НОРМАТИВНО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

Для
успешного проведения финансовой
политики, эффек­тивной реализации
финансового механизма и механизма
управ­ления финансами большое значение
имеет правовое оформление финансовых
отношений субъектов хозяйствования и
органов го­сударственной власти и
органов местного самоуправления. Роль
финансового права значительно возрастает
и в связи с переходом в нашей стране от
административно-командной системы
управ­ления к рыночной. Кроме того,
кардинальное изменение государ­ственного
устройства, построение федеративных
отношений между органами власти
непосредственно влияют на состав
фи­нансовой системы нашего государства,
что диктует необходи­мость переосмысления
ранее существовавших юридических норм,
регулирующих финансовые отношения, и
создания нового финансового
законодательства.

Установление
и применение к финансовым отношениям
соответствующих новым условиям ведения
финансово-хозяйствен­ной деятельности
норм
финансового
права, означающих установ­ление четких
правил организации этих отношений,
позволяет эффективно управлять финансами
органов власти и субъектов хозяйствования,
защищать экономические интересы
субъектов финансовых отношений и
обеспечивает строгую финансовую
дисциплину.

Обращаясь
к историческому аспекту возникновения
финан­сового права как самостоятельной
науки, следует отметить, что ее основы
были заложены в существовавшей с XVI
в. камералисти­ке, изучавшей главные
закономерности, влияющие на эффектив­ное
ведение дворцового хозяйства, и
исследовавшей вопросы государственного
управления, государственных финансов,
эко­номики, аграрного дела, торговли
и другие. Во второй половине XIX
в. стали появляться научные работы, в
которых большое вни­мание уделялось
правовым вопросам, а к концу того же
столетия в России появились самостоятельные
научные исследования по финансовому
праву1.
В то же время в России до 1917 г. финансо­вая
и финансово-правовая наука не были
разграничены и состав­ляли единое
целое. В большинстве университетов
Российской империи они рассматривались
в рамках единого курса, который в
зависимости от учебного заведения
назывался либо «финансовое право», либо
«финансовая наука», а ученые того времени
в боль­шинстве своем рассматривали
термины «финансовое право» и «финансовая
наука» как тождественные2.
Однако необходимость упорядочения
процесса управления финансовыми
отношениями в государстве с помощью
введения единых правил и приемов их
организации, осуществления и контроля
за соблюдением этих правил предопределила
формирование самостоятельной науки
финансового права,

В
настоящее время знание правовых основ
функционирова­ния финансов на всех
уровнях управления позволяет финансо­вым
работникам грамотно и эффективно
управлять системой фи­нансовых
отношений как в рамках отдельной
организации, так и на государственном
и муниципальном уровнях. Используя
пра­вовые нормы, органы государственной
власти и местного само­управления
регулируют развитие отраслей экономики,
обеспечивают ее стабильность и рост,
сглаживают и устраняют негативные
тенденции в ее развитии, воздействуют
на объем и структуру фи­нансовых
ресурсов, остающихся в распоряжении
субъектов хозяйствования. В свою очередь
необходимость реализации це­лей и
задач финансовой политики, проводимой
государством, стимулирует дальнейшее
развитие содержательной части финан­сового
права. Именно финансовая политика
определяет вопросы разработки
соответствующих финансово-правовых
актов для ее реализации, состав правовых
норм, которые они должны содер­жать,
финансовые льготы и санкции, которые
должны приме­няться в ходе управления
финансами. Применение норм права для
субъектов хозяйствования означает
определенный порядок формирования их
уставного (складочного) капитала,
формирова­ния и распределения прибыли,
налогообложения, реализации амортизационной
и инвестиционной политики, управления
иму­ществом и решения других вопросов
финансово-хозяйственной деятельности.

В
ходе использования правовых норм в
процессе управления финансами проявляется
их «императивный» характер, под кото­рым
понимается активная практическая
деятельность государ­ства по организации
финансовых отношений, разработке форм
их проявления и использования. В
результате этой деятельности субъекты
права не могут по своему усмотрению и
по собственной инициативе приобретать
финансовые права и обязанности,
опре­делять их содержание, а также
реализовывать их.

Финансовое
право тесно связано с другими отраслями
права: часть финансовых отношений
регулируется нормами гражданс­кого
права (например, вопросы формирования,
распределения и использования финансовых
ресурсов организаций различных
организационно-правовых форм, распределения
финансовых полномочий между участниками
организации, состава государ­ственной
и муниципальной казны и проч.) и
административного права (административные
штрафы). Поэтому неверно утверж­дать,
что финансовое право регулирует все
существующие в об­ществе финансовые
отношения1.

Таким
образом, финансовое
право
представляет собой совокуп­ность
юридических норм, регулирующих отношения,
возникающие в процессе образования,
распределения и использования денежных
фондов органов государственной власти
и органов местного самоуп­равления,
а также субъектов хозяйствования,
необходимых для ре­ализации возложенных
на них функций и выполнения стоящих
перед ними задач.

Следует
отметить, что предметом
финансового
права являют­ся финансовые отношения,
связанные с функционированием как
бюджетов органов государственной власти
и местного само­управления и бюджетов
государственных внебюджетных фондов,
так и денежных фондов субъектов
хозяйствования, а также отно­шения,
в которых государство и муниципальные
образования участия не принимают, но
которые влекут увеличение имущест­венной
основы налогообложения, препятствуют
сокрытию дохо­дов и легализации части
доходов, полученных противоправным
путем.

В
зависимости от субъектов
финансового
права отноше­ния, регулируемые его
нормами, можно разделить на следующие
группы:

• между
Российской Федерацией, ее субъектами
и местным самоуправлением при разграничении
доходных и расходных пол­номочий
между уровнями бюджетной системы РФ и
налоговых полномочий между уровнями
налоговой системы РФ, а также в ходе
организации межбюджетных отношений;

• между
финансовыми, налоговыми органами и
юридически­ми лицами по поводу
формирования доходной части бюджетов,
в том числе бюджетов внебюджетных
фондов, предоставления бюджетных средств
организациям в форме прямого бюджетного
финансирования, субсидий, субвенций,
бюджетных кредитов, оплаты государственного
и муниципального заказов;

• между
государственными или муниципальными
финансо­выми органами в ходе реализации
бюджетного процесса на феде­ральном,
региональном и местном уровнях;

• между
государственными (муниципальными)
унитарными предприятиями, бюджетными
учреждениями и их собственника­ми —
органами государственной власти и
местного самоуправле­ния при
формировании уставного фонда, распределении
полу­ченного предприятием (учреждением)
дохода, распределении от­ветственности
по обязательствам предприятия
между его учредителем и самим унитарным
предприятием;

• между
финансово-кредитными организациями и
юридичес­кими и физическими лицами
в связи с уплатой страховых взно­сов
(премий) и получением страхового
возмещения, привлечени­ем дополнительных
источников инвестиций, размещением
фи­нансовых ресурсов и получением
доходов от этого размещения;

• между
финансовыми, налоговыми органами и
физическими лицами по поводу формирования
доходной части бюджетов, в том числе
бюджетов внебюджетных фондов, за счет
обязательных налоговых и неналоговых
платежей и предоставления бюджет­ных
средств организациям в форме социальных
трансфертов и социальных страховых
выплат из бюджетов государственных
социальных внебюджетных фондов.

В
целях управления государственными
финансами, регулиро­вания
финансово-хозяйственной деятельности
субъектов хозяй­ствования и доходов
населения субъекты власти используют
фи­нансово-правовые
акты, которые
представляют собой результат
правотворчества органов государственной
власти и местного са­моуправления по
вопросам финансовой деятельности,
входящим в их компетенцию, и содержат
соответствующие правовые нормы по
рассматриваемому вопросу.

Используемые
в ходе управления финансами
финансово-правовые акты весьма
многообразны и классифицируются по
различным признакам. По
юридической силе эти
акты подразделя­ются на законы и
подзаконные акты; по
уровню власти — на
пра­вовые акты органов государственной
власти и органов местного самоуправления;
по
степени регулирования сфер и звеньев
финансовой системы — на
финансово-правовые акты, которые
применя­ются для управления финансовыми
отношениями в каждой сфере финансовой
системы (Конституция РФ, Бюджетный
кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ), и правовые
акты, регулирующие финансовые отношения
в отдельной сфере или звене финансовой
системы.

Читать также:  Деловая игра "Наши финансы больше не поют романсы" план-конспект занятия (8 класс)

Основным
законом, закладывающим основы управления
фи­нансами в нашей стране, является
Конституция
РФ, в
которой определяются федеративное
государственное устройство, что
обусловливает выделение в составе
бюджетной и налоговой сис­тем Российской
Федерации трех самостоятельных уровней
и вли­яет на принципы их построения.
Кроме того, нормы, непосредственно
регулирующие финансовые отношения,
содержатся в ст. 8 Конституции РФ,
закрепляющей принцип единства
экономической системы Российской
Федерации; в ст. 35 — право частной
собственности; ст. 71—73 определяют
предметы ведения Российской Федерации
и ее субъектов, в том числе и в сфере
финансовых отношений. В Конституции РФ
устанавливаются правовые, основы
деятельности Президента РФ, органов
законодательной (представительной)
власти, органов исполнительной власти
и местного самоуправления в бюджетном
процессе.

Нормы
Бюджетного
кодекса РФ регулируют
финансовые от­ношения, возникающие
в процессе функционирования бюджета
ной системы РФ, формирования доходов
бюджетов всех ее уров­ней и бюджетов
государственных внебюджетных фондов
и расхо­дования их средств, в ходе
реализации межбюджетных отношения,
осуществления бюджетного процесса на
территории РФ и применения мер
ответственности к нарушителям бюджет­ного
законодательства РФ.

Нормы
Налогового
кодекса РФ регулируют
отношения по установлению, взиманию
налогов и сборов на территории РФ,
отношения в области налогового контроля
и ответственности за совершение налоговых
правонарушений.

В
сфере государственных и муниципальных
финансов право­вой основой управления
финансовыми отношениями являются
федеральные законы, законы субъектов
РФ и нормативно-пра­вовые акты (решения)
представительных органов местного
са­моуправления, регулирующие бюджетные
правоотношения со­ответственно на
территории Российской Федерации,
субъекта РФ или муниципального
образования. Среди наиболее важных
финансово-правовых актов в этой сфере
следует отметить еже­годно принимаемые
федеральные законы о федеральном
бюдже­те и бюджетах государственных
внебюджетных фондов на оче­редной
финансовый год, Федеральный закон от
28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации», Федеральный
закон от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых
основах местного самоуп­равления»,
Федеральный закон от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О
бюд­жетной классификации Российской
Федерации», Федеральный закон от 15.12.01
№ 166-ФЗ «О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации»,
Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об
обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации» и др.

Кроме
финансового законодательства, важное
место в системе правового регулирования
финансовых отношений в сфере государственных
и муниципальных финансов занимают указы
Президента РФ, постановления Правительства
РФ и ведомственные нормативно-правовые
акты — приказы, письма и инструк­ции
федеральных министерств, служб и
агентств, органов испол­нительной
власти регионального уровня и органов
местного са­моуправления по
финансово-бюджетным вопросам.

Указы
Президента РФ, как
правило, содержат поручения органам
государственной власти по разработке
нормативных актов, определяют порядок
их разработки или основные направления
деятельности этих органов в сфере
финансов (например, Указ Президента РФ
от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры
феде­ральных органов исполнительной
власти»).

На
основании постановлений
Правительства РФ осуществляется
правовое регулирование процесса
управления государствен­ными финансами
со стороны высшего органа исполнительной
власти в Российской Федерации, который
в соответствии с Конституцией РФ
обеспечивает проведение единой финансовой
и налоговой политики. К примерам наиболее
значимых из них в настоящее время
относятся Постановление Правительства
РФ от 20.05.98 № 463 «О программе пенсионной
реформы в Российской Федерации»,
Постановление Правительства РФ от
15.08.2001 № 584 «О Программе развития
бюджетного федерализма в Рос­сийской
Федерации на период до 2005 года»,
Постановление Правительства РФ от
22.05.2004 № 249 «О мерах по повышению
результативности бюджетных расходов».

Ведомственные
нормативные акты также играют важную;
роль в управлении государственными и
муниципальными финансами, поскольку
позволяют осуществлять государственное
правовое регулирование финансовых
отношений в различных отраслях экономики,
между распорядителями и получателями
бюджетных средств. При этом правовому
регулированию подлежат все составляющие
процесса управления финансами —
прог­нозирование и планирование
источников формирования и нап­равлений
использования финансовых ресурсов на
макроуровне управление исполнением
бюджетов и порядок проведения финансового
контроля за деятельностью государственных
исполни­тельных органов власти и
органов местного самоуправления. К
указанным нормативным актам относятся
прежде всего приказы, письма и инструкции
Министерства финансов РФ, Федеральной
налоговой службы, органов Федерального
казначейства, Центрального банка РФ,
Счетной палаты РФ, органов управления
го­сударственными социальными
внебюджетными фондами.

В
сфере финансов субъектов хозяйствования
правовые основы управления финансами
регулируются нормами Гражданского,
кодекса РФ, определяющими правила
организации финансово-хозяйственной
деятельности субъектов хозяйствования
всех организационно-правовых форм;
федеральными законами об акционерных
обществах, государственных (муниципальных),
унитарных предприятиях, обществах с
ограниченной ответственностью; финансовым
законодательством и ведомственными
нор­мативно-правовыми актами,
регулирующими отношения по мобилизации
субъектами хозяйствования дополнительных
финансовых ресурсов на финансовом
рынке.

Совокупность
всех финансовых правовых актов, источников
финансового права, которая
составляет правовую основу управле­ния
финансами в РФ, изображена на рис. 3.2.

Эффективность
управления финансами во многом зависит
от качества действующих финансово-правовых
актов, регулирую­щих финансовые
отношения во всех сферах финансовой
системы государства. Поэтому во всех
странах правовым вопросам регули­рования
экономики государства уделяется
повышенное внима­ние. В конституциях
некоторых государств (например, в
Бельгии, Германии, Швеции) в отдельный
раздел выделяются финансовые вопросы
— финансовая конституция. В Российской
Федерации современное финансовое право
проходит новый виток в своем развитии,
не все финансовые отношения получили
четкую, пра­вовую регламентацию, что
на практике приводит к применению в
ряде случаев директивного управления
финансами, а не управ­ления посредством
закона. Вместе с тем многие действующие
юридические нормы, в том числе относящиеся
к финансовому праву, еще недостаточно
совершенны по ряду причин, к которым

Источник финансового права

Бюджетный кодекс РФ,

о федеральном бюджете,

классификации РФ» и др.

законы субъектов РФ

законы о бюджетном

устройстве и бюджетном

процессе на территории

субъекта РФ и др.

акты органов местного

о местном бюджете

о местных налогах и др.

Подзаконные нормативно-правовые акты
по финансовым вопросам

органов общей компетенции:

указы Президента РФ, постановления

Правительства РФ, постановления

Правительства г. Москвы,

распоряжения мэра г. Москвы и др.

органов специальной компетенции:

приказы, письма, инструкции,

изданные органами исполнительной

власти, регулирующие финансово-

бюджетные вопросы на федеральном,

Договор о правопреемстве

в отношениях внешнего долга

и активов СССР, Соглашение

о принципах и механизме

обслуживания внутреннего долга

бывшего СССР и др.

соглашение о разграничении

полномочий в вопросах бюджетной

и налоговой политики, в сфере

заключенные между РФ

и отдельными ее субъектами и др.

Постановления Конституционного суда
РФ

(на основании его постановлений может
быть отменено действие

финансово-правовых актов или отдельных
норм финансового законодательства)

Рис. 3.2. Правовая основа управления
финансами

• противоречия
между федеральным и региональным
(муниципальным) законодательством, что,
с одной стороны, приводит к сепаратистским
тенденциям в построении финансовых
отно­шений между субъектами власти
разных уровней бюджетной сис­темы
РФ, а с другой — к ущемлению интересов
субъектов РФ и муниципальных образований
в федеральном законодательстве

Читать также:  ЧТО ТАКОЕ СБР ФИНАНСЫ

(например,
до сих пор отсутствует четкое разграничение
доход­ных и расходных полномочий
между уровнями бюджетной системы РФ);

• противоречия
между отдельными законами и ведомственными
нормативно-правовыми актами, порождающие
их неод­нозначное толкование;

• формальный
характер научной экспертизы принимаемых
проектов законов и нормативно-правовых
актов в финансовой сфере;

• наличие
законов и нормативно-правовых актов,
которые не исполняются в течение ряда
лет из-за отсутствия финансовых ре­сурсов
для их реализации;

• нечеткие
формулировки в нормативных документах,
порож­дающие необходимость их уточнения
и дополнения;

• сложный,
псевдонаучный язык нормативных
документов;

• несвоевременное
принятие и опубликование в печати
зако­нов и подзаконных нормативно-правовых
актов по финансовым вопросам.

Решение
указанных проблем в области финансового
права позволит обеспечить стабильность
развития экономики нашего государства,
повысить финансовую устойчивость
субъектов хо­зяйствования, усилить
действенность финансового контроля за
деятельностью органов власти и отдельных
организаций и укре­пить финансовое
положение государства.

Процесс управления
финансовой деятельности предприятия
базируется на определенном механизме.
Механизм финансового менеджмента
представляет собой систему основных
элементов регулирующих процесс разработки
и реализации управленческих решений в
области финансовой деятельности
предприятия. В структуру механизма
входят следующие элементы:

Эффективный
механизм финансового менеджмента
позволяет в полном объеме реализовать
стоящие перед ним цели и задачи,
способствует результативному осуществлению
функций финансового управления
предприятием.

Финансовый
менеджмент базируется на ряде
взаимосвязанных фундаментальных
концепций, развитых в рамках теории
финансов. Концепция (от лат. conceptio —
понимание, система) представляет собой
определенный способ понимания и трактовки
какого-либо явления. С помощью концепции
или системы концепций выражается
основная точка зрения на данное
явление, задаются некоторые
конструктивистские рамки, определяющие
сущность и направления раз-вития этого
явления.

В финансовом
менеджменте основополагающими являются
следующие концепции:

Дадим краткую их
характеристику.

Как
отмечалось выше, одним из основных
разделов работы финансового менеджера
является выбор вариантов целесообразного
вложения денежных средств. В частности,
это делается в рамках анализа инвестиционных
проектов, в основе которого лежит
количественная оценка связанного с
проектом денежного потока как совокупности
генерируемых этим проектом притоков и
оттоков денежных средств в разрезе
выделенных временных периодов. Концепция
денежного
потока предполагает
а) идентификацию денежного потока, его
продолжительность и вид; б) оценку
факторов, определяющих величину его
элементов; в) выбор коэффициента
дисконтирования, позволяющего сопоставлять
элементы потока, генерируемые в различные
моменты времени; г) оценку риска,
связанного с данным потоком и способ
его учета.

Временная
ценность является
объективно существующей характеристикой
денежных
ресурсов. Смысл ее состоит в том, что
денежная единица, имеющаяся сегодня, и
денежная единица, ожидаемая к получению
через какое-то время, не равноценны.
Эта неравноценность определяется
действием трех основных причин: инфляцией,
риском неполучения ожидаемой суммы и
оборачиваемостью.

Инфляция
присуща практически любой экономике,
причем бытовавшее в нашей
стране в течение многих лет сугубо
негативное отношение к этому процессу
не
вполне корректно. Происходящее в условиях
инфляции перманентное обесценение
денег, вызывает, с одной стороны,
естественное желание их куда-либо
вложить,
т.е. в известной мере стимулирует
инвестиционный процесс, а, с другой
стороны, как раз отчасти и объясняет,
почему различаются деньги, имеющиеся
в наличии
и ожидаемые к получению.

Вторая причина
различия — риск неполучения ожидаемой
суммы — также достаточно очевидна.
Любой договор, согласно которому в
будущем ожидается

поступление
денежных средств, имеет ненулевую
вероятность быть неисполненным вовсе
или исполненным частично.

Третья причина —
оборачиваемость — заключается в том,
что денежное средства, как и любой актив,
должны с течением времени генерировать
доход по ставке, которая представляется
приемлемой владельцу этих средств. В
этом смысле сумма, ожидаемая к получению
через некоторое время, должна превышать
аналогичную сумму, которой располагает
инвестор в момент принятия решения, на
величину приемлемого дохода.

Поскольку решения
финансового характера с необходимостью
предполагают сравнение, учет и анализ
денежных потоков, генерируемых в разные
периоды времени, для финансового
менеджера концепция временной ценности
денег имеет особое значение.

Концепция компромисса
между риском и доходностью состоит в
том, что получение любого дохода в
бизнесе чаще всего сопряжено с риском,
причем связь между этими двумя
взаимосвязанными характеристиками
прямо пропорциональная: чем выше
требуемая или ожидаемая доходность,
т.е. отдача на вложенный капитал, тем
выше и степень риска, связанного с
возможным неполучением этой доходности;
верно и обратное. Безусловно, в финансовом
менеджменте могут ставиться и решаться
различные задачи, в том числе и предельного
характера, например максимизация
доходности или минимизация риска, однако
чаще всего речь идет о достижении
разумного соотношения между риском и
доходностью.

Категория риска
в финансовом менеджменте принимается
во внимание в различных аспектах: в
приложении к оценке инвестиционных
проектов, формированию инвестиционного
портфеля, выбору тех или иных финансовых
инструментов, принятию решений по
структуре капитала, обоснованию
дивидендной политики, оценке структуры
затрат и др.

Деятельность
любой компании возможна лишь при наличии
источников ее финансирования. Они могут
различаться по своей экономической
природе, принципам и способам возникновения,
способам и срокам мобилизации,
продолжительности существования,
степени управляемости, привлекательности
с позиции тех или иных контрагентов и
т.п. Однако, вероятно, наиболее важной
характеристикой
источников средств является стоимость
капитала. Смысл

концепции
стоимости капитала состоит в том, что
обслуживание того или иного источника
обходится компании не одинаково. Каждый
источник финансирования имеет
свою стоимость. Стоимость капитала
показывает минимальный уровень дохода,
необходимого для покрытия затрат по
поддержанию данного источника и
позволяющего
не оказаться в убытке. Не случайно
количественная оценка стоимости капитала
имеет ключевое значение в анализе
инвестиционных проектов и выборе
альтернативных
вариантов финансирования деятельности
компании.

В
условиях рыночной экономики большинство
компаний в той или иной степени связано
с рынком капитала. Крупные компании и
организации выступают там и в роли
кредиторов, и в роли инвесторов, участие
мелких фирм чаще всего ограничивается
решением краткосрочных задач
инвестиционного характера. В любом
случае принятие решений и выбор поведения
на рынке капитала, равно как и активность
операций, тесно связаны с концепцией
эффективности
рынка. Логика
подобных
операций такова. Объем сделок по покупке
или продаже ценных бумаг зависит
от того, насколько точно текущие цены
соответствуют внутренним стоимостям.
Цена зависит от многих факторов, в том
числе и от информации. Предположим,
что на рынке, находившемся в состоянии
равновесия, появилась новая информация
о том, что цена акций некоторой компании
занижена. Это приведет к немедленному
повышению спроса на акции и последующему
росту цены до уровня, соответствующего
внутренней стоимости этих акций.
Насколько быстро информация отражается
на ценах и характеризуется уровень
эффективности рынка.

Прежде
всего подчеркнем, что в приложении к
рынку капитала термин «эффективность»
понимается не в экономическом, а в
информационном плане, т.е. степень
эффективности рынка характеризуется
уровнем его информационной насыщенности
и доступности информации участникам
рынка. В научной литературе рассматриваемая
концепция известна как гипотеза
эффективности рынка (ЕМН).

Читать также:  МИРОВЫЕ ФИНАНСЫ СТАЛКЕР

Согласно
этой гипотезе при полном и свободном
доступе участников рынка к информации
цена акции на данный момент является
лучшей оценкой ее реальной стоимости.
В условиях эффективного рынка любая
новая информация по мере ее поступления
немедленно отражается на ценах на акции
и другие ценные бумаги. Более
того, эта информация поступает на рынок
случайным образом, т.е. нельзя зара—
нее предсказать, когда она поступит и
в какой степени будет полезна.

Достижение
информационной эффективности рынка
базируется на выполнении
ряда условий.

1. Рынку
свойственна множественность покупателей
и продавцов.

6. Сверхдоходы
от сделки с ценными бумагами как
равновероятное прогнозируемое
событие для всех участников рынка
невозможны.

Очевидно,
что не все из сформулированных условий
выполняются в реальной жизни
в полном объеме — информация не может
быть равнодоступной, она не бесплатна,
существуют налоги, затраты и т.п.

Безусловно,
создание эффективного рынка, возможное
в принципе, на практике
нереализуемо. Ни один из существующих
рынков ценных бумаг не признается
аналитиками как эффективный в полном
смысле этого слова, хотя существование
слабой формы эффективности некоторых
рынков подтверждается эмпирическими
исследованиями.

Концепция
асимметричной
информации тесно
связана с концепцией эффективности
рынка капитала. Смысл ее состоит в том,
что отдельные категории лиц
могут владеть информацией, недоступной
всем участникам рынка в равной мере.
Если
такое положение имеет место, говорят о
наличии асимметричной информации.
Носителями
конфиденциальной информации чаще всего
выступают менеджеры и отдельные
владельцы компаний. Эта информация
может использоваться ими различными
способами в зависимости от того, какой
эффект, положительный или отрицательный,
может иметь ее обнародование.

В
известной мере асимметричность информации
способствует и су­ществованию
собственно рынка капитала. Каждый
потенциальный инвестор имеет —
собственное суждение по поводу
соответствия цены и внутренней стоимости
ценной бумаги,
базирующееся чаще всего на убеждении,
что именно он владеет некоторой
информацией,
возможно, недоступной другим участникам
рынка. Чем большее число
участников придерживается такого
мнения, тем более активно осуществляются
операции
купли/продажи. Без особого преувеличения
можно утверждать, что достижение
абсолютной информационной симметрии
поэтому равносильно подписанию
смертного приговора фондовому рынку.

Рынок
капитала в принципиальном плане не
слишком отличается от рынка товаров,
однако некоторая информационная
асимметрия является его непременным
атрибутом,
определяющим его специфику, поскольку
этот рынок как никакой другой весьма
чувствителен к новой информации. При
определенных обстоятельствах влияние
информации может иметь цепной характер
и приводить к катастрофическим
последствиям.

Концепция
агентских
отношений становится
актуальной в условиях рыночных
отношений по мере усложнения форм
организации бизнеса. Большинству фирм,
по крайней мере тем, которые определяют
экономику страны, в той или иной степени
присущ разрыв между функцией владения
и функцией управления и контроля,
смысл которого состоит в том, что
владельцы компании вовсе не обязаны
вникать
в тонкости текущего управления ею.
Интересы владельцев компании и ее
управленческого
персонала могут совпадать далеко не
всегда; особенно это связано с анализом
альтернативных решений, одно из которых
обеспечивает сиюминутную прибыль,
а второе — рассчитано на перспективу.
Выделяют и более дробные классификации
конфликтующих подгрупп управленческих
работников, каждая из которых
отдает приоритет своим групповым
интересам. Чтобы в известной степени
нивелировать
возможные противоречия между целевыми
установками конфликтующих
групп и, в частности, ограничить
возможность нежелательных действий
менеджеров исходя из собственных
интересов, владельцы компании вынуждены
нести так называемые агентские издержки.
Существование подобных издержек
является объективным фактором, а их
величина должна учитываться при принятии
решений финансового характера.

Одной
из ключевых концепций в финансовом
менеджменте является концепция
альтернативных
затрат, или
затрат
упущенных возможностей (opportunity
cost).
Смысл
ее состоит в следующем. Принятие любого
решения финансового характера в
подавляющем большинстве случаев связано
с отказом от какого-то
альтернативного варианта. Например,
можно осуществлять транспортировку
произведенной продукции собственным
транспортом, а можно прибегнуть к услугам
специализированных организаций. В этом
случае решение принимается
в результате сравнения альтернативных
затрат, выражаемых чаще всего в
виде относительных показателей.

Концепция
альтернативных затрат играет весьма
важную роль в оценке вариантов
возможного вложения капитала, использования
производственных мощностей,
выбора вариантов политики кредитования
покупателей и др. Альтернативные
затраты, называемые также ценой шанса,
или ценой упущенных возможностей,
представляют собой доход, который могла
бы получить компания, если
бы предпочла иной вариант использования
имевшихся у нее ресурсов.

Особенно
ярко концепция альтернативных затрат
проявляется при организации
систем управленческого контроля. С
одной стороны, любая система контроля
стоит определенных денег, т.е. связана
с затратами, которых в принципе можно
избежать; с другой стороны, отсутствие
систематизированного контроля может
привести к гораздо большим потерям.

Концепция
временной
неограниченности функционирования
хозяй­ствующего
субъекта имеет
огромное значение не только для
финансового менеджмента,
но и для бухгалтерского учета. Смысл ее
состоит в том, что компания, однажды
возникнув, будет существовать вечно.
Безусловно, эта концепция в известном
смысле умозрительна и условна, ибо все
имеет свое начало и свой конец и, кроме
того, уставными документами может
предусматриваться вполне ограниченный
срок
функционирования конкретного предприятия.
В любой стране ежегодно создается
и одновременно ликвидируется достаточно
большое число различных компаний;
тем не менее в данном случае речь идет
не о каком-то конкретном предприятии,
а об идеологии развития экономики путем
создания самостоятельных конкурирующих
между собой фирм. Основывая некую
компанию, ее владельцы обычно
исходят из стратегических, долгосрочных
установок, а не из сиюминутных соображений
(безусловно, возможны различные мотивы
создания той или иной фирмы,
в том числе и для проведения не вполне
законных операций краткосрочного
характера,
но речь в данном случае идет не об этом).
И для бухгалтера, и для финансового
менеджера эта концепция чрезвычайно
важна, поскольку дает осно­вание
применять учетные оценки в
прогнозно-аналитической работе. Она
служит основой
стабильности и определенной предсказуемости
динамики цен на рынке ценных бумаг, дает
возможность использовать фундаменталистский
подход для оценки
финансовых активов. Действительно, если
бы эта концепция была неверна в целом,
т.е. в отношении подавляющего числа
компаний, то во-первых, необходимо было
бы постоянно использовать текущие
рыночные оценки для составления
отчетности,
во-вторых, компаниям было бы практически
невозможно мобилизовать источники
на рынке капитала и, в-третьих, фактически
была бы подорвана идея равновесного
рынка ценных бумаг, поскольку в ее основе
лежат множественные расчеты
теоретической стоимости финансовых
активов исходя из прогнозных оценок
генерируемых
ими доходов. Следует отметить, что
концепция временной неограниченности
функционирования хозяйствующего
субъекта в явной или неявной форме
предусматривается и основными нормативными
документами, регулирующими
ведение бизнеса в России; для примера
упомянем о Федеральном законе
«Об акционерных обществах», где в статье
2 сказано, что «общество создается без
ограничения срока, если иное не установлено
его уставом».

Даже
краткая характеристика рассмотренных
концепций позволяет получить представление
об их исключительной важности. Знание
их сути и взаимосвязи необходимо
для принятия обоснованных решений
в отношении управления
финансами компании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *