НАЛОГИ ФИНАНСЫ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ

Автор статьи

Елена Игоревна Комиссарова

Эксперт по предмету «Финансы»

Финансы зародились в далеком прошлом. Денежные отношения, возникающие в процессе купли-продажи, существуют с глубокой древности.

На сегодняшний день тема финансов является актуальной. Любое государство функционирует, используя финансовые инструменты.

Роль финансов в экономике можно рассмотреть с разных сторон, но тем не менее ее можно свести к трем важным направлениям:

  • Обеспечение потребностей расширенного производства с использованием финансов;
  • Финансовое регулирование социальных, а также экономических процессов;
  • Финансовое стимулирование производителей эффективно использовать экономические ресурсы.

Финансы – это система денежных отношений, возникающих в ходе формирования и использования фондов денежных средств в процессе их оборота.

Первым, кто определил финансы, как движение денег, был советский экономист А. Гокиели. Под этим понятием он имел в виду распределение денежных средств. Функция распределения ресурсов существовала еще в древнем мире, когда племена уходили на охоту, а добычу распределяли между всеми членами племен. Так и сейчас существуют пенсионные фонды, которые распределяют денежные средства между пенсионерами в виде выплат. Но существуют и другие важные функции финансов
.

Функции финансов

К числу основных функций финансов относятся следующие:

  1. Распределительная. Подразумевает перераспределение внутреннего валового дохода. Таким образом, денежные средства попадают в пользование государства или муниципалитета.
  2. Контрольная. Подразумевает отслеживание движение денежных средств и их целевое использование согласно федеральному бюджету
    .
  3. Стабилизирующая. Подразумевает обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями жизни.
  4. Регулирующая. Подразумевает возможность государству вмешиваться в процесс производства через финансовую политику
    , используя финансовые инструменты, например, налоги, государственные кредиты, социальные льготы и т.д.
  5. Фискальная. Данная функция проявляется в составлении бюджета, источниками формирования доходной части которого выступают налоги, прибыль предприятий и ресурсы населения.
  6. Стимулирующая. Данная функция проявляется в том, что государство может поощрять или сдерживать производство или потребление некоторых видов товаров с помощью использования инструментов финансового рынка.

«Финансы, налоги и налогообложение» 👇

Налоги и налогообложение

Налоги появились еще в далекой древности, только назывались они по-разному: оброк, акциз, гербовый сбор, подушный налог и т.д. Помимо привычного нам налога на имущество существовали весьма странные поборы, например, налог на бороды — всем, кто носил бороду, необходимо было уплатить за это право. Однако, во всех сборах, которые сейчас носят название «налоги», есть нечто общее.

Налог- это обязательный, безвозмездный платеж, который взимается органами государственной власти с юридических и физических лиц на основе налогового законодательства.

Налоги делятся на два вида: прямые и косвенные.

  1. Прямые налоги – это обязательные платежи, которые взимаются с доходов или имущества физических и юридических лиц. Основной налог – это подоходный налог с физического лица, который составляет 13% с 1 января 2001 года. Кроме него, можно назвать следующие основные виды налогов: на наследство, на недвижимость, на имущество, на дарение на прибыль с фирм и т.д.
  2. Косвенные налоги устанавливаются, как надбавка к цене услуги или товара. Среди них можно назвать НДС, таможенные пошлины и акцизы.

Функции налогов

К числу основных функций налогов относятся следующие:

  • Фискальная. Эта функция считается основной функцией налогообложения. Благодаря этой функции происходит сбор денежных средств с населения в пользу государства.
  • Распределительная. Обеспечивает перераспределение общественных доходов — за счет возложения налогового бремени денежные средства распределяются в пользу незащищенных категорий граждан, поэтому иногда эту функцию так же называют социальной.
  • Контрольная. Подразумевает отслеживание своевременности налоговых выплат, а также полноту их поступления в государственный бюджет и их дальнейшее распределение.
  • Регулирующая. Эта функция решает государственные задачи. Она включает в себя следующие подфункции: стимулирующая, дестимулирующая, воспроизводственная. Государство может поощрять некоторые сферы общества путем снижения налогов или ввода налоговых льгот, и, наоборот, сдерживать производство за счет увеличения сбора налогов в той или иной сфере производства товаров или услуг.

Элементы налогообложения – это составляющие организации и построения системы сбора налогов. К ним относятся следующие категории: налоговая база, налоговые льготы, налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая ставка, налоговый оклад, источник налога, срок уплаты, порядок уплаты, налоговый период.

Налогообложение – это система удержания денежных средств государством с физического или юридического лица.

Адам Смит еще в своей работе ««Исследование о природе и причинах богатства народов» изложил основные принципы налогообложения, которые актуальный на сегодняшний день.

Принципы налогообложения

Основные принципы налогообложения

  • Равенство. Плательщик должен платить налоги в соответствии со своим доходом. Сейчас существует различные подходы к этому принципу. В некоторых странах есть прогрессивный налог, в каких – то пропорциональный и регрессивный. Прогрессивная системе налогообложения – налог будет выше, если выше доход работника. Регрессивная система – налог будет меньше при росте дохода работника. И пропорциональная система – сумма налога пропорциональна доходам работников.
  • Доступность информации. Каждый налогоплательщик должен быть оповещен о сроках и сумме платежа.
  • Удобство налогообложения. Каждый налог должен взиматься в те сроки и тем способом, которые наиболее приемлемы для налогоплательщика.
  • Дешевизна налогообложения. Расходы по взиманию налогов должны быть минимальными.

В наши дни помимо перечисленных принципов так же выделяют: справедливость, обязательность, стабильность, легитимность, определённость, оптимальность.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Одним из важнейших
компонентов макроэкономической системы
выступают финансы. Финансы —

это
экономические отношения в обществе,
возникающие в процессе формирования,
распределения и использования фондов
денежных средств. Такие отношения
постоянно возникают между:

  • государством и
    фирмами в виде уплаты налогов в бюджет,
    отчислений в различные фонды,
    предоставления льгот, применения
    санкций;

  • фирмами и
    организациями по поводу заключения
    хозяйственных договоров, уплаты пени,
    штрафов, премий и т.д.;

  • фирмами и работниками
    при начислении и выдаче заработной

платы, премий,
удержания налогов, получения льгот и
т.д.;

  • государством и
    отдельными членами общества при уплате
    налогов, зарплаты, страховых платежей;

  • отдельными звеньями
    бюджетной системы;

  • государствами
    при получении займов.

Иными словами,
денежные отношения, реализация которых
происходит через особые фонды, — это
финансовые отношения. Финансы —
неотъемлемая часть денежных отношений.
Однако не всякие денежные отношения
являются финансовыми отношениями.
Финансы отличаются от денег, как по
содержанию, так и по выполняемым функциям.
Финансы — экономический инструмент
распределения и перераспределения
валового внутреннего продукта, орудие
контроля за образованием и использованием
фондов денежных средств. То есть денежные
средства государства надо в соответствующем
порядке собрать, рационально распределить
по разным фондам и эффективно использовать.
В этом и состоит сущность финансов.
Субъектом

финансовых
отношений выступают государство, фирмы,
объединения, организации и отдельные
граждане.

Функции финансов:

аккумулирующая, регулирующая,
распределительная, контрольная.

Совокупность
финансовых звеньев в рамках национальной
экономики образуют финансовую
систему государства

.
Она включает институты и учреждения,
связанные с формированием и использованием
денежных средств. Современная финансовая
система включает в себя государственные
финансы, финансы фирм и финансы домашних
хозяйств.

Все звенья финансовой
системы тесно взаимосвязаны .

Центральным
звеном финансовой системы выступает
госбюджет
.
Его рассматривают с двух сторон: как
экономическую категорию и как финансовый
план. Как экономическая категория
госбюджет выражает денежные отношения
государства с юридическими и физическими
лицами по поводу перераспределения
национального дохода в связи с образованием
и использованием бюджетного фонда. Как
финансовый план госбюджет состоит из
доходов и расходов. Доходы бюджета носят
налоговый и неналоговый характер.
Основными источниками налоговых доходов
являются вновь созданная стоимость и
доходы, полученные в результате ее
первичного распределения (прибыль,
заработная плата, добавленная стоимость,
ссудный процент, рента, дивиденды и
т.д.), а также накопления. На долю налогов
приходится 80-90% всех поступлений в
бюджет. Неналоговые доходы включают:
доходы от продажи государственной и
муниципальной собственности; доходы
от внешнеэкономической деятельности;
доходы от реализации государственных
запасов.

Бюджет определяет
конкретные направления расходования
средств, перераспределения национального
дохода, что дает ему возможность быть
эффективным регулятором экономики.
Основные направления расходов госбюджета:
на национальную оборону; развитие
экономики; социально-культурные нужды;
содержание государственного аппарата
управления; обслуживание государственного
долга.

В рыночной экономике
действует принцип финансового
федерализма

,
который учитывает, что местные бюджеты
не включаются своими доходами и расходами
в государственный бюджет. Из местных
бюджетов органы власти финансируют
поддержание общественного порядка,
школы, учебные учреждения и т.д.

Различают три
состояния госбюджета: сбалансированный —

расходная
часть госбюджета равна доходной;
дефицитный
 —
расходы превышают доходы; профицитный
 —
доходы превышают расходы.

Бюджетный дефицит
приводит к появлению государственного
долга

 —
суммы накопленных за определенный
период времени бюджетных дефицитов за
вычетом имевшихся в это же время
положительных сальдо бюджета.
Государственный долг может быть внешним
и внутренним. Если государство прекращает
выплаты по своим долгам наступает
дефолт
,
т.е. банкротство государства —
должника.

Бюджет государства
в решающей мере формируется за счет
налогов. Налоги
 —
обязательные платежи, взимаемые в
государственный (местный) бюджет с
доходов физических и юридических лиц.
Налоги — основной источник формирования
финансовых ресурсов страны, используемый
на со­держание государственного
аппарата и предоставление определенных
услуг населению (пенсионное обеспечение,
образование, здравоохранение и др.).
Налогообложение

означает способ регулирования доходов
и источников пополнения государственных
средств.

Налоги дифференцируются
по ряду признаков:

  • в зависимости от
    объекта налогообложения налоги бывают
    прямые и косвенные. Прямые
    налоги

     —
    налоги, взимаемые непосредственно с
    доходов и имущества налогоплательщика.
    Это — налог подоходный, поимущественный,
    с наследства и дарений и др. Косвенные
    налоги —

    налоги
    на товары и услуги, устанавливаемые в
    виде надбавок к цене товаров или к
    тарифам на услуги и не зависящие от
    доходов налогоплательщиков (в отличие
    от прямых налогов, связанных с доходами).
    При введении косвенных налогов
    производители (продавцы) товаров и
    услуг продают их по ценам и тарифам с
    учетом налоговой надбавки, которую
    затем передают государству. В России
    косвенные налоги представлены в виде
    НДС, акцизов и таможенных пошлин;

  • в зависимости от
    органа, взимающего налоги и ими
    распоряжающегося, различают
    общегосударственные
    и местные налоги;

  • по целям использования
    налоги делятся на общие

    и специальные.

    Общие
    предназначены для финансирования
    расходов государственных или местных
    бюджетов без закрепления за каким-либо
    определенным видом расходов. Специальные
    налоги имеют целевое назначение.

  • в зависимости
    величины налога на единицу налогообложения
    с суммы дохода различают прогрессивный
    ,
    регрессивный

    и пропорциональный

    налог.

Читать также:  Департамент финансов экономики и имущественных отношений чукотского автономного округа калинова

Совокупность
налогов, устанавливаемых государственной
властью, а также принципов и методов
построения налогов образуют налоговую
систему

.
Налоговая система опирается на
законодательные акты государства,
устанавливающими элементы налога. Они
включают:

  • субъект налога
    или налогоплательщик — юридическое
    или физическое лицо;

  • объект налога —
    доход или имущество, подлежащее
    налогообложению (заработная плата,
    прибыль, ценные бумаги, недвижимость
    и т.д.);

  • источник налога —
    чистый доход общества, независимо от
    объекта налогообложения;

  • ставка налога —
    величина налога на единицу обложения.

Американский
экономист А. Лаффер доказал, что не всегда
повышение ставки налога ведет к росту
налоговых доходов государства. Если
налоговая ставка превышает некую
объективную границу, то налоговые
поступления начнут уменьшаться. И
напротив, более низкие ставки налогов
создают стимулы к работе, сбережениям
и инвестициям, расширению производства.
Один и тот же по величине доход в госбюджет
может быть получен и при высокой, и при
низкой налоговой ставке. Иллюстрацией
этого положения является кривая
Лаффера

.

НАЛОГИ ФИНАНСЫ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ

Если налоговая
ставка равна нулю, то государство ниче­го
не получит. Если налоговая ставка г 2

= 100%, то
никто не будет заинтересован работать
и государство тоже ничего не получит.
При ставке/например, г 0

= 35%, сумма налоговых поступлений достигнет
максимума R 1

(точка А). Попытки повысить налоговые
ставки приведут к снижению размера
налого­вых поступлений (точка Б). В
целом кривая Лаффера демонстрирует
стимулирующий эффект снижения налогов.

Важным элементом
налоговой системы являются налоговые
льготы

 —
полное или частичное освобождение от
уплаты налогов. Наконец, налоговое
законодательство предусматривает
различного poда санкции за нарушения в
сфере налогообложения.

Налоговая система
России включает:

1.
Федеральные налоги

 —
взимаются на всей территории страны по
одинаковым правилам. Основные из них:
НДС; акцизы; налог на доходы банков;
налог на операции с ценными бумагами;
таможенные пошлины; налог на прибыль
предприятий; подоходный налог с физических
лиц и др.

2.
Региональные налоги

 —
вводятся законами субъектов Федераций
(республик, краев, областей и др.) на
своей территории: налог на имущество
организаций; налог на недвижимость;
дорожный налог и др.

3.
Местные налоги

 —
устанавливаются и взимаются местными
органами власти: налог на имущество
физических лиц; земельный налог; налог
на рекламу и др.

В ближайшее время
в России предстоит значительно упростить
налоговую систему, сократить общее
число налогов, уплачиваемых фирмами,
повысить роль косвенных налогов по
сравнению с прямыми. Все это будет
способствовать созданию нормальных
условий для реального сектора экономики,
снижение налогового бремени.

Лекция
37.

Налоги
как категория финансовых отношений, их
сущность



и
содержание

Современная
наука называет налогом категорию,
опосредующую процесс перераспределения
доходов в государственный бюджет.
Налоговые формы взаимоотношений общества
с государством нашли самые разные
названия. Немецкие ученые рассматривали
налог как поддержку, оказываемую
государству ее гражданами. В Англии до
сих пор под налогом подразумевают долг,
обязательство. Законодательство США
определяет налог как таксу, а Франции

как обязательный платеж. Принудительный
характер налоговой формы в российской
практике некогда подчеркивал термин
«подати» (принудительный платеж).

Современное
налоговое законодательство трактует
налог и другие платежи исключительно
в качестве средства, обеспечивающего
доход бюджета. Налог, опосредуя
экономические отношения между государством
и плательщиками, призван не только
обеспечить доходы государства, но и
регулировать, воспроизводить, стимулировать
экономику в целом. Это фискальная, с
одной стороны, и регулирующая,
воспроизводственная и стимулирующая
функции налога –
с другой.

Необходимость
налогов вытекает из функций и задач
государства, которое ведет разнообразную
деятельность (политическую, экономическую,
внешнеэкономическую, оборонную,
социальную и др.), требующую средств.
Налоги –
основной метод мобилизации средств.
Государство может использовать для
покрытия своих расходов государственные
займы, но их необходимо возвращать,
уплачивая проценты, что требует
дополнительных расходов по их обслуживанию.
При особых обстоятельствах государство
прибегает к выпуску денег в обращение,
однако это связано с тяжелыми экономическими
последствиями для страны –
инфляцией. В результате для государства
остается по существу один главный доход

налоги. В настоящее время в развитых
странах на долю налогов, являющихся
важнейшим средством формирования
финансовых ресурсов государства,
приходится 80-90%
всех

бюджетных
поступлений.

Таким
образом, исследуя сущность налогов с
учетом специфических черт, можно дать
следующее определение. Налоги


это обязательные
платежи юридических и физических лиц
в бюджет, устанавливаемые и принудительно
изымаемые государством в форме
перераспределения части общественного
продукта, используемого на удовлетворение
общегосударственных потребностей.

Экономическое
содержание налогов проявляется в их
функциях. Функция
налога





это проявление его сущности в действии,
способ выражения его свойств. Функция
показывает, каким образом реализуется
общественное назначение данной
экономической категории как инструмента
стоимостного распределения и
перераспределения доходов.

В числе налоговых
функций обычно выделяют фискальную,
стимулирующую, распределительную,
регулирующую и контрольную.

Фискальная

функция
проявляется в бесперебойном обеспечении
государства финансовыми ресурсами,
необходимыми для осуществления его
деятельности. Это основная функция,
характерная для всех государств на
различных этапах развития.

Стимулирующая

функция
налогов реализуется через систему
льгот, исключений, преференций
(предпочтений), увязываемых с
льготообразующими признаками объекта
налогообложения. Она проявляется также
в изменении объекта обложения, уменьшении
налогооблагаемой базы, понижении
налоговой ставки и др. Для стимулирующей
функции характерны две основные черты.
Во-первых, стимулирование
социально-экономической деятельности
приоритетных для государства направлений
через преференции и различные виды
льгот по налогам. Никакая другая функция
налогов не обладает непосредственно
стимулирующими свойствами. Во-вторых,
мобилизация и

аккумуляция
финансовых ресурсов в централизованном
фонде финансовых ресурсов государства.
Данная черта характерна и для фискальной
функции.

Распределительная,

а точнее
перераспределительная, функция
обеспечивает процесс перераспределения
части валового внутреннего продукта,
главным образом чистого дохода. Некоторое
его количество направляется на расширенное
воспроизводство израсходованных
факторов производства (капитала, труда,
природных ресурсов), остальное –
в централизованный фонд государственных
ресурсов, т.е. в бюджет государства, в
форме налогов. В этой функции реализуется
общественное назначение налогов как
особого централизованного инструмента
распределительных отношений.

Распределительная
функция налогов обладает рядом свойств,
характеризующих многогранность ее роли
в воспроизводственном процессе.
Изначально она носила сугубо фискальный
характер, но с развитием государства
активно включилась в организацию
хозяйственной жизни и развитие экономики
страны. У этой функции появилось
регулирующее свойство, которое реализуется
через налоговый механизм, и сегодня уже
можно говорить о проявлении регулирующей

функции
налогов. Обусловлено это тем, что налоги,
активно участвуя в перераспределительном
процессе, оказывают серьезное влияние
на воспроизводство, стимулируя или
сдерживая его темпы, усиливая или
ослабляя накопление капитала, расширяя
или уменьшая платежеспособный спрос
населения. Необходимость регулирования
экономических процессов порождена
функциями государства по регулированию
экономики, которые усложняются и получают
развитие в рыночных условиях, предполагающих
свободу хозяйствующих субъектов,
расширение их прав, рост самостоятельности
и одновременно ответственности за
результаты производства.

Осуществляя
налоговое регулирование, государство
проводит всесторонний анализ экономических
систем и осуществляет налоговый контроль.
Любое экономическое и, в частности,
налоговое регулирование предполагает
глубокий анализ и контроль. Налогам,
как и финансам, присуща контрольная

функция,
которая способствует количественному
и качественному отражению хода
распределительного процесса, позволяет
контролировать полноту и своевременность
налоговых поступлений в бюджет и в
конечном счете определяет необходимость
реформирования налоговой системы.

Налоговая система
развивает и конкретизирует процесс
формирования централизованных фондов
финансовых ресурсов и их концентрации
в госбюджете и во внебюджетных фондах,
определяя задачи, формы, методы и
принципы.

Под
налоговой
системой

понимается
совокупность налогов, пошлин и сборов,
установленных государством и взимаемых
с целью создания централизованного
общегосударственного фонда финансовых
ресурсов, а также совокупность принципов,
способов, форм и методов их взимания.

Любой
экономический закон определяет
основополагающие принципы функционирования
экономических отношений, следовательно,
он не может приспосабливаться к
сиюминутным потребностям государства
и общества в целом, зависеть от политических
интересов и органов законодательной и
исполнительной власти. Экономические
законы отражают фундаментальные
тенденции общественного развития,
формирующиеся при создании и использовании
стоимости. В этом проявляется объективность
экономических законов. Система
налогообложения должна строиться исходя
из фундаментальных закономерностей
распределительных отношений, их влияния
на процесс развития экономики.
Налоговедение, постигая экономические
закономерности, определяет
организационно-правовые принципы
функционирования налоговой системы,
формирует конкретные методики исчисления
отдельных налоговых платежей. При этом
следует подчеркнуть, что при проведении
налоговых реформ законодатели обязаны
учитывать требования объективных
рыночных законов.

Функционирование
национальной системы налогообложения
обусловлено состоянием ее экономики и
общественно-политической надстройки
в переходный к рынку период. При этом
особое место в создании системы
налогообложения рыночного типа занимают
принципы ее построения.

Все государства
развиваются в соответствии с
внутринациональными законами
хозяйствования, которые существенно
различаются. Следовательно, и принципы
построения налоговых систем у них
разные. Промышленно развитые страны
наиболее приближены к классическому
варианту этих принципов; страны,
вступающие на путь рыночных преобразований,
воспринимают их, преодолевая определенные
затруднения.

Комплекс
принципиальных
положений

системы
налогообложения разграничивается на
две подсистемы:

  1. классические,

    или
    наднациональные,

    принципы,
    которые, при условии строгого их
    использования, обеспечивают оптимальность
    налоговой системы;

  2. организационно-экономические,

    или
    внутринациональные,

    принципы.
    На их основе создаются налоговые
    концепции и задаются условия действия
    налогового механизма применительно к
    типу государства, политическому региону
    и возможностям экономики, сложившимся
    социальным условиям развития общества.

С
развитием национальных экономик меняются
и их системы налогообложения, все больше
приближаясь к классическим принципам.
Вместе с тем национальные системы
налогообложения не теряют своей
индивидуальности.

Читать также:  ФИНАНС АКТИВ СИСТЕМ

Налоговое
устройство в любом государстве
предполагает сохранение принципа
единства
налоговой системы

в
качестве определяющего при ее изначальной
организации и в процессе дальнейшего
реформирования.

Как
бы ни были унифицированы национальные
системы налогообложения, в них сохраняется
экономическая специфика развития
государства. Ее отражает реальный
налоговый
механизм,

при
формировании которого решаются следующие
основные вопросы:


соотношение
налогов физических и юридических лиц;


базисные
показатели производства и домашнего
хозяйства, служащие основой для
возникновения налоговых обязательств;


ставки
налогов с каждого базисного показателя.

Своеобразие
решения данных вопросов каждой из стран
не
нарушает
принципиальные основы организации
фиска по классическим принципам

налогообложения.
В любом государстве при формировании
налоговой системы действуют следующие
подходы к выбору основной налоговой
базы:


формирование
налогов на основе ренты (земельный,
лесной и т.д.);


налогообложение
капитала, недвижимости или отдельных
имуществ;

Известно, что
налоговая система создается сообразно
общественно-политическому устройству
общества, типу государства, его задачам,
целям и экономической политике. Особенно
важен выбор видов налогов, методов
управления ими.

Преобладание
прямых или косвенных видов
налогов

определяет
особенности национального налогообложения.

Научное
обоснование и введение в общественную
жизнь тех или иных налоговых форм и
видов налогов, определение условий их
сбора, зачисления в бюджеты различных
уровней, установление мер налоговой
ответственности при нарушении положений
налогового законодательства –
все это характеризует зрелость
национальных налоговых систем.

Именно
с выбора налоговых форм

начинается
реализация внутреннего потенциала
категории «налог». В рациональном
налогообложении не должно быть ни одной
налоговой формы, которая бы препятствовала
накоплению богатства всеми участниками
воспроизводства. В противном случае
отдельные налоги в действительности
будут представлять собой форму
директивного изъятия из хозяйственного
оборота финансовых расходов.

Налоговая система
должна быть свободной от малоэффективных
налоговых форм, т.е. налогов, сбор которых
требует затрат, значительно превышающих
величину налоговых поступлений. Такие
налоги только усложняют налогообложение,
затрудняют налоговый контроль.

Наряду с принципами
налоговая система включает в себя также
способы и методы взимания налогов.

В
налогообложении действуют три способа
взимания нало­гов,

касающихся
учета и оценки объекта налога: кадастровый,
декларационный и административный.

Кадастровый

способ
предполагает использование кадастра
(реестра, описи), содержащего перечень
типичных сведений (оценка, средняя
доходность) об объекте обложения (земли,
дома), которые используются при исчислении
соответствующего налога. Так, земельный
кадастр, на основании которого в
зарубежных странах определяется
поземельный налог, содержит описания
типичных участков земли, группируемых
в зависимости от качества, местоположения
и использования. Для каждой группы
установлена средняя доходность на
единицу площади за ряд лет. Остальные
земельные участки (нетипичные)
приравниваются к той или иной категории,
которой соответствует ставка налога с
единицы площади. Земельные кадастры
утверждаются государственными органами.

В дореволюционной
России кадастры широко использовались
для переписи лиц при обложении подушным
налогом.

Декларационный

способ
предусматривает подачу налогоплательщиком
в налоговые органы официального заявления

декларации о величине объекта обложения,
в которую, как правило, включают данные
о доходах и расходах плательщика,
источниках доходов, налоговых льготах
и порядке исчисления налога.

Административный

способ
основан на исчислении и изъятии налога
у источника образования объекта
обложения. Обычно это задача бухгалтерии
предприятия или другого органа, который
выплачивает налог. Таким путем взимаются
подоходный налог, налог с доходов по
ценным бумагам и др. Бухгалте­рия
удерживает его до выплаты дохода,
исключая возможность уклонения от
уплаты. Сумма изъятого налога переводится
сборщиком-предприятием непосредственно
в бюджет. В современных условиях этот
способ часто сопровождается последующей
подачей декларации в налоговые органы.

Применяются
следующие методы
оплаты налога:



наличным
платежом,

когда
плательщик вносит в казну государства
определенную сумму денег в наличной
форме;



безналичным
платежом,

когда
перечисление производится через банк
со счета клиента на счет бюджета;



гербовыми
марками,

когда
плательщик покупает специальные марки
и наклеивает их на официальный документ,
после чего этот документ приобретает
законную силу.

Лекция
39.

Развитие
налоговых отношений в условиях
международной экономической интеграции

Важнейшими чертами
международной экономики являются рост
взаимозависимости экономик различных
стран, развитие интеграционных процессов
на микро- и макроуровнях, интенсивный
переход цивилизованных стран от замкнутых
национальных хозяйств к экономике
открытого типа.

Экономическая
интеграция, мобилизация экономики не
только приводят к изменению структуры
мирохозяйственных связей, но и вызывают
объективную необходимость в сближении
финансовых инструментов регулирования
экономических процессов. Эффективное
функционирование открытой экономики
обеспечивается применением идентичного
набора государственных регуляторов.
При данном условии гарантируется
соблюдение интересов отечественных
производителей и иностранных инвесторов.

Такого сочетания
разносторонних внешних и внутренних
приоритетов можно добиться как
регулированием национального
законодательства, так и политикой
межгосударственного согласования
отдельных вопросов. В современных
условиях сближение мировых экономик
происходит благодаря расширению торговых
и финансовых потоков, через организацию
различного рода экономических сообществ
в итоге процессов интеграции.

Понятие
«международная
экономическая интеграция»

в
современной экономической литературе
определено как объективный, осознанный
и направленный процесс сближения,
взаимоприспособления и сращивания
национальных хозяйственных систем,
обладающий потенциалом саморегулирования
и саморазвития, основанный на экономическом
интересе самостоятельных хозяйствующих
субъектов и международном разделении
труда.

Сегодня интеграционные
объединения носят региональный характер
и различаются глубиной происходящих
процессов.

В
мире насчитывается около 20 международных
экономических объединений интеграционного
типа. Ими охвачены основные регионы и
все континенты земного шара. На долю
стран-членов приходится почти 2/3 ВВП

планеты,
основная часть международной торговли
(около 7 трлн дол. С ША) и межстранового
движения капиталов (почти 0,6 трлн долл.
США). Некоторые из этих образований
включают десятки стран (Африканское
экономическое сообщество –
32; Азиатско-Тихоокеанское экономическое
сообщество –
26 (после приема в

ноябре 1997
г. Вьетнама, Перу и России); Европейский
союз –
28
и т.д. При такой интенсификации
внешнеэкономической деятельности
недостаточно только внутреннего
регулирования национального
законодательства. Межстрановое движение
товарных и денежных потоков подчиняется
организованно принятым совместным
международным актам и решениям.

Формирование
различного вида экономических образований
преследует в основном две цели:

  1. обеспечение
    свободного движения товаров и услуг;

  2. создание
    равных условий для конкуренции всех
    субъектов, действующих в рамках
    интеграционных объединений.

В
связи с этим в мирохозяйственных связях
актуальнейшей задачей становится
эффективное и масштабное региональное
взаимодействие

.

Для ее решения
требуется определенный инструментарий.

Все
начальные формы интеграционных
объединений в

основном
представляют собой различного рода
торговые союзы,


поэтому
государственное регулирование здесь
направлено в

первую
очередь на таможенные
отношения.

Вовлечение
в сферу мировой торговли трудовых
ресурсов, капиталов, работ и услуг, т.е.
нетоварных потоков, обострило вопросы
нетарифного
регулирования,

в
частности налоговые. Первоначально они
решались выработкой единых подходов к
налогообложению экспортируемых и
импортируемых доходов и капиталов, но
затем появилась необходимость в принятии
общего механизма
межгосударственного регулирования.

Практика
межгосударственного регулирования в
пределах региональных экономических
сообществ подтверждает, что чем выше
ступень интеграции и теснее
народнохозяйственные связи, тем
значительнее степень межгосударственного
влияния и обширнее инструментарий
общегосударственного регулирования.
Для обслуживания механизма
межгосударственного регулирования
создаются органы, не только отвечающие
за координацию, но и контролирующие
этот процесс. Причем статус переходит
от национальных к межнациональным, а
затем и к наднациональным органам.

Таким
образом, о проведении последовательной
общей налоговой политики можно говорить
при организации интеграционных
объединений более высокой ступени, а
именно экономических
союзов

и
экономических
сообществ.

В
то же время даже начальные формы
интеграционных объединений требуют
упорядочения налоговых вопросов.

Воздействие
государства на экономические процессы
через налоговые инструменты осуществляется
путем реализации научно обоснованной
налоговой
политики

.

В
современных условиях задачами

налоговой
политики го­сударства являются: учет
действующих экономических параметров
развития общества и конкретной
экономической ситуации в стране;
обеспечение рыночных и социальных
реформ и поддержание макроэкономической
стабильности; обеспечение государства
финансовыми ресурсами и их мобилизация;
определение возможных резервов роста;
создание условий для регулирования
экономики страны в отраслевом, региональном
и межотраслевом разрезе; соответствие
общей экономической политике страны
как на национальном, так и на
межгосударственном уровне.

Налоговая политика
является отражением экономического
базиса общества и должна обеспечивать
все направления экономического роста.

В
условиях расширения международных
хозяйственных связей национальная
налоговая политика



перестает
быть только комплексом мер по внутреннему
регулированию. Межстрановое движение
товаров, рабочей силы и капиталов
существенно усиливает значение налогов
в распределительных отношениях как
между субъектами хозяйствования и
государством, так и между государствами,
ведущими активную внешнеэкономическую
деятельность. В связи с этим национальная
налоговая политика представляет собой
совокупность государственных мероприятий,
направленных на достижение определенной
степени эффективности в мобилизации
финансовых ресурсов, их перераспределении
на региональном и общегосударственном
уровнях и использовании в рамках
экономического пространства государства.

Обеспечение
экономического роста и стабильности
невозможно без реализации эффективной
внешнеэкономической политики, поэтому
национальная налоговая политика должна
предусматривать ряд соответствующих
мер.

Вступая
в различного рода экономические
группировки, государство берет на себя
обязательства по поддержанию и
осуществлению межгосударственной
экономической политики, соответствующей
целям создания и жизнеспособности
образуемых экономических союзов.
Подписывая договор о вступлении в
интеграционное объединение, государство
тем самым принимает условие частичной
утраты экономического суверенитета и
(как следствие) суверенной экономической
политики, но одновременно приобретает
право на выработку совместной
межгосударственной экономической
политики и обязанность по ее обеспечению
для достижения совместного экономического
роста и благосостояния.
Добровольность,
осознанная необходимость

и
экономическая
готовность к объединению


обязательные
принципы экономической интеграции.

Выработка
согласованной налоговой политики
осложняется внутренним сущностным
противоречием, заложенным в категории
«налог». Аккумулируя в себе полюсные
интересы государства и налогоплательщика
при реализации налоговой политики
межгосударственного образования, налоги
создают дополнительные противоречия,
связанные с возможным несовпадением
государственных национальных и
межгосударственных общих интересов.
Оптимальность налоговой политики
экономического союза определяется не
только выбором эффективных налоговых
инструментов, отвечающих целям
интеграционного образования, но и
соответствием этих целей реальному
экономическому базису, а также интересам
всех субъектов складывающихся отношений.

Читать также:  СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Разнообразие
экономических интересов субъектов
налоговых отношений не позволяет
безоговорочно проецировать национальные
налоговые механизмы на объединенную
экономику. Поэтому выработка международного
механизма налогообложения

интеграционного
объединения, создание благоприятного
для всех участников налогового климата

задача первостепенной важности, диктуемая
согласованной налоговой политикой.

Согласно теории
налогообложения, любой налоговый
механизм представлен тремя основными
взаимосвязанными блоками:

Все эти блоки
должны присутствовать и в налоговом
механизме экономического союза. Однако
роль каждого из них может быть неодинаковой
на разных этапах, что зависит от целей
и задач, решаемых в рамках региональных
экономических образований, а также от
развития научной и методической базы.

Совершенствование
и реформирование налоговых систем новых
независимых государств –
в прошлом советских республик, их
адаптация к новым видам деятельности
и рыночным институтам происходят
достаточно активно. Но в национальных
налоговых законодательствах государств,
вступивших на путь экономических
преобразований и реформ, еще крайне
редко применяются научно обоснованные
методики налогового планирования и
прогнозирования влияния налогов на
экономические процессы.

Совместное
налоговое
планирование



целесообразно
использовать при планировании объема
совместного межгосударственного
бюджета. Такая форма организации
общегосударственных финансов пока
реализуется только Республикой Беларусь
и Российской Федерацией при составлении
совместного бюджета, который формируется
не за счет налоговых поступлений, а на
основании вкладов участников объединения
и определяется объемом финансирования
общих проектов и программ.

Налоговое
регулирование



в современных
условиях является стержнем
межгосударственного налогового механизма
и опосредуется как внутренними, так и
межгосударственными законодательными
актами.

Как
свидетельствует опыт международных
интеграционных образований, интересы
экономического объединения требуют
унификации налоговых законодательств
его участников. И если определить
гармонизацию

как основное
направление совместной налоговой
политики, т.е. ее стратегию, то унификация

должна
рассматриваться как основной механизм
осуществления этой цели, а именно –
тактика налоговых преобразований.

Налоговая унификация
может представлять собой инструмент
государственного регулирования
внутреннего налогового режима и
налогообложения внешнеэкономических
операций. С этой точки зрения ее правомочно
классифицировать соответственно как
внутреннюю (национальную) или внешнюю
(межгосударственную) унификацию.

Внутренняя

унификация
подразумевает универсализацию
национальной налоговой системы по
следующим основным направлениям:


упрощение
методик исчисления налогов;


применение
идентичного механизма налогообложения
для всех налогоплательщиков и объектов
налогообложения;


приведение
к равнозначности (одинаковому
экономическому эффекту от применения)
налоговых ставок по всем хозяйственным
операциям и объектам налогообложения;


унификация
процедуры исполнения налоговых
обязательств.

Внешняя

унификация
направлена в первую очередь на приведение
действующей налоговой системы государства
в соответствие с налоговыми системами
стран –
торговых партнеров и участников
экономических союзов. С этой целью
необходимо решать следующие задачи:


привлекать
иностранных инвесторов, в том числе
адаптируя правила налогообложения к
привычным для них формам;


заключать
международные договоры об избежании
двойного налогообложения без ущерба
для национальной экономики;


создавать
равные условия функционирования для
отечественных товаропроизводителей,
в том числе и на чужих рынках.

Упрощение
налогообложения не исключает возможность
использовать в национальной налоговой
системе специфические формы и методики
налогообложения, способные стимулировать
развитие отдельных приоритетных
направлений экономики (инвестиции,
высокие технологии, малый бизнес,
производство социально значимых товаров,
экспорт и т.д.).

В рамках
межгосударственных связей унификация
затрагивает в основном перечень основных
налогов и ставок и выражается в
универсализации правовых налоговых
отношений (общие подходы в формировании
национальных налоговых кодексов).

Достижение
общего уровня налогообложения, унификация
отдельных инструментов невозможны без
организации действенной системы
налогового
администрирования



в рамках
интеграционного объединения. Это
предполагает создание органов не только
контроля и согласования налоговой
политики на меж- и наднациональном
уровнях (в зависимости от степени
интеграции), но и управления налоговыми
потоками в рамках
объединения.
Кроме того, в их задачу входят анализ и
оценка воздействия на объединенную
экономику, планирование и прогнозирование
процессов налоговой унификации,
построение налоговых отношений с
третьими странами и т.д.

Немаловажную роль
в налоговой унификации играют
стандартизация бухгалтерского учета
и отчетности, создание скоординированной
системы налогового контроля, определение
общих подходов в сфере международного
налогообложения.

Категория
«финансы» тесно связана с другими
экономическими категориями. Налог

– это
важнейший финансовый инструмент.
Государство через налоги стремится
обеспечить устойчивый экономический
рост.

Взаимосвязаны
и понятия «налог»

и «заработная
плата»

. В
современной России зависимость между
этими поднятия­ми очень тесная: чем
выше налоги, тем меньше заработная плата
(во внебюджетной
сфере), чем
выше заработная плата, тем больше на­лог.
Налоговая
система в России построена таким образом,
что вели­чина налогов зависит не
столько от эффективности работы и
прибыльности предприятия, сколько от
общей суммы оплаты труда и объема продаж.

Кредит,

в чистом виде понимаемый как банковский
кредит, не зависит от государства. Его
роль в воспроизводственном про­цессе
достаточно определена – это способ
покрытия временного раз­рыва между
доходами и расходами, способ покрытия
потребностей на модернизацию производства
и т.д. Но в то же время кредит – это
важнейшая форма покрытия дефицита
бюджета и бюджетного кас­сового
разрыва (когда необходимы услуги банков
для покрытия рас­ходов бюджета до
поступления очередных доходов). В свою
очередь, если бюджетные средства хранятся
на счетах коммерческих банков, то это
важнейший ссудный источник для банков.
Кредит отличается от финансирования
своей возвратностью и платностью. В то
же вре­мя в обоих случаях это движение
денежных средств. И кредит, и фи­нансы
не выходят за рамки денежных отношений.
(Даже товарный кредит имеет денежную
основу и форму.) В отдельных государствах
кредитное регулирование со стороны
государства приобретает фор­му,
делающую взаимозависимость финансов
и кредита еще более тес­ной. Так, в
России при расчете налога с прибыли
расходы на пользо­вание кредитом
включаются в необлагаемую часть на
основе утверждаемой Центральным банком
Российской Федерации ставки
рефи­нансирования. Чем выше ставка
рефинансирования, тем меньше и налог
на прибыль.

Цена

как экономическая
категория становится важнейшим
ин­струментом формирования доходов
государства при планово-регулируемой
экономике. В рыночной экономике цены
служат опреде­ляющим показателем при
расчете пенсий, пособий и даже минималь­ной
оплаты труда. Если
государство не прибегнет к регулированию
цен, оно вынуждено будет корректировать
социальные выплаты и увели­чивать
минимальную оплату труда. В
большинстве стран государ­ство
прибегает к регулированию цен на
важнейшие товары, имею­щие социальное
значение. Цены используются государством
при та­моженном регулировании и
изъятии таможенных доходов. Так, в России
по многим товарным группам таможенные
пошлины взи­маются не по цене покупки,
а по нормативным ценам, значительно
превышающим фактические. Следовательно,
возрастают доходы бюджета (и цены на
внутреннем российском рынке).

Все
перечисленные категории имеют денежный
характер, денеж­ную природу и подчас
отвечают признакам двух и более категорий.
Так, заработная плата вполне обоснованно
может быть названа де­нежной выплатой,
т.е. деньгами. Но мы понимаем, что это не
просто деньги, а деньги, полученные в
обмен за труд.

Налог
– это тоже
деньги, которые мы безвозмездно отдаем
госу­дарству по действующим законам.
Неисполнение закона влечет за собой
санкции. Но, кроме того, налог – это еще
часть наших дохо­дов и зарплаты. В
свою очередь, и операции по выпуску
(эмиссии) денег являются доходным
источником государства.

Все
перечисленные категории объединяет их
денежная природа. Отличаются они друг
от друга своими функциями, назначением.
При этом различить категории возможно,
только если рассматривать всю совокупность
признаков. В частности, государственными
финанса­ми считаются денежные отношения
в обществе, возникающие в связи с фактом
наличия государства и носящие
неэквивалентный характер. Вне сферы
распределения финансов нет. Как только
фи­нансы прошли сферу перераспределения,
они приобретают признаки других
экономических категорий.

Автор статьи

Полина Михайловна Копруджу

Эксперт по предмету «Налоги»

преподавательский стаж — 8 лет

Что такое налоги?

Налог — это обязательный, безвозмездный платёж, взимаемый индивидуально с хозяйствующих единиц различных форм собственности в целях финансового обеспечения деятельности государства, а также государственных и муниципальных органов власти.

На сегодняшний день налоги выступают в качестве важнейшей экономической категории, которая непосредственно связана с возникновением, существованием и функционированием государства.

Стоит отметить, что метод, характер и масштабы мобилизации финансовых ресурсов и их расходования, в значительной мере зависят от этапа развития общества, который выступает в качестве базы развития государства.

Налог в настоящее время представляет собой одно из наиболее важных понятий в финансах, в связи с чем его необходимо изучать как экономическое, социальное и политическое явление. Особенностью налогов является тот факт, что они возникают на высоком уровне развития общества.

Экономическая сущность налоговых платежей заключается в том, что они представляют собой присвоение, централизацию и перераспределение финансовых ресурсов через государственные и муниципальные бюджеты в отношении ВНП.

На сегодняшний день в России функционирует трехуровневая налоговая система, которая является достаточно гибкой, т.е. легко поддается изменениям, в связи с чем за с начала ХХI претерпела значительные изменения. Реализованные изменения в большей части были вызваны необходимостью формированию современной налоговой системы, которая бы в наибольшей мере соответствовала новым условиям рыночной экономики и могла бы способствовать возникновению возможности каждому уровню власти на самостоятельной основе формировать доходную часть соответствующего бюджета государства, которая регулируется величиной налогов и неналоговых доходов. Конечно, функционирующую в настоящее время систему нельзя назвать идеальной, но все же ее развитие происходит посредством эволюции, обеспечивая преемственность и совершенствование налоговой системы государства.

«Налоги и их роль в формировании бюджетов» 👇

Четкое распределение налогов по уровням государственного управления выступает в качестве одного из важнейших аспектов не только отдельных экономических субъектов, но налоговой системы в целом. Совершенствование налоговой системы на сегодняшний день должно быть реализовано по направлению распределения налогов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *