НА КАКОЙ СТАДИИ ПРОЦЕССА ВОСПРОИЗВОДСТВА РОЛЬ ФИНАНСОВ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНА РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

Финансы
в общественном воспроизводстве

Процесс
общественного воспроизводства 
в любом обществе включает в себя
четыре стадии: производство, обмен, распределение 
и потребление. 
Все эти стадии обязательны для воспроизводства,
и отсутствие одной из них означает прекращение
всего процесса. Каждая из стадий использует
ряд категорий, участие которых может
быть прямым или косвенным (опосредованным).
Даже в простом натуральном хозяйстве
какая-то часть продукции направляется
на обмен, а часть — подлежит распределению.
В развитом товарно-денежном хозяйстве
преобладающая часть продукции направляется
на обмен, который выражен в денежном выражении.

На первой стадии (производство) происходит
соединение в предпринимательских 
структурах трех компонентов (видов 
ресурсов, капитала) — орудий труда, предметов 
труда, самого труда. В результате производится
продукт, имеющий потребительную стоимость 
и стоимость. На этой стадии используются
такие основные категории, как издержки,
заработная плата, кредит, товар, прибыль,
доход и другие, и создается 
совокупный общественный продукт (С + V).

Стадия обмена практически не создает 
новой потребительской стоимости,
однако увеличивает стоимость продукта,
товара или услуги. На этой стадии кроме 
указанных категорий используются
такие, как расходы, цена, стоимость,
налоги, отчисления и др. Товар, имеющий 
стоимость, сравнивается с общественно 
необходимыми издержками и предстает 
на рынке через рыночную цену, на
которую влияют многие внешние факторы.

На третьей стадии (распределение)
происходит процесс первичного распределения 
созданного продукта (совокупного общественного 
продукта — СОП) на составные части (С
+ V + М) и процесс вторичного распределения
(перераспределения) национального 
дохода (V + М). Из совокупного общественного 
продукта в процессе распределения 
выделяется доля, предназначенная на
возмещение предметов и орудий труда,
использованных на стадии производства
и обмена. Оставшаяся часть распределяется
между собственником и работниками,
принимавшими участие в производстве
и обмене. В процессе перераспределения 
доля заработной платы работников и 
доходов (прибыли) собственников аккумулируется
в общегосударственные фонды, и 
таким образом формируется основная
часть средств централизованных
и децентрализованных фондов накопления
и потребления. Финансы, как основной
перераспределительный механизм, не только
аккумулируют денежные средства в фондах,
но и организуют их использование в соответствии
со своими функциями и государственной
политикой.

На заключительной стадии воспроизводства 
часть средств используется на общегосударственные 
нужды, содержание надстроечных институтов,
бюджетной сферы, другая часть средств 
направляется в воспроизводственный 
процесс. Соотношение этих частей определяется
большим числом факторов, основными 
из которых являются: уровень жизни 
населения, структурная перестройка 
экономики, состояние финансового 
рынка и долга, устойчивость национальной
валюты, конкурентоспособность, состояние 
технологии производства и др.

Совокупный общественный продукт 
состоит из двух основных частей: стоимости 
израсходованных на производство продукции
(товаров, работ и услуг) средств производства,
капитала — С, стоимости рабочей силы и
прибавочной стоимости (прибыли) — V + М.
Однако следует учитывать условность
такого деления, так как в нем не учитывается
часть стоимости, израсходованной на внепроизводственные
нужды. Представленная схема условна и
в последовательности стадий воспроизводства. 
Финансы в той или иной степени, как и денежные
отношения, опосредуют все стадии общественного
воспроизводства. 
Так, на первой стадии через финансовые
инструменты опосредованно регулируются:
состав и количественное выражение издержек
(состав затрат, нормы амортизации и др.),
сферы предпринимательской деятельности
(монополисты, малое предпринимательство
и др.), уровень налогообложения и отчислений
в зависимости от величины израсходованных
ресурсов (налоги и отчисления, относимые
на издержки, минимальный размер оплаты
труда и др.), ограничения на вложения в
коммерческие расходы, правила привлечения
средств на финансовый рынок и т. д.Участвуя
в процессе обмена, финансы также опосредованно
регулируют системы и порядок расчетов,
формирование цен и расценок, правила
международного обмена и расчетов и др. 
На стадии распределения совокупного
общественного продукта на С + V + М опосредованное
влияние финансов осуществляется через
установление норм оплаты труда, ограничения
в получении прибыли (доходов), правил
использования свободных денежных средств
и т. д. 
В процессе распределения С + V финансы
принимают непосредственное участие в
формировании централизованных и децентрализованных
денежных фондов и сумм средств государства
и хозяйствующих субъектов через механизмы
исчисления и уплаты налогов и отчислений
из V и М. Однако следует учитывать, что
одновременно происходит и процесс использования
средств, например на сферу услуг, образование
и здравоохранение, оборону и т. п. Последние
ведь тоже платят налоги, средства которых
направляются на формирование фондов.
И так далее. Шахтой стадии распределения
национальный доход делится на фонд накопления
и фонд потребления и практически одновременно
происходит использование денежных средств
по направлениям. 
Фонд накопления состоит из средств, предназначенных
для расширения воспроизводства и для
образования резервных фондов. Основными
направлениями использования средств
являются вложения в экономику и создание
государственных и страховых фондов. Формирование
доходов и расходование средств производится
в пределах бюджета, утвержденного до
начала года, однако на практике происходит
опережение расходов, то есть необходимость
произвести расходование средств наступает
раньше, чем сформированы доходы. В таких
случаях используется механизм привлечения
государственного кредита. 
Средства этого фонда направляются на
оборону, управление, поддержку промышленности
и сельского хозяйства, малого и среднего
предпринимательства и т. п. 
Фонд потребления также состоит из двух
составных частей: средств фонда общественного
потребления и средств фонда личного потребления.
Через фонды общественного потребления
государство организует финансирование
просвещения, здравоохранения, социального
страхования и обеспечения. Средства этих
фондов также реализуются через бюджет
государства. Фонд личного потребления
подразделяется на фонды личных накоплений
и фонды потребления, однако формирование
и расходование средств не затрагивает
финансовый механизм распределения. 
Соотношение между объемами средств фондов
накопления и потребления и количеством
используемых фондов определяется многими
факторами, и в том числе: экономическим
развитием хозяйства страны, вли-янием
международного разделения труда и капитала,
инвестиционной сферой, государственным
устройством, уровнем техники и технологии,
устойчивостью национальной валюты и
т. д. Точно определить все соотношения
практически невозможно, так как не рассчитывается
общий финансовый потенциал государства
и экономики, нет фактических данных о
формировании и использовании средств
резервных фондов и фондов личного потребления,
значительна роль теневого сектора в экономике
страны.

Роль
финансов в общественном
воспроизводстве

Расширенное
воспроизводство включает непрерывное 
возобновление и расширение производственных
фондов, рост валового внутреннего продукта
(ВВП) и его главной части – национального
дохода, воспроизводство рабочей силы
и производственных отношений. Оно осуществляется
с использованием товарно-денежных, финансовых
и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве
всех составных частей ВВП принадлежит
государственным финансам и финансам
предприятий.

Государство
воздействует на воспроизводственный 
процесс через финансирование
отдельных предприятий и отраслей народного
хозяйства, социальных мероприятий и налоговую
политику.

В условиях
углубления рыночных реформ происходит
перестройка всей системы финансовых
отношений в народном хозяйстве.
Государственные финансы, прежде всего 
бюджетная система, путем соответствующего
направления средств должны обеспечить
структурную перестройку экономики,
ускорение научно-технического прогресса,
повышение эффективности производства
и на этой основе рост жизненного уровня
народа.

За счет
централизованных фондов обеспечиваются
потребности расширенного воспроизводства 
на макроуровне; осуществляется
межотраслевое и территориальное перераспределение
ресурсов для выравнивания уровня экономического
и социального развития отдельных регионов.

На 
микроуровне финансы участвуют в
процессах как распределения, так и перераспределения.
Так государство в той или иной степени
регламентирует процесс деятельность
предприятий, устанавливая:

— состав
затрат, относимых на себестоимость
продукции;

— методы
применения амортизационных отчислений;

— объекты
и ставки налогообложения;

— сроки
и порядок списания с баланса обязательств
предприятия;

— состав
внереализационных расходов, принимаемых
в расчет налогооблагаемой прибыли.

Особенно 
велика роль финансов в расширенном 
воспроизводстве предприятий различных 
форм собственности, поскольку при 
их непосредственном участии создается 
ВВП, и происходит его распределение 
внутри предприятий и отраслей.

Финансы
выступают важным элементом воспроизводства
рабочей силы, в стоимость которой помимо
оплаты труда входят также расходы на
образование, здравоохранение, социальное
обеспечение. Расширение сферы социальных
расходов вызывается во многом требованиями
научно-технической революции. Быстрая
качественная перестройка производства
требует постоянного изменения профессиональной
структуры рабочей силы, что влечет за
собой дальнейший рост расходов на образование
и переквалификацию кадров.

Финансы
и их роль в общественном
воспроизводстве

Государственные
финансы- это система денежных отношений
по поводу формирования и использования
фондов, необходимых государству для выполнения
своих функций. Государство вмешивается
в процесс воспроизводства, с целью изъятия
части вновь созданной стоимости в этот
момент и возникают государственные финансы.
Вновь созданная стоимость проходит стадию
распределения, а затем обмена и потребления.

Совокупный 
общий продукт состоит из двух
частей: 1. стоимости израсходованных 
на производство продукции средств
производства, орудий труда и предметов
труда (С) 2. национального дохода (стоимости
рабочей силы и продукта- V и m). После I стадии
распределения, когда совокупный общий
продукт распределяется на С и V+m наступает
II стадия, когда национальный доход (V+m)
делятся на фонд накопления и фонд потребления.
В свою очередь фонд накопления образует
две части, предназначенные для расширения
воспроизводства и создания резервных
фондов.

Читать также:  Мба финансы что за займ

В свою
очередь фонд потребления- фонд общего
потребления и фонд личного потребления.
Таким образом, финансовые отношения возникают
тогда, когда движение денег обретает
определённую самостоятельность, т.е.
когда в результате производства и реализации
товаров формируются денежные доходы
участников процесса воспроизводства
и происходит использование этих доходов
(момент получения на предприятии выручки
считается началом финансовых отношений).
Для того, чтобы все возможности общества
были по возможности обеспечены необходимой
суммой средств, денежные доходы подразделяются
на обособленные по целевому назначению
части, которые называются денежными фондами.
В условиях рынка финансы охватывают как
государственные финансы, так и финансы
частных предприятий.

Финансы
частных предприятий выражают денежные
отношения, которые возникают в 
ходе экономической деятельности и 
обеспечивают процесс производства
и получения прибыли. Деятельность
предприятий осуществляется на основе
индивидуального кругооборота капитала.
В связи с чем эти денежные фонды носят
обособленный децентризованный характер.
В это же время государство имеет непосредственные
отношения с финансами частных предприятий,
которые выражаются в форме взимания платежей
в бюджетные и внебюджетные фонды, предоставление
субсидий, регламентация кредитных отношений.
Финансы и кредит как экономические категории
тесно взаимосвязаны. Финансы характеризуют
экономические отношения, связанные с
относительно безвозвратным движением
денежных средств. А кредит с движением
средств на условиях возвратности, платности,
срочности, обеспеченности.

Какова роль финансов в общественном воспроизводстве, или эко­номическом процессе, который, как известно, включает четыре стадии: производство, обмен, распределение и потребление? В воспроизвод­стве, как едином экономическом процессе, действуют различные эко­номические субъекты (экономические единицы):

1) домашние хозяйства;

2) хозяйствующие субъекты (фирмы);

Все они потребляют множество экономических (материальных и денежных) ресурсов, получают доходы и несут определенные расхо­ды, т.е. имеют определенные бюджетные ограничения. Основными доходами домашних хозяйств является оплата труда в форме заработной платы и ряд других доходов (процентный, от сдачи имущества в аренду, дивиденды и т.д.). Эти средства расходуются на приобретение потребительских товаров и услуг, оплату жилья, отдых и, частично, лечение. Хозяйствующие субъекты (фирмы) получают доход от про­дажи продукции и услуг как домашним хозяйствам, так и другим фир­мам, получая определенную экономическую выгоду в результате по­ступления активов и погашения обязательств, приводящую к росту собственного капитала. Одновременно они несут определенные рас­ходы, уменьшающие их экономические выгоды в результате выбытия определенных активов (денежных средств, иного имущества).

Таким образом, доходы и расходы имеются у всех экономических субъектов воспроизводственного процесса, т.е. все они имеют своеоб­разные «бюджеты», состоящие из доходной и расходной части. При этом у одних участников возникает «профицит» этих бюджетов, у дру­гих — «дефицит»; это создает объективную необходимость перерасп­ределения сформировавшихся денежных средств, что и осуществля­ется с помощью финансов в широком понимании этого термина.

Все доходы субъектов экономических отноше­ний в процессе воспроизводства делятся на первичные и вторичные, получаемые уже после перераспределения первичных Доходов. Они образуются:

• государственных финансов (часть доходов аккумулируется в бюд­жете и внебюджетных фондах в форме налогов и сборов);

• финансовых посредников (коммерческих и сберегательных банков, кредитных союзов, частных пенсионных фондов, инвестиционных фондов и компаний, страховых компаний и т.д.) на основе доброволь­ного взаимовыгодного перераспределения средств;

• финансового рынка, на котором осуществляется обмен свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств на активы (финансовые требования и ценные бумаги), приносящие до­ход.

Таким образом, в процессе перераспределения участвуют как госу­дарственные финансы, финансрвые посредники, так и непосредствен­но хозяйствующие субъекты, вкладывая свои свободные денежные средства в ценные бумаги или предоставляя их взаймы другим хозяй­ствующим субъектам, испытывающим «дефицит бюджета». В воспроизводственном процессе, процессе распределения и перераспреде­ления денежные, кредитные и финансовые отношения тесно перепле­таются. При этом на макроуровне процесс властного перераспределе­ния осуществляется с помощью государственных финансов, поэтому они и являются перераспределительной категорией.

На микроуровне финансы участвуют как в процессе распределе­ния, так и в процессе перераспределения. Проанализируем финансо­вый аспект распределения совокупного общественного продукта на уровне предприятия. В условиях «идеального рынка» (отсутствие на­логов и других форм вмешательства государства, наличие большого числа продавцов и покупателей, равный доступ на рынок и к инфор­мации всех потенциальных участников и т.п.) распределение внутри предприятия на материальные затраты, оплату труда, прочие затраты и прибыль происходило бы без вмешательства государства, по зако­нам рыночной конкуренции. Оно определялось бы рыночной стоимо­стью отдельных видов ресурсов, соотношением спроса, предложения и цен, решениями собственников. В реальности таких «идеальных рын­ков» не бывает. Государство в той или иной степени вмешивается в этот процесс, т.е. осуществляет его регламентацию. В бывшем СССР такое вмешательство было глобальным. Действовали прейскурантные цены на оборудование и материалы, осуществлялись их централизо­ванное нормирование и распределение, устанавливались жесткие нор­мы амортизационных отчислений, лимитировался и ряд других эле­ментов затрат, централизованно определялись страховые платежи, тарифы оплаты труда и оклады, плановая величина прибыли и про­порции ее распределения внутри предприятия и в бюджет.

1) состав затрат, относимых на себестоимость продукции;

2) размер некоторых видов затрат, относимых на себестоимость продукции в целях начисления ‘налогооблагаемой прибыли (расходы на командировки, представительские, рекламу, образование, оплату процентов за банковский кредит);

3) методы применения амортизационных отчислений основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашиваю­щихся предметов, а также сроки полезного использования амортизи­руемых основных фондов в целях исчисления налогооблагаемой при­были;

4) объекты и ставки налогообложения, включая социальный налог;

5) сроки и порядок списания с баланса обязательств предприятия;

Значительная часть финансовых отношений предприятий регламен­тирована гражданским законодательством: величина и порядок форми­рования уставного и резервного капитала для предприятий различных организационно-правовых форм; порядок размещения и выкупа акций, приватизация, ликвидация, слияние и разделение предприятий; поря­док очередности списания средств с расчетного счета и др.

Определенные денежные доходы и фонды образуются на предприя­тии уже на стадии создания и распределения произведенного продук­та (применительно к предприятию). Так, часть выручки от продаж дол­жна быть направлена на возмещение материальных затрат и оплату труда. Но уже за счет полученной выручки у предприятия аккумули­руются денежные средства (фонды) в виде амортизационных отчис­лений по основным средствам, малоценным и быстроизнашивающим­ся предметам и нематериальным активам. Хотя они предназначены для приобретения нового соответствующего имущества, но до его приоб­ретения они находятся в обороте предприятия. Кроме того, за счет полученной выручки от реализации продукции образуются денежные резервы предстоящих расходов и платежей, состав которых регламен­тируется соответствующим нормативным документом в области бух­галтерского учета и учетной политикой предприятия. У предприятий может образовываться также и ремонтный фонд, предназначенный для равномерного пополнения затрат на особо сложные виды ремонта ос­новных производственных фондов в себестоимости продукции. Вели­чина перечисленных выше денежных фондов включается в состав се­бестоимости продукции, а формирование их идет в процессе распре­деления выручки от реализации продукции.

Процесс распределения сопровождается и процессом перераспреде­ления. Так, при выплате заработной платы происходит удержание по­доходного и социального налога. В общей величине оплаченной выручки предприятие получает и доход в форме прибыли. Определенная часть прибыли перераспределяется в форме налоговых платежей в бюджетную систему. В результате в обороте предприятия остается нераспреде­ленная прибыль (прошлых лет и отчетного года), представляющая со­бой сумму нетто прибыли (чистой прибыли), т.е. разницу между конеч­ным финансовым результатом (валовой прибылью) и суммой прибыли, направленной на уплату налогов и других платежей в бюджет.

Читать также:  ЧТО Я ХОЧУ ЗНАТЬ О ФИНАНСАХ

В свою очередь, чистая прибыль может направляться (распреде­ляться) в фонд накопления, который служит источником финансирования капитальных вложений, и фонд потребления, предназначенный для удовлетворения различных социальных потребностей и матери­альных поощрений (оба этих фонда формируются в соответствии с уч­редительными документами, решениями общего собрания акционеров или учетной политикой предприятия). За счет чистой прибыли может быть образован и ряд других фондов. В процессе перераспределений также формируется ряд денежных источников средств предприятия, имеющих характер фондов:

• уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд) образуется при создании предприятия за счет взносов учредителей (участ­ников) или за счет имущества, закрепленного собственником за пред­приятием. Порядок его формирования (минимальная величина, сро­ки взносов, дополнительное привлечение средств) регламентируется законодательством. Уставный капитал предназначен для авансирова­ния средств во внеоборотные и оборотные активы;

• целевое финансирование и поступления из бюджета в случаях, предусмотренных соответствующими законами;

• целевое финансирование и поступления из отраслевых и межот­раслевых внебюджетных фондов и от других предприятий и физичес­ких лиц — для осуществления мероприятий целевого назначения.

— создавая для всех хозяйствующих субъектов условия для само­финансирования и регулируя частично структуру расходов и цен пред­приятий с помощью налогов, регламентации амортизационной поли­тики, налоговых вычетов и льгот, ограничения минимального уровня

оплаты труда и собственного капитала;

— обеспечивая заинтересованность всех хозяйствующих субъектов в осуществлении инвестиционной и инновационной деятельности пу­тем соответствующих налоговых вычетов;

— создавая условия доверия всех экономических субъектов к госу­дарству и кредитной системе для обеспечения аккумуляции временно свободных денежных средств и их перераспределения.

Эти ключевые моменты воздействия финансов на воспроизвод­ственный процесс должны отражаться в финансовой политике.

Какова роль финансов в расширенном воспроизводстве, или эко­номическом процессе, который, как известно, включает четыре стадии: производство, обмен, распределение и потребление? В воспроизвод­стве, как едином экономическом процессе, действуют различные эко­номические субъекты (экономические единицы):

Разница между всеми доходами и всеми расходами предприятия формирует прибыль до налогообложения, а после уплаты налогов со­здается нераспределенная прибыль, которая может использоваться на накопление и потребление. Соответственно государство как экономи­ческий субъект в силу своих властных полномочий устанавливает нало­ги, формирует свои доходы за счет налоговых платежей, сборов, отчис­лений и расходует их для создания общественных благ, т.е. несет опре­деленное бремя расходов для удовлетворения общественных нужд — содержания армии, служб общественного порядка, администрации, судов, оказания медицинских услуг и социальной помощи и т.д.(7,с.58).

— у предприятий в форме прибыли, остающейся в их распоряже­нии, и амортизационных отчислений (чистый денежный поток);

— у работников (домохозяйств) в форме чистой оплаты труда, ос­тающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, выплат из чистой прибыли акционерам и участникам, оплаты труда «бюджетни­кам», выплат из внебюджетных фондов социального направления;

— у государства в форме перераспределенных доходов предприя­тий в бюджет и внебюджетные фонды.

Процессы формирования и использования доходов субъектов вос­производственного процесса сопровождаются процессами распреде­ления и перераспределения этих доходов, необходимыми для регули­рования экономики в условиях рыночных отношений при помощи финансов в широком понимании этого слова. Упомянутый выше «про­фицит» бюджета, возникающий у отдельных экономических субъек­тов, перераспределяются с помощью:

— государственных финансов (часть доходов аккумулируется в бюд­жете и внебюджетных фондах в форме налогов и сборов);

— финансовых посредников (коммерческих и сберегательных банков, кредитных союзов, частных пенсионных фондов, инвестиционных фондов и компаний, страховых компаний и т.д.) на основе доброволь­ного взаимовыгодного перераспределения средств;

— финансового рынка, на котором осуществляется обмен свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств на активы (финансовые требования и ценные бумаги), приносящие до­ход (7, с.59).

Таким образом, в процессе перераспределения участвуют как госу­дарственные финансы, финансовые посредники, так и непосредствен­но хозяйствующие субъекты, вкладывая свои свободные денежные средства в ценные бумаги или предоставляя их взаймы другим хозяй­ствующим субъектам, испытывающим «дефицит» бюджета. В воспроизводственном процессе распределения и перераспреде­ления денежные, кредитные и финансовые отношения тесно перепле­таются. При этом на макроуровне процесс властного перераспределе­ния осуществляется с помощью государственных финансов, поэтому они и являются перераспределительной категорией.

Итак, все распределение ВВП и национального дохода в условиях командно-административной экономики жестко регламентировалось государством. Это порождало широкий круг финансовых отношений предприятий уже на стадии первичного распределения ВВП, что поз­воляло безоговорочно включать их финансы в общую систему госу­дарственных финансов (90% предприятий были государственными). В современных условиях России деятельность предприятий регламен­тирована значительно меньше. Так, при создании и распределении сто­имости совокупного общественного продукта (СОП) и ВВП в рамках конкретного предприятия государство сегодня регулирует:

2) размер некоторых видов затрат, относимых на себестоимость продукции в целях начисления налогооблагаемой прибыли (расходы на командировки, представительские, рекламу, образование, оплату процентов за банковский кредит);

6) состав внереализационных расходов, принимаемых в расчет на­логооблагаемой прибыли (7, с.61).

— уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд) образуется при создании предприятия за счет взносов учредителей (участ­ников) или за счет имущества, закрепленного собственником за пред­приятием. Порядок его формирования (минимальная величина, сро­ки взносов, дополнительное привлечение средств) регламентируется законодательством. Уставный капитал предназначен для авансирова­ния средств во внеоборотные и оборотные активы;

— целевое финансирование и поступления из бюджета в случаях, предусмотренных соответствующими законами;

— целевое финансирование и поступления из отраслевых и межот­раслевых внебюджетных фондов и от других предприятий и физичес­ких лиц — для осуществления мероприятий целевого назначения.

Таким образом, финансы (в широком понимании этого термина) охватывают все стадии воспроизводственного процесса — производ­ство/обмен, распределение, потребление — и могут оказывать регули­рующее воздействие на все его составляющие:

— создавая для всех хозяйствующих субъектов условия для само­финансирования и регулируя частично структуру расходов и цен пред­приятий с помощью налогов, регламентации амортизационной поли­тики, налоговых вычетов и льгот, ограничения минимального уровня

— обеспечивая заинтересованность всех хозяйствующих субъектов в осуществлении инвестиционной и инновационной деятельности пу­тем соответствующих налоговых вычетов;

— создавая условия доверия всех экономических субъектов к госу­дарству и кредитной системе для обеспечения аккумуляции временно свободных денежных средств и их перераспределения (16, с.64).

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Были рассмотрены функции финансов, а именно: распределительная и контрольная — эти функции осуществляются финансами одновременно. Нельзя забывать, что помимо этих двух основных функций есть и другие: регулирующая функция — она связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства, стабилизационная функция — обеспечивает для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях и стимулирующая, за счет которой государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, целых отраслей в нужном обществу направлении.

1. Галицкая С. В. « Деньги, кредит, финансы»: Учебник — М., 2002 – 512с.

Читать также:  ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА МАРКЕТИНГА И ФИНАНСОВ В ВОРОНЕЖЕ ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ СПО

2. Дробозина Л. А. « Финансы. Денежное обращение. Кредит»: Учебник для вузов. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997 – 479с.

3. Лаврушин О. И. « Деньги. Кредит. Банки»: Учебное пособие — М.,2000-605с.

4. Родионова В. М. « Финансы»:Учебное пособие — М., Финансы и статистика, 2001-680с.

5. Финансы. Денежное обращение и кредит: Учебник/Под ред. М.В. Романовского, О. В. Врублевской — М.: Юрайт 2007- 612с.

6. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов /Под ред. Н.Ф. Самсонова-М.: Инфра, 2007- 519с.

7. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов./Под ред. проф. Г.Б. Поляка – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2001 – 512с.

8. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник./М. В. Романовский и др. – М.: Юрайт-М, 2001. – 543с.

9. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник./Под ред. В.К., А. М. Ковалевых — М.: Проспект, 2007 – 652с.

10. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник./Под ред. В.К. Сенчаговой, А. И. Архипова. – М.: «Проспект», 1999 – 496с.

11. Финансы и кредит: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления /В. Д. Фетисов, Т. В. Фетисова- М.: Юнити-Дана, 2006 — 399с.

12. Финансы и кредит: Учебное пособие/Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2006 – 512с.

13. Финансы. Учебник/Под ред. проф. В.В. Ковалева — М.:ПБОЮЛ,2001– 640с.

14. Финансы и финансовая система России: Учебное пособие/Под ред. С.С. Артемьев и др., Саранск: Издательство Мордовского ун-та 2004 – 152с.

15 С. И. Лушин, Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России, «О функциях финансов. Исторический аспект», ж-л «Финансы» №7 2005 – 54с.

Процесс общественного
воспроизводства в любом обществе
включает в себя четыре стадии:

Все эти стадии
обязательны для воспроизводства и
отсутствие одной из них означает
прекращение всего процесса. Каждая из
стадий обслуживается или использует
ряд категорий, участие которых может
быть прямым или косвенным (опосредованным).
Даже в простом натуральном хозяйстве
какая-то часть продукции направляется
на обмен, а другая часть – на распределение.

Роль
государственных финансов и выполнения
ими своих функций наиболее
значительна на стадии распределения.
На этой стадии воспроизводственного
процесса активнее проявляются все
общественные интересы и, соответственно,
все их противоречия.

На первой стадии
происходит соединение следующих
компонентов: орудий труда, предметов
труда (средств производства — С), самого
труда (V).

В результате,
произведенный продукт, имеющий
потребительную стоимость и стоимость.
На этой стадии используются такие
основные категории как:
издержки, заработная плата, кредит,
товар, прибыль, доход и др. и создается
совокупный общественный продукт
СОП = C
+ V.

Стадия обмена,
практически, не создает новой
потребительской стоимости, однако
увеличивает стоимость продукта, товара
или услуги. На этой стадии кроме указанных
категорий используются такие как:
расходы, цена, стоимость, налоги,
отчисления и др. Товар, имеющий стоимость,
сравнивается с общественно необходимыми
издержками и предстает на рынке через
рыночную цену, на которую влияют многие
внешние факторы.

Распределению
подлежит результат стадии производства
— совокупный
общественный продукт (СОП1).

На третьей стадии
– распределения, происходит процесс
первичного
распределения
созданного продукта (совокупного
общественного продукта – СОП) на
составные части – (С) и (V
+ M)
и процесс вторичного
распределения
(перераспределения) национального
дохода НД = (V
+ M)
на фонд потребления и фонд накопления.

Из СОП в процессе
распределения
выделяется доля, предназначенная на
возмещение предметов и орудий труда
(С), использованных на стадии производства
и обмена. Оставшаяся часть распределяется
между собственником и работниками,
принимавшими участие в производстве
и обмене.

В процессе
перераспределения
НД доля заработной платы работников
(V)
и доходов (прибыли) собственников (М)
аккумулируется в общегосударственные
фонды и таким
образом формируются основная часть
средств централизованных (государственных),
а также и децентрализованных (хоз.
субъектов) фондов
накопления и потребления.

В этом случае,
финансы, как основной перераспределительный
механизм не только аккумулируют денежные
средства в фондах, но и организуют их
использование в соответствии со своими
функциями и государственной политикой.

На заключительной
стадии
воспроизводства (стадии
потребления),
часть средств используется на
общегосударственные нужды, содержание
надстроечных институтов, бюджетной
сферы), другая часть средств направляется
в воспроизводственный процесс.
Соотношение этих частей определяется
большим числом факторов, основными из
которых являются: уровень жизни населения,
структурная перестройка экономики,
состояние финансового рынка и долга,
устойчивость национальной валюты,
конкурентоспособность, состояние
технологии производства и др.

Финансы в той
или иной степени, как и денежные отношения,
опосредуют все стадии общественного
воспроизводства.

Так, на первой
стадии через финансовые инструменты
опосредованно регулируются: состав и
количественное выражение издержек
(состав затрат, нормы амортизации и
др.), сферы предпринимательской
деятельности (монополисты, малое
предпринимательство и др.), уровень
налогообложения и отчислений в зависимости
от величины израсходованных ресурсов
( налоги и отчисления, относимые на
издержки, минимальный размер оплаты
труда, и др.), ограничения на вложения
в коммерческие расходы, правила
привлечения средств на финансовый рынок
и т.д.

Участвуя в процессе
обмена, финансы также опосредованно
регулируют системы и порядок расчетов,
формирование цен и расценок, правила
международного обмена и расчетов и др.

На стадии
распределения совокупного общественного
продукта на С + V
+ M
опосредованное влияние финансов
осуществляется через установление норм
оплаты труда, ограничения в получении
прибыли (доходов), правил использования
свободных денежных средств и т.д.

В процессе
распределения C
+ V
финансы принимают непосредственное
участие в формировании централизованных
и децентрализованных денежных фондов
и сумм средств государства и хозяйствующих
субъектов через механизмы исчисления
и уплаты налогов и отчислений из V
и M.
Однако следует учитывать, что одновременно
происходит и процесс использования
средств, например, на сферу услуг,
образование и здравоохранение, оборону
и т.п. Последние же тоже платят налоги,
средства которых направляются на
формирование фондов. И так далее. На
этой стадии распределения национальный
доход делится на фонд накопления и фонд
потребления и, практически, одновременно
происходит использование денежных
средств по различным направлениям.

Фонд накопления
состоит из средств, предназначенных
для расширения воспроизводства и для
образования резервных фондов. Основными
направления использования средств
являются вложения в экономику и создание
государственных и страховых фондов.
Формирование доходов и расходование
средств производится в пределах бюджета,
утвержденного до начала года, однако,
на практике происходит опережение
расходов, то есть необходимость
произвести расходование средств
наступает раньше, чем сформированы
доходы. В таких случаях для решения
вопросов используется механизм
привлечения государственного кредита.
Средства этих фондов направляются на
оборону, управление, поддержку
промышленности и сельского хозяйства,
малого и среднего предпринимательства
и т.п.

Фонд потребления
также состоит из двух составных частей:
средств фонда
общественного потребления
и средств
фонда личного потребления.
Через фонды общественного
потребления
государство организует финансирование
просвещения, здравоохранение, социальное
страхование и обеспечение. Средства
этих фондов также реализуются через
бюджет государства.

Фонд личного
потребления
подразделяется на фонды
личных накопление и фонды потребления,
однако, формирование и расходование
средств не затрагивает финансовый
механизм распределения.

Соотношение между
объемами средств фондов накопления и
потребления и количеством используемых
фондов определяются многими факторами
и, в том числе: экономическим развитием
хозяйства страны, влиянием международного
разделения труда и капитала, инвестиционной
сферой, государственное устройство,
уровень техники и технологии, устойчивостью
национальной валюты и т.д. Точно определить
все соотношения между совокупностью
средств фондов, практически, невозможно,
так как не рассчитывается общий финансовый
потенциал государства и экономики, нет
фактических данных о формировании и
использовании средств резервных фондов
и фондов личного потребления, значительна
роль теневого сектора в экономике
страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *