таким угрозам.

Естественно, что руководство такой стратегически важной деятельностью Росфинмониторинга осуществляет никто иной как Президент Российской Федерации. Он назначает и освобождает от должности директора данной организации. А тот, в свою очередь, несет персональную ответственность за реализацию поставленных перед Росфинмониторингом целей. Заместителей директору назначает и потом освобождает их от должности также президент РФ, но уже по представлению директора.

Свою деятельность Росфинмониторинг реализует:

  • самостоятельно либо через свои органы распределенные территориально;
  • работая в сотрудничестве с прочими федеральными органами исполнительной власти, а также взаимодействуя с органами исполнительной власти различных субъектов федерации, в том числе многочисленными органами местного самоуправления и всевозможными общественными объединениями и различными организациями.
Читать также:  37 структура и полномочия административных и судебных надзорных органов в области финансов

Широкий спектр полномочий возложен на Росфинмониторинг, организация должна:

Таков неполные список полномочий Росфинмониторинга в его сфере деятельности.

Для реализации своих полномочий Росфинмониторинг наделен правами:

  • привлекать в соответствии с определенным порядком и при обязательном соблюдении всех видов охраняемых законом тайн для организации экспертиз, внедрения программ обучения, разработки методических материалов и программного и информационного обеспечения, запуска информационных систем в области финансового мониторинга, ученых, специалистов конкретных областей и целые организации подходящей сферы деятельности, включая договорную основу;
  • делать запросы и получать в соответствии с определенным порядком, безвозмездно необходимые документы, материалы и прочую информацию, требуемую для вынесения решений в рамках собственной сферы деятельности;
  • предоставлять юридическим и физическим лицам запрошенные разъяснения по вопросам, касающимся основной сферы деятельности;
  • организовывать в пределах своих полномочий процедуры проверки исполнения законодательства РФ о противодействии отмыванию преступных денег, и финансированию терроризма в той части закона, где говорится о действиях по фиксированию, хранению и представлению данных финансовой операции или сделках с другим имуществом, подлежащих непременному контролю, а также в целях обеспечения внутреннего контроля;
  • рекомендовать руководителям определенных государственных органов привлечение к ответственности тех лиц, которые оказались виновными в нарушении законов Российской Федерации предписывающих противодействие легализации средств, добытых в ходе преступных деяний, и финансово поддержке терроризма, и самостоятельно привлекать их в установленном законом порядке к административной ответственности;
  • учреждать в определенном порядке межведомственные рабочие и экспертные группы, комиссии для решения проблем, возникающих в процессе реализации основных функций;
  • подготавливать и принимать к действию в пределах своей сферы деятельности методические материалы и программы осуществления контрольных мероприятий;
  • учреждать совещательные и экспертные органы, призванные работать в установленной сфере деятельности;
  • принимать, следуя законодательству Российской Федерации, предупредительные, ограничительные и профилактические меры, цель которых предупреждение и (или) ликвидация итогов нарушений в установленной сфере деятельности;
  • заблаговременно пресекать факты нарушения законов РФ, касающихся установленной сферы деятельности;
  • открывать, реорганизовывать и закрывать территориальные органы Росфинмониторинга;
  • учреждать в определенном порядке ведомственные награды, принимать положения об этих наградах и их описания;
  • организовывать в соответствии с законодательством РФ издания, освещающие работу Росфинмониторинга в печатном и электронном видах.

Контроль в системе налогообложения

Органом специальной компетенции называют Федеральную налоговую службу РФ. В ее ведомстве государственный финансовый контроль, решая главные задачи – контроль за соблюдением законодательства о налогах, отслеживание правильности их исчисления, надзор за полнотой и своевременностью внесения в конкретные бюджеты государственных налогов и прочих платежей, определенных законодательством страны в целом и ее субъектов по отдельности.

Основной функцией ФНС является забота о соблюдении законодательства о налогах и сборах, контроль правильности исчисления, надзор за полнотой и своевременностью внесения в конкретный бюджет налогов и сборов, в тех обстоятельствах, которые предусмотрены законодательством РФ, проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в конкретный бюджет других обязательных платежей, наблюдение за производством и оборотом табачных изделий, а также функции агента валютного контроля в поле сферы влияния налоговых органов.

Кроме того, ФНС существует, как уполномоченный федеральный орган принадлежащий к исполнительной власти и проводящий государственную регистрацию граждан организующих бизнес в качестве индивидуальных предпринимателей, людей планирующих зарабатывать, выращиванием культур и разведением скота, как крестьянских (фермерских) хозяйств, всевозможных организаций и фирм в качестве юридических лиц, а также уполномоченных федеральным органом исполнительной власти.

Еще одна функция ФНС – обеспечение представления в делах о банкротстве и в самих процедурах банкротства требований об обязательных выплатах и требований РФ по денежным обязательствам.

Вышестоящий над ФНС России орган – это министерство финансов.

Налоговая служба имеет территориальные органы и в работе с ними реализует свои основные цели, кроме того она сотрудничает с иными федеральными органами исполнительной власти, а также с исполнительной властью субъектов РФ, местными самоуправление и всевозможными государственными внебюджетными фондами, различными общественными объединениями и иными организациями.

В единую централизованную систему входит сама ФНС и ее территориальные органы:

  • управления Службы, распределенные по субъектам Федерации;
  • инспекции Службы межрегионального уровня;
  • районные и городские инспекции Службы;
  • межрайонные инспекции ФНС.

Руководителя ФНС России назначает на должность и увольняет Правительство РФ после представления министра финансов РФ.

У Федеральной налоговой службы длинный перечень полномочий в плане контроля и надзора за финансами:

  • контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, проверка правильности исчисления, полнотой и своевременного, в определенный срок, внесения налогов и сборов и других платежей в бюджет;
  • контроль за проведением валютных операций резидентами и нерезидентами, не работающими, как кредитные организации;
  • проверка соблюдения правил использования контрольно-кассовой техники, а также способов ее регистрации и применения;
  • наблюдение за полнотой учета выручки во всех зарегистрированных организациях и у индивидуальных предпринимателей;
  • контроль за проведением лотерей, а также за целевым использованием выручки от этих лотерей.

Кроме вышеперечисленного, Федеральная налоговая служба в соответствующем порядке выдает предписанные законом разрешения и свидетельства в рамках своих полномочий, проводит государственную регистрацию юридических лиц, также регистрирует физических лиц в форме ИП и наделяя их индивидуальными номерами, а еще оформляет документы на крестьянско-фермерские хозяйства. Еще одна немаловажная функция – учет абсолютно всех налогоплательщиков. Кроме этого, у ФНС есть и множество других полномочий.

Центральный банк России – надзор в банковской сфере

Другой немаловажный орган финансового контроля – это Центральный банк Российской Федерации. В сокращенном виде допустимо название – Банк России. Он работает, как предписано Федеральным законом «О Центральном банке РФ».

Одновременно главный российский банк еще и действует, как юридическое лицо, при этом функционируя, как орган государственного управления, которому доверены обширные властные полномочия. В рамках своей компетенции Банк России наделен правом принимать нормативно-правовые акты. Исполнять изложенные там требования обязаны федеральные органы государственной власти, кроме того власти субъектов РФ и, конечно, местное самоуправление, сверх этого все юридические и физические лица, работающие в области финансов. Вышестоящие органы, которым отчитывается Банк России – это Государственная Дума Федерального Собрания РФ. Конечно, помимо указанных органов власти Банк России обязан предоставлять информацию в том виде, в каком диктует соответствующий закон, еще и Президенту России.

Пожалуй, основная функция Банка России – это контроль и надзор в банковской сфере. При этом одна из важнейших задач – совершенствование надзора в указанной сфере.

Еще в 2001 году увидел свет совместный программный документ в форме Заявления Правительства РФ и Банка России. Его дословное название: «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации». Там описаны разные меры совершенствования сферы. Например, говорится о проведение совместно с банковским сообществом действий по подготовке к использованию международных подходов в оценке достаточности капитала различных кредитных организаций, которые были определены Базельским комитетом по банковскому надзору при обсуждении новых подходов к оценке достаточности капитала банков. Кроме того, в заявлении говорится об изучение характера и размера необходимых изменений во всевозможных нормативно-правовых актах при внедрении описанных подходов.

Регулирующие и надзорные функции ЦБ РФ реализует посредством своего специализированного подразделения. Его название: Комитет банковского надзора Банка России. Этот Комитет работает как постоянно действующий орган, компетенция которого определяется Положением, принятым решением Совета директоров Банка России от 10 августа 2004 г.

Страховая деятельность в России подчиняется Закону РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

С сентября 2013 года регулирование, контроль и надзор в области деятельности по страхованию перешли от Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) к описанному выше Банку России.

Контрольные и финансовые органы субъектов РФ и множества муниципальных образований страны проводят финансовый контроль всех операций с бюджетными деньгами главных распорядителей, в том числе, получателей бюджетных средств из конкретных бюджетов, а также следят за соблюдением получателями кредитов и инвестиций из бюджета и государственных и муниципальных гарантий правил выделения, получения, целевого использования и, впоследствии, возврата бюджетных средств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *