ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ СОБОЙ ФИНАНСЫ

ЛЕКЦИЯ № 2Финансовая система

Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия – «финансы».

Финансы определяют экономические общественные отношения, проявляющиеся по-разному. Финансы имеют свою особенность в каждом звене финансовой системы. Звено финансовой системы – это определенная сфера финансовых отношений, а финансовая система в целом является совокупностью различных сфер финансовых отношений. При этом образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию это главный централизованный фонд денежных средств государства, главное орудие перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40 % национального дохода страны.

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90 % и более общей суммы его доходов (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины).

Из государственного бюджета производятся и основные расходы: на военные цели, развитие экономики, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты.

Второе звено финансовой системы – местные (региональные) финансы, включающие местные бюджеты, финансы предприятий, принадлежащих муниципалитетам, и автономные местные фонды.

За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги в основном имущественные). В местных бюджетах по сравнению с государственным более высокая доля средств направляется на социальные цели. Местные бюджеты хронически дефицитны и получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством.

Третье звено финансовой системы – внебюджетные специальные фонды. Средства этих фондов направляются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, при потере кормильца; пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице; на строительство и ремонт дорог и пр. Внебюджетные фонды – это Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости населения, Фонд социального страхования, Дорожный фонд, фонды финансового регулирования в различных отраслях, Фонд содействия конверсии военного производства и др.

Государственный кредит представляет собой кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика средств. Увеличение внутреннего долга за последние годы связано с эмиссией банкнот для покрытия бюджетного дефицита и является мощным инфляционным фактором.

В страховой сфере в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

Финансы предприятий различных форм собственности составляют основу финансов и подразделяются на три основных звена: финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих предприятий, финансы общественных объединений. Здесь формируется основная часть финансовых ресурсов. Главным источником производственного и социального развития становится прибыль, которой предприятия распоряжаются по своему усмотрению.

Финансовое обеспечение

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса – это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы являются важнейшим денежным источником расширения производства.

Снижение их объема ограничивает возможности целенаправленного воздействия финансов на развитие экономики, влечет за собой сокращение масштабов инвестиций в производственную и социальную сферы, уменьшение фонда потребления в составе используемого национального дохода, несбалансированность натурально-вещественной и стоимостной структуры общественного производства, различного рода диспропорции.

В формировании финансовых ресурсов участвуют все элементы стоимости валового общественного продукта, но основным источником является национальный доход, причем главным образом та его часть, которая является чистым доходом.

Важным источником финансовых ресурсов могут быть доходы от внешнеэкономической деятельности, а также часть национального богатства, вовлекаемого в хозяйственный оборот (переходящие остатки бюджетных средств, обращаемые на покрытие расходов текущего года, резервные фонды страховых организаций, средства от продажи части золотого запаса страны, выручка от реализации излишнего имущества и т. д.).

Для формирования финансовых ресурсов используются также заемные и привлеченные средства.

На микроуровне формируются нецентрализованные финансовые ресурсы, используемые на затраты по расширению производства и удовлетворению социально-культурных запросов работающих.

Они направляются на капитальные вложения, увеличение оборотных средств, финансирование научно-технических достижений, проведение природоохранных мероприятий, обеспечение потребностей социального характера.

Потребности общественного производства на макроуровне обеспечиваются за счет централизованных финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, средства которых направляются на развитие народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, обеспечение нужд обороны и управления.

Главные пути решения проблемы изыскания финансовых ресурсов связаны, во-первых, с реализацией принятой программы стабилизации экономики и перехода к рынку, а во-вторых, с осуществлением специально разработанных мер по финансовому оздоровлению экономики и перестройке системы финансовых отношений в стране.

Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат может осуществляться в трех формах: самофинансирования, кредитования и государственного финансирования.

Самофинансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования. При недостатке собственных средств предприятие может сократить свои расходы либо воспользоваться заемными средствами, привлекаемыми на основе операций с ценными бумагами.

Кредитование – это такой способ финансового обеспечения воспроизводственных затрат, при котором расходы субъекта хозяйствования покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на началах срочности, платности и возвратности.

Государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов, формируемых на разных уровнях государственного управления в процессе распределения и перераспределения части национального дохода.

На практике необходимо добиться оптимального соотношения между всеми тремя формами финансового обеспечения, а это возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

В условиях перехода к рынку возрастает роль финансовых резервов. Они незаменимы при возникновении огромных потерь или непредвиденных обстоятельствах.

Они могут создаваться самими субъектами хозяйствования за счет собственных финансовых ресурсов, их управленческими структурами, специализированными страховыми организациями и государством.

Структура финансовой системы

Где каждая из них это:

ЛЕКЦИЯ № 1Сущность и функции финансов

Финансы появились одновременно с возникновением госу-царства при расслоении об щества на классы. С разложением феодализма и развитием в его недрах капиталистического способа производства все большую значимость стали приобретать денежные доходы и расходы государства.

На ранних стадиях развития государства не было разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы.

С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI–XVII вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.

Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала.

Для создания первых капиталистических предприятий широко использовались государственные займы и налоги. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе прогекционизма, позволяющей первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены, получать высокие прибыли, которые в значительной части направлялись на расширение производства.

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.

Для государственных финансов капиталистических стран характерен быстрый рост расходов, что обусловлено прежде всего усилением милитаризации экономики. Военные цели, погашение государственного долга и процентов по нему составляли больше 2/3 всех государственных расходов. Огромные средства направлялись на содержание государственного аппарата – парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др. Затраты на просвещение, здравоохранение были крайне невелики. Основным источником доходов были налоги.

К началу XX в. государство стало участвовать в процессе производства, распределения и использования общественного продукта.

Демократизация общественной жизни в условиях развитой рыночной экономики привела к тому, что в ряде малых стран Западной Европы (Швеция, Норвегия и др.) затраты на социальные цели стали одними из главных. Отсюда возникло понятие «шведская модель социализма».

Значительное развитие получило вмешательство государства в экономику. Оно стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на мировом рынке, предоставляя экспортным фирмам так называемые экспортные премии.

Вмешательство в процесс воспроизводства и сферу социальных отношений осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне.

Были созданы межгосударственные фонды денежных средств, используемые для финансирования сельского хозяйства, преодоления безработицы, переподготовки и передислокации рабочей силы, преодоления существенных диспропорций в развитии отдельных регионов.

Появились новые государственные расходы: на охрану окружающей среды, преодоление экономической отсталости отдельных районов, предоставление субсидий и кредитов развивающимся странам.

Огромные расходы вызывают необходимость увеличения налогов – главного финансового метода мобилизации ресурсов в государственные и местные бюджеты.

Однако несмотря на повышение налогов, аккумулируемых доходов не хватает на покрытие все возрастающих расходов государства.

Бюджеты всех стран характеризуются крупными хроническими дефицитами, покрываемыми государственными займами, выпуск которых влечет за собой рост государственного долга.

Сущность финансов

Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с разнообразными по форме процессами, которые проявляются в общественной жизни и обязательно сопровождаются движением денежных средств (распределение прибыли, перечисление налоговых платежей, внесение внебюджетных и благотворительных платежей).

Читать также:  ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВ КАК НАУКИ

Движение денежных средств само по себе не раскрывает сущности финансов. Для ее постижения необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений – отношения между различными участниками общественного производства.

Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории.

Важный признак финансов – денежный характер финансовых отношений. Деньги являются обязательным условием существования финансов.

Следующим признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов, которые формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение различных потребностей общества.

Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Реально формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через финансовые фонды специального целевого назначения.

Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Это является важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий.

Итак, финансы – это денежные отношения, которые возникают в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Когда происходит создание так называемых основных или первичных доходов, то проявляется распределительная функция. Сумма доходов равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

2) доходы предприятий сферы материального производства. Первичные доходы не образуют общественных денежных

фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Нужно дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

Перераспределение национального дохода связано: с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение, управление); перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные, доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Доходы, создаваемые в ходе перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, а также объемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Одной из важных задач финансового контроля является проверка соблюдения финансового законодательства, своевременного и полного выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

Взаимосвязь финансов с другими категориями

Финансы, участвуя в распределении стоимости, тесно связаны и взаимодействуют с такими категориями, как цена, заработная плата, кредит.

Чтобы процесс образования и распределения различных форм денежных доходов и накоплений мог начаться, образованная в производстве стоимость должна быть реализована. Экономическим инструментом, благодаря которому стоимость продукта получает денежное выражение и становится объектом распределения, служит цена.

Являясь количественной мерой создаваемой в производстве стоимости, ее денежным выражением, цена предопределяет пропорции будущего стоимостного распределения, но сама не может обеспечить ни распределения по субъектам собственности, ни функционального обособления разных частей стоимости. Это вычленяется на стадии обмена при помощи финансов и заработной платы. Именно благодаря им в процессе первичного распределения образуются различные виды денежных доходов, накоплений и отчислений.

Заработная плата как форма распределения обусловлена необходимостью формирования доходов конкретных работников. Как экономическая категория заработная плата выражает стоимостные отношения, возникающие в результате разделения вновь созданной стоимости при создании индивидуальных доходов, поступающих работникам в зависимости от качества и количества затраченного труда.

Финансы же находятся в распоряжении субъектов хозяйствования и государства и предназначаются для удовлетворения разнообразных общественных потребностей. Но они тесно связаны между собой: с одной стороны, финансы способствуют формированию фонда оплаты труда, с другой – заработная плата, начисление которой по времени не сходится с выплатой, выступает источником создания части финансовых ресурсов предприятия, обретая форму устойчивых пассивов.

Находясь в обороте предприятия между начислением и выплатой, заработная плата выступает источником формирования оборотных средств.

В стоимостном распределении участвует и кредит. Финансы и кредит имеют одну экономическую основу, но в отличие от финансов кредит функционирует на условиях возвратности и платности.

Основными объектами комплексного воздействия финансов и кредита на воспроизводственный процесс выступают основные фонды и оборотные средства.

Опираясь на взаимосвязь финансов с важнейшими экономическими категориями, необходимо особое значение придавать вопросам финансового менеджмента, т. е. наиболее эффективного управления финансовыми ресурсами.

Финансовый менеджмент

В экономически развитых странах наибольшее воздействие на финансы предприятий оказывают: интернационализация хозяйственной жизни, глобализация деловых операций и расширение компьютерной техники.

Компьютерная и телекоммуникационная технологии резко меняют процесс принятия финансовых решений. Головные компании обеспечены системой персональных компьютеров, объединенных локальной сетью, с компьютерами поставщиков и по-гребителей. Это позволяет финансовому менеджеру постоянно быть в курсе всей информации и принимать наиболее рациональные решения.

Основные задачи финансового менеджмента:

1) максимизация реальных активов и пассивов предприятий;

2) прогнозирование финансовой стороны деятельности предприятий. Составляются бизнес-планы по объему производства, реализации продукции, прибыли, капитальным вложениям, внедрению новых управленческих решений и финансовых ресурсов для их обеспечения;

3) принятие целесообразных решений при инвестировании крупных средств (оптимальные темпы роста объема реализации, структура привлекаемых средств, методы их мобилизации и т. д.);

4) координация финансовой деятельности предприятий с другими службами (банком, налоговым департаментом и т. д.);

5) проведение крупных операций на финансовом рынке по

мобилизации дополнительных капиталов.

Большое значение имеет финансовый менеджмент и для государственных финансов, включая бюджетную систему и внебюджетные фонды.

В связи с переходом к рыночным отношениям наблюдается тенденция значительной децентрализации финансовых ресурсов. Развитие внебюджетных фондов ведет к рассредоточению средств, не дает возможности мобильного их использования, концентрирования на приоритетных направлениях развития экономики, ослабляет контроль за расходованием государственных средств. Поэтому необходимо обратить особое внимание на развитие финансового менеджмента, на основе которого следует строить финансовую политику.

Финансовая политика

Главная задача финансовой политики – обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной программы экономического и социального развития. Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Она включает в себя три основных элемента:

1) определение и постановку главных целей и конкретизацию дальнейших и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период;

2) разработку методов, средств и форм организации отношений, при которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;

3) подбор и расстановку кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение. Финансовая политика оценивается по тому, насколько она соответствует интересам общества и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.

Чтобы определить и сформировать финансовую политику, необходима достоверная информация о финансовом положении государства, его финансовом потенциале, т. е. объективных возможностях государства.

В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика государства решают одну главную задачу – обеспечение сохранения и упрочения существующей в данном государстве системы общественных отношений. В период революционных изменений политические силы проводят политику, направленную на разрушение действующей и формирование новой системы общественных отношений.

Читать также:  ИНСТИТУТЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ГЛОБАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Роль финансовой политики в критические моменты жизни трудно переоценить, так как в первую очередь происходит радикальное перераспределение финансовых ресурсов.

Первоочередные задачи, стоящие перед современной финансовой политикой российского государства, – борьба с инфляцией, преодоление спада производства, повышение социальной защищенности населения.

Финансы как экономическая категория

Наука о финансах является одной из важных и сложных наук. Финансы играют исключительно важную роль в жизни любого общества независимо от его общественного строя.

Финансы – неотъемлемая часть рыночных отношений. В современной России огромную роль играют финансы, являясь важным инструментом в государственной финансовой политике и организации общественного производства. Поэтому важно знать природу финансов, разбираться в особенностях их функционирования, предвидеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства. Все то, что происходит в сфере финансовой деятельности, тесным образом связано с личным благополучием каждого.

Содержание финансов как экономической категории заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения.

Изучение финансов позволяет знать, куда и на что используются изымаемые в виде налогов и сборов у граждан и предприятий доходы, какова цена акций, облигаций, каковы отчисления на пенсии, какой размер налогов, следует ли реформировать налоговую систему, следует ли дальше дотировать убыточные предприятия или не препятствовать их банкротству, каковы причины бюджетного дефицита.

Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к взаимосвязи между функциями макроуровня и финансами микроуровня. Кфинансам макроуровня относят государственный и муниципальный бюджет, которые образуются на финансовом потенциале предприятий.

Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация. Поэтому важным фактором является:

1) определение принципов организации и функционирования финансов позволяет выявить направления воздействия финансов на развитие государственного сектора экономики и выработать критерии его функционирования;

2) финансы должны опираться на информационные потоки, потому что принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решений, так и в процессе контроля над ходом его выполнения. Эту информацию можно найти в:

а) оперативной и статистической отчетности;

б) договорах и соглашениях;

в) расчетных документах и т. п.;

3) финансы должны иметь целевую ориентацию, потому что они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества, хотя во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

Оценка финансов и составление прогнозов

Оценка финансов нужна для определения благополучия и перспективы развития государства или компании. Для этого используют аудит — анализ отчетной информации о доходах и расходах. Данные сравнивают по периодам, то есть проводят анализ в динамике.

Чтобы оценить перспективы распределения ресурсов и объема доходов, строят прогнозы.

Например, ООО «Искра» хочет открыть филиал в соседнем городе. Для этого нужно арендовать помещение и закупить оборудование. Общая сумма первичных расходов по прогнозам составит 4 млн рублей за первый квартал. Дальше филиал должен выйти в плюс и начать сам себя обеспечивать. Сейчас чистая прибыль компании — 5 млн рублей в месяц. Это значит, что «Искра» сможет открыть филиал и содержать его первое время, пока он не выйдет на окупаемость.

Есть три вида прогнозирования в зависимости от срока, на который делают предположения:

Например, Государственная дума сделала краткосрочный прогноз бюджета на 2024 год. По прогнозу доходная часть составит 25,83 трлн рублей, а расходная — 26,35 трлн рублей. Это значит, что расходы бюджета на 522,7 млрд рублей превысят его доходы.

Физлица тоже оценивают финансы. Для этого они сравнивают общую сумму доходов и обязательные расходы. Например, перед тем как брать ипотеку, семья рассчитывает, хватит ли ее постоянных доходов, чтобы покрывать ипотечный платеж и при этом обеспечивать себя всем необходимым: покупать продукты, оплачивать проезд, платить за жилье, одежду, развлечения и хобби.

Финансы – экономическая категория, их сущность проявляется в выполняемых ими функциях. Функции показывают, как реализуется общественное назначение этой экономической категории. Изучение функций необходимо для реализации государственной финансовой политики.

В соответствии с природой финансов им присущи две основные функции: распределительная и контрольная.

Многие экономисты выделяют также стимулирующую функцию.

Распределительная функция (распределение национального дохода) заключается в создании так называемых основных или первичных доходов, их сумма равна национальному доходу.

Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Основные доходы делятся на заработную плату работников, служащих, занятых в сфере материального производства; доходы предприятий в сфере материального производства.

Однако распределение национального дохода не ограничивается лишь распределением его между участниками материального производства.

Государство имеет и сферу непроизводственного назначения, где не создается национальный доход, но государство все равно обязано заботиться и об этом, не приносящем доход производстве.

Сущность распределительной функцией финансов заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами.

Контрольная функция заключается в контроле за распределением валового внутреннего продукта и национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Финансовый контроль охватывает как производственную сферу, где создаются доходы, так и непроизводственную, откуда доходы не поступают. Целями финансового контроля являются рациональное и бережное расходование материально-трудовых и финансовых ресурсов, сокращение непроизводственных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Финансовый контроль осуществляется федеральной службой финансово-бюджетного надзора, Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований и (или)уполномоченными ими органами, главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств.

Сущность стимулирующей функции состоит в том, что государство с помощью специальных финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, отраслей в нужном обществу направлении.

Известно, что финансы участвуют в процессе создания денежных доходов, а также в процессе его распределения. Имея такой экономический рычаг, который распределяет денежный доход, и умело управляя им, государство может эффективно стимулировать или сдерживать развитие того или иного экономического процесса.

Виды финансов

Есть четыре вида финансов по форме собственности: государственные, корпоративные, общественные и личные.

Государственные. Это часть общей финансовой системы государства, деньги государственных фондов и бюджетов разных уровней: федеральных, муниципальных и региональных. Госфинансы состоят из бюджета страны, золотовалютных запасов и госкредитов.

Корпоративные. Это все деньги компании: выручка, прибыль, инвестиции и накопления, а еще имущество, которое можно оценить в денежном эквиваленте, например офисы и склады в собственности, машины, оборудование, компьютеры.

Основная функция корпоративных финансов — обеспечение деятельности бизнеса.

Общественные. Общественные финансы — понятие, которое объединяет деньги всех некоммерческих организаций: благотворительных фондов, политических партий и других общественных объединений. Их доходы складываются из взносов, вкладов и пожертвований.

Личные. Это деньги граждан, которые они получают в виде зарплаты, пенсии, стипендии или социальных пособий. Личные финансы еще называют финансами домохозяйств, которые может вести один человек или семья.

Необходимость финансов

Финансы – неотъемлемый элемент воспроизводства на всех уровнях хозяйствования, они необходимы и самому низкому звену т. е. предприятиям, организациям, и самому государству. Необходимость финансов обусловлена существованием товарно-денежных отношений, в процессе которых возникают финансовые отношения.

Финансовые отношения – это такие отношения, которые обладают признаками, по которым их можно выделить из разряда других возможных денежных отношений. Финансы всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения. Финансы – совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляются формирование, распределение и использование фондов денежных средств для решения экономических, политических и социальных задач. Финансы представляют собой экономические денежные отношения, которые возникают в процессе производства.

Финансы имеют своей природой денежные отношения, однако одно только движение денежных средств между объектами не раскрывает всей сущности финансов. Для этого нужно рассмотреть свойственные финансам отношения, также возникающие между объектами.

В жизни постоянно возникают денежные отношения между:

1) предприятиями (в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг);

2) государством и предприятиями (в виде уплаты налогов в бюджет);

3) государством и населением (как уплата налогов с физических лиц);

4) предприятиями и страховыми компаниями;

5) предприятиями и банками;

6) предприятиями и внебюджетными фондами;

7) бюджетами различных уровней.

Отсюда можно вывести, что финансы охватывают отношения двух сфер, при которых:

1) денежные отношения связаны с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулированных в бюджете и внебюджетных фондах;

2) денежные отношения опосредствуют кругооборот денежных фондов предприятия. Кроме того, финансам свойственны три признака, действующие только в совокупности: денежные отношения; отношения перераспределения уже распределенного валового внутреннего продукта; денежные отношения, вызванные фактором наличия государства как органа управления.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства, обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Общее значение финансов сводится к следующим факторам:

2) адаптации к рыночным преобразованиям;

3) стимулированию инвестиционной активности.

Социально-экономическая сущность финансов

Финансы представляют
собой экономические отношения, связанные
с формированием, распределением и
использованием централизованных и
децентрализованных фондов денежных
средств в целях выполнения функций и
задач государства и обеспечения условий
расширенного воспроизводства.

Читать также:  Государственные и муниципальные финансы это совокупность экономических отношений возникающих

Централизованные
финансы – это
экономические отношения, связанные с
формированием и использованием фондов
денежных средств государства,
аккумулируемых в государственной
бюджетной системе и правительственных
бюджетных фондах. Они используются для
регулирования экономических и социальных
отношений на макроуровне.

Децентрализованные
финансы – это
денежные отношения, опосредствующие
кругооборот денежных фондов предприятий,
используемые для регулирования и
стимулирования экономических и социальных
отношений на микроуровне.

Финансы
– неотъемлемая
часть денежных отношений. Однако, не
всякие денежные отношения выражают
финансовые отношения. Финансы отличаются
от денег как по содержанию, так и по
выполняемым функциям.

Деньги
— это всеобщий эквивалент, универсальное
средство обмена, особый вид абсолютно
ликвидного товара, посредством которого
выражается стоимость всех других
товаров.

Финансы
— это совокупность денежных отношений,
организованных государством, в процессе
которых осуществляется формирование
и использование общегосударственных
фондов денежных средств для осуществления
экономических, социальных и политических
задач.

Финансы
– это экономический инструмент
распределения и перераспределения
валового внутреннего продукта (ВВП) и
национального дохода, орудие контроля
за образованием и использованием фондов
денежных средств. Главное их назначение
состоит в том, чтобы путем образования
денежных доходов и фондов обеспечить
не только потребности государства и
предприятий в денежных средствах, но и
контроль за расходованием финансовых
ресурсов.*

Совокупность
денежных отношений, возникающих
в связи с движением средств денежных
фондов, образует финансовые отношения.
К финансовым отношениям принято относить
денежные отношения, возникающие в
процессе расширенного производства
между:


государством и предприятиями при уплате
налогов и других платежей в бюджет,
а также при финансировании из бюджета
ряда затрат предприятий;


государством и гражданами при внесении
обязательных и добровольных платежей
в бюджет и внебюджетные фонды;


предприятиями и вышестоящими организациями
при создании
централизованных
фондов денежных средств и резервов и
их распределении;


предприятиями и внебюджетными фондами
при внесении
платежей и
получении ресурсов;


предприятиями и банками при получении
кредитов, уплате
процентов за
кредит, при хранении денежных средств
на счетах в
банках;


предприятиями и органами страхования
при уплате страховых
взносов и
возмещении из страхового фонда ущерба
при наступлении
страхового
случая;


предприятиями и работниками, занятыми
на этих предприятиях, при
выплате
заработной платы из фонда оплаты
труда;


предприятиями и организациями в процессе
их производственной и
коммерческой
деятельности при расчетах за приобретенные
товарно-материальные
ценности (сырье, материалы, топливо,
электроэнергия),
а также при реализации готовой продукции
и оказании услуг.

Главным
материальным источником денежных
доходов и фондов служит национальный
доход (НД)** страны, объем которого
определяет возможности удовлетворения
общегосударственных потребностей и
расширения общественного производства.
Финансы, воздействуя на производство,
распределение и потребление, носят
объективный характер. Они выражают
определенную сферу производственных
отношений и относятся к базисной
категории. Современная экономика не
может существовать без государственных финансов.
На определенных этапах исторического
развития ряд потребностей общества
могут финансироваться только государством.
Это атомная промышленность, космические
исследования, ряд новых приоритетных
отраслей экономики, а также предприятия,
которые необходимы всем (почта, телеграф
и др.)

Финансы отражают
уровень развития производительных сил
в отдельных странах и возможности их
воздействия на макроэкономические
процессы в хозяйственной жизни.

Состояние
экономики страны определяет состояние
финансов. В условиях постоянного
экономического роста, увеличения ВВП
и НД финансы характеризуются своей
устойчивостью и стабильностью, стимулируют
дальнейшее развитие производства и
повышение качества жизни граждан страны.
И, наоборот, в условиях экономического
кризиса, спада производства, роста
безработицы состояние финансов резко
ухудшается. Это выражается в крупных
бюджетных дефицитах, в увеличении
государственного долга и расходов по
нему. Все это влечет за собой развитие
инфляции, нарушение хозяйственных
связей, увеличение взаимных неплатежей,
появление денежных суррогатов, увеличение
бартерных сделок, сложности с мобилизацией
налогов, снижение жизненного уровня
широких слоев населения. Поэтому
первостепенная роль в экономических и
социальных отношениях принадлежит
состоянию реальной сферы производства.

По
своему материальному содержанию финансы
– это целевые фонды денежных средств,
в совокупности представляющие финансовые
ресурсы страны.

Увеличение
НД является главным условием роста
финансовых ресурсов. Финансы и финансовые
ресурсы – не тождественные понятия.
Финансовые ресурсы сами по себе не
определяют сущности финансов. Финансовая
наука изучает не ресурсы как таковые,
а общественные отношения, возникающие
на основе образования, распределения
и исследования ресурсов; она исследует
закономерности развития финансовых
отношений.

Социально-экономическая
сущность финансовых отношений
состоит в исследование вопроса – за
счет кого государство получает финансовые
ресурсы и в чьих интересах использует
эти средства.

  

* Валовый
внутренний продукт (ВВП) —
стоимость конечных товаров и услуг,
произведенных на территории данной
страны за определенный период
времени.

**Национальный
доход (НД) –
вновь созданная стоимость или стоимость
валового внутреннего продукта за вычетом
потребленных в процессе производства
орудий и средств производства.

История развития финансов

Финансы – историческая категория, поскольку они имеют стадию возникновения и развития. Они появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с ним, поэтому сущность финансовой сферы деятельности и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой и функциями государства.

Во время первобытно-общинного строя не было классов, государства. При расслоении общества на классы появилось первое рабовладельческое государство, затем феодальное в докапиталистических формациях. Основная часть потребностей такого государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных платежей и сборов, а денежное хозяйство было развито только в армии. С развитием капитализма все большее значение приобретают денежные доходы и расходы государства, пришедшие на смену натуральным сборам. Капиталистическое хозяйство является товарно-денежным и, следовательно, формирование доходов государства осуществляется в денежной форме. Другими словами, финансы – это всегда денежные отношения, в которых одним из субъектов выступает государство.

Впервые термин «финансы» появился в Италии в XIII–XV вв. и вначале обозначал «любой денежный платеж». Сегодня трудно назвать автора, который ввел в обиход этот термин.

Слово «финансы» происходит от латинского «financia» и означает «наличность, доход». Термин «финансы» восходит к латинскому «finis», означающему «конец, предел». В денежных отношениях, складывающихся между населением и государством в лице князя или короля, это слово означало завершение платежа, или окончательный платеж.

Во Франции этот термин применялся в XVI в. уже в более широком смысле как совокупность публичных доходов и расходов.

Несколько позднее как в русском, так и во всех западноевропейских языках, появился термин «публичные финансы», оно означало совокупность доходов и расходов.

От другого латинского слова «fiscus» произошел термин «fisc» («казна»). Этим словом в латинском языке называли плетеную корзину, в которую ссыпали деньги и материальные ценности, получаемые государством от населения в качестве налогов.

Таким образом, термин «fiscus» получил новое содержание и стал обозначать денежные и материальные ценности, которыми располагает государство.

На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и его главы.

Монархи располагали средствами страны как своей собственностью, и лишь с выделением казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI–XVII вв.) возникают понятия «государственные финансы» и «государственный бюджет».

Понятие финансов

Термин finansia возник
в XIII-XV вв.
в торговых рядах Италии и сначала
обозначал любой денежный платеж.  В
дальнейшем термин получил международное
распространение и стал употребляться
как понятие, связанное с системой
денежных отношений между населением и
государством по поводу образования
государственных фондов денежных средств.

Выделим основные
признаки финансов:

·     наличие
денежных отношений между двумя субъектами,
т.е. деньги выступают материальной
основой существования и функционирования
финансов (где нет денег, не может быть
финансов);

·     субьекты
обладают  разными правами в процессе
денежных отношений: один из них
(государство) обладает особыми
полномочиями:

·     в
процессе денежных отношений формируется
общегосударственный фонд денежных
средств — бюджет (можно сказать, что эти
отношения носят фондовый характер);

·     регулярное
поступление средств в бюджет не может
быть обеспечено без придания налогам,
сборам и другим платежам 
государственно-приоритетного характера,
что достигается посредством правовой
нормотворческой деятельности государства,
создания соответственного фискального
аппарата.

Исходя из
вышесказанного, дадим следующее 
определение финансов:

Финансы представляют 
собой экономические отношения, связанные
с формированием, распределением
и использованием
централизованных и децентрализованных фондов
денежных средств в целях выполнения
функций и задач государства и обеспечения
условий расширенного воспроизводства.

Сущность финансовой системы

Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления.

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений (государства, хозяйствующих субъектов, наёмных работников и органов местного самоуправления) накапливаются различные фонды денежных доходов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *