МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О местных бюджетах см. также Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских, сельских поселений, внутригородских районов, муниципальных районов (в отношении населенных пунктов, других территорий, расположенных на межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

(в ред. Федерального закона от 01.10.2020 N 311-ФЗ)

Бюджет городского округа с внутригородским делением и свод бюджетов внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет городского округа с внутригородским делением.

(часть седьмая введена Федеральным законом от 29.11.2014 N 383-ФЗ)

Государственные
и муниципальные финансы
— это совокуп­ность экономических
отношений, возникающих в реальном
денежном обороте по поводу формирования,
распределения и использования
централизованных фондов финансовых
ре­сурсов.

Материальную
основу финансов составляет денежный
обо­рот. Реальный
денежный оборот

это
экономический процесс, вызывающий
движение стоимости и сопровождающийся
пото­ком денежных платежей и расчетов.
Объектом
реального денеж­ного оборота
выступают финансовые
ресурсы, являющиеся
источ­никами финансирования расширенного
воспроизводства.

Государственные
и муниципальные финансы выражают
экономические отношения, связанные с
обеспечением централизо­ванными
источниками финансирования государственного
и му­ниципального секторов экономики,
наиболее значимых про­грамм развития
производства и общественного сектора,
органи­заций и учреждений бюджетной
сферы и т.п. Их функциониро­вание
направлено на достижение общих целей
развития соци­ально ориентированной
экономики.

Государственные
и муниципальные финансы функциониру­ют
в рамках финансовой системы государства
и являются ее центральным звеном (рис.
2.1).

Рис.
2.1Состав государственных и муниципальных
финансов

Государственные
и муниципальные финансы

Система
государственного и муниципального
кредитования

Финансы
как экономическая категория зависят
от преобра­зований во взаимоотношениях
между звеньями финансовой сис­темы.
Это относится прежде всего к взаимосвязям
между фи­нансами макроуровня и
финансами микроуровня. Финансы
макроуровня, и прежде всего государственный
и муниципаль­ный бюджеты, основываются
на финансовом потенциале предприятий.
Финансы способствуют достижению общих
целей эко­номического развития,
поэтому требуется их оптимальная
орга­низация. Способ организации
устанавливает качественную оп­ределенность
финансов. Распределение и использование
финан­совых ресурсов в государстве
осуществляются в рамках интегри­рованной
системы управления финансовыми потоками.

Важным
методологическим фактором является
определение принципов
организации и
функционирования
государственных
и муни­ципальных финансов, позволяющее
выявить направления воздейст­вия
финансов на развитие государственного
и муниципального сек­торов экономики,
выработать критерии их функционирования.

Государственные
и муниципальные финансы опираются на
информационные
потоки. Принятие
государственных решений основано на
совокупности информации. Анализ
поступающей информации важен как в
момент принятия решения, так и в процессе
контроля за ходом его выполнения. Эта
информация содержится в оперативной и
статистической отчетности, догово­рах
и соглашениях, расчетных документах и
т.п.

Государственные
и муниципальные финансы имеют четкую
целевую
ориентацию. Они
затрагивают определенные
социально-политические интересы
отдельных слоев общества. Однако во
всех своих аспектах они ориентированы
на решение государст­венных и
муниципальных задач.

Государственные
и муниципальные финансы как экономиче­ская
категория проявляются
в выполняемых ими функциях.
Изучение функции необходимо для
реализации государственной финансовой
политики. В рамках финансовой науки
существует определенное единство
функций финансов государства и фи­нансов
предприятий и в то же время имеются
существенные различия, определяющие
значимость общегосударственных
ин­тересов и предпринимательского
аспекта деятельности.

Основные
функции финансовой системы.

1.
Функция
планирования предполагает
формулирование целей и выбор путей их
достижения на основании разграничения
полномо­чий и предметов ведения между
Федерацией, субъектами Федера­ции и
органами местного самоуправления. К
функции планирова­ния обычно относят
и распределение ограниченного объема
фи­нансовых ресурсов во временном
аспекте исходя из приоритетов и целей
развития, их перераспределение между
федеральным бюдже­том и бюджетами
субъектов Федерации и органов местного
само­управления. Реализуется эта
функция через составление бюджетов на
соответствующий финансовый год и
перспективу, балансов фи­нансовых
ресурсов, порядка налогообложения и
т.п.

2.
Функция
организации включает
бюджетное устройство, бюджетную
классификацию, предполагает необходимость
опре­деления порядка составления,
утверждения и исполнения бюд­жета,
выбор уполномоченных кредитных
организаций, разгра­ничение полномочий
законодательных и исполнительных
орга­нов власти в бюджетном процессе,
определения прав и обязан­ностей
функциональных подразделений финансовых
органов. С этой функцией связан процесс
организационного построения внутренней
системы регулирования и контроля
бюджетных по­токов и финансовых
ресурсов государства.

3.
Функция
стимулирования основывается
на деятельности, направленной на
реализацию целей. С помощью этой функции
интерпретируются факторы, влияющие на
финансовую деятель­ность и учитывающие
ее потребность в денежных средствах.
Решающую роль играют факторы, определяющие
поведение служащих в процессе принятия
ими решений по тактическим и стратегическим
аспектам финансов.

4.
Функция
контроля означает
содействие реализации постав­ленных
целей. К ним относится выработка норм
и нормативов, являющихся эталоном,
критерием оценки результатов, сравне­ние
достижений с поставленными целями и
установленными критериями, обеспечение
внесения необходимых изменений в условия
и факторы финансовой деятельности.

Функции
финансов, связанные с регулированием
реального денежного оборота.

1.
Распределительная
функция государственных
и муници­пальных финансов заключается
в том, что через распределение и
перераспределение вновь созданной
стоимости обеспечиваются общегосударственные
потребности, формируются источники
финансирования общественного сектора
экономики, достигается сбалансированность
бюджетов и внебюджетных фондов в рамках
единой бюджетной системы РФ.

Государственные
и муниципальные финансы функциониру­ют
на основе перераспределения финансовых
ресурсов через систему централизованных
фондов. С помощью этой функции они
обслуживают воспроизводственные
процессы как
в рамках от­носительно обособленных
структурных образований, так и в
общегосударственном масштабе.

Распределительная
функция заключается в том, что вновь
созданная стоимость подлежит распределению
в целях выполне­ния денежных обязательств
предприятий перед бюджетом, бан­ками,
контрагентами. Ее результатом является
формирование и использование
централизованных фондов денежных
средств, содержание непроизводственной
сферы экономики.

Читать также:  АУКЦИОН ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

Основными
объектами реализации распределительной
функ­ции финансов являются обязательные
платежи в бюджет и вне­бюджетные
фонды, а также источники финансирования
бюд­жетного дефицита. Особую роль
играет процесс перераспределе­ния
доходов между различными уровнями
бюджетов.

2.
Контрольная
функция государственных
и муниципальных финансов заключается
в реализации контроля рублем за реальным
денежным оборотом, участником которого
является госу­дарство, формированием
централизованных фондов денежных
средств. Контроль рублем имеет две
формы:

• контроль
за изменением финансовых показателей,
со­стоянием платежей и расчетов;

• контроль
за реализацией стратегии финансирования.

В
первом случае применяется система
санкций и поощре­ний, использующая
меры принудительного или стимулирующего
характера. Во втором случае речь идет
о реализации долгосроч­ной финансовой
политики, в которой основное внимание
обра­щается на предвидение изменений
и заблаговременное приспо­собление
к ним порядка и условий финансирования.
Постоян­ные изменения, обновления в
финансовой системе нуждаются в адекватной
реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная
функция финансов всегда имеет конкретную
форму проявления. Она может быть
направлена на бюджет оп­ределенного
уровня, внебюджетный фонд, предприятие
или уч­реждение и т.п.

Контрольная
функция государственных и муниципальных
финансов реализуется по следующим
основным направлениям:

1)
контроль за правильным и своевременным
перечислени­ем средств в централизованные
фонды;

2)
контроль за соблюдением заданных
параметров центра­лизованных фондов
денежных средств с учетом потребностей
производственного и социального
развития;

3)
контроль за целенаправленным и эффективным
исполь­зованием финансовых ресурсов.

Целевое
и эффективное использование финансовых
ресурсов контролируется на основе
составляемых плановых и отчетных смет
образования и расходования денежных
фондов.

Состояние
государственных и муниципальных финансов
— один из основных показателей
устойчивости экономики и со­вершенства
социальной системы. Из бюджета
обеспечивается финансирование важнейших
инвестиционных программ, эко­логии,
обороны и пр.

Государственные
и муниципальные финансы ориентированы
на следующие основные принципы:

• единства
законодательной и нормативной базы;

• открытости
и прозрачности;

• разграничения
полномочий и предметов ведения;

• научного
подхода к реализации намеченных целей;

• экономичности
и рациональности;

• управляемости
финансовыми потоками на централизо­ванной
основе.

Достижение
целей задается стратегией развития.
Финансовая
стратегия определяет
возможность сбалансированного управле­ния
стоимостной оценкой материально-технических
средств и денежными ресурсами, которыми
располагают государственный и
муниципальный секторы экономики.

Особое
значение имеет определение
роли
финансов
в
рефор­мировании российской экономики,
которая может быть сведена к трем
решающим факторам:

2)
адаптации к рыночным преобразованиям;

3)
стимулированию инвестиционной активности.

1.
Экономическая
стабилизация на
макроуровне неотделима от общей
финансовой стабилизации в экономике.
Поэтому мо­ниторинг макроэкономических
показателей позволяет выявить реальную
ситуацию в финансовой сфере. Из
макроэкономиче­ских показателей
решающее значение имеют уровень
бюджет­ного дефицита, ход исполнения
бюджета, уровень задолженно­сти
предприятий перед бюджетом и контрагентами,
уровень ин­фляции, ставка рефинансирования
Центрального банка РФ, изменение
валютного курса и др. Финансовая
стабильность озна­чает наличие
устойчивых источников финансирования,
возмож­ность привлечения средств на
рынке капиталов, накопление ре­сурсов
для расширения производства и развития
общественного сектора экономики.

2.
Финансовая адаптация к
рыночным преобразованиям вы­ражается
в том, что государство и предприятия
являются полно­правными участниками
рынка капиталов, выступая в роли
кре­диторов или заемщиков. Организация
финансов позволяет бы­стро реагировать
на изменение ситуации на рынке,
приспосаб­ливаться к новым условиям,
использовать альтернативные финансовые
инструменты, выполнять налоговые и
другие денеж­ные обязательства.

Реформирование
экономики с целью финансовой адаптации
включает:

• либерализацию
цен;

• приватизацию;

• социальную
трансформацию;

• интеграцию
в мировую систему.

Трансформация
экономических отношений означает
переход к новому типу экономического
роста, основанному на низком уровне
инфляции и безработицы, внешнеэкономической
сба­лансированности, благоприятной
экологической среде и доста­точно
высоком жизненном уровне. Цель
трансформации — со­здание
социально-ориентированной
рыночной экономики.

3.
Инвестиционная активность государства
и каждого пред­приятия является
результатом и индикатором экономического
роста. Финансы играют решающую роль в
привлечении инве­стиций, создании
благоприятных условий для функционирова­ния
рынка капиталов. В отношении инвестиционной
активно­сти принцип стратегической
направленности является опреде­ляющим
и задача финансов заключается в
необходимости его реализации.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 165-ФЗ)

1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 187-ФЗ)

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений, внутригородских районов, муниципальных районов (в отношении населенных пунктов, других территорий, расположенных на межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок составления, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 458-ФЗ)

2. Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

3. Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

4. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, предоставляют финансовым органам муниципальных образований информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих муниципальных образований, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае, если местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в соответствии с абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, предоставляет финансовому органу данного муниципального района информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет указанного поселения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Руководитель финансового органа муниципального образования назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Проведение проверки соответствия кандидатов на замещение должности руководителя финансового органа муниципального района, муниципального округа, городского округа квалификационным требованиям осуществляется с участием финансового органа субъекта Российской Федерации. Порядок участия финансового органа субъекта Российской Федерации в проведении указанной проверки устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Читать также:  Финансы как экономическая категория определяется системой отношений в обществе по поводу

(абзац введен Федеральным законом от 19.11.2021 N 376-ФЗ)

Указанным в абзаце втором настоящей части законом субъекта Российской Федерации должны быть предусмотрены перечень предоставляемых в финансовый орган субъекта Российской Федерации документов, способы проведения проверки соответствия кандидатов квалификационным требованиям, включая проведение собеседования с кандидатами, а также перечень принимаемых по результатам проверки решений и форма заключения о результатах проверки. Законом субъекта Российской Федерации также могут регулироваться иные вопросы порядка участия финансового органа субъекта Российской Федерации в проведении указанной проверки.

6. Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 187-ФЗ)

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Экономической
структуры современного общества во
многом зависит от государственного
управления, осуществляемого в рамках
выбранной экономической политики.

В этой связи
государственный
бюджет
(централизованный денежный фонд) является
главным средством мобилизации и
расходования ресурсов государства. Он
дает политической власти реальную
возможность воздействовать на экономику,
финансировать ее структурную перестройку,
стимулировать развитие приоритетных
отраслей, обеспечивать социальную
поддержку наименее защищенным слоям
населения.

Согласно БК
РФ от 31.07.98 № 145-ФЗ (ред. от 08.11.2007) (с. 6)
бюджет — это
форма образования и расходования
денежных средств, предназначенных для
финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления.

Бюджет
— это одновременно экономическая
категория, и совокупность денежных
фондов, входящих в единый денежный
(бюджетный) фонд.

Тесная взаимосвязь
и взаимообусловленность бюджета и
государства предопределяет специфику
финансовых отношений, выражаемых
бюджетом, т.е. бюджетные
отношения.

Бюджет как
экономическая категория
выражает систему экономических денежных
отношений, имеющих императивную форму
образования, выражающую процессы
формирования и использования основного
общегосударственного фонда денежных
средств для выполнения наиболее важных
задач и функций государства, принимающая
законодательно закрепленный характер
использования.

Понимание сущности
бюджета как
основного звена системы финан­сов
непосредственно связано с вопросом о
роли государства
в рыночной экономике.
Несовершенство (возможные провалы,
кризисные ситуации) рынка предопределяют
необходимость участия государства в
воспроизводственном процессе.

Участие государства
в рыночной экономике приобретает
разнообразные формы и масштабы — это:

В этих процессах
бюджет выступает как наиболее важный
инструмент
госу­дарственного регулирования.
Влияние
бюджета не ограничивается госу­дарственным
и муниципальным сектором экономики, он
охватывает все сег­менты рынка.

Бюджет объективно
необходим любому государству для
выполнения возложенных на него задач.
При этом он выполняет различные функции
в процессе
государственного управления, которые
одновременно являются и выражением
экономической сущности бюджета.

организации и
осуществлении контроля за формированием,
движением и использованием средств
бюджетного фонда
(использование
денежных показателей позволяет
анализировать, систематизировать,
выявлять тенденции и осуществлять
надзор за соблюдением правил и норм,
установленных законодательством).

Отраслевое
перераспределение
де­нежных средств через бюджет помогает
развитию приоритетных отраслей экономики
и поддерживает убыточные, но социально
важные отрасли (например, сельское
хозяйство).

Территориальное
перераспределение
по­зволяет обеспечить социально-экономическое
выравнивание регионов, га­рантировать
каждому гражданину, не зависимо от места
проживания, по­лучение минимально
необходимых общественных благ.

Примером
перераспределения
бюджетных средств между гражданами
является сле­дующая ситуация:
посредством налогообложения работающих
граждан государство выплачивает пенсии
и пособия социально незащищенным слоям
населения, безработным.

Прежде всего,
контрольная функция проявляется в том,
что, принимая ежегодный закон о бюджете,
государство должно обеспечить его
неукоснительное выполнение.

Для этого, в
том числе, создаются органы государственно­го
(муниципального) финансового контроля,
сфера действия которых охватывает все
секторы экономики.

Например,
органы налогового кон­троля проверяют
полноту и своевременность уплаты налогов
всеми хо­зяйствующими субъектами —
налогоплательщиками.

Во многих
странах велико значение парламентского
бюджетного контроля. Так,
например, Счетная
палата РФ,
как орган Федерального Собрания,
осуществляет контроль законности и
целевого характера использования
средств федерального бюджета и
внебюджетных фондов, выполняет задачи
определения эф­фективности и
целесообразности расходов государственных
средств, использования федеральной
собственности и др.

Разнообразные
кон­трольные органы созданы в составе
исполнительной власти. Однако для
современной России особое значение
приобретает задача совершенст­вования
государственного (муниципального)
финансового контроля, так как многочисленные
контролирующие органы пока не обеспечивают
надежную защиту бюджетных средств от
нецелевого и неэффективного использования.

Кроме того, можно
рассматривать и информационную
функцию бюджета,
которая
состоит в особой роли бюджета как
инди­катора текущего состояния
экономики страны и социальной сферы.

Ана­лиз
структуры доходов и расходов бюджета,
параметров сбалансирован­ности
бюджета и величины долга позволяют
судить о приоритетах
бюджетной политики,
которая определяется как совокупность
целей, за­дач, принимаемых решений и
мер, осуществляемых органами власти в
сфере бюджетных отношений. В бюджете,
как важнейшем
финансовом плане государства,
воплощается прогноз
будущей экономической ситуа­ции.
Эта информация представляет интерес
для широкого круга пользова­телей:
внешних и внутренних инвесторов,
заемщиков, субъектов хозяйст­вования,
рядовых граждан страны. Поэтому так
важно обеспечить возможность широкого
доступа различных общественных
институтов, граждан к бюджетному процессу
на всех его стадиях.

Все функции
бюджета присущи ему независимо от
конкретной эко­номической и политической
ситуации в отдельной стране. Однако
мас­штабы их реализации, выбираемые
инструменты и технологии зависят от
приоритетов бюджетной политики,
поставленных целей и задач. При ее
планировании государство должно исходить
из необходимости обеспече­ния
финансовой и социальной стабильности.
Предсказуемость и обосно­ванность
бюджетной политики — основной фактор
общей макроэкономи­ческой устойчивости.

Бюджетная система
является важным звеном системы финансов
современного общества.

Бюджетная
система РФ (БК РФ, с. 6)
– это основанная на экономических
отношениях и государственном устройстве
РФ, регулируемая законодательством РФ
совокупность:

Бюджетное
устройство
– это организационно-правовое построение
бюджетной системы, включающее в себя
структурные подразделения (ви­ды
бюджетов), принципы и формы взаимосвязей
между ними.

Бюджетное устройство
РФ определяется Конституцией РФ и БК
РФ.

Бюджетная
система РФ
состоит из
бюджетов следующих уровней:

2-й.
Субъектов РФ (регионального),
включающего:

( Территориальные
фонды ОМС);

3-й.
Местных бюджетов,
в том числе бюджеты:

I-й
Федеральный бюджет
— центральное
звено и первый
уровень
бюджетной
системы. Он обеспечивает финансирование
общенациональных задач и функций. Он
является основным инструментом
перераспределения ВВП и нацио­нального
дохода в масштабах государства в целом.
На федеральном уров­не происходит
формирование основных направлений
проводимой бюд­жетной политики в
стране, выбор бюджетных приоритетов,
определение основных принципов построения
межбюджетных отношений.

Читать также:  НЕРТА ФИНАНС ЗАЙМ ОТЗЫВЫ

Начиная с
2008 года в
России принимается трехлетний
бюджет:

— на соответствующий
год и

— прогнозный период
(следующие 2 года).

Это позволяет
лучше организовывать финансовую сферу,
заранее планировать экономическую
политику и вносить необходимые коррективы.
Например,
подобная практика (принимать бюджет на
неско­лько лет) существует в некоторых
странах, в частности, в Гер­мании, где
принимается 4-летний бюджет (на
соответствующий год и прогнозный период
— следующие 3 года).

Трехлетний
бюджет не
следует понимать как принимаемый раз
в 3 года сразу на 3 года. Соответствующий
закон о бюджете будет приниматься каждый
год, но, при этом, законодатели бу­дут
заглядывать «за горизонт» следующих
2 лет (будет добавляться 1 прогнозный
год). Например,
федеральный закон «О феде­ральном
бюджете на 2013 год и на плановый период
2014 и 2015 годов», федеральный закон «О
федеральном бюджете на 2014 год и на
плановый период 2015 и 2016 годов», и т.
д.

Государственный
внебюджетный фонд
— это фонд денежных средств, образуемый
вне федерального бюджета РФ и
предназначенный для реализации
конституционных прав граждан:

Расходы и доходы
государственного внебюджетного фонда
фор­мируются в порядке, установленном
федеральным законом.

II
-й Бюджеты субъектов РФ
(региональные бюджеты). Они предназна­чены
для финансового обеспечения задач и
функций, отнесенных к пред­метам
ведения субъектов РФ. Совокупность
региональных бюджетов со­ставляет
второй уровень бюджетной системы страны.

В бюджетах
субъектов РФ в соответствии с бюджетной
клас­сификацией раздельно
предусматриваются средства, направляемые
на исполнение расходных обязательств
субъектов РФ:

Территориальные
государственные внебюджетные фонды
формируются
и расходываются вне бюджета субъекта
РФ

— на охрану здоровья
и медицинскую помощь (Территориальные
фонды ОМС).

III-й
Местные
бюджеты (бюджеты
муниципальных образований)
Местные бюджеты предназначены для
финансового обеспечения задач и функций,
отнесенных к предметам ведения органов
местного самоуправления. В свою очередь
в соответствии с новой редак­цией ФЗ
«Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ», предусмотрено
разделение местных
бюджетов на

бюджеты двух
уровней (типов):

Бюджеты
государственных внебюджетных фондов
являются само­стоятельным
звеном бюджетной системы РФ. Они
формируются (как
уже отмечалось)
на федераль­ном и территориальном
уровнях. В настоящее время они включают
в себя:


МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ

Совокупность всех
видов бюджетов РФ образует консолидированный
бюджет.

Консолидированный
бюджет (БК с. 6)
– это свод бюджетов бюджетной системы
РФ на соответствующей территории (за
исключением бюджетов государственных
внебюджетных фондов)
без учета
межбюджетных трансфертов между этими
бюджетами.

Термин
«консолидированный
бюджет»
используется для обозначе­ния свода
бюджетов
соответствующей территории (России;
субъекта РФ; муниципального образования,
имеющего административно-территориальное
деление).

1. Консолидированный
бюджет РФ – включает:

2. Консолидированный
бюджет субъекта РФ –
включает:

Консолидированный
бюджет
составляется для целей прогноза, анализа
складывающихся пропорций в бюджетной
сфере. В обязательном порядке он
представляется в органы законодательной
(представительной) власти в пакете
документов, сопровождающих зако­нопроект
о бюджете, но, в отличие от бюджета,
законодательно не утвер­ждается.
Структура консолидированного бюджета
субъекта РФ представ­лена на рис 2.


МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ

Бюджетная
система Российской Федерации основана
на принципах
(БК РФ Статья
28.):

Функционирование
бюджетной системы РФ
тесно связано с содержанием сферы
компетенции
общегосударственного
органа управления в лице законодательной
(представительной) и исполнительной
властей на
всех уровнях управления.

Содержание
компетентности
уровней органов власти РФ обусловлено
их суверенитетом.

Бюджетные права
РФ и ее
звеньев обеспечивают создание правовой
и финансовой базы, без которых невозможно
осуществление государственного
суверенитета и компетенции.

Основой финансовой
самостоятельности
государства и его территориальных и
административных подразделений в
Федерации является право
на самостоятельный бюджет и широкий
круг используемых бюджетных отношений.
На каждом уровне власти бюджетная
компетенция имеет свои особенности.

Полномочия
органов власти всех уровней управления
РФ закреплены
в Конституции
РФ, Бюджетном кодексе РФ
и в других законодательных актах.

Федеральные
органы власти
осуществляют законодательное регулирование
бюджетных отношений в пределах,
закрепленных Конституцией РФ, исходя
из компетенции Российской Федерации
устанавливать основы федеральной
политики в области государственного,
экономического, экологического,
социального, культурного и национального
развития страны. Эти органы власти
определяют основы бюджетного устройства
и бюджетного процесса на территории
России, которые конкретизируются в
нормативных документах органов власти
субъектов Федерации и местного
самоуправления.

Законодательство
на федеральном уровне
детально регламентирует порядок
осуществления бюджетного процесса по
формированию и исполнению федерального
бюджета для чего ежегодно принимается
федеральный
Закон о бюджете.

Федеральные органы
власти устанавливают налоги, сборы и
иные источники доходов, подлежащие
зачислению в федеральный бюджет, при
этом общие принципы налогообложения
заложены в
Налоговом кодексе РФ,
который также утвержден на федеральном
уровне.

К компетенции
федеральных органов власти относится
разграничение
бюджетных доходов между
федеральным бюджетом и бюджетами
субъектов Федерации. Часть доходных
источников находится в распоряжении
Федерации, а часть — закреплена за
бюджетами субъектов Федерации или
передается им в форме отчислений по
утвержденным нормативам. В Федеральном
законодательстве также закреплены и
отдельные виды доходов местных бюджетов.
Распределение налогов, сборов и
отчислений и других обязательных
платежей определены в Налоговом
кодексе, Законе об основах налоговой
системы и других законах.

Органы власти
субъектов Федерации
самостоятельно осуществляют законодательное
регулирование бюджетного устройства
и бюджетного процесса на соответствующей
территории в соответствии с условиями
хозяйствования. Они определяют виды
бюджетов, порядок составления,
рассмотрения, утверждения и исполнения
бюджетов, порядок формирования и
расходования денежных фондов и средств,
осуществления контроля.

Бюджетные права
и компетенция органов
местного самоуправления
состоит в том, что на их основе создается
финансовая база для решения
социально-экономических задач и
обеспечивается возможность регулировать
на своей территории бюджетные отношения
с учетом местных особенностей.

Денежные фонды и
средства бюджетов всех уровней формируются
и используются в пределах показателей
единой бюджетной
классификации,
т.е. группировки доходов и расходов с
присвоением им группированных
классификационных кодов. Это связано
с соблюдением принципов построения
бюджетной системы в целом и обеспечения
функционального назначения бюджетов.

Бюджетная
классификация РФ
— это группировка доходов, расходов и
источников финансирования дефицитов
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации, используемой для составления
и исполнения бюджетов, составления
бюджетной отчетности, обеспечивающей
сопоставимость показателей бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная
классификация РФ включает:

• классификацию
доходов бюджетов;

• классификацию
расходов бюджетов;

• классификацию
источников финансирования дефицитов
бюд­жетов;

• классификацию
операций публично-правовых образований
(клас­сификацию операций сектора
государственного управления).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *