МЫСЛЯЕВА И Н ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ М ИНФРА М 2019 446 C

Государственные и муниципальные финансы — Учебник — Мысляева И. М. — 2007

В учебнике государственные и муниципальные финансы рассматриваются как элемент финансово-кредитной системы Раскрываются их особенности и роль, проанализированы такие их звенья, как бюджет, внебюджетные специальные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий. Большое внимание уделено вопросам дефицита бюджета, государственного и муниципального долга, направлениям их сокращения и эффективного управления, принципам построения бюджетной системы, процессу составления, рассмотрения и исполнения бюджета, взаимосвязи уровней бюджетной системы, системе межбюджетных отношений в Российской Федерации.       Для студентов и аспирантов, практических работников, а также всех, кто интересуется вопросами бюджетно-налоговой политики государства.

Мысляева И. М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е,перераб. и дон. — М: ИНФРА-М, 2007. — 360. — (Высшее образование). ISBN 5-16-002855-2УДК 336.1/.5(075.8)ББК 65.261я73M95

Глава 1. С УЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ 1.1. Финансы как экономическая категория 1.2. Функции финансов 1.3. Финансовая политика государства и финансовый механизм Вопросы для самопроверки

ГЛАВА II. Г ОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ 2.1. Финансово-кредитная система, ее звенья и принципы формирования 2.2. Сущность и функции государственных финансов 2.3. Государственная финансовая система и ее звенья Вопросы для самопроверки

ГЛАВА III. Б ЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА 3.1. Бюджетное устройство и его типы 3.2. Бюджетный федерализм 3.3. Основы межбюджетных отношений в РФ 3.3.1. Этапы реформирования системы межбюджетных отношений в Российской Федерации 3.3.2. Основные механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации 3.3.3. Межбюджетные отношения на субрегиональном уровне Вопросы для самопроверки

ГЛАВА IV. Б ЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ4.1. Бюджетная классификация и ее роль в бюджетном процессе 4.2. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации 4.3. Классификация расходов бюджетов Российской Федерации 4.3.1. функциональная классификация расходов бюджетов РФ 4.3.2. Экономическая классификация расходов бюджетов РФ 4.3.3. Ведомственная классификация расходов бюджетов РФ 4.4. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации 4.4.1. Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ 4.4.2. Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ 4.5. Классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга 4.6. Классификация видов государственных внешних долгов Вопросы для самопроверки

Глава V. Г ОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО ДОХОДЫ 5.1. Экономическая роль и функции бюджета 5.2. Доходы федерального бюджета, региональных и местных бюджетов5.3. Налоговые доходы федерального бюджета РФ 5.4. Неналоговые доходы федерального бюджета РФ Вопросы для самопроверки

ГЛАВА VI. С ИСТЕМА НАЛОГОВ В РФ 6.1. Налоги: природа, сущность и функции 6.2. Становление и развитие налоговой системы в РФ 6.3. Система налогов Российской Федерации 6.3.1. Налог на добавленную стоимость 6.3.2. Акцизы 6.3.3. Таможенные пошлины 6.3.4. Налог на прибыль 6.3.5. Налог на доходы с физических лиц 6.3.6. Налог на имущество 6.3.7. Транспортный налог 6.3.8. Ресурсные налоги 6.4. Бюджетно-налоговое планирование и регулирование Вопросы для самопроверки

ГЛАВА VII. Р АСХОДЫ БЮДЖЕТА 7.1. Экономическое содержание расходов государственного бюджета 7.2. Основные направления расходования средств федерального бюджета РФ 7.3. Основные принципы и методы бюджетного финансирования 7.4. Формы предоставления бюджетных средств Вопросы для самопроверки

ГЛАВА VIII. Д ЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 8.1. Дефицит бюджета и оценка его уровня 8.2. Способы финансирования дефицита бюджета 8.3. Содержание и формы государственного кредита 8.4. Государственный и муниципальный долг 8.4.1. Сущность государственного долга 8.4.2. Государственный внутренний долг 8.4.3. Государственный внешний долг 8.4.4. Основные направления сокращения долговой зависимости Вопросы для самопроверки

ГЛАВА IX. В НЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ ГОСУДАРСТВА 9.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 9.2. Государственные социальные внебюджетные фонды 9.2.1. Пенсионный фонд РФ 9.2.2. Фонд социального страхования 9.2.3. Фонд обязательного медицинского страхования РФ 9.3. Специальные внебюджетные фонды Вопросы для самопроверки

ГЛАВА X. Б ЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС 10.1. Участники бюджетного процесса 10.2. Составление проектов бюджетов 10.3. Рассмотрение и утверждение федерального бюджета 10.4. Исполнение бюджета 10.5. Основные направления совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации Вопросы для самопроверки

ГЛАВА XI. К ОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ 11.1. Содержание, формы и органы бюджетного контроля 11.2. Федеральное казначейство и его функции 11.3. Демократизация бюджетного процесса: первый опыт Вопросы для самопроверки Список рекомендуемой литературы

Дата публикации: 07.08.2010 14:25 UTC

Следующие учебники и книги:

В учебнике государственные и муниципальные финансы рассматриваются как элемент финансово-кредитной системы. Раскрываются их особенности и роль, проанализированы такие их звенья, как бюджет, внебюджетные специальные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий. Большое внимание уделено вопросам дефицита бюджета, государственного и муниципального долга, направлениям их сокращения и эффективного управления, принципам построения бюджетной системы, процессу составления, рассмотрения и исполнения бюджета, взаимосвязи уровней бюджетной системы, системе межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальности 38.02.06 «Финансы».

Фрагмент текстового слоя документа размещен для индексирующих роботов.
Для полноценной работы с документом, пожалуйста, перейдите в
ридер.

Москва
ИНФРА-М
2022

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ
ФИНАНСЫ

И. Н. М ЫСЛЯЕВА

УЧЕБНИК

Рекомендовано
Межрегиональным учебно-методическим советом
профессионального образования в качестве учебника
для учебных заведений, реализующих программу
среднего профессионального образования
по специальности 38.02.06 «Финансы»
(протокол № 17 от 11.11.2019)

5-е издание, переработанное и дополненное

Глава IV. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ . . . . . . . . . . . . 83
4.1.
Бюджетная классификация и ее роль
в бюджетном процессе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
4.2.
Классификация доходов бюджетов
Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
4.3.
Классификация расходов бюджетов
Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
4.4.
Классификация источников финансирования
дефицитов бюджетов Российской Федерации . . . . . 97
4.5.
Классификация операций сектора
государственного управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103

Вопросы для самопроверки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104

Глава V.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
И ЕГО ДОХОДЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
5.1.
Экономическая роль и функции бюджета . . . . . . . 105
5.2.
Доходы федерального бюджета,
региональных и местных бюджетов . . . . . . . . . . . . . 108
5.3.
Налоговые доходы федерального
бюджета Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . 117
5.4.
Неналоговые доходы федерального
бюджета Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . 122

Читать также:  КОГДА ЗАКОНЧИТСЯ МИРОВОЙ ФИНАНСОВ

Вопросы для самопроверки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131

Глава VI. СИСТЕМА НАЛОГОВ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . 132
6.1.
Налоги: природа, сущность и функции . . . . . . . . . 132
6.2.
Становление и развитие налоговой
системы в Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . 141
6.3.
Система налогов Российской Федерации . . . . . . . 147
6.3.1. Налог на добавленную стоимость . . . . . . . . . . . . . . 150
6.3.2. Акцизы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
6.3.3. Таможенные пошлины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
6.3.4. Налог на прибыль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
6.3.5. Налог на доходы с физических лиц . . . . . . . . . . . . . 177
6.3.6. Налог на имущество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
6.3.7. Транспортный налог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
6.3.8. Торговый сбор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
6.3.9. Налог на игорный бизнес . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
6.3.10. Ресурсные налоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199

6.4.
Бюджетноналоговое планирование
и регулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212

Вопросы для самопроверки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218

Глава VII. РАСХОДЫ БЮДЖЕТА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219
7.1.
Экономическое содержание расходов
государственного бюджета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219
7.2.
Основные направления расходования
средств федерального бюджета
Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
7.3.
Основные принципы и методы бюджетного
финансирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
7.4.
Формы предоставления бюджетных средств . . . . . 240

Вопросы для самопроверки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255

Глава VIII. ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
8.1.
Дефицит бюджета и оценка его уровня . . . . . . . . . 256
8.2.
Способы финансирования дефицита
бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
8.3.
Содержание и формы государственного
кредита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270
8.4.
Государственный и муниципальный долг . . . . . . . . 277
8.4.1. Сущность государственного долга . . . . . . . . . . . . . . 277
8.4.2. Государственный внутренний долг . . . . . . . . . . . . . 283
8.4.3. Государственный внешний долг . . . . . . . . . . . . . . . . 292
8.4.4. Основные направления сокращения
долговой зависимости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309

Вопросы для самопроверки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319

Глава IX.
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
ГОСУДАРСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320
9.1.
Социальноэкономическая сущность
внебюджетных фондов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320
9.2.
Государственные социальные внебюджетные
фонды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323
9.2.1. Пенсионный фонд Российской Федерации . . . . . . 332
9.2.2. Фонд социального страхования . . . . . . . . . . . . . . . . 343
9.2.3. Фонд обязательного медицинского страхования
Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 351

9.3.
Специальные внебюджетные фонды . . . . . . . . . . . . 362
9.4.
Суверенные фонды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 367

Вопросы для самопроверки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375

Глава X.
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС . . . . . . . . . . . . . . . . . . 377
10.1.
Участники бюджетного процесса . . . . . . . . . . . . . . . 377
10.2.
Составление проектов бюджетов . . . . . . . . . . . . . . . 380
10.3.
Рассмотрение и утверждение федерального
бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 389
10.4.
Исполнение бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 394
10.5.
Основные направления совершенствования
бюджетного процесса в Российской
Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 404

Вопросы для самопроверки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 414

Глава ХI. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 415
11.1.
Содержание, формы, методы и органы
бюджетного контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 415
11.2.
Федеральное казначейство и его функции . . . . . . . 423
11.3.
Демократизация бюджетного процесса:
первый опыт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 429

Вопросы для самопроверки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 435

Список рекомендуемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 436

ПРЕДИСЛОВИЕ

Государственные и муниципальные финансы являются важным
звеном любой финансовой системы. Они тесно связаны с кредитной, банковской и страховой системами. Государственные
финансы — важный элемент финансового рынка. Посредством
государственных финансов осуществляется также взаимодействие между странами, развивается мировое хозяйство. Поэтому,
не имея представлений, что такое государственные финансы, как
они функционируют, трудно судить и о том, как в целом работает
финансовокредитная система любой страны.
Государственные и муниципальные финансы — это основа
деятельности государства и органов местного самоуправления.
Вряд ли можно представить государство, в руках которого не было
ни единого рубля. Только располагая достаточным количеством
денежных средств, государство может осуществлять социальную
политику, поддерживать отдельные отрасли хозяйства, проводить
научные исследования или обеспечивать обороноспособность.
Государственные финансы — это мощный рычаг макроэкономического регулирования. Посредством умелого использования
этого инструмента государство может решать самые разные задачи: регулировать темпы экономического роста, поддерживать
стабильность денежной единицы, регулировать уровень ссудного
процента, сглаживать конъюнктурные колебания.
В России государство только начинает осваивать этот важный
экономический инструмент. После принятия Бюджетного кодекса РФ работа по составлению и утверждению бюджета приобрела
строго регламентированные и законные рамки. Что касается исполнения бюджета, особенно контроля за использованием бюджетных
средств, то эта работа, по большому счету, только начинается.
Российское государство еще не научилось в должной мере строить такую налоговую систему, которая бы в полной мере учитывала
и одновременно согласовывала разные интересы, представленные
в обществе. Оно еще не привыкло похозяйски и рационально
распоряжаться своими доходами, не научилось оптимизировать
свои расходы в условиях ограниченного количества ресурсов, что
приобрело особую актуальность в период мирового финансового
кризиса 2008–2014 гг. и стремительного падения цен на нефть.
Недостаточен опыт и в области управления государственным дол

гом, неконтролируемый рост которого чуть было не вверг страну
в ситуацию суверенного дефолта в 1998 г.
Много сделано за последние годы в области межбюджетных
отношений. Однако до сих пор предлагаются и отрабатываются
многочисленные модели взаимосвязей бюджетов разных уровней,
разные схемы распределения расходных и доходных полномочий,
без которых трудно надеяться на то, что жизнь большинства граждан в городах, поселках, мегаполисах или областях будет спокойной и обеспеченной.
Все эти проблемы свидетельствуют о том, что система государственных и муниципальных финансов в России развивается. Она
меняется, совершенствуется, становится более зрелой. Многое уже
устоялось, стало обыденным. Но многое еще предстоит изменить.
В этих условиях важно не только зафиксировать то положительное, что достигнуто, что прочно вошло в практику, но и наметить
направления, по которым в будущем должно идти совершенствование системы государственных и муниципальных финансов.
Именно с учетом этих двух важных задач и написан данный
учебник. Этим, может быть, он и отличается от большого количества учебников по государственным финансам, которые в последнее время стали появляться на книжных прилавках.
Цель учебника — не только дать необходимый минимум знаний
для тех, кто еще не знаком с системой государственных и муниципальных финансов, кто только начинает их изучать, но и заставить задуматься над проблемами, которые существуют в этой
области. Задуматься и, опираясь на полученные знания, решить
их. Наверное, именно в этом и состоит главное предназначение
любого знания.
Предлагаемая вашему вниманию книга — это уже пятое издание учебника «Государственные и муниципальные финансы».
Первое издание учебника вышло в 2003 г., второе — в 2007 г.,
третье — в 2012 г., четвертое —в 2017 г. Но с тех пор произошли
определенные изменения в системе государственных и муниципальных финансов Российской Федерации, бюджетном процессе
и в бюджетной классификации, уточнены перечень и порядок
взимания отдельных налогов. Больше внимания стало уделяться
системе управления общественными (публичными) финансами
как целостной системе бюджетного планирования, исполнения
бюджета и бюджетного контроля. Эта система в России все еще

Читать также:  ФИНАНСЫ ЭТО СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА

находится в стадии становления, поэтому очень важно понять,
при каких условиях она может эффективно функционировать.
За последние годы новый импульс для развития получили
межбюджетные отношения, особенно межбюджетные отношения
на субрегиональном уровне. Однако и в этой области все еще
остается много нерешенных вопросов. В частности, механизмы
перераспределения финансовых ресурсов между бюджетами
субъектов РФ и местными бюджетами, разграничение расходных
полномочий между ними и многое другое.
По мере того как за последние годы менялась ситуация на мировых рынках углеводородов, российский бюджет все больше испытывал трудности с привлечением финансовых ресурсов. В этих
условиях не могла не измениться политика российского государства в области внутренних и внешних заимствований, а также
в отношении формирования и использования суверенных фондов
государства.
Эти изменения мы не могли не включить в новое издание
учебника. И не только потому, что большинство произошедших
изменений уже получили свое закрепление в принятых поправках
к Бюджетному и Налоговому кодексам Российской Федерации,
но и потому, что знание этих новаций существенно расширяет
представления о системе государственных и муниципальных финансов России, максимально приближая их к реальной практике.

ГЛАВА I
СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ
ФИНАНСОВ

1.1. Ф ИНАНСЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

В обыденной жизни понятие «финансы» часто ассоциируется
с деньгами, с денежными отношениями. Да и сами денежные отношения очень часто называют финансовыми. Однако «финансовые
отношения» и «денежные отношения» — это не тождественные
понятия. « Денежные отношения» — более широкое понятие, тогда
как финансы — лишь часть денежных отношений.
Как известно, деньги — это всеобщий эквивалент, особый товар, выделившийся из товарного мира для удобства обмена товара
на товар. Поэтому возникновение денег связано с появлением товарного производства. В условиях товарного производства деньги
выполняют множество функций. Они выражают стоимость товара,
служат средством обмена, платежа и накопления. Они могут также
использоваться в расчетах между странами.
Денежное выражение стоимости товара есть его цена. В свою
очередь, в категории «цена» представлены определенные взаимоотношения между продавцом и покупателем, когда при обмене
товара на деньги некоторое количество денег возвращается к собственнику товара.
Деньги не всегда сопровождают движение товаров или услуг.
Собственник денежных средств может передавать их другим лицам
на условиях платности и возврата по истечении определенного
времени. В таком случае возникают кредитные отношения.
Работник, нанимаясь и трудясь на предприятии, получает заработную плату. В таком случае между работником и работодателем
также возникают денежные отношения.
Во всех перечисленных случаях имеют место денежные отношения, для которых общей характеристикой является возмездность
(эквивалентность). Если ты платишь деньги — получаешь товар;
если выполняешь определенную работу — получаешь заработную плату; если берешь деньги в кредит — платишь процент и т.п.
Однако такая возмездность характерна не для всех денежных отношений. Выделяется особая группа денежных отношений, для
которой характерным является преимущественно неэквивалентное

движение денег. Именно эта группа денежных отношений и представляет собой финансовые отношения.
Обособление части денежных отношений в особую категорию
«финансы» связано с появлением такого важного субъекта хозяйственной жизни, как государство. Государству для выполнения
своих функций всегда были необходимы денежные средства, которые формировались в основном за счет перераспределения созданного продукта, через налоги. Само наличие государства обязывало
граждан и хозяйствующих субъектов отдавать часть своих доходов
на общие нужды. Так возникли денежные отношения, которые
нельзя в полной мере назвать эквивалентными.
Государство изымало через налоги денежные средства. Но в каждом конкретном случае, для каждого налогоплательщика, будь то
хозяйствующий субъект или гражданин, установить прямую связь
между тем, сколько ты отдал и сколько получил взамен от государства в виде общественных благ, было невозможно. В таком
случае возникали неэквивалентные денежные отношения, основу
которых составляли уже не столько экономические, сколько меры
правового, принудительного характера.
В результате этих отношений формировались централизованные денежные фонды государства. Эти фонды государство использовало на финансирование армии, содержание госаппарата,
осуществление экономической и социальной политики. По мере
того, как возрастала роль государства, расширялись прежде всего его
экономические функции, рос объем централизованных денежных
фондов государства. Сегодня в бюджетах большинства развитых
стран сосредоточено до половины всего национального ВВП.
В результате перераспределения формировались не только
централизованные фонды государства, но и децентрализованные
денежные фонды хозяйствующих субъектов и граждан (домашних
хозяйств). Фирмы, реализовав продукцию и уплатив налоги, получали денежные средства, которые они уже могли использовать
по своему усмотрению. Граждане, работники, получив заработную
плату и уплатив налоги, также получали в свое распоряжение денежные средства, которые использовали для удовлетворения своих
потребностей.
Так происходило обособление части денежных средств и выделение особой группы денежных отношений, которая функционировала исключительно на стадии распределения и перераспределения совокупного продукта. Именно она и получила название
финансов.

В современном понимании финансы представляют собой систему денежных отношений по поводу формирования, распределения
и использования централизованных денежных средств государства
в целях выполнения его функций, а также децентрализованных
средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств с целью
обеспечения условий их расширенного воспроизводства.
При этом необходимо иметь в виду следующие обстоятельства.
Первое. Уровень и состояние финансов во многом определяются тем, как обстоят дела в реальном секторе производства. Это
обусловлено производным характером финансов и тем обстоятельством, что финансы — это лишь часть денежных отношений,
возникающих на стадии перераспределения созданного продукта.
Поэтому от того, каков объем созданного в обществе продукта,
зависит и объем финансовых средств, которым реально могут располагать государство, хозяйствующие субъекты и граждане.
Второе. Финансы, будучи категорией перераспределения, существенно отличаются от других стоимостных категорий, которые
в условиях рыночного хозяйства также выполняют функции перераспределения (цена, кредит). Если такие денежные категории, как
цена, заработная плата, прибыль, кредит, обусловлены системой
экономических отношений и наличием товарного производства,
то финансы как категория перераспределения порождена самим
фактом наличия государства.
Третье. Хотя финансы связаны с перераспределением созданного продукта, они оказывают свое влияние на весь ход воспроизводственного процесса, главным образом через налоги и государственное финансирование.
Таким образом, подводя итог, следует отметить, что финансы
как экономическая категория — это особая группа денежных отношений, обладающих одновременно следующими признаками:
1) это денежные отношения, связанные с перераспределением
созданного общественного продукта;
2) их наличие обусловлено существованием государства как
органа управления;
3) это отношения, которые опосредуют преимущественно неэквивалентное денежное движение;

Читать также:  Александр, вы изучали экономику?

организации расходования их для осуществления высших задач государственного
союза или, короче, как науку о способах наилучшего удовлетворения материальных
потребностей государства» (Витте С. Ю. Конспект лекций о Народном и Государственном хозяйстве. С Пб., 1912).

4) основой их существования и формирования является сфера
материального производства;
5) они оказывают существенное влияние на весь ход воспроизводственного процесса, главным образом через налоги и государственное финансирование.

1.2. Ф УНКЦИИ ФИНАНСОВ

Сущность финансов наиболее полно проявляется через их
функ ции. Финансы выполняют три основные функции: распределительную, регулирующую и контрольную.
Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости произведенного общественного продукта, формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств. В результате перераспределения образуются вторичные или производные доходы.
Созданный в обществе валовый внутренний продукт (ВВП)
за вычетом потребленных в процессе производства средств производства проходит первичное распределение, результатом которого
является формирование доходов основных участников сферы материального производства. Однако этого недостаточно для того,
чтобы общественное хозяйство в целом могло развиваться и нормально функционировать. Возникает необходимость перераспределения созданного продукта, которое обусловлено:
• наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой материальный продукт не создается (образование,
здравоохранение, оборона и т.п.);
• дифференциацией доходов различных групп населения, которая
неизбежна в условиях рыночной экономики;
• неравномерностью развития отдельных территорий и отраслей
хозяйства.
В итоге перераспределения формируются доходы государства;
доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы; население получает дополнительные денежные средства через социальные выплаты; территории и предприятия — дополнительные
ресурсы для развития. Таким образом, вторичные доходы формируют конечные пропорции использования национального дохода
и играют важную роль в сбалансированном развитии отдельных
отраслей хозяйства и территорий, обеспечении достойного уровня
жизни широких слоев населения.

Государственные и муниципальные финансы

БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА3.1. Бюджетное устройство и его типы3.2. Бюджетный федерализм3.3. Основы межбюджетных отношений в РФ

4.1. Бюджетная классификация и ее роль в бюджетном процессе4.2. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации4.3. Классификация расходов бюджетов Российской Федерации

4.5. Классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга4.6. Классификация видов государственных внешних долговГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО ДОХОДЫ

СИСТЕМА НАЛОГОВ В РФ6.1. Налоги: природа, сущность и функции6.2. Становление и развитие налоговой системы в РФ6.3. Система налогов Российской Федерации

ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА8.1. Дефицит бюджета и оценка его уровня8.2. Способы финансирования дефицита бюджета8.3. Содержание и формы государственного кредита

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ ГОСУДАРСТВА9.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов9.2. Государственные социальные внебюджетные фонды

Государственные и муниципальные финансы — Мысляева И. — Учебник

: Цель учебника «Государственные и муниципальные финансы» — не только дать необходимый минимум знаний для тех, кто еще не знаком с системой государственных и муниципальных финансов, кто только начинает их изучать, но и заставить задуматься над проблемами, которые существуют в этой области. Задуматься и, опираясь на полученные знания, решить их. Наверное, именно в этом и состоит главное предназначение любого знания.
Предлагаемый вашему вниманию учебник «Государственные и муниципальные финансы» — это уже второе издание учебника «Государственные и муниципальные финансы». С момента выхода впервые учебника в свет в 2003 г. произошли существенные изменения в бюджетной и налоговой системе Российской Федерации. Была разработана новая бюджетная классификация, были уточнены перечень и порядок взимания отдельных напогов. Определенные изменения произошли в бюджетной системе, в системе межбюджетных отношений, а также в сфере контроля за использованием бюджетных средств. Несколько иной стала и политика российского государства в области внутренних и внешних заимствований.

Эти изменения столь существенны, что мы не могли не включить их в новое издание учебника «Государственные и муниципальные финансы». И не только потому, что большинство произошедших изменений уже получили свое закрепление в принятых поправках к Бюджетному и Налоговому кодексам Российской Федерации, но и потому, что знание этих новаций существенно расширяют представления о системе государственных и муниципальных финансов России, максимально приближая их к реальной практике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *