НАПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ КОТОРОЕ РАССМАТРИВАЛО ФИНАНСЫ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ

Неоклассическая экономическая теория. Монетаризм. Неолиберализм. Институционализм. Кейнсианство и его эволюция. Неоклассический синтез. Леворадикальная политическая экономия

Неоклассическая экономическая теория. В последней трети XIX в. с развитием внутренних экономических и социальных противоречий капитализма начинается стадия, характеризующаяся возникновением монополий и активным вмешательством государства в развитие экономики, ее огосударствлением. Эта стадия неоднозначно трактовалась представителями различных направлений и школ экономической теории. В марксистской политической экономии ее назвали империализмом (Ленин), в трудах западных

ученых самыми распространенными стали названия «корпоративный» и «народный», «индустриальное общество», «общество потребления».

Вся совокупность течений, школ западной экономической мысли, развивающихся в этот период, условно подразделяется на 1) неоклассическую экономическую теорию; 2) институционально-социологическое направление, или институционализм; 3) кейнсианство, а неоклассическое направление — на монетаризм и неолиберализм.

Объект исследования неоклассической экономической теории — поведение Homo economicus — «человека экономического», который в качестве продавца рабочей силы, потребителя или предпринимателя пытается максимизировать свой доход, свести к минимуму затраты (или усилия). Эта теория возникла в 70-е гг. X IX в. Ее основатели — известные экономисты, представители австрийской школы К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк, а также У. Джевонс, Л. Вальрас и др.

Основной категорией анализа сторонники неоклассической экономической теории считают предельную полезность, противопоставляя ее теории трудовой стоимости. Стоимость товара они определяют полезностью последнего, наименее необходимого предмета потребления, то есть предельной полезностью. Общие принципы концепции предельной полезности были развиты С. Викселем и Дж. Б. Кларком. Двумя ее направлениями являются маржинализм и монетаризм.

Дальнейшее развитие неоклассическая теория получила в трудах английских экономистов А. Маршалла и А. Пигу. А. Маршалл, в частности, дал определение «эластичности спроса» и «цены равновесия», развил теорию цены, согласно которой стоимость определяется затратами различных факторов, прежде всего, земли, труда и капитала. Представителями австрийской школы выдвинуты положения о том, что с целью изучения закономерностей формирования спроса потребителей и цен на приобретаемые ими товары и услуги необходимо соизмерить и оценить различные полезные блага — пищу, одежду, воду, товары длительного пользования и др. По мнению А. Маршалла, цена, по которой покупатель приобретает товар или услугу, определяется степенью их полезности, а цена, которую назначает продавец — издержками производства. В процессе покупки товара происходит взаимный компромисс между покупателем и продавцом, в котором проявляется механизм действия закона спроса и предложения.

Представители неоклассической школы выступают за нормативный характер экономической науки, то есть за нацеленность ее на разработку экономической политики, конкретных практических мер и рекомендаций.

Монетаризм (от англ. money — деньги) — экономическая теория, согласно которой денежная масса в обращении играет определяющую роль в формировании экономической конъюнктуры и установлении причинноследственных связей между изменением количества денег и величиной валового национального продукта, а также в развитии производства. Монетаризм возник в середине 50-х гг. X X в. в США. Его лидер — руководитель чикагской школы политической экономии М. Фридмен — выступает против активного и широкомасштабного вмешательства государства в экономику, против государственных мер стимулирования спроса, выдвигая при этом лозунг «Назад, к Смиту». Рыночное хозяйство он считает наиболее рациональным, а возникающие в нем диспропорции — следствием внешнего (государственного) вмешательства. Он, в частности, выступает против налогового и бюджетного регулирования. Поскольку государственное регулирование экономики, как утверждает М. Фридмен, малоэффективно, а между динамиками денежной массы и национального дохода имеется тесная корреляционная связь, его следует заменить автоматическим приростом денежной массы в обращении на уровне 4—5 % в год, или ограничить контролем над денежным обращением. Средствами регулирования экономики монетаристы считают также достижение сбалансованности государственного бюджета, установление высоких процентных ставок. Положительной стороной монетаризма является всеобщий анализ механизма действия денег на рынок товаров, обоснование влияния монетарной политики на развитие экономики, а негативной — необоснованная абсолютизация роли денежной массы как определяющего звена хозяйственного механизма. Выражая интересы самых консервативных кругов монополистического капитала, монетаристы пытаются ликвидировать или существенно урезать социальные программы государства, выступают за массовую безработицу как за средство борьбы с инфляцией. Рецепты монетаристской школы воплощены в программах Международного валютного фонда. Навязывая их государствам — бывшим республикам СССР — в качестве условия предоставления кредитов, эксперты фонда (как и других международных организаций) обосновывают пути выхода этих стран из глубокого экономического кризиса, не учитывая национальной специфики каждой из них, их исторических традиций. Монетаристским рецептам МВФ пытались следовать правительства России и Украины, действовавшие после провозглашения независимости, руководители национальных банков, вследствие чего народное хозяйство этих стран было отброшено на несколько десятилетий назад. ‘

Неолиберализм. В целом взгляды неоклассической школы политической экономии с различными течениями и направлениями получили в литературе название «либерализм» (от лат. «liberalis» — свободный). В экономической науке либерализм — это совокупность взглядов, основным содержанием которых является отрицание необходимости вмешательства государства в экономическую жизнь и понимание механизма саморегулирующегося рынка как единственного эффективного регулятора хозяйственных процессов. За государством остается функция охраны существующей системы. Идеи экономического либерализма основательно разработал А. Смит, выступавший за отмену остатков регламентации промышленности и торговли государством.

Положительной стораной либерализма была его направленность против феодальных порядков, чрезмерной цеховой регламентации. Ярче всего идеи экономического либерализма сформулированы Ж. Б. Сэем в законе, гласящем, что предложение порождает собственный спрос, а капитализм способен без вмешательства государства стихийно и автоматически восстанавливать экономическое равновесие.

Методологической основой либерализма является принцип индивидуализма, согласно которому в обществе должна существовать естественная свобода человека, его независимость от социума, а отстаивание своих интересов отдельными индивидуумами ведет к удовлетворению общественных интересов, к общественному благополучию. Такие взгляды в значительной мере отражали специфику капитализма эпохи свободной конкуренции. Идеи экономического либерализма господствовали до кризиса 19291933 гг. На смену им пришло учение Дж. Кейнса.

Современные последователи экономического либерализма — американские ученые-неолибералы Л. Мизес и Ф. Хайек выступают за минимальное вмешательство государства в экономику, за предоставление максимальной свободы предпринимателям и торговцам. Л. Мизес абсолютными основами цивилизации называл частную собственность, свободный обмен и разделение труда, на котором основывается такой обмен. Но регулируемую при социализме экономику он считал запланированным хаосом, поскольку цены в ней не отражали соотношения спроса и предложения. Ф. Хайек активно отстаивал идею максимальной свободы человека, преимущества рыночной системы над смешанной, считал капитал вечной категорией. По его мнению, регулирование хозяйственной деятельности разрушает механизм передачи информации.

Идеи неолиберализма были положены в основу теории социально ориентированного рыночного хозяйства, одним из авторов которой был известный немецкий экономист и государственный деятель Л. Эрхард. Данная теория провозглашает необходимость свободной конкуренции, свободных цен и т. п., гарантирование государством данных условий наряду с социальной направленностью их развития. В то же время допускается использование государственных рычагов регулирования экономики (государственного распределения ресурсов и контроля над ними), которые значительно ослабляются после достижения поставленной цели.

Некоторые отечественные экономисты-«реформаторы» активно поддерживают идею воплощения модели социально ориентированной рыночной экономики. Однако нечеткое понимание сути теории социальной рыночной экономики и некомпетентная реализация их рекомендаций привели к развалу государственного управления экономикой и нанесли народному хозяйству огромный ущерб.

Институционализм (от лат. «institutum» — учреждение) — одно из направлений западной экономической мысли, которое возникло в конце XIX — в начале XX в. К институтам представители данного направления относят конкуренцию, профсоюзы, налоги, государство, монополии (корпорации), устойчивый образ мышления, юридические нормы и др. Экономику они рассматривают как систему отношений между хозяйствующими субъектами, которые формируются под влиянием экономических и неэкономических факторов. Широкий социологический подход к предмету экономической теории сближает их с исторической школой. Институционализм отрицает обусловленность развития человеческого общества Производственными отношениями (отношениями собственности), движущей силой общественного развития считает психологические, политические, социально-правовые факторы.

Основоположниками институционализма являлись американские ученые Т. Веблен, Д. Коммонс, У. Гамильтон, английский экономист А. Гобсон и др. Т. Веблен, например, рассматривал жизнь человека как борьбу за существование, как процесс отбора и приспособления. По мнению институционалистов, в ходе развития общества идет процесс естественного отбора институтов, система которых создает своеобразную культуру и определяет тип цивилизации. Сами институты являются особыми формами жизни (в том числе хозяйственной), человеческих связей и отношений, которые носят устойчивый характер, формируют в обществе духовные качества и свойства. В свою очередь, институты также выступают важным фактором отбора.

Читать также:  Адреса банка хоум кредит энд финанс банк москва

Различают социально-технологический, социально-психологический и социально-правовой институционализм. Представители социально-технологического направления Дж. Гэлбрейт, Р. Арон, Ян Тинберген и другие основой экономического развития называют внедрение науки и техники в производство и, исходя из этого, обосновывают индустриальное, постиндустриальное, информационное и другие, лишенные конфликтов, формы общества. Автор социально-психологического институционализма Т. Веблен считает, что основа общественного развития — мастерство, родственные чувства и т. д., а основатель социально-правового институционализма Дж. Р. Коммонс, что — это право, юридические отношения.

Представители институционализма выступили с резкой критикой маржинализма, неоклассической теории рыночного равновесия с ее базовыми категориями предельной полезности и производительности, в которых видели лишь формализованные абстракции с идеей ограничения рынка и рыночного равновесия как универсального механизма распределения ограниченных ресурсов. Они утверждали, что концепция классического общества свободной конкуренции XIX в. перестала отвечать реалиям современности, а рынок стал одним из многочисленных экономических институтов, таких, как корпорация, государство и др. Рынок способствует обогащению только крупных монополизированных предприятий, навязывающих свои товары и услуги потребителю.

Корпорация, в которой происходит отделение собственности от управления и осуществляется планомерное развитие в единстве со стихией мелкого и среднего предпринимательства, представляет собой качественно новый элемент экономических институтов. При этом ключевым экономическим институтом, основой современного им общества и будущей общественной системы представители институционализма считали государство, которое проводит активную социальную политику, применяет индикативное планирование и регулирование хозяйственной жизни. Идеалом общественного устройства они провозгласили государство социального благоденствия, а условием его построения — действенный социальный контроль.

При анализе корпорации сторонники институционализма значительное внимание уделили исследованию процесса отделения собственности от контроля за производством, который, по их мнению, привел к принципиальным изменениям в системе управления корпорацией. Это управление осуществляет не предприниматель, а управляющие, заботящиеся о своих узко групповых интересах, и контролирующие корпорации. Такую систему американский экономист Г. Минз назвал коллективным капитализмом. Согласно теории техноструктуры Дж. Гэлбрейта, в систему управления корпорацией должны входить профессиональные руководители (как высшие менеджеры, так и бригадиры, мастера, лица, занимающихся рекламой, и т. д.). Для научного обоснования своей концепции институционалисты ввели понятие «абсентеистской» собственности — собственности, которой нет, которая рассеивается среди акционеров, теряющих контроль над средствами производства.

За последние десятилетия возникла разновидность институционализма — неоинституционализм, который основой экономического развития в постиндустриальном обществе называет человека, а целью экономической системы — его всестороннее развитие. X XI в. провозглашен столетием человека неоинституционалистами, разрабатывающими экономическую теорию прав собственности; теорию общественного выбора, в которой исследуется взаимосвязь экономических и политических явлений, в частности бюрократического управления; различные социальные программы.

С точки зрения методологии заслуживает внимания ориентация институционализма на изучение не столько процессов функционирования общества, сколько его развития, исследование происходящих при этом трансформационных изменений.

Несомненно прогрессивны идеи сторонников современного институционализма об участии трудящихся в собственности и управлении производством, предоставления им социальных гарантии, а гуманитарной интеллигенции — власти. Заслуживают также внимания их взгляды на проблему эколого-экономического выживания человечества, о целесообразности государственного контроля над экологическими процессами, образованием, медициной. В методологическом аспекте рациональной является их идея об ограниченности анализа экономической системы лишь с позиции рационально мыслящего индивидуума (экономического человека) и необходимости учета действии определенных организаций людей (профсоюзов, обществ потребителей и др.), их совместных действий с участием государства против диктата предпринимателей. Отмеченные черты сближают институционализм с марксизмом.

Кейнсианство и его эволюция. Кейнсианство — одно из ведущих направлений современной экономической теории, получившее название от имени всемирно известного экономиста Дж. Кейнса (1883—1946), наиболее полно осознававшего, что без активного вмешательства государства в развитие социально-экономических процессов, без существенного расширения функций государства капитализм не в состоянии далее существовать. Кейнс одним из первых в западной экономической науке обосновал макроэкономический подход к анализу социально-экономических процессов, оперируя такими глобальными категориями, как национальный доход, совокупные инвестиции, потребление, занятость, накопление и др., которые рассматривал в их взаимодействии и взаимосвязи. Он также исследовал количественными методами функциональные аспекты и закономерности расширенного воспроизводства, опираясь при этом на отдельные положения теории воспроизводства К. Маркса.

В отличие от своих предшественников, Кейнс утверждал, что равновесие экономической системы — исключительно редкое явление вследствие действия механизма свободной конкуренции, подвижности капитала и т.д. Обоснованной критике им был подвергнут закон Сэя. Чтобы приблизиться к равновесию, необходимо, прежде всего, регулировать спрос путем повышения эффективности инвестиционных процессов со стороны предприятий и государства («эффект мультипликатора») и тем самым воздействовать на производство. Таким образом, в его теории решающая роль отводилась инвестициям, от прибыльности и размеров которых зависят темпы экономического роста, масштабы производства. Расширение функций государства, по мнению Кейнса, необходимо для рационального использования трудовых ресурсов, борьбы с ростом безработицы, кризисами. С этой целью он предлагал увеличивать государственные закупки товаров, государственные расходы на общественные работы и даже на военные цели.

Увеличение объема частных инвестиций государство должно стимулировать удешевлением кредита. От общей суммы инвестиций зависит объем национального дохода, уровень занятости, соотношение спроса и предложения. Наиболее важным средством регулирования совокупного спроса Кейнс считал бюджетное регулирование, поскольку во время кризиса снижение процентной ставки слабо влияет на уровень инвестиций.

Сторонники Кейнса выступали за активизацию процессов перераспределения национального дохода, увеличение социальных выплат, за антикризисное и антицикличное регулирование. Все эти меры направлены на ускорение развития экономики, ослабление глубины и остроты экономических кризисов, социальной напряженности в обществе. Но такое стимулирование спроса привело в 70-е гг. к высокому уровню инфляции, углублению диспропорций в экономике и на рынке труда, росту дефицита государственного бюджета и т. п. Поэтому современные последователи Кейнса отказываются от ортодоксальных положений его учения, отстаивают необходимость государственного регулирования совокупного спроса в органической взаимосвязи с предложением и доходами, усиления методов монетарного регулирования (Д. Робинсон, П. Сраффа и др.). В политике доходов они видят средство решения наиболее болезненных проблем экономики.

Немало последователей Кейнса выступают за долгосрочное регулирование экономики в форме национального планирования, за более активное участие государства в структурной перестройке экономики, в координации экономической политики в международном масштабе. Отдельные рациональные стороны кейнсианства — скажем, идеи активизации инвестиционных процессов со стороны государства, усиления контроля государства за ростом заработной платы и другие следует использовать и нам с целью выхода из глубокого экономического кризиса и последующего поступательного развития народного хозяйства.

Посткейнсианство, или неокейнсианство — одно из направлений развития западной экономической науки, которое рассматривает теорию Кейнса лишь в качестве одного из элементов новой системы экономических взглядов наряду со взглядами представителей институционального направления (их теорий рынка и ценообразования) и с некоторыми положениями теории К. Маркса по проблемам капиталистического воспроизводства.

Наиболее известными представителями данного направления являются экономисты А. Лейонхувуд (США), Д. Робинсон (Англия), Л. Пазинетти (Италия) и др. Критикуя положение неоклассической школы о способности рыночной системы обеспечить стабильный экономический рост и решить социальные проблемы, они пытаются разработать такую теорию производства и распределения продуктов, в которой темпы экономического роста, норма накопления капитала будет зависеть от распределения национального дохода между трудом и капиталом.

Значительную роль посткейнсианцы отводят анализу денег и денежно-кредитных ресурсов, образованию и нестабильности денежного спроса, которые в состоянии повлиять на процесс воспроизводства. Инфляцию они объясняют особенностями монополистического ценообразования и другими факторами, связанными с издержками производства, а финансовую.нестабильность — ожиданием в условиях неопределенности, влияющим на динамику процентных ставок, оценку будущих прибылей и цен различных финансовых активов. Чтобы преодолеть инфляцию, необходимо, по их мнению, традиционные методы бюджетной и кредитной политики дополнить политикой доходов, предусматривающей добровольное соглашение профсоюзов, монополий и государства о темпах роста своих доходов в соответствии с определенными ориентирами роста производительности труда. Ими была разработана теория акселератора (от лат. accelerate — ускорять), в которой раскрывается зависимость прироста инвестиций от прироста дохода и которая органично дополняет концепцию мультипликатора. При этом устанавливается, что каждый процент прироста дохода обусловливает больший процент прироста инвестиций.

Читать также:  Финансы в правовом аспекте это

Многие посткейнсианцы выступают за разработку долгосрочной стратегии регулирования экономики, проведение глубоких структурных реформ, за внедрение системы национального планирования экономики и т. д.

Эти идеи в рамках посткейнсианства получили название левого кейнсианства. Его сторонники (П. Сраффа, Л. Пазинетти и др.) выступают за ограничение власти монополий и их прибылей, уменьшение военных расходов, расширение социальных программ, развитие образования, здравоохранения, социального страхования, жилищного строительства, справедливое распределение и перераспределение национального дохода, более эффективную антикризисную и антицикличную политику государства. Такая политика должна осуществляться, прежде всего, через госбюджет с использованием стабилизаторов (налогов, выплат на социальное страхование и др.).

Теоретико-методологической основой левого кейнсианства является соединение некоторых положений экономической теории с элементами марксистской политической экономии. Левокейнсианцы подвергают острой критике идеи неоклассической школы и, прежде всего, ее теорию предельной полезности, пытаются переосмыслить многие фундаментальные категории политической экономии путем синтеза позитивных сторон классической школы политической экономии и марксистских взглядов.

Неоклассический синтез — обобщающая экономическая концепция, в которой объединяются рациональные элементы теории ценообразования и распределения доходов неоклассицизма и кейнсианской теории роста национального дохода. Согласно этой концепции, в зависимости от состояния экономики, следует применять либо кейнсианские, либо неоклассические рецепты воздействия на нее, но, прежде всего, денежно-кредитные методы и по мере усложнения экономической системы необходимо всемерно совершенствовать методы государственного регулирования экономики.

Сторонники неоклассического синтеза рассматривают теорию общего

экономического равновесия как идеальную модель функционирования экономической системы. Но в отличие от неоклассиков они предлагают использовать различные методы государственного регулирования. Поэтому концепцию неоклассического синтеза еще называют ортодоксальным кейнсианством. Его наиболее известными представителями являются американские экономисты Е. Хансен, П. Самуэльсон, Дж. Хикс, которых считают авторами теории доходов — расходов как ортодоксальной версии кейнсианской доктрины. По мнению П. Самуэльсона, решение ключевых проблем денежной и финансовой политики с помощью теории дохода придает законную силу классическим истинам.

В противовес кейнсианской модели мультипликатора Дж. Хикс предложил модель IS—LM, показывающую с помощью соответствующего научного аппарата отличие между законом Сэя, согласно которому предложение порождает спрос, и законом Вальраса, определяющем, что сумма предложения, то есть сумма доходов и расходов в обществе совпадают. При этом в доходы включаются и денежные сбережения, их определенный объем находит свое проявление в спросе и предложении данного товара (т.е. денег), что, в свою очередь, влияет на равновесие экономической системы. Анализ совокупного спроса осуществляется Хиксом в производственном (реальном) и денежном секторах. Главным условием равновесия в первом из них он называет равенство инвестиций и сбережений, во втором — равенство спроса на ликвидность и денежной массы.

Теорию неоклассического синтеза критикуют представители монетаристской школы, в частности, М. Фридмен. Острие критики направлено, прежде всего, на тезис сторонников неоклассического синтеза о том, что механизм рыночного саморегулирования должен дополняться и корректироваться целенаправленным государственным вмешательством. По мнению монетаристов, задача государства создать условия для максимально свободного функционирования рыночного механизма. Подобная критика представляется неконструктивной, ибо не отвечает требованиям сегодняшнего дня.

Леворадикальная политическая экономия. Одним из течений современной экономической мысли является леворадикальная политическая экономия, которая отражает интересы промежуточных слоев развитых стран Запада, прежде всего, интеллигенции. Поскольку промежуточные слои складываются из различных групп и прослоек, а среди интеллигенции наблюдается резкая дифференциация, леворадикальной политэкономии свойственна некоторая неоднородность и даже противоречивость методологических и теоретических основ.

Местом зарождения данного течения были университеты развитых стран мира, прежде всего, США. К представителям леворадикальной политэкономии относятся известные ученые-экономисты Г. Шерман, Р. Эдванс (США), П. Андерсон, Дж. Харрисон (Великобритания) и др.

Леворадикальную политическую экономию отличает широкий социологический подход к анализу экономических явлений и процессов: кроме отношений собственности, она приобщает к предмету своего исследования социальные, политические, правовые, психологические и другие аспекты. При этом большинство представителей данного направления считают марксизм его теоретической и методологической основой.

Заметное влияние на эволюцию леворадикальной политической экономии оказали западногерманские теоретики Г. Маркузс и Э. Фромм, представители институционального направления западной экономической мысли Дж. Гэлбрейт, Р. Хсйлбронер и др.

Сторонники леворадикальной политической экономии резко критикуют неоклассическое направление политической экономии; выступают против господства монополий (в том числе транснациональных) и крупной капиталистической собственности, чрезмерных военных расходов, неравномерности при распределении доходов, против эксплуатации. Характерным в их взглядах является и то, что высшим критерием общественного прогресса они считают всестороннее развитие личности, провозглашают социализм более совершенным, чем капитализм, строем. Но на основе анализа советского опыта немало представителей леворадикальной политической экономии делали вывод об отсутствии социализма в СССР, выступали за трудовую коллективную собственность. Однако многие придерживаются и иных взглядов — считают необходимым утверждение плюрализма форм собственности, выступают за демократическую централизацию в управлении экономикой и т. д.

О достижениях экономических школ и направлений, нерешенных ими проблемах и ошибках свидетельствует их характеристика, приведенная в табл.1.

Кейнсианство и его значение для развития финансовой науки

Финансовая теория Джона Мейнарда Кейнса. Английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) занимает особое место в истории развития экономической мысли. Его книга «Общая теория занятости, процента и денег», выпущенная в 1936 г., Имела огромное влияние на формирование мировой экономической мысли и разработки соответствующей государственной финансовой политики. Как отмечал американский историк экономической мысли Б. Селигмен (1912-1970), влияние труда Дж. Кейнса можно сравнить только с влиянием «Капитала» К. Маркса и «Богатства народов» А. Смита. Американский экономист Роберт Скидельский (1933), один из биографов и интерпретаторов

работ Джона Кейнса, отмечает две основные научные позиции, которые имеют не мимолетную ценность и должны присутствовать в любых теориях, касающихся путей развития экономики.

Первая, Дж. Кейнс обратил внимание на неопределенность в экономическом движении, которая ведет к волатильности, неустойчивости в развитии. По его мнению, балансирующим фактором является спекуляция, которая проходит через чрезвычайно высокая степень волатильности рынков. Вторая, Д. Кейнс отмечал, что на экономическое развитие совместное влияние дохода, выпуска продукции и цен будет большим, чем влияние только одних цен. По мнению Р. Скидельский, любые изменения в сфере развития экономики должны учитывать эти проблемы. Если признать факты, экономике свойственна волатильность, что рецессии достаточно сильные и автоматически не исчезают, то мы подходим к выводу о роли правительства, подчеркивал он. Многие из современных экономистов считают, что правительство не играет большой роли, он лишь следует определенным правилам. По этому поводу идут постоянные дискуссии. Времена проходят, уже много лет нет Дж. М. Кейнса, меняются правительства, а правительственная политика становится более весомой и роль ее постоянно растет.

Теория Дж. Кейнса формировалась в сложных условиях 20-30-х годов ХХ в .: последствия Первой мировой войны, проблемы межсоюзнических долгов, экономический кризис 1929-1933 гг., Что привело к массовой безработице, падение промышленного производства, экспорта, крах финансовых рынков . В США валовой национальный продукт сократился с 103 900 000 000 долл. в 1929 до 56,0 млрд долл. в 1933 году., а количество занятых в соответствии со 106 млн человек до 66300000 человек. Сокращение производства и торговли, кризисное падение цен привели к большому напряжение всей мировой кредитно-денежной и финансовой систем. Кризис вызвал резкую пассивность платежных балансов и дефицитность государственных бюджетов, международный валютный хаос, дефолты — отказ от платежей за Межсоюзнической долгам, возникшим в годы Первой мировой войны.

Читать также:  ООО МФО ФИНАНС СЕРВИС

В этих условиях нужен был принципиально новый подход к решению проблем, поставленных историей и реалиями экономического развития. Прежде всего необходимо было определить фундаментальную причину краха экономической системы и предложить путь к ее возрождению. Дж. Кейнс очень смело заявил, что самыми большими изъянами экономического общества является его неспособность обеспечить полную занятость и разумное распределение богатство и доходов. Фактически Дж. Кейнс признал антагонистические противоречия между трудом и капиталом, производством и потреблением и предложил способы их решения с помощью модели государственного вмешательства.

Предметом научного исследования по Дж. Кейнсу является вся совокупность экономических отношений. Но он подходит к своему предмету не с позиций предложения ресурсов, как это делали его предшественники — классическая и неоклассическая политэкономия, а с позиций спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов. С этого Дж. Кейнс делает вывод, что рыночная экономика в достаточной степени саморегулироваться не может, поскольку этому мешают психологические склонности, мотивации, побуждения агентов производства, поэтому необходимо вмешательство государства. Экономические кризисы проявляются на поверхности явлений как недостаток спроса, поэтому проблему равновесия в экономике следует решать с точки зрения спроса. Для этого Дж. Кейнс вводит категорию «эффективный спрос», которая выражает равновесие между потреблением и производством, доходом и занятостью.

Если речь идет о «вмешательстве», то это, прежде всего, означает повышение роли и значимости государственных финансов. Стоит отметить, что в знаменитой книге Дж. Кейнса нет даже термина «государственные финансы», только несколько страниц отведено налоговой политике, так называемым «социальным инвестициям» и «расходам, которые финансируются за счет займов». Но главная его идея о необходимости государственного вмешательства для достижения «эффективного спроса» прямо касается государственных финансов и фискальной политики. Это направление исследования капиталистической экономики определил на многие годы развитие всей мировой финансовой науки.

Финансовая концепция Дж. М. Кейнса исходит из основных положений его общей теории.

1. Введение в экономический оборот термина «эффективный спрос» позволило вернуться к анализу макроэкономических показателей (валового внутреннего продукта и национального дохода), от которых, собственно, отказались все после рикардивськи школы. Возвращение к макроэкономическим показателям позволило выяснить, как функционирует экономическая система в целом, поставить ряд задач, связанных с движением всего потока производимой, распределяемой и потребляемой стоимости, выяснить, какую ее часть необходимо удалить финансовыми методами и направить на решение основных экономических проблем. Развитие кейнсианской макроэкономической теории способствовал совершенствованию методов анализа государственных финансов и приемов фискальной политики, основанных на эконометрике и математике.

2. На основании идеи о «эффективный спрос» была пересмотрена вся финансовая концепция. Теория государственных финансов стала рассматриваться как составляющая теории занятости, процента и денег, а фискальная политика — как неотъемлемая часть экономической политики. На этой основе были определены место и роль категорий государственных финансов: государственных расходов, налогов, займов в экономическом развитии.

3. Главным инструментом регулирования экономики является бюджетная политика. На государственный бюджет и фискальную политику в целом возлагались задачи обеспечения занятости рабочей силы и эффективного экономического развития. Денежно-кредитному регулированию Дж. Кейнс отводил меньшую роль.

4. Государственным расходам, то есть правительственном спроса и государственном потреблению, отводилось особое место. Дж. Кейнс рассматривал государственные расходы как основной инструмент правительственного вмешательства и преодоления депрессии. Их формирования, структуру и рост он считал неотъемлемым фактором достижения «эффективного спроса». Правительственный спрос финансируется налогами и займами, по мнению Дж. Кейнса, должен оживить предпринимательскую деятельность, что будет способствовать росту занятости и доходов. Необходимо отметить, что в США политика так называемых антикризисных мер начинается в начале 30-х годов. Для спасения банков и корпораций создается система государственных институтов, осуществляющих санирования банков и корпораций, регулирования цен, организовывали «общественные работы» для помощи безработным. Дж. Кейнс по этому поводу вел переписку с президентом США Д. Рузвельтом (1882-1995). В декабре 1933 Дж. Кейнс в одном из своих писем, отмечал, что отбросив основы и принципы ортодоксальных финансов, президент свободен в своих действиях и может использовать финансовые возможности в пользу мира и процветания, в то же время, как ранее их разрешалось использовать для целей войны.

5. Новым положением финансовой теории является концепция роста государственных капитальных вложений, которые дополняют правительственные меры по стимулированию «склонности к инвестициям». В известной степени эта идея отвечала теории исторической школы Германии. По мнению Дж. Кейнса, регулирования объема текущих инвестиций оставлять в частных руках нельзя, только «широкая социализация инвестиций окажется единственным средством, чтобы обеспечить приближение к полной занятости, хотя это не должно исключать всякого рода компромиссов и способов сотрудничества с частной инициативой.

6. Дж. Кейнс «вписывает» в движение макропоказателей налоги, считая, что изменения в налоговой политике могут влиять на «склонность к потреблению». В научный оборот вводится понятие «налоги — встроенные стабилизаторы», основанный на функциональной зависимости между национальным доходом и налогами. Это означает, что сумма изъятых налогов (при прочих равных условиях) зависит от объема национального дохода. Чем выше уровень национального дохода, тем больше сумма налогов поступит в бюджет. И наоборот, когда при кризисном падении производства национальный доход снижается, сумма налогов сокращается. Такой характер налогов, с точки зрения Дж. Кейнса, обеспечивает определенную автоматическую гибкость экономической системы. Это положение он относит, прежде всего, к индивидуального подоходного налога. Его взимания по прогрессивным ставкам приводит к большим колебаниям в уровне налога, чем дохода. Они тем больше, чем стремительнее кривая налоговых ставок и чем больше колебания объема национального дохода. Так определяются регулирующие возможности подоходного налога. При кризисном падении производства и росте безработицы налоги, автоматически сокращаясь, способствуют росту доходов, пробуждающий «склонность к потреблению» и стимулирует спрос.

Дж. Кейнс считал, что люди имеют склонность увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в большей степени растет «склонность к сбережению». Отсюда он делает вывод о необходимости разработки налоговой политики в отношении изъятия избыточных сбережений. С этой точки зрения предоставляется преимущество такой шкале ставок по личным подоходным налогом, которая способствовала бы перераспределения дохода от лиц, имеющих сбережения, к лицам, которые их инвестируют. Чрезмерные сбережения, изъятые с помощью налогов через государственный бюджет, должны трансформироваться в инвестиции. При этом он отмечал, что подобные взгляды часто рассматриваются как посягательство на капитал, необходимый для расширенного воспроизводства. Однако, по его мнению, речь идет о необходимости изъятия части финансовых фондов, не вложены в инвестиции. Чрезмерные сбережения могут стимулировать экономический рост только в условиях полной занятости (под полной занятостью западные экономисты понимают ее размер на уровне 97%), в кризисные годы они препятствуют этому росту.

7. Дж. Кейнс развивает идею необходимости роста государственных расходов, «финансируются за счет займов». Идея не нова, она известна с давних времен. С точки зрения Дж. Кейнса, государственные инвестиции и текущие государственные расходы можно финансировать в долг. Правительственные инвестиции, финансируемые за счет займов, приведут к расширению «склонности к инвестированию», а финансирование текущих государственных расходов приведет к увеличению «склонности к потреблению». Рост задолженности государства и местных властей он рассматривал как неотъемлемую часть государственного регулирования «эффективного спроса». Со времени Дж. Кейнса обязательна соответствие бюджетных расходов и доходов стала считаться анахронизмом, а боязнь бюджетных дефицитов и роста государственного долга — вредным суеверием, концепции «здоровых финансов» было покончено. Рынок ссудных капиталов становится важнейшим источником достижения «эффективного спроса», а дефицит государственного бюджета превращается в один из способов регулирования экономики. Последователи Дж. Кейнса развивают концепцию «дефицитного финансирования».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *