МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАССМАТРИВАЕТ И УТВЕРЖДАЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Департамент правового регулирования бюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращения по вопросу о «бюджете одного гражданина» и сообщает.

Общие принципы организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, а также бюджетные правоотношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являются предметом регулирования Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс).

Статьей 6 Бюджетного кодекса определено, что бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Структура бюджетной системы Российской Федерации определена статьей 10 Бюджетного кодекса и включает федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, а также местные бюджеты.

Согласно статьям 6, 13-15, 84-86 Бюджетного кодекса бюджеты бюджетной системы предназначены для исполнения расходных обязательств, возникающих при принятии законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, заключении договоров или соглашений, вследствие которых у публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения возникают обязанности предоставить средства из бюджета.

Исходя из положений статьи 65 Бюджетного кодекса формирование расходов бюджетов, в том числе связанных с финансовым обеспечением дорожной деятельности, лекарственным обеспечением, строительством и капитальным ремонтом объектов государственной собственности, осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, возникающими из установленного законодательством Российской Федерации разграничения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых должно происходить за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса получателем средств бюджета является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение.

Статьей 152 Бюджетного кодекса установлен исчерпывающий перечень участников бюджетного процесса, который согласно статье 6 Бюджетного кодекса представляет собой регламентируемую законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Согласно указанному перечню граждане Российской Федерации (физические лица), за исключением Президента Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, главы муниципального образования, не являются участниками бюджетного процесса.

Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляются в формах бюджетных ассигнований, исчерпывающий перечень которых установлен статьей 69 Бюджетного кодекса, которым не предусмотрены ассигнования для формирования и исполнения «бюджета одного гражданина».

Реализация функций государства по социальному обеспечению населения предполагает предоставление отдельным категориям граждан социальных выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в установленных законом или иным нормативным правовым актом размере и порядке.

В соответствии со статьей 74.1 Бюджетного кодекса в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения, к которым относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.

Так, отдельным категориям граждан Российской Федерации может оказываться государственная поддержка в виде социальных выплат, пособий и компенсаций, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами (в том числе Федеральными законами от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», от 16 декабря 1994 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» и другими).

Статьями 69 и 78 Бюджетного кодекса предусматривается предоставление субсидий, в том числе физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, однако указанные физические лица не являются участниками бюджетного процесса.

При этом исполнение «бюджета одного гражданина» к компетенции участников бюджетного процесса не относится.

Кроме того, по вопросу бюджета одного гражданина позиция Министерства финансов Российской Федерации отражена в информационном сообщении от 18 июля 2011 года, размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации по ссылке https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4-3409.

Указанное информационное сообщение содержит разъяснения в части необоснованности предложений по предоставлению средств бюджета непосредственно гражданину.

Читать также:  Финансовые органы субъектов и государственные органы местного самоуправления находятся в ведении Министерства финансов Российской Федерации

В отношении разъяснений приказа Минфина России от 11 декабря 2018 г. N 259н «Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее — Порядок N 259н) следует отметить, что правовыми основаниями для разработки Порядка N 259н являются положения статьи 5 Федерального закона от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее — Федеральный закон N 459-ФЗ) и Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1765.

Так, указанными нормативными правовыми актами определен перечень средств, получаемых юридическими лицами на основании государственных контрактов (контрактов, договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, соглашений (договоров) о предоставлении субсидий (бюджетных инвестиций), подлежащих казначейскому сопровождению в 2019 году (далее соответственно — целевые средства, получатель целевых средств).

При этом частью 1 статьи 5 Федерального закона N 459-ФЗ установлено, что при казначейском сопровождении целевых средств их использование осуществляется после проведения территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов юридических лиц, которые получают целевые средства. Порядок такого санкционирования установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации (Порядок N 259н).

Санкционирование указанных расходов в соответствии с Порядком N 259н осуществляется в целях контроля за использованием средств, предоставляемых получателям целевых средств, в том числе при закупке товаров, работ, услуг, необходимых для достижения целей, установленных при их предоставлении.

Согласно пункту 4 Порядка N 259н для санкционирования целевых расходов юридическому лицу — получателю целевых средств необходимо представить в территориальный орган Федерального казначейства Сведения об операциях с целевыми средствами (код формы 0501213), в которых указываются, в том числе направления расходования целевых средств в соответствии с Перечнем направлений расходования целевых средств согласно приложению N 4 к Порядку N 259н, соответствующие целям (предмету) документа, обосновывающего обязательство (например контракта, договора, соглашения).

При этом детализированным кодам направлений расходования целевых средств должны соответствовать направления выплат, указываемые в платежных документах, представляемых получателем целевых средств в территориальный орган Федерального казначейства в целях оплаты услуг (работ), товаров, которые необходимы получателю целевых средств для достижения цели, установленной при предоставлении целевых средств (например, закупка стройматериалов для строительства объекта).

Таким образом, использование целевых средств осуществляется получателями целевых средств в целях оплаты поставленных им товаров, выполненных в их интересах работ и полученных ими услуг и иных затрат, необходимых для достижения результата, установленного соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, а не в целях оказания государственной поддержки физическим лицам.

Учитывая положения вышеуказанных нормативных правовых актов, положения Порядка N 259н направлены на обеспечение использования юридическими лицами средств, полученных из бюджета, исключительно для достижения целей, установленных при их предоставлении, а не добросовестное обогащение.

Граждане России (физлица), за исключением Президента, высшего должностного лица региона, главы муниципального образования, не являются участниками бюджетного процесса.

Формами бюджетных ассигнований не предусмотрены ассигнования для формирования и исполнения «бюджета одного гражданина».

По вопросу «бюджета одного гражданина» позиция Минфина размещена на сайте Министерства.

Министерство финансов Российской Федерации обладает следующими бюджетными полномочиями:

на основании и во исполнение настоящего Кодекса, иных актов бюджетного законодательства Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает нормативные акты в установленной сфере деятельности;

организует составление и составляет проект федерального бюджета, представляет его в Правительство Российской Федерации, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

осуществляет методологическое руководство в области составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации;

ведет реестр расходных обязательств Российской Федерации, а также утверждает порядок, формы и сроки представления в Министерство финансов Российской Федерации реестра расходных обязательств субъекта Российской Федерации, свода реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации;

разрабатывает прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;

получает от федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов (должностных лиц) местных администраций муниципальных образований материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, прогноза основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;

Читать также:  Как навести порядок в финансах компании. Практическое руководство для малого и среднего бизнеса

проектирует предельные объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств федерального бюджета либо субъектам бюджетного планирования;

разрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации, условия выпуска и размещения государственных займов Российской Федерации, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации;

осуществляет по решению Правительства Российской Федерации сотрудничество с международными финансовыми организациями;

разрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и является уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственные внутренние и внешние заимствования, разрабатывает программу государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте и программу государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации;

представляет Российскую Федерацию в договорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации;

представляет Правительство Российской Федерации на переговорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и предоставляет (выдает) от имени Российской Федерации государственные гарантии Российской Федерации;

ведет Государственную долговую книгу Российской Федерации;

учитывает представляемую органами, ведущими государственные долговые книги субъектов Российской Федерации, информацию о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих государственных долговых книгах субъектов Российской Федерации и муниципальных долговых книгах муниципальных образований;

осуществляет управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации на основании полномочий, предоставленных Правительством Российской Федерации;

организует исполнение федерального бюджета, устанавливает порядки составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета, бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета, кассового плана исполнения федерального бюджета, а также утверждения (изменения), доведения (отзыва) лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета;

устанавливает порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, порядок формирования и ведения обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, используемых при составлении и ведении бюджетных смет федеральных казенных учреждений, порядок составления и ведения планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений;

устанавливает порядок формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, определенных указанным порядком;

составляет и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета и представляет показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета в Федеральное казначейство;

представляет в Федеральное казначейство лимиты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерального бюджета;

устанавливает единую методологию бюджетной классификации Российской Федерации, бюджетной отчетности, методологию порядка формирования информации по статистике государственных финансов;

утверждает коды составных частей бюджетной классификации Российской Федерации, являющиеся в соответствии с настоящим Кодексом едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

утверждает коды бюджетной классификации Российской Федерации, порядок ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности по операциям, связанным с поступлениями, не являющимися доходами и источниками финансирования дефицита федерального бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации и правом Евразийского экономического союза, регулирующим порядок зачисления и распределения таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств — членов Евразийского экономического союза, порядок зачисления и распределения специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также особенности уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования;

разрабатывает проекты методик распределения и порядок предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставляемых иными главными распорядителями средств федерального бюджета);

направляет в финансовые органы субъектов Российской Федерации методики (проекты методик) распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставляемых иными главными распорядителями средств федерального бюджета);

устанавливает порядок представления финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) показателей бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов);

обеспечивает предоставление бюджетных кредитов, за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых в соответствии со статьей 93.6 настоящего Кодекса, в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

осуществляет методологическое руководство подготовкой и устанавливает порядок формирования (внесения изменений) и представления главными распорядителями средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) обоснований бюджетных ассигнований по расходам (источникам финансирования дефицита) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также обеспечивает соблюдение главными распорядителями средств федерального бюджета (главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета) соответствия обоснований бюджетных ассигнований по расходам (источникам финансирования дефицита) федерального бюджета установленным требованиям;

Читать также:  Планирование, финансирование и учет

устанавливает единую методологию бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;

абзац утратил силу; — Федеральный закон от 26.07.2019 N 199-ФЗ;

осуществляет методологическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

осуществляет нормативное и методическое обеспечение управления средствами Фонда национального благосостояния и управляет этими средствами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

обладает правом приостановления предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии со статьей 130 настоящего Кодекса;

в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, при предоставлении государственной гарантии Российской Федерации осуществляет проверку (анализ) финансового состояния принципала, проверку достаточности, надежности и ликвидности предоставляемого обеспечения исполнения обязательств принципала, которые могут возникнуть в будущем в связи с предъявлением гарантом, исполнившим в полном объеме или в какой-либо части обязательства по гарантии, регрессных требований к принципалу, а также мониторинг финансового состояния принципала, контроль за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления государственной гарантии Российской Федерации;

устанавливает основания, порядок и условия списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц;

устанавливает порядок размещения, обращения, обслуживания, выкупа, обмена и погашения государственных займов Российской Федерации, если иное не установлено Правительством Российской Федерации;

осуществляет нормативное и методическое обеспечение деятельности по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля федеральными органами исполнительной власти, а также методическое обеспечение такой деятельности исполнительными органами субъектов Российской Федерации и исполнительно-распорядительными органами (должностными лицами) муниципальных образований;

осуществляет нормативное и методическое обеспечение осуществления (анализа осуществления) внутреннего финансового аудита, проведения финансовыми органами (органами управления государственными внебюджетными фондами), главными администраторами бюджетных средств мониторинга качества финансового менеджмента, а также осуществляет методическое обеспечение осуществления внутреннего финансового контроля;

исполняет судебные акты по искам к Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

представляет в судах интересы Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) иными нормативными правовыми актами;

определяет состав и устанавливает порядок размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, а также порядок его создания и ведения;

формирует и ведет реестр источников доходов Российской Федерации, реестр источников доходов федерального бюджета, а также перечень источников доходов Российской Федерации;

устанавливает федеральные стандарты внутреннего финансового аудита;

устанавливает формы документов, необходимых для реализации полномочий, установленных настоящим Кодексом;

устанавливает перечень платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, информация о которых не размещается в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;

осуществляет методическое обеспечение планирования и исполнения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в целях реализации инициативных проектов, а также формирования финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) информации о соответствующем бюджете в доступной и понятной для граждан форме;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации и актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Информация об изменениях

Статья 165 изменена с 14 апреля 2023 г. — Федеральный закон от 14 апреля 2023 г. N 128-ФЗ

Изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2023 г. (на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг.)

См. предыдущую редакцию

. Бюджетные полномочия Министерства финансов Российской Федерации

осуществляет методологическое руководство подготовкой и устанавливает порядок формирования (внесения изменений) и представления главными распорядителями средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) обоснований бюджетных ассигнований по расходам (источникам финансирования дефицита) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также обеспечивает соблюдение главными распорядителями средств федерального бюджета (главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета) соответствия обоснований бюджетных ассигнований по расходам (источникам финансирования дефицита) федерального бюджета установленным требованиям;

абзац утратил силу с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *