Модели организации государственных и муниципальных финансов

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Полина Михайловна Копруджу

преподавательский стаж — 8 лет

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Государственные и муниципальные финансы – это совокупность финансовых ресурсов, обеспечивающих основы функционирования государства, органов государственного управления федерального и регионального уровня, органов муниципального управления в целях реализации финансовой политики.

Государственные и муниципальные как основа деятельности государственных и региональных органов власти

На сегодняшний день невозможно представить государство, которое бы не располагало финансовыми ресурсами. Только имея в своем распоряжении необходимое количество финансовых ресурсов, государство может самостоятельно реализовывать социальную политику, поддерживать отдельные секторы национальной экономики, выполнять научные исследования или поддерживать необходимый уровень обороноспособности.

Государственные финансы на сегодняшний день представляют собой один из наиболее эффективных рычагов макроэкономического регулирования. При умелом использовании такого инструмента государство имеет возможность решать различные задачи, например, оказывать влияние на темпы экономического роста, поддерживать стабильность курса национальной валюты, регулировать величину процентной ставки.

«Модели организации государственных и муниципальных финансов» 👇

Сущность и назначение государственных и муниципальных финансов

Финансовая система любого государства включает в себя важнейший элемент, именуемый государственными и муниципальными финансами. Финансовые ресурсы государства находятся в тесной взаимосвязи со всеми экономическими процессами, протекающими на территории государства. Этот вид финансов выступает в качестве важнейшего элемента финансового рынка. Кроме этого, государственные финансы обеспечивают взаимодействие государства с другими государствами, участвуют в развитии мирового хозяйства. Отсутствие представлений о сущности и функциях государственных и муниципальных финансов не позволяет в полной мере представить функционирование финансово-кредитной системы государства.

Государственные и муниципальные финансы формируют основу функционирования государственного и муниципального управления. Отсутствие или недостаточность финансовых ресурсов у государства, его регионов или муниципальных образований делает невозможным осуществление государственного и муниципального управления. Достаточность финансовых ресурсов обеспечивает возможность для осуществления социальной политики, поддержки отдельных отраслей народного хозяйства, проведения научных исследований и обеспечения обороноспособности.

Государственные финансы вступают в качестве мощного рычага макроэкономического регулирования. За счет использования данного инструмента государство способно решить целый комплекс задач, в том числе:

  • во-первых, обеспечивать регулирование темпов экономического роста страны;
  • во-вторых, осуществлять поддержку стабильности денежной единицы;
  • в-третьих, осуществлять регулирование уровня ссудного процента;
  • в-четвертых, обеспечивать сглаживание конъюнктурных колебаний.

Построение российской рыночной экономики имеет сравнительно небольшую историю, за счет чего освоение важнейшего экономического института в виде государственных и муниципальных финансов еще не является устоявшимся процессом. На протяжении последних десятилетий государство формирует соответствующую нормативную базу, обеспечивающую регулирование государственных и муниципальных финансов.

«Сущность государственных и муниципальных финансов» 👇

В частности, Бюджетный кодекс страны обеспечивает четкое регулирование процесса составления и утверждения бюджетов различного уровня. Однако процесс исполнения бюджетов все еще нуждается в применении эффективных форм его реализации, особенно в сфере контроля использования государственных и муниципальных финансов. Также некоторыми недоработками отличается налоговая система Российской Федерации, которая неспособна в достаточной мере обеспечить урегулирование всех разнонаправленных интересов российского общества. В основе использования налоговых доходов государства не всегда находится принцип оптимальности, рациональности, хозяйственный обоснованности.

Государственные и муниципальные финансы

Государственные и муниципальные финансы – это комплекс экономических отношений, возникновение и существование которых непосредственно связано с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и некоторой доли национального богатства посредством организации государственных денежных фондов и их расходования.

Читать также:  ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ УНП 500006914

Среди основных субъектов подобных отношений можно выделить: государство, экономические субъекты, индивидуальных предпринимателей, частных лиц.

По мнению специалистов в настоящее время можно выделить четыре основные функции государственных и муниципальных финансов, а именно:

  • планирование, под которым подразумевают достижение наибольшей сбалансированности и пропорциональности совокупности ресурсов;
  • организация, под которой подразумевают существующую необходимость установления порядка формирования (разработки), утверждения, исполнения бюджета, выбор банковских структур и финансовых учреждений, разграничение полномочий исполнительных и законодательных органов власти;
  • стимулирование;
  • контроль.

Таким образом, учитывая их функции, государственные муниципальные финансы выступают в качестве важнейшей составляющей финансовой системы

С помощью государственных финансов осуществляется также взаимодействие между различными государствами на международной арене, в значительной мере увеличиваются темпы развития мирового хозяйства.

Функции государственных финансов

Государственные финансы являются неотъемлемым элементом функционирования национальной экономической системы. В процессе своего функционирования они выполняют определённые роли, которые предопределяют их функциональное предназначение (рисунок 1).

Модели организации государственных и муниципальных финансов

Рисунок 1. Базовый функции государственных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Формы и функции государственных финансов» 👇

Рассмотрим сущность и содержание базовых функций финансов государства более подробно.

Основополагающей функцией государственных финансов считается функция распределения. Ее роль заключается в том, что система финансов государства посредством распределения и перераспределения части национального дохода и валового внутреннего продукта обеспечивает удовлетворение общегосударственных потребностей, формирует источники финансирования общественного сектора, а также обеспечивает сбалансированность бюджетной системы.

Благодаря распределительной функции государственные финансы обслуживают процессы воспроизводства в масштабе государства в целом и его обособленных структурных образований в частности.

Ярким примером функции распределения выступает сбор налогов, которые выступают основным источником финансирования государственного бюджета. Из этого же бюджета впоследствии выделяются деньга на оборону страны.

Сущность данной функции сводится к распределению вновь созданной стоимости для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом. В результате формируются и используются централизованные фонды денежных средств, благодаря которым обеспечивается содержание непроизводственной сферы экономики.

Не менее важную роль играет функция регулирования. Ее суть сводится к обеспечению установления контроля за реальным оборотом денег в стране и формированию централизованных финансовых фондов.

Государственный контроль за денежным оборотом осуществляется посредством контроля изменения финансовых показателей и состояния платежей расчетов, а также контроля реализации стратегии финансирования.

Основными направлениями реализации контрольной функции государственных финансов являются:

  • контроль соблюдения заданных параметров централизованных фондов денежных средств;
  • контроль правильного и своевременного перечисления средств в бюджеты;
  • контроль целенаправленного и эффективного использования финансовых ресурсов.

Таким образом, финансы государства играют важнейшую роль в функционировании макроэкономических систем и выполняют множество функций. Без обеспечения эффективности их функционирования достижение успехов в развитии социально-экономических сфер попросту невозможно.

Государственные финансы представляют собой важную макроэкономическую категорию. В общем виде они представляют собой денежные отношения, возникающие в сфере формирования финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства, и их использования на нужды управления, обороны и расширенного производства.

Государственные финансы функционируют на уровне государства в целом и его субъектов в частности. В большинстве своем они связаны с процессами перераспределения национального дохода в целя обеспечения выполнения государством его функций.

Сфера государственных финансов характеризуется рядом проблем, которые определяются:

  • несбалансированностью бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
  • необходимостью обеспечения единства финансовой и кредитно-денежной политики, а также реформирования налоговой системы;
  • совершенствованием бюджетного федерализма и пр.

Сделаем домашкус вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Читать также:  Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки министерства финансов

Бесплатное пробное занятие

*количество мест ограничено

В основе функционирования системы государственных финансов лежит два основополагающих процесса. Один из них связан с мобилизацией и аккумулированием финансовых ресурсов, а второй – с их использованием. Таким образом, формируются доходы и расходы государства. Все они находят свое отражение в государственном бюджете.

Формообразующими элементами системы государственных финансов выступают государственный бюджет, государственный кредит и внебюджетные фонды. Каждый из них играет свою роль в обеспечении государства финансовыми ресурсами для удовлетворения общественных потребностей.

Модели организации государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы в наиболее развитых и развивающихся государствах содержат в своем составе следующие элементы:

  • государственный бюджет;
  • региональные местные бюджеты;
  • государственный (муниципальный) кредит;
  • специальные внебюджетные фонды.

Таким составом представлена традиционная модель организации государственных и муниципальных финансов

Важнейшей составляющей любой финансовой системы является бюджет, который также играет роль основного средства перераспределения ВВП. В основном (порядка 70-90%) доходную часть государственного бюджета формируют налоговые платежи. Как правило, в государственном бюджете закреплены основные налоги: налог на прибыль организации, НДС, различного рода акцизы, ввозные и вывозные таможенные пошлины, что в первую очередь, связано с тем, что за счет государственного бюджета покрывается большая часть расходов государства: поддерживание обороноспособности, управление, различного рода социальные расходы и субсидии. Помимо этого, за счет бюджета может быть покрыть дефицит и бюджетов других уровней, например, посредством предоставления разных субсидий и кредитов.

Второй составляющей традиционной модели являются региональные местные бюджеты. Стоит отметить, что в странах с унитарным устройством региональные местные бюджеты не входят в состав государственного бюджета, а в федеративных государствах местные бюджеты не входят в состав бюджетов членов федерации.

В большинстве стран за местными бюджетами, как правило, закрепляются такие налоги, как налог на доходы физических лиц, ресурсные налоги и др. Стоит отметить, что на сегодняшний день большая часть местных бюджетов существуют с дефицитом, т.е. не могут нормально функционировать без привлечения внешних финансовых ресурсов.

Третьей составляющей государственных и муниципальных финансов является так называемый государственный (муниципальный) кредит, под которым подразумевают особую форму кредитных отношений между государством, экономическими субъектами и частными лицами, когда государство выступает в роли заемщика, кредитора или гаранта. Как правило, в большинстве случае государство играет роль заемщика, используя финансовые ресурсы государственного (муниципального) кредита для погашения дефицита бюджета. Таким образом, объективная необходимость государственного (муниципального) кредита связана непосредственно с превышением уровня расходов над уровнем доходов. Государство на постоянной основе испытывает потребность в привлечении дополнительных финансовых ресурсов, ввиду чего становится заёмщиком. Гораздо реже государство выступает в качестве кредитора, который предоставляет кредиты и займы нуждающимся страна или юридическим лицам. В случае, если государство берет на себя ответственность за погашение обязательств третьих лиц, например, хозяйствующих единиц, то оно выступает в качестве гаранта.

Последней составляющей традиционной модели государственных и муниципальных финансов являются внебюджетные специальные фонды. Подобные фонды, как правило, располагают постоянным источником финансовых ресурсов, а мобилизация и использование средств осуществляется в особых формах и особыми методами. Внебюджетные фонды не зависят от финансовых ресурсов бюджета, используются строго по целевому назначению – для оказания социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Формы функционирования финансов государства

Существование государственных финансов возможно в двух основных формах (рисунок 2). Рассмотрим их более подробно.

Читать также:  ФИНАНСЫ ОТПУСК

Модели организации государственных и муниципальных финансов

Рисунок 2. Формы организации финансов государства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Государственный бюджет или бюджет органа государственной власти представляет собой особую форму образования и расходования фондов денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения практической реализации государственных функций.

Бюджет органа государственной власти – это баланс его доходов и расходов за определенный временной промежуток.

Модели организации государственных и муниципальных финансов

Рисунок 3. Основные черты государственного бюджета и бюджета органа государственной власти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Будучи утвержденным органом законодательной власти, бюджет приобретает статус закона и является обязательным для исполнения.

Второй определяющей формой организации государственных финансов выступают внебюджетные фонды. В общем виде они представляют собой некую совокупность денежных ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и имеющих целевой характер.

Основной целью формирования внебюджетных фондов выступает обеспечение важных для общества расходов самостоятельными источниками финансирования. Порядок формирования и использования внебюджетных фондов определяется финансовым правом.

В России основными внебюджетными фондами являются: Пенсионный фонд, а также Фонды обязательного медицинского и социального страхования.

Как правило, внебюджетные фонды предназначены для реализации таких конституционных прав граждан, как: пенсионное обеспечение, охрана здоровья и медицинская помощь. В то же время вся их совокупность поддается множественной классификации по различным основаниям.

Функциональное назначение государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы выполняют различные функции, призванные обеспечить рациональное и полноценное использование финансовых ресурсов государства, его субъектов и муниципальных образований.

Государственные и муниципальные финансы обеспечивают охват той части денежных отношений, которая связана с распределением и перераспределением созданного обществом совокупного продукта, аккумулируемого органами государственного и муниципального управления с целью покрытия расходов, требующихся государству и муниципальным органам власти для реализации своих целей и задач.

Совокупность государственных финансов Российской Федерации можно разделить на два уровня: федеральные финансы, региональные финансы.

Муниципальные финансы выступают в качестве низового звена и в силу специфики муниципального управления представляют собой самостоятельный структурный уровень финансовой системы государства.

Федеральные финансовые ресурсы включают в свой состав средства федерального бюджета, внебюджетных государственных фондов, государственного кредита, финансов государственных и казенных унитарных предприятий.

Региональные финансовые ресурсы включают в себя средства бюджетов регионального уровня, внебюджетных фондов регионов, региональных кредитов, региональных государственных унитарных предприятий.

Муниципальные финансы включают в себя средства муниципальных бюджетов, муниципальных внебюджетных фондов, муниципального кредита, муниципальных унитарных предприятий.

К числу функций, выполняемых государственными и муниципальными финансами можно отнести следующие:

  • перераспределительная функция. Суть этой функции состоит в обеспечении концентрации финансовых ресурсов в руках государства, региональных и муниципальных властей с целью организации удовлетворения потребностей общества. Реализация перераспределительной функции осуществляется посредством системы централизованных фондов;
  • регулирующая функция. Суть данной функции состоит в обеспечении образования и использования бюджетных фондов, формируемых за счет налоговых поступлений, доходов от использования государственной и муниципальной собственности, предоставления государственных и муниципальных займов и так далее;
  • контрольная функция. Данная функция обеспечивает информирование органов государственного и муниципального управления, а также населения о своевременности и полноте поступления финансовых ресурсов в распоряжение органов государственного муниципального управления, эффективности их использования, адекватности пропорций распределения. С одной стороны, контрольная функция обеспечивает оценку правильности и своевременности перечисления средств в централизованные фонды, с другой стороны, дает возможность обеспечить отслеживание целевого и эффективного использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *