МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ СУБЪЕКТОВ РФ

Запрос «Правительство России» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Прави́тельство Росси́йской Федера́ции — высший федеральный исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Подотчётно президенту Российской Федерации и подконтрольно Государственной думе.

Статус и порядок его деятельности определены главой 6 Конституции Российской Федерации и положениями Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Так, в круг полномочий Правительства входит разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, и реализация политики. Хотя Правительство Российской Федерации не принимает законов, в круг его обязанностей входит издание федеральных подзаконных актов (постановлений), на основе федеральных законов принимаемых Федеральным Собранием.

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации правительство осуществляет следующие полномочия:

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов президента Российской Федерации правительство издаёт постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Подзаконные постановления и распоряжения правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам президента Российской Федерации могут быть отменены президентом Российской Федерации.

Состав Правительства и федеральных органов

Правительство Российской Федерации состоит из председателя Правительства Российской Федерации, заместителей председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Правительство Российской Федерации в структуре исполнительной власти. Президент и его администрация, счетная палата, прокуратура и центрального банк часто не относят напрямую к системе исполнительной власти, хотя они неразрывно связаны с ней и наделены полномочиями исполнительной власти.

Заместители председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры освобождаются от должности президентом Российской Федерации.

Структура федеральных органов исполнительной власти (Правительства Российской Федерации) утверждается указом президента на основании предложения председателя правительства Российской Федерации, направляемого в течение недельного срока после его назначения (статья 112 Конституции Российской Федерации).

В результате административной реформы 2004 года уточнён статус и распределение функций между федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами. Так, федеральные министерства осуществляют политику и издают нормативно-правовые акты. В то время как, федеральные службы осуществляют контроль и надзор. Например, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) ведет кадастровый учет недвижимости. А в ведение федеральных агентств входит управление имуществом и предоставление услуг (например, Росархив).

Кроме того, федеральные органы исполнительной власти разделены на находящиеся в курировании президента Российской Федерации (так называемые «силовые ведомства») и Правительства Российской Федерации.

В 2020 году к Конституции Российской Федерации были приняты поправки, касающиеся среди прочего принципов формирования и области деятельности Правительства Российской Федерации.

Государственные внебюджетные фонды

Общее
управление финансами осуществляют
высшие органы власти и управления. В
зависимости от государственного
устройства высшими законодательными
органами выступают различные образования.
Так, в США – это Конгресс, В Великобритании
– Парламент, в Германии – Бундестаг,
во Франции – Национальное Собрание, в
России – Федеральное Собрание.

Общее
управление финансами
в РФ в соответствии с ее Конституцией
возложено на высшие органы государственной
власти – Федеральное
собрание, аппарат Президента, правительство.
Именно эти органы принимают окончательное
решение при утверждении федерального
бюджета и отчета о его исполнении.

Оперативное
управление
финансами осуществляет финансовый
аппарат.
С его помощью государство руководит
финансовой деятельностью во всех
структурных подразделениях народного
хозяйства. Именно финансовый аппарат
выполняет работу по оперативному
финансовому планированию, учету и
анализу, контролю и регулированию,
составлению и исполнению финансовых
планов.

На
общегосударственном
уровне
аппарат управления финансовой системой
включает следующие органы:

Управление
финансами на предприятиях и в отраслях
народного хозяйства осуществляют
финансовые отделы и службы предприятий,
организаций и учреждений, а также
финансовые отделы и управления
сохранившихся министерств и ведомств.
Сферой страховых отношений управляют
специальные страховые структуры.

Всю
работу по управлению
государственными финансами
осуществляют Министерство
финансов,
его нижестоящие финансовые органы, а
также Федеральная налоговая служба.

Среди
всех органов выделяется Министерство
финансов РФ комплексным характером
своих функций, направленных в разные
стороны финансовой деятельности
государства. Этот государственный орган
исполнительной власти обеспечивает
проведение единой финансовой, бюджетной
и налоговой политики в России и
координирует деятельность в этой сфере
других федеральных органов исполнительной
власти.

На
Министерство финансов возложены
следующие задачи:

1)
разработка и реализация единой
государственной финансовой политики;

2)
составление проекта и исполнение
федерального бюджета;

3)
осуществление финансового контроля за
рациональным и целевым расходованием
бюджетных средств и средств федеральных
внебюджетных фондов;

4)
обеспечение устойчивости государственных
финансов и осуществление мер по развитию
финансового рынка

Министерство
финансов РФ выполняет следующие функции:

Важным
подразделением Министерства финансов
является Главное
управление федерального казначейства,
отвечающее за кассовое исполнение
бюджета.

Основными
задачами
органов Федерального казначейства
являются:

1)
организация, осуществление и контроль
исполнения бюджета Российской Федерации;

2)
управление доходами и расходами бюджета
на счетах Федерального казначейства в
банках, исходя из принципа единства
кассы;

3)
финансовое исполнение государственных
внебюджетных фондов;

4)
краткосрочное прогнозирование объемов
государственных финансовых ресурсов
и оперативное управление ими;

5)
управление совместно с Банком России
государственным внутренним и внешним
долгом и его обслуживание;

Читать также:  Глоссарий терминов, связанных с деньгами и кредитом sost elektroizolyator gzhpy 2011. Кредит. Банки

6)
представление законодательным и
исполнительным органам отчетности о
финансовых операциях Правительства РФ
по бюджету, а также о состоянии бюджетной
системы Российской Федерации в целом.

Счетная
палата РФ
является органом государственного
финансового контроля, образуемым
Федеральным Собранием Российской
Федерации и ему подотчетным. Основными
задачами Счетной палаты являются:

1)
организация и осуществление контроля
за своевременным исполнением доходных
и расходных статей федерального бюджета,
бюджетов федеральных внебюджетных
фондов по объемам и целевому назначению;

2)
определение эффективности и целесообразности
расходов государственных средств и
использования федеральной собственности;

3)
финансовая экспертиза проектов
федеральных законов, нормативных
правовых актов федеральных органов
государственной власти, предусматривающих
расходы, покрываемые за счет средств
федерального бюджета, или влияющих на
формирование и исполнение федерального
бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов;

4)
регулярное предоставление Совету
Федерации и Государственной Думе
информации о ходе исполнения федерального
бюджета и результатов проводимых
контрольных мероприятий.

Министерство
РФ по налогам и сборам
и его органы на местах осуществляют
контроль за правильным исчислением,
полнотой и своевременностью внесения
взносов в бюджет всех обязательных
платежей. Территориальные инспекции
Министерства РФ по налогам и сборам
обязаны:

Государственный
таможенный комитет России
(ГТК, создан 25 октября 1991 г.) является
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим непосредственное
руководство таможенным делом в РФ.
Осуществляет следующие функции:

Федеральная
налоговая служба (ФНС
РФ) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору за
соблюдением законодательства о налогах
и сборах, за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в соответствующий бюджет налогов и
сборов, в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации,
за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет иных обязательных
платежей, а также за производством и
оборотом этилового спирта, спиртосодержащей,
алкогольной и табачной продукции и за
соблюдением валютного законодательства
Российской Федерации в пределах
компетенции налоговых органов. Кроме
того ФНС РФ:

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

1. Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, осуществлению полномочий оператора системы казначейских платежей, казначейскому обслуживанию, казначейскому сопровождению, бюджетному мониторингу в системе казначейских платежей, кассовому обслуживанию исполнения бюджета Союзного государства, управлению остатками средств на едином казначейском счете и едином счете федерального бюджета, контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, контролю (анализу) финансовых и хозяйственных операций государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля прямого или косвенного участия Российской Федерации превышает 50 процентов, на основании поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министра финансов Российской Федерации, проведению анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций), и анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита, проведению ежегодной проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, ведению бюджетного учета отдельных органов исполнительной власти (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений), а также по начислению выплат по оплате труда и их перечислению, внешнему контролю деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федеральный государственный контроль (надзор), контролю (надзору) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, осуществлению полномочий оператора государственных информационных систем в установленной сфере деятельности.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.12.2021 N 2338, от 14.07.2022 N 1253, от 24.03.2023 N 447)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

3. Федеральное казначейство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 N 1147)

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

1. Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями:

производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом перечислений излишне распределенных сумм и возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

Читать также:  Согласно Студопедии, система денежных отношений в обществе по поводу и между понятие финансов и функции определяет финансы как экономическую категорию

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

перечисляет излишне распределенные суммы, средства, необходимые для осуществления возврата (зачета, уточнения) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета, указанные в статьях 155 и 156 настоящего Кодекса, и устанавливает режим этих счетов в соответствии с настоящим Кодексом;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

направляет в подразделения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации представления о приостановлении операций в валюте Российской Федерации и иностранных валютах по счетам, открытым финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органам управления государственными внебюджетными фондами, получателям бюджетных средств, государственным (муниципальным) бюджетным учреждениям в подразделениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях с нарушением настоящего Кодекса и иных федеральных законов, предусматривающих требования к открытию указанных счетов, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2019 N 479-ФЗ, от 29.11.2021 N 384-ФЗ)

осуществляет приостановление операций по лицевым счетам, открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета в органах Федерального казначейства в предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации случаях, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

осуществляет бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат в случаях, установленных настоящим Кодексом;

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

абзац утратил силу с 1 января 2021 года. — Федеральный закон от 27.12.2019 N 479-ФЗ;

осуществляет операции по управлению остатками средств на едином казначейском счете;

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

устанавливает порядок казначейского обслуживания в соответствии с настоящим Кодексом;

осуществляет казначейское сопровождение в соответствии с настоящим Кодексом;

(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 244-ФЗ)

проводит бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей;

осуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов в соответствии со статьями 220.1 и 220.2 настоящего Кодекса;

ведет в соответствии с утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации порядками реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, реестр соглашений (договоров) о предоставлении из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг и межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, за исключением соглашений (договоров), заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (кроме соглашений (договоров), источником финансового обеспечения обязательств по которым являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, имеющие целевое назначение), если иное не установлено федеральными законами, при условиях, что указанные субъекты Российской Федерации не передали Федеральному казначейству отдельные функции финансовых органов субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 220.2 настоящего Кодекса и что высшими исполнительными органами указанных субъектов Российской Федерации не принято решение о включении информации о таких соглашениях (договорах) в данный реестр соглашений (договоров), реестр получателей субсидий, взносов в уставный (складочный) капитал, источником финансового обеспечения предоставления которых являются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (реестр конечных получателей);

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2019 N 479-ФЗ, от 04.08.2023 N 416-ФЗ)

ведет реестр мер государственной (муниципальной) поддержки в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 28.05.2022 N 146-ФЗ)

ведет реестр инвестиционных проектов с государственной (муниципальной) поддержкой в форме инвестиционного налогового вычета в порядке, установленном им по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации;

доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета полученные от Министерства финансов Российской Федерации бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;

осуществляет составление и ведение кассового плана исполнения федерального бюджета;

представляет распоряжения о переводе денежных средств для осуществления операций по банковским счетам Федерального казначейства, входящим в состав единого казначейского счета, а также в установленном им порядке осуществляет прогнозирование движения средств на едином казначейском счете;

(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

доводит до главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета представленные Министерством финансов Российской Федерации бюджетные ассигнования;

Читать также:  ООО ГРУПП ФИНАНС ОТЗЫВЫ КАРТА ПЛАТИНУМ

доводит до распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределенные главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;

доводит до администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета распределенные главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета бюджетные ассигнования;

ведет казначейский учет операций по исполнению федерального бюджета, составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, иными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, казначейскую отчетность в соответствии со статьей 264.2-1 настоящего Кодекса, а также отчетность об исполнении федерального бюджета;

получает от главных распорядителей средств федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных администраторов доходов федерального бюджета материалы, необходимые для составления бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета;

составляет на основании бюджетной отчетности, представленной главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, бюджетную отчетность об исполнении федерального бюджета и представляет ее в Министерство финансов Российской Федерации;

составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на основании отчета об исполнении федерального бюджета, отчетности и материалов, представленных органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, а также информацию по статистике государственных финансов;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 345-ФЗ)

обеспечивает в пределах остатков средств на единых счетах бюджетов перечисление из бюджетов от имени и по поручению администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, финансовых органов (органов управления государственными внебюджетными фондами) или получателей средств бюджета, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства;

(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 199-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в Федеральном казначействе;

абзац утратил силу с 1 января 2018 года. — Федеральный закон от 28.12.2017 N 434-ФЗ;

устанавливает порядок обеспечения органами Федерального казначейства наличными денежными средствами и денежными средствами, предназначенными для осуществления расчетов по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, участников системы казначейских платежей;

(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

осуществляет операции по управлению остатками средств на едином счете бюджета в соответствии со статьей 236.1 настоящего Кодекса;

абзацы двадцать восьмой — двадцать девятый утратили силу с 1 января 2021 года. — Федеральный закон от 27.12.2019 N 479-ФЗ;

устанавливает формы документов в рамках утверждаемых в соответствии с настоящим Кодексом Федеральным казначейством порядков;

осуществляет ведение единого портала бюджетной системы Российской Федерации;

осуществляет размещение средств страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя в пользу застрахованного лица, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», поступивших в течение финансового года в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, и средств резерва Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию в порядке, установленном настоящим Кодексом для осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета;

(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2022 N 462-ФЗ)

осуществляет ведение, развитие и обслуживание Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах;

(абзац введен Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

устанавливает по согласованию с Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах;

(абзац введен Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

осуществляет размещение резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном настоящим Кодексом для осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета;

(абзац введен Федеральным законом от 04.11.2019 N 360-ФЗ)

осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

2. Утратил силу с 1 января 2021 года. — Федеральный закон от 27.12.2019 N 479-ФЗ.

3. Федеральное казначейство осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в установленном Правительством Российской Федерации порядке осуществляет функции по контролю (анализу) финансовых и хозяйственных операций государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля прямого или косвенного участия Российской Федерации превышает 50 процентов, на основании поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министра финансов Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 345-ФЗ, от 19.12.2022 N 521-ФЗ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *