МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ ФИНАНСЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО

Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Государственные
и муниципальные финансы – это элемент финансово-кредитной системы государства, посредством которого осуществляется финансирование деятельности государственных и муниципальных органов управления и мероприятий по реализации социально-экономической политики.

Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Государственные и муниципальные финансы – это совокупность финансовых ресурсов, обеспечивающих основы функционирования государства, органов государственного
управления федерального и регионального уровня, органов муниципального управления
в целях реализации финансовой политики.

Сущность и назначение государственных и муниципальных финансов

Финансовая система любого государства включает в себя важнейший элемент, именуемый государственными и муниципальными финансами. Финансовые ресурсы государства находятся в тесной взаимосвязи со всеми экономическими процессами, протекающими на территории государства. Этот вид финансов выступает в качестве важнейшего элемента финансового рынка. Кроме этого, государственные финансы обеспечивают взаимодействие государства с другими государствами, участвуют в развитии мирового хозяйства. Отсутствие представлений
о сущности и функциях государственных и муниципальных финансов не позволяет в полной мере представить функционирование финансово-кредитной системы государства.

Государственные и муниципальные финансы формируют основу функционирования государственного и муниципального управления. Отсутствие или недостаточность финансовых ресурсов у государства, его регионов или муниципальных образований делает невозможным осуществление государственного и муниципального управления. Достаточность финансовых ресурсов обеспечивает возможность для осуществления социальной политики, поддержки отдельных отраслей народного хозяйства, проведения научных исследований и обеспечения обороноспособности.

Государственные финансы вступают в качестве мощного рычага макроэкономического регулирования. За счет использования данного инструмента государство способно решить целый комплекс задач, в том числе:

  • во-первых, обеспечивать регулирование темпов экономического роста страны;
  • во-вторых, осуществлять поддержку стабильности денежной единицы;
  • в-третьих, осуществлять регулирование уровня ссудного процента
    ;
  • в-четвертых, обеспечивать сглаживание конъюнктурных колебаний.

Построение российской рыночной экономики имеет сравнительно небольшую историю, за счет чего освоение важнейшего экономического института в виде государственных и муниципальных финансов еще не является устоявшимся процессом. На протяжении последних десятилетий государство формирует соответствующую нормативную базу, обеспечивающую регулирование государственных и муниципальных финансов.

«Сущность государственных и муниципальных финансов» 👇

В частности, Бюджетный кодекс страны обеспечивает четкое регулирование процесса составления и утверждения бюджетов различного уровня. Однако процесс исполнения бюджетов все еще нуждается в применении эффективных форм его реализации, особенно в сфере контроля использования государственных и муниципальных финансов. Также некоторыми недоработками отличается налоговая система
Российской Федерации, которая неспособна в достаточной мере обеспечить урегулирование всех разнонаправленных интересов российского общества. В основе использования налоговых доходов государства не всегда находится принцип оптимальности, рациональности, хозяйственный обоснованности.

Муниципальные финансы, сущность и функции

В условиях становления рыночных отношений
все в большей мере проявляется роль
муниципального сектора, поскольку
реформы осуще­ствляются в пределах
территорий республик, краев, областей
и других национально-административных
образований, существенно отличающихся
друг от друга по природно-экологическим
и другим парамет­рам.

Муниципальная экономика



это область научных знаний о разме­щении
и развитии производительных сил,
экономическом районировании территории
страны и экономике муниципальных
образований.

Территория


— ограниченная
часть твердой поверхности земли с ее
природными, людскими ресурсами,
ландшаф­тами и другими признаками.

Муниципальное образование



это определенная территория, отличающаяся
от других территорий рядом признаков
и обладающая некоторой целостностыо.

Муниципальное образование характеризуется
тремя основными особенностями:

1) ограниченностью территории с
производственным наполнени­ем,
природными, трудовыми ресурсами;

2) специализацией на каком-то виде
деятельности;

3) характерными внешними и внутренними
связями.

Суммируя многочисленные толкования
понятия «муниципальное образование»,
услов­но можно констатировать два
подхода к его определению:

1) воспроизводственный — когда в нем
подчеркивается важность воспроизводственных
процессов на территории региона;

2) административно-территориальный —
когда оно базируется на существующем
административно-территориальном делении
терри­тории страны.

Экономическую основу местного
самоуправления муниципаль­ных
образований составляют муниципальная
собственность, мест­ные финансы,
государственное имущество, переданное
в управле­ние органам местного
самоуправления, иная собственность,
служа­щая удовлетворению потребностей
местного населения в соответст­вии
с законодательством. В муниципальную
собственность входят средства местного
бюджета, муниципальные внебюджетные
фонды, имущество органов местного
самоуправления, муниципальные зем­ли
муниципального образования, другие
природные ресурсы в со­ответствии с
законодательством, находящиеся в
муниципальной собственности предприятия,
учреждения и организации, муници­пальный
жилой фонд и нежилые помещения, другое
движимое и недвижимое имущество.

Муниципальные (местные) ф

инансы


— это совокупность финан­совых
отношений, которые возникают по поводу
формирования, рас­пределения и
использования финансовых ресурсов в
целях решения задач местного значения.
В эту совокупность отношений входят
отно­шения между органами местного
самоуправления и населением, проживающим
на территории муниципалитета, а также
между хозяйству­ющими субъектами.

Местные финансы включают в себя: денежные
средства местного бюджета; государственные
и муниципальные ценные бумаги, которые
принадлежат органам местного
самоуправления; другие средства.

Главной составляющей муниципальных
финансов является мест­ный бюджет,
которому присущи те же принципы
организации, что и бюджетам других
уровней, но ввиду близости местных
органов са­моуправления к населению
особое значение приобретают принципы
гласности и самостоятельности.

Проблемы местного самоуправления, без
которого невозможно становление и
развитие гражданского общества в России,
стали разра­батываться применительно
к новым реалиям постсоветской
действи­тельности после принятия
Конституции Российской Федерации 1993
г.

Органы местного самоуправления
самостоятельно управляют му­ниципальной
собственностью, формируют, утверждают
и исполняют местный бюджет, устанавливают
местные налоги и сборы, осуществля­ют
охрану общественного порядка, решают
вопросы местного значения.

С точки зрения местных финансов особое
значение приобретает трактовка термина
«вопросы местного значения», так как
население непосредственно или через
органы местного самоуправления долж­но
решать именно эти вопросы и, следовательно,
должны решаться со­ответствующие
вопросы финансирования.

Согласно Закону «Об общих принципах
организации местного са­моуправления
в Российской Федерации» вопросы местного
значения ­это вопросы непосредственного
обеспечения жизнедеятельности насе­ления
муниципального образования, решение
которых, по Конститу­ции и новому
Закону, осуществляется населением и
органом мест­ного самоуправления.

Законом предусматривается возможность
образования муници­пальных объединений,
учреждения хозяйственных субъектов в
целях объединения ресурсов: финансовых,
материальных и иных — для ре­шения
вопросов местного значения.

С 1 января 2006 г. Вступил в силу новый
Закон от 6 октября 2003г . № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации».
Закон выделяет и определяет понятие
сельского поселения, городского
поселения, муниципального района,
городского округа, внутригородской
территории города федерального значения
и муниципального образования. Согласно
этому Закону муниципальным образованием
может быть городское или сельское
поселение, муниципальный район, городской
округ либо внутригородская территория
города федерального значения.

Наряду с собственными полномочиями
органов местного самоуправления им
могут передаваться для реализации
отдельные государственные полномочия,
в связи с этим их финансовое обеспечение
будет осуществляться только за счет
представляемых местным бюджетам
субвенций из соответствующих бюджетов.

В то же время все финансовые обязательства,
возникающие в связи с решением вопросов
местного значения, должны исполняться
за счет средств местного бюджета; при
этом ни федеральные законы, ни законы
субъектов Российской Федерации не могут
содержать положений, определяющих объем
расходов за счет средств местных
бюджетов.

В системе местного самоуправления
огромное значение придается местным
бюджетам: они, с одной стороны, главная
часть муниципальных финансов, а с другой
— одна из частей, составляющих экономическую
основу местного самоуправления.

Составной частью муниципальных финансов
являются государ­ственные муниципальные
ценные бумаги, принадлежащие органам
местного самоуправления. В то же время
становится очевидным, что в бли­жайшее
время на состояние финансовой базы
местных бюджетов будет оказывать влияние
межбюджетное регулирование доходных
источников.

Внесение изменений и дополнений в
Бюджетный и Налоговый кодексы Российской
Федерации должно решить некоторые
проблемы местных финансов, для большинства
из которых характерны низкий уровень
собственных доходов, невысокий налоговый
потенциал, от­сутствие реальной
финансовой самостоятельности, зависимость
от ве­личины финансовой помощи из
региона при наличии большого объема
обязательств.

Местные бюджеты,
их доходы и расходы

Местные бюджеты являются низовым звеном
бюджетной системы, они пред­ставляют
собой ее фундамент, от укрепления
которого зависит прочность и надежность
всей бюджетной системы РФ.

Под основами местного самоуправления
понимаются объектив­но сложившиеся
в обществе экономические, социальные,
финансовые, правовые и другие возможности
и условия, совокупность которых образует
базис системы местного самоуправления,
основу муниципальной власти, фундамент,
на котором осуществляется му­ниципальное
строительство.

Каждое муниципальное
образование имеет
собственный бюджет и
право на получение в процессе осуществления
бюджетного регулирования средств
из федерального бюджета и средств из
бюджета субъекта РФ.

Формирование и исполнение
местного бюджета осуществляются
органами местного самоуправления
самостоятельно

в соответствии с
уставом муниципального образования.

В правовом ас­пекте бюджет муниципального
образования (местный бюджет)- форма
образования и расходования денежных
средств, предназна­ченных для
обеспечения задач и функций, отнесенных
к предметам ведения местного самоуправления.

Местные бюджеты (бюджеты муниципальных
образований) подразделяются на:

Читать также:  ГЛАВНОЕ ВЫКУПНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ 1861 1895

1) бюджеты муниципальных районов;

2) бюджеты городских поселений;

3) бюджеты сельских поселений;

4) бюджеты городских округов.

Роль местных бюджетов заключается в
следующем:

1) в создании финансовой базы для
реализации функций ор­ганов власти
субъектов местного управления. Финансовые
ресур­сы, собранные в местных бюджетах,
также необходимы для соз­дания денежных
фондов административно-территориальных
об­разований;

2) наличие местных бюджетов дает
возможность регионам само­стоятельно
распоряжаться и расходовать финансы
на социально-­экономические нужды
региона, т.е. выделять денежные средства
на развитие образовательных учреждений,
медицинских учреждений, муниципального
жилищного фонда и т.д.;

3) формирование местных бюджетов дает
возможность органам местного самоуправления
направлять необходимые финансовые
ре­сурсы на решение стратегических
задач, а также осуществлять долго­срочное
планирование и вкладывать денежные
средства в виде инве­стиций в развитие
приоритетных отраслей промышленности,
сель­ского хозяйства и социальной
сферы;

Местный бюджет выполняет распределительную
и контрольную функции.

Распределительная функция
концентрирует
денежные средства в органах местного
управления. Местный бюджет выступает
важным инструментом регулирова­ния
и стимулирования экономических отношений,
а также повы­шения эффективности
производства. Важное значение при этом
имеет социальная направленность
бюджетных средств.

Контрольная функция позволяет узнать,
насколько своевремен­но и полно
финансовые ресурсы поступают в
распоряжение местных бюджетов, как
фактически все финансовые ресурсы,
посту­пающие в местный бюджет,
распределяются по затратным статьям,
как они используются.

Представители органов самоуправления
оп­ределяют организационные формы
контроля за исполнением ут­вержденного
им бюджета.

К
собственным доходам местных бюджетов


относятся:

• средства
самообложения граждан


— разовые платежи
граждан, осуществляемые для решения
конкретных вопросов местного значения.
Размер платежей в порядке
самообложения граждан устанавливается
в абсолютной величине
равным для всех жителей муниципального
образования, за исключением
отдельных категорий граждан, численность
которых не может превышать 30% от
общего числа жителей муниципального
образования и для которых размер платежей
может быть уменьшен. Вопросы
введения и использования
указанных платежей граждан решаются
на местном референдуме
(сходе граждан);

• доходы
от местных налогов и сборов


(полностью). В
настоящее время Налоговым кодексом РФ
(частью первой) от 31.07.98№ 146-ФЗ (ред. от
02.02.2006) предусмотрено только два
местных налога:


земельный
налог и налог на имущество физических
лиц;

  • от региональных налогов и
    сборов

    (зачисляется
    в местные бюджеты по единым налоговым
    ставкам, установленным законами
    субъектов РФ в соответствии с
    законодательством РФ о налогах и
    сборах);

  • федеральных налогов и
    сборов

    (по
    нормативам, установленным федеральным
    законодательством);

• безвозмездные
перечисления из бюджетов других уровней,
включая:

• дотации

на выравнивание
бюджетной обеспеченности муниципальных
образований;

• иные
средства финансовой
помощи из бюджетов других уровней;

  • доходы от имущества, находящегося в
    муниципальной собственности;

  • часть прибыли муниципальных
    предприятий,


    остающаяся после
    уплаты налогов и сборов и осуществления
    иных обязательных платежей, в размерах,
    устанавливаемых нормативными правовыми
    актами представительных органов
    муниципального образования;

  • часть доходов от оказания органами
    местного самоуправления и муниципальными
    учреждениями платных услуг, остающаяся
    после уплаты налогов и сборов;

  • штрафы, установление которых в
    соответствии с федеральным законом
    отнесено к компетенции органов местного
    самоуправления;

  • иные поступления


    в соответствии с
    федеральными законами, законами
    субъектов РФ и решениями органов
    местного самоуправления.

Расходы местного бюджета



это денежные средства, направленные на
финансовое обеспечение задач и функций
местного са­моуправления. Формирование
местных расходов базируется на еди­ных
методологических основах, нормативах
минимальной бюджетной обеспеченности,
финансовых затрат на оказание
государствен­ных услуг, устанавливаемых
Правительством Российской Федера­ции.
Органы местного самоуправления с учетом
имеющихся финансовых возможностей
вправе увеличивать нормативы финансо­вых
затрат на оказание государственных и
муниципальных услуг.

В зависимости от экономического
содержания расходы местных бюджетов
делятся на капитальные и текущие.

Капитальные расходы местных бюджетов

— часть доходов бюд­жетов, обеспечивающая
инновационную и инвестиционную
дея­тельность, включающая статьи
расходов, предназначенные для ин­вестиций
в действующие или вновь создаваемые
юридические лица в соответствии с,
утвержденной инвестиционной программой,
сред­ства, предоставляемые в качестве
бюджетных кредитов на инвести­ционные
цели юридическим лицам, расходы на
проведение капи­тального
(восстановительного) ремонта и иные
расходы, связанные с расширенным
воспроизводством, расходы, при
осуществлении которых создается или
увеличивается имущество, находящееся
в собственности муниципальных образований,
и другие расходы бюджета, включенные в
капитальные расходы бюджета в соответст­вии
с экономической классификацией расходов
бюджетов Россий­ской Федерации.

В составе капитальных расходов местных
бюджетов может быть сформирован бюджет
развития.

Текущие расходы местных бюджетов

предназначены для обес­печения
текущего функционирования органов
местного само­управления и бюджетных
учреждений. В эту категорию входят и
другие расходы местного бюджета, не
включенные в капитальные расходы.

В расходной части местного бюджета
предусматривается созда­ние резервного
фонда органов местного самоуправления.
Средства данного фонда расходуются на
финансирование непредвиденных расходов,
в том числе на проведение
аварийно-восстановительных работ по
ликвидации последствий стихийных
бедствий и других чрезвычайных ситуаций,
имевших место в текущем финансовом
году, а порядок их расходования
устанавливается нормативными правовыми
актами Правительства Российской
Федерации и органами местного
самоуправления.

С появлением норм видов расходов в
местном бюджете их фи­нансирование
может осуществляться только с начала
очередного финансового года при условии
включения их в бюджет. При определении
источников их финансирования исключается
увеличение дефицита местного бюджета.

Исключительно за счет средств местных
бюджетов


финансиру­ется:

содержание органов местного самоуправления;

формирование и управление муниципальной
собственностью;

содержание муниципальных органов
охраны общественного порядка;

— муниципальное дорожное строительство
и содержание дорог ме­стного значения;

— содержание мест захоронения, находящихся
в ведении муниципальных органов;

— организация транспортного обслуживания
населения и учреждений, находящихся в
муниципальной собственности или в
ведении органов местного самоуправления;

— реализация целевых программ, принимаемых
органами местного самоуправления;

— организация, содержание и развитие
предприятий, учреждений и организаций
образования, здравоохранения, культуры,
физической культуры и спорта, средств
массовой информации,

— организация, содержание и развитие
муниципального жилищно-коммунального
хозяйства;

— обслужив анис и погашение муниципального
долга;

— целевое дотирование населения;

— благоустройство и озеленение территорий
муниципальных образований; организация
утилизации и переработки бытовых отходов
(за исключением радиоактивных);

— содержание муниципальных архивов;

— охрана окружающей природной среды на
территориях муниципальных образований;

— обеспечение противопожарной безопасности;

— проведение муниципальных выборов и
местных референдумов;

— финансирование реализации иных решений
органов местного самоуправления и
прочие расходы, отнесенные к вопросам
местного значения, определяемые
представительными органами местного
самоуправления в соответствии с бюджетной
классификацией РФ.

Минимально необходимые расходы местного
бюджета устанав­ливаются законом
области на основе нормативов минимальной
бюджетной обеспеченности. В случаях,
если доходная часть мини­мального
бюджета муниципального образования не
может быть обеспечена за счет местных
доходных источников, федеральные органы
государственной власти в соответствии
с законодательством о ЗАТО предоставляют
местному бюджету дотацию, при этом
сво­бодные переходящие остатки
местного бюджета предыдущего года в
расчет не принимаются.

Расходы местных бюджетов


осуществляются в
соответствии с правовыми актами
муниципального образования,
законодательством соответствующего
субъекта РФ и федеральным законодательством.

Органы местного самоуправления
ведут реестры расходных
обязательств муниципальных образований.

Органы местного самоуправления
самостоятельно:

• определяют
размеры и условия оплаты труда

депутатов, членов
выборных органов местного самоуправления;

выборных должностных
лиц местного самоуправления, осуществляющих
свои полномочия на постоянной основе;
муниципальных служащих; работников
муниципальных предприятий и учреждений;

• устанавливают
муниципальные минимальные социальные
стандарты;
другие
нормативы расходов местных бюджетов
на решение вопросов местного значения.

Порядок
осуществления расходов местных бюджетов
на осуществление отдельных государственных
полномочий,

переданных
органам местного самоуправления
федеральными законами и законами
субъектов РФ, устанавливается
соответственно федеральными органами
государственной власти и органами
государственной власти субъектов РФ.

Осуществление расходов
местных бюджетов на финансирование
полномочий федеральных органов
государственной власти, органов
государственной власти субъектов РФ
не допускается,


за исключением
случаев, установленных федеральными
законами, законами субъектов РФ.

Уровни государственных и муниципальных финансов

В Российской Федерации структура финансовых ресурсов государства и муниципальных образований определяется его федеративным устройством. При этом государственные финансы подразделяются на два уровня:

  • во-первых, федеральные финансы;
  • во-вторых, региональные финансы.

В состав федеральных финансов входят:

«Государственные и муниципальные финансы» 👇

  • во-первых, средства федерального бюджета;
  • во-вторых, средства внебюджетных государственных фондов;
  • в-третьих, государственные кредиты;
  • в-четвёртых, финансы государственных унитарных предприятий.

В состав региональных финансов входят:

  • во-первых, средства региональных бюджетов;
  • во-вторых, средства внебюджетных региональных фондов;
  • в-третьих, региональный кредит;
  • в-четвертых, финансы государственных унитарных предприятий регионального уровня.

Муниципальные финансы признаются низовым уровнем финансовой системы и обеспечивают наличие самостоятельного структурного ее уровня.

Муниципальные финансы включают:

  • во-первых, средства муниципальных бюджетов;
  • во-вторых, средства внебюджетных муниципальных фондов;
  • в-третьих, муниципальный кредит;
  • в-четвертых, финансы муниципальных предприятий
    .

Между уровнями финансовой системы существует тесная взаимосвязь, образующая ее единство.

Основы финансовой системы формируют взаимосвязанные бюджеты различных уровней: федерального, регионального и муниципального.

Взаимосвязь бюджетов различных уровней обусловлена высокой степенью дифференциации развития различных территориальных единиц и дефицитностью региональных и муниципальных бюджетов. Реализация принципа сбалансированности бюджетов обуславливает существование системы перераспределения средств из федерального бюджета в пользу региональных и муниципальных.

Читать также:  Федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы местного самоуправления и Правительство Российской Федерации

Муниципальные финансы

  • Муниципальные финансы — форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования.

    Муниципальные финансы составляют основу экономической самостоятельности муниципальных образований.

    Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который принимает орган представительной власти, избираемый гражданами, проживающими на территории муниципального образования.

    К доходам местного бюджета относятся:

    * доходы от местных налогов и сборов

    * отчисления в местный бюджет от некоторых региональных налогов и сборов

    * отчисления от некоторых федеральных налогов и сборов

    * безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований

    * доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности

    * часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей

    * штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления

    * добровольные пожертвования

    иные законные поступленияЭкономическую основу неналоговых доходов муниципальных образований составляет находящееся в муниципальной собственности имущество, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.

    Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путём предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и/или районных фондов финансовой поддержки поселений.

    Муниципальные финансы предполагают возможность осуществлять заимствования, в том числе путём выпуска муниципальных облигаций.

Связанные понятия

Муниципа́льное образова́ние
— населённая территория, на которой осуществляется местное самоуправление, то есть решаются преимущественно вопросы местного значения.

Муниципальное управление
— это основная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.

Глава́ администра́ции муниципа́льного образова́ния
(глава местной администрации) — глава муниципального образования, либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Местный бюджет
— форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории «публичные финансы». Формирование местного бюджета регламентировано Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Упоминания в литературе

региональные и местные бюджеты остаются недостаточно прозрачными, отсутствует целостная система мониторинга состояния и качества управления государственными и (общественными финансами), результаты которой были бы доступны не только органам власти разных уровней, но и населению, инвесторам и кредиторам;

Помимо этого Министерство финансов РФ осуществляет: составление проекта федерального бюджета; утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета; представление в Правительство РФ отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации; управление в установленном порядке средствами Стабилизационного фонда РФ; методическое руководство в области бюджетного планирования, направленное на повышение результативности бюджетных расходов; организацию ведения главными распорядителями средств федерального бюджета мониторинга бюджетного сектора; заключение от имени Российской Федерации договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и договоров обеспечения регрессных требований гаранта; управление в установленном порядке государственным долгом Российской Федерации; выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг; обеспечение предоставления бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете; сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных и ; организацию перечисления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований; согласование решений Пенсионного фонда РФ об объемах и структуре размещения средств страховых взносов и т. п. Также данное Министерство обобщает практику применения законодательства страны и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

– равенство бюджетных прав субнациональных уровней бюджетной системы Российской Федерации в управлении региональными и . Проявлениями этого принципа являются, с одной стороны, единство принципов и ограничений по наделению бюджетными полномочиями, установлению и исполнению расходных обязательств органов власти регионального и местного уровней, формированию доходов, определению объема, форм и порядка представления межбюджетных трансфертов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. С другой стороны, проявлением данного принципа является равенство всех бюджетов бюджетной системы во взаимоотношениях с федеральным центром, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации. Иными словами, не должна допускаться дискриминация бюджетов или, наоборот, установление привилегированных режимов взаимоотношения с вышестоящим бюджетом. Важнейшим проявлением данного принципа является также взаимная ответственность органов власти каждого уровня бюджетной системы за соблюдение обязательств по межбюджетным отношениям;

Подобный подход к месту института подтверждается и тем, что в настоящее время увеличение расходов местных бюджетов, сопровождающееся недостаточным ростом собственных доходов, значительно усиливает роль регулирующих источников доходов. Доля регулирующих источников в доходах местных бюджетов нередко достигает 3/4 средств этих бюджетов. В сельских бюджетах эти средства составляют около 90 %. Такая жесткая зависимость местных бюджетов от решений вышестоящих органов, несомненно, четко указывает на место института муниципальных финансов в системе институтов муниципального права.

6. Укажите, какие из перечисленных элементов не включаются в подсистему государственных и ?

Связанные понятия (продолжение)

Территориальное общественное самоуправление
(ТОС) — одна из форм реализации народом Российской Федерации своей власти через непосредственное осуществление самоуправления на части территории муниципального образования и участия в местном самоуправлении, предположительно, путём создания эффективного социального партнерства власти и населения.

Тверская городская Дума (ТГД)
— представительный однопалатный орган местного самоуправления Твери, является постоянно действующим высшим и единственным органом представительной власти города. Занимает одно из четырёх симметрично расположенных зданий на площади Ленина.

Глава́ муниципа́льного образова́ния
— высшее должностное лицо муниципального образования, наделённое Уставом муниципального образования и Федеральным законом № 131-ФЗ, от 6 октября 2003 года, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Акима́т
, Аппарат акима (администрация; каз. әкімшілік, әкімдік) — региональный орган исполнительной власти в Казахстане, районная государственная администрация в Казахстане.

Публичные (централизованные) финансы
— система формирования и использования фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти. Публичные финансы включают государственные финансы и муниципальные финансы.

Муниципальные облигации — облигации, выпускаемые городскими, местными властями в виде займа под муниципальную собственность с целью финансирования различных проектов. Обычно доход от муниципальных облигаций освобожден от государственного и местного налогов.

Городская дума Нижнего Новгорода
— муниципальный орган законодательной власти в Нижнем Новгороде. Состоит из 47 депутатов, избираемых гражданами на муниципальных выборах на срок 5 лет по смешанной избирательной системе. Статус и полномочия Думы определяются уставом Нижнего Новгорода.

Муниципальное право
— отрасль права, регулирующая правовые отношения, складывающиеся в области местного самоуправления.

Учрежде́ние
— некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Муниципальная собственность
— это имущественный комплекс муниципального образования, в который входят земельные участки, движимое и недвижимое имущество.

Муниципалитет
(нем. Munizipalität, фр. municipalité, от лат. municipium) — самоуправляемая административно-территориальная единица с чётко определённой территорией и проживающим на этой территории населением (обычно группа населённых пунктов, город, посёлок или деревня).

Административный орган
— сформированная административным законодательством государственная или муниципальная организация, а также индивидуальный субъект, которые имеют полномочия на осуществление в пределах предоставленной им компетенции административно-публичной деятельности от имени государства или муниципального образования и наделены административными полномочиями нормотворческого, регулятивного и (или) охранительно-защитного характера.

Челя́бинская агломера́ция
(Большо́й Челя́бинск) — одна из крупнейших агломераций на Урале. Численность населения составляет около 1602 тысяч человек по состоянию на 2017 (8-е место в России), из которых более 1400 тысяч человек проживают в 4 городах: Челябинске, Копейске, Коркино, Еманжелинске. В 2014 году Министерство регионального развития РФ включило концепцию агломерации «Большой Челябинск» в десятку программ, участвующих в пилотном проекте ведомства.

Бюджетный процесс
в российском законодательстве — деятельность государственных органов власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Земельный налог
(англ. land value tax) — налог, который уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
(Росимущество) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений. Положение о Росимуществе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432.

Читать также:  СИСТЕМА ФИНАНСОВ ИТАЛИИ

Глава́ администра́ции
— должность руководителя исполнительной власти муниципальных образований.

Федеральное агентство лесного хозяйства
России (Рослесхоз) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся с 2010 по 2012 года в ведении Правительства России (до августа 2010 — Минсельхоза России). Осуществляет функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства. С 2012 года находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

Федеральный резервный банк
(ФРБ; также банк Федерального резерва) — специфичный региональный банк в США, созданный на основе закона о Федеральном резерве. 12 региональных банков составляют основу структуры Федеральной резервной системы США.

Управля́ющая организа́ция
— юридическое лицо, созданное для управления и/или эксплуатации, технического и санитарного содержания многоквартирных домов на основе возмездного договора с собственниками. В быту часто ошибочно используется термин «управляющая компания», хотя по российскому законодательству так называют компанию по управлению инвестициями.

Градообразу́ющее предприя́тие
— производственное предприятие, на котором занята значительная или даже основная часть работающих граждан города, посёлка, в связи с чем оно определяющим образом влияет на занятость населения, воздействует на инфраструктуру и социальные проблемы. Города с монопрофильной экономикой, в которых расположены градообразующие предприятия, называют «моного́род».

Внутригородской район
или городской район, район в городе, район города — низовая административно-территориальная единица, включающая часть территории города в Российской Федерации — России и ряде других государств (преимущественно бывших союзных республик Советского Союза).

Федеральное архивное агентство
(Росархив) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Президента Российской Федерации. Осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере архивного дела и делопроизводства, а также по контролю, оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в этой сфере.

Городской управляющий
— должность в сфере муниципального управления и глава муниципальной администрации.

Городско́е поселе́ние
— один из типов муниципального образования в России; город или посёлок городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Городские поселения, не являющиеся городскими округами, входят в состав муниципальных районов.

Функциональное назначение государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы играют важнейшую роль в системе государственного и муниципального управления, обеспечивая денежными средствами реализацию их функций.

Государственные и муниципальные финансы охватывают те денежные отношения, которые возникают в связи с распределением и перераспределением созданного обществом совокупного продукта, аккумулирующегося в распоряжении
органов государственного и муниципального управления для покрытия расходов, обеспечивающих реализацию государственных и муниципальных функций.

На государственные и муниципальные финансы возлагается реализация:

  • перераспределительной функции. Функция обеспечивает аккумулирование денежных средств в распоряжении государства с целью их последующего применения для удовлетворения общегосударственных потребностей. Перераспределительная функция реализуется посредством системы централизованных фондов. В результате реализации этой функции происходит перераспределение средств из высокорентабельных отраслей в низкорентабельные, в пользу малообеспеченных социальных групп, учреждений непроизводственной сферы, между различными территориальными единицами;
  • регулирующей функции. Данная функция государственных и муниципальных финансов обусловлена процессом образования и использования бюджетных средств. Образование бюджетов осуществляется за счет различных источников в лице налоговых доходов, доходов от использования государственной и муниципальной собственности
    , займов и так далее. Посредством этих инструментов государство может оказывать влияние на экономическую активность, уровень потребления, интенсивность экономического роста и так далее. Средства бюджетной системы
    используются для осуществления целевых расходов, обеспечения развития государства;
  • контрольной функции. Суть этой функции состоит в том, что контроль денежных средств обеспечивает оценку эффективности
    их использования за счет наличия определенных финансовых показателей. Реализация контрольной функции обеспечивает оценку своевременности и правильности перечисления средств, оценку степени достижения заданных параметров использования денежных средств, контроль целевого и эффективного использования финансовых ресурсов.

Государственные и муниципальные финансы обеспечивают решение задач социально-экономического развития государства, его регионов и муниципальных образований. Недостаточность государственных и муниципальных финансов отрицательно сказывается на развитии территориальных единиц, социальной напряженности в обществе.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Повышай знания с онлайн-тренажером

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных
    карточек

Муниципальные финансы

👍 Проверено Автор24

совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения задач, возложенных на него государством и местным населением.

на тему «Муниципальные финансы»


Государственные и муниципальные финансы

Автор24

Статья от экспертов


Финансы муниципального образования

Муниципальные финансы совокупность социально-экономических отношений, по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов местного значения. Они составляют основу экономической самостоятельности МО. Муниципальные финансы могут образовываться из трех основных источников: государственных средств; собственных средств МО, заемных средств или муниципального кредита. Согласование бюджетных интересов происходит между органами государственной власти и органами местного самоуправления.


Управление муниципальными финансами

Автор24

Статья от экспертов


О развитии муниципальных финансов

В представленной статье раскрыты тенденции к усилению роли и значения муниципальных финансов в финансовой системе России, расширению бюджетных полномочий местных органов власти. Дан анализ существенных изменений в законодательстве о местном управлении муниципальными финансами, способствующих развитию этих тенденций. Основная часть статьи посвящена исследованию наиболее острых проблем развития муниципальных финансов дефициту бюджетных средств для исполнения полномочий, закрепленных за местными органами власти, повышению эффективности расходования средств местных бюджетов и обеспечению их сбалансированности.

Функциональное назначение государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы выполняют различные функции, призванные обеспечить рациональное и полноценное использование финансовых ресурсов государства, его субъектов и муниципальных образований.

Государственные и муниципальные финансы обеспечивают охват той части денежных отношений, которая связана с распределением и перераспределением созданного обществом совокупного продукта, аккумулируемого органами государственного и муниципального управления с целью покрытия расходов, требующихся государству и муниципальным органам власти для реализации своих целей и задач.

Совокупность государственных финансов Российской Федерации можно разделить на два уровня: федеральные финансы, региональные финансы.

Муниципальные финансы выступают в качестве низового звена и в силу специфики муниципального управления представляют собой самостоятельный структурный уровень финансовой системы государства.

Федеральные финансовые ресурсы включают в свой состав средства федерального бюджета, внебюджетных государственных фондов, государственного кредита, финансов государственных и казенных унитарных предприятий.

Региональные финансовые ресурсы включают в себя средства бюджетов регионального уровня, внебюджетных фондов
регионов, региональных кредитов, региональных государственных унитарных предприятий.

Муниципальные финансы включают в себя средства муниципальных бюджетов, муниципальных внебюджетных фондов, муниципального кредита, муниципальных унитарных предприятий.

К числу функций, выполняемых государственными и муниципальными финансами можно отнести следующие:

  • перераспределительная функция. Суть этой функции состоит в обеспечении концентрации финансовых ресурсов в руках государства, региональных и муниципальных властей с целью организации удовлетворения потребностей общества. Реализация перераспределительной функции осуществляется посредством системы централизованных фондов;
  • регулирующая функция. Суть данной функции состоит в обеспечении образования и использования бюджетных фондов, формируемых за счет налоговых поступлений, доходов от использования государственной и муниципальной собственности
    , предоставления государственных и муниципальных займов и так далее;
  • контрольная функция. Данная функция обеспечивает информирование органов государственного и муниципального управления, а также населения о своевременности и полноте поступления финансовых ресурсов в распоряжение
    органов государственного муниципального управления, эффективности их использования, адекватности пропорций распределения. С одной стороны, контрольная функция обеспечивает оценку правильности и своевременности перечисления средств в централизованные фонды, с другой стороны, дает возможность обеспечить отслеживание целевого и эффективного использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Сущность и назначение государственных и муниципальных финансов

Для осуществления государственного и муниципального управления обязательным условием является наличие финансовых ресурсов, находящихся в собственности государства, региональных и муниципальных властей.

Государственные и муниципальные финансы формируют основу функционирования государственных и муниципальных органов власти. Наличие необходимого количества денежных средств обеспечивает государству возможность реализации его функций, поддержку народного хозяйства, проведение научных исследований и обеспечение обороноспособности.

Государственные и муниципальные финансы выступают в качестве мощного рычага, посредством которого осуществляется макроэкономическое регулирование. Использование инструмента государственных и муниципальных финансов обеспечивает решение государством и муниципальными властями следующих задач:

  • во-первых, регулирование темпов экономического роста;
  • во-вторых, поддержание стабильности денежной единицы;
  • в-третьих, регулирование уровня ссудного процентов
    ;
  • в-четвертых, сглаживание конъюнктурных колебаний.

Использование государственных и муниципальных финансов оказывает влияние на все стороны социально-экономического развития государства, его регионов и муниципальных образований.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *