Объектами управления финансами являются государственные финансовые службы

Финансовая политика

Государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует, как отмечалось выше, финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет в современных условиях финансовая политика. Через финансовую политику, являющуюся составной частью экономической политики государства, осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.

Финансовая политика представляет собой совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами в целях определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства. Это государства, предприятия целенаправленному использованию финансов. Содержание финансовой политики включает: выработку концепций развития финансов, основных направлений их использования и разработку мер, направленных на достижение поставленных целей. Финансовая политика — это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений.

Основными целями и задачами финансовой политики являются:

Одна из главных задач финансовой политики — предотвращать социальную напряженность в обществе, преодолевать спад производства, повышать социальную защиту населения.

Государство, являясь главным субъектом финансовой политики, разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действия на предстоящий период, средства и пути достижения стратегических задач.

Общими принципами формирования финансовой политики государства являются:

Главными направлениями государственной финансовой политики являются: бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная, таможенная политика.

Бюджетная политика, которой отводится главное в финансовой политике, предполагает реализацию совокупности мер осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней. Она выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. Характер решения этих вопросов определяет социально-экономическую направленность бюджетной политики.

Налоговая политика предполагает разработку и реализацию комплекса мер совершенствованию налоговой системы, принципов ее построения и условий функционирования, мер повышению эффективности и оптимизации налогообложения. Основная цель современной налоговой политики — формирование такой налоговой системы, которая была бы необременительной для субъектов хозяйствования как уровню изъятия доходов в форме налоговых платежей, так и в части простоты и прозрачности процедур расчета и уплаты налогов, совершенства налоговой отчетности и упорядочения налоговых проверок. Следует отметить, что в стране в последние годы проделана значительная работа совершенствованию налоговой системы. К ее положительным итогам можно отнести повышение собираемости налогов при снижении налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования вследствие снижения ставки налога на с 35 до 24%, ставки — с 20 до 18%, единого социального налога — с 38,5 до 26%. Эта работа должна быть продолжена. Налоговая система должна создавать справедливые и одинаковые условия для развития бизнеса всем экономическим агентам, формировать в стране, наряду с другими факторами, благоприятный инвестиционный климат, способствуя при этом максимальной мобилизации денежных средств в бюджеты всех уровней.

Инвестиционная политика представляет собой систему мероприятий созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Главная задача этой политики заключается в определении приоритетов в финансировании инвестиционной деятельности, создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы крупные капиталы не утекали из России, а наоборот, что бы происходил приток иностранного капитала. Проведение инвестиционной политики предполагает финансирование федеральных целевых программ, стимулирующих инновационное развитие экономики.

Социальная финансовая политика направлена на решение задач финансового обеспечения социального развития общества, условий жизни и благосостояния населения, других социальных прав граждан России, предусмотренных Конституцией РФ. Она, в частности, охватывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику финансовой помощи отдельным группам населения и др. Реализация социальной финансовой политики предполагает упорядочение социальных пособий и льгот, предоставление их в первую социально уязвимым слоям населения, сохранение стабильности доходов государственных социальных внебюджетных фондов в целях обеспечения уровня пенсий, адекватного прожиточному уровню, гарантированного уровня предоставления медицинской помощи и социальных выплат временной нетрудоспособности. Практическая реализация задач финансовой политики позволит обеспечить социальную общества и социальную защищенность малообеспеченных и нетрудоспособных слоев населения, последовательно осуществить государственные социальные гарантии, установленные в Конституции РФ. Нельзя забывать при этом, что условий жизни и благосостояния населения является непременным и обязательным условием успешного роста экономики страны.

Таможенная политика направлена на экономических взаимоотношений с другими государствами и защиту внутреннего рынка и национальных производителей с помощью методов тарифного и нетарифного регулирования.

Таким образом, финансовая политика — это часть социально-экономической политики государства обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны, особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.

В условиях повышения экономической роли государства влияние государственных финансов на экономику значительно усиливается. Государство в зависимости от конкретной ситуации и фазы экономического может стимулировать или сдерживать экономический рост, способствовать расширению экспорта, решать социальные задачи и т. д. Учитывая важность государственной финансовой политики, ряд принципиальных решений ее осуществлению принимается законодательными органами власти — парламентами, которые утверждают государственные бюджеты и отчеты об их исполнении, уровень (ставки) налогов и порядок их взимания, предельный размер государственного долга и др.

Инструментом осуществления финансовой политики государства является финансовый механизм. Финансовый механизм — совокупность форм организации финансовых отношений, методов (способов) формирования и использования финансовых ресурсов, применяемых обществом в целях создания благоприятных условий для экономического и социального развития общества. В соответствии со структурой финансовой системы финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий (организаций, учреждений), страховой механизм, бюджетный механизм и т. д. В каждом из них согласно функциональному назначению можно выделить следующие звенья: мобилизация финансовых ресурсов, финансирование, стимулирование и др.

Используя различные элементы финансового механизма, органы власти (всех уровней) стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее перспективных задач. Совершенствование, корректировка тех или иных элементов хозяйственного механизма происходят путем изменения соответствующих норм и правил функционирования каждого структурного элемента финансового механизма.

Важную роль в реализации финансовой политики играет совершенствование финансового механизма управления предприятиями, направленного на организацию взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств в целях эффективного их воздействия на результаты производства. Здесь следует выделить совершенствование финансовых методов и финансовых рычагов воздействия на хозяйственный процесс путем более совершенного налогообложения, страхования, обоснованного установления курса валют, процентной ставки, амортизации, арендной платы, стоимости ценных бумаг и т. д. Нельзя при этом недооценивать правовое обеспечение предприятий (законы, указы, постановления, приказы министерств), а также своевременное и качественное нормативное и информационное обеспечение (инструкции, нормативы, методические указания и др.), которые выпускаются Министерством финансов, Федеральной налоговой службой, Государственным таможенным комитетом и т. д.

В связи с таким важным значением финансовой политики, являющейся, как отмечалось, составной частью общей экономической политики страны, ей в современной России уделяется исключительно большое внимание. Каковы особенности и стратегические контуры формирования и реализации финансовой политики России в ближайшей и среднесрочной перспективе?

Резюме

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Институт менеджмента, маркетинга и финансов

Заочная форма обучения

Студентки Кубатиной Натальи

1. Управление финансами, общие понятия, объекты и субъекты управления, формы и органы управления, их функции

Управление финансами — это целенаправленное формирование процесса какой либо деятельности или целенаправленное влияние субъекта управления на объект управления.

В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами — совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами — финансовый аппарат.

Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления.

Финансовая система представляет собой финансовые отношения, существующие в рамках данной экономической формации. Объектами управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, которые предопределяются социальным строем государства.

Построение финансовой системы базируется на следующих принципах:

1. Функциональное назначение. Состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы своих задач (госбюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями и населением; финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов предназначенных для обеспечения первичных потребностей общественного воспроизводства).

2. Единство финансовой системы — предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через централизованные финансовые органы и единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единых законодательных и нормативных актах.

Читать также:  ВАЖНЫМ ПРИЗНАКОМ ФИНАНСОВ ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО ХАРАКТЕР СТИМУЛИРУЮЩИЙ ДЕНЕЖНЫЙ АККУМУЛИРУЮЩИЙ

3. Территориальность — каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальными особенностями

Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные органы власти — Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.

Президент РФ — регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.

Федеральное Собрание РФ (состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума) — устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный и Налоговые кодексы и др.)

Правительство РФ — рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

Министерство финансов РФ (МФ РФ):

· осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;

· развивает бюджетный федерализм;

· разрабатывает проект федерального бюджета;

· составляет отчет о выполнении федерального бюджета;

· составляет консолидированный бюджет;

На Министерство финансов возложены следующие функции:

· участие в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочный период, среднесрочную и краткосрочную перспективы;

· подготавливает предложения и реализует мероприятия по совершенствованию бюджетной системы и механизма межбюджетных отношений

· участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитно-денежной политики;

· проведение мероприятий по контролю за целевым исполнением федерального бюджета и за исполнением целевых средств бюджета;

Министерство по налогам и сборам РФ (МНС РФ) и Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП РФ) осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных Российской Федерацией; МНС РФ также осуществляет валютный контроль.

Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

Счетная палата Российской Федерации — это специальный контрольный орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и контроль за расходованием федеральных денежных средств. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию.

Субъектом оперативного управления финансами является финансовый аппарат: МФ РФ, Счетная палата, финансовые органы субъектов Федерации, налоговые органы и таможенная служба, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также банки.

Конкретными методами и формами управления финансами служат:

· финансовое планирование;

· финансовое регулирование;

· оперативное управление;

· финансовый контроль;

Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Финансовое прогнозирование — предвидение возможного финансового положения, обоснование показателей финансовых планов. Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде. Финансовое программирование — метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:

· установление приоритетов расходов по направлениям;

· повышение эффективности расходования средств;

· прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Финансовый контроль, с одной стороны — одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.

В России главными властвующими структурами по управлению финансами являются:

· Федеральное собрание

На обще государственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

1. профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ;

2. Министерство финансов РФ и его органы на местах;

3. Центральный банк РФ;

4. Министерство РФ по налогам и сборам;

5. Федеральная служба налоговой полиции РФ;

6. Государственный таможенный комитет РФ;

7. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;

8. Министерство государственного имущества РФ;

9. исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

2. Построение и функции финансовых служб предприятий, организаций и учреждений

Любая социально-экономическая система в момент ее создания формирует некую систему управления, организующею технологические и финансово-хозяйственные процессы способствующему их нормальному течению. В основе системы управления — так называемая организационная структура, т.е. совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих структурных и функциональных подразделений. Важнейшем компонентом общей системой управления деятельностью предприятия является его система управления финансами.

Во главе предприятия генеральный директор. За ним: первый заместитель генерального директора — финансовый директор. А затем:

· Бухгалтерия (финансовый учет);

· Аналитический отдел;

· Отдел финансового планирования;

· Отдел ценных бумаг и валют;

· Планово — экономический отдел.

Бухгалтерия ведет бухгалтерский учет хозяйственных операций предприятия и формирует публичную финансовую отчетность в соответствии с установленными стандартами и требованиями. Качество финансового управления определяется уровнем бухгалтерского и управленческого учета. Учет должен строится так, чтобы оперативно сводить финансовую информацию воедино, определять влияние отдельных факторов среды на общее финансовое положение, своевременно определять отклонения в плановых показателях от реальных. Финансовые отчеты организации должны включать прибыльность, рыночную позицию, производительность, использование активов, инновации.

Аналитический отдел занимается анализом и оценкой финансового состояния предприятия, выполнение плановых заданий по прибыли и объемам реализации, его ликвидности и рентабельности. Также в задачи этой службы входит прогнозирование финансовых показателей исходя из конъюнктуры рынка, деятельности предприятий-аналогов и предприятий-контрагентов. Специалисты данного отдела могут оценивать предполагаемые инвестиционные проекты.

Отдел финансового планирования (краткосрочного и долгосрочного) разрабатывает основные плановые документы: баланс доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, плановый баланс активов и пассивов. Информационной основой планирования выступают данные аналитического и оперативного отделов, бухгалтерии, других экономических служб предприятия.

Отдел ценных бумаг и валют формирует портфель ценных бумаг и управляет им, поддерживая его оптимальность с позиций доходности и риска. Также принимает участие в работе валютных и фондовых бирж в целях удовлетворения текущих нужд предприятия в рублевых или валютных средствах.

Планово — экономический отдел собирает счета, накладные, отслеживает их оплату и в условиях регулирования государством наличного обращения следит, чтобы расчеты наличными деньгами между юридическими лицами не превышали установленного лимита. Это отдел контролирует взаимоотношения с банками по поводу безналичных расчетов и получения наличных денежных средств. Претензионная группа в составе отдела решает споры, возникающие между предприятиями и его контрагентами (поставщиками, покупателями), государством (налоговой инспекцией, налоговой полицией) и различными внебюджетными и централизованными фондами по поводу уплаты штрафов

Финансовая структура в процессе осуществления предпринимательской фирмы решает следующие проблемы:

Источники финансирования — краткосрочное и долгосрочное кредитование; выпуск и приобретение ценных бумаг; лизинговое финансирование; распределение прибыль; целесообразность привлечения заемных и использование собственных средств.

Капитальные вложения и оценка их эффективности — доходность капитала, текущая и перспективная цена компании; оценка финансового риска; финансовое обеспечение капитальных затрат.

Управление оборотным капиталом — оптимальный размер оборотного капитала, управление краткосрочной дебиторской и кредиторской задолженностью, структура оборотного капитала.

Финансовое планирование — содержание, порядок разработки и значение финансовых планов.

Анализ финансовой деятельности и финансовый контроль — анализ платежеспособности, ликвидности, рентабельности, факторный анализ прибыли, анализ использования финансовых ресурсов.

Основными функциями финансовой службы являются:

· управление ликвидностью активов предприятия;

· организация эффективных взаимоотношений с банками и другими инвесторами;

· управление заемными средствами;

· управление финансовыми рисками;

· формирование оптимальной структуры капитала фирмы;

· поиск новых источников финансирования;

· оценка и реализация инвестиционных проектов;

· контроль за валютными операциями;

· проведение операций с ценными бумагами и формирование портфеля ценных бумаг, способного обеспечить финансовую устойчивость и стабильность фирмы;

Читать также:  ЧТО ТАКОЕ ФИНАНСЫ И КАКОВЫ ЕГО ИСТОЧНИКИ

· проведение обоснованной дивидендной политики;

· прогнозирование финансовых ситуаций;

· планирование финансовой деятельности;

· регулирование денежного оборота;

· учет затрат и результатов производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

· анализ и оценка эффективности использования и вложения капитала;

· анализ финансовых результатов и финансового состояния фирмы и ее клиентов.

3. Понятия «бюджетное планирование» и «бюджетный процесс». Задачи и участники бюджетного процесса. Принципы организации бюджетного процесса

управление финансы планирование бюджетный процесс

Бюджетное планирование — важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и др.

Первый этап бюджетного процесса — составление проектов бюджетов. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг и иных установленных нормативов.

Бюджетный процесс — это регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность государства и муниципальных образований по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению и утверждению отчета о его исполнении.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Участниками бюджетного процесса являются:

· Президент страны;

· органы законодательной (представительной) власти;

· органы исполнительной власти;

· органы денежно — кредитного регулирования;

· органы государственного и муниципального финансового контроля;

· государственные внебюджетные фонды;

· главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

· иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

· бюджетные учреждения;

· государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств;

· кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:

· Президент Российской Федерации;

· Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

· Правительство Российской Федерации,

· Министерство финансов Российской Федерации;

· Федеральное казначейство;

· органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;

· Банк России;

· Счетная палата Российской Федерации;

· иные органы.

Вместе с тем для бюджетного процесса характерны и некоторые другие принципы.

Так, распределение полномочий в бюджетном процессе основано на принципе разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей. В соответствии с этим принципом составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов к функциям органов представительной власти.

Всем без исключения стадиям бюджетного процесса свойственен принцип специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов бюджетной системы по источникам, а расходов — по целевому их направлению. Принцип специализации бюджетных показателей реализуется через бюджетную классификацию, систематизированную группировку доходов и расходов бюджетов по однородным признакам. Бюджетная классификация оформляется специальным юридическим актом.

Для бюджетного процесса характерен и принцип ежегодности, выражающийся ежегодном повторении его стадий. Разработка и принятие бюджетов на больший или меньший период времени не нарушает принципа ежегодности бюджета и бюджетного процесса, так как годовые бюджеты принимаются в любом случае.

Список используемой литературы

1. Гражданский кодекс РФ . Части I и II. М: ИНФРА-М-Норма, 1999г.

2. Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия: Министерство экономики РФ Приказ от 4.10.1997г. № 118 // Экономика жизнь, 1998.- №2 и другие нормативно-правовые акты.

3. Федеральный закон «О федеральном бюджете» за 1999 — 2004 гг.

4. Финансы: учеб. -2е изд., перераб. И доп./под ред. В.В. Ковалева.- М.: ТК Велби, 2006г.-640с.

5. Колпакова Г.М. Финансы . Денежное обращение. Кредит.: Учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2002-368с.

6. Журнал «Финансы и кредит»

Размещено на Allbest.ru

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена изучению государственных финансов – роли элементов и функций.

Актуальность темы исследования. Успешное развитие и функционирования любого государства, прежде всего, определяется возможностью реализации государственными органами возложенных на них функций и задач по обеспечению высоких темпов экономического роста, низкого уровня безработицы, повышению уровня жизни населения и снижению уровня инфляции.

Осуществление данных функций и задач невозможно без проведения грамотной и эффективной финансовой политики, а именно формирования соответствующей финансовой системы, регулирования финансовых отношений в обществе, разработки финансового механизма в соответствии с целями экономического развития.

Функционирование финансовой системы обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнения государством его функций и программ – долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных. Как эти мероприятия проводятся в современных условиях существования нашей страны, будет рассмотрено в данной работе.

Целью данной работы является изучение роли и элементов государственных финансов, а также особенностей управления ими.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

— рассмотреть понятие, сущность и функции государственных финансов;

— определить роль и место государственных финансов в финансовой системе страны;

— исследовать состав и структуру государственных финансов;

— изучить особенности управления государственными финансами;

— рассмотреть органы управления государственными финансами.

В данной работе объектом исследования являются государственные финансы. Предмет исследования – особенности управления государственными финансами.

В работе использовались различные методы научного анализа, в том числе метод анализа и синтеза, метод сравнительной статики, а также методы графического представления материала.

Теоретической основой работы выступила научная и учебная литература, статьи в периодических печатных изданиях, нормативные акты российского законодательства.

Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы.

Во введении представлена актуальность темы исследования, цели и задачи, объект и предмет исследования, теоретическая база исследования.

В первой главе рассмотрены теоретические основы государственных финансов – понятие, сущность и функции государственных финансов, их роль и место в финансовой системе страны, а также элементы государственных финансов.

Во второй главе выявлены особенности управления государственными финансами, определены органы управления государственными финансами России.

В заключении представлены выводы по результатам проведенного исследования.

Понятие, сущность и функции государственных финансов

В любой стране, которая имеет важное экономическое и социальное значение для обеспечения сбалансированного развития общества, самым большим звеном в финансовой системе являются государственные финансы.

Объективный характер возникновения и развития государственных финансов обусловлен существованием государственных институтов и тем фактом, что средства собираются для деятельности органов государственной власти. Можно сказать, что государственные финансы возникли раньше, чем другие части финансовой системы страны (такие как финансы предприятий, финансы домашних хозяйств и муниципальные финансы) как система для сбора и использования средств для государственных нужд.

Именно через государственные финансы средства используются целевым образом, который формируется в соответствии с функциональным назначением, полномочиями и разделением этих средств в специальных фондах (бюджетах), которые составляют основу современной финансовой системы. В настоящее время баланс и стабильность финансовой системы страны в основном оцениваются состоянием государственных финансов.

Государственные финансы представляют собой совокупность финансовых отношений, которые могут обеспечить достижение целей внешней и внутренней государственной политики. Эти отношения связаны с формированием национальных финансовых ресурсов, которые затем используются для расширения производства, удовлетворения социальных и культурных потребностей членов общества, управления и поддержки внутренних производителей товаров и услуг.

Субъектами государственных финансов являются органы государственной власти федерального, регионального и местного уровней. Органы государственной власти являются управляющим звеном в системе управления государственными финансами.

Читать также:  УЧЕБНИК АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ ДУБИНИНА ДРАЧИНСКАЯ

Государственные финансы являются регулятором отношения между:

— государством и его гражданами при уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты на всех уровнях и получении соответствующих социальных выплат;

— различными составляющими бюджетной системы;

— организациями и государством при уплате налогов и сборов, также при получении целевого финансирования и иных мер поддержки;

— государством и Центральным банком по регулированию финансовой системы страны.

Основополагающие функции государственных финансов представлены на рис. 1.

Рис. 1 – Функции государственных финансов

Как мы видим из рис. 1, государственные финансы выполняют следующие функции:

— распределительная функция;

— регулирующая функция;

— контрольная функция.

При создании так называемого основного или базового дохода функция распределения государственных финансов отражается в распределении национального дохода страны.

Государственные финансы работают на основе перераспределения финансовых ресурсов через централизованную систему финансирования. Используя эту функцию, он выполняет репродуктивные процессы в относительно независимых структурных подразделениях и по всей стране.

Поэтому суть распределения функций государственных финансов заключается в распределении вновь созданной стоимости с целью выполнения денежных обязательств компании перед бюджетом. Результатом является формирование и использование централизованного финансирования и обслуживания непроизводительных областей в экономике.

Функция регулирования (регулирующая функция) государственных финансов заключается в обеспечении развития различных секторов общественной жизни посредством механизмов стимулирования и планов экономического развития.

Реализация регулирующей функции включает в себя выбор финансовых инструментов, используемых для перераспределения средств, накопленных в централизованных и децентрализованных денежных фондах.

Функция контроля государственных финансов отражается в контроле за распределением ВВП соответствующего уровня бюджета и внебюджетных фондов, а также в контроле за эффективными и грамотными расходами средств на заранее определенные стратегические цели.

При помощи контроля государство осуществляет оценку достигнутых результатов с запланированными, а также отклонения и сбои в системе государственных финансов.

Контроль основан на информации о ходе выполнения запланированных задач, определении отклонений от установленных показателей и определении причин последнего и возможного выхода из текущего состояния.

Контроль государственных финансов может осуществляться следующими способами:

— контроль за правильным и своевременным пополнением бюджетов различных уровней;

— контроль за динамикой финансовых показателей, состоянием платежей расчетов;

— контроль за реализацией финансовой политики и финансовой стратегии страны;

— контроль за достижением прогнозных (плановых) значений государственных финансов фактическими;

— контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

При выполнении контрольной функции осуществляется долгосрочная финансовая политика, которая в основном сосредоточена на ожидании изменений и ранней адаптации к порядку и условиям финансирования.

Также некоторыми авторами выделяется еще одна функция государственных финансов — стимулирующая. Стимулирующая функция направлена на обеспечение стабильных условий для всех хозяйствующих субъектов и граждан в экономических и социальных отношениях.

— безвозвратный характер и целевое расходование ресурсов;

— соответствие принципам экономии.

Функционирование государственной финансовой системы неотделимо от двух разнонаправленных процессов, которые включают мобилизацию финансовых ресурсов в руках государства и их последующие расходы (перераспределение). Эти процессы отражаются на формировании национального дохода и расходов.

Таким образом, государственные финансы представляют собой совокупность экономических отношений (между государством и гражданами, государством и предприятиями), возникающими в результате фактического движения денежных средств между правительственными учреждениями и другими экономическими субъектами.

Состав и структура государственных финансов

Структура государственных финансов в различных странах имеет свои особенности и определенные элементы. Характер и вид структуры финансов государства зависит от двух основных факторов:

— от степени государственного участия в экономике и социальных процессах, происходящих в стране;

— от типа государственного устройства.

Первый фактор влияет на количественные характеристики государственных финансов: объем финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственного управления, а также и количество финансово-экономических связей между органами власти и экономическими субъектами.

Второй фактор влияет на то, как государственные средства распределяются между органами власти. С учетом этого фактора в структуре государственных финансов различают его уровень и функциональные элементы, соответствующие уровню государственного управления: тип национального валютного фонда, его собственный состав и цель использования.

Структура государственных финансов Российской Федерации построена в соответствии с государственным устройством страны и действующим законодательством. Схема государственных финансов, функционирующая в Российской Федерации, представлена на рис. 2.

Государственные и муниципальные финансы

Финансы федеральных органов власти

Финансы органов власти субъектов РФ

Финансы органов местного самоуправления

Внебюджетные фонды государства

Бюджеты субъектов РФ

Внебюджетные фонды субъектов РФ

Кредиты субъектов РФ

Муниципальные (местные) бюджеты

Рис. 2 – Структура государственных и муниципальных финансов

На рис. 2 выделены уровни государственных финансов, соответствующие административному делению РФ. Государственные финансы разделяются на два основных уровня – федеральные финансы и финансы субъектов федерации. Муниципальные финансы классифицируются отдельно.

На уровне федерального управления формируется федеральный бюджет. внебюджетные фонды государства и государственные кредиты.

На уровне субъектов Российской Федерации формируются бюджеты субъектов, внебюджетные фонды субъектов и кредиты субъектов РФ.

На муниципальном уровне формируются местные бюджеты, внебюджетные фонды и кредиты муниципалитетов.

Таким образом, государственные финансы представляют собой совокупность экономических отношений, которые возникают при взаимодействии органов государственной власти (федеральных органов и органов субъектов) с экономическими субъектами.

Муниципальные финансы — совокупность экономических отношений, создаваемых фактическим денежным потоком между органами местном управления и другими экономическими субъектами. При реализации данных отношений формируются финансовые средства, которые используются для финансирования муниципалитетов.

Государственный бюджет — это денежный фонд, выраженный сметой доходов и расходов государственного органа власти определенного уровня.

В табл. 1 представлена структура государственного бюджета по уровням государственного управления Российской Федерации.

Элементы государственного бюджета по уровням государственного управления

Продолжение таблицы 1

Общей чертой государственных бюджетов на всех уровнях является то, что существует множество видов источников дополнительных средств и способов их использования. Кроме того, отдельные источники не имеют ничего общего с конкретными регионами.

Таким образом, структура государственных финансов определяется степенью государственного участия в социально-экономических процессах страны, а также формой государственного устройства. В Российской Федерации структура государственных финансов распределена по уровням государственного правления – федерального, регионального и местного.

Роль государственных финансов в финансовой системе страны

Государственные финансы являются одной из важнейших элементов финансовой системы страны и ее неотъемлемой частью.

Финансовая система (финансовая структура) – это совокупность различных финансовых сфер, звеньев, институтов, учреждений, опосредующих формирование и использование различных денежных фондов.

На рис. 3 представлена финансовая система Российской Федерации и место государственных финансов в ней.

Объектами управления финансами являются государственные финансовые службы

Рис. 3. – Место государственных финансов в финансовой системе

Финансовая система охватывает всю социально-экономическую систему государства и представляет собой совокупность финансовых сфер и звеньев (институтов):

— бюджеты бюджетной системы страны (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, муниципальные (местные) бюджеты);

— государственные внебюджетные целевые фонды;

— финансы хозяйствующих субъектов (организаций, объединений, союзов, экономических отраслей);

— финансы домашних хозяйств;

— финансовый рынок (финансово-кредитные организации и институты финансового рынка);

— страховой рынок (страховые организации и институты страхового рынка).

В целом, вся система финансов состоит из трех укрупненных подсистем: государственных и муниципальных финансов, страхования, финансов хозяйствующих субъектов (предприятий).

По функциональным причинам каждый элемент (звено) в системе финансов будет выполнять свою задачу. Например, национальный (государственный) бюджет выражает отношения распределения между государством, предприятиями и населением на основе формирования и использования средств, финансируемых государством.

Страхование имущества и личное страхование являются одним из методов страхования, поскольку у граждан недостаточно возможностей для создания резервов для самострахования от безработицы, старости и инвалидности.

Финансовые ресурсы коммерческих предприятий связаны с созданием и использованием средств, направленных на удовлетворение различных потребностей основных секторов общественного производства и выполнение обязательств государственного бюджета и коммерческих банков.

Объединение финансовой системы определяется единой экономической и политической основой страны, а единая политическая и экономическая основа страны определяется центральными финансовыми институтами с общими целями определения единой финансовой политики страны. Все части финансовой системы управляются в соответствии с едиными основными законами и правилами.

Процесс национальной организации и надзора за финансовой системой компании всегда осуществляется уполномоченными государством финансовыми институтами, которые определяют ключевую роль национальной финансовой системы и государственных финансов.

Таким образом, государственные финансы являются одним из важнейших элементов финансовой системы государства, которые неразрывно связаны со всеми звеньями системы финансов.

Государственные финансы выполняют функции распределения, регулирования, контроля и стимулирования. В ходе осуществления данных функций государственные финансы решают важные социальные и экономические проблемы государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *