МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ

Эффективность управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации — это результат реализации государственных и муниципальных решений в отношении оптимизации использования средств бюджетной системы для решения задач социально-экономического развития на всех уровнях публичной власти.

От того насколько эффективно используются и распределяются финансовые ресурсы государства на всех уровнях публичной власти напрямую зависит благосостояние и качество жизни населения, уровень развития национальной экономики.

Для Российской Федерации особо актуальным в системе управления государственными и муниципальными финансами является обеспечение оперативного, краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного управления государственными и муниципальными финансами таким образом, чтобы достичь сбалансированности бюджетной системы за счет адекватного соответствия расходов получаемым доходам.

Российская действительность такова, что на пути повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами находится множество препятствий, которые включают в себя разнообразные явления, начиная от недостаточной эффективности структурообразующих предприятий и заканчивая низким профессионализмом лиц, ответственных за процесс управления в данной сфере.

Управление государственными и муниципальными финансами сталкивается со следующими проблемами:

  • во-первых, низкая эффективность планирования государственных и муниципальных расходов, обуславливающая высокий уровень расхождения фактических и плановых показателей;
  • во-вторых, низкая эффективность использования средств резервного фонда;
  • в-третьих, высокий уровень закрытости, непрозрачности функционирования органов управления государственными и муниципальными финансами;
  • в-четвертых, несбалансированность информационных данных относительно результативности и эффективности реализации бюджетных программ.

Основное назначение финансовой системы Российской Федерации состоит в обеспечении решения социально-экономических вопросов, контроле рационального использования финансов на всех уровнях власти.

«Направления повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами в РФ» ???? Готовые курсовые работы и рефераты Купить от 250 ₽ Решение учебных вопросов в 2 клика Найти эксперта Помощь в написании учебной работы Узнать стоимость

Низкая эффективность использования государственных и муниципальных финансов оказывает негативное воздействие на экономическое развитие государства.

Пути повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами

Рост эффективности управления государственными и муниципальными финансами во многом определяется нацеленностью органов государственной и муниципальной власти на решение конкретных проблем, сложившихся в данной сфере.

Как уже отмечалось, значимой проблемой эффективности управления государственными и муниципальными финансами является низкий уровень профессионализма при планировании бюджетных доходов и расходов.

На любом уровне власти видны проблемы оптимистичного оценивания бюджетных доходов и пессимистического подхода к оценке бюджетных расходов.

Это обеспечивает существенный разрыв между фактическими и плановыми показателями расходования государственных и муниципальных финансов.

Решение этой проблемы за счет максимально адекватной оценки поступления и использования финансов способно существенно повысить эффективность использование бюджетных средств.

Указанная проблема становится причиной другой проблемы, состоящей в неэффективном использовании средств резервного фонда на покрытие бюджетного дефицита.

Фонд обеспечивает сбалансированность несбалансированного бюджета, покрывая его дефицит.

В результате средства фонда не используется для решения каких-либо конкретных проблем, обеспечивая компенсацию недостатков планирования расходования финансовых ресурсов государства.

В сложившихся на сегодня условиях средства резервного фонда уменьшаются не только за счет эффективного планирования, но и за счет того, что вследствие непредвиденных ситуаций расходы государства на финансирование здравоохранения существенно возросли. Это обесценивает средства резервного фонда и не позволяет ему компенсировать инфляцию за счет эффективного вложения средств.

Повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами в этом контексте требует переориентации государственного инвестирования на азиатские страны, такие перспективные рынки как Китай и Индия, приобретение высокодоходных облигаций корпоративного значения, акций компаний, имеющих высокую котировку на фондовом рынке, валютную трансформацию резервного фонда посредством перехода на японскую йену, как валюту, пользующуюся устойчивым спросом.

Современное общество характеризуется усилением процессов открытости и гласности на всех уровнях публичной власти, не является исключением и финансовая сфера. Повышение открытости формирования бюджетных доходов и расходов призвано обеспечить максимальную полноту использования бюджетных средств на благо общества.

Современные власти, безусловно, информируют население о динамике показателей бюджетной системы посредством размещения данных в средствах массовой информации, а также посредством формирования публичной отчетности главными распорядителями бюджетных средств.

Тем не менее, проблема информационной открытости финансовой системы государства и муниципальных образований не утратила свою актуальность на сегодняшний день. Пересмотра требует система государственного и муниципального заказа, позволяющая бесконечное количество раз привлекать подрядчиков для выполнения определенных работ с уменьшением их стоимости на каждом этапе торгов.

Также для повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами необходимо ужесточить систему отбора государственных и муниципальных программ, финансируемых за счет бюджетных средств. Реализации должны подлежать только те программы, которые способны обеспечить достижение реального результата.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Проблемы управления муниципальными финансами

Номер журнала:

Краткая информация об авторах: 

магистрант кафедры муниципального права юридического института Российского университета дружбы народов

В рамках данной статьи рассмотрены основные проблемы в сфере управления муниципальными финансами. Обозначены направления деятельности органов государственной власти по повышению эффективности управления муниципальными финансами в период с конца 1990-х и по сегодняшний день.

Повышение эффективности управления финансовыми активами в местном самоуправлении в первую очередь необходимо для обеспечения  стабильного социально-экономического развития муниципалитетов, удовлетворения социальных потребностей населения.

Однако, несмотря на постоянное принятие правительством различных программ и решений по повышению эффективности управления финансами, данная сфера на сегодняшний день остро нуждается в дальнейшем совершенствовании. Существующие проблемы в области управления муниципальными финансами требуют системного подхода к их решению.

Необходимы инновационные и современные способы повышения качества управления финансами муниципалитетов. Автором данной статьи приведены конкретные предложения и рекомендации по решению указанных проблем.

финансы, экономика, муниципальные, местные, организация, обеспечение, управление, правовое регулирование.

Municipal Finance Management Problems

Ключевые слова En: 

finance, economics, municipal, local, organization, provision, management, legal regulation.

Пути повышения качества управления государственными и муниципальными финансами

  • За прошедшие несколько лет произошли принципиальные изменения финансовых взаимоотношений бюджетов различных уровней на основе укрепления бюджетного федерализма, повышения бюджетной дисциплины, прозрачности и стабильности распределения финансовых ресурсов.
  • Приведем задачи повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами:
  • — укрепление финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации;
  • — создание стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты;
  • -создание стимулов для улучшения качества управления государственными и муниципальными финансами;
  • — повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов;
  • — оказание методологической и консультационной помощи субъектам РФ в целях повышения эффективности и качества управления государственными и муниципальными финансами, а также в целях реализации реформы местного самоуправления.
  • В рамках решения задачи укрепления финансовой самостоятельности субъектов РФ необходимо обеспечить стабильность налогового законодательства и межбюджетных отношений в Российской Федерации в целях осуществления достоверного и объективного среднесрочного бюджетного планирования.

В настоящее время Бюджетным кодексом РФ предусмотрен ряд норм, обеспечивающих стабильность региональных и муниципальных финансов. К ним, в частности, относятся разграничение поступлений в бюджеты разных уровней от федеральных налогов и сборов и необходимость внесения изменений в законодательство, в том числе в закон о бюджете, в случае изменения расходных обязательств в течение года. Кроме того, установлено, что прогнозируемость объема Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на очередной финансовый год достигается путем индексации объема Фонда в текущем финансовом году на прогнозируемый в очередном финансовом году уровень инфляции (индекс потребительских цен).

Тем не менее, указанные меры представляются недостаточными, особенно в условиях перехода к среднесрочному финансовому планированию бюджетов всех уровней, требующему определенности не только на очередной финансовый год, но и на более длительный период.

Особое внимание следует уделить совершенствованию механизмов распределения инвестиционной финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемой из федерального бюджета.

В настоящее время инвестиционная финансовая помощь осуществляется как в рамках непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы и ряда федеральных целевых программ, так и в рамках Федерального фонда регионального развития.

При этом используются не связанные между собой механизмы распределения инвестиционной финансовой помощи и условия ее предоставления.

С учетом вступления в силу федеральных законов о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления необходимо разграничить финансирование инвестиционных мероприятий, приводящих к увеличению федеральной и региональной собственности.

Так, предстоит обеспечить финансирование инвестиций в объекты федеральной формы собственности в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы.

Инвестиционная поддержка регионов и муниципальных образований должна осуществляться с учетом уровня их бюджетной обеспеченности и использованием механизма софинансирования расходных обязательств субъектов РФ.

При этом для завершения строительства объектов, находящихся в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности и включенных в состав Федеральной адресной инвестиционной программы, следует в течение нескольких лет предусматривать средства в федеральном бюджете в размере, соответствующем доле федерального бюджета в общем объеме ассигнований, необходимых для завершения строительства указанных объектов.

Следует сконцентрировать средства финансовой помощи, направляемые на реализацию полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, включая инвестиционную, в специально создаваемом Федеральном фонде софинансирования расходов. Единые принципы распределения средств Фонда позволят повысить прозрачность межбюджетных трансфертов и их обоснованность.

На основе отчетных данных об использовании субвенций Федерального фонда компенсаций необходимо внести изменение в порядок предоставления отчетности субъектов РФ о реализации переданных полномочий, ввести в практику федеральных органов исполнительной власти подготовку ежегодных докладов по оценке эффективности исполнения субъектами РФ делегируемых полномочий. Развитие системы мониторинга переданных полномочий будет способствовать своевременному выявлению недостатков и улучшению качества предоставления населению услуг государства.

Читать также:  КАК ПОРЯДОК В ДОМЕ ВЛИЯЕТ НА ФИНАНСЫ

В целях создания стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты необходимо законодательно установить условия осуществления бюджетного процесса для субъектов РФ в зависимости от уровня их дотационности. Это необходимо для того, чтобы субъекты РФ стремились к увеличению собственных доходов и переходу из категории субъектов РФ с низким уровнем бюджетной обеспеченности в категорию с более высоким уровнем бюджетной обеспеченности.

  1. В зависимости от долей межбюджетных трансфертов в течение 2 из 3 последних отчетных лет, предоставляемых из федерального бюджета (за исключением средств, передаваемых на реализацию делегируемых полномочий), в объеме собственных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации субъекты РФ делятся на 3 группы, в отношении которых предполагается применять различные требования.
  2. В отношении субъектов РФ, в бюджетах которых доля финансовой помощи из федерального бюджета не превышает 20% объема собственных доходов, предполагается применять общие требования, установленные бюджетным законодательством РФ, в части соблюдения ограничений на предельный размер государственного долга и дефицита бюджета субъекта РФ.
  3. Для субъектов РФ, в бюджетах которых доля финансовой помощи из федерального бюджета составляет более 60% объема собственных доходов, необходимо установить следующие требования по контролю за эффективностью использования бюджетных средств:
  4. — введение дополнительных ограничений на объем государственного долга и величину дефицита бюджетов соответствующих субъектов РФ;
  5. — обязательное заключение соглашений с Министерством финансов РФ о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ;
  6. — введение запрета на финансирование из бюджетов субъектов РФ мероприятий, не отнесенных Конституцией РФ и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;
  7. — проведение ежегодной проверки исполнения бюджета субъекта РФ Счетной палатой РФ или Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
  8. Аналогичные требования ведения бюджетного процесса необходимо ввести и во взаимоотношениях субъектов РФ и муниципальных образований.
  9. Помимо институциональных норм воздействия на субъекты РФ следует усовершенствовать методики распределения финансовой помощи из федерального бюджета с целью создания стимулов к увеличению поступлений доходов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

Предусматривается внести изменения в методику распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, которые обеспечат создание механизма стимулирования органов государственной власти субъектов РФ к развитию собственной налоговой базы.

  • Результаты работы органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по увеличению поступлений налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты целесообразно учитывать при распределении дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.
  • Необходимо совершенствовать процедуру заключения и исполнения соглашений об оздоровлении государственных финансов с высокодотационными субъектами РФ, предусматривая в них права, обязанности и порядок действия сторон в случае нарушения условий соглашений, а также регламентировать методы финансового и административного воздействия в отношении указанных субъектов РФ.
  • Реформа разграничения полномочий законодательно закрепила значительную часть полномочий по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ за органами государственной власти субъектов РФ, и от того, насколько эффективно будут использоваться региональные финансы, во многом будет определяться и устойчивость государственных финансов в целом.
  • В целях активизации деятельности органов государственной власти субъектов РФ по финансовому оздоровлению и улучшению качества управления государственными и муниципальными финансами, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ в субъектах РФ и муниципальных образованиях в составе федерального бюджета образован Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов.

Функционирование Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов особенно актуально в период реализации в РФ бюджетной реформы, реформы местного самоуправления, а также разграничения предметов ведения и полномочий.

В этой связи целесообразно увеличить количество субъектов РФ и муниципальных образований, отбираемых для предоставления субсидий по результатам оценки программ реформирования региональных и муниципальных финансов.

Предстоит усовершенствовать механизмы отбора, установленные в настоящее время, путем усиления роли показателей, определяющих качество управления региональными и муниципальными финансами.

В условиях разграничения полномочий предстоит пересмотреть принципы оказания финансовой помощи, предоставляемой на условиях софинансирования в целях обеспечения выполнения приоритетных для РФ полномочий органов государственной власти субъектов РФ. Средства для предоставления указанной помощи предусматривается сконцентрировать в специально создаваемом Федеральном фонде софинансирования расходов.

Для этого необходимо доработать механизм финансирования из Федерального фонда софинансирования социальных расходов.

Успешный опыт применения этого Фонда для ускорения темпов реформы жилищно-коммунального хозяйства позволяет сделать вывод о необходимости расширения сфер его применения, основанного на выполнении субъектами РФ ряда условий, от которых будут зависеть размеры предоставляемых им средств Фонда. Необходимо определить круг приоритетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов, которые могут быть использованы для софинансирования из федерального бюджета, установить условия получения этой финансовой помощи с учетом показателей качества выполнения определенных задач, порядок ее формирования и распределения.

  1. Применение механизма софинансирования из федерального бюджета должно осуществляться в первую очередь для выполнения полномочий органов государственной власти субъектов РФ, имеющих социальную направленность, таких, например, как предоставление гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, социальная поддержка отдельных категорий граждан.
  2. При определении уровня софинансирования из федерального бюджета по отдельным полномочиям, финансируемым из бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов, необходимо использовать механизм дифференцированного определения объемов предоставления субсидий с учетом показателей качества управления финансами.
  3. Одним из направлений работы по повышению качества управления государственными и муниципальными финансами должно стать повышение бюджетной дисциплины субъектов РФ и муниципальных образований.

Бюджетным законодательством РФ установлен целый ряд параметров, используемых при формировании и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, соблюдение которых должно обеспечиваться в безусловном порядке. Среди таких параметров — ограничение предельных размеров долга и дефицита бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также расходов на обслуживание долга.

Однако, несмотря на экономическую целесообразность и безусловность указанных ограничений, их нарушение допускается целым рядом субъектов РФ. При этом предоставленное Министерству финансов РФ право приостанавливать перечисление межбюджетных трансфертов получателям, нарушающим федеральное законодательство, на практике не получило системного воплощения.

Государственные и муниципальные финансы имеют единую ценностную ориентацию, но в каждом конкретном случае отражают особенности, выражающиеся в специфике их функционирования и развития в рамках федерации, субъектов федерации и муниципальных образований.

Государственные и муниципальные финансы позволяют эффективно и комплексно воздействовать на реальный сектор экономики. Развитие государственных и муниципальных финансов определяется необходимостью создания единой системы финансового воздействия на сбалансированное движение ресурсов и капитала в рамках федерации, субъектов федерации и муниципальных образований.

Применение адекватных современным условиям форм и методов государственного финансового регулирования требует их тщательного изучения. Копирование зарубежного опыта без учета российской специфики не приближает, а отдаляет экономику от стабилизации и экономического прогресса.

Государственные и муниципальные финансы создают условия стабилизации и экономического роста, позволяют управлять бюджетными потоками, способствуют реализации финансовой политики.

Важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленные на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом.

Преодоление финансового кризиса находится в плоскости макроэкономической стабилизации на базе оживления, развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления основ федеративного устройства государства.



Продукты и услуги



Документы ленты ПРАЙМ

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 310 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации»

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу
Российской Федерации «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации».

2. Министерству финансов Российской Федерации:

разместить государственную программу
Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;

принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы
Российской Федерации.

3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 г. № 376-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 12, ст. 1377).

Государственная программа Российской Федерации

«Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации»

(утв. постановлением
Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 310)

Паспорт

государственной программы Российской Федерации «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации»

Паспорт

подпрограммы 1 «Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации»

Паспорт

подпрограммы 2 «Поддержание устойчивого исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» государственной программы Российской Федерации «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации»

Паспорт

подпрограммы 3 «Содействие повышению качества управления региональными и муниципальными финансами» государственной программы Российской Федерации «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации»

I. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы

Приоритеты государственной политики в рамках государственной программы Российской Федерации «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации» (далее — Программа) в целом определены в следующих стратегических документах:

Читать также:  Единый лицевой счет (ЕЛС), единая корпоративная автоматизированная система управления финансовыми и материальными ресурсами (ек асуфр)

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации Д. А. Медведевым 31 января 2013 г.;

Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 — 2013 годах;

Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 — 2014 годах;

Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 — 2015 годах;

Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 — 2016 годах;

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г.;

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г.;

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 г.;

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г.;

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 г.;

основные направления бюджетной и налоговой политики, разрабатываемые в составе материалов к проекту федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2013 — 2015 годы;

Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р.

В соответствии с указанными документами можно определить следующие приоритеты государственной политики в сфере управления региональными и муниципальными финансами:

совершенствование подходов к предоставлению межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с целью повышения эффективности их предоставления и использования;

создание условий для равных финансовых возможностей оказания гражданам Российской Федерации государственных (муниципальных) услуг на всей территории Российской Федерации;

создание условий для устойчивого исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также закрытых административно-территориальных образований;

исключение при выравнивании бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации факторов, которые могут оказать дестимулирующее влияние в случае активизации деятельности субъектов Российской Федерации по наращиванию регионального налогового потенциала, а также применение мер поощрения указанной деятельности нефинансового характера;

повышение качества управления финансами в общественном секторе в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

создание условий для обеспечения согласования финансовой политики на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с финансовой политикой федерального центра.

Основными тенденциями развития управления региональными и муниципальными финансами являются:

повышение самостоятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

снижение зависимости консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации от финансовой помощи, поступающей из федерального бюджета;

развитие программно-целевых методов управления общественными финансами;

повышение качества управления региональными и муниципальными финансами.

При реализации Программы могут возникнуть следующие проблемы:

повышение рисков несбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

несвоевременное осуществление или осуществление не в полном объеме полномочий, закрепленных законодательством Российской Федерации за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

увеличение просроченной кредиторской задолженности;

снижение качества управления региональными и муниципальными финансами;

рост нарушений бюджетного законодательства.

II. Цели и задачи Программы, показатели (индикаторы) и основные ожидаемые результаты ее реализации

Целью Программы является обеспечение равных условий для устойчивого исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и повышения качества управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами.

Для достижения цели Программы необходимо решить следующие основные задачи:

совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

сокращение дифференциации субъектов Российской Федерации в уровне их бюджетной обеспеченности, сбалансированность региональных и местных бюджетов;

повышение эффективности управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами.

Каждой из указанных задач соответствует отдельная подпрограмма.

Первой задаче соответствует подпрограмма 1
«Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации», которая направлена на создание условий для эффективного распределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации и совершенствование системы предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Ожидаемыми результатами реализации подпрограммы 1
являются совершенствование нормативно-правового обеспечения предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, повышение эффективности предоставления нецелевых и целевых межбюджетных трансфертов, а также использования целевых межбюджетных трансфертов (субсидий).

В рамках реализации подпрограммы 1
необходимо обеспечить консолидацию субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на уровне государственных программ Российской Федерации по принципу «одна государственная программа — одна субсидия». Вопрос о соответствующем укрупнении субсидий может быть рассмотрен и на уровне главных распорядителей средств федерального бюджета путем передачи функций по предоставлению субсидий ответственному исполнителю соответствующей государственной программы Российской Федерации.

Важной мерой, способствующей улучшению условий формирования и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и повышению результативности использования субсидий, является увеличение доли субсидий, распределение которых устанавливается приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в общем количестве субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. В рамках реализации мероприятий по данному направлению федеральным органам исполнительной власти — субъектам бюджетного планирования совместно с Министерством регионального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации следует провести работу по корректировке правил предоставления и распределения субсидий в части их распределения приложением к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также изменению статистических данных, используемых при распределении указанных средств.

Одновременно следует провести работу по оптимизации количества иных межбюджетных трансфертов, а также по корректировке Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2008 г. № 392 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации», в целях усиления ответственности субъектов Российской Федерации за невыполнение условий предоставления субсидий и недостижение показателей результативности использования субсидий путем полного или частичного возврата субсидий в федеральный бюджет.

Второй задаче соответствует подпрограмма 2
«Поддержание устойчивого исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов», которая направлена на сокращение дифференциации по уровню бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов Российской Федерации и содействие сбалансированности региональных и местных бюджетов.

Ожидаемыми результатами реализации подпрограммы 2
являются создание условий для устойчивого исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, увеличение налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, а также создание условий для снижения уровня просроченной кредиторской задолженности по исполнению обязательств за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Третьей задаче соответствует подпрограмма 3
«Содействие повышению качества управления региональными и муниципальными финансами», которая направлена на обеспечение методической поддержки и применение мер стимулирующего характера, софинансирование из федерального бюджета региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов в целях улучшения качества управления региональными и муниципальными финансами.

Ожидаемым результатом реализации подпрограммы 3
является создание условий для повышения качества управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами.

Ожидаемыми результатами реализации Программы в целом являются снижение зависимости консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и повышение самостоятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, развитие программно-целевых методов управления бюджетным процессом на региональном и местном уровнях, рост качества управления региональными и муниципальными финансами и сокращение нарушений бюджетного законодательства. Значения показателей (индикаторов) выполнения Программы до 2020 года и наиболее значимого показателя 2
«Доля просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации» по субъектам Российской Федерации предусмотрены приложениями № 1
и 2
к Программе.

Читать также:  ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ

Программа реализуется в 2013 — 2020 годах в 2 этапа:

I этап — 2013 — 2015 годы;

II этап — 2016 — 2020 годы.

На I этапе предполагается проводить ежегодно анализ и оценку сбалансированности бюджетов бюджетной системы, а также осуществлять подготовку предложений по совершенствованию предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе субсидий. Также планируется развивать стимулирующие механизмы межбюджетных отношений в отношении внедрения программно-целевых методов управления региональными и муниципальными финансами и повышения качества организации бюджетного процесса.

На II этапе предполагается осуществлять долгосрочные мероприятия, направленные на реализацию цели и задач Программы.

Основные мероприятия Программы предусмотрены приложением № 3
к Программе.

Сведения о нормативных правовых актах, направляемых на достижение цели и (или) ожидаемых результатов, предусмотрены приложением № 4
к Программе.

Ресурсное обеспечение реализации Программы предусмотрено приложением № 5
к Программе.

III. Общая характеристика участия субъектов Российской Федерации в реализации Программы

Мероприятия Программы направлены прежде всего на формирование стабильной финансовой основы для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе современных принципов эффективного управления государственными и муниципальными финансами, что, в свою очередь, будет способствовать социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Активная деятельность субъектов Российской Федерации оказывает существенное влияние на результаты реализации Программы. В частности, субъекты Российской Федерации должны обеспечить реализацию следующих мероприятий:

повышение бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, мобилизация дополнительных источников доходов;

обеспечение сбалансированности региональных и местных бюджетов (обеспечение достоверного прогнозирования доходов и принятие обеспеченных финансовыми источниками расходных обязательств);

своевременное исполнение расходных обязательств, недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности;

повышение качества управления региональными финансами и эффективности бюджетных расходов;

соблюдение требований бюджетного законодательства (особенно по вопросам, касающимся предельных объемов государственного долга, дефицита и соглашений с Министерством финансов Российской Федерации) во избежание приостановления предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Непосредственное участие субъектов Российской Федерации предусматривает:

в рамках реализации подпрограммы 1
«Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации»:

повышение прозрачности и эффективности предоставляемых муниципальным образованиям межбюджетных трансфертов;

проведение эффективного выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, повышение его значимости и самостоятельности органов местного самоуправления в использовании межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации;

в рамках реализации подпрограммы 2
«Поддержание устойчивого исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов»:

недопущение просроченной кредиторской задолженности по расходам бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а в случае ее наличия — проведение работы по ее сокращению;

наращивание доходной базы отстающих по бюджетной обеспеченности регионов с целью снижения дефицита консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;

недопущение принятия необеспеченных расходных обязательств и проведение взвешенной долговой политики на региональном уровне;

обеспечение соответствия объема расходных обязательств реальным доходным источникам и источникам покрытия дефицита бюджета;

выполнение соглашений о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы;

недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности по оплате труда за счет бюджетов субъектов Российской Федерации;

в отношении органов местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований:

обеспечение формирования сбалансированных бюджетов закрытых административно-территориальных образований;

обеспечение устойчивого и своевременного финансирования социально значимых расходных обязательств закрытых административно-территориальных образований;

поддержание повышенного уровня бюджетной обеспеченности населения и обеспеченности населения объектами социальной и инженерной инфраструктуры по сравнению со средним уровнем по другим муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации;

выполнение обязательств по развитию и поддержке социальной и инженерной инфраструктуры закрытых административно-территориальных образований, на финансирование которой привлекаются средства федерального бюджета и расходуются средства местных бюджетов;

в рамках реализации подпрограммы 3
«Содействие повышению качества управления региональными и муниципальными финансами»:

принятие и реализацию программ повышения эффективности бюджетных расходов;

соблюдение требований бюджетного законодательства;

выполнение требований соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых поступлений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации;

переход к программно-целевому методу формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется принять региональные программы, направленные на создание условий для эффективного управления региональными и муниципальными финансами и определяющие объемы средств на их реализацию в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных региональными бюджетами на очередной финансовый год.

Приложение № 1

к государственной программе
Российской Федерации

«Создание условий для эффективного и ответственного

управления региональными и муниципальными

финансами, повышения устойчивости бюджетов

субъектов Российской Федерации»

Сведения

о показателях (целевых индикаторах) государственной программы Российской Федерации «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации»

* Дополнительные расходы на оплату труда работников бюджетной сферы предусмотрены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы».

Приложение № 2

к государственной программе


Российской Федерации «Создание условий

для эффективного и ответственного

управления региональными

и муниципальными финансами,

повышения устойчивости бюджетов

субъектов Российской Федерации»

Сведения

о показателе 2
«Доля просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации» по субъектам Российской Федерации

Приложение № 3

к государственной программе


Российской Федерации

«Создание условий для эффективного

и ответственного управления региональными

и муниципальными финансами, повышения

устойчивости бюджетов субъектов

Российской Федерации»

Перечень

основных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации»

Приложение № 4

к государственной программе


Российской Федерации «Создание условий

для эффективного и ответственного управления

региональными и муниципальными финансами,

повышения устойчивости бюджетов субъектов

Российской Федерации»

Сведения

о нормативных правовых актах, направленных на достижение цели и (или) ожидаемых результатов государственной программы Российской Федерации «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации»

* Принято постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2013 г. № 1130 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670».

** Принято постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1277 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2010 г. № 1062».

*** Принято постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 465 «О внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов».

Приложение № 5

к государственной программе


Российской Федерации

«Создание условий для эффективного

и ответственного управления региональными

и муниципальными финансами, повышения

устойчивости бюджетов субъектов

Российской Федерации»

Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации» за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета

Обзор документа


Заново утверждена госпрограмма «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов регионов».

Она включает в себя 3 подпрограммы: совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы; поддержание устойчивого исполнения бюджетов регионов и муниципалитетов; содействие повышению качества управления региональными и муниципальными финансами.

Общий объем ассигнований федерального бюджета составляет 5 709 560 310,4 тыс. руб.

Предусмотрены 2 этапа: 2013-2015 гг. и 2016-2020 гг.

Ожидаются следующие результаты.

Количество регионов, в которых расчетная доля трансфертов из федерального бюджета (кроме субвенций, а также субсидий из Инвестиционного фонда РФ) превышает 20%, на I этапе должно сократиться до 45, на II этапе — до 40.

Доля просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированных бюджетов регионов на I этапе должна сократиться до 0,19%, на II этапе — до 0,1%.

Рост доли расходов консолидированных бюджетов регионов, формируемых в рамках целевых программ, на I этапе ожидается на уровне до 70%, на II этапе — до 90%.

Рост расчетной бюджетной обеспеченности по 10 наименее обеспеченным регионам (нарастающим итогом к уровню 2012 г.) на I этапе ожидается на уровне до 136,2%, на II этапе — до 222,7%.

Рост количества регионов, имеющих высокое и надлежащее качество управления региональными финансами, на I этапе ожидается на уровне до 74 регионов, на II этапе — до 78 регионов.

Распоряжение Правительства РФ об утверждении прежней программы признано утратившим силу.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *