Нормативный эквивалент, с помощью которого определяются затраты труда экономических субъектов, называется финансами

1 Понятие финансы и их роль в экономике

Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идет ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды – во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств.

Деньги — это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров. Его особенность состоит в том, что он по сути представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда ассоциированных товаропроизводителей.

Главное назначение денег выражается в их функциях. На современном этапе деньги выполняют пять функций: меры стоимости; средства обращения; средства платежа; средства образования накоплений и сбережений; мировых денег. Если деньги можно считать всеобщим эквивалентом, то финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Главной опорой финансов как нового экономического явления становятся денежные доходы. Именно сфера денежных доходов отделяет финансы от необъятного мира денежных отношений. Формирование, распределение и использование денежных доходов — вот что порождает финансы. Кратко можно сказать, что финансы — это движение денежных доходов.

Финансовые отношения всегда затрагивают имущественные отношения. Это не только денежные отношения, но и отношения между различными собственниками. Субъект экономических отношений должен всегда быть владельцем дохода. Только денежный доход позволяет принимать определенные и самостоятельные решения в хозяйственной жизни и других сферах деятельности. Именно распределяя и тратя денежный доход, каждый участник экономических отношений может реализовать свои потребности, свою шкалу предпочтений, другими словами, реализовать свои интересы.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов; они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Примерами финансовых отношений являются:

1) отношения между предприятием и государством (платежи налогов, финансирование из бюджета отдельных затрат);

2) отношения между предприятиями и работниками (выплата заработной платы, выдача дивидендов, материальные санкции);

3) отношения между предприятиями (оплата счетов, выплата авансов, совместное участие в осуществлении инвестиционных проектов, взыскание санкций за нарушение договоров);

4) отношения между государством и населением (уплата налогов и сборов, финансирование государством части социально — культурных потребностей населения, приобретение облигаций государственных займов);

5) отношения между банками и населением (вклады населения в Сбербанк и другие банки, приобретение банковских сертификатов, выплата банками населению дохода по вкладам, сертификатам;

6) отношения между предприятиями и банками (хранение собственных средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и долгосрочное кредитование).

Однако какова роль финансов в экономике? Роль финансов состоит в том, что данная категория позволяет гарантировать как индивидуальный, так и общественный оборот денежно-производственных фондов на более расширенной основе. Кроме этого, финансы предоставляют возможность контролировать и регулировать составляющие экономики в целом, они являются стимулирующим звеном в инвестиционной деятельности, а также позволяют обеспечить реализацию многочисленных общественных потребностей.

В любом развитом государстве экономика строго подчиняется установленным законам, благодаря чему она благополучно процветает на их основе. Полноценное финансовое функционирование направлено на достижение глобальных целей относительно общего развития социально направленной экономики конкретного государства. Таким образом, роль финансов в экономике весьма обширна и многообразна, однако, даже несмотря на это, можно выделить три ее основных направления:

Осуществление финансового обеспечения общих производственных потребностей. То есть, происходит покрытие всех расходов посредством многочисленных финансовых ресурсов, в частности, как заемных, так собственных.

Финансово грамотное регулирование всех финансовых категорий в многочисленных экономических и социальных процессах государства. Данная цель может быть достигнута лишь в том случае, если будет произведено более тщательное перераспределение финансовых ресурсов. Проще говоря, когда государство выделяет ресурсы, то происходит более быстрое и эффективное развитие отрасли того или иного региона (и экономики в целом), и наоборот, если нет финансирования – это в скором времени приведет к упадку и гибели производства (спаду экономики в целом).

Осуществление финансового стимулирования для создания благоприятной среды в сфере использования все возможных экономических ресурсов.

Таким образом, финансы всегда будут неотъемлемым звеном в экономике, необходимым для создания и применения общего национального дохода современных мировых государств. Этому способствует постоянное развитие роли финансов в экономике.

2 Особенности финансов

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений и у неё имеется ряд своих особенностей.

  • средства банка выдают на определенный срок; на определенных условиях и при условии возвратности;
  • средства при финансировании выдаются на определенные цели; бесплатно безвозвратно.

С помощью кредита происходит перераспределение финансовых ресурсов между предприятиями, организациями и гражданами.

Постоянно происходит переливание кредитных ресурсов в финансовые ресурсы и наоборот. Все фонды предприятия концентрируются на счетах в банках и являются источниками ссудных фондов банков для выдачи кредитов. Между кредитом и финансами много общих черт, но основной является широкое использование обеих в кругообороте и воспроизводственном процессе.

Финансы, могут влиять на все стадии воспроизводства и процесс в целом. Объективные предпосылки влияния связаны с двумя обстоятельствами:

• финансы функционируют во всех сферах общественного производства (производстве, обращении, потреблении)

• финансы обладают потенциальным свойством быть катализатором процессов экономики, что вытекает из распределительной функции.

Распределение начинается в сфере материального производства. Эта сфера включает 3 стадии, где определяющей является стадия производства.

а) сфера материального производства, таким образом, оказывает влияние на характер и масштабы производства;

б) сфера обращения, она представлена торговлей. В ней характерны процессы купли — продажи. Потребительские свойства товара не меняются, а меняется его стоимость. Товар продается, предприятие получает выручку. Затем происходит распределение этой выручки на фонды возмещения, накопления, потребления. Финансовые отношения предшествуют и завершают процесс купли продажи.

в) сфера потребления, где выделяют:

— коммерческие организации;

— бюджетные организации

В настоящее время можно встретить организации смешанного типа, где коммерческие структуры выделяют деньги для бюджетных организаций. Наряду с предпосылками существуют возможности использования финансов. Они вытекают из экономической природы финансов. Поскольку это распределительная категория, то общество использует ее для своих целей.

Сознательное использование финансов в интересах общества и отдельных его элементов превращает финансы из объективной экономической категории в экономический инструмент хозяйствования.

Экономический инструмент — это экономическая категория, воплощенная в конкретных формах проявления и сознательно используемая обществом для достижения конкретных целей. Экономический инструмент, в том числе и финансы, несут два начала: первое — объективное (вытекающее из экономической категории), второе — субъективное (орудие реализации экономической политики государства).

Финансы влияют двояко:

— количественно (характеризуется пропорциями распределительного процесса);

-качественно (характеризуется воздействием финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования).

Количественная сторона влияния характеризуется пропорциями в распределительном процессе. Качественное влияние характеризует воздействие финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования, через различные формы организации финансовых отношений.

Экономический стимул — инструмент, который увязан с материальными интересами субъектов хозяйствования. Сознательное использование финансов в общественном производстве приводит к результатам, в которых проявляется активная роль финансов в общественном производстве в условиях рынка. Общий подход к оценке результатов достигаемых с помощью финансов, позволяет рассматривать роль финансов в 3-х направлениях:

  • с позиции обеспечения потребностей расширенного воспроизводства необходимыми финансовыми источниками;
  • с точки зрения использования финансов для регулирования стоимостной структуры;
  • с позиции использования финансов, как экономического стимула.

Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Процесс воспроизводства представляет собой совокупность непрерывно повторяющихся циклов.

Таким образом, критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым являются:

Реальное движение денежных средств, т. переход от одного владельца к другому.

Распределительный характер этих отношений.

Место возникновения — вторая стадия воспроизводственного процесса.

3 Структура финансов

Структура финансов — это система, которая регулирует нормы и процессы, протекающие в финансовой среде. Система контролирует сферу образования, а также формирование и распределение финансовых потоков.

Финансовая структура предполагает несколько видов инвестирования:

1) финансирование из государственного бюджета, подразделений, фондов, а также внебюджетных сбережений;

2) финансирование субъектами хозяйственной деятельности;

3) денежные начисления страховыми компаниями.

Финансы, сходящиеся в общем государственном потоке, со временем распределяются между всеми сферами социальных отношений. Иными словами, осуществляется централизация финансов (денежные потоки сходятся в целостную финансовую систему государства), а децентрализация (когда из целостной финансовой системы происходит распределение денежных средств между юридическими субъектами и социальными слоями), проявляющаяся в финансировании социальной сферы и обеспечении финансами государственных структур.

Прежде всего финансовую структуру контролируют органы власти, обращаясь к принципу финансовой политики. Финансовой политикой является совокупность решений, которые принимают экономические субъекты при получении денежных ресурсов. Совокупность всех группы финансовой структуры всегда находится под управлением. Целями управления при этом являются:

Читать также:  ВЗЫСКАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ С МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЛИСТ

— снижение дефицита бюджета государства до 3% внутреннего валового продукта;

— осуществление эффективного государственного дохода;

— применение финансов для успешного регулирования экономики.

В Российской Федерации существуют несколько институтов, которые осуществляют всесторонний контроль денежных потоков, при этом они делятся на несколько уровней:

— федеральный уровень;

— региональный уровень;

— муниципальный уровень.

К институтам федерального уровня относятся Госдума, Служба безопасности, Совет Федерации, таможенная служба, госслужба по рынкам и финансам, то есть институты, которые управляют структурой финансов.

К институтам регионального уровня относятся следующие субъекты управления:

— Счетная палата Российской Федерации;

— Государственный банк Российской Федерации;

— министерства и комиссии;

— территориальные органы управления;

— подразделения, контролирующие финансовые потоки, а также системы финансирования.

Система финансов предполагает существование институтов муниципального уровня, в который входят городские, а также районные подразделения,

осуществляющие управление банковской системой государства, а также подразделения комиссий и налоговых служб, утвержденные органами местного самоуправления с целью контроля финансовых ресурсов административно-территориальной единицы.

4 Свойства финансов

Важнейшие свойства финансов определяются как их признаки. Основные признаки финансов выражаются в следующем:

1) финансы выступают в качестве денежных отношений, возникающих по поводу образования, распределения, использования, перераспределения и накопления денежных средств;

2) распределительный характер денежных отношений связан с движением реальных денег;

3) движение денежных средств имеет, как правило, односторонний (однонаправленный) характер;

4) финансы как денежные отношения имеют форму централизованных и децентрализованных денежных средств;

5) финансы выступают в качестве необходимого механизма (через налоги и государственное финансирование) воспроизводственного процесса в экономике;

6) финансы являются одним из инструментов государственного управления, обеспечивающим выполнение государством его функций и задач.

1 Распределительная функция

Под функциями финансов понимается проявление присущих им свойств, то есть их роли, которую они выполняют в системе экономических отношений. Функции финансов конкретизируют их сущность, раскрывают ее содержание.

Основные функции финансов: распределительная, контрольная, регулирующая, стабилизирующая, фискальная и стимулирующая.

Нормативный эквивалент, с помощью которого определяются затраты труда экономических субъектов, называется финансами

Рисунок 1. Основные функции финансов

Распределительная функция заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

2) доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:

— с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

— наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

— перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуется вторичная, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом, и структурой средств производства, и предметов потребления – с другой.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

2 Контрольная функция

Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Основными направлениями финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются:

а) проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

б) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и Гражданами;

в) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

г) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

д) выявление внутренних резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;

е) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

Контрольная функция финансов осуществляется двояко: во-первых, через контроль рублем, во-вторых, через контроль, осуществляемый финансовыми органами. Инструментом реализации контрольной функции выступает финансовая информация, которая заключается в финансовых показателях бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятия и оценить результаты хозяйственной деятельности.

Посредством финансов на предприятиях осуществляется контроль рублем за образованием денежных доходов, соблюдением режима экономии и использованием материальных и трудовых ресурсов, количеством и качеством труда, использованием основных и оборотных фондов, образованием и использованием поощрительных фондов.

Но самое главное на предприятии — строго следить за перераспределением прибыли на фонды накопления и фонды потребления. Еще важнее осуществлять контроль за использованием средств из этих фондов по целевому назначению. Таким образом, финансы выступают орудием контроля за правильным образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе производства и реализации продукции.

Контроль рублем осуществляется не только внутри предприятия, но и во взаимоотношениях между предприятиями, с вышестоящей организацией и с финансово-кредитными учреждениями. Контроль рублем во взаимоотношениях между предприятиями производится при оплате поставляемых товаров, оказанных услуг и выполненных работ, соблюдении договорных условий.

Хозяйственная деятельность предприятий контролируется рублем в процессе выполнения обязательств перед бюджетом по платежам в бюджет и финансированию из бюджета. Контроль финансовыми органами и ведомственными службами осуществляется путем проверки законности расходования денежных средств, полноты уплаты налогов.

Контрольная функция финансов используется и в масштабе всего государства. Финансы показывают, как складываются количественные показатели распределения финансовых ресурсов, пропорции или диспропорции в экономике отраслей, исполнение государственного бюджета. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который является частью хозяйственного механизма.

Финансовый механизм — это совокупность способов управления финансовыми отношениями. Он включает: формы финансовых отношений в государстве; порядок (правила) формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; методы финансового планирования; формы управления финансами; финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.

Важный элемент финансового механизма — финансовое планирование, которое, прежде всего, относится к бюджетному планированию.

В Российской Федерации разрабатывается перспективный финансовый план в целях:

1) информирования законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;

2) комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;

3) выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;

4) отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года: первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Исходной базой для формирования перспективного финансового плана служит бюджет на текущий год. Перспективный финансовый план законодательно не утверждается.

3 Регулирующая функция

Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Регулирующая функция показывает, как, в каком направлении происходит перераспределение, формируются отраслевые, территориальные пропорции, темпы экономического роста. Действие регулирующей функции связано с государственным регулированием экономики через управление совокупным спросом путем трансфертных платежей, государственных закупок, государственного кредита, изменения налогового бремени. Регулирующая функция сопряжена с действиями государства, направленными на интервенцию его влияния в производственные процессы посредством финансовых инструментов:

Читать также:  Тест по финансам с ответами. Финансы как тема финансов Кредит Тема 3. Самопроверка

— государственные расходы, которые стимулируют организации и их штат выпускать конкретные товары и услуги, и различные социальные пособия, выравнивающие доходы различных слоев общества;

— налоговая система, которая может как снижать налоги, так и увеличивать их, стимулируя, таким образом, деятельность предпринимателей;

— регулирование цен, установление «ценового потолка» для определенных товаров и услуг, что исключить установление монополии;

— принятие определенного законодательства, конкретных типов деятельности в экономике, возможно даже запрет каких-либо из существующих.

Данная функция отражает, как и в каких направлениях идут распределения денег, в какой пропорции создаются отрасли и их территориальное распространение, скорость развития экономики. Воздействие регулирования соотносится с контролем экономики государством и выражается в управлении общими потребностями через государственные закупки, государственный кредит, смену системы налогообложения.

Государство в настоящий момент, повышая объемы вложений капитала, влияет на рост спроса, увеличение инвестиционной деятельности и нарастание производственных объемов в промышленности.

— Через налогообложение оно снижает потребление гражданами некоторых категорий товаров, например, алкогольная или табачная продукция. В том числе, государство таким образом может формировать определенные резервные средства в бюджете.

— Вкладывая деньги в военную сферу, государство объявляет спрос как на технику военной направленности, так и на промышленные товары, сырье, оборудование, активизирует научно-исследовательскую деятельность.

— Субсидируя инфраструктуру, государство сокращает потери частного бизнеса.

На текущий период посредством бюджета перераспределяют около половины всего дохода нации. В связи с этим пренебрежение регулирующей функции и преуменьшать ее роль в наши дни означает пренебречь выросшей ролью государства и его воздействия на экономическую ситуацию, что характерно для любого государства. Указанная функция проявляется в соответствии с совокупностью реализованных методов влияния на экономику при помощи установления определенной государственной политики, например, политики стимулирования или сдерживания.

Регулирующая функция осуществляется через финансовые механизмы, которые включают в себя совокупность отношений, способы создания и применения, централизованного или децентрализованного капитала, сюда же относятся механизмы управления деньгами, федеральное законодательство, планирование.

В настоящее время, на территории Российской Федерации данная функция используется, но все же недостаточно развита. Данная функция оправдана тем, что:

1) государство проводит политику, которая воздействует на экономику через систему институтов;

2) государство сотрудничает с различными ведомствами, относящимися к предпринимательской сфере в экономике;

3) существуют сферы государственного влияния, в которых оно имеет ведущую роль (социальная, образовательная, оборона).

Таким образом, регулирующая функция используется в таких областях, как: курсы валют, экономическая деятельность вне государства, частный бизнес, безопасность. Распределение денег происходит среди материальных и нематериальных производств, их делят отрасли и регионы.

4 Стабилизирующая функция

Фискальная функция (функция формирования денежных доходов): выполняется той частью финансов, которые функционируют в сфере материального производства и участвуют в процессе создания денежных доходов и накоплений (в основном финансы предприятий). Источниками формирования финансовых ресурсов являются:

  • государственные доходы (налоги и неналоговые доходы бюджетов; средства внебюджетных фондов);
  • ресурсы предприятий (прибыль, амортизация, устойчивые пассивы и т.д.);
  • ресурсы населения (заработная плата, доходы фермеров и пр.).

Фискальная функция предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом. С другой стороны, фискальная функция не ограничивается только предоставлением государственных услуг. Для того чтобы повышалась эффективность государственных услуг, недостаточно только наращивать их объемы. В равной степени необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех, имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности. Поэтому фискальная функция непосредственно связана с распределительной функцией бюджета, однако она имеет свои специфические формы реализации, ибо фискальная политика государства — это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых услуг.

Названные функции бюджета носят объективный характер и имеют место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических институтов и характера государственной и экономической политики.

6 Стимулирующая функция

На основе выработанной в процессе планирования и утверждения бюджетов на соответствующий год системы приоритетов бюджетные средства направляются на развитие той или иной отрасли, комплекса отраслей или отдельного предприятия.

Несмотря на произошедшую либерализацию цен и тарифов, у государства имеются действенные рычаги вмешательства в процесс ценообразования. Прежде всего это воздействие осуществляется посредством прямого участия государства в предпринимательской деятельности – в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, в разработке сырьевых ресурсов и др. Кроме того, у государства остаются широкие административные возможности вмешаться в процесс ценообразования, устанавливать тарифы, оказывающие влияние на финансовое состояние предприятий.

Наиболее действенным финансовым инструментом стимулирования хозяйственной деятельности является налогообложение.

Стимулирующее влияние налогов реализуется через систему изъятий, скидок, преференций и других льгот, предоставляемых участникам финансовых отношений, в соответствии опять-таки с выработанными социально-экономическими приоритетами. И наоборот, устанавливая повышенные налоговые ставки, государство препятствует развитию определенных процессов.

Методы исчисления валового внутреннего продукта

Производственный метод
Распределительный метод (на стадии распределения)
Метод конечного использования (на стадии конечного использования)

Если выпуск товаров и оказание услуг выражены в основных ценах:
ВВП = В – ПП + Н – С = В – ПП + ЧНПИ,
где В – выпуск товаров и услуг по экономике в целом;
ПП – промежуточное потребление по экономике в целом, включая косвенно измеряемые услуги финансового посредничества;
Н – сумма всех налогов на продукты и импорт;С – сумма всех субсидий на продукты и импорт;
ЧНПИ – чистые налоги на продукты и импорт;Если оценка выпуска товаров и услуг по экономике в целом получена в ценах производителя:
ВВП = В – ПП +НДС+ЧНИ,где НДС – сумма НДС;ЧНИ – чистые налоги на импорт
Метод не используется для определения объема ВВП, его основное значение состоит в анализе процесса распределения валовой добавленной стоимости между ее производителями, состава и структуры доходов, доли различных видов первичных доходов в ВВП. ВВП в этом случае определяется как сумма первичных доходов, распределенных производственными единицами) резидентами между непосредственными участниками процесса производства товаров и услуг:ВВП = ОТ + ЧН + ЧНИ + ВП + ВСД,
где ОТ – сумма выплаченной производителями) резидентами оплаты труда наемных работников – резидентов и нерезидентов;ЧН – чистые налоги на производство;ЧНИ – чистые налоги на импорт;ВП – валовая прибыль;ВСД – валовые смешанные доходы
ВВП = КП + ВН + + (Э – И),
где КП –конечное потребление товаров и услуг;
ВН – валовое накопление;
(Э – И) – сальдо экспорта и импорта товаров и услуг

Наконец, манипулируя уровнем экспортно-импортных пошлин, тарифов, государство стимулирует или дестимулирует экспортно-импортные операции, поддерживает национального производителя, усиливает конкурентные позиции отечественных предприятий на мировых рынках, наполняет бюджет. Это далеко не полный перечень тех рычагов, которые активно и комплексно используются государством для достижения поставленных целей.

Приложение

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей
экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к
регулярному товарно-денежному обмену и, было тесно связано с развитием
государства и его потребностей в ресурсах.

Необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений объясняется
тем, что финансы необходимы для распределения стоимости общественного продукта. Только с помощью категории финансов осуществляется данный процесс.

В зависимости от того, как мы распределим созданную стоимость в денежном
выражении, будет зависеть процесс производства, а также состояние экономики в
целом. общественный продукт является основным макроэкономическим
показателем, отражающим экономический потенциал страны, уровень жизни
населения, действенность методов экономической и социальной политики.

Поскольку финансы — это распределительная категория (что вытекает из
распределительной функции), то общество использует ее для своих целей. Сознательное использование финансов в интересах общества и отдельных его
элементов превращает финансы из объективной экономической категории в
экономический инструмент хозяйствования.

Целью данной работы является изучение финансов и анализ их роли в
общественном воспроизводстве.

В процессе проводимого курсового исследования решаются следующие задачи:

Объектом и предметом данной работы соответственно являются финансы и их
функционирование в макроэкономике.

Финансы: роль, значение и сущность

1
Социально-экономическая сущность финансов

Финансы означают денежные отношения между субъектами, другими словами,
материальной основой существования и функционирования финансов выступают
деньги, денежный оборот. При этом субъекты обладают разной юридической силой,
т. их отношения регулируются императивными нормами, а один из них —
государство — наделен властными полномочиями. Результатом этих отношений
является формирование общегосударственного фонда денежных средств (бюджета). Мобилизация средств в бюджет приобретает форму принудительного налогообложения.

Денежный оборот включает разнонаправленные денежные потоки. Перемещающиеся денежные массы представляют собой финансовые ресурсы: прибыль,
доходы от различных видов деятельности и др. Назначение денежных средств —
обеспечение расширенного производства.

Финансы — это денежные отношения, но не все денежные отношения — суть
финансы. Поэтому к финансам как экономической категории принято относить
следующие денежные отношения, возникающие между:

¡   предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных
ценностей, реализации продукции и услуг;

¡   предприятиями и вышестоящими организациями при создании
централизованных денежных средств и их распределении;

¡   государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджет
и финансировании расходов;

¡   государством и гражданами при внесении ими налогов и
добровольных платежей;

¡   предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при
внесении платежей и получении ресурсов;

Читать также:  В.Д.Грибов, в.П.Грузинов

¡   отдельными звеньями бюджетной системы в процессе бюджетного
регулирования;

¡   страховыми организациями, предприятиями и населением при
уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая
и т.

Нельзя рассматривать как финансы денежные отношения между равноправными
физическими или юридическими лицами, регулируемые договорами
гражданско-правового характера. Здесь государство в отношениях партнеров не
присутствует.

Финансы отличаются от денег, как содержанием, так и выполняемыми
функциями. Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются
затраты труда хозяйствующих субъектов. Финансы же — это экономический
инструмент распределения и перераспределения национального дохода, средство
контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Таким образом, финансы обладают некими признаками, которые выделяют их из
множества других денежных отношений. Финансы — это совокупность денежных
отношений, одним из участников которых является государство, посредством
которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов
денежных средств для выполнения государством принятых на себя конституционных
функций по решению экономических, социальных, политических и иных задач.

Финансы — категория историческая, они возникают вместе с государством и
изменяются вместе с ним. Сущность финансов, закономерности их эволюции, сфера
действия и роль в процессе общественного производства определяются природой
государства и его функциями.

Финансы обособляются от общей совокупности денежных отношений лишь в
случае возникновения определенных исторических предпосылок. Первая сводилась к
следующему. В результате первых буржуазных революций была существенно
ограничена власть монархов. Монархические режимы сохранились, но главы
государств уже не могли единолично пользоваться и распоряжаться казной. Последняя стала общегосударственным фондом денежных средств — бюджетом.

Вторая предпосылка — формирование и использование бюджета стало носить
регулярный характер. Возникли системы государственных доходов и расходов с
определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

Наконец, третья предпосылка — налоги стали взиматься преимущественно в
денежной форме.

Впрочем, получают развитие не одни только государственные финансы. Развиваются (и по объему, и качественно) финансы предприятий и организаций
различных форм собственности. В странах с развитой рыночной экономикой
преобладающей организационно-правовой формой стала корпоративная — акционерные
общества. Корпорации мобилизуют капитал путем эмиссии акций, преобразующей
денежные сбережения в производственные инвестиции. Акции, облигации, кредиты
банка и другие формы привлечения средств существенно расширили и разнообразили
возможности роста корпораций. В иных условиях они вынуждены были бы развиваться
лишь за счет собственных, относительно ограниченных источников.

Иными словами, в результате длительной экономической эволюции финансовые
отношения распространились на два уровня. На первом уровне денежные отношения
опосредуют формирование и использование централизованных денежных фондов
государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и
государственных внебюджетных фондах. На втором уровне эти же отношения
опосредуют кругооборот денежных фондов предприятий.

Учитывая расширение сферы финансовых отношений, в настоящее время в нее
включают экономические отношения, связанные с формированием, распределением и
использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в
целях выполнения государством принятых на себя конституционных функций и
обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Материальным источником денежных фондов выступает национальный доход
государства — вновь созданная стоимость. Поэтому условием роста финансовых
ресурсов является увеличение национального дохода. Он определяет возможности
удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного
производства. С учетом размеров национального дохода и пропорции его деления на
фонд потребления и фонд накопления определяются темпы и пропорции развития
экономики, ее структура.

Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании — за
счет кого или чего тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство,
орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и в чьих
интересах используются эти фонды денежных средств.

2 Функции финансов

Сущность финансов как экономической категории находит практическое
проявление через функции, которые финансы выполняют в обществе. Функции
финансов показывают, каким образом реализуется общественное назначение финансов
как инструмента мобилизации и использования централизованных фондов денежных
средств.

Финансы выполняют следующие функции: распределительную и контрольную. Распределительная
функция — объективная и основная. Субъектами распределения выступают
юридические и физические лица, в распоряжении которых формируются денежные
фонды целевого назначения. Объектами распределительной функции выступают
стоимость валового внутреннего продукта и часть национального богатства. Финансы обслуживают разные этапы распределения ВВП, участвуя как в первичном
его распределении, так и в перераспределении.

Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления
экономикой: федеральный, региональный и местный. Ему присуща
многоступенчатость, порождающая разные виды распределения ― внутрихозяйственное,
внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное, межгосударственное.

Посредством финансов государство воздействует не только на
перераспределение национального дохода, но и на производство, накопление
капитала, сферу потребления. Распределение национального дохода происходит как
между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер.

В целом распределительная функция финансов позволяет:

Контрольная функция финансов определяется их свойством служить
средством контроля над процессом стоимостного распределения и перераспределения
общественного продукта.

Содержание контрольной функции заключается в обеспечении контроля над
движением и образованием материальных ценностей в обществе, а также за ходом
распределения и использования средств. Финансовый контроль действует при
движении денег и капитала через системы и формы расчетов, кредит,
налогообложение, залог и др.

Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения
законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения
финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а
также взаимных обязательств хозяйствующих субъектов по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов осуществляется через многогранную
деятельность финансовых органов в процессе финансового планирования.

В условиях развития рыночных отношений финансовый контроль направлен на
обеспечение динамичного развития общественного и частного производства,
ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во
всех звеньях народного хозяйства.

Следует подчеркнуть, что распределительная и контрольная функции финансов
действуют одновременно, это стороны одного процесса. Поэтому финансы являются
своеобразным зеркалом экономики и социальной сферы. Если их состояние
характеризуется как кризисное, то это значит, что кризис охватывает саму
экономику.

Макроэкономика и ее важнейшие показатели

3 Роль финансов в производстве общественного продукта

Производство — важнейшее условие существования человечества. Существует два
вида непрерывного производства: производство общественного продукта и
производство будущей рабочей силы. Рассмотрим первый вид, который состоит из
четырех следующих стадий (рис.

Рис. Производство общественного продукта

Производство — процесс взаимодействия экономических ресурсов,
организуемый с целью создания материальных благ, необходимых для существования
и развития общества. Производство является основой формирования таких
финансово-экономических категорий, как валовой национальный продукт,
национальный доход и др.

Распределение. На стадии распределения возникают
финансовые и кредитные формы и отношения, составляющие суть финансов. Здесь на
основе свойственных стадии обмена специфических форм и методов финансирования
образуются такие распределительные элементы возмещения, как инвестиционные
фонды, бюджеты развития, амортизационные фонды и др. Эти финансовые элементы
оказывают непосредственное влияние на формирование аналогичных по финансовому
содержанию отношений стадии производства: восстановление изношенных и
израсходованных основных и оборотных фондов, формирование фондов оплаты труда,
использование кредитных ресурсов для производства и др.

Обмен (сфера обращения) как третья стадия
воспроизводственного процесса характеризуется такими отношениями, как
формирование фондов обращения, выручки и прибыли хозяйствующих субъектов в
результате продажи товаров и услуг, а также доходов населения.

Потребление. На стадии потребления происходит конечное
использование ранее созданной стоимости. С помощью финансов устанавливаются
пропорции распределения общественного продукта на фонд возмещения и
национальный доход, формируются конечные пропорции использования национального
дохода, образуются фонд накопления и фонд потребления, определяется их структура.

Названные стадии обязательны для воспроизводственного
цикла: отсутствие хотя бы одной из них нарушает весь воспроизводственных
процесс. Определяющей среди них является собственно стадия производства, на
которой создается общественный продукт. Стадия распределения тесно связана с
производством и непосредственно зависит от него. Если исходить из общественного
назначения финансов (формирование и использование фондов денежных средств), то
наиболее весома их роль именно на стадии распределения.

Функционируя в сфере материального производства, финансы обслуживают
кругооборот производственных фондов. Нормальное функционирование экономики
возможно при условии органичной связи каждой отрасли и ее структурных
подразделений с другими отраслями. На такой основе достигается необходимая
пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает
его сбалансированное развитие как единого целого.

Основные направления использования финансов в общественном воспроизводстве

Поскольку необходимость финансов обусловлена рядом причин: наличием
товарного производства и товарно-денежных отношений; потребностью
распределительных процессов в обществе и финансового обеспечения
воспроизводственного процесса целесообразно рассмотреть основные направления
использования финансов в экономике страны.

Одна из важных задач государства — решение проблемы экономического роста,
в котором воплощается расширенное воспроизводство. Вопрос об экономическом
росте очень важен для определения перспектив развития страны и регионов, а
также развития отраслей. Это ставит задачу эффективного использования финансов
в распределительных процессах и во всем воспроизводственном процессе народного
хозяйства. Объективные предпосылки использования финансов в общественном
воспроизводстве заключаются в экономической сущности финансов, в их
распределительной и контрольной функциях.

Можно выделить следующие основные направления эффективного использования
финансов в общественном воспроизводстве:

¨   распределение финансовых ресурсов для финансового обеспечения
воспроизводственного процесса;

¨   использование финансов в системе платежно-расчетных отношений
хозяйствующих субъектов с государством и другими экономическими субъектами;

¨   финансирование программ и затрат, предусмотренных законом о
федеральном бюджете.

Последнее направления включает в себя: финансирование бюджетных расходов
государства, в том числе на содержание государственного аппарата управления, на
правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности государства,
финансирование международной деятельности, финансирование фундаментальной и
отраслевой науки, финансирование развития отраслей экономики и социальной
сферы, обслуживание государственного долга, а также финансирование
инвестиционных программ и капитальных вложений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *