Объектами управления в финансах являются финансы предприятий учреждений и организаций

Управление финансами — это деятельность
по обеспечению развития финансовой
системы государства или конкретного
субъекта хозяйствования в соответствии
с заданными количественными и качественными
параметрами.

Цель управления финансами — достижение
финансовой устойчивости и финансовой
независимости, проявляющиеся в
макроэкономической сбалансированности,
профиците бюджета, снижении государственного
долга, твердости национальной валюты,
в сочетании экономических интересов
государства и всех членов общества.

В качестве объектов управления
выступают разнообразные виды финансовых
отношений, связанные с формированием
денежных доходов, накоплений и их
использованием субъектами хозяйствования.
В качествесубъектов управления в
государственных, муниципальных финансах,
в финансах хозяйствующих субъектов
выступают специальные службы (органы,
подразделения), называемые финансовым
аппаратом, а субъектами управления
финансами домохозяйств выступают сами
домохозяйства. Выделяют три группы
объектов:

1) финансы предприятий, учреждений,
организаций;

2) страховые отношения;

3) государственные финансы.

Им соответствуют такие субъекты
управления, как финансовые службы
(отделы) предприятий, учреждений,
организаций, страховые органы, финансовые
органы и налоговые инспекции.

Функциональные элементы управления:

2 оперативное управление

3 стратегическое управление

Финансы
организаций —
совокупность
экономических денежных отношений возникающих
в процессе производства, распределения
и использования совокупного общественного
продукта, национального дохода и
связанных с образованием, распределением
и использованием денежных накоплений
и финансовых ресурсов.

Основные
функции: воспроизводственная
(ресурсообразующая), распределительная,
контрольная.

Воспроизводственная
(ресурсообразующая)
— предполагает систематическое
формирование в необходимом объеме
финансовых ресурсов из различных
альтернативных источников (по критерию
минимизации стоимости их привлечения)
для обеспечения текущей хозяйственной
деятельности и реализации стратегических
целей развития предприятия.

Распределительная
функция
предполагает оптимальное распределение
общей суммы сформированных финансовых
ресурсов в разрезе отдельных целевых
(специальных) фондов, обеспечивающих
различные направления финансирования
операционной и инвестиционной
деятельности, возврат основной суммы
долга по ранее полученным кредитам и
т.п.

Контрольная
функция
предполагает осуществление финансового
контроля за результатами операционной
(производственной) и инвестиционной
деятельности предприятия, а также за
процессом формирования, распределения
и использования финансовых ресурсов
в соответствии с плановыми бюджетами.

Финансы
организаций (предприятий) можно
классифици­ровать по различным
признакам: По
организационно-правовым формам (финансы
ОАО, финансы ЗАО, финансы ООО, финансы
полных товариществ и т.д.), По
отраслевой, ведомственной принадлежности
(финансы промышленных предприятий,
финансы с/х предприятий, финансы
транспортных организаций, финансты
строительных предприятий).

Финансовая
деятельность – это
целенаправленно осуществляемый процесс
практической реализации функций
предприятия, связанных с формированием
и использованием его финансовых ресурсов
для обеспечения эконо­мического и
социального развития. Процесс
осуществления финансовой деятельности
предприятия характеризуется широким
спектром его финансовых отношений с
различными субъектами финансовой
системы страны. Движение
доходов организаций сопровождается
формированием их финансовых
отношений с
другими субъектами экономики.

Все
финансовые отношения предприятий можно
объединить в четыре группы: с другими
предприятиями и организациями; внутри
предприятия; внутри объединений
предприятий и организаций; с
финансово-кредитной системой государства.

В современной экономике финансовые потоки являются основным объектом управления на любом предприятии, поскольку каждое хозяйственное решение прямо или косвенно связано с движением денежных средств. Поэтому большинству управленцев так или иначе приходится взаимодействовать с финансовыми службами в процессе реализации своих функциональных задач.

В этой связи знание основ финансового менеджмента сегодня необходимо каждому руководителю среднего и высшего звена управления для более глубокого и комплексного понимания проблем, стоящих перед его предприятием, и эффективного выполнения своих функций.

Финансы — это специфическая сфера экономических отношений, связанных с формированием, распределением (перераспределением) и использованием фондов денежных средств.

Деньги, как материальная основа финансовых отношений, играют важнейшую роль в рыночной экономике, выражая и согласовывая интересы ее участников, а также выступая в качестве всеобщего стоимостного эквивалента.

Под фондом денежных средств понимается их обособленная часть, имеющая целевое назначение. Денежные средства, находящиеся в таких фондах, называются финансовыми ресурсами.

В настоящее время управление финансовыми ресурсами является одной из основных и приоритетных задач, стоящих перед любым предприятием. Приоритетность этого направления в системе целей управления предприятием обусловлена тем, что финансы представляют собой единственный вид ресурсов, способный трансформироваться непосредственно и с наименьшим интервалом времени в любой другой: средства и предметы труда, рабочую силу и т. п.

Рациональность, целесообразность и эффективность подобной трансформации во многом определяют экономическое благополучие предприятия, а также всех заинтересованных в его функционировании субъектов: собственников, работников, контрагентов, государства, общества в целом.

Ключевая роль финансовых ресурсов в рыночной экономике обусловливает необходимость выделения функций управления ими в самостоятельную сферу деятельности — финансовый менеджмент.

Финансовый менеджмент — это управление финансовыми ресурсами и финансовой деятельностью хозяйствующего субъекта, направленное на реализацию его стратегических и текущих целей.

Будучи широким и многогранным по своему содержанию, финансовый менеджмент может рассматриваться в различных контекстах:

Финансовый менеджмент как научная дисциплина представляет собой систему теоретических знаний, концепций, моделей и разработанных на их основе прикладных методов, приемов, инструментов, применяемых в процессе принятия управленческих решений.

Теория и практика финансового менеджмента находятся в непрерывном развитии, реагируя на различные изменения, происходящие в экономической среде.

Важнейшими теоретическими положениями современной науки управления финансами являются:

Рассмотрим сущность перечисленных положений, опираясь на некоторые известные житейские мудрости.

Управление
финансами
– это сознательное
воздействие органов законодательной
и исполнительной власти на финансы
страны в целом и ее территорий,
хозяйствующих субъектов, а также
финансовые процессы, финансовую
деятельность с целью достижения и
поддержки макроэкономической
сбалансированности, финансовой
устойчивости экономики, финансового
обеспечения решаемых экономических и
социальных задач.

Система управления
финансами
в современной рыночной экономике
представляет собой взаимоувязанный
комплекс мер, инструментов, а также
финансовых институтов, обеспечивающих
стабильное и эффективное функционирование
финансовой системы в целом и ее отдельных
звеньев, способствующих развитию
реального сектора экономики и решению
назревших социальных проблем.

В соответствии со
структурой финансовой системы РФ
управление финансами по
видам
объектов управления
подразделяют: 1) управление финансами
федеральных органов власти страны; 2)
управление финансами субъектов Федерации;
3) управление финансами муниципальных
образований; 4) управление финансами
хозяйствующих субъектов (финансовый
менеджмент). Управление финансами
осуществляется с использованием
административно — распорядительных и
экономических методов. В управлении
финансами выделяются объекты,
субъекты
и инструменты
управления.

Объектами
управления финансов выступают
разнообразные сферы финансовых отношений:
государственные финансы (бюджеты разных
уровней, государственные внебюджетные
социальные фонды), государственный
кредит, фондовый рынок, страхование,
местные финансы (бюджеты муниципальных
образований) финансы коммерческих и
некоммерческих организаций, финансы
государственных и муниципальных
унитарных предприятий.
Субъектами
управления
финансами
являются совокупность организационных
структур власти, которые регулируют и
контролируют финансовые процессы в
экономике (законодательные органы,
принимающие законы о финансах, финансовой
деятельности, и исполнительные органы,
направляющие, регулирующие и контролирующие
финансовые процессы на общегосударственном,
региональном и местном уровнях, а также
финансовый аппарат в коммерческих и
некоммерческих организациях).
Инструментом
управления финансами выступает финансовый
механизм,
являющейся составной частью хозяйственного
механизма. Он представляет собой
совокупность
видов и методов организации финансовых
отношений и используется для оказания
воздействия на экономику и социальную
сферу, проведение единой финансовой
политики государства.
Финансовый механизм нацелен на решение
конкретных задач и достижение реального
эффекта, удовлетворение потребностей
общества. Структура финансового механизма
сложна в связи с разнообразием финансовых
отношений. Выделяют три
основные группы, отражающие экономическое
содержание финансов: государственные
и муниципальные финансы, финансы
организаций различных организационно-правовых
форм, включая и страховые организации,
финансы домохозяйств.

В структуре
финансового механизма выделяют такие
функциональные
звенья,
как мобилизация финансовых ресурсов,
финансирование, стимулирование и др.
Финансовый механизм приводит в движение
финансовые ресурсы, воздействует на
общественное производство через
финансовое обеспечение и финансовое
регулирование. Построение финансового
механизма осуществляется в соответствии
с финансовой политикой и нормами
финансового права, отраженными в
финансовом законодательстве.

Функции
управления
финансами
включают: 1) финансовый анализ; 2) финансовое
прогнозирование; 3) планирование
финансовых ресурсов и финансовой
деятельности; 4) оперативное регулирование
финансов; 5) контроль за состоянием
финансов.

Финансовый анализ
призван
формировать информацию для принятия
управленческих решений в области
финансов, исходя из сложившейся ситуации.
Финансовое
прогнозирование
выявляет ожидаемую в перспективе картину
состояния финансовых ресурсов, является
предпосылкой финансового планирования.
Планирование
финансовых ресурсов связано
с установлением параметров финансовой
системы, величины и источников финансовых
ресурсов, каналов их расходования,
уровня их дефицитности. Оперативное
регулирование финансов осуществляется
с целью реагирования на складывающуюся
ситуацию с целью перераспределения и
изменения целевой направленности
финансовых ресурсов в свете новых задач.
Оперативное управление финансами
возложено на финансовый аппарат –
Министерство финансов, местные финансовые
органы, финансовые службы предприятий.
Контроль
за состоянием финансов призван
выступать звеном обратной связи в цени
управления, предоставлять органам
управления необходимую информацию о
соблюдении законов, норм и правил
формирования и использования финансов.

Читать также:  A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

Управление финансами
тесно связано с управлением кредитом,
с функционированием банковской системы,
так как кредиты служат важнейшим
источником финансовых ресурсов.

Смотреть на ИНТУИТ в качестве

Качество управления в широком смысле, как показывают новейшие исследования конкурентоспособности стран в мировой экономике, является предпосылкой и обязательным условием достижения экономикой высоких результатов. При этом под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на для достижения поставленной цели или определенного результата.

грамотного управления финансами для успешного экономического развития страны трудно переоценить. Особенно важно формирование научного фундамента для разработки и осуществления практических мер в области управления финансами в условиях рыночной экономики с присущей ей жесткой конкуренцией и непредсказуемостью многих параметров развития. В то же время научный подход к управлению финансами способствует стабильному финансированию отраслей экономики и организаций, повышению материального благосостояния населения, сглаживанию последствий неблагоприятных моментов в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а в целом способствует обеспечению стабильного развития экономики государства.

Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Управление государственными финансами имеет целью обеспечение: а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц; б) бездефицитного государственного бюджета; в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

Когда речь идет об управлении финансами, то следует определить и субъекты управления. Как отмечалось в первой главе, финансы являются объективной экономической категорией и управлять ими можно лишь через изучение и познание специфических свойств и возможностей этой категории. Только управляя финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов, можно позитивно воздействовать на эффективное развитие экономики. В этом качестве финансы выступают объектом управления. Объектами управления являются разные виды финансовых отношений. В соответствии с классификацией финансовых отношений их сферам выделяют обычно три основные группы, которые и принимаются в качестве объектов управления: финансы предприятий, учреждений и организаций, страховые отношения и государственные финансы. Что касается субъектов управления финансами, то в финансовой науке под ними традиционно понимается совокупность организационных структур, которые непосредственно осуществляют управление финансами: а) финансовые службы предприятий, учреждений и организаций, б) страховые органы и в) финансовые органы и налоговые инспекции. Данные службы называют еще финансовым аппаратом.

Таким образом, управление финансами включает, с одной стороны, объекты управления, представляющие собой разнообразные виды финансовых отношений, складывающихся в государственных и муниципальных финансах, а также в финансах субъектов хозяйствования, а с другой — субъекты управления, включающие органы управления финансами, прежде всего органы стратегического и оперативного управления. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется органами управления финансами.

Содержание процесса управления финансами раскрывается в следующих функциональных элементах: а) планирование и прогнозирование; б) оперативное управление; в) финансовый . Рассмотрим их подробнее.

Финансовое планирование занимает важное в системе управления финансами. Оно позволяет оценить состояние своих финансовых ресурсов, возможности их увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования. Финансовое планирование основывается на анализе финансовой информации, которая, в свою , базируется на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Оно используется для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования. Финансовое планирование способствует достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития как от дельно субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.

Составление финансовых планов является начальной стадией управления финансами. На макроуровне — это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне — это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т. д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды.

На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне бюджетов возложено на Федеральное казначейство. доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Оно предусматривает: зачисление доходов на единый счет федерального бюджета; распределение федеральных регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных сумм доходов; учет доходов и составление отчетности о доходах. Финансирование расходов федерального бюджета включает разрешение на осуществление платежа, осуществление платежа.

На микроуровне организация выполнения финансового плана означает и пассивами предприятия. включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в основные фонды и нематериальными активами, долгосрочными финансовыми вложениями) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т. д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации.

Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы стимулирования. Например, в целях сокращения дебиторской задолженности финансовый может использовать следующие меры: предоплату счетов; взаимозачетные ; товарообменные (бартерные) ; замену долга заемным обязательством с уплатой процентов; задаток; банковскую гарантию или поручительство; залог; учет векселей и др.

В процессе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются возможные объемы мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования. Система финансовых прогнозов содействует выработке финансовой концепции развития страны или субъекта хозяйствования. Прогнозы позволяют органам управления финансами наметить различные варианты развития финансовой системы, выработать методы реализации финансовой политики. Финансовое прогнозирование в России осуществляют Государственная Дума, Администрация Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственной власти и управления.

Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Необходимость оперативного управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, складывающимися тенденциями развития экономики страны, другими разнообразными причинами, наиболее характерными из которых являются: непредвиденные обстоятельства, связанные с изменением условий организации финансовых отношений, например изменение порядка осуществления налоговых платежей; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, изменяющие ритм производства и уничтожающие созданные материальные ценности, которые требуют использования финансовых резервов и мобилизации дополнительных материальных ресурсов для устранения их неблагоприятных последствий; непредвиденные события, связанные с международными осложнениями, которые могут вызвать необходимость увеличения предусмотренных ранее объемов государственных расходов и привлечения дополнительных финансовых ресурсов; непредвиденные события в социально-экономической жизни страны, вызванные переходом к рыночным условиям хозяйствования, при которых не всегда удается точно спрогнозировать все условия и тенденции развития экономики.

Таким образом, оперативное управление финансами позволяет обеспечить стабильное развитие экономики страны и нормальное функционирование субъектов хозяйствования, решить задачи поддержки населения, предупредить и ликвидировать чрезвычайные ситуации, возникающие в ходе финансово-хозяйственной деятельности, и их негативные последствия, осуществить маневрирование бюджетными средствами в целях выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Оперативное управление финансами в России осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций.

Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. Данный осуществляется на стадии оперативного управления финансами. Он помогает сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми результатами, а также выявить резервы роста финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования. Следует подчеркнуть, что с переходом страны к рыночным отношениям принципиально изменилась цель финансового контроля. От контроля за выполнением плана в условиях централизованной плановой экономики осуществлен переход к контролю за соблюдением законодательства.

Читать также:  Все о–фи–ген–но! Вы понимаете?! О–ФИ–ГЕН–НО!!! – внушал Президент. – Мы уже сегодня могли бы

Эффективность управления финансами во многом определяется качеством и степенью совершенства действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы государства. Поэтому правовым вопросам финансового регулирования экономики в стране уделяется серьезное внимание. Основным звеном, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ, в которой определяется федеративное государственное устройство, что обусловливает выделение в составе бюджетной и налоговой систем Российской Федерации трех самостоятельных уровней (Российская Федерация, ее субъекты и местное самоуправление).

В управлении финансами участвуют законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления. На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

Особое среди этих органов управления занимает Министерство финансов РФ, основными задачами которого являются:

Под механизмом управления финансами понимается комплекс организационно-экономических и правовых мер регулирования финансовой системы страны. Он включает три составляющие: а) (наблюдение) за состоянием финансов; б) правовое финансовой системы; в) за финансовой деятельностью субъектов хозяйствования. за состоянием финансов, а также правовое финансовой системы страны проводятся высшими законодательными органами власти (Федеральное Собрание и др.). за финансовой деятельностью всех субъектов хозяйствования осуществляется как законодательными, так и исполнительными органами власти (Минфин, налоговая служба и др.).

Теория агентских отношений

«Своя рубаха ближе к телу!» Эта известная пословица служит напоминанием о том, что, вступая в экономические отношения, субъекты всегда стремятся действовать в своих интересах, при этом их интересы могут не совпадать. Под агентскими понимаются отношения двух участников, один из которых (заказчик, принципал) передает другому (агенту) свои функции.

С позиции управления финансами наиболее важными агентскими отношениями являются отношения между собственниками и менеджерами, а также между кредиторами и акционерами. Например, в бизнесе часто возникают ситуации, когда владельцы капитала делегируют принятие управленческих решений наемным менеджерам (агентам). Однако менеджеры в целях сохранения своего рабочего места, развития карьеры, роста заработной платы и т. п. могут принимать решения, которые выгодны лично им, в ущерб интересам владельцев бизнеса.

Экономисты называют конфликты, возникающие из отношений «принципал-агент», агентскими проблемами, или агентскими конфликтами. Теория агентских отношений изучает сущность и причины возникновения подобных конфликтов, а также разрабатывает методы и инструменты, позволяющие преодолевать или снижать их негативные последствия.

С практической точки зрения финансовый менеджмент может рассматриваться как система управления денежными средствами предприятия и их источниками.

Как и любая система управления, она включает объект и субъект, т. е. управляемую и управляющую подсистемы:

В общем случае в составе управляющей подсистемы можно выделить правовое, организационное, методическое, кадровое, информационное, техническое и программное обеспечение.

Функционирование любой системы управления в экономике осуществляется в рамках действующего правового обеспечения, к которому относятся законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств, лицензии, а также уставные документы, положения и инструкции, регламентирующие работу конкретного предприятия:

В широком смысле к информационному обеспечению в финансовом менеджменте можно отнести любую информацию, используемую в процессе принятия управленческих решений, которая в зависимости от источников формирования может быть разделена на внутреннюю и внешнюю. К внутренней относится информация, получаемая в процессе функционирования предприятия его различными подразделениями: бухгалтерией, отделами производства, материально-технического снабжения, сбыта, маркетинга и др.

Поскольку подобная информация возникает, циркулирует и потребляется внутри предприятия, она должна быть всегда доступна финансовому менеджеру в полном объеме и с любой степенью детализации. Объемы, формы, степень детализации и периодичность ее получения определяются соответствующими положениями и инструкциями, регламентирующими работу конкретного предприятия.

При безусловной важности внутренней информации для финансового управления хозяйственным объектом успешность и эффективность его функционирования в условиях рынка во многом определяются способностью адаптации к внешней среде. В этой связи значительная доля информационных потребностей финансового менеджера приходится на внешнюю по отношению к объекту управления информацию: данные о рыночной конъюнктуре, поставщиках, покупателях, конкурентах, процентные ставки, макроэкономические индикаторы, котировки ценных бумаг, изменения в законодательстве и т. п.

Доступность, объективность и своевременность получения такой информации будет зависеть от различных факторов, к важнейшим из которых следует отнести уровень развития информационного рынка и его инфраструктуры, а также используемое техническое обеспечение и профессиональную подготовку менеджера в области информационных технологий.

С развитием форм организации бизнеса финансовый менеджмент превратился в самостоятельный вид предпринимательской деятельности. Отделение собственности от управления способствовало появлению и развитию фирм, специализирующихся на профессиональном финансовом управлении предприятиями.

Концепция временной ценности денег

«Время — деньги!» Кто из нас в жизни хоть раз не произносил эту фразу, возможно, не задумываясь особенно над ее сутью. Между тем принцип временной ценности денег (time-value of money) является одним из фундаментальных в финансовом менеджменте. Согласно этому принципу деньги, которыми мы обладаем в разные моменты времени, имеют неодинаковую ценность.

Более того, в бизнесе и в повседневной жизни время получения денег играет не меньшую роль, чем сами размеры денежных сумм. Например, рубль сегодня более ценен, чем рубль, который поступит спустя некоторое время, поскольку его уже можно потратить на удовлетворение текущих потребностей или вложить (инвестировать) с перспективой получения дополнительного дохода в будущем.

Вернемся к нашей метафоре с аппаратом для производства денег. Какова бы ни была величина выходного денежного потока, она будет получена только через определенный период времени. Однако деньги, необходимые для получения указанного потока, необходимо «заложить» в аппарат уже сейчас.

Принимая решение о целесообразности подобных вложений, нужно уметь оценивать будущие денежные потоки с позиции текущего момента времени, т. е. определять их современную стоимость (present value — PV). Для оценки современной, или текущей, стоимости будущих сумм финансисты используют специальную методику, известную как дисконтирование денежных потоков.

Теория структуры капитала и дивидендной политики

«Где взять и как лучше поделить?» — этот вечный вопрос волновал человечество во все времена и эпохи, при любом социально-политическом строе и продолжает оставаться актуальным до сих пор. Финансовому менеджеру ничто человеческое не чуждо, и среди важнейших проблем, с которыми ему приходится сталкиваться, основными являются: из каких источников фирма должна получить необходимый ей капитал? Следует ли ей прибегать к заемным средствам или достаточно ограничиться собственными ресурсами?

Поиск научно обоснованных ответов на эти весьма непростые вопросы составляет предмет исследований теории структуры капитала. Изучение фундаментальных положений данной теории позволяет лучше понять факторы, которые необходимо учитывать в процессе принятия решений по финансированию деятельности фирмы.

Не менее важной и тесно взаимосвязанной с предыдущей является проблема распределения полученной прибыли, рассматриваемая в рамках дивидендной политики. Ключевая проблема дивидендной политики заключается в отыскании оптимального соотношения между выплатами в пользу предоставивших капитал владельцев фирмы и той частью прибыли, которая направляется на дальнейшее развитие бизнеса.

Концепция денежных потоков

Любая фирма (компания, корпорация и т. д.), независимо от рода и масштабов деятельности, в финансовом отношении представляет собой некий «черный ящик», или «аппарат», для производства денег. В простейшем случае на вход такого аппарата подается некоторая денежная сумма либо распределенный во времени поток таких сумм, полученных из одного или нескольких источников.

Объем денежных средств, снимаемый с выхода аппарата, зависит от различных факторов, в том числе от свойств и характеристик составляющих его элементов, от эффективности реализации протекающих в нем процессов, от состояния окружающей среды и т. п.

Читать также:  Республика Казахстан Республика Казахстан Приказ №422 от 20 августа 2010 года

Однако очевидно, что вкладывать средства в подобный аппарат имеет смысл только в том случае, если в итоге денежные потоки на выходе будут превышать входные, причем в объеме, достаточном для покрытия всех расходов, связанных с функционированием упомянутого аппарата и удовлетворением целей получателя.

Соответственно, разность между выходными и входными денежными потоками за соответствующий период времени будет представлять собой результат, полученный от работы этого аппарата (оборудования, предприятия, бизнеса).

Таким образом, ценность аппарата определяется теми денежными потоками (cash flows), которые он способен создавать для своих текущих или потенциальных владельцев. Известный афоризм гласит: «Денег никогда не бывает много!»

Сущность и функции финансов. Финансовая система.

Сущность
финансов содержится в совокупности
денежных отношений, организованных
государством, в процессе которых
осуществляется формирование и
использование фондов денежных средств.
Финансы — важнейшее орудие косвенного
воздействия на воспроизводство
материальных благ, рабочей силы и
производственных отношений.
Экономическая
сущность финансов заключается в
исследовании — за счет каких статей
доходов государство получает финансовые
ресурсы и в чьих интересах использует
эти средства.

Функция
финансов является распределительной
и контрольной,
она так же осуществляет функцию
формирования
денежных доходов.

Распределительная
функция
— распределение общественного продукта
не только в натурально-вещественной
форме, но и по стоимости.

Контрольная
функция финансов
— это, прежде всего контроль рублем в
процессе объективно существующих,
денежных отношений. Финансы осуществляют
контроль на всех стадиях создания,
распределения и использования
общественного продукта и национального
дохода. Их контрольная функция проявляется
во всей хозяйственной деятельности
предприятий.

Функция
формирования
денежных доходов
формируется между производственной и
непроизводственной сферами народного
хозяйства, отраслями материального
производства, отдельными регионами
страны, формами собственности и
социальными группами населения.

Конечная
цель распределения и перераспределения
национального дохода и ВВП, совершаемых
с помощью финансов, состоит в развитии
производительных сил, создании рыночных
структур экономики, укреплении
государства, обеспечении высокого
качества жизни широких слоев населения.
При этом роль финансов подчинена задачам
повышения материальной заинтересованности
работников и коллективов предприятий
и организаций в улучшении
финансово-хозяйственной деятельности,
достижении наилучших результатов при
наименьших затратах.

Финансовая
система представляет собой совокупность
различных звеньев финансовых отношений,
каждое из которых характеризуется
особенностями в формировании и
использовании фондов денежных средств,
различной ролью в общественном
воспроизводстве.

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ФИНАНСЫ (обеспечивают потребности
расширенного воспроизводства на
макроуровне. (Гос. бюджет, внебюджетные
фонды, государственный кредит, фонды
страхования, фондовый рынок)

ФИНАНСЫ
ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ (используются
для обеспечения воспроизводственного
процесса денежными средствами на
микроуровне. Государственных,
муниципальных, акционерных, частных,
общественных).

На
уровне государственных финансов
происходят разработка и реализация
единой финансовой политики страны, от
которой во многом зависит и эффективность
деятельности предприятий.

Общегосударственные
фонды денежных ресурсов создаются
путем распределения  и перераспределения
национального дохода, созданного в
отраслях материального производства. 
Важная роль, которую выполняет государство
в области экономического и социального
развития, приводит к необходимости
централизации в его распоряжении
значительной части финансовых ресурсов.

Децентрализованные
фонды денежных средств образуются из
денежных доходов и накоплений самих
предприятий.

Общегосударственным
финансам принадлежит ведущая роль:

¨     
в обеспечении определенных темпов
развития всех отраслей народного
хозяйства;

¨     
перераспределении финансовых ресурсов
м/у отраслями экономики и регионами
страны, а также формами собственности
и отдельными слоями населения.

Объектом
управления финансами являются финансовые
отношения. Субъектами управления
выступают органы государственной
власти и хозяйствующие субъекты.

На
макроуровне органами управления
финансами являются: Федеральное
собрание; Президент; Правительство;
Министерство финансов; Государственный
таможенный комитет; Министерство по
налогам и сборам; Федеральная комиссия
по рынку ценных бумаг; Исполнительные
органы внебюджетных фондов.

Концепция риска и доходности

Предпринимательская деятельность в условиях рынка неразрывно связана с риском. Известно, что «кто не рискует, тот не выигрывает!». Однако чем выше риск той или иной операции, тем выше шансы получения не только полезных, но и негативных результатов.

Концепция риска и доходности акцентирует внимание менеджера на необходимости оценки не только возможных результатов хозяйственной операции, но и рисков, связанных с их получением. Согласно данной концепции принятие риска оправдано лишь в том случае, если предполагаемый доход является возможным и приемлемым и при этом наступление рискового события не приведет к негативным последствиям для бизнеса.

Таким образом, добиться значительных результатов, обеспечить процветание фирмы в будущем можно, лишь правильно оценивая риски, принимая своевременные и адекватные меры по их снижению.

Органы управления финансами, их задачи и функции

— Министерство финансоввыполняет
следующие функции:

1 участвует в работе по составлению
долговременных и кратковременных
прогнозов функционирования экономики,
определяет потребность в государственных
централизованных ресурсах, подготавливает
предложения о распределении их между
федеральным бюджетом и государственными
федеральными внебюджетными фондами;

2.организует работу по составлению
проекта федерального бюджета, прогноза
консолидированного бюджета РФ

3.обеспечивает исполнение федерального
бюджета, а так же государственных
федеральных внебюджетных фондов;

4.разрабатывает с участием Министерства
РФ по налогам и сборам, Федеральной
налоговой службы РФ предложения по
совершенствованию налоговой политики
и налоговой системы;

5.принимает участие в работе по
совершенствованию страховой деятельности
в стране;

6.разрабатывает предложения по формированию
и развитию финансового рынка;

7. разрабатывает проекты программ внешних
заимствований РФ;

8. управляет государственным внутренним
и внешним долгом РФ.

Важным подразделением Министерства
финансов является Главное управление
федерального казначейства, отвечающее
за кассовое исполнение бюджета.

Основными задачами органов Федерального
казначейства являются:

1) организация, осуществление и контроль
исполнения бюджета Российской Федерации;

2) управление доходами и расходами
бюджета на счетах Федерального
казначейства в банках, исходя из принципа
единства кассы;

3) финансовое исполнение государственных
внебюджетных фондов;

4) краткосрочное прогнозирование объемов
государственных финансовых ресурсов
и оперативное управление ими;

5) управление совместно с Банком России
государственным внутренним и внешним
долгом и его обслуживание;

6) представление законодательным и
исполнительным органам отчетности о
финансовых операциях Правительства РФ
по бюджету, а также о состоянии бюджетной
системы Российской Федерации в целом.

— Счетная палатаРФ является органом
государственного финансового контроля,
образуемым Федеральным Собранием
Российской Федерации и ему подотчетным.
Основными задачами Счетной палаты
являются: (1) организация и осуществление
контроля за своевременным исполнением
доходных и расходных статей федерального
бюджета, бюджетов федеральных

внебюджетных фондов по объемам и целевому
назначению; (2) определение эффективности
и целесообразности расходов государственных
средств и использования федеральной
собственности; (3) финансовая экспертиза
проектов федеральных законов, нормативных
правовых актов федеральных органов
государственной власти, предусматривающих
расходы, покрываемые за счет средств
федерального бюджета, или влияющих на
формирование и исполнение федерального
бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов; (4) регулярное
предоставление Совету Федерации и
Государственной Думе информации о ходе
исполнения федерального бюджета и
результатов проводимых контрольных
мероприятий.

Портфельная теория и модели ценообразования активов

Сущность теории инвестиционного портфеля довольно точно отражена в известном житейском принципе: «Не клади все яйца в одну корзину!» Его проявление в сфере бизнеса заключается в том, что распределение средств по различным активам, предприятиям и видам деятельности, т. е. формирование из них инвестиционного портфеля, как правило, связано с меньшим совокупным риском по сравнению с их концентрацией в некоем одном направлении.

Например, вложение денег одновременно в нефтяной бизнес и в розничную торговлю будет менее рисковым, чем вложение той же суммы в один из этих видов деятельности, поскольку снижение денежных поступлений от одного из них может быть компенсировано их ростом от другого.

В свою очередь, различные модели ценообразования активов (САРМ, APT и др.) позволяют выявить основные факторы риска инвестиционного портфеля и оценить их влияние на его стоимость и доходность.

Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *