МИНИСТРА ФИНАНСОВ И ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Правительство Российской Демократической Федеративной Республики-

Запрос «Витте» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Серге́й Ю́льевич Ви́тте (17

июня 1849, Тифлис — 28 февраля (13 марта) 1915, Петроград) — российский государственный деятель. Министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892—1903), председатель Комитета министров (1903—1906), председатель Совета министров (1905—1906). Член Государственного совета (с 1903). Граф (с 1905 года). Действительный тайный советник (1899).

Происхождение и ранние годы

Происходит из балтийских немцев. Его отец Юлиус Витте (нем. ) был членом немецко-балтийского рыцарства Плескау (ныне Псков), в молодости изучал в Пруссии сельское хозяйство и горное дело. Вследствие брака перешел из лютеранства в православие. Мать С. Витте, Екатерина Андреевна Фадеева, происходила из русского княжеского рода Долгоруковых.

Витте учился в 1-ой кишинёвской русской гимназии.

В 1870 окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса), получил степень кандидата физико-математических наук.

Витте отказался от научной карьеры и поступил на работу в канцелярию одесского губернатора

Вскоре оставил службу в канцелярии и посвятил себя более интересному и денежному железнодорожному делу. Министр путей сообщения граф Алексей Павлович Бобринский, знавший его отца, предложил Сергею работу в качестве специалиста по эксплуатации железных дорог — в чисто коммерческой области железнодорожного дела.

Вскоре он перешел в акционерное общество Юго-Западных железных дорог, и сделался одним из ближайших сотрудников директора Русского общества пароходства и торговли Н. М. Чихачева, в ведении которого была и Одесская железная дорога.

Уделял большое внимание развитию и техническому оснащению Одесского порта.

С 1880 — начальник эксплуатации (в Киеве).

В 1883 опубликовал работу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», которая принесла ему известность среди специалистов. Помимо основной темы, Витте затронул во втором издании этой работы политические вопросы, высказавшись за «социальную» и «бессословную» монархию, и считая, что в противном случае «она перестанет существовать».

В 1886 занял пост управляющего частного «Общества Юго-Западных железных дорог» (Киев). Работая на должностях начальника эксплуатации и управляющего этой компании, добился роста эффективности и прибыльности. В частности, проводил передовую для того времени маркетинговую политику (реорганизовал тарифы, ввёл практику выдачи ссуд под хлебные грузы и т. д.).

В этот период познакомился с императором Александром III. По легенде, С. Витте на глазах императора вступил в конфликт с царскими адъютантами, доказывая, что нельзя использовать два мощных грузовых паровоза с целью разгона царского поезда до высоких скоростей. Александр III убедился в правоте С. Витте после крушения царского поезда в 1888.

На государственной службе

10 марта 1889 назначен начальником только что образованного Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов. Перейдя по просьбе царя Александра III на государственную службу, значительно потерял в годовом жаловании — с 40 тыс. руб. в год оплата на госслужбе упала до 8 тыс. руб. в год. Поэтому по решению Александра III получал из личных средств императора доплату к жалованью — ещё 8 тыс. руб. (всего 16 тыс. руб.) с целью частично компенсировать потери в зарплате после перехода на государственную службу. Работая на государственной службе,начал проводить политику скупки казной многочисленных тогда частных российских железных дорог. Причиной стало его понимание эффективности работы железных дорог России в едином государственном комплексе.

Работая в правительстве, добился права назначать сотрудников в зависимости от их эффективности, а не близости к правящим кругам. В своё подчинение набрал людей из частных компаний; его департамент считался образцовым. По свидетельствам, был демократичен в отношениях с подчинёнными, ценил в них самостоятельность.

В 1889 опубликовал работу «Национальная экономия и Фридрих Лист», в которой обосновывал необходимость создания мощной национальной промышленности, защищённой на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером.

В 1890 умерла жена Витте.

В 1891 году был принят новый таможенный тариф России, разработанный при активном участии С. Витте и Д. И. Менделеева. Этот тариф сыграл важную роль во внешнеторговой политике России и стал защитным барьером для развивавшейся промышленности.

Министр путей сообщения

Статья Витте «О причинах дефицитности сети русских железных дорог» в журнале «Новое Слово»

Мемориальная табличка на здании упраления ЮЗЖД

В феврале-августе 1892 года — министр путей сообщения. За этот срок сумел ликвидировать ставшие обычным явлением крупные скопления неперевезённых грузов. Провёл реформу железнодорожных тарифов.

В 1892 году женился на Матильде Ивановне (Исааковне) Лисаневич, удочерив её ребёнка (своих детей у Витте не было). Женитьбе предшествовал скандал, так как Витте начал встречаться с Лисаневич до её развода и вступил в конфликт с её мужем. Это могло стоить С. Витте карьеры, так как скандальная женитьба на разведённой еврейке (Лисаневич, в девичестве Нурок, была еврейкой, принявшей православие) тогда не приветствовалась. В результате и без того не самые тёплые отношения Витте с высшим светом ещё более ухудшились.

В конце 1892 С. Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет.

Вскоре после назначения поднял вопрос о форсировании строительства Транссибирской магистрали (в тот момент темпы строительства были таковы, что оно могло растянуться на многие десятки лет). С.Витте считал быстрое проведение магистрали настолько важным, что даже допускал возможность финансирования строительства за счёт денежной эмиссии. На такую меру министр всё-таки не пошёл, но сооружение Транссиба было резко ускорено.

Проводил независимую кадровую политику, издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием.

Много внимания уделял созданию образовательной системы, готовившей кадры для промышленности, в частности, открытию новых «коммерческих» учебных заведений.

В 1894 выступил за жёсткие торговые переговоры с Германией, в результате чего был заключён выгодный для России 10-летний торговый договор с этой страной.

С 1895 начал вводить винную монополию. Винная монополия распространялась на очистку спирта и розничную и оптовую торговлю крепкими спиртными напитками; производство спирта-сырца разрешалось частным лицам при условии определённой регламентации (повышенный акциз и т. д.). Монополия стала одним из важных источников пополнения госбюджета.

В 1896 провёл успешные переговоры с китайским представителем Ли Хунчжаном, добившись согласия Китая на сооружение в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), что позволило провести дорогу до Владивостока в гораздо более короткие сроки. Одновременно с Китаем был заключён союзный оборонительный договор. Успеху переговоров содействовала выдача китайскому сановнику взятки в размере 500 тыс. руб.

С 1896 — статс-секретарь.

Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы в 1897. В результате Россия на период до 1914 получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов.

В 1899 году количество золота в обороте составило 451,40 млн рублей. Количество бумажных денег упало до уровня 661,80 млн. Количество золота в обороте по сравнению с 1898 годом увеличилось в три раза, а по сравнению с 1897 — в 12,5 раз. За 1900 год количество золота в обороте увеличилось ещё в 1,42 раза. Затем этот рост стабилизировался. В целом, за четыре года количество золота в обороте увеличилось почти в 18 раз. Количество же бумажной наличности уменьшилось в 2,175 раз.

С. Ю. Витте на посту министра финансов (фото 1902)

При активном участии С. Витте разрабатывалось рабочее законодательство, в частности, закон об ограничении рабочего времени на предприятиях (1897).

Читать также:  НЕОБХОДИМОСТЬ И РОЛЬ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

В 1898 провёл реформу торгово-промышленного налогообложения.

В 1898 выступил резко против захвата Россией Ляодунского полуострова в Китае, где впоследствии был сооружён Порт-Артур.

Считал необходимым реформировать крестьянскую общину, высказывался за свободный выход из общины. В октябре 1898 обратился к Николаю II с запиской, в которой призвал царя «завершить освобождение крестьян», сделать из крестьянина «персону», освободить его от давящей опеки местных властей и общины.

Добился отмены круговой поруки в общине, телесных наказаний крестьян по приговору волостных судов, облегчения паспортного режима крестьян. Не без участия С. Витте были облегчены условия переселения крестьян на свободные земли, расширена деятельность Крестьянского поземельного банка, изданы законы и нормативные правила о мелком кредите.

Впоследствии С. Витте неоднократно подчёркивал, что П. А. Столыпин «обокрал» его, использовав его идеи.

C 1899 — действительный тайный советник.

В 1899 C. Витте принял участие в деле по осуждению Саввы Мамонтова. С. Ю. Витте, до некоторого момента находившийся в дружеских отношениях с Мамонтовым, резко поменял свою позицию.

После отставки с поста министра финансов (с 1903)

Витте на пароходе во время путешествия в Америку (1905)

С 1903 года — член Госсовета, назначался к присутствию на 1906—1915.

С 1903 года — член комитета финансов, с 1911 по 1915 год — его Председатель.

В 1904 году заключил Российско-Германский торговый договор.

Витте и события 9 января 1905 года в Петербурге

Летом 1905 года направлен императором в США для заключения Портсмутского мирного договора с Японией. За успешное выполнение этого поручения ему было пожаловано достоинство графа. Так как в результате Японии перешла половина Сахалина (она претендовала на весь), получил шутливое прозвище «граф Полусахалинский».

В октябре 1905 года представил царю записку о необходимости политических реформ.

По его инициативе был составлен Манифест 17 октября, даровавший основные гражданские свободы и вводивший институт народного представительства — Государственную думу.

С октября 1905 года по апрель 1906 года — Председатель реформированного Совета министров.

В 1906 году провёл переговоры с Францией о получении займа.

Находясь в зарубежных странах, особое внимание уделял общественному мнению и освещению в печати России и действий её правительства, о чём писал в своих «Воспоминаниях» (гл. 27).

Отставка и последние годы

Был отправлен в отставку 22 апреля 1906 года; интриговал, даже пытался использовать Григория Распутина, чтобы вернуться к власти. Последняя его опала длилась вплоть до смерти.

В 1923 году русский текст «Воспоминаний» с предисловием академика М. Н. Покровского и вступительным замечанием И. В. Гессена вышли в РСФСР (точная перепечатка текста берлинского издания); издание выполнено как научное и снабжено подробным алфавитным указателем.

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде

1898 — 28.02.1915 — особняк К. Ф. Штемберга — Каменноостровский проспект, 5.

Герб графа Витте

С. Ю. Витте после заключения Портсмутского мира с Японией получил титул графа.

11 апреля 1906 Департамент герольдии утвердил следующее описание графского герба С. Ю. Витте:

Пояснялось, что ликторский пук (символ власти, законности) означает административную деятельность Витте, оливковая ветвь (символ мира) — исполненное им поручение по заключению Портсмутского мира, а орёл — символ возведения Витте в графское достоинство.

Герб графа Витте внесён в Часть 18 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 2

Его противники, пародируя специальные почётные фамилии-титулы (пожалование которых зачастую сопровождало награждение родовым титулом), стали называть его графом Полусахалинским (поскольку половина острова Сахалин была уступлена Японии).

В Нижнем Новгороде в здании городского железнодорожного вокзала был установлен бюст Витте.

  • Корелин А. П. Сергей Юльевич Витте. // Россия на рубеже веков: исторические портреты. — ., 1991.
  • Векшина Ю. А. Граф В. Н. Коковцов — государственный деятель Российской империи. — : Нестор-История, 2008.

Там же Ю. Ф. Витте познакомился со своей будущей женой Екатериной Андреевной Фадеевой — дочерью саратовского губернатора А. М. Фадеева, внучкой генерал-майора князя П. В. Долгорукова, родной сестрой писательницы Елены Ган и двоюродной — мемуаристки Е. А. Сушковой. В 1844 году состоялось их бракосочетание. Основательница Теософского общества, Елена Блавацкая, приходилась С. Ю. Витте двоюродной сестрой.

Первые 16 лет жизни С. Витте прошли в Тифлисе, где он учился в городской гимназии, затем в Кишинёве, где он продолжил обучение в 1-й Кишинёвской русской гимназии и где им был получен гимназический аттестат. В 1866 году он (вместе с братом) поступил в только что открывшийся Новороссийский университет (в Одессе) на физико-математический факультет. После смерти отца и остальные члены семьи перебрались в Одессу. В 1870 году Витте окончил физико-математический факультет Новороссийского университета, получив степень кандидата физико-математических наук.

Вскоре оставил службу в канцелярии и посвятил себя более интересному и денежному железнодорожному делу. Министр путей сообщения граф А. П. Бобринский, знавший его отца, предложил Сергею работу в качестве специалиста по эксплуатации железных дорог.

Так с 1 мая 1870 года Витте стал работать в управлении Одесской железной дороги. Ему положили жалованье 2400 руб. в год, что превышало заработную плату университетского профессора (около 2000 руб. в год). В течение полугода Витте стажировался на различных должностях службы эксплуатации. В «Воспоминаниях» Витте писал: «Так, я сидел в кассах станционных, грузовых и билетных, затем изучал должности помощника начальника станции и начальника станции, потом контролёра и ревизора движения; затем занимал должности на различных станциях, где преимущественно было грузовое движение, и на станциях, где было преимущественно пассажирское движение».

Во второй половине 1870-х годов Витте возглавил службу эксплуатации Одесской железной дороги. Он сделался одним из ближайших сотрудников директора Русского общества пароходства и торговли Н. М. Чихачева, в ведении которого была и Одесская железная дорога. Уделял большое внимание развитию и техническому оснащению Одесского порта.

В 1879 году Витте переехал на жительство в Петербург, где получил должность начальника эксплуатационного отдела при правлении Общества Юго-Западных железных дорог (в состав которого, помимо Одесской, входило ещё четыре дороги — Харьковско-Николаевская, Фастовская, Киево-Брестская и Брестско-Граевская). В это же время Витте становится одним из участников Барановской комиссии, созданной указом Александра II «для исследования железнодорожного дела в России» и разрабатывает проект устава русских железных дорог.

В феврале 1880 года Витте был назначен начальником службы эксплуатации в администрации Общества Юго-Западных железных дорог и переехал на жительство в Киев. Председателем правления Общества был И. С. Блиох — варшавский банкир, автор цитируемых по сей день научных трудов по экономическим, политическим и железнодорожным вопросам. Правой рукой Блиоха был профессор И. А. Вышнеградский, будущий министр финансов России, который был на протяжении 15 лет непосредственным начальником С. Ю. Витте.

Титульный лист 1-го издания книги Витте «Принципы железнодорожных тарифов»

В 1883 году С. Ю. Витте на основе цикла статей, напечатанных им ранее в журнале «Инженер» в полемике с киевским профессором Д. И. Пихно, опубликовал книгу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», которая принесла ему известность среди специалистов (2-е издание — 1884 год, 3-е, существенно расширенное — 1910 год). Витте полагал, что теория тарифообразования занимает центральное положение не только в экономике железных дорог, но и в экономике страны и, более того, — в жизнедеятельности общества в целом. По его мнению, при определении размеров провозной платы по железной дороге следует отталкиваться не от расходов транспортных предприятий, а от условий образования цен на перевозимые товары в пунктах отправления и назначения. Важнейшей частью книги стали сформулированные автором 23 принципа построения железнодорожных тарифов. От многих идей, высказанных в этой работе, Витте позднее отказался (когда перешёл работать с должности в частной железнодорожной компании в министерство путей сообщения). Во втором издании этой работы, помимо основной темы, Витте затронул политические вопросы, высказавшись за «социальную» и «бессословную» монархию, и считая, что в противном случае «она перестанет существовать».

Читать также:  КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ РЭУ ИМ ПЛЕХАНОВА ОТЗЫВЫ

В 1886 году Витте занял пост управляющего Обществом Юго-Западных железных дорог. Работая на должностях начальника эксплуатации и управляющего этой компании, добился роста эффективности и прибыльности. В частности, проводил передовую для того времени маркетинговую политику (реорганизовал тарифы, ввёл практику выдачи ссуд под хлебные грузы и т. д.).

10 марта 1889 года назначен начальником вновь образованного Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов. Перейдя по просьбе царя Александра III на государственную службу, значительно потерял в годовом жаловании — с 40 тыс. руб. в год оплата на государственной службе упала до 8 тыс. руб. в год. Поэтому по решению Александра III получал из личных средств императора доплату к жалованью — ещё 8 тыс. руб. (всего 16 тыс. руб.) с целью частично компенсировать потери в зарплате после перехода на государственную службу. Работая на государственной службе, начал проводить политику скупки казной многочисленных тогда частных российских железных дорог. Причиной стало его понимание эффективности работы железных дорог России в едином государственном комплексе.

В 1889 году опубликовал работу «Национальная экономия и Фридрих Лист», в которой обосновывал необходимость создания мощной национальной промышленности, защищённой на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером.

30 августа 1892 года Витте был назначен на пост министра финансов, каковой занимал в течение 11 лет. Вскоре после назначения поднял вопрос о форсировании строительства Транссибирской магистрали (в тот момент темпы строительства были таковы, что оно могло растянуться на многие десятки лет). С. Витте считал быстрое проведение магистрали настолько важным, что даже допускал возможность финансирования строительства за счёт денежной эмиссии. На такую меру министр всё-таки не пошёл, но сооружение Транссиба было резко ускорено.

Проводил независимую кадровую политику, издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием. Много внимания уделял созданию образовательной системы, готовившей кадры для промышленности, в частности, открытию новых «коммерческих» учебных заведений.

С 1895 года начал вводить винную монополию. Винная монополия распространялась на очистку спирта и розничную и оптовую торговлю крепкими спиртными напитками; производство спирта-сырца разрешалось частным лицам при условии определённой регламентации (повышенный акциз и т. д.). Монополия стала одним из важных источников пополнения госбюджета.

С 1896 года — статс-секретарь. В этом году провёл успешные переговоры с китайским представителем Ли Хунчжаном, добившись согласия Китая на сооружение в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), что позволило провести дорогу до Владивостока в гораздо более короткие сроки. Одновременно с Китаем был заключён союзный оборонительный договор. В Европе ходили слухи, что успеху переговоров содействовала выдача китайскому сановнику взятки в размере 500 тыс. руб. Витте слух о взятке в своих воспоминаниях опровергает.

Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы 1897 года. В результате Россия на период до 1914 года получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов.

Однако современники в целом негативно оценивали изменения в функционировании финансовой системы, вызванные отказом от биметаллического обращения. Следствием перевода государственного долга на золотой рубль, правительство добровольно увеличило свой долг на 1,5 миллиона пудов серебра (на 1,6 млрд теперь уже золотых рублей или на %53 от прежнего объёма). На 1897 год правительство имело 3 млрд рублей долгов, для оплаты которых серебром по курсу к золоту, существовавшему с 1810 год, 4 золотника 21 доли понадобился бы слиток серебра весом в 4.394.531 пуд (71.984.533,75 кг). Переведя 3 млрд рублей на новый золотой рубль по новому курсу серебра к золоту в 7 золотников, правительство добровольно увеличило «серебряный слиток» до 5.976.000 пудов (97.889.757,44 кг).

При активном участии Витте разрабатывалось рабочее законодательство, в частности, закон об ограничении рабочего времени на предприятиях (1897).

В 1898 году провёл реформу торгово-промышленного налогообложения. В том же году выступил резко против захвата Россией Ляодунского полуострова в Китае, где впоследствии был сооружён Порт-Артур.

Считал необходимым реформировать крестьянскую общину, высказывался за свободный выход из общины. В октябре 1898 года обратился к Николаю II с запиской, в которой призвал царя «завершить освобождение крестьян», сделать из крестьянина «персону», освободить его от давящей опеки местных властей и общины.

Добился отмены круговой поруки в общине, телесных наказаний крестьян по приговору волостных судов, облегчения паспортного режима крестьян. Не без участия С. Витте были облегчены условия переселения крестьян на свободные земли, расширена деятельность Крестьянского поземельного банка, изданы законы и нормативные правила о мелком кредите.

Впоследствии С. Витте неоднократно подчёркивал, что П. А. Столыпин позаимствовал ряд его идей (подробнее см. статью Отношения Столыпина и Витте).

С 1899 года — действительный тайный советник. В 1899 году Витте принял участие в деле по осуждению Саввы Мамонтова. С. Ю. Витте, до некоторого момента находившийся в дружеских отношениях с Мамонтовым, резко поменял свою позицию.

Витте в 1903-1904 гг.

В 1903 г. вступил в обязанности председателя комитета министров. Последняя должность была фактически почётной отставкой, так как комитет до революции 1905 года не имел никакого значения. Это перемещение с поста влиятельного министра финансов произошло под напором дворянско-помещичьих членов правительства (главным образом, В. К. Плеве). Возглавил правительство после реформирования в качестве Председателя совета министров.

С 1903 года — член Государственного совета, назначался к присутствию на 1906—1915 годы. С 1903 года — член комитета финансов, с 1911 по 1915 год — его председатель. В 1904 году заключил торговый договор с Германией.

Из переписки Витте с МИД России

Телеграмма Витте в МИД 4 августа 1905 года:

Телеграмма Витте в МИД 5 августа 1905 года:

В тот же день, Витте направляет в МИД телеграмму следующего содержания:

Реакция царя на предложения Витте видна из телеграммы Витте от 6 августа 1905 года.

Витте тем не менее вновь предпринял попытку отдать Сахалин:

«Его императорское величество не изволил согласиться на сделанные Японией предложения», пишет Витте впоследствии, но вновь настаивает на сдаче Сахалина. Телеграмма Витте в МИД 10 августа 1905 года:

За успешное заключение мира ему было пожаловано графское достоинство. Так как в результате Японии перешла половина Сахалина (она претендовала на весь), получил шутливое прозвище «граф Полусахалинский».

По его инициативе был составлен Манифест 17 октября, даровавший основные гражданские свободы и вводивший институт народного представительства — Государственную думу. С октября 1905 года по апрель 1906 года — председатель реформированного Совета министров.

В 1906 году провёл переговоры с Францией о получении займа. Находясь в зарубежных странах, особое внимание уделял общественному мнению и освещению в печати России и действий её правительства, о чём писал в своих «Воспоминаниях» (гл. 27).

Читать также:  СОДЕРЖАНИЕ ГОС И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Был отправлен в отставку по собственному желанию 22 апреля 1906 года. С 1898 года до конца жизни занимал особняк К. Ф. Штемберга по адресу: Каменноостровский проспект, 5.

Спустя год Витте женился на Марии Ивановне Лисаневич (1863—после 1924), урождённой Матильде Исааковне Нурок. Женитьбе предшествовал скандал, так как Витте начал встречаться с Лисаневич до её развода и вступил в конфликт с её мужем. Это могло стоить Витте карьеры, так как скандальная женитьба на разведённой еврейке (хотя и принявшей православие) тогда не приветствовалась. В результате и без того не самые тёплые отношения Витте с высшим светом ещё более ухудшились.

С. Ю. Витте после заключения Портсмутского мира с Японией получил титул графа. 11 апреля 1906 года Департамент герольдии утвердил следующее описание графского герба С. Ю. Витте:

В лазоревом щите стоящий на задних лапах золотой лев с червлёными глазами, языком и когтями. Он опирается правой лапой на золотой ликторский пук, а левой — держит серебряную оливковую ветвь. В вольной золотой части щита — чёрный государственный орёл с червлёным щитком на груди, на коем вензелевое изображение имени государя императора Николая II. Щит украшен графскою короною и увенчан дворянским коронованным шлемом. Нашлемник: два чёрных орлиных крыла, намёт — лазоревый с золотом.

Особняк на Каменноостровском проспекте, где Витте работал над своими воспоминаниями

Признание и память о Витте

  • Витте С. Ю. Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов Киев : журн. « Инженер», 1883.
  • Витте С. Ю. Национальная экономия и Фридрих Лист. Киев, 1899.
  • Витте С. Ю. Замечания на проект Вотчинного устава. С Пб., 1900.
  • Витте С. Ю. Самодержавие и земство. — , 1908.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 декабря 2020 года; проверки требуют 23 правки.

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Коковцов.

Владимир Николаевич Коковцов родился в 1853 году. Представитель дворянского рода Коковцовых. Отец — Николай Васильевич Коковцов (1814—1873) — служил подполковником в Корпусе инженеров путей сообщения.

Учился во 2-й Санкт-Петербургской гимназии, откуда в 1866 году в числе лучших учеников был переведён в Александровский лицей, который закончил в декабре 1872 года.

1873—1878 — служба в Министерстве юстиции в должности младшего помощника столоначальника, старшего помощника столоначальника, столоначальника статистического и уголовного отделений.

1878 — командирован за границу для изучения постановки тюремного дела.

1879—1882 — инспектор V класса Главного тюремного управления МВД.

1882 — помощник начальника Главного тюремного управления МВД. Участвовал в составлении нового издания «Уставов о ссыльных и содержащихся под стражей».

1890—1895 — служба в Государственной канцелярии в должностях помощника статс-секретаря Государственного Совета, председателя хозяйственного комитета, статс-секретаря департамента государственной экономии.

1895—1896 — товарищ Государственного секретаря Вячеслава Константиновича Плеве.

1896 — товарищ министра финансов Сергея Юльевича Витте.

1900 — сенатор. В 1901—1903 гг. под председательством Коковцова работала комиссия по исследованию вопроса о движении (изменении) с 1861 по 1900 г. благосостоянии сельского населения среднеземледельческих губерний, сравнительно с другими местностями Европейской России (так называемая «комиссия о „центре“»). Материалы комиссии изданы Департаментом окладных сборов в 1903 г.

1902—1904 — государственный секретарь.

1904, 05 февраля — 1905, 24 октября — министр финансов.

1905 — действительный тайный советник.

с 1905 — член Государственного Совета. Назначался к присутствию на 1906—1917 гг., состоял в группе центра. В 1905 году под его председательством была образована комиссия для обсуждения «мер по упорядочению быта и положения рабочих на фабриках и заводах Империи». Заседания этой комиссии в мае прервались ввиду отказа приглашенных в её состав представителей промышленности.

По состоянию на 1906 год имел 212 десятин приобретенной земли (54 десятины удобной и 158 десятин неудобной) в Крестецком уезде Новгородской губернии.

1906, 26 апреля — 1914, 30 января — министр финансов.

1907 — поставил вопрос о приобретении коллекции Александра Онегина для учреждённого двумя годами раньше Пушкинского Дома в Санкт-Петербурге. 15 мая 1909 года с Онегиным был заключён договор, согласно которому коллекция перешла в государственную собственность России.

Портрет графа В. Н. Коковцева, 1911

1908 — статс-секретарь Госсовета по департаменту государственной экономии.

1909 — Выехал в Харбин для встречи с председателем Тайного Совета Японии Ито Хиробуми. Переговоры не состоялись — Ито был убит на глазах у Коковцова.

1914, 30 января — уволен от должностей председателя Совета Министров и министра финансов, с оставлением членом Государственного Совета и сенатором; возведен в графское достоинство.

После Февральской революции находился в своем имении, затем переехал в Кисловодск.

1918 — арестовывался ВЧК. Бежал из Советской России — перешёл границу в районе Сестрорецка. С ноября 1918 г. в эмиграции в Париже во Франции. В. Н. Коковцову было предложено возглавить российскую делегацию на Парижской мирной конференции, но так как российская делегация не была приглашена официально, Коковцов отказался присутствовать на переговорах без правовых оснований.

В Париже занимал пост председателя «International Bank of Commerce»

1923 — возглавил Союз верных памяти императора Николая II.

Умер в Париже, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в крипте Успенской церкви. Там же похоронена его супруга.

Жена — Анна Федоровна Коковцова (1860—1950), урожд. Оом. Дочь Федора Адольфовича Оома, сестра Федора Федоровича Оома.

Общество выпускников Императорского Александровского лицея

В середине 1920-х в Париже было учреждено Общество выпускников Императорского Александровского лицея, председателем которого был избран Владимир Коковцов.
Личность графа Коковцова вообще сыграла в консолидации лицейского сообщества громадную роль. Его заслуги на посту последнего дореволюционного попечителя Лицея стяжали ему едва ли не безграничное уважение со стороны бывших воспитанников, а его авторитет в вопросах внутренней жизни создаваемого объединения оказался непоколебимым.
В преклонном возрасте многие лицеисты взялись за написание мемуаров: они считали своим долгом сохранить память о Лицее для потомков. Авторы воспоминаний хорошо понимали, что время существования Общества ограничено, так как последние учащиеся покинули стены Лицея в 1918 году.
В формировании этой коллективной памяти граф Коковцов принимал самое деятельное и активное участие. Например, 22 февраля 1940 года лицеист Игорь Митрофанов направил ему составленную им библиографию материалов о Лицее с целью дальнейшей ее передачи в архив лицейского Общества. Содержание ответного письма демонстрирует внимание, с каким руководитель Общества отнесся к присланным материалам. Уже через несколько дней он ответил автору письма: «Ваша Библиография дала мне много минут настоящего морального отдыха от моих повседневных забот, от моего глубокого разочарования, ставшего моим уделом под конец моей жизни». Граф пессимистичен, идет война — и письмо завершают полные грусти строки:

Коковцов в 1904 году

10 ноября 2018 года в Санкт-Петербурге на Моховой улице в доме 27-29а открыли памятную доску Министру финансов графу В. Н. Коковцову. В этом доме он прожил 4 года.

  • Коковцов В. Н., при участии Сергея Васильевича Рухлова. Систематический сборник узаконений и распоряжений по тюремной части. — СПб., 1894.
  • La vérité sur la tragédie d’Ekaterinbourg. — Paris, 1922.
  • Le Bolchévisme à L’oeuvre : La ruine morale et économique dans le pays des Soviets. — Paris, 1931.
  • Витте С. Ю. Воспоминания. — М., 1960.
  • Джунковский В. Ф. Воспоминания. — М., 1997.
  • Столыпин П. А. Грани таланта политика. — М.: РОССПЭН, 2006.
  • Столыпин П. А. Переписка. — М.: РОССПЭН, 2007.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *