Общее понятие об управлении финансами. Объекты и субъекты управления

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 5 лет

Задать вопрос автору статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

преподавательский стаж — 10 лет

Полина Михайловна Копруджу

преподавательский стаж — 8 лет

Общее понятие об управлении финансами. Объекты и субъекты управления — Финансы, денежное обращение и кредит (Мягкова Т

Управление государственными финансами можно определить как использование государственными органами политической и экономической власти от имени общества и над обществом для управления финансовыми ресурсами в целях, необходимых и признанных этим обществом.

В системе управления финансами выделяют объект и субъект управления. Объектами управления являются группы финансовых отношений, а субъектами – финансовые органы управления. Подавляющее большинство авторов относит к финансовым отношения хозяйствующих субъектов и населения с государственными и местными органами власти по поводу уплаты обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды и выделения средств из этих фондов.

К объектам финансового управления также можно отнести взаимоотношения:

  • между хозяйствующими субъектами по поводу распределения доходов (совместные фонды, долевое участие, штрафные санкции и др.);
  • между страховыми организациями с одной стороны и хозяйствующими субъектами и населением с другой стороны по поводу образования и использования страховых фондов;
  • между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями по поводу образования и распределения фондов денежных средств, создаваемых вышестоящей организацией;
  • внутри предприятий, учреждений, организаций по распределению выручки, формированию денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств и их использованию.

Объекты управления финансами можно классифицировать также по звеньям финансовой системы Российской Федерации. По этому признаку следует выделить следующие объекты финансового управления: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и местные финансы.

Субъектами управления финансами являются законодательные и исполнительные органы власти и управления в соответствии с компетенцией в финансовой сфере. Их правомерно классифицировать по звеньям финансовой системы. Так, текущее управление государственными финансами осуществляют Министерство финансов Российской Федерации и его территориальные органы. Управление местными финансами осуществляют финансовые органы муниципалитетов. Крупные хозяйствующие субъекты создают специализированные органы управления финансами (департаменты финансов, финансовые управления или отделы), в небольших организациях функции по управлению финансами входят в должностные обязанности экономистов, в основном главных бухгалтеров.

К функциям финансового управления следует относить финансовое планирование и прогнозирование, финансовый анализ, финансовый контроль, учет финансовых ресурсов с денежных средств, а также регулирование финансов на основе использования всех этих функций.

Воздействие субъекта на объект управления может осуществляться с помощью как административно-распорядительных, так и экономических методов управления. Административно-распорядительные методы предполагают выработку приказов, распоряжений, других распорядительных документов, их доведение до подчиненных и контроль за исполнением. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности персонала в повышении эффективности выполнения своих функций.

В современной экономике финансовые потоки являются основным объектом управления на любом предприятии, поскольку каждое хозяйственное решение прямо или косвенно связано с движением денежных средств. Поэтому большинству управленцев так или иначе приходится взаимодействовать с финансовыми службами в процессе реализации своих функциональных задач.

В этой связи знание основ финансового менеджмента сегодня необходимо каждому руководителю среднего и высшего звена управления для более глубокого и комплексного понимания проблем, стоящих перед его предприятием, и эффективного выполнения своих функций.

Финансы — это специфическая сфера экономических отношений, связанных с формированием, распределением (перераспределением) и использованием фондов денежных средств.

Деньги, как материальная основа финансовых отношений, играют важнейшую роль в рыночной экономике, выражая и согласовывая интересы ее участников, а также выступая в качестве всеобщего стоимостного эквивалента.

Под фондом денежных средств понимается их обособленная часть, имеющая целевое назначение. Денежные средства, находящиеся в таких фондах, называются финансовыми ресурсами.

В настоящее время управление финансовыми ресурсами является одной из основных и приоритетных задач, стоящих перед любым предприятием. Приоритетность этого направления в системе целей управления предприятием обусловлена тем, что финансы представляют собой единственный вид ресурсов, способный трансформироваться непосредственно и с наименьшим интервалом времени в любой другой: средства и предметы труда, рабочую силу и т. п.

Рациональность, целесообразность и эффективность подобной трансформации во многом определяют экономическое благополучие предприятия, а также всех заинтересованных в его функционировании субъектов: собственников, работников, контрагентов, государства, общества в целом.

Ключевая роль финансовых ресурсов в рыночной экономике обусловливает необходимость выделения функций управления ими в самостоятельную сферу деятельности — финансовый менеджмент.

Финансовый менеджмент — это управление финансовыми ресурсами и финансовой деятельностью хозяйствующего субъекта, направленное на реализацию его стратегических и текущих целей.

Будучи широким и многогранным по своему содержанию, финансовый менеджмент может рассматриваться в различных контекстах:

  • как научная дисциплина;
  • как система управления финансами хозяйственного объекта;
  • как вид предпринимательской деятельности.

Финансовый менеджмент как научная дисциплина представляет собой систему теоретических знаний, концепций, моделей и разработанных на их основе прикладных методов, приемов, инструментов, применяемых в процессе принятия управленческих решений.

Теория и практика финансового менеджмента находятся в непрерывном развитии, реагируя на различные изменения, происходящие в экономической среде.

Важнейшими теоретическими положениями современной науки управления финансами являются:

  • Концепция денежных потоков;
  • Концепция временной ценности денег;
  • Концепция риска и доходности;
  • Гипотеза об эффективности рынков;
  • Портфельная теория и модели ценообразования активов;
  • Теории структуры капитала и дивидендной политики;
  • Теория агентских отношений и др.

Рассмотрим сущность перечисленных положений, опираясь на некоторые известные житейские мудрости.

Под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения
определенного результата. Одной из важнейших областей управленческой деятельности является управление финансами. Под управлением финансами понимается
воздействие на финансовые отношения с целью максимально эффективного распределения (перераспределения) финансовых ресурсов.

В любой системе
управления выделяют объекты и субъекты управления, применительно к финансам объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, а
субъектами – финансовые органы управления. Подавляющее большинство авторов относит к финансовым отношения хозяйствующих субъектов и населения с
государственными и местными органами власти по поводу уплаты обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды и выделения средств из этих
фондов.

  • между хозяйствующими субъектами по поводу распределения
    доходов (совместные фонды, долевое участие, штрафные санкции и др.);
  • между страховыми организациями, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами
    и населением, с другой стороны, по поводу образования и использования страховых фондов;
  • между хозяйствующими субъектами и вышестоящими
    организациями по поводу образования и распределения фондов денежных средств, создаваемых вышестоящей организацией;
  • внутри предприятий, учреждений,
    организаций по распределению выручки, формированию денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств и их использованию.

Объекты управления
финансами можно классифицировать также по звеньям финансовой системы Российской Федерации. По этому признаку можно выделить следующие объекты финансового
управления: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и местные финансы.

Субъектами управления финансами являются законодательные и
исполнительные органы власти и управления в соответствии с компетенцией в финансовой сфере. Их правомерно классифицировать по звеньям финансовой системы.
Текущее управление государственными финансами осуществляет Министерство финансов Российской Федерации и его территориальные органы. Управление местными
финансами осуществляют финансовые органы муниципалитетов. Крупные хозяйствующие субъекты создают специализированные органы управления финансами (департаменты

финансов, финансовые управления или отделы), в небольших организациях функции по управлению финансами входят в должностные обязанности экономистов, в
основном главных бухгалтеров.

К функциям финансового управления следует относить финансовое планирование и прогнозирование, финансовый анализ,
финансовый контроль, учет финансовых ресурсов с денежных средств, а также регулирование финансов на основе использования всех
этихфункций.

Воздействие субъекта на объект управления может осуществляться с помощью как административно-распорядительных, так и экономических
методов управления. Административно-распорядительные методы предполагают выработку приказов, распоряжений, других распорядительных документов, их доведение
до подчиненных и контроль за исполнением. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности персонала в повышении эффективности выполнения
своих функций.

Сущность управления финансами

Управление финансами – это мероприятия, проводимые соответствующими органами и оказывающие воздействие на финансы, а также на финансовые процессы, финансовую деятельность субъекта управления, которые реализовываются для достижения финансовой стабильности, получения выручки, доходов, чистой прибыли, финансового обеспечения социальных, общих задач.

Читать также:  Сущность финансов как экономической категории, а также их место в системе экономических отношений

Все объекты управления финансовыми ресурсами на сегодняшний день можно классифицировать по звеньям отечественной финансовой системы. По такому признаку можно выделить:

  • государственные финансы;
  • финансы организаций;
  • муниципальные финансы;
  • местные финансы.

Среди субъектов управления финансами можно выделить законодательные, исполнительные органы власти в соответствии с предоставленными им полномочиями в сфере управления финансами. Так, например, текущее управление финансами страны Министерство финансов РФ, а также его территориальные органы. Если говорить об управлении местными финансовыми ресурсами, то этот функционал возложен на соответствующие органы муниципалитетов. Управление финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов осуществляют организованные такими предприятиями специализированные органы финансового управления, например, дирекции финансов, департаменты финансового управления, планово-аналитические управления. В относительно небольших компаниях такой функционал возложен на экономистов или главных бухгалтеров.

Сделаем домашкус вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Бесплатное пробное занятие

*количество мест ограничено

Среди важнейших функций финансового управления можно выделить планирование и прогнозирования, анализ, финансовый контроль.

Теория структуры капитала и дивидендной политики

«Где взять и как лучше поделить?» — этот вечный вопрос волновал человечество во все времена и эпохи, при любом социально-политическом строе и продолжает оставаться актуальным до сих пор. Финансовому менеджеру ничто человеческое не чуждо, и среди важнейших проблем, с которыми ему приходится сталкиваться, основными являются: из каких источников фирма должна получить необходимый ей капитал? Следует ли ей прибегать к заемным средствам или достаточно ограничиться собственными ресурсами?

Поиск научно обоснованных ответов на эти весьма непростые вопросы составляет предмет исследований теории структуры капитала. Изучение фундаментальных положений данной теории позволяет лучше понять факторы, которые необходимо учитывать в процессе принятия решений по финансированию деятельности фирмы.

Не менее важной и тесно взаимосвязанной с предыдущей является проблема распределения полученной прибыли, рассматриваемая в рамках дивидендной политики. Ключевая проблема дивидендной политики заключается в отыскании оптимального соотношения между выплатами в пользу предоставивших капитал владельцев фирмы и той частью прибыли, которая направляется на дальнейшее развитие бизнеса.

Управление финансами – это один из компонентов системы управления социально-экономическим развитием объекта управления (предприятия, страны).

Во всех организационных системах реализуются функции управления. Поэтому управление можно охарактеризовать как целенаправленную деятельность субъекта управления, ориентированную на объект управления для достижения конкретных целей и получения намеченных результатов.

Управление финансами – важная область управленческой деятельности.

В составе управления финансами можно выделить:

  • создание,
  • анализ,
  • изучение,
  • совершенствование финансовых механизмов.

Система управления финансами включает в себя объект и субъект управления:

  • объект управления финансами – это совокупность разнообразных финансовых отношений,
  • субъект управления финансами – это финансовый аппарат, представляющий собой совокупность обеспечивающих управленческие процессы организационных структур.

На уровень управления финансами влияет организационная структура финансового аппарата, профессиональная подготовка и квалифицированность сотрудников, а также совместимость применяемых для управления финансами методов.

На систему управления финансами во многом влияют политические и экономические особенности государства. При этом развитие системы управления финансами происходит по мере совершенствования и развития общества.

Всю совокупность организационных структур, которые осуществляют управление финансами, называют «финансовый аппарат».

«Понятие управления финансами» 👇

Теория агентских отношений

«Своя рубаха ближе к телу!» Эта известная пословица служит напоминанием о том, что, вступая в экономические отношения, субъекты всегда стремятся действовать в своих интересах, при этом их интересы могут не совпадать. Под агентскими понимаются отношения двух участников, один из которых (заказчик, принципал) передает другому (агенту) свои функции.

С позиции управления финансами наиболее важными агентскими отношениями являются отношения между собственниками и менеджерами, а также между кредиторами и акционерами. Например, в бизнесе часто возникают ситуации, когда владельцы капитала делегируют принятие управленческих решений наемным менеджерам (агентам). Однако менеджеры в целях сохранения своего рабочего места, развития карьеры, роста заработной платы и т. п. могут принимать решения, которые выгодны лично им, в ущерб интересам владельцев бизнеса.

Экономисты называют конфликты, возникающие из отношений «принципал-агент», агентскими проблемами, или агентскими конфликтами. Теория агентских отношений изучает сущность и причины возникновения подобных конфликтов, а также разрабатывает методы и инструменты, позволяющие преодолевать или снижать их негативные последствия.

С практической точки зрения финансовый менеджмент может рассматриваться как система управления денежными средствами предприятия и их источниками.

Как и любая система управления, она включает объект и субъект, т. е. управляемую и управляющую подсистемы:

  • Объектом управления здесь являются денежные средства предприятия и их источники, а также финансовые отношения, возникающие между ним и другими участниками хозяйственной деятельности, различными звеньями финансовой системы.
  • Субъектами управления в системе финансового менеджмента выступают собственники, финансовые менеджеры, соответствующие службы и организационные структуры, составляющие его управляющую подсистему. При этом главным субъектом управления является собственник предприятия.

В общем случае в составе управляющей подсистемы можно выделить правовое, организационное, методическое, кадровое, информационное, техническое и программное обеспечение.

Функционирование любой системы управления в экономике осуществляется в рамках действующего правового обеспечения, к которому относятся законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств, лицензии, а также уставные документы, положения и инструкции, регламентирующие работу конкретного предприятия:

  • Организационное обеспечение задает общую структуру системы управления финансами на конкретном предприятии, а также определяет в ее рамках функции и задачи соответствующих служб, подразделений и отдельных специалистов.
  • Основу методического обеспечения финансового менеджмента составляет комплекс общеэкономических, аналитических и специальных приемов, методов и моделей, призванных обеспечить эффективное управление финансовыми ресурсами хозяйственного объекта.
  • Центральным элементом системы финансового менеджмента является кадровое обеспечение, т. е. группа людей (финансовые директора, менеджеры и т. п.), которая посредством специальных приемов, инструментов и методов обеспечивает выработку и осуществление целенаправленных управляющих воздействий на объект.
  • Управление любым экономическим объектом неразрывно связано с обменом информацией между его структурными элементами и окружающей средой. Своевременность, полнота, точность и достоверность этой информации являются одним из ключевых факторов, определяющих успех в современном бизнесе. В этой связи важнейшим и неотъемлемым элементом современной системы управления финансами является ее информационное обеспечение.

В широком смысле к информационному обеспечению в финансовом менеджменте можно отнести любую информацию, используемую в процессе принятия управленческих решений, которая в зависимости от источников формирования может быть разделена на внутреннюю и внешнюю. К внутренней относится информация, получаемая в процессе функционирования предприятия его различными подразделениями: бухгалтерией, отделами производства, материально-технического снабжения, сбыта, маркетинга и др.

Поскольку подобная информация возникает, циркулирует и потребляется внутри предприятия, она должна быть всегда доступна финансовому менеджеру в полном объеме и с любой степенью детализации. Объемы, формы, степень детализации и периодичность ее получения определяются соответствующими положениями и инструкциями, регламентирующими работу конкретного предприятия.

При безусловной важности внутренней информации для финансового управления хозяйственным объектом успешность и эффективность его функционирования в условиях рынка во многом определяются способностью адаптации к внешней среде. В этой связи значительная доля информационных потребностей финансового менеджера приходится на внешнюю по отношению к объекту управления информацию: данные о рыночной конъюнктуре, поставщиках, покупателях, конкурентах, процентные ставки, макроэкономические индикаторы, котировки ценных бумаг, изменения в законодательстве и т. п.

Доступность, объективность и своевременность получения такой информации будет зависеть от различных факторов, к важнейшим из которых следует отнести уровень развития информационного рынка и его инфраструктуры, а также используемое техническое обеспечение и профессиональную подготовку менеджера в области информационных технологий.

С развитием форм организации бизнеса финансовый менеджмент превратился в самостоятельный вид предпринимательской деятельности. Отделение собственности от управления способствовало появлению и развитию фирм, специализирующихся на профессиональном финансовом управлении предприятиями.

Читать также:  Кит финанс это газпром

Звенья финансового управления

В управлении финансами можно выделить несколько звеньев, основными из которых являются:

  • создание (разработка) форматов финансовых отношений с дальнейшим их совершенствованием,
  • применение разработанных форматов на практике – ведение финансовой деятельности, состоящей из разработки и использования финансовых прогнозов и финансовых планов,
  • контроль за соблюдением, анализ и изучение актуальных форматов финансовых отношений. Это звено реализуется в ходе финансового контроля и ориентировано на подготовку предложений по дальнейшему совершенствованию осуществляемых финансовых отношений.

Ключевое звено управления финансами – это выработка форматов отношений в финансовой сфере. В ходе этого процесса создается определенный финансовый механизм. В качестве результата выступает формирование финансовых рычагов.

Под финансовым рычагом понимают форму финансовых отношений, входящую в финансовый механизм, используемую для оказания воздействия на экономические интересы учреждений, предприятий или отдельных работников.

Необходимым условием реализации роли финансовых рычагов является разработка порядка организации форм финансовых отношений:

  • названия,
  • порядка начисления,
  • формы уплаты и т.д.

Огромное значение имеют методы организации форм финансовых взаимоотношений, основными из которых являются:

  • наделение форматов финансовых взаимоотношений нормативами,
  • наделение форматов финансовых взаимоотношений стимулами.

Финансовые нормативы представляют собой размер, весомость финансового рычага. Они служат для обеспечения результативности и реальности действия финансового рычага.

Второе звено в системе финансового управления – применение разработанных форматов финансовых взаимоотношений на практике. Сущность этого процесса сводится к выработке финансовых рычагов (форматов финансовых отношений), наделенных нормативами и стимулами. Они используются для того, чтобы организовать финансовую деятельность путем составления и применения финансовых прогнозов и планов.

Задачи, которые необходимо решать в ходе финансового планирования и прогнозирования:

  • определить источники и объем денежных доходов,
  • принять решение о распределении и использовании полученных денежных доходов,
  • изучить и реализовать варианты сокращения расходов и наращивания доходов.

Финансовое планирование и прогнозирование как управленческое звено включает несколько этапов:

  • расчет исходных позиций на будущее по производственным и финансовым показателям прошлых периодов,
  • оценка исполнения имеющихся финансовых прогнозов и планов,
  • расчеты по все совокупности видов денежных доходов и расходов в предстоящем периоде,
  • формирование единого документа (финансового плана) из отдельных расчетов.

Финансовое планирование может осуществлять несколькими методами:

  • планирование от достигнутого. Это достаточно простой метод, имеющий, однако, ряд недостатков. Главным недостатком является то, что метод не способствует рационализации использования финансовых ресурсов,
  • нормативный метод планирования. Он более прогрессивный. Смысл состоит в том, что в процессе расчета показателей финансового плана производится планирование на несколько предстоящих лет на основе научно обоснованных нормативов и норм. Такие нормы и нормативы также действуют на протяжении нескольких лет.

Финансовый контроль – третий этап управления финансами – реализуется уполномоченными органами финансового контроля, главная задача которых может быть сформулирована как проверка установленных форм и методов финансовых отношений, их соблюдения и подготовка предложений по их совершенствованию.

Контроль сопровождает управленческий процесс на всех стадиях – начиная с планирования и на протяжении всего оперативного управления.

Финансовый контроль позволяет:

  • сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с планами;
  • выявить резервы роста финансовых ресурсов;
  • наметить пути более эффективного их использования.

Иными словами, контроль – это механизм, обеспечивающий получение обратной связи в системе управления. Без контрольных механизмов невозможно понять, какой эффект дает управляющее воздействие, оценить его эффективность и выработать предложения по совершенствованию управления.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Общее понятие финансов

Основой хозяйственной системы любого уровня является воспроизводственный процесс. Он включает в себя создание, дальнейшее распределение, сбыт и конечное потребление экономических благ. Соблюдение интересов сторон при совершении любого из этапов производства осуществляется с помощью финансовых взаиморасчетов. Можно сказать, что финансы создают однонаправленное движение денежных средств между продавцом и покупателем. Финансы проникают во все сферы жизни общества. С их помощью определяется объем выпуска и потребления, количество и качество сделок купли-продажи, способность государства выполнять свои обязанности и достигать поставленных целей.

Финансы охватывают часть денежных отношений, касающихся формирования, распределения и дальнейшего применения частных резервных фондов и государственного бюджета. Обычно они используются для решения хозяйственных, социальных и, в случае государства, политических нужд. Финансы являются индикатором удовлетворенности спроса, позволяют перераспределять национальный доход и общественный продукт.

Для финансовой сферы обращения существуют свои принципы, к которым относят:

  • формирование единства нормативно-правовой и законодательной базы;
  • стандартизация документооборота и обмена информацией;
  • единая направленность налоговой и кредитно-денежной политики;
  • целевое использование финансов;
  • диверсификация источников дохода и размещения денежных средств;
  • поддержание относительного баланса.

Функции финансов реализуются, прежде всего, в распределении дохода, общественного продукта, личных средств домашнего хозяйства или капитала компании. Благодаря финансам можно отследить работу смежных рынков, проанализировать эффективность политического курса, проконтролировать различные сферы жизни общества. Финансы выступают инструментом влияния государства на экономические процессы. С помощью субсидий, госзакупок и налоговой политики власть получает возможность корректировать тенденции в хозяйственной жизни страны, создавать относительно равные социальные условия для большей части населения.

Концепция риска и доходности

Предпринимательская деятельность в условиях рынка неразрывно связана с риском. Известно, что «кто не рискует, тот не выигрывает!». Однако чем выше риск той или иной операции, тем выше шансы получения не только полезных, но и негативных результатов.

Концепция риска и доходности акцентирует внимание менеджера на необходимости оценки не только возможных результатов хозяйственной операции, но и рисков, связанных с их получением. Согласно данной концепции принятие риска оправдано лишь в том случае, если предполагаемый доход является возможным и приемлемым и при этом наступление рискового события не приведет к негативным последствиям для бизнеса.

Таким образом, добиться значительных результатов, обеспечить процветание фирмы в будущем можно, лишь правильно оценивая риски, принимая своевременные и адекватные меры по их снижению.

Значимость управления финансами

«Объекты управления финансами» 👇

Финансовую систему отдельных субъектов хозяйствования или целого государства можно сравнить с кровеносной системой человека. Она охватывает все сферы жизни общества и напрямую влияет на ее состояние. Кроме того, изменение финансового положения одного субъекта моментально сказывается на всех остальных субъектах, вступивших с ним в отношения. На макроэкономическом уровне финансовые кризисы приобрели общемировой масштаб вследствие процессов глобализации и интеграции. Например, кризис 2008 начался на внутреннем рынке США, а затем перекинулся на соседние страны. Постепенно он привел к общему экономическому спаду.

Финансовый менеджмент представляет собой инструмент создания стабильности и поддержания финансовой устойчивости субъекта хозяйствования.

Он включает в себя комплекс мероприятий, направленных на увеличение финансового результата и повышения общей эффективности работы экономической структуры. С его помощью осуществляется управление бюджетом страны, денежными средствами реального сектора, а также личными финансами отдельных индивидов.
Финансовый менеджмент решает две задачи:

  • занимается поиском новых источников дохода;
  • диверсифицирует источники размещения денежных средств.

Он включает в себя этапы проведения предварительного анализа, разработку и внедрение плана, включающего в себя стратегические, тактические и оперативные цели. Так же в его сферу деятельности входит организация обратной связи, проведение постоянного мониторинга и контроля, внесение своевременных корректировок. Полученные данные могут быть использованы для оптимизации работы в сфере финансов, а также применяться для управления экономическими и социальными процессами.

Органы управления финансами и их функции

Управление финансами реализовано с помощью использования соответствующего управленческого аппарата. На сегодняшний день общее управление финансами реализуют высшие органы власти и управления, среди которых можно выделить: Президента РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

Президент РФ регламентирует деятельность финансовых органов, вправе наложить вето на финансовое законодательство, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание.

Федеральное Собрание утверждает финансовые законы, рассматривает проект федерального бюджета России и утверждает закон о федеральном бюджете.

Читать также:  Функции министерства финансов российской федерации в системе управления государственным долгом

Правительство РФ выполняет функции формирования федерального бюджета, выступает в качестве единого центра управления финансами, разрабатывает концептуальные основы финансовой политики.

Однако, основным органом, который реализует оперативное управления государственными финансами страны является Министерство финансов Российской Федерации.

Основной целью Министерства финансов РФ является формирование единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также политики аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи и т.д.

Для исполнения возложенного функционала Министерство финансов РФ осуществляет следующие мероприятия:

  • разрабатывает проект федерального бюджета и план общего РФ;
  • осуществляет прогнозирование и кассовое планирование исполнения утвержденного федерального бюджета, формирует соответствующий отчет об исполнении федерального бюджета страны;
  • осуществляет мероприятия в рамках финансового контроля деятельности отдельных субъектов;
  • на постоянной основе совершенствует способы бюджетного планирования, осуществляет методическое руководство в данной области, а также в области формирования и контроля исполнения бюджета РФ;
  • управляет государственным внутренним и внешним долгом страны;
  • выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг РФ;
  • координирует бюджетную и денежно-кредитную политику согласно поставленных задач макроэкономической политики.

Виды и способы управления финансами

На современном этапе развития воздействие субъекта на объект управления может быть реализовано посредством как административно-распорядительных, так и экономических способов управления финансовыми ресурсами. Наиболее распространенными в группе административно-распорядительных способов являются разработка приказов, распоряжений, прочей документации распорядительного характера, их доведение до заинтересованных, ответственных лиц и контроль за исполнением таких документов. Экономические способы базируются на материальной заинтересованности персонала в увеличении уровня эффективности исполнения функционала.

В настоящее время всем органам управления присущи единые методы и элементы управления, среди которых можно выделить следующие:

  • финансовые сведения. Корректность, полнота и своевременность таких сведений позволяют восстанавливать хронологию событий и прогнозировать будущее;
  • финансовое прогнозирование и планирование. В рамках данного элемента формируется оценка состояния финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта, а также могут быть выявлены необходимые финансовые резервы;
  • оперативное управление, под которым понимают комплекс различного рода мероприятий по выполнению запланированных целей;
  • финансовое регулирование, которое представляет собой маневрирование финансовыми ресурсами, а также их перераспределения;
  • финансовый контроль, который подразумевает надзор за выполнением поставленных целей.

«Общее понятие об управлении финансами» 👇

Выделяют два способа управления финансовыми ресурсами, а именно:

  • стратегическое управление, в рамках которого устанавливается размер финансовых ресурсов с помощью планирования на будущие периоды, определение величины финансовых ресурсов для реализации запланированных программ;
  • текущее управление, которое представляет собой важнейшую функции аппарата финансовой системы, осуществляемой текущей работе финансовыми службами хозяйствующих единиц, отраслевых министерств и различного рода комитетов и т.д.

Портфельная теория и модели ценообразования активов

Сущность теории инвестиционного портфеля довольно точно отражена в известном житейском принципе: «Не клади все яйца в одну корзину!» Его проявление в сфере бизнеса заключается в том, что распределение средств по различным активам, предприятиям и видам деятельности, т. е. формирование из них инвестиционного портфеля, как правило, связано с меньшим совокупным риском по сравнению с их концентрацией в некоем одном направлении.

Например, вложение денег одновременно в нефтяной бизнес и в розничную торговлю будет менее рисковым, чем вложение той же суммы в один из этих видов деятельности, поскольку снижение денежных поступлений от одного из них может быть компенсировано их ростом от другого.

В свою очередь, различные модели ценообразования активов (САРМ, APT и др.) позволяют выявить основные факторы риска инвестиционного портфеля и оценить их влияние на его стоимость и доходность.

Концепция временной ценности денег

«Время — деньги!» Кто из нас в жизни хоть раз не произносил эту фразу, возможно, не задумываясь особенно над ее сутью. Между тем принцип временной ценности денег (time-value of money) является одним из фундаментальных в финансовом менеджменте. Согласно этому принципу деньги, которыми мы обладаем в разные моменты времени, имеют неодинаковую ценность.

Более того, в бизнесе и в повседневной жизни время получения денег играет не меньшую роль, чем сами размеры денежных сумм. Например, рубль сегодня более ценен, чем рубль, который поступит спустя некоторое время, поскольку его уже можно потратить на удовлетворение текущих потребностей или вложить (инвестировать) с перспективой получения дополнительного дохода в будущем.

Вернемся к нашей метафоре с аппаратом для производства денег. Какова бы ни была величина выходного денежного потока, она будет получена только через определенный период времени. Однако деньги, необходимые для получения указанного потока, необходимо «заложить» в аппарат уже сейчас.

Принимая решение о целесообразности подобных вложений, нужно уметь оценивать будущие денежные потоки с позиции текущего момента времени, т. е. определять их современную стоимость (present value — PV). Для оценки современной, или текущей, стоимости будущих сумм финансисты используют специальную методику, известную как дисконтирование денежных потоков.

Объекты управления финансами

В области финансового обращения, как и в любой другой сфере деятельности, существуют свои субъекты и объекты. К субъектам относят все организации, которые выполняют функцию управления финансовыми процессами.

Объектами финансового управления выступает весь комплекс отношений, складывающихся относительно формирования, распределения и применения резервных фондов частных субъектов или государственного бюджета.

Если говорить о государственной части финансов, то она включает в себя:

  • Внебюджетные фонды.
  • Государственный бюджет.
  • Государственный кредит.

Внебюджетные фонды представляют собой накопления денежных средств силами федеральной и региональной власти. Они используются для целей, не предусмотренных государственным бюджетом. Сами внебюджетные фонды являются самостоятельными организациями, которые имеет строго целевое предназначение. Одним могут заниматься решением социальных вопросов, другие представлять интересы отраслевого и межотраслевого производства.

Государственный бюджет, прежде всего, оплачивает услуги власти. Кроме того, он используется для достижения определенных целей и задач в рамках внутриполитической деятельности. В основе федерального бюджета России, например, лежит прогноз социально-экономического развития государства. То есть, применение государственного бюджета, как правило, следует стратегическому плану.

Государственный кредит описывает ту часть финансовых отношений, которая складывается между исполнительными органами государственной власти и частными субъектами хозяйствования. Он применяется, как один из источников финансирования бюджета. Государство выпускает долговые обязательства, которые продаются на фондовом рынке.

Частные резервные фонды представляют собой совокупность финансовых средств субъектов хозяйствования. В рамках рыночных экономических отношений каждый субъект самостоятельно определяет источники формирования резерва, принципы его распределения и практического применения.

К объектам управления финансами так же относятся личные средства отдельных домашних хозяйств. У человека могут быть сбережения, а также средства, которые используются для удовлетворения собственных потребностей. Индивид самостоятельно определяет принципы использования личных финансовых средств.

Концепция денежных потоков

Любая фирма (компания, корпорация и т. д.), независимо от рода и масштабов деятельности, в финансовом отношении представляет собой некий «черный ящик», или «аппарат», для производства денег. В простейшем случае на вход такого аппарата подается некоторая денежная сумма либо распределенный во времени поток таких сумм, полученных из одного или нескольких источников.

Объем денежных средств, снимаемый с выхода аппарата, зависит от различных факторов, в том числе от свойств и характеристик составляющих его элементов, от эффективности реализации протекающих в нем процессов, от состояния окружающей среды и т. п.

Однако очевидно, что вкладывать средства в подобный аппарат имеет смысл только в том случае, если в итоге денежные потоки на выходе будут превышать входные, причем в объеме, достаточном для покрытия всех расходов, связанных с функционированием упомянутого аппарата и удовлетворением целей получателя.

Соответственно, разность между выходными и входными денежными потоками за соответствующий период времени будет представлять собой результат, полученный от работы этого аппарата (оборудования, предприятия, бизнеса).

Таким образом, ценность аппарата определяется теми денежными потоками (cash flows), которые он способен создавать для своих текущих или потенциальных владельцев. Известный афоризм гласит: «Денег никогда не бывает много!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *