МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ АВТОНОМНЫ ОТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полина Михайловна Копруджу

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 8 лет

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Государственные и муниципальные финансы – это элемент финансово-кредитной системы государства, посредством которого осуществляется финансирование деятельности государственных и муниципальных органов управления и мероприятий по реализации социально-экономической политики.

Государственные и муниципальные финансы – это совокупность финансовых ресурсов, обеспечивающих основы функционирования государства, органов государственного управления федерального и регионального уровня, органов муниципального управления в целях реализации финансовой политики.

Что такое государственные и муниципальные финансы?

Государственные финансы — это комплекс финансовых отношений, которые возникают в реальном обороте денежных средств между государственными органами управления и прочими участниками такого обращения, в ходе которого реализуется формирование и использование централизованных фондов финансовых ресурсов для финансирования расходных обязательств, принятых государством.

Муниципальные финансы — это комплекс финансовых отношений, которые возникают в реальном обороте денежных средств между муниципальными органами управления и прочими участниками такого обращения, в ходе которого, как правило, и реализовано формирование и использование централизованных фондов финансовых ресурсов для финансирования расходных обязательств, тем или иным муниципальным образованием.

Таким образом, муниципальные и государственные финансы различаются лишь уровнем направления их расходования.

На современном этапе развития государственные и муниципальные финансы характеризуются единой ценностной ориентацией, однако, в каждом отдельном случае финансы демонстрируют особенности, которые напрямую связаны со спецификой их функционирования и развития либо в рамках государства (в случае государственных финансов), либо в рамках субъектов государства и различного рода муниципальных образований (в случае муниципальных финансов).

Государственные
финансы –
это система денежных отношений, связанных
с формированием и использованием
денежных фондов, необходимых государству
для выполнения своих функций.

Задачей государственных
финансов является концентрация финансовых
ресурсов в распоряжении государства,
и направление их на финансирование
общегосударственных нужд.

Финансовые
ресурсы государства формируются за
счёт: налогов; сборов; госпошлин; сумм,
полученных от выкупа госпредприятий;
доходов от предприятий и хозяйствующих
субъектов, находящихся в государственной
собственности и т.п.

Государственные
финансы выражают денежные отношения,
которые возникают:

Муниципальные
финансы —
форма организации фондов денежных
средств, формируемых и используемых на
уровне муниципального
образования
(сельское
поселение,
городское
поселение,
муниципальный
район
городской
округ,
внутригородская
территория города федерального значения).

Задачей муниципальных
финансов является концентрация финансовых
ресурсов в распоряжении
административно-территориальных
образований, находящихся на самоуправлении
и направление их на финансирование нужд
местных муниципальных образований.

Муниципальные
финансовые ресурсы формируются за счёт:
налогов, сборов, штрафов и за счёт других
источников дохода.

Муниципальные
финансы выражают денежные отношения,
которые возникают:

Л. И.
Ильина д.э.н. профессор

Курс
лекций по дисциплине Государственные
(муниципальные) финансы

1. Среди
ученых-экономистов нет единого мнения
о сущности государственных и муниципальных
финансов.

Так,
по мнению А. М. Бабича
Государственные
и муниципальные финансы
— это
совокуп­ность экономических отношений,
возникающих в реальном денежном обороте
по поводу формирования, распределения
и использования централизованных фондов
финансовых ре­сурсов.
Материальную основу финансов составляет
денежный обо­рот. Реальный
денежный оборот
— это экономический процесс, вызывающий
движение стоимости и сопровождающийся
пото­ком денежных платежей и расчетов.
Объектом реального денеж­ного оборота
выступают финансовые
ресурсы,
являющиеся источ­никами финансирования
расширенного воспроизводства.

Государственные
и муниципальные финансы выражают
эко­номические отношения, связанные
с обеспечением централизо­ванными
источниками финансирования государственного
и му­ниципального секторов экономики,
наиболее значимых про­грамм развития
производства и общественного сектора,
органи­заций и учреждений бюджетной
сферы и т.п. Их функциониро­вание
направлено на достижение общих целей
развития соци­ально ориентированной
экономики.

В
энциклопедии рыночного хозяйства (2002)
дается
следующее определение ГМФ: «Под
государственны­ми и местными финансами
рассматриваются денежные отношения,
возникающие в распределительном процессе
в связи с формировани­ем денежных
средств у органов государственной
власти и местного самоуправления и их
использованием на удовлетворение
социальных потребностей граждан,
регулирование экономики, финансирование
национальной обороны и правоохранительной
деятельности, управ­ления и других
расходов государства и муниципальных
образований»1.

В
учебном пособии под ред. О.В. Малиновской
ГМФ государственные
и муниципальные финансы — это система
управления ограниченными денежными
сред­ствами государства и местного
самоуправления при реализации их
функций, связанных с колеблемостью
ведущих макроиндикаторов (ВВП, инфляции,
цен на нефть и др.) в условиях времени и
неопреде­лености.

Под
управлением понимаются процессы
аккумуляции и использования денежных
средств государства и муни­ципальных
образований. аккумуляция денежных
средств образует доходы бюджетов,
использование денежных средств —
расходы бюджетов. Аккумуляция денежных
средств осуществляется только через
распределительные процессы. Объек­том
распределения выступает ВВП (валовой
региональный продукт (ВРП) — для
регионального бюджета) и (или) национальный
доход.

Термин
«ограниченные» денежные средства
означа­ет, что при составлении про­гноза
и собственно бюджета следует помнить,
что всегда существуют бюджетные
ограничения.

Государственные
и муниципальные финансы функциониру­ют
в рамках финансовой системы государства
и являются ее центральным звеном (рис.1).

Рисунок
1 — Состав государственных и муниципальных
финансов

Финансы
как экономическая категория зависят
от преобра­зований во взаимоотношениях
между звеньями финансовой сис­темы.
Это относится прежде всего к взаимосвязям
между фи­нансами макроуровня и
финансами микроуровня. Финансы
макроуровня, и прежде всего государственный
и муниципаль­ный бюджеты, основываются
на финансовом потенциале пред­приятий.
Финансы способствуют достижению общих
целей эко­номического развития,
поэтому требуется их оптимальная
орга­низация. Способ организации
устанавливает качественную оп­ределенность
финансов. Распределение и использование
финан­совых ресурсов в государстве
осуществляются в рамках интегри­рованной
системы управления финансовыми потоками.
Государственные и муниципальные финансы
опираются на информационные
потоки.
Принятие государственных решений
основано на совокупности информации.
Анализ поступающей информации важен
как в момент принятия решения, так и в
процессе контроля за ходом его выполнения.
Эта информация содержится в оперативной
и статистической отчетности, догово­рах
и соглашениях, расчетных документах и
т.п.

Государственные
и муниципальные финансы имеют четкую
целевую
ориентацию.
Они затрагивают определенные
социально-политические интересы
отдельных слоев общества. Однако во
всех своих аспектах они ориентированы
на решение государст­венных и
муниципальных задач.

Государственные
и муниципальные финансы как экономиче­ская
категория проявляются в выполняемых
ими функциях. Изучение функций необходимо
для реализации государственной финансовой
политики. В рамках финансовой науки
существует определенное единство
функций финансов государства и фи­нансов
предприятий и в то же время имеются
существенные различия, определяющие
значимость общегосударственных
ин­тересов и предпринимательского
аспекта деятельности.

По
поводу содержания функций ГМФ среди
ученых также существуют различные
мнения.

К
примеру А. М. Бабич выделяет функции
финансовой системы на макроуровне и
функции на микроуровне, возникающие в
реальном денежном обороте

Основные
функции финансовой системы.
Для
финансовой сис­темы в целом решающее
значение имеют следующие функции:
планирование, организация, стимулирование,
контроль.

2.
Функция
организации
включает бюджетное устройство, бюджетную
классификацию, предполагает необходимость
опре­деления порядка составления,
утверждения и исполнения бюд­жета,
выбор уполномоченных кредитных
организаций, разгра­ничение полномочий
законодательных и исполнительных
орга­нов власти в бюджетном процессе,
определения прав и обязан­ностей
функциональных подразделений финансовых
органов. С этой функцией связан процесс
организационного построения внутренней
системы регулирования и контроля
бюджетных по­токов и финансовых
ресурсов государства.

3.
Функция стимулирования
основывается на деятельности, направленной
на реализацию целей. С, помощью этой
функции интерпретируются факторы,
влияющие на финансовую деятель­ность
и учитывающие ее потребность в денежных
средствах. Решающую роль играют факторы,
определяющие поведение служащих в
процессе принятия ими решений по
тактическим и стратегическим аспектам
финансов.

Читать также:  Учебное пособие. Стандарт третьего поколения

4.
Функция
контроля
означает содействие реализации
постав­ленных целей. К ним относится
выработка норм и нормативов, являющихся
эталоном, критерием оценки результатов,
сравне­ние достижений с поставленными
целями и установленными критериями,
обеспечение внесения необходимых
изменений в условия и факторы финансовой
деятельности.

Функции
финансов, связанные с регулированием
реального де­нежного оборота.

Государственные
и муниципальные финансы функциониру­ют
на основе перераспределения финансовых
ресурсов через систему централизованных
фондов. С помощью этой функции они
обслуживают воспроизводственные
процессы
как в рамках от­носительно обособленных
структурных образований, так и в
общегосударственном масштабе.

Распределительная
функция заключается в том, что вновь
созданная стоимость подлежит распределению
в целях выполне­ния денежных обязательств
организаций перед бюджетом, бан­ками,
контрагентами. Ее результатом является
формирование и использование
централизованных фондов денежных
средств, содержание непроизводственной
сферы экономики.

Основными
объектами реализации распределительной
функ­ции финансов являются обязательные
платежи в бюджет и госвне­бюджетные
фонды, а также источники финансирования
бюд­жетного дефицита. Особую роль
играет процесс перераспределе­ния
доходов между различными уровнями
бюджетов.


контроль за изменением финансовых
показателей, со­стоянием платежей и
расчетов;


контроль за реализацией стратегии
финансирования.

В
первом случае применяется система
санкций и поощре­ний, использующая
меры принудительного или стимулирующего
характера. Во втором случае речь идет
о реализации долгосроч­ной финансовой
политики, в которой основное внимание
обра­щается на предвидение изменений
и заблаговременное приспо­собление
к ним порядка и условий финансирования.
Постоян­ные изменения, обновления в
финансовой системе нуждаются в адекватной
реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная
функция финансов всегда имеет конкретную
форму проявления. Она может быть
направлена на бюджет оп­ределенного
уровня, госвнебюджетный фонд, организацию
или уч­реждение и т.п.

Контрольная
функция государственных и муниципальных
финансов реализуется по следующим
основным направлениям:

1.
контроль за правильным и своевременным
перечислени­ем средств в централизованные
фонды;

2.
контроль за соблюдением заданных
параметров центра­лизованных фондов
денежных средств с учетом потребностей
производственного и социального
развития;

Целевое
и эффективное использование финансовых
ресурсов контролируется на основе
составляемых планов хозяйственной
деятельности и смет образования
и расходования денежных фондов.

Функции
ГМФ по
М. Л.
Белоножко
(Учебник: Государственные и муниципальные
финансы. М.Л.
Белоножко, А. Л. Скифская, 2014г.)

• мобилизационная
(посредством
функционирования государственных
денежных фондов формируется национальный
доход страны);

• распределительная
(финансовые отношения имеют своей целью
стимулирование эффективного использования
всех экономических ресурсов и, в первую
очередь, государственных средств);

• регулирующая
(через государственные фонды осуществляется
регулирование темпов и пропорций
развития экономики);

• контрольная
(через фонды осуществляется контроль
за рациональным использованием финансовых
ресурсов).

По
уровню управления государственные
финансы подразделяется на общегосударственные
финансы и региональные (территориальные)
финансы.

Общегосударственные
финансы объединяют федеральный бюджет,
государственный кредит и госвнебюджетные
фонды.

Региональные
финансы — это совокупность бюджетов
субъектов Федерации, включают
республиканские бюджеты республик в
составе Российской Федерации, бюджеты
автономных областей и округов; областные
бюджеты; бюджеты городов Москвы и
Санкт-Петербурга; социальные и
экономические денежные фонды;
государственные ценные бумаги; целевое
финансирование; кредиты и займы.

Местные
финансы — это совокупность фондов
денежных средств, формируемых и
используемых для решения вопросов
местного значения. К местным фондам
относятся: окружные, городские, районные
бюджеты, бюджеты поселков и сельских
населенных пунктов; районные бюджеты
в городах; муниципальные и государственные
ценные бумаги; муниципальные кредиты;
финансовая помощь.

Соседние файлы в папке ГМФ АКАДЕМИЯ1

Сущность и назначение государственных и муниципальных финансов

Финансовая система любого государства включает в себя важнейший элемент, именуемый государственными и муниципальными финансами. Финансовые ресурсы государства находятся в тесной взаимосвязи со всеми экономическими процессами, протекающими на территории государства. Этот вид финансов выступает в качестве важнейшего элемента финансового рынка. Кроме этого, государственные финансы обеспечивают взаимодействие государства с другими государствами, участвуют в развитии мирового хозяйства. Отсутствие представлений о сущности и функциях государственных и муниципальных финансов не позволяет в полной мере представить функционирование финансово-кредитной системы государства.

Государственные и муниципальные финансы формируют основу функционирования государственного и муниципального управления. Отсутствие или недостаточность финансовых ресурсов у государства, его регионов или муниципальных образований делает невозможным осуществление государственного и муниципального управления. Достаточность финансовых ресурсов обеспечивает возможность для осуществления социальной политики, поддержки отдельных отраслей народного хозяйства, проведения научных исследований и обеспечения обороноспособности.

Государственные финансы вступают в качестве мощного рычага макроэкономического регулирования. За счет использования данного инструмента государство способно решить целый комплекс задач, в том числе:

Построение российской рыночной экономики имеет сравнительно небольшую историю, за счет чего освоение важнейшего экономического института в виде государственных и муниципальных финансов еще не является устоявшимся процессом. На протяжении последних десятилетий государство формирует соответствующую нормативную базу, обеспечивающую регулирование государственных и муниципальных финансов.

«Сущность государственных и муниципальных финансов» 👇

В частности, Бюджетный кодекс страны обеспечивает четкое регулирование процесса составления и утверждения бюджетов различного уровня. Однако процесс исполнения бюджетов все еще нуждается в применении эффективных форм его реализации, особенно в сфере контроля использования государственных и муниципальных финансов. Также некоторыми недоработками отличается налоговая система Российской Федерации, которая неспособна в достаточной мере обеспечить урегулирование всех разнонаправленных интересов российского общества. В основе использования налоговых доходов государства не всегда находится принцип оптимальности, рациональности, хозяйственный обоснованности.

Функциональное назначение государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы играют важнейшую роль в системе государственного и муниципального управления, обеспечивая денежными средствами реализацию их функций.

Государственные и муниципальные финансы охватывают те денежные отношения, которые возникают в связи с распределением и перераспределением созданного обществом совокупного продукта, аккумулирующегося в распоряжении органов государственного и муниципального управления для покрытия расходов, обеспечивающих реализацию государственных и муниципальных функций.

На государственные и муниципальные финансы возлагается реализация:

Государственные и муниципальные финансы обеспечивают решение задач социально-экономического развития государства, его регионов и муниципальных образований. Недостаточность государственных и муниципальных финансов отрицательно сказывается на развитии территориальных единиц, социальной напряженности в обществе.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Управление муниципальными и государственными финансами

Управление государственными и муниципальными финансами — это процесс стратегического и оперативного финансового прогнозирования и планирования, исполнения утвержденных планов и финансового контроля.

В качестве объекта управления такими финансами необходимо рассматривать непосредственно финансовые отношения. В качестве субъектов управления признают различного рода органы государственной власти, муниципальные и местные учреждения. Так, например, на макроуровне в качестве субъектов управления финансами можно рассматривать Федеральное Собрание, Президент, Правительство РФ. Если говорить о микроуровне, то в качестве органов управления финансами рассматривают различного уровня финансовые управления, отделы и т.д.

«Современные особенности и задачи управления государственными и муниципальными финансами» 👇

В рамках управления финансами на сегодняшний день выделяют:

В настоящее время управление финансами реализовано посредством разработки и реализации финансовой политики.

На первом этапе управления финансами формируется комплекс финансовых планов, основным методом формирования которых является, в первую очередь, бюджетирование.

Читать также:  Сущность функции и роль финансов в экономике сущность и функции денег денежного обращения

На макроуровне в рамках данного этапа разрабатываются различного рода проекты бюджетов всех уровней, начиная с местных и заканчивая федеральными, на микроуровне в рамках данного этапа муниципальными и местными органами власти разрабатываются прогнозные балансы доходов и расходов, различного рода сметы, бухгалтерские балансы и т.д.

Стоит отметить, что качество финансовых планов в значительной мере зависит от точности социально-экономических планов, а также от глубины анализа реализуемой деятельности в прошлые периоды.

Далее на основании принятых финансовых планов, как правило, организуется процесс их непосредственной реализации. Например, на макроуровне данный функционал возложен на Федеральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета может быть реализовано на основании отражения всех операций с финансовыми ресурсами и их остатков в системе балансовых счетов.

Отражение всех операций в финансовые ресурсы предусматривает:

Под финансированием расходов федерального бюджета понимают:

На микроуровне муниципальных учреждений под организацией исполнения бюджета понимают исполнение принятых финансовых планов, т. е активное управление активами и пассивами такого учреждения. Под управлением активами на сегодняшний день понимают управление как внеоборотными активами, в рамках которых подразумевается инвестиции в основные производственные фонды, нематериальные активы и т. д., так и оборотными активами, под которым понимают управление запасами, денежными средствами в кассе и на расчетном счету. Текущее управление финансами предполагает принятие управленческих решений в финансовой сфере на основании соответствующих сведений.

Необходимость исполнения принятых финансовых планов требует стимулирования их реализации. На сегодняшний день в большей части преобладают экономические способы стимулирования.

Заключительным этапом управления государственными и муниципальными финансами можно назвать осуществление финансового контроля. Среди наиболее распространенных форм финансового контроля можно назвать предварительный, текущий и последующий контроль. Финансовый контроль за расходованием бюджетных финансовых ресурсов реализован, как правило, на макроуровне. Федеральное казначейство контролирует осуществление операций с бюджетными финансовыми участников бюджетного процесса, координирует деятельность прочих органов исполнительной власти в ходе реализации функций финансового контроля.

Министерство финансов РФ, в свою очередь, реализует так называемый внутренний контроль за расходованием бюджетных финансовых ресурсов главными распорядителями, распорядителями и получателями таких ресурсов; за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; за использованием хозяйствующими единицами, экономическими субъекта бюджетных кредитов, бюджетных ссуд инвестиций.

Вопрос 2. Финансы хозяйствующих субъектов

Финансы
хозяйствующих субъектов
– это система денежных отношений,
связанных с формированием и использованием
капитала и доходов денежных фондов в
процессе кругооборота денежных средств,
в виде различных денежных потоков при
участии предприятий, организаций и
учреждений.

В финансовой
системе Российской Федерации финансы
хозяйствующих субъектов занимают
центральное место, т.к. главными
источниками финансовых ресурсов
государства, регионов являются налоговые
платежи предприятий и организаций. Все
финансовые отношения хозяйствующих
субъектов связаны с процессом образования
и расходования различных целевых
денежных фондов.

Задачей
финансов хозяйствующих субъектов
является формирование этими субъектами
своих денежных фондов и использование
их на основе эффективного управления
денежным потоком в целях осуществления
своей производственно-торговой и
финансовой деятельности, получения
прибыли, обеспечения финансовой
устойчивости.

Финансы
хозяйствующих субъектов выражают
денежные отношения, которые возникают:

Уровни государственных и муниципальных финансов

В Российской Федерации структура финансовых ресурсов государства и муниципальных образований определяется его федеративным устройством. При этом государственные финансы подразделяются на два уровня:

В состав федеральных финансов входят:

«Государственные и муниципальные финансы» 👇

В состав региональных финансов входят:

Муниципальные финансы признаются низовым уровнем финансовой системы и обеспечивают наличие самостоятельного структурного ее уровня.

Муниципальные финансы включают:

Между уровнями финансовой системы существует тесная взаимосвязь, образующая ее единство.

Основы финансовой системы формируют взаимосвязанные бюджеты различных уровней: федерального, регионального и муниципального.

Взаимосвязь бюджетов различных уровней обусловлена высокой степенью дифференциации развития различных территориальных единиц и дефицитностью региональных и муниципальных бюджетов. Реализация принципа сбалансированности бюджетов обуславливает существование системы перераспределения средств из федерального бюджета в пользу региональных и муниципальных.

Для осуществления государственного и муниципального управления обязательным условием является наличие финансовых ресурсов, находящихся в собственности государства, региональных и муниципальных властей.

Государственные и муниципальные финансы формируют основу функционирования государственных и муниципальных органов власти. Наличие необходимого количества денежных средств обеспечивает государству возможность реализации его функций, поддержку народного хозяйства, проведение научных исследований и обеспечение обороноспособности.

Государственные и муниципальные финансы выступают в качестве мощного рычага, посредством которого осуществляется макроэкономическое регулирование. Использование инструмента государственных и муниципальных финансов обеспечивает решение государством и муниципальными властями следующих задач:

Использование государственных и муниципальных финансов оказывает влияние на все стороны социально-экономического развития государства, его регионов и муниципальных образований.

Государственные и муниципальные финансы выполняют различные функции, призванные обеспечить рациональное и полноценное использование финансовых ресурсов государства, его субъектов и муниципальных образований.

Государственные и муниципальные финансы обеспечивают охват той части денежных отношений, которая связана с распределением и перераспределением созданного обществом совокупного продукта, аккумулируемого органами государственного и муниципального управления с целью покрытия расходов, требующихся государству и муниципальным органам власти для реализации своих целей и задач.

Совокупность государственных финансов Российской Федерации можно разделить на два уровня: федеральные финансы, региональные финансы.

Муниципальные финансы выступают в качестве низового звена и в силу специфики муниципального управления представляют собой самостоятельный структурный уровень финансовой системы государства.

Федеральные финансовые ресурсы включают в свой состав средства федерального бюджета, внебюджетных государственных фондов, государственного кредита, финансов государственных и казенных унитарных предприятий.

Региональные финансовые ресурсы включают в себя средства бюджетов регионального уровня, внебюджетных фондов регионов, региональных кредитов, региональных государственных унитарных предприятий.

Муниципальные финансы включают в себя средства муниципальных бюджетов, муниципальных внебюджетных фондов, муниципального кредита, муниципальных унитарных предприятий.

К числу функций, выполняемых государственными и муниципальными финансами можно отнести следующие:

Финансы и финансовая система Российской Федерации (далее РФ) (правовой аспект)

Сущность финансов наиболее видна через уяснение всех сторон их проявления, отражающих не только экономическую природу, но и особенности материальной оболочки и правовых характеристик. Финансы в системе товарно-денежных отношений занимают особое место, позволяющее государству в процессе распределения и перераспределения денежной части национального дохода формировать и использовать необходимые ему финансовые ресурсы.

Роль финансов, закономерности их становления и развития обусловлены экономическим строем общества. Их задачи определяются политической природой государства и функциональным назначением государственной власти.

Финансы, рождаясь в недрах экономических отношений, несут денежную форму, которая является обязательным условием их существования. В системе денежных отношений финансы представляют собой их обособившуюся часть, имеющую особую целевую направленность.

В РФ потребность в самостоятельных финансовых ресурсах имеют не только государство как хозяйствующий субъект, но и субъекты федерации, муниципальные образования, отрасли, объединения и иные организации и хозяйства государственного и муниципального уровня. Это многообразие потребностей создает предпосылки для разветвленной системы финансов России и порождает специфику различных видов финансовых фондов.

Финансы РФ в целом можно определить как обособившуюся часть денежных отношений, посредством которой формируются, распределяются и расходуются государственные и муниципальные, бюджетные и внебюджетные, централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, необходимые для решения задач и выполнения функций государства и его общественно-территориальных образований. При этом под общественно-территориальным образованием понимается РФ, субъекты федерации и муниципальные образования. В данном определении сущности финансов показан как экономический, так и материальный аспект их проявления, а также многообразие видов фондов.

Читать также:  КАКОЙ ПРИНЦИП НЕ ОТНОСИТСЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ

По своему материальному содержанию финансы представляют собой совокупность различных денежных фондов, объединяющих в себе все финансовые ресурсы страны. В фондах концентрируются централизованные на общие фонды и отдельные цели общественно-территориальных образований бюджетные средства, целевые внебюджетные затраты, децентрализованные финансы отдельных хозяйств и их объединений.

Экономический аспект сущности финансов заключается в самой природе данной категории как особой системы экономических отношений. Посредством этой системы денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода страны становится возможным образование и использование всех видов денежных фондов.

С правовых позиций финансы проявляются через систему законодательства и сопутствующего ему нормотворчества, отражающего финансовую политику государства. Стороны денежных отношений по образованию, распределению и использованию финансовых фондов наделяются юридическими правами и обязанностями, а финансы и финансовая деятельность подпадают под жесткое нормативно-правовое регулирование.

Урегулированные нормами права отношения по практической организации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые собирают, распределяют и расходуют денежные ресурсы страны, составляют предмет правового регулирования отрасли финансового права. Другая сторона правового проявления финансов наиболее видна через юридические формы финансового планирования. Любой фонд денежных средств может формироваться, распределяться и использоваться только в форме финансово-планового акта и процедур его формирования.

Различные аспекты правового регулирования государственных и муниципальных финансов содержаться в нормах других традиционных отраслей права, в частности конституционного, административного и гражданского. Организацию финансовых основ местного самоуправления, формирование и использование муниципальных фондов денежных средств закрепляют и регулируют правовые нормы, составляющие один из институтов муниципального права.

Роль финансов проявляется, прежде всего, через выполняемые ими функции распределения и контроля.

Распределительная функция финансов позволяет осуществить вторичное распределение (перераспределение) денежной формы национального дохода и через звенья финансово-кредитной системы аккумулировать фонды накопления и потребления, а также обеспечить условия их рационального использования.

Контрольная функция финансов (контроль рублем) проявляется на всех стадиях распределительного процесса. Она направлена на объективное определение пропорций между участниками общественного производства, полноту и своевременность формирования денежных фондов. Рациональное и целевое использование денежных средств должно происходить в условиях соблюдения финансовой дисциплины и режима экономии.

Обособление финансов в системе экономических отношений обуславливает относительную самостоятельность финансовой политики государства и ее составных частей (бюджетной, налоговой, валютной, денежной и других). В финансах и финансовой политике проявляется своеобразие форм и методов функционирования финансового результата, и не только на государственном, но и муниципальном уровне. Исключительно федеральными законами определяется система и общие принципы налогообложения, а также порядок государственного заимствования.

Финансы РФ и составляющие их централизованные и децентрализованные фонды денежных средств подразделяются на государственные и муниципальные уровни, соответствующие самостоятельным формам собственности.

Государственные финансы включают в себя два уровня фондов: федеральные и территориальные (финансы субъектов федерации). В этом смысле, в зависимости от форм собственности и видов подведомственности в России функционируют три уровня обособленных финансовых ресурсов. Это – федеральные фонды, фонды субъектов федерации, фонды местного самоуправления.

Государственные финансы призваны обеспечить денежными ресурсами государство и его организационные структуры для выполнения ими политических, социально-экономических и иных задач и функций.

Финансовая система РФ

Сущность финансовой системы РФ проявляется через обособление отдельных финансов и видов финансовых фондов как экономической категорий. Любое обособление представляет собой совокупность экономических отношений, имеющих свою специфику, функции и конкретное назначение. В основном экономические отношения объединяются в едином финансовом институте, а совокупность однородных институтов может составить особую подсистему внутри финансовой системы.

Система – это всегда совокупность звеньев, элементов подразделений, отношений, институтов (при группировке свыше двух), все составные части которой взаимосвязаны и представляют собой целостный единый организм. Каждый институт финансовой системы специфичен, различно влияет на процесс общественного воспроизводства и решает собственные задачи.

Или, иначе говоря, финансовая система – это совокупность финансовых институтов, каждый из которых объединяет однородные экономические отношения по формированию, распределению и расходованию государственных и муниципальных фондов денежных средств, имеет специфические формы и методы функционирования и свое целевое назначение. Финансовая система РФ объединяет в себе экономические отношения в сфере государственных финансов, муниципальных финансов, в том числе финансов предприятий, учреждений и организаций; кредитных и страховых фондов.

Современное законодательство об организации местного самоуправления в России отделило местные финансы от государственных средств, включив их в состав муниципальной собственности. Поэтому местные финансы автономны от государственных фондов и составляют особое звено внутри финансовой системы.

Ведущим институтом финансовой системы и ее отдельных звеньев является институт бюджетов, оказывающий воздействие на все иные финансы. В системе финансов России бюджетная система как совокупность государственных и муниципальных бюджетов имеет свое самостоятельное значение. В систему самостоятельных бюджетов России ныне входят: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, а также местные бюджеты как самостоятельные фонды муниципальных образований. К бюджетам субъектов относятся: республиканские бюджеты республик в составе федерации, краевые, областные, окружные бюджеты, областной бюджет Еврейской автономной области, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Как институт финансовой системы каждый из названых бюджетов представляет собой совокупность экономических отношений по образованию, распределению и использованию централизованного на общие нужды фонда соответствующего общественно-территориального образования. А бюджетная система, как звено (подсистема) финансовой системы, — это общность вышеназванных экономических отношений по бюджетам России в целом.

Подобное построение финансовой системы применимо и для института внебюджетных фондов, представляющего собой совокупность экономических отношений по аккумуляции, распределению и расходованию специальных целевых фондов, создаваемых наряду и независимо от бюджетов.

Институт децентрализованных финансов есть совокупность экономических отношений по созданию фондов предприятий, организаций всех форм собственности, внебюджетных средств бюджетных учреждений и их использованию на собственные хозяйственные, социальные, инвестиционные службы и иные потребности трудового коллектива.

Институт кредитования, объединяющий экономические отношения по привлечению и использованию временно свободных денежных средств различных экономических субъектов и населения, в зависимости от заемщиков и кредиторов подразделяется на банковский и государственной кредит.

Банковский кредит – это совокупность экономических отношений по аккумуляции кредитными организациями временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и использование их на возмездной и возвратной основе на определенные цели.

Государственный кредит (муниципальный кредит) – это форма кредитных отношений между государством в лице его органов или органов местного самоуправления, выступающих в качестве заемщиков денежных средств, и юридическими и физическими лицами как кредиторами. Этот институт (как система экономических отношений) используется для формирования доходной части различных государственных и муниципальных фондов на добровольных началах в форме займов, вкладов, лотерей различных видов и назначений.

Институт страхования есть совокупность денежных отношений по обязательному или добровольному привлечению финансовых ресурсов в страховые фонды, используемые для возмещения ущерба от наступивших страховых случаев. Экономические отношения по формированию государственных страховых фондов составляют разновидность этого института.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *