НОРМАТИВНОЕ И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Правовое обеспечение функционирования
финансового механизма включает в себя
законодательные акты, постановления,
приказы и другие правовые документы.

Нормативное обеспечение
функционирования финансового механизма
– это инструкции, нормативы, нормы,
тарифные ставки, методические указания
и разъяснения и др.

Состав и содержание бухгалтерской от
четности для организаций (за исключением
бюджетных и общественных) регулируется
следующими документами:

Ценные бумаги

Ценная бумага — это денежный
документ, удостоверяющий имущественное
право или отношение займа владельца
документа к лицу, выпустившему такой
документ.

К ценным бумагам относятся денежные
документы:

1) удостоверяющие право владения или
отношения займа;

2)определяющие взаимоотношения между
лицом, выпустившим эти документы, и их
владельцем; предусматривающие, как
правило, выплату дохода в виде дивидендов
или процентов, а также возможность
передачи денежных и иных прав, вытекающих
из этих отношений, другим лицам.

Функции ценных бумаг:

1. Мобилизирующая — государство использует
их как метод мобилизации денежных
сбережений граждан, временно свободных
финансовых ресурсов институциональных
инвесторов для финансирования расходов
бюджета, превышающих его доходы.

2. Регулирующая — ценные бумаги
используются для регулирования денежного
обращения.

3. Инвестиционная — предприятия и
организации используют ценные бумаги
как источник инвестиций, имеющий
определенные преимущества перед
кредитом.

4. Расчетная — предприятия, организации
и банки используют ценные бумаги как
универсальный кредитно-расчетный
инструмент.

Ценные бумаги — это элемент бюджетного
механизма, денежного обращения,
хозяйственного механизма предприятий.
В настоящее время на российском фондовом
рынке находятся в обращении следующие
виды государственных ценных бумаг и
обязательств: государственные
краткосрочные бескупонные облигации;
государственные долгосрочные
обязательства; казначейские обязательства
и казначейские векселя; облигации
государственного внутреннего валютного
займа.

Виды ценных бумаг: облигации, акции,
обязательства, сертификаты, векселя,
ноты, закладные, варранты, опционы,
фьючерсы и др.

Типы ценных бумаг: обращающиеся
ценные бумаги, необращающиеся ценные
бумаги, именные ценные бумаги ценные
бумаги на предъявителя, ордерные ценные
бумаги, срочные ценные бумаги, ценные
бумаги с фиксированным доходом, ценные
бумаги с колеблющимся доходом, отзывные
ценные бумаги, инвестиционные ценные
бумаги, рыночные ценные бумаги.

По порядку владения и передачи прав
различают именные, предъявительские
и ордерные ценные бумаги. Именная ценная
бумага — это ценная бумага, имя владельца
которой зафиксировано на ее бланке и
реестре собственников. Предъявительская
ценная бумага — это ценная бумага, имя
владельца которой не фиксируется на
ней самой, а ее обращение не нуждается
в регистрации. Передача прав по ней
осуществляется простым вручением.
Ордерная ценная бумага, например,
депозитный сертификат, переводной
вексель, выписывается на имя первого
приобретателя и может сопровождаться
передаточной надписью на ценной бумаге,
с помощью которой права требования по
ценной бумаге могут передаваться
указанному в надписи лицу.

По правовому статусу ценные бумаги
подразделяют на эмиссионные и
неэмиссионные. Эмиссионные ценные
бумаги размещаются выпуском и имеются
равные объем и сроки осуществления прав
внутри одного выпуска вне зависимости
от времени приобретения ценной бумаги.
Выпуск требует государственной
регистрации и публикации проспекта
эмиссии — документа, содержащего
основную информацию о выпускаемых
ценных бумагах и об условиях выпуска,
об эмитенте и о выпущенных им ранее
ценных бумагах. Неэмиссионные ценные
бумаги выпускаются поштучно или
небольшими сериями и их выпуск не требует
регистрации.

По форме выпуска ценные бумаги подразделяют
на документарные, т. е. выпопненные на
бумажном носителе, и бездокументарные,
существующие в виде записей на лицевых
счетах в системе ведения реестра
собственников. Развитие рыночных
отношений привело к появлению безбумажной
формы существования ценных бумаг. По
другим ценным бумагам преобладает
документарная форма. Многие права,
закрепленные в ценной бумаге, могут
быть реализованы безотносительно к ее
форме. При документарной форме выпуска
владелец идентифицируется на основании
оформленного надлежащим образом
сертификата ценной бумаги.

Состав и содержание
финансовой деятельности в России
регули­руются нормативно-правовыми
актами четырех уровней.

Первый уровень в
системе нормативного регулирования
выполняет Федеральный закон «О
бухгалтерском уче­те». Благодаря
централизации достигается единообразие
методологии и методики составления и
содержания бухгалтерской отчетности:
на всей территории России как едином
экономическом пространстве, обеспечивается
получение одинаково воспринимаемой
заинтересованными пользователями
отчетной информации по всем организаци­ям
независимо от формы собственности,
места регистрации и ви­дов осуществляемой
деятельности.

К нормативным
документам первого уровня относятся
также Гражданский кодекс Российской
Федерации, Федеральные законы «Об
акционерных обществах», «Об обществах
с ограниченной ответ­ственностью»,
«О рынке ценных бумаг», указы Президента
Россий­ской Федерации и постановления
Правительства Российской Феде­рации,
Налоговый кодекс.

Ко второму
уровню относится
Положение по бух­галтерскому учету
«Бухгалтерская отчетность организации»,
кото­рое устанавливает состав,
содержание и методические основы
фор­мирования бухгалтерской отчетности
организаций.

Третий
уровень включает
документы, устанавливающие порядок
формирования и составления бухгалтерской
отчетности: методиче­ские рекомендации,
инструкции, приказы Минфина России.

В условиях рыночной
экономики Минфин России отказался от
централизованного утверждения типовых
форм бухгалтерской отчет­ности и
перешел к рекомендуемым формам. Эти
условия предостав­ляют организациям
возможность самостоятельно формировать
отчет­ные показатели для внешних
пользователей при соблюдении общих
требований к бухгалтерской отчетности
с учетом их специфики, от­раслевой
принадлежности, а также иных факторов,
влияющих на итоговую информацию о
финансовом положении и финансовых
ре­зультатах деятельности.

Четвертый
уровень нормативного
регулирования бухгалтерской отчетности
включает указания, инструкции и другие
документы в рамках учетной политики
самих хозяйствующих субъектов по
со­ставу, формам, адресам и срокам
представления отчетности как для внешних
пользователей, так и для внутренних
целей.

Основное
содержание финансовой работы заключается:

Другими
словами, сущность финансовой работы
состоит в обеспечении оптимального
кругооборота основного и оборотного
капитала в поддержании эффективных
финансовых отношений, сопутствующих
коммерческой деятельности.

Финансовые
службы предприятий, работающих в рыночных
условиях, призваны:

Важнейшим
направлением финансовой работы является
осуществление финансовых отношений с
внешней инфраструктурой и внутрихозяйственных
финансовых отношений.

Общим
для всех финансовых отношений является
то, что они выражены в денежной форме и
представляют собой совокупность выплат
и поступлений денежных средств.

К
внешним финансовым отношениям относятся
отношения с другими предприятиями и
организациями, и отношения с
финансово-кредитной системой.

К
внутренним финансовым отношениям
относятся отношения внутри фирмы и
отношения внутри объединений фирм.

Отношения
с другими предприятиями и организациями
являются самой большой по объему денежных
платежей группой. Отношения предприятий
друг с другом связаны с реализацией
готовой продукции и приобретением
материальных ценностей для хозяйственной
деятельности. Роль этой группы финансовых
отношений первична, так как именно в
сфере материального производства
создается национальный доход, предприятия
получают выручку от реализации и
соответственно прибыль. Правильная
организация этих отношений оказывает
самое непосредственное влияние на
конечные результаты производственной
деятельности.

Отношения
с финансово-кредитной системой
многообразны. Прежде всего, это отношения
с бюджетами различных уровней и
внебюджетными фондами, связанные с
перечислением налогов и отчислений, а
также отношения с учреждениями
инфраструктуры финансового рынка
кредитными организациями, страховыми
компаниями, фондовыми и валютными
биржами, инвестиционными фондами и
компаниями и т.п.).

Финансовые
отношения внутри фирмы — это отношения
между различными структурными
подразделениями фирмы: филиалами,
цехами, отделами, бригадами, а также
отношения с персоналом фирмы — рабочими
и служащими, отношения с собственниками
(акционерами, пайщиками).

Финансовые
отношения внутри объединений фирм,
союзов потребительских обществ
подразделяются на отношения с вышестоящими
организациями, отношения внутри ФПГ
союза, отношения между фирмами в условиях
холдинга.

Общим
для финансовых отношений является то,
что они возникают как результат
определенных хозяйственных операций,
инициированных самим предприятием.
Поэтому состояние финансов фирмы
определяется состоянием её
производственно-хозяйственных
характеристик. И наоборот, правильная,
рациональная организация финансов
фирмы является определяющим, главным
фактором её успешной производственно-хозяйственной
деятельности.

Осуществление
финансовых отношений — это основная
часть оперативной работы финансовой
службы. Важно обеспечить в установленные
сроки платежи в бюджет, выплаты процентов
по краткосрочным и долгосрочным ссудам
банков, выдачу заработной платы
работникам, оплату счетов поставщиков
за отгруженные товарно-материальные
ценности, услуги и работу.

Читать также:  КАФЕДРА ФИНАНСОВ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И КРЕДИТА УРГЭУ УЧЕБНИК

Финансовая
служба призвана обеспечить финансирование
затрат плана, оформлять кредиты в
соответствии с договорами, вести
ежедневно оперативный учет: реализации
продукции, прибыли от реализации, других
показателей финансового плана; составлять
сведения о поступлении средств и справок
о ходе выполнения показателей финансового
плана и финансового состояния.

В
процессе осуществления оперативной
финансовой работы используются финансовые
инструменты, которые подразделяются
на первичные и вторичные (производные).
К первичным относятся: денежные средства,
ценные бумаги, кредиторская и дебиторская
задолженность по текущим операциям и
др.

К
вторичным, производным от первичных
базовых инструментов, относятся
фьючерсные контракты, финансовые
опционы, форвардные контракты, процентные
свопы, валютные свопы, которые применяются
при активизации финансовых рынков,
включая рынок ссудных капиталов, ценных
бумаг, валютный рынок, рынок драгоценных
металлов, а также финансовые институты
(банки, финансовые и инвестиционные
компании, страхование и др.).

Важным
финансовым инструментарием оперативной
работы финансовых служб является
финансовая математика, которая дает
возможность при сравнительно небольших
затратах времени получить решение
многопараметрических финансовых задач.

Наряду
с оперативной работой важными направлениями
финансовой работы является финансовое
планирование и контрольно-аналитическая
работа.

Постоянное
внимание на предприятии должно уделяться
контрольно-аналитической работе, так
как её эффективность во многом определяет
результат финансовой деятельности.
Финансовые службы осуществляют
систематический контроль за выполнением
показателей финансового, кассового и
кредитного планов, планов по прибыли и
рентабельности, следят за использованием
по назначению собственного и заемного
оборотного капитала, за целевым
использованием банковского кредита. В
осуществлении контрольно-аналитической
работы большую помощь оказывает
бухгалтерия, совместно с которой
проверяется правильность составления
смет, расчет окупаемости капитальных
вложений, анализируются все виды
отчетности, контролируется соблюдение
финансовой и плановой дисциплины.

Нормативно — законодательная база, регулирующая финансовую деятельность предприятия

Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы.

Нормативное обеспечение — это инструкции. Нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания, разъяснения.

К финансовой информации относятся сведения о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров и конкурентов. Ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом, валютном рынках, сведения о положении дел на биржевом и внебиржевом рынках, финансовой и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов.

Ю. А. Максимов, Е. М. Максимова, А. В. Семенов, считают, что правовая база финансов предприятий очень широка. Она включает: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, Учетную политику организаций (19,С.12).

Деятельность акционерных обществ регулируется Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Данным Федеральным законом в соответствии с Гражданским кодексом РФ определены порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение АО. Права и обязанности акционеров, рассмотрены вопросы защиты прав и интересов акционеров. Деятельность обществ с ограниченной ответственностью регулируется Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Согласно российским стандартам бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации. О результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных финансового учета с целью предоставления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении организации в форме, удобной и понятной для принятия этими пользователями определенных деловых решений (18,С.41).

При формировании показателей финансовой отчетности необходимо руководствоваться:

— Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

— Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.99 № 43н;

— иными положениями по бухгалтерскому учету;

— Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н;

— отдельными рекомендациями и указаниями, регулирующими вопросы составления бухгалтерской отчетности, утверждаемыми Минфином России (21,С.99).

Правовая регламентация денежной оценки имущества предприятий необходима для нормального развития финансовой системы государства в целом. Оценка имущества предприятий закреплена в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» и конкретизирована в Учетной политике организации. Имущество организации и источники его формирования отражаются в индивидуальном финансово-правовом акте — балансе, правовая основа составления которого определена ст. 13-16 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

При разработке организацией форм финансовой отчетности самостоятельно на основе образцов форм, приведенных в приложении к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 22.07.2002 № 67н «Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности», должны соблюдаться общие требования к финансовой отчетности (полнота, существенность, нейтральность, сравнимость, сопоставимость и пр.). В финансовую отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении (15,С.57).

Организация должна раскрыть в финансовой отчетности данные по группам статей, включенных в бухгалтерский баланс, и статьям, включенным в отчет о прибылях и убытках, в соответствии с требованием Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 4/9 «Бухгалтерская отчетность организации». В ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» пользователь финансовой отчетности определен как юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации. В соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» и финансовой отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случая, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 учетной политики, предполагающей имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов хозяйственной деятельности. В финансовой отчетности организации должна быть обеспечена сопоставимость отчетных данных с показателями за предшествующий отчетный год (годы) или соответствующие периоды предшествующих отчетных периодов исходя из изменений, связанных с применением Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, законодательных и иных нормативных актов, с учетом произведенной реорганизации и пр.

Правовая регламентация основных средств определяется «Положением по учету основных средств», основные средства — часть имущества, используемая в качестве средств-труда при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо управлении организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев.

Правовой основой оценки банкротства российских предприятий является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г. № 127-ФЗ.

Таким образом, принятие законов и других нормативных актов, регулирующих финансовую деятельность предприятий, представляет собой одно из направлений реализации внутренней финансовой политики государства. Законодательные и нормативные основы этой политики регулируют финансовую деятельность предприятия в разных формах. Далее рассматриваются методы оценки управления финансовой деятельностью предприятия.

Анализ
финансового состояния организации в
России регламентируется следующими
нормативными актами пяти уровней.

Первый
уровень — законодательный.

Гражданский
кодекс РФ, часть I, утвержденная
30.11.1994 г. №51-ФЗ (с изм. от 28. 03. 2017 г.)
определяет правовое положение участников
гражданского оборота, также закреплены
многие вопросы учетной работы. Среди
них: наличие самостоятельного баланса
как необходимый признак юридического
лица, обязательность утверждения
годового бухгалтерского отчета .

Налоговый
кодекс РФ, часть II, утвержденная
05.08.2000 г. №117-ФЗ (с изм. от 04.04.2017 г.)
устанавливает систему налогов и сборов,
а также общие принципы налогообложения
и сборов в Российской Федерации;
определяет основы бухгалтерского учета
для всех юридических лиц и устанавливает
порядок представления информации
(финансовой отчетности) заинтересованным
пользователям .

Федеральный
закон «О бухгалтерском учете» от
06.12.2011 г. №402-ФЗ (с изм. от 23.05.2016 г.)
определяет правовые основы бухгалтерского
учета и отчетности, их содержание,
принципы, организацию, основные
направления бухгалтерской деятельности
и составления отчетности . С 1 января
2013 г. данный закон вступил в силу и с
указанной даты порядок ведения
бухгалтерского учета и составления
бухгалтерской отчетности регламентируется
федеральными и отраслевыми стандартами.
До тех пор пока федеральные и отраслевые
стандарты бухгалтерского учета не
утверждены, бухгалтеры должны применять
правила ведения бухгалтерского учета
и составления бухгалтерской (финансовой)
отчетности, которые были приняты Минфином
России до 31 декабря 2012 г. (п. 1 ст. 30
Закона №402-ФЗ).

Читать также:  КАКОВО РОЛЬ ФИНАНСОВ В ЭКОНОМИКЕ

Федеральный
закон «О несостоятельности (банкротстве)»
от 26.10.2002 г. №127-ФЗ (с изм. от 01.05.2017 г.).
Закон устанавливает основания признания
должника несостоятельным (банкротом),
регулирует порядок и условия осуществления
мер в процессе процедуры несостоятельности
(банкротства) и иные отношения, возникающие
при неспособности должника удовлетворить
требования кредиторов в полном объеме
.

Федеральный
закон «Об обществах с ограниченной
ответственностью» от 08.02.1998 г. №14-ФЗ
(в ред. от 01.01.2017 г.). Является правовой
основой формирования и регулирования
деятельности обществ с ограниченной
ответственностью в Российской Федерации
.

Постановление
Правительства РФ от 25.06.2003 г. №367 «Об
утверждении Правил проведения арбитражными
управляющими финансового анализа».
Постановление определяет принципы и
условия проведения арбитражными
управляющими финансового анализа, а
также состав сведений, используемых
арбитражными управляющими во время
этой процедуры .

Постановление
Правительства РФ от 21.04.2006 г. №104 «О
группировке объектов в соответствии с
угрозой банкротства для стратегически
важных объектов». Постановление
устанавливает порядок и принципы
группировки таких объектов .

Второй
уровень — федеральные стандарты.

Положение
по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в РФ утверждено
приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г.
№34н (с изм. от 29.03.2015 г.) регулирует
общие аспекты организации и ведения
бухгалтерского учета, порядок
бухгалтерского учета отдельных объектов,
вопросы составления и представления
бухгалтерской отчетности .

В
соответствии с Положением по бухгалтерскому
учету «Учетная политика организации»
ПБУ 1/2008, утверждено Приказом Минфина
РФ от 06.10.2008 г. №106н (с изм. от
06.04.2015 г.), организации формируют
учетную политику, в которой содержатся
основные учетные моменты, в т.ч. способы
ведения учета и составления отчетности
.

Положение
по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская
отчетность организации» ПБУ 4/99 от
06.07.1999 г. №43н (с изм. от 06.04.2015 г.)
содержит описание принципов и базовых
правил построения отчетности, в положении
приведена укрупненная номенклатура
статей основных отчетных форм .

Положение
по бухгалтерскому учету «Доходы
организации» ПБУ 9/99, утверждено Приказом
Минфина РФ от 06.05.1999 г. №32н (с изм. от
06.04.2015 г.). Согласно данному положению
доходами организации признается
увеличение экономических выгод в
результате поступления активов.
Устанавливает принципы, правила и
способы ведения организациями учета
фактов хозяйственной деятельности,
составления и представления бухгалтерской
отчетности .

Положение
по бухгалтерскому учету «Расходы
организации» ПБУ 10/99, утверждено Приказом
Минфина РФ от 06.05.1999 г. №33н (с изм. от
06.04.2015 г.) определяет понятие расходов,
которыми признается уменьшение
экономических выгод в результате выбытия
активов. Устанавливает принципы, правила
и способы ведения организациями учета
фактов хозяйственной деятельности,
составления и представления бухгалтерской
отчетности .

План
счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной деятельности
организаций и Инструкция по его
применению, утверждены Приказом Минфина
России от 31.10.2000 г. №94н (с изм. от
06.04.2015 г.)
является документом общего порядка,
который является обязательным к
применению в организациях. В плане
счетов приведена характеристика
синтетических счетов и открываемых к
ним субсчетов, раскрыта их структура,
назначение и экономическое содержание
обобщаемых в них фактов хозяйственной
деятельности .

Третий
уровень — отраслевые стандарты.

В
настоящее время нет утвержденных
отраслевых стандартов и инструкций.
Стандарты будут учитывать особенности
отдельных сфер экономической деятельности.

Четвертый
уровень — рекомендации в области
бухгалтерского учета.

Приказ
ФСФО России от 23.01.2001 г. №16 «Об
утверждении Методических указаний по
проведению анализа финансового состояния
организации». Приказ устанавливает
порядок осуществления анализа финансового
состояния организации при выполнении
экспертизы и составления заключений
по соответствующим вопросам мониторинга
финансового состояния организаций.
Однако данный документ на сегодняшний
день фактически утратил силу в связи с
принятием Федерального закона, от
26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве)», установившего новый
порядок проведения анализа финансового
состояния организаций.

Пятый
уровень — стандарты экономического
субъекта, который составляют рабочие
документы организации:

— план
проведения инвентаризации имущества
и финансовых люязательств.

— другие
решения, которые организация признает
целесообразными.

Таким
образом, при проведении анализа
финансового состояния необходимо
руководствоваться действующим
законодательством РФ, с целью получения
достоверных, экономически обоснованных
показателей, способствующих принятию
управленческих решений.

Соседние файлы в предмете Экономика

Правовые аспекты финансов предприятия

Государственное регулирование финансовой деятельности и финансовой политики определяется состоянием финансовой среды в данной стране, которая характеризуется системой действующих в государстве правовых и экономических условий осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования.

Финансовая деятельность организаций является объектом государственного регулирования, которое представляет собой систему нормативно — правового регламентирования финансовых отношений и условий проведения финансовых операций.

Основными принципами регулирования финансовой деятельности организаций выступают:

— формирование основных направлений регулирования финансовой деятельности, обеспечивающих реализацию государственной финансовой политики;

— создание нормативно — правовой базы, стимулирующей использование прогрессивных видов финансовых инструментов;

— обеспечение организациям достаточной самостоятельности для ведения эффективной финансовой деятельности;

— соблюдение пропорциональности финансовых интересов государства, организаций, домохозяйств;

— стимулирование интеграции финансовой деятельности организаций в международную систему финансовых правоотношений.

Государственное регулирование финансовой деятельности определяются следующими факторами:

1) условиями экономического развития страны;

2) степенью интеграции страны в мировое хозяйство;

3) многообразием форм финансовых отношений;

4) уровнем развития финансового рынка и используемых финансовых инструментов.

В соответствии с данными факторами государство разрабатывает специальную финансовую политику, представляющую собой правовое регулирование различных аспектов финансовой деятельности субъектов хозяйствования, направленное на решение определённых тактических и стратегических задач государства.

Основные цели государственного регулирования финансовой деятельности:

— обеспечение реализации финансовой политики государства;

— поддержание равенства в осуществлении финансовой деятельности предприятий различных организационно — правовых форм;

— предоставление единства условий формирования организациями финансовых ресурсов ха счёт внутренних и внешних источников;

— стимулирование организаций к выбору наиболее эффективных направлений использования финансовых ресурсов, способствующих достижению стратегических задач государства.

Процесс государственного регулирования финансовой деятельности организаций осуществляется в следующей последовательности:

1. Создание нормативно-правовой базы, регламентирующей нормы и виды финансовой деятельности.

2. Унификация параметров используемых организациями финансовых инструментов и правил ведения операций с ними.

3. Формирование системы стандартов создания и функционирования финансовых институтов.

4. Создание системы санкций за нарушение организациями правовых норм осуществления финансовой деятельности.

Основные направления государственного регулирования финансовой деятельности организаций:

1. Регулирование финансовых аспектов создания организаций.

2. Регулирование системы учёта и отчётности организаций.

3. Налоговое регулирование.

4. Регулирование порядка и форм амортизации материальных и не материальных аспектов.

5. Регулирование кредитных отношений.

6. Регулирование системы расчётов и денежного обращения.

7. Валютное регулирование.

8. Регулирование инвестиционной деятельности.

9. Регулирование страховых операций.

10. Регулирование процедур банкротства и ликвидации организаций.

Сложность и многогранность финансовой деятельности предприятий в условиях перехода к рыночной экономике определяют необходимость государственного ее регулирования. Как свидетельствует мировой опыт, такое многоаспектное государственное регулирование осуществляется во всех странах с развитой рыночной экономикой, не вступая при этом в противоречие с широкой самостоятельностью предприятий в выборе направлений, форм и методов осуществления своей финансовой деятельности.

Государственная финансовая политика представляет собой целенаправленное правовое регулирование отдельных аспектов финансовой деятельности субъектов хозяйствования со стороны государства в соответствии со стратегией конкретными условиями его экономического развития.

Государственное регулирование финансовой деятельности предприятий представляет собой процесс нормативно-правового регламентирования условий формирования их внешних и внутренних финансовых отношений и осуществления основных видов финансовых операций.

Осуществляемое в соответствии с государственной финансовой политикой централизованное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятия во многом определяет направленность преимущественных форм этой деятельности, характер осуществляемых ими финансовых операций, выбор соответствующих видов финансовых инструментов, правовую защищенность партнеров по финансовым сделкам, а в конечном счете — уровень эффективности и риска этой деятельности в целом.

Читать также:  Форма реализации контрольной функции финансов на всех стадиях процесса общественного воспроизводства

Чрезмерно жесткое государственное регулирование финансовой деятельности предприятий существенно снижает уровень их самостоятельности в сфере принимаемых финансовых решений, отрицательно сказывается на доходности многих финансовых операций, хотя и позволяет снизить общий уровень их риска. В то же время недостаточное государственное регулирование финансовой деятельности предприятий не позволяет четко синхронизировать ее со стратегическими целями и задачами экономического развития страны, многократно увеличивает число арбитражных споров между участниками финансовых сделок в силу неадекватного толкования ими различных условий их осуществления, приводит к существенному росту уровня совокупного финансового риска в деятельности субъектов хозяйствования.

Уставный капитал — это сумма средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации; уставный капитал определяет минимальный размер имущества юридического лица, гарантирующего интересы его кредиторов.

Минимальный размер уставного капитала (фонда) составляет: для открытого акционерного общества — 1000 МРОТ.

Вкладом в уставный капитал могут быть денежные средства, ценные бумаги, различные материальные ценности или имущественные права, имеющие денежную оценку. Для государственной регистрации должно быть оплачено не менее половины уставного капитала. Для акционерного общества допускается государственная регистрация без оплаты уставного капитала, причём не менее 50% уставного капитала должно быть оплачено в течение трёх месяцев с момента государственной регистрации, а полная оплата должна состояться в течение одного года с момента государственной регистрации.

Нормативно-правовая база, регулирующая финансовую деятельность предприятия

1. Конституция РФ от 12.12.1993г.

2. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Ф З от 30.11.1994г. № 51-ФЗ.

3. Гражданский кодекс РФ. Часть 2. Ф З от 26.01.1996г. № 14-ФЗ.

4. Налоговый кодекс РФ. Часть 1. Ф З от 31.07.1998г. № 146-ФЗ.

5. Налоговый кодекс РФ. Часть 2. Ф З от 05.08.2000г. № 117-ФЗ.

6. Ф З «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003г. № 173-ФЗ (ред. от 06.12.2011)

7. Ф З «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 05.03.1999г. № 46-ФЗ (ред. от 29.12.2012)

8. Ф З «О лизинге» от 29.01.2002г. № 10-ФЗ.

9. Ф З «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г. № 127-ФЗ.

10. Ф З «О рынке ценных бумаг» от 28.12.2002г. № 185-ФЗ (ред. от 29.12.2012)

11. Ф З «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10.07.2002г. № 86-ФЗ Федеральный закон от 03.11.2010 N 291-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» и отдельные законодательные акты РФ»

12. Ф З «Об акционерных обществах» от 07.08.2001г. № 120-ФЗ.

13. Ф З «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999г. № 39-ФЗ (ред. от 12.12.2011)

14. Ф З «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001г. № 156-ФЗ (ред. от 28.07.12)

15. Ф З «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999г. № 160-ФЗ (ред. от 06.12.2011)

16. Ф З «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998г. № 102-ФЗ.

Деятельность акционерных обществ регулируется Федеральным законом от 07.08.2001г. № 120-ФЗ «Об акционерных обществах». Данным Федеральным законом в соответствии с Гражданским кодексом РФ определены порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение АО. Права и обязанности акционеров, рассмотрены вопросы защиты прав и интересов акционеров. Деятельность обществ с ограниченной ответственностью регулируется Федеральным законом от 08.02.1998 » 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Согласно российским стандартам бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации. О результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных финансового учета с целью предоставления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении организации в форме, удобной и понятной для принятия этими пользователями определенных деловых решений.

— Федеральным законом РФ от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

— Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 06.07.99 N 43н (ред. от 08.11.2010);

Правовая регламентация денежной оценки имущества предприятий необходима для нормального развития финансовой системы государства в целом. Оценка имущества предприятий закреплена в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» и конкретизирована в Учетной политике организации. Имущество организации и источники его формирования отражаются в индивидуальном финансово-правовом акте — бухгалтерской (финансовой) отчетности, правовая основа составления которого определена ст. 13-15 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Стоит отметить, что в связи с принятием нового закона № 42-ФЗ в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год отчет о прибылях и убытках должен именоваться отчетом о финансовых результатах (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012).

Организация должна раскрыть в финансовой отчетности данные по группам статей, включенных в бухгалтерский баланс, и статьям, включенным в отчет о прибылях и убытках, в соответствии с требованием Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 4/9 «Бухгалтерская отчетность организации». В ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» пользователь финансовой отчетности определен как юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации. В соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» и финансовой отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случая, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) «учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации».

Правовой основой оценки банкротства российских предприятий является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г. № 127-ФЗ.

Помимо нормативно-правовых актов для «внешней финансовой среды», при осуществлении финансовой деятельности предприятия особое значение имеют внутренние документы, регламентирующие развитие «внутренней финансовой среды»:

— Учредительные документы;

— Протоколы заседаний Совета директоров;

— Приказы Генерального директора;

— Учетная политика.

Финансовый анализ является важным составным элементом финансового менеджмента. Финансовый менеджмент — это искусство управления финансами предприятий и корпораций.

Проведение комплексного финансового анализа входит в компетенцию высшего звена управления организацией, способного принимать решения по формированию и использованию финансовых ресурсов, а также влиять на движение капитала и денежных потоков.

С помощью финансового анализа принимают решения по:

— краткосрочному финансированию предприятия (пополнение оборотного капитала);

— долгосрочному финансированию (вложение капитала в эффективные инвестиционные проекты, недвижимость, эмиссионные ценные бумаги и т. д.);

— стоимости (цене) и структуре капитала;

— эмиссии дополнительных пакетов акций;

— выплате дивидендов владельцам акций;

— мобилизации резервов экономического роста (за счет увеличения объема продаж и прибыли, снижения издержек производства и обращения, поглощения других компаний и т. д.).

Анализ финансового состояния представляет собой важную составную часть финансового менеджмента. Одной из ключевых задач анализа финансового состояния предприятия является изучение показателей, отражающих его финансовую устойчивость.

Анализ финансовой устойчивости на определенную дату (конец квартала, года) позволяет установить, насколько эффективно предприятие управляет собственными и заемными средствами.

Финансовая устойчивость хозяйствующего субъекта — это состояние его денежных ресурсов, которое обеспечивает развитие предприятия преимущественно за счет собственных средств при сохранении платежеспособности и кредитоспособности и минимальном уровне предпринимательского риска. Для оценки финансовой устойчивости предприятия проводят ее углубленный анализ на базе изучения абсолютных и относительных показателей.

Информационной базой для их расчета и сравнения отчетных показателей с базисными, а также динамики их изменения являются статьи актива и пассива бухгалтерского баланса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *