На основе Положения по бухгалтерскому учету Министерством финансов Российской Федерации были созданы и утверждены положения по бухгалтерскому учету

Положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ) — стандарты бухгалтерского учёта России, регламентирующие порядок бухгалтерского учёта тех или иных активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Принимаются Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ. Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным при составлении бухгалтерской отчётности и ведении регистров бухгалтерского учёта в Российской Федерации.

На основе Положения по бухгалтерскому учету Министерством финансов Российской Федерации были созданы и утверждены положения по бухгалтерскому учету

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО, International Financial Reporting Standards, IFRS) в России обязательны для использования только некоторым организациям (о них расскажем в статье). В то же время Минфин активно реализует программу по развитию бухгалтерского учета и отчетности в России на основе МСФО, в том числе, через внедрение положений МСФО в федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ). Так что больше узнать об МСФО будет полезно всем.

Основные средства

В учете основных средств в учреждениях госсектора изменится группировка объектов ОС: теперь нежилые помещения, здания и сооружения объединят в одну группу, а для многолетних насаждений создали отдельную категорию. Библиотечный фонд учреждения теперь не выделяется в отдельную группу.

ФСБУ ввел абсолютно новое понятие «инвестиционная недвижимость» для недвижимых объектов учреждения, которые сдаются в аренду или увеличивают стоимость остального имущества. Такая недвижимость не используется учреждением для выполнения основных видов деятельности.

С 2018 года основные средства разрешено учитывать комплексно. Например, объединить офисную технику в один объект. Аналогичным образом объединяют офисную мебель (стол, шкаф, кресло) или другие объекты.

Изменены границы стоимости объектов основных средств. Теперь к малоценным будут относиться все объекты стоимостью менее 10 000 рублей. Их следует учитывать на забалансовом счете.

100% амортизация теперь начисляется на ОС стоимостью до 100 000 рублей, как и в налоговом учете. Библиотечный фонд стоимостью до 100 000 рублей учитывается аналогичным образом.

На основе Положения по бухгалтерскому учету Министерством финансов Российской Федерации были созданы и утверждены положения по бухгалтерскому учету

Для объектов стоимостью свыше 100 000 рублей амортизация рассчитывается по-новому. Используют три метода:

  • линейный;
  • уменьшаемого остатка;
  • пропорционально объему произведенной продукции.

Придется пересчитать и доначислить амортизацию. В помощь бухгалтерам бюджетной сферы Минфин выпустил методические рекомендации по переходу и внедрению новых правил. Указания содержатся в письме от 30. 2017 № 02-07-07/79257.

На основе Положения по бухгалтерскому учету Министерством финансов Российской Федерации были созданы и утверждены положения по бухгалтерскому учету

Список уже утвержденных ФСБУ в 2022 году смотрите тут.

Все действующие в 2022 году ФСБУ изучите на курсе «Клерка». Разберем «Запасы», «ОС», «Капвложения», «Аренду», «Документооборот». И все это в одном курсе, онлайн и за месяц! Скорее идите записываться, пока остались места. 120 часов повышения квалификации за 1 месяц. Удостоверение попадет в госреестр ФИС ФРДО. Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер». Полную программу курса смотрите тут.

ПБУ 1/2008
«Учетная политика организации»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 2/2008
«Учет договоров строительного подряда»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 3/2006
«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 4/99
«Бухгалтерская отчетность организации»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 7/98
«События после отчетной даты»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 8/2010
«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 9/99
«Доходы организации»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 10/99
«Расходы организации»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 11/2008
«Информация о связанных сторонах»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 12/2010
«Информация по сегментам»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 13/2000
«Учет государственной помощи»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 14/2007
«Учет нематериальных активов»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 15/2008
«Учет расходов по займам и кредитам»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 16/02
«Информация по прекращаемой деятельности»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 17/02
«Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 18/02
«Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 19/02
«Учет финансовых вложений»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 20/03
«Информация об участии в совместной деятельности»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 21/2008
«Изменения оценочных значений»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 22/2010
«Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 23/2011
«Отчет о движении денежных средств»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 24/2011
«Учет затрат на освоение природных ресурсов». (статьи, новости и разьяснения)

В ближайшее время ПБУ должны быть заменены федеральными стандартами бухучета (ФСБУ).

Новые ФСБУ в 2022 годуРазработка федеральных стандартов бухгалтерского учета

Защитите себя и бизнес во время налоговых проверок — получите 25 полезных материалов и научитесь проходить проверки от ФНС без рисков. • 5 онлайн-курсов;

• 20 вебинаров;
• сертификаты от Центра обучения. Лучшие налоговые юристы страны расскажут, как правильно отвечать на запросы налоговиков, пройти проверку и не подставить фирму на несколько миллионов доначислений налогов или главбуха с директором под уголовку. Подборка по акции стоит 14. 900 рублей. Торопитесь, цена временная. Посмотрите список курсов и вебинаров здесь или заполните форму ниже — расскажем больше.

Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учёта в России

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 декабря 2019 года; проверки требуют 2 правки.

Субъекты регулирования бухгалтерского учетаПравить

В соответствии со ст. 22 ФЗ от 06. 2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» субъектами регулирования бухгалтерского учета являются:

Органы государственного регулирования бухгалтерского учета (в Российской Федерации — уполномоченный федеральный орган Минфин РФ и Центральный банк РФ).

Субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета — саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета (в Российской Федерации — Фонд «НРБУ «БМЦ»).

Органы государственного регулирования бухгалтерского учетаПравить

1) утверждает программу разработки федеральных стандартов в порядке, установленном ФЗ от 06. 2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
2) утверждает федеральные стандарты и в пределах его компетенции отраслевые стандарты и обобщает практику их применения;
3) организует экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учета;
4) утверждает требования к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учета;
5) участвует в установленном порядке в разработке международных стандартов;
6) представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
7) осуществляет иные функции, предусмотренные ФЗ от 06. 2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и иными федеральными законами.

Центральный банк РФПравить

ЦБ РФ в пределах его компетенции:

1) разрабатывает, утверждает отраслевые стандарты, устанавливает планы счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций и порядок их применения, порядок отражения на счетах бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского учета и группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, формы раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций. 2) участвует в подготовке и согласовывает программу разработки федеральных стандартов;
3) участвует в экспертизе проектов федеральных стандартов;
4) участвует совместно с уполномоченным федеральным органом в установленном порядке в разработке международных стандартов;
5) осуществляет иные функции, предусмотренные ФЗ от 06. 2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и иными федеральными законами.

Субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учетаПравить

Субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета:

1) разрабатывает проекты федеральных стандартов, проводит публичное обсуждение этих проектов и представляет их в уполномоченный федеральный орган;
2) участвует в подготовке программы разработки федеральных стандартов;
3) участвует в экспертизе проектов стандартов бухгалтерского учета;
4) обеспечивает соответствие проекта федерального стандарта международному стандарту, на основе которого разработан проект федерального стандарта;
5) разрабатывает и принимает рекомендации в области бухгалтерского учета;
6) разрабатывает предложения по совершенствованию стандартов бухгалтерского учета;
7) участвует в разработке международных стандартов.

1) Фонд развития бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» (Фонд «НРБУ «БМЦ»);
2) Институт профессиональных бухгалтеров России (НП «ИПБ России»).

Документы в области регулирования бухгалтерского учетаПравить

К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

1) федеральные стандарты;
2) отраслевые стандарты;
3) рекомендации в области бухгалтерского учета;
4) стандарты экономического субъекта.

Федеральные стандартыПравить

Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:

1) определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;
2) допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
3) порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;
4) требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;
5) план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением планов счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций и порядка их применения;
6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
7) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
8) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
9) состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
10) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с ФЗ от 06. 2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Читать также:  Козлова е п бухгалтерский учет в организациях м финансы и статистика

Федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету (включая учетную политику, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения) организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности.

Разработка федеральных стандартов бухгалтерского учетаПравить

Для проведения экспертизы проектов федеральных и отраслевых стандартов при Минфине РФ создается совет по стандартам бухгалтерского учета. Совет по стандартам бухгалтерского учета проводит экспертизу проектов федеральных и отраслевых стандартов на предмет:

1) соответствия законодательству Российской Федерации о бухгалтерском учете;
2) соответствия потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
3) обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету;
4) обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов.

В состав совета по стандартам бухгалтерского учета входят:

1) 10 представителей субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета и научной общественности;
2) 5 представителей органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Отраслевые стандартыПравить

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. Планы счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций и порядок их применения, порядок отражения на счетах бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского учета и группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, формы раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций устанавливаются нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

РекомендацииПравить

Согласно Федеральному закону от 06. 2011 № 402-ФЗ рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются на добровольной основе в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. Рекомендации в области бухгалтерского учета могут приниматься в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами, организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов.

Разработка рекомендацийПравить

Согласно Федеральному закону от 06. 2011 № 402-ФЗ стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно. Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения. Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности.

  • Поленова С.Н. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА: ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД // МЕЖДУНАРОДНЫЙ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. — 2012. — № 2. — С. 24-36. — ISSN 2073-5081. Архивировано 28 мая 2019 года.
  • Организация разработки стандартов. Минфин РФ (24 августа 2018). Дата обращения: 17 июля 2019. Архивировано 10 мая 2017 года.
  • ПРОГРАММА РАЗРАБОТКИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА 2019 — 2021 ГГ.. КонсультантПлюс (18 апреля 2019). Дата обращения: 17 июля 2019.
  • Информация по разрабатываемым проектам федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ). Фонд «НРБУ «БМЦ» (28 мая 2019). Дата обращения: 28 мая 2019. Архивировано 28 мая 2019 года.
  • Общий список принятых рекомендаций. Фонд «НРБУ «БМЦ» (3 июня 2019). Дата обращения: 3 июня 2019. Архивировано 28 мая 2019 года.

Перечень действующих ПБУ, принятых Министерством финансов РФПравить

Не входят в состав так называемых ПБУ следующие регулирующие документы, имеющие статус положений:

  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н)
  • «Положение по бухгалтерскому учёту долгосрочных инвестиций» (утв. письмом Минфина РФ от 30.12.1993 № 160)
  • План счетов бухгалтерского учета (Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н)

Принятых Центральным банком РФПравить

  • Положение о Правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации. Вестник Банка России, № 20—21, 16.04.2007. Дата обращения: 14 сентября 2011. Архивировано 24 января 2012 года.
  • Положение об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платёжных карт. Вестник Банка России, № 17, 30.03.2005. Дата обращения: 23 сентября 2008. Архивировано 12 июня 2013 года.
  • Положение о порядке осуществления безналичных расчётов физическими лицами в Российской Федерации. Вестник Банка России, № 24, 08.05.2003. Дата обращения: 26 августа 2009. Архивировано 12 июня 2013 года.
  • Положение о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения). Вестник Банка России, № 70—71, 08.10.1998. Дата обращения: 27 июля 2001. Архивировано 2 июня 2013 года.
  • Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности. Вестник Банка России, № 28, 07.05.2004. Дата обращения: 3 июня 2010. Архивировано 12 июня 2013 года.
  • Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 ноября 2011. Архивировано 12 июня 2013 года.

Что входит в понятие МСФО

МСФО — это набор нормативных документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчётности организациями коммерческого сектора экономики. МСФО ориентированы не на менеджмент, а на пользователей финансовой отчетности, так как им необходима качественная отчетность для принятия решений.

МСФО представляют собой совокупность взаимосвязанных документов, которые включают: предисловие к положениям МСФО; концептуальные основы финансовой отчетности; собственно, стандарты; разъяснения к стандартам или интерпретации. Все они образуют единую систему и не могут применяться по отдельности, вместе с тем каждый документ как элемент системы имеет определенное назначение.

МСФО обеспечивают сопоставимость финансовой отчетности между компаниями в общемировом масштабе, а также являются условием доступности отчетной информации для внешних пользователей, например, банков, финансовых фондов, инвесторов, владельцев бизнеса из различных юрисдикций.

Единые стандарты отчетности способствуют экономической эффективности, помогают инвесторам определять инвестиционные возможности и риски, тем самым снижая стоимость привлечения инвестиций и улучшая процесс распределения капитала между компаниями, отраслями экономики, и географическими регионами.

Совет по МСФО сообщает, что МСФО обязательны к применению в 145 странах по всему миру для всех или почти всех национальных компаний с публичной отчетностью либо для финансовых институтов, в 12 странах компании имеют право применять МСФО на добровольной основе; МСФО обязательны к применению в 15 странах-членах группы G20.

Стандарты МСФО в 2021 году

По состоянию на начало 2021 года действует 18 стандартов финансовой отчетности (МСФО/IFRS) и 26 стандартов бухгалтерского учета (МСБУ/IAS).

IAS называются стандарты, которые издавались Комитетом по МСФО (International Accounting Standards Committee, IASC).

В 2001 году Совет по МСФО выпускает стандарты, которые именуются International Financial Reporting Standards (IFRS). Но по существу и юридической силе IAS и IFRS равнозначны.

Помимо стандартов, обязательными для применения являются интерпретации, раскрывающие тот или иной вопрос применения стандартов, подготовленные Комитетом по разъяснениям международной финансовой отчетности (КРМФО/ IFRIC) и утвержденные Советом по МСФО.

МСФО в России

В России МСФО в полном объеме обязателен к применению только некоторым организациям (ст. 2 Закона 208-ФЗ):

  • кредитным учреждениям;
  • страховым компаниям, за исключением ОМС;
  • негосударственным пенсионным фондам;
  • управляющим компаниям инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; клиринговым компаниям;
  • ФГУП, включенным в специальный перечень, утверждаемый Правительством РФ;
  • акционерным обществам, акции которых принадлежат государству;
  • компаниям, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.

Большинство российских компаний в настоящее время используют национальные российские стандарты бухгалтерского учета, которые включают Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06. 2011 № 402, а также Положения по бухгалтерскому учету и новые Федеральные стандарты бухгалтерского учета.

Одной из задач Минфина РФ является успешная реализация программы внедрения новых федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ), которые разрабатываются с учетом положений МСФО. ФСБУ становятся основными нормативными документами в области регулирования бухгалтерского учета в РФ.

Таким образом, отчетность российских организаций становится более понятной, сопоставимой и полезной для всех внешних пользователей, что особенно важно при выходе компаний на зарубежные фондовые рынки.

Консультирование и подготовка отчетности по МСФО и US GAAP от экспертов СберРешения — наши специалисты имеют необходимую квалификацию для подготовки отчетности. Мы не только подготовим отчеты, но и будет сопровождать их аудит.

Чем МСФО отличается от привычных РСБУ

Российская и международная система учета имеют большое количество отличий, основные из которых приведены в таблице ниже:

ОтличиеМСФОРСБУПрименение профессионального суждения
«Профессиональное суждение» – понятие, которое широко используется в МСФО. Оно означает, что ответственное за ведение учета лицо оценивает возможность принятия объекта к учету, наличие выгод от его использования, точность оценки и т. То есть значение имеет, наряду с другими факторами, и мнение эксперта. Нет данного понятия в национальных стандартах. Есть рекомендация Р-96/2018-КпР
«Профессиональное суждение» Фонда «НРБУ «БМЦ»Классификация активов и обязательств
Классификация основана на экономическом содержании элементов финансовой отчетности (производные финансовые инструменты признаются активами или обязательствами)
Классификация основана на исторически сложившихся подходах к представлению и оценкеПрименение справедливой стоимости
«Принцип справедливой стоимости» активно используется в МСФО. По этому принципу компания ориентируется на рыночную стоимость активов. В РСБУ основным способом оценки для большинства объектов учета продолжает оставаться учет по исторической стоимости, т. оценка происходит на основании данных бухучета — амортизации и т. При этом рыночная стоимость от «бухгалтерской» может отличаться в разы. Вместе с тем в новых ФСБУ 5/2019 «Запасы». С 2022 года обязательны к применению ФСБУ 6/2020 «Основные средства», ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды» используется оценка по справедливой стоимости

Читать также:  СВОБОДА ФИНАНС

Внедрение новых стандартов (ФСБУ) в РФ — приближение отчетности к МСФОЗдесь представлены основные отличия в учете между МСФО и РСБУ, однако их значительно больше. Для полного списка необходимо предметно рассматривать каждый стандарт МСФО.

Минфин РФ постепенно отменяет положения по бухгалтерскому учету, вводя новые стандарты ФСБУ для учета российскими организациями. Ежегодно обязательными к применению для всех компаний в России становятся 2-3 стандарта. Рассмотрим подробнее.

С 2021 года стали действовать на территории России следующие ФСБУ:

  • 26/2020 «Капитальные вложения». Компании могут использовать данный ФСБУ в 2021 году в добровольном порядке. С 2022 года обязателен к применению.
  • 6/2020 «Основные средства». Компании могут использовать в работе данный ФСБУ в 2021 году в добровольном порядке. С 2022 года данный ФСБУ обязателен к применению.
  • 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». Компании могут использовать в работе данный ФСБУ в 2021 году в добровольном порядке. С 2022 года данный ФСБУ обязателен к применению.
  • 5/2019 «Запасы». Данный стандарт заменил ПБУ 5/01 и является обязательным с 1 января 2021 года.
  • 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете». Данный ФСБУ вступает в силу с 2022 года. Организации имеют право досрочного применения стандарта.

Таким образом, обязателен к применению в 2021 году только ФСБУ 5/2019 «Запасы». С 2022 года обязательными станут — ФСБУ 6/2020 «Основные средства», ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» и ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды».

Если в вашей бухгалтерии нет порядка, эксперты СберРешений восстановят учет, разработают индивидуальную учетную политику и будут в дальнейшем сопровождать работу вашего бизнеса.

Зачем России переходить к новым стандартам

Применение ФСБУ позволит российским организациям формировать отчетность по правилам наиболее приближенным к требованиям МСФО.

Отчетность, составленная по МСФО, полезна широкому кругу пользователей по всему миру, способствует принятию участниками рынка экономически обоснованных решений; является важным источником глобально сопоставимой финансовой информации как для инвесторов, так и регулирующих органов по всему миру.

Новые стандарты бухучета в 2022 году

ФСБУ, или федеральный стандарт бухгалтерского учета — это нормативный документ, который устанавливает требования к ведению бухучета и допустимые способы ведения бухгалтерии в учреждениях государственного сектора. Минфин ежегодно вводит новые правила: ведомство поясняет, сколько ФСБУ принято в бухгалтерском учете — с 01. 2022 ввели 6 стандартов. Изменение учета в бюджетной сфере началось еще в 2018 году — были введены первые пять ФСБУ. В 2020 году ввели вторую пятерку стандартов, а с 01. 2021 внедрили еще семь стандартов.

Новые стандарты бухучета обязательны к применению всеми учреждениями бюджетной сферы. Теперь организации госсектора не имеют права вести учет в обход новых норм и правил. Большинство положений не содержат кардинальных изменений, а только закрепляют нормативы, действовавшие раньше, но только на уровне рекомендаций.

Вот все федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2022 года для бюджетных учреждений:

  • подходы к формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления и информации по статистике государственных финансов (Приказ Минфина № 152н от 13.10.2021);
  • сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам (Пр. № 223н от 29.09.2020);
  • метод долевого участия (Пр. № 254н от 30.10.2020);
  • консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность (Пр. № 255н от 30.10.2020);
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность с учетом инфляции (Пр. № 305н от 29.12.2018);
  • биологические активы (Пр. № 310н от 16.12.2020).

Эти ФСБУ применяют с отчетности за 2022 год.

Подходы к формированию отчетности

С отчетности за 2022 год при подготовке годовой информации по статистике госфинансов применяйте новый ФСБУ «Подходы к формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления и информации по статистике государственных финансов». Этот стандарт устанавливает единые требования к пояснениям о подходах к раскрытию информации, которую применяют в Федеральном казначействе при подготовке годовой информации по статистике государственных финансов. Такие подходы обеспечивают сопоставимость показателей годовой консолидированной отчетности и годовой информации по статистике госфинансов.

Сведения о показателях отчетности по сегментам

С 2022 года ввели новые федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора: среди них — сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам. Его применяют учреждения, которые формируют консолидированную отчетность. ФСБУ определяет порядок раскрытия сведений о показателях отчетности по сегментам в составе годовой консолидированной отчетности. Такие отчеты формируют, в том числе, и главные распорядители бюджетных средств (ГРБС), которые осуществляют функции и полномочия учредителя для бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, консолидированную отчетность формируют финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Федеральный стандарт выделяет три сегмента. Покажем их в таблице.

СегментОрганизации госсектора

Бюджетные единицыК ним относятся:

органы власти, местного самоуправления;казенные учреждения;другие получатели бюджетных средств из бюджетов всех уровней;государственные внебюджетные фонды, территориальные государственные внебюджетные фонды

Бюджетные и автономные учрежденияК ним относятся федеральные, региональные, муниципальные бюджетные и автономные учреждения
Внебюджетные государственные единицыК ним относятся:

государственные корпорации;государственные и муниципальные унитарные предприятия;публично-правовые компании

Сумму оборотов между организациями из одного сегмента исключают при формировании показателей по этому сегменту. Такие же обороты между организациями разных сегментов исключают при формировании консолидированных показателей по всем сегментам.

Метод долевого участия

Новый федеральный стандарт бухучета «Метод долевого участия» применяют органы власти и учреждения, которым передали полномочия по заключению и исполнению контрактов для осуществления финансовых вложений и инвестиций. Кроме того, ФСБУ обязателен для организаций, управляющих государственным и муниципальным имуществом. Такие органы и учреждения выступают в роли инвестора, а объектом инвестирования становятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, корпоративные юридические лица и госкорпорации.

В стандарте закрепляют порядок формирования инвесторами годовой отчетности и особенности для отражения показателей финансовых вложений. При подготовке отчетности за 2022 год учитывайте:

  • правила отражения финансовых активов, которые используют для получения доходов от инвестиций, с применением метода долевого участия;
  • требования к информации об инвестициях.

Этот стандарт планируют внедрять поэтапно: каждый год дополнять информацию по объектам инвестирования. Полностью его введут только к отчетности за 2025 год. Только тогда потребуется раскрыть информацию по всем объектам, в которые инвестировали бюджетные средства.

Консолидированная отчетность

Этот стандарт тоже применяют только те учреждения, которые формируют консолидированную отчетность. ФСБУ устанавливает общие требования к составу и порядку раскрытия показателей и пояснений к консолидированной бухотчетности. Он определяет и правила консолидации, описывая обязательные процедуры для организации, формирующей консолидированную отчетность. Кроме того, в стандарте указано, по каким операциям исключаются взаимосвязанные показатели и какой состав у консолидированной отчетности.

Отчетность с учетом инфляции

Этот стандарт надо учитывать с отчетности 2022 года. Его положения применяют, основываясь на пересчете показателей годовой индивидуальной, консолидированной бухгалтерской отчетности. Для пересчета применяют коэффициенты монетарных и немонетарных активов, обязательств, которые характеризуют стабильные высокие темпы роста инфляции на отчетные даты и за отчетные периоды. Кроме того, стандарт используют при публичном раскрытии показателей итоговой бухотчетности.

Инфляционные изменения анализируют по документально подтвержденным сведениям об уровне инфляции и темпах его изменений. Эту информацию получают напрямую из Росстата или берут из статистических данных, которые находятся в открытом доступе.

Биологические активы

Этот стандарт применяют только некоторые учреждения. К биологическим активам по ФСБУ относят только живые организмы, которые организации выращивают сами, содержат для получения биологической продукции или для разведения биологических активов, в том числе на реализацию. Если цель разведения другая, то биологические объекты учитывают как раньше. К примеру, если на балансе организации числятся насаждения для озеленения территории, их учитывают как обычные объекты.

Минфин выпустил методические рекомендации по применению нового ФСБУ (письмо № 02-07-07/96775 от 29. 2021). Для учета биологических активов вводятся новые счета: 113 00 «Биологические активы» и 110 00 «Затраты на биотрансформацию». Объекты относятся к биологическим активам независимо от срока полезного использования или кратности получения продукции. На новые счета учета переносят и те живые организмы, которые раньше отражали как материальные запасы: птиц и кроликов, пушных зверей, семьи пчел и другие. А некоторые активы трансформируются в биологическую продукцию после сбора, вылова или прекращения жизнедеятельности.

Стандарты 2021 года

Общий перечень федеральных стандартов бухгалтерского учета для госсектора с 2021 года:

  • выплаты персоналу (Приказ Минфина № 184н от 15.11.2019);
  • нематериальные активы (Пр. № 181н от 15.11.2019);
  • непроизведенные активы (Пр. № 34н от 28.02.2018);
  • затраты по заимствованиям (Пр. № 182н от 15.11.2019);
  • совместная деятельность (Пр. № 183н от 15.11.2019);
  • информация о связанных сторонах (Пр. № 277н от 30.12.2017);
  • финансовые инструменты (Пр. № 129н от 30.06.2020).

Выплаты персоналу

ФСБУ предусматривают единые требования к порядку признания, первоначальной и последующей оценке обязательств организации перед служащими и другими получателями выплат. Подробную информацию о бухучете выплат необходимо раскрывать в отчетности.

Читать также:  ЧЕМ ХОРОШО РАБОТАТЬ В ФИНАНСАХ

По новым правилам выплаты делятся на две группы:

  • текущие (зарплата);
  • отложенные (отпускные).

Порядок оценки и учета перечислений зависит от группы. Все текущие выплаты учитываются в составе принятых обязательств по оплате труда и зарплатным начислениям. Отложенные фиксируются как резерв будущих расходов по выплатам персоналу по счету 0 401 60 000.

В учетной политике на 2021 год необходимо предусмотреть порядок начисления резерва по пенсионным и аналогичным выплатам. В этот резерв входят суммы государственного пенсионного обеспечения и выплаты по коллективному договору учреждения (локальному зарплатному акту) в момент достижения работником пенсионного возраста или конкретного стажа.

Нематериальные активы

По ФСБУ, к нематериальным активам относятся исключительные и неисключительные права пользования. Пользовательские права на лицензионные программы не учитываются на забалансе по счету 01, их отражают на балансе по новым аналитическим счетам к регистру 0 111 00 «Права пользования активами».

Детализировали учет исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, дополнив счет 0 102 00 «Нематериальные активы» новой аналитикой. Для отражения прав пользования нематериальными активами используют новые подстатьи по КОСГУ:

  • неисключительные права с определенным сроком полезного использования отражают на подстатьях 352 и 452;
  • неисключительные права с неопределенным сроком полезного использования — на подстатьях 353 и 453.

После проведения годовой инвентаризации необходимо перераспределить программные продукты, права пользования по новым группам учета. Аналитический учет нематериальных активов следует вести в разрезе объектов учета по инвентарным номерам и ответственным лицам и отражать эти сведения в инвентарной карточке (инструкция № 157н).

Непроизведенные активы

Федеральный стандарт по непроизведенным активам с 2021 года изменяет порядок отражения прав на земельные участки в отчетах. Тем, кто впервые применяет ФСБУ «Непроизведенные активы», необходимо переоценить земельные участки на балансе (земля, внесенная в ЕГРН) до кадастровой стоимости. Во время годовой инвентаризации земли и других непроизводственных активов надлежит уточнить дополнительные сведения для аналитического учета этих объектов (инструкция № 157н).

На основе Положения по бухгалтерскому учету Министерством финансов Российской Федерации были созданы и утверждены положения по бухгалтерскому учету

Затраты по заимствованиям

Установлены единые правила признания затрат по государственным и муниципальным долгам публично-правовых образований и заимствованиям бюджетных и автономных учреждений. Определены общие требования к раскрытию информации об указанных затратах в бухгалтерской отчетности.

Затраты по долговым обязательствам бюджетных и автономных учреждений по новому ФСБУ делятся так:

  • процентные расходы по долгосрочным обязательствам;
  • прочие затраты по долговым обязательствам.

Расходы учитывают обособленно по каждой категории. Изначально прочие затраты признаются в составе расходов будущих периодов — по счету 0 401 50 000. Затем их включают в состав капитальных вложений или относят к расходам текущего периода.

Совместная деятельность

Под совместной деятельностью понимаются операции, которые проводят в рамках договора простого товарищества. Государственные и муниципальные учреждения участвуют в таких операциях при условии, что договор простого товарищества (договор совместной деятельности) заключается не с целью извлечения прибыли или ведения предпринимательской деятельности. Новый федеральный стандарт регулирует учет объектов от ведения совместной деятельности.

Информация о связанных сторонах

Для бюджетников информация о связанных сторонах в стандарте с 2021 года определяет правила раскрытия в годовой отчетности информации о физических и юридических лицах, которые влияют на работу учреждения госсектора или на деятельность которых оказывают влияние бюджетные организации. К связанным сторонам относят:

  • аффилированные лица (члены наблюдательного совета автономного учреждения);
  • лица, заинтересованные в сделках бюджетного учреждения;
  • лица, влияющие на хозяйственную деятельность организации по учредительным документам, соглашениям;
  • лица, на действия которых влияет бюджетная организация.

Финансовые инструменты

Новые стандарты затрагивают финансовые инструменты бюджетных учреждений. Под финансовым инструментом понимают договор, в результате заключения которого у одной стороны появляется актив, а у другой — финансовое обязательство перед другой стороной или увеличиваются чистые активы. ФСБУ определяет порядок учета:

  • денежных средств;
  • дебиторской задолженности;
  • долговых требований;
  • активов до погашения (деньги на депозитах от трех месяцев, долговые ценные бумаги);
  • активов для перепродажи (акции, облигации, векселя);
  • активов для получения доходов от участия (акции с целью владения, доли в уставных капиталах, участие в учреждениях).

В составе финансовых обязательств учитывают кредиторскую задолженность и долговые обязательства.

Стандарты 2020 года

В 2020 году ввели такие ФСБУ:

  • учетная политика, оценочные значения и ошибки (№ 274н от 30.12.2017);
  • события после отчетной даты (№ 275н от 30.12.2017);
  • доходы (№ 32н от 27.02.2018);
  • отчет о движении денежных средств (№ 278н от 30.12.2017);
  • влияние изменений курсов иностранных валют (№ 122н от 30.05.2018).

Обратите внимание, что порядок формирования кодов бюджетной классификации изменен. Чиновники утвердили новый порядок классификации операций сектора государственного управления — КОСГУ. Новые коды закреплены в Приказе № 209н.

Подробнее: изменения по КБК с 2020 года: что важно знать бюджетникам и НКО

Учетная политика

Теперь бюджетники обязаны составлять учетную политику на основании положений ФСБУ № 274н. Этот приказ Минфина не предусматривает кардинальных изменений. По сути, новые положения об учетной политике — это действующие нормы закона № 402-ФЗ. Отметим, что есть и новшества.

Так, ФСБУ определил следующие аспекты:

  • конкретизировано лицо, ответственное за составление учетной политики. Это главбух либо иное лицо, на которого возложены обязанности по ведению бухучета;
  • готовый документ необходимо сделать общедоступным. Учетная политика подлежит публикации на официальном сайте учреждения;
  • подведомственные учреждения должны разрабатывать свою УП на основании положений вышестоящей организации, министерства, ведомства;
  • ограничены случаи внесения изменений и дополнений в документ.

Подробнее: составляем учетную политику для бюджетной организации на 2020 год

События после отчетной даты

Этот ФСБУ закрепил не только понятия событий после отчетной даты, но и правила их отражения в учете в зависимости от периода их совершения. Стандарт обозначил классификацию событий такого характера. Так, в зависимости от того, к какому виду относится конкретное событие, зависит и способ его отражения в бухгалтерском учете учреждения. Также норматив раскрывает особенности включения этой информации в отчетность организации.

Ранее такие положения раскрывались лишь в учетной политике учреждения. Причем каждый экономический субъект мог установить собственные исключительные правила. Новые ФСБУ эти разногласия устранили. Теперь события после отчетной даты отражаются в учете только согласно обозначенным нормам и никак иначе.

Доходы

Первоначальное понятие доходов было представлено еще в ФСБУ «Концептуальные основы». Это поступление экономической выгоды или повышение полезного потенциала активов, определенное за отчетный период. Причем вложения и вклады от учредителя нельзя причислить к доходам. Также нельзя признать доходом безденежный обмен товарами, работами, услугами между контрагентами без осуществления соответствующих расчетов.

Стандарты по доходам следует применять далеко не ко всем случаям. К примеру, доходы по ФСБУ не применяются при продаже ОС или НМА, при получении арендных платежей, при получении безвозмездных поступлений и в иных ситуациях.

Теперь доходы следует разделять на две группы. Те, что получены от обменных операций, называют обменные доходы. К ним относят поступления от операций с активами и имуществом учреждения. Необменные доходы — те, что получены от необменных операций. К ним относятся поступления от налогов, взносов, штрафов, безвозмездных поступлений из бюджета, возмещение неустоек, ущерба, вреда и прочее.

Влияние изменений курсов иностранных валют

Действующие нормы по ведению бухучета устанавливают, что любая операция хозяйственной жизнедеятельности субъекта отражается в учете в рублевом эквиваленте. То есть если операцию совершили в иностранной валюте, то сумму необходимо пересчитать. Порядок и правила пересчета закрепляют ФСБУ.

Новый стандарт устанавливает методы и порядок пересчета стоимости активов и обязательств, предусмотренные для заграничных российских учреждений. Также положения закрепляют правила отражения данных сведений в отчетности организаций бюджетной сферы.

Стандарты бухучета 2018 года

С января 2018 года действуют пять федеральных стандартов бухгалтерского учета, утвержденные Приказами Министерства финансов РФ еще 31. 2016:

  • концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора по ФСБУ (№ 256н);
  • основные средства (№ 257н);
  • аренда (№ 258н);
  • обесценение активов (№ 259н);
  • предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности (№ 260н).

Программа внедрения учета была регламентирована Приказом Минфина России от 31. 2017 № 170н.

Этот ФСБУ содержит методологию составления и предоставления бухгалтерской отчетности. Некоторые отчетные данные придется раскрывать в обязательном порядке.

Активы и обязательства учреждения будут разделены на краткосрочные и долгосрочные, или оборотные и внеоборотные соответственно.

Также чиновники определили ряд принципов, которым должна отвечать бюджетная отчетность учреждения:

  • уместность (релевантность);
  • достоверное предоставление (полнота, нейтральность, отсутствие существенных ошибок);
  • верификация;
  • своевременность;
  • существенность;
  • сопоставимость;
  • понятность.

Аренда

Если учреждение арендует имущество или сдает основные средства в аренду, такие операции следует проводить в соответствии с новым федеральным стандартом. Чтобы правильно отразить операции в учете, необходимо определить, к какой категории относится аренда: к операционной (нефинансовой) или к неоперационной (финансовой).

Имущество, полученное по неоперационной сделке, учитывают в составе основных средств бюджетного учреждения. Одновременно к учету принимают и денежное обязательство в сумме кредиторской задолженности по арендной плате.

Не применять эти правила учреждение вправе, если государственной организации предоставляют активы во временное владение или пользование. Например, биологические или нематериальные активы во временном пользовании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *