Образование министерства финансов его становление и роль в развитии финансовой системы

Стратегическая карта Министерства финансов РФ

Миссия Министерства финансов РФ состоит в том, чтобы способствовать экономическому развитию, достижению справедливости в распределении национального дохода, обеспечению национальной безопасности и финансовой стабильности путем эффективного и бережного управления финансами государства, развивать и повышать надежность финансовой системы страны.

Ключевые ценности Министерства финансов:

  • верное служение обществу и государству,
  • открытость,
  • профессионализм,
  • результативность.

Но основе долгосрочных целей определяется содержание проектов, планов и целевых ориентиров:

  • обеспечивать стабильные экономические условия и структурную трансформацию экономики,
  • улучшать условия конкурентной среды и ведения бизнеса путем повышения качества администрирования бюджетных доходов,
  • достигать справедливого распределения национального дохода на основе повышения эффективности управления расходами бюджета,
  • обеспечивать сбалансированное региональное развитие за счет совершенствования межбюджетных отношений,
  • формировать долгосрочные финансовые ресурсы для экономического развития и обеспечивать стабильность функционирования финансовых рынков,
  • формировать надёжные источники финансирования и развивать национальный рынок заемного капитала.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в следующих сферах:

История Министерства финансов РФ

Министерство финансов РФ – это федеральное министерство, в ведении которого находится финансовая политика и общее руководство по вопросам организации финансовой системы.

Министерство Финансов было учреждено манифестом от 8 сентября 1802 года. Его функции определялись как «управление казенными и государственными частями, кои доставляют правительству нужные на содержание его доходы, и генеральное всех доходов ассигнование по разным частям государственных расходов». Министр финансов должен был в конце каждого года готовить план государственных расходов на будущий год.

В 1810-1811 годах министерства были преобразованы. Вопросы управления государственными расходами и доходами были распределены между тремя ведомствами:

  • Министерством финансов, в ведение которого были отнесены все доходные источники,
  • государственным казначейством, которое ведало движением денежных средств,
  • государственным контролем, на который была возложена ревизия счетов.

На протяжении XIX века состав департаментов, входящих в состав Министерства финансов, неоднократно менялся.

После революции 1917 года система органов управления претерпела радикальные изменения. В соответствии с «Декретом об учреждении Совета народных комиссаров», в состав Временного рабочего и крестьянского правительства входил Наркомфин. Его целью было обеспечение единства финансовой политики, а также осуществление общего руководства в сфере организации финансов.

Программа мероприятий, связанных с финансовой политикой советского государства, была выработана под руководством В. И. Ленина. В эту программу входили следующие мероприятия:

  • национализация банков,
  • национализация страхового дела,
  • отмена коммерческой тайны,
  • введение прогрессивного налогообложения,
  • введение системы рабочего контроля над расходованием финансовых средств.

К концу 1918 года Наркомфин включал в себя:

  • Отдел прямых налогов и пошлин,
  • Главное управление неокладных сборов и пошлин,
  • Комитет сберегательных касс и другие.

Во время Гражданской войны и вследствие проведения политики военного коммунизма роль финансового аппарата значительно ослабилась. Экономическое значение денег снизилось, взимание налогов было приостановлено, а на смену товарно-денежных отношений пришло прямое распределение из центра материальных ценностей. Это привело к упразднению кредитной системы в начале 1920-х. Народный банк РСФСР был ликвидирован, на его базе было образовано Центральное бюджетно-расчётное управление НКФ.

Читать также:  ПРИМЕРЫ ТАБЛИЦ УЧЕТА ФИНАНСОВ

15 марта 1946 года в соответствии с принятым законом Наркомфин СССР был преобразован в Министерство финансов СССР.

11 ноября 1991 года указом Президента РСФСР Министерство финансов РСФСР объединено с Министерством экономики СССР. Было образовано единое Министерство экономики и финансов СССР. Следующее переименование было произведено 25 декабря 1991 года. До 19 февраля 1992 года министерство называлась Министерство экономики и финансов РФ. 19 февраля 1992 года в соответствии с указом президента оно было разделено на две части: Министерство финансов РФ и Министерство экономики РФ.

Сущность финансовых отношений, задачи и структура финансовой системы.

Финансы (от лат.
financia
–платеж) появляются с возникновением
денег, Финансы как экономическая
категория, выражают отношения, связанные
с образованием, распределением и
использованием финансовых (денежных )
средств.

между: предприятиями в процессе
приобретения товарно-материальных
ценностей, реализации товаров и услуг;

между предприятиями и вышестоящими
организациями при создании централизованных
фондов денежных средств и их распределении;

между государством и предприятиями при
уплате ими налогов в бюджетную систему
и во внебюджетные фонды;

между государством и гражданами при
внесении ими налогов и других платежей
и получении трансфертов;

между отдельными уровнями бюджетной
системы;

между органами имущественного и личного
страхования и предприятиями и гражданами
при уплате страховых взносов и возмещении
ущерба, при наступлении страхового
случая.

По
своему материальному содержанию финансы
— это целевые фонды денежных средств,
в совокупности, представляющие финансовые
ресурсы страны. Главным материальным
источником финансовых ресурсов является
национальный доход.

Движение
потоков финансовых ресурсов по
многочисленным каналам обращения в
процессе общественного воспроизводства
формируют финансовую систему народного
хозяйства.

В
условиях рыночной экономики главной
целью финансовой системы является
обеспечении при помощи своих специфических
методов и инструментов макроэкономической
стабильности, или другими словами,
создание таких финансовых условий, при
которых воспроизводство национального
продукта будет осуществляться при
полной занятости населения и низком
уровне инфляции.

В процессе достижения
этой стратегической цели финансовая
система должна решать следующие
задачи:

осуществлять эффективный обмен товаров
и услуг;

создавать капитал в денежной форме,
соответствующий потребностям экономики;

способствовать превращению потребностей
в реальные блага.

Для реализации своих
функций финансовая система должна
создавать и внедрять финансовые
инструменты,
использование которых позволит эффективно
распределять и перераспределять потоки
финансовых ресурсов в стране.

В качестве таких инструментов выступают
эмиссия (создание и выпуск в обращение)
денежных знаков и ценных бумаг, различные
виды ценных бумаг, аккумулирование
сбережений (открытие различных видов
депозитов), кредитование и т.п.

Для каждой страны,
исходя из особенностей ее политического
и экономического устройства, присуща
своя специфическая структура
финансовой системы.

При рассмотрении финансовой системы
той или иной страны обычно выделяют два
уровня: микро- и макро-уровень.

Микроуровень
финансовой системы
предполагает изучение деятельности
финансовых институтов (организаций),
закономерностей финансовых рынков и
способов управления теми и другими.

Макроуровень
включает в себя изучение крупномасштабных
финансовых процессов таких, как, например,
цели и методы проведения кредитно-денежной
и налогово-бюджетной политики

Читать также:  КОГДА ЗАКОНЧИТСЯ МИРОВОЙ ФИНАНСОВ

В
современной западной экономической
литературе под финансовой системой
чаще всего понимается совокупность
финансовых институтов (посредников) и
органов, контролирующих и регулирующих
их деятельность.

Финансовые
институты
в Системе Национального Счетоводства
определяются как юридические лица,
занимающиеся посреднической деятельностью
между инвесторами и сберегателями и
извлекающие доход из этого вида
деятельности. В качестве финансовых
институтов (посредников) выступают,
прежде всего, коммерческие банки, а
также небанковские структуры: пенсионные
и инвестиционные фонды, страховые
компании, кредитные союзы и пр.

Например, для США характерно наличие
большого количества небанковских
финансовых посредников. Они подразделяются
на небанковских финансовых посредников
в частном секторе экономике и на
небанковских финансовых посредников
в общественном секторе экономике, или
небанковских посредников федерального
правительства.

Небанковские
финансовые посредники
в частном секторе экономике, как и любые
другие коммерческие предприятия, в
своей деятельности ориентируются на
получение максимальной прибыли.
Существовавшее ранее в США законодательство
довольно строго определяло задачи и
виды деятельности, разрешаемые отдельным
финансовым учреждениям. Только
коммерческие банки могли предоставлять
услуги по открытию текущих вкладов до
востребования и выдаче коммерческих
ссуд. Прочие депозитные учреждения не
обладали правом предоставления услуг
такого рода.

За последние несколько десятилетий в
финансовом секторе американской
экономике произошли существенные
изменения. Депозитные учреждения
получили более широкие права, в силу
чего различия между ними и коммерческими
банками практически исчезли. Особенно
это коснулось четырех типов финансовых
посредников, непосредственно конкурирующих
с коммерческими банками за сбережения
населения: ссудосберегательных
ассоциаций, взаимных сберегательных
банков, кредитных союзов и взаимных
фондов денежного рынка.

Ссудосберегательные ассоциации, взаимные
сберегательные банки и кредитные союзы
составляют группу, получившую название
ссудосберегательные институты.

В
настоящее время ссудосберегательные
институты и коммерческие банки с
макроэкономической точки зрения не
имеют никаких различий. В работах по
макроэкономике под термином “банк”
имеется в виду как собственно коммерческий
банк, так и ссудосберегательный институт.
Хотя некоторые ссудосберегательные
институты продолжают с успехом для себя
занимать небанковские рыночные ниши,
а также сохранять некоторые различия
между коммерческими банками и
ссудосберегательными институтами, а
также между самими ссудосберегательными
институтами.

Финансовые
посредники федерального правительства
не рассматривают прибыль в качестве
своей главной цели. Их основная задача
содействовать реализации какой-либо
социальной программы. Например, решение
жилищной проблемы в городах для
малообеспеченных слоев населения,
поддержка малого бизнеса и фермерского
хозяйства, помощь молодежи в получении
образования и т.п.

Среди
основных финансовых посредников
федерального правительства США можно
выделить Федеральную национальную
ипотечную ассоциацию (“Фанни Мэй”),
Федеральные банки по кредитованию
жилищного строительства, Банки по
кредитованию фермерских хозяйств.
Ассоциацию по кредитованию студентов
(“Салли Мэй”).

Основными органами, которые контролируют
и регулируют деятельность финансовых
институтов, являются Министерства
Финансов и Центральные (эмиссионные)
Банки. В США к таким органам относятся
Служба Контролера Денежного Обращения,
Федеральная Резервная Система и
Федеральная Корпорация по Страхованию
Депозитов

Читать также:  АСБ ФИНАНС

Как правило, в каждой
стране существует один центральный
банк – Банк
Англии (в Великобритании), Бундесбанк
(в Германии). Банк Франции (во Франции),
Банк России (в Российской Федерации).
Аналогом центрального банка в США
является Федеральная Резервная Система
(ФРС).

В большинстве стран центральные банки
имеют вертикальную централизованную
систему управления. Такая система, в
частности, существует у Центрального
Банка Российской Федерации (Банка
России).

ФРС
США по сравнению с другими центральными
банками является децентрализованной.
Это объясняется отчасти большой
территорией страны, неравномерностью
социально-экономического развития
отдельных регионов, а также существующим
в США сильным противодействием любой
попытке концентрации экономической
власти в едином центре. Согласно
Федеральному Резервному Акту (1913 г.)
вся территория США была поделена на 12
федеральных резервных округов, в каждом
из которых был создан свой федеральный
резервный банк. Каждый отдельно взятый
федеральный резервный банк сам по себе
играет важную роль в проведении
кредитно-денежной политики, несмотря
на то, что руководство этими процессами
в целом принадлежит Совету Управляющих
ФРС.

Центральные
банки являются независимыми организациями
и, как правило, подотчетны органам
законодательной власти. В РФ Банк России
подотчетен Государственной Думе РФ.
ФРС США является органом Конгресса США
и находится вне любого контроля со
стороны исполнительной власти

В Российской
экономической теории финансовая система
определяется как совокупность финансов
отдельных секторов экономики. Эти
сектора, совершая финансовые операции,
подключаются к финансовой системе и
становятся ее отдельными звеньями.
Обычно выделяют пять
основных звеньев финансовой системы:
государственная бюджетная система,
внебюджетные специальные фонды,
денежно-кредитная система, фонды
страхования, финансы предприятий
различных форм собственности. Некоторые
авторы учебников по финансам добавляют
финансы домашних хозяйств.

Ведущим звеном
финансовой системы выступает
государственный
бюджет,
который представляет собой форму
образования и расходования централизованного
фонда денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения задач и
функций государства и органов
территориального (регионального и
местного) самоуправления.

Внебюджетные
специальные фонды образуются
за счет страховых взносов работников,
самозанятых лиц, предпринимателей, а
также дотаций из государственного
бюджета. Главная причина возникновения
внебюджетных фондов – необходимость
выделения особо важных для общества
расходов в специальную группу и
обеспечение их самостоятельными
источниками доходов. Средства этих
фондов используются для выплаты пенсий
по возрасту, инвалидности, по случаю
потери кормильца, по временной
нетрудоспособности, по безработице,
беременности и родам и др.

Денежно-кредитная
система
включает в себя финансовые ресурсы
коммерческих банков и прочих депозитных
организаций. Они формируются за счет
вкладов населения и предприятий и
предназначены для кредитования
экономических агентов. К этой системе
можно отнести финансовые ресурсы, чье
движение опосредовано рынками ценных
бумаг, а также государственный кредит.

Фонды страхования
формируются за счет страховых взносов
населения и предприятий и предназначены
для возмещения причиненного виновной
стороной материального ущерба и покрытия
страховых рисков

Финансы предприятий
является основой финансовой системы.
На предприятиях формируется основная
часть финансовых ресурсов страны.

Соседние файлы в папке Финансы и кредит

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *