Мысляева и н государственные и муниципальные финансы учебник и н мысляева

Мысляева и н государственные и муниципальные финансы учебник и н мысляева

В учебнике государственные и муниципальные финансы рассматриваются как элемент финансово-кредитной системы. Раскрываются их особенности и роль, проанализированы такие их звенья, как бюджет, внебюджетные специальные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий. Большое внимание уделено вопросам дефицита бюджета, государственного и муниципального долга, направлениям их сокращения и эффективного управления, принципам построения бюджетной системы, процессу составления, рассмотрения и исполнения бюджета, взаимосвязи уровней бюджетной системы, системе межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Для студентов и аспирантов, практических работников, а также всех, кто интересуется вопросами бюджетно-налоговой политики государства.

Обсуждение Государственные и муниципальные финансы

Главная » Экономика » Государственные и муниципальные финансы — Мысляева И.М.

Мысляева и н государственные и муниципальные финансы учебник и н мысляева

  • Экономика / Студентам — финансы
  • Мысляева И.М.
  • Русский
  • PDF

Глава 1 сущность и функции финансов

1.1. ФИНАНСЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

В обыденной жизни понятие «финансы» часто ассоциируется с деньгами, с денежными отношениями. Да и сами денежные отношения очень часто называют финансовыми. Однако «финансовые отношения» и «денежные отношения» — это не тождественные понятия. «Денежные отношения» — более широкое понятие, тогда как финансы — лишь часть денежных отношений.

Как известно, деньги — это всеобщий эквивалент, особый товар, выделившийся из товарного мира для удобства обмена товара на товар. Поэтому возникновение денег связано с появлением товарного производства. В условиях товарного производства деньги выполняют множество функций. Они выражают стоимость товара, служат средством обмена, платежа и накопления. Они могут также использоваться в расчетах между странами.

Денежное выражение стоимости товара есть его цена. В свою очередь, в категории «цена» представлены определенные взаимоотношения между продавцом и покупателем, когда при обмене товара на деньги некоторое количество денег возвращается к собственнику товара.

Деньги не всегда сопровождают движение товаров или услуг. Собственник денежных средств может передавать их другим лицам на условиях платности и возврата по истечении определенного времени. В таком случае возникают кредитные отношения.

Работник, нанимаясь и трудясь на предприятии, получает заработную плату. В таком случае между работником и работодателем также возникают денежные отношения.

Во всех перечисленных случаях имеют место денежные отношения, для которых общей характеристикой является возмездность (эквивалентность). Если ты платишь деньги — получаешь товар; если выполняешь определенную работу — получаешь заработную плату; если берешь деньги в кредит — платишь процент и т.п. Однако такая возмездность характерна не для всех денежных отношений. Выделяется особая группа денежных отношений, для которой характерным является преимущественно неэквивалентмое движение денег. Именно эта группа денежных отношений и

представляет собой финансовые отношения.

Обособление части денежных отношений в особую категорию «финансы» связано с появлением такого важного субъекта хозяйственной жизни, как государство. Государству для выполнения своих функций всегда были необходимы денежные средства, которые формировались в основном за счет перераспределения создан -ного продукта, через налоги. Само наличие государства обязывало граждан и хозяйствующих субъектов отдавать час и, своих доходов на общие нужды. Так возникли денежные отношения, которые нельзя в полной мере назвать эквивалентными.

Государство изымало через налоги денежные средства. Но в каждом конкретном случае, для каждого налогоплательщика, будь то хозяйствующий субъект или гражданин, установить прямую связь между тем, сколько ты отдал и сколько получил взамен от государства в виде общественных блат, было невозможно. В таком случае возникали неэквивалентные денежные отношения, основу которых составляли уже не столько экономические, сколько меры правового, принудительного характера.

В результате этих отношений формировались централизованные денежные фонды государства. Эти фонды государство использовало на финансирование армии, содержание госаппарата, осуществление экономической и социально!! полигики. По мере того, как возрастата роль государства, расширялись прежде всего его экономические функции, рос объем централизованных денежных фондов государства. Сегодня в бюджетах большинства развитых стран сосредоточено до половины всею национального ВВП.

В результате перераспределения формировались не только централизованные фонды государства, но и децентрализованные денежные фонды хозяйствующих субъектов и граждан (домашних хозяйств). Фирмы, реализовав продукцию и уплатив налоги, получали денежные средства, которые они уже могли использовать по своему усмотрению. Граждане, работники, получив заработную плату и уплатив налоги, также получали в свое распоряжение денежные средства, которые использовали для удовлетворения своих потребностей.

Читать также:  ЭКСПЕРТ ФИНАНС ЧТО ЭТО ЗА КОМПАНИЯ

Так происходило обособление части денежных средств и выделение особой группы денежных отношений, которая функционировала исключительно на стадии распределения и перераспределения совокупного продукта. Именно она и получила название финансов.

Таким образом, финансы как экономическая категория представляют собой часть денежных отношений, которые опосредуют неэквивалентное движение денег, возникают на стадии перераспределения созданного продукта и связаны с наличием государства как органа управления.

Такой подход отражен и в самом термине «финансы» (finances — денежные средства). Считается, что впервые его ввел французский ученый Ж. Боден в 1577 г. в своей работе «Шесть книг о республике». В русский язык этот термин перешел в XVIII в. ив течение долгого времени употреблялся как синоним понятию «казна». Русский профессор права Московского университета Семен Ефимович Десницкий в работе «Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи» так определял финансы: «Финансы заключают в себе смысл пространный: они имеют предлогом доставление государству надельных и довольных по его надобности доходов»1

В изданном в начале XIX в. Академией наук толковом словаре отмечалось: «Финансы, фр. Государственная казна, собираемая с поддаыых для содержания Государства и всех частей оного, как-то: Государева дома, армии, флота, государственных министерств и других статских чинов и пр. пр.»2

После опубликования в 1889 г. профессором Санкт-Петербургского университета В.А Лебедевым работы «Финансовое право» под финансами стали понимать не только государственные доходы, но и все материальные и личные средства, которыми располагает государственная власть3.

Более широкая трактовка финансам была дана в работах СЮ. Витте. В Конспекте лекций о Народном и Государственном хозяйстве он определяет финансы не только как доходы государства, но и его расходы, включая государственный долг4.

См.: Переводы из энциклопедии. Печатаны при императорском Московском университете 1767 года. С. 326.

Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту. Ч. 3. — СПб., 1806. С. 995. ВА. Лебедев писал: «Итак, под словом финансы надо понимать не только государственные доходы или денежные средства, но вообще все материальные или личные средства, какие государственная или общественная власть имеет в своем распоряжении для удовлетворения потребностей общества» (Лебедев В.А. Финансовое право. Т. 1. Вып. I, —СПб., 1889. С. 5).

В современном понимании финансы представляют собой систему денежных отношений по поводу формирования, распределения

и использования централизованных денежных средств государства в целях выполнения его функций, а также децентрализованных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств с целью обеспечения условий их расширенного воспроизводства.

При этом необходимо иметь в виду следующие обстоятельства.

Первое. Уровень и состояние финансов во многом определяются тем, как обстоят дела в реальном секторе производства. Это обусловлено производным характером финансов и тем обстоятельством, что финансы — это лишь часть денежных отношений, возникающих на стадии перераспределения созданного продукта. Поэтому от того, каков объем созданного в обществе продукта, зависит и объем финансовых средств, которым реально могут располагать государство, хозяйствующие субъекты и граждане.

Второе. Финансы, будучи категорией перераспределения, существенно отличаются от других стоимостных категорий, которые в условиях рыночного хозяйства также выполняют функции перераспределения (цена, кредит). Если такие денежные категории, как цена, заработная плата, прибыль, кредит, обусловлены системой экономических отношений и наличием товарного производства, то финансы как категория перераспределения, порождена самим фактом наличия государства.

Третье. Хотя финансы связаны с перераспределением созданного продукта, они оказывают свое влияние на весь ход воспроизводственного процесса, главным образом через налоги и государственное финансирование.

Таким образом, подводя итог, следует отметить, что финансы как экономическая категория — это особая группа денежных отношений, обладающих одновременно следующими признаками:

это денежные отношения, связанные с перераспределением созданного общественного продукта;

их наличие обусловлено существованием государства как органа управления;

это отношения, которые опосредуют преимущественно неэквивалентное денежное движение;

организации расходования их для осуществления высших задач государственного союза или, короче, как науку о способах наилучшего удовлетворения материальных

потребностей государства» (ВиттеС.Ю.: Конспект лекций о Народном и Государственном хозяйстве. — СПб., 1912).

основой их существования и формирования является сфера материального производства;

они оказывают существенное влияние на весь ход воспроизводственного процесса, главным образом через налоги и государственное финансирование.

Читать также:  Автор получил сообщение от министра финансов, который был смертельно бледен. Что именно вы говорите? О-ФИ-ГЕННО! Президент

Государственные и муниципальные финансы — Мысляева И. — Учебник

Мысляева и н государственные и муниципальные финансы учебник и н мысляева

: Цель учебника «Государственные и муниципальные финансы» — не только дать необходимый минимум знаний для тех, кто еще не знаком с системой государственных и муниципальных финансов, кто только начинает их изучать, но и заставить задуматься над проблемами, которые существуют в этой области. Задуматься и, опираясь на полученные знания, решить их. Наверное, именно в этом и состоит главное предназначение любого знания.
Предлагаемый вашему вниманию учебник «Государственные и муниципальные финансы» — это уже второе издание учебника «Государственные и муниципальные финансы». С момента выхода впервые учебника в свет в 2003 г. произошли существенные изменения в бюджетной и налоговой системе Российской Федерации. Была разработана новая бюджетная классификация, были уточнены перечень и порядок взимания отдельных напогов. Определенные изменения произошли в бюджетной системе, в системе межбюджетных отношений, а также в сфере контроля за использованием бюджетных средств. Несколько иной стала и политика российского государства в области внутренних и внешних заимствований.

Эти изменения столь существенны, что мы не могли не включить их в новое издание учебника «Государственные и муниципальные финансы». И не только потому, что большинство произошедших изменений уже получили свое закрепление в принятых поправках к Бюджетному и Налоговому кодексам Российской Федерации, но и потому, что знание этих новаций существенно расширяют представления о системе государственных и муниципальных финансов России, максимально приближая их к реальной практике.

Государственные и муниципальные финансы. Мысляева И.

Мысляева и н государственные и муниципальные финансы учебник и н мысляева

2-е изд., перераб.
и доп. — М.: 2007. —
360 с.

В учебнике государственные и муниципальные финансы
рассматриваются как элемент финансово-кредитной системы. Раскрываются их
особенности и роль, проанализированы такие их звенья, как бюджет, внебюджетные
специальные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий.
Большое внимание уделено вопросам дефицита бюджета, государственного и
муниципального долга, направлениям их сокращения и эффективного управления,
принципам построения бюджетной системы, процессу составления, рассмотрения и
исполнения бюджета, взаимосвязи уровней бюджетной системы, системе межбюджетных
отношений в Российской Федерации.

Для студентов и аспирантов, практических работников,
а также всех, кто интересуется вопросами бюджетно-налоговой политики
государства.

Формат:
pdf
/ zip

Размер:
 3,3 Мб

О том, как читать книги в форматах
,

— см. раздел «Программы; архиваторы; форматы

Мысляева и н государственные и муниципальные финансы учебник и н мысляева

Предисловие

Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном любой финансовой системы. Они тесно связаны с кредитной, банковской и страховой системами. Государственные финансы – важный элемент финансового рынка. Посредством государственных финансов осуществляется также взаимодействие между странами, развивается мировое хозяйство. Поэтому, не имея представлений, что такое государственные финансы, как они функционируют, трудно судить и о том, как в целом работает финансово-кредитная система любой страны.

Государственные и муниципальные финансы – это основа деятельности государства и органов местного самоуправления. Вряд ли можно представить государство, в руках которого не было ни единого рубля. Только располагая достаточным количеством денежных средств, государство может осуществлять социальную политику, поддерживать отдельные отрасли хозяйства, проводить научные исследования или обеспечивать обороноспособность.

Государственные финансы – это мощный рычаг макроэкономического регулирования. Посредством умелого использования этого инструмента государство может решать самые разные задачи: регулировать темпы экономического роста, поддерживать стабильность денежной единицы, регулировать уровень ссудного процента, сглаживать конъюнктурные колебания.

В России государство только начинает осваивать этот важный экономический инструмент. После принятия Бюджетного кодекса РФ работа по составлению и утверждению бюджета приобрела строго регламентированные и законные рамки. Что касается исполнения бюджета, особенно контроля за использованием бюджетных средств, то эта работа, по большому счету, только начинается.

Российское государство еще не научилось в должной мере строить такую налоговую систему, которая бы в полной мере учитывала и одновременно согласовывала разные интересы, представленные в обществе. Оно еще не привыкло по-хозяйски и рационально распоряжаться своими доходами, не научилось оптимизировать свои расходы в условиях ограниченного количества ресурсов. Недостаточен опыт и в области управления государственным долгом, неконтролируемый рост которого чуть было не вверг страну в ситуацию суверенного дефолта в 1998 г.

Много сделано за последние годы в области межбюджетных отношений. Однако до сих пор предлагаются и отрабатываются многочисленные модели взаимосвязей бюджетов разных уровней, разные схемы распределения расходных и доходных полномочий, без которых трудно надеяться на то, что жизнь большинства граждан в городах, поселках, мегаполисах или областях будет спокойной и обеспеченной.

Читать также:  В какую эпоху Российской империи произошла попытка создания экосистемы?

Все эти проблемы свидетельствуют о том, что система государственных и муниципальных финансов в России развивается. Она меняется, совершенствуется, становится более зрелой. Многое уже устоялось, стало обыденным. Но многое еще предстоит изменить.

В этих условиях важно не только зафиксировать то положительное, что достигнуто, что прочно вошло в практику, но и наметить направления, по которым в будущем должно идти совершенствование системы государственных и муниципальных финансов.

Читать онлайн «Государственные и муниципальные финансы. Учебник»

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
;ерия основана в 1 996 г. И. Н. МЫСЛЯЕВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ
ФИНАНСЫ
Учебник
2-е издание

Допущено Министерством образования
Российской Федерации в качестве учебника
для студентов высших учебных заведений
по специальности «Государственное
и муниципальное управление»

Моква
ИНФРА-М
2007
УДК 336. 1/. 5(075. 8)
ББК 65. 261я73
IVI95

Рецензенты:
Кафедра государственного регулирования национальной экономики
Государственного университета управления;
д. э. н. , проф. В. Н. Лексин;
д. э. н. , проф. , заслуженный деятель науки РФ Ф. И. Шамхалов

Мысляева И. М. М95 Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е,
перераб. и дон. — М: ИНФРА-М, 2007. — 360.

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

  • 1.1. Финансы как экономическая категория
  • 1.2. Функции финансов
  • 1.3. Финансовая политика государства и финансовый механизм

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ

  • 2.1. Финансово-кредитная система, ее звенья и принципы формирования
  • 2.2. Сущность и функции государственных финансов
  • 2.3. Государственная финансовая система и ее звенья

БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА3.1. Бюджетное устройство и его типы3.2. Бюджетный федерализм3.3. Основы межбюджетных отношений в РФ

  • 3.3.1. Этапы реформирования системы межбюджетных отношений в Российской Федерации
  • 3.3.2. Основные механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации
  • 3.3.3. Межбюджетные отношения на субрегиональном уровне

4.1. Бюджетная классификация и ее роль в бюджетном процессе4.2. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации4.3. Классификация расходов бюджетов Российской Федерации

  • 4.3.1. функциональная классификация расходов бюджетов РФ
  • 4.3.2. Экономическая классификация расходов бюджетов РФ
  • 4.3.3. Ведомственная классификация расходов бюджетов РФ

4.4. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации

  • 4.4.1. Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ
  • 4.4.2. Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ

4.5. Классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга4.6. Классификация видов государственных внешних долговГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО ДОХОДЫ

  • 5.1. Экономическая роль и функции бюджета
  • 5.2. Доходы федерального бюджета, региональных и местных бюджетов
  • 5.3. Налоговые доходы федерального бюджета РФ
  • 5.4. Неналоговые доходы федерального бюджета РФ

СИСТЕМА НАЛОГОВ В РФ6.1. Налоги: природа, сущность и функции6.2. Становление и развитие налоговой системы в РФ6.3. Система налогов Российской Федерации

  • 6.3.1. Налог на добавленную стоимость
  • 6.3.3. Таможенные пошлины
  • 6.3.4. Налог на прибыль
  • 6.3.5. Налог на доходы с физических лиц
  • 6.3.6. Налог на имущество
  • 6.3.7. Транспортный налог
  • 6.3.8. Ресурсные налоги

6.4. Бюджетно-налоговое планирование и регулирование

  • 7.1. Экономическое содержание расходов государственного бюджета
  • 7.2. Основные направления расходования средств федерального бюджета РФ
  • 7.3. Основные принципы и методы бюджетного финансирования
  • 7.4. Формы предоставления бюджетных средств

ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА8.1. Дефицит бюджета и оценка его уровня8.2. Способы финансирования дефицита бюджета8.3. Содержание и формы государственного кредита

8.4. Государственный и муниципальный долг

  • 8.4.1. Сущность государственного долга
  • 8.4.2. Государственный внутренний долг
  • 8.4.3. Государственный внешний долг
  • 8.4.4. Основные направления сокращения долговой зависимости

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ ГОСУДАРСТВА9.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов9.2. Государственные социальные внебюджетные фонды

  • 9.2.1. Пенсионный фонд РФ
  • 9.2.2. Фонд социального страхования
  • 9.2.3. Фонд обязательного медицинского страхования РФ

9.3. Специальные внебюджетные фонды

  • 10.1. Участники бюджетного процесса
  • 10.2. Составление проектов бюджетов
  • 10.3. Рассмотрение и утверждение федерального бюджета
  • 10.4. Исполнение бюджета
  • 10.5. Основные направления совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации

КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

  • 11.1. Содержание, формы и органы бюджетного контроля
  • 11.2. Федеральное казначейство и его функции
  • 11.3. Демократизация бюджетного процесса: первый опыт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *