Обязательным условием существования финансов является существование

Сущность и функции финансов

Понятие “финансы” неразрывно связано с деньгами и товарно-денежными отношениями. В условиях товарно-денежных отношений происходит непрерывный процесс движения денег, переход их от одного владельца к другому.

Слово “финансы” (фр. finance от ср.-лат. financia) в переводе означает наличность, доход; в широком смысле — денежные средства, денежные обороты. Деньги — обязательное условие существования финансов, так как они всегда имеют денежную форму.

Очевидно, поэтому понятие “финансы” зачастую отождествляют с понятием “деньги”. Однако это два различных, но взаимосвязанных понятия. Финансы существенно отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги — это товар особого рода, выделившийся в общей массе товаров. Его особенность состоит в том, что он, по сути, представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда ассоциированных товаропроизводителей.

Главное назначение денег выражается в их функциях. На современном этапе деньги выполняют пять функций: меры стоимости; средства обращения; средства платежа; средства образования накоплений и сбережений; мировых денег.

Если деньги можно считать всеобщим эквивалентом, то финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП)

и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Валовой внутренний продукт (ВВП) представляет собой стоимость товаров и услуг, произведенных данной страной во всех видах деятельности экономики за определенный период времени и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта. ВВП на стадии производства рассчитывается по рыночным ценам, т. е. включает чистые налоги на произведенные продукты и импорт.

Национальный доход — исчисленная в денежном выражении стоимость вновь созданного в стране в течение года совокупного продукта, представляющая доход, приносимый всеми факторами производства (трудом, капиталом, землей, предпринимательством). Национальный доход страны равен валовому общественному продукту за вычетом потребленных в процессе производства средств производства (сырья, топлива, электроэнергии, амортизационных отчислений) и косвенных налогов. С другой стороны, национальный доход можно определять как сумму всех доходов за год в виде заработной платы, промышленной и торговой прибыли, процента на вложенный капитал и земельной ренты.

Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и организаций в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы — это не сами денежные средства, а отношения между хозяйствующими субъектами и людьми по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств. Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансы — это система экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения ВВП, национального дохода и части национального богатства.

Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с движением средств денежных фондов, образует финансовые отношения.

К финансовым отношениям, определяющим содержание финансов как экономической категории, принято относить денежные отношения, возникающие в процессе расширенного производства между:

  • государством и организациями по уплате налогов и других платежей в бюджет, а также по финансированию из бюджета затрат ряда организаций;
  • государством и гражданами при внесении обязательных и добровольных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
  • организациями и вышестоящими органами при создании централизованных фондов денежных средств и резервов;
  • организациями и внебюджетными фондами при внесении страховых взносов в эти фонды;
  • организациями и банками при получении кредитов, уплате процентов за кредит, хранении денежных средств на счетах в банках;
  • организациями и органами страхования при уплате страховых взносов и возмещении из страхового фонда ущерба при наступлении страхового случая;
  • организациями и их работниками при выплате заработной платы из фонда оплаты труда;

Совокупность экономических отношений, возникающих между государством, хозяйствующими субъектами, регионами и отдельными гражданами в связи с движением денежных средств, образует финансовые отношения.

Таким образом, финансы — это система экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения ВВП, национального дохода и части национального богатства. Финансы включают конкретные формы и методы взаимосвязей между государством, организациями и гражданами.

В понятие “финансы” включается совокупность всех финансовых отношений, а также совокупность средств денежных фондов, находящихся в распоряжении государства и организаций. К финансам относятся также отношения по поводу образования и использования кредита.

Вместе с тем не все денежные отношения являются финансовыми. Финансовые отношения охватывают только ту часть отношений, которая связана с образованием и использованием фондов денежных средств.

Так, в процессе хозяйственной деятельности в организациях имеет место движение материалов от одного подразделения к другому без оплаты их денежными средствами. Денежное выражение стоимости материальных ценностей при таких операциях используется лишь для учета и контроля за ходом хозяйственных процессов и к финансам не относится.

В систему финансовых отношений не входят и товарообменные операции, занимающие еще заметное место, к сожалению, во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов на нынешнем этапе.

В понятие “финансы” включаются только те денежные отношения, которые связаны с формированием, распределением, перераспределением и использованием фондов денежных средств.

Любая финансовая операция (платежи в бюджет, выплата пенсий, заработной платы и т. д.) содержит движение денег, распределение и перераспределение стоимости общественного продукта и национального дохода и поэтому относится к финансам.

Таким образом, можно выделить следующие основные признаки финансов:

  • экономические отношения между хозяйствующими субъектами с использованием денег. При этом деньги выступают материальной основой существования финансов;
  • в процессе экономических отношений осуществляется формирование денежных фондов у хозяйствующих субъектов и государства и их использование. Сущность финансов, их конкретное содержание раскрываются в их функциях.

Финансы как экономическая категория представляют собой совокупность денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта, национального дохода и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у субъектов хозяйствования, государства, используемые для решения экономических и социальных задач.

Под функциями финансов понимается проявление присущих им свойств (назначение, деятельность, обязанность, исполнение, роль), т. е. их роли, которую они выполняют в системе экономических отношений. Функции финансов конкретизируют их сущность, раскрывают ее содержание.

Для финансов как экономической категории характерны две функции: распределительная и контрольная.

Первой функцией финансов является распределение и перераспределение национального дохода в государстве.

Материальной основой создания национального дохода государства служит воспроизводство общественного продукта (валового внутреннего продукта). На всех стадиях воспроизводства валового внутреннего продукта и его распределения (собственно производство, распределение, обмен и конечное потребление) непосредственно используются финансы.

Обязательным условием существования финансов является существование

Рис. 1.1. Схема распределения валового внутреннего продукта и национального дохода в Российской Федерации

Национальный доход подразделяется на две части — фонд накопления и фонд потребления. Соотношение этих частей определяет пропорции развития экономики и ее структуру. Через систему финансовых отношений государство распределяет и направляет одну часть национального дохода на расширенное воспроизводство (в фонд накопления), другую часть — в фонд потребления. Государство использует финансы в качестве орудия распределения национального дохода с целью эффективного воздействия на результаты хозяйствования.

В дальнейшем объективно возникает потребность в перераспределении национального дохода, которая вызывается:

  • наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (государственное управление, образование, здравоохранение, социальное обеспечение), но без которой производство не может быть эффективным;
  • необходимостью обеспечения социального развития;
  • важностью создания благоприятных условий для предпринимательства, что требует предоставления дотаций, субсидий.

Следовательно, национальный доход распределяется на фонд накопления и фонд потребления, а затем перераспределяется между производственной и непроизводственной сферами, а также по регионам.

Подавляющая часть перераспределительных отношений между территориями государства, производственной и непроизводственной сферами осуществляется через государственный бюджет (федеральный, региональные) и местные бюджеты (муниципальных образований).

Распределительная функция финансов проявляется при распределении национального дохода, когда происходит структурная перестройка экономики, выделение приоритетных видов экономической деятельности (сельское хозяйство, транспорт, энергетика).

Конечная цель распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, укреплении государства, достижении высокого качества жизни широких слоев населения.

Финансы выполняют свою распределительную функцию также в процессе формирования и распределения доходов организаций.

При реализации продукции у организаций образуется выручка и, соответственно, доход. Одна часть этого дохода поступает в государственный бюджет, централизованные фонды социального страхования, а другая — остается в распоряжении организаций на образование фондов оплаты труда, экономического стимулирования и финансирования затрат по расширению и развитию производства.

Посредством распределительной функции финансов организации образуют фонды денежных средств за счет выручки от реализации товаров, готовой продукции и выполненных работ, направляют их на возмещение затрат (оплату товаров, материальные затраты, выплату заработной платы) и образование чистого дохода (прибыли). Определенная доля чистого дохода вносится в доход бюджета.

Читать также:  Выберите один ответ на тест по дисциплине "Финансы" для АНО ВО МЦДО

Вторая важная функция финансов — контрольная. Она порождена распределительной функцией и проявляется прежде всего в контроле за распределением совокупного общественного продукта и национального дохода по денежным фондам и их целевому расходованию.

Контрольная функция финансов осуществляется двояко: во-первых, через контроль рублем, во-вторых, через контроль, осуществляемый финансовыми органами. Посредством финансов в организациях осуществляется контроль рублем за образованием денежных доходов, соблюдением режима экономии и использованием материальных и трудовых ресурсов, количеством и качеством труда, использованием основных и оборотных фондов, образованием и использованием поощрительных фондов и др.

Но самое главное в организации — строго следить за перераспределением прибыли на фонды накопления и фонды потребления. Еще важнее осуществлять контроль за использованием средств из этих фондов по целевому назначению.

Таким образом, финансы выступают орудием контроля за правильным образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе производства и реализации продукции.

Контроль рублем осуществляется не только внутри организации, но и во взаимоотношениях между организациями, с вышестоящей организацией и с финансово-кредитными учреждениями. Он производится во взаимоотношениях между организациями при оплате поставляемых товаров, оказанных услуг и выполненных работ, соблюдении договорных условий.

Хозяйственная деятельность организаций контролируется рублем в процессе выполнения обязательств перед бюджетом по платежам в бюджет и финансированию из бюджета. Контроль финансовыми органами и ведомственными службами осуществляется путем проверки законности расходования денежных средств, полноты уплаты налогов.

Контрольная функция финансов используется и в масштабе всего государства. Финансы показывают, как складываются количественные показатели распределения финансовых ресурсов, пропорции или диспропорции в экономике отраслей, исполнение государственного бюджета.

Некоторые экономисты считают, что финансам присуща третья функция — формирование денежных фондов. Однако представляется, что финансы, выполняя функцию распределения финансовых ресурсов, одновременно формируют и денежные фонды. И выделять третью функцию путем расчленения распределительной функции, на наш взгляд, нет необходимости.

Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм, который является частью хозяйственного механизма.

Финансовый механизм — это совокупность способов управления финансовыми отношениями.

Он включает: формы финансовых отношений в государстве; институты (порядок, правила) формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; методы финансового планирования; формы управления финансами; финансовое законодательство.

Необходимость финансов в рыночном хозяйстве

Финансы возникли при регулярном товарно-денежном обращении с развитием государства и ростом его потребностей в денежных ресурсах (в докапиталистических формациях большая часть государственных потребностей удовлетворялась за счет натуральных податей и сборов, повинностей).

Быстрый рост расходов капиталистических государств послужил толчком к развитию финансов. Материальную основу финансов образуют деньги. В процессе научно-технического прогресса деньги становятся мерилом затрат на производство продукции, рабочую силу и средством собирания налогов.

Финансовая деятельность обусловлена экономическими законами. Они определяют экономическую необходимость развития материального производства и удовлетворения личных потребностей членов общества. Их обеспечение связано с распределением общественного продукта в целях образования фондов возмещения средств производства, страховых и резервных фондов, фондов личного и общественного потребления.

В условиях развития рынка необходимость финансов возрастает. Понятие “рынок” и его роль в экономике трактуются по-разному. Одни экономисты под рынком понимают полную свободу купли-продажи, разгул стихийных сил, ничем не ограниченную спекуляцию, исключая регулирование основных категорий рынка. Другие видят в рынке чудодейственное лекарство, способное излечить экономику от всех ее недугов, утверждая, что якобы рынок все отрегулирует. На практике получается далеко не так.

Рынок в экономическом смысле — это категория обмена. Цивилизованный рынок — это обмен, организованный по объективным экономическим законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения.

Планово организуемый рынок был при социализме, с соответствующими ему категориями (цена, спрос, предложение и др.) и разумными методами регулирования. Регулируемый рынок при социализме служил важным фактором обеспечения планомерного развития экономики.

В результате реформ 1990-х гг. категории организованного социалистического рынка были разрушены, в стране стал создаваться капиталистический неорганизованный рынок, что привело к спаду почти во всех отраслях экономики и росту кризисных явлений.

В общей системе экономического развития рынок должен выступать как связующее звено между производством и потреблением, служить мощным рычагом снижения производственных расходов.

Рыночные отношения находятся в тесной связи и единстве с денежным обращением и финансами.

Финансы — это экономическая категория, особенность которой, как отмечалось, заключается в ее функциях. В общественном воспроизводстве финансы выражают распределительные отношения.

Финансы обслуживают процесс расширенного воспроизводства, сами будучи категорией не производства, а распределения.

Необходимость финансов в условиях рыночного хозяйства можно объяснить следующими причинами:

1. Существованием товарно-денежных отношений и действием закона стоимости. Реализация продукции, товаров и услуг хозяйствующими субъектами осуществляется путем купли и продажи за деньги.

Финансы не могут существовать без денег. Если наличие денег — обязательное условие существования финансов, то причиной, порождающей появление финансов, можно считать потребности государства и субъектов хозяйствования в денежных ресурсах, обеспечивающих их деятельность и расширенное воспроизводство. Эту потребность в ресурсах без финансов удовлетворить невозможно ни в сфере хозяйствования, ни в сфере государственного управления.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития.

2. Необходимостью обеспечивать кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать развитие производства.

3. Наличием государства. С появлением государства возникли налоги как материальная основа его существования.

Поскольку государство выполняет хозяйственно-организаторскую и культурно-воспитательную функции, оно должно располагать соответствующими финансовыми ресурсами в виде денежных фондов.

4. Потребностями государства и организаций в распределении общественного продукта и национального дохода.

Без финансов, которые являются категорией распределения, невозможно организовать распределение общественного продукта. Для того чтобы организовать распределение, нужно осуществить накопление денежных фондов государства и организаций. Государству необходимы экономические связи с зарубежными странами с использованием финансовых отношений.

Организациям необходим обмен продуктами их труда с использованием финансовых отношений (купли и продажи за деньги).

Финансы — неотъемлемая часть экономических отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место в рыночном хозяйстве занимают финансовые отношения между хозяйствующими субъектами.

К финансовым отношениям государства с населением относятся также налоговые платежи населения в бюджет и внебюджетные фонды, различные формы кредитования населением государства (в частности, займы, лотереи, вклады населением временно свободных денежных средств в сберегательные банки). Государство, в свою очередь, выдает населению кредиты на строительство жилья, покупку товаров, кредиты на предпринимательские проекты и др.

Таким образом, финансовые отношения охватывают практически все стороны экономической жизни общества.

Финансовые отношения являются одной из важных форм проявления производственных отношений общества. В то же время финансы активно воздействуют на изменения в производственных отношениях и системе хозяйственных связей. От совершенства финансовых отношений в значительной мере зависит рост эффективности производства.

Финансы как основополагающая категория финансового права

В основе финансовых отношений лежат денежные процессы. Финансовые отношения всегда имеют денежную форму выражения и охватывают:

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и развитие определяется тем, какое место занимают денежные отношения в системе экономических отношений. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег — не может быть и финансов, ибо последние обусловлены первыми.

Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — всеобщий эквивалент, с помощью которого соизмеряются затраты труда на изготовление различных товаров, определяется их стоимость и осуществляется обмен, а финансы — экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД. Главное назначение финансов состоит в том, чтобы, осуществляя распределение НД, обеспечить удовлетворение потребностей государства и субъектов хозяйствования в денежных средствах.

Финансы только выражают отдельную часть денежных отношений. Какую именно, позволяет определить анализ общественного воспроизводственного цикла. Воспроизводственный цикл представлен последующей сменой следующих стадий: производство и реализация — распределение — обмен — потребление (производственное и личное).

Движение стоимости в денежной форме происходит на двух стадиях воспроизводственного цикла — распределение и обмен, представляющее собой 2-х этапный переход стоимости в денежной форме к товару. Целью является удовлетворение потребностей.

На 1 этапе — распределение, происходит обеспечение отдельных потребностей денежными ресурсами. Денежные средства из источников (в данном случае это выручка от реализации произведенной продукции) распределяются в денежные фонды соответствующие конкретным потребностям производства (обновление производства — фонд накопления, наем рабочей силы — фонд потребления, сырье, материалы — оборотные фонды). Т.е. происходит целевое обособление в денежной форме стоимости необходимого товара.

На 2 этапе деньги функционируют в качестве инструмента обмена. Происходит смена форм стоимости. Деньги здесь реализуют свои сущностные характеристики — средства обращения, меры стоимости, средства платежа. Движение денег, приводящее к целевому обособлению денежных средств в фондах, имеет локальную форму выражения — финансовую. При этом деньги выполняют следующие функции:

  • меры стоимости (устанавливается зависимость между ценой той или иной потребности и размером соответствующего фонда);
  • средства платежа (осуществляется целенаправленное передвижение денежных средств необусловленное непосредственным обменом);
  • средства накопления (формируется фонд целевого использования).
Читать также:  В составе финансовой политики в области государственных и муниципальных финансов выделяются функции органа управления общественными финансами Российской Федерации

На стадии распределения происходит одностороннее движение стоимости. При обмене двухстороннее, что исключает возможность функционирования финансов.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного цикла — распределение, поэтому важным признаком финансовых отношений является их распределительный характер.

Финансы — это распределительная категория, так как сферой возникновения и реализации финансовых отношений является вторая стадия воспроизводственного цикла — распределение.

Распределение денежных средств приводит к образованию денежных фондов, предназначенных для удовлетворения отдельных потребностей. Финансы имеют преимущественно фондовый характер. Хотя иногда возможно и нефондовое удовлетворение потребностей (например: уплата штрафа).

Применение фондовой формы использования денежных ресурсов имеет ряд преимуществ:

  • позволяет теснее увязать удовлетворение потребностей с имеющимися возможностями;
  • обеспечивает концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях развития производства.

Таким образом, при характеристике финансов следует исходить из следующих положений:

Существование финансов обусловлено функционированием денег. Финансы — это локальная система денежных отношений.

Финансы — область распределительных отношений, связанная с обособлением части стоимости в денежной форме на определенные нужды и движением стоимости от одного субъекта к другому, необусловленным непосредственным товарным обращением (обменом).

Финансы — это система отношений по поводу формирования и использования денежных фондов.

Финансы — это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости ВОП или НД в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, мат. стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Функция есть внешнее проявление свойства какого-либо объекта в данной системе отношений. Из определения финансов выводим их функции. Чаще всего считают, что финансы выполняют 2 функции: распределительную и контрольную.

Сущность финансов проявляется, прежде всего, через распределительную функцию. Через эту функцию реализуется общественное назначение финансов — обеспечение каждого субъекта хозяйствования и государства необходимы ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального назначения.

Объектом действия распределительной функции выступает ВОП в денежной форме, т.е. НД, а также часть национального богатства, принявшего денежную форму. Именно с использованием этой функции осуществляются процессы первичного распределения, когда произведенная стоимость распадается на составляющие ее элементы:

  • С — стоимость затрат основного капитала, сырья и материалов;
  • стоимость рабочей силы;
  • М — прибавочный продукт, прибыль.

(Есть точка зрения, что только дальнейшее распределение М следует считать финансовыми отношениями).

Это распределение приводит к формированию, так называемых, основных или первичных доходов. Эти доходы образуются при распределении НД среди участников материального производства (внутрихозяйственное и внутриотраслевое распределение). Они делятся на две группы:

  • доходы занятых в сфере материального производства (зарплата рабочих, служащих,
  • доходы фермеров, крестьян);
  • доходы предприятий сферы нематериального производства.

Однако эти доходы не обеспечивают удовлетворение всего круга личных и общественных потребностей. Необходимо их дальнейшее перераспределение. Перераспределение НД связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств. В результате перераспределения образуются вторичные или производные доходы:

  • денежные ресурсы в отраслях непроизводственной сферы;
  • средства государства.

Перераспределение производится в интересах структурной перестройки экономики, сглаживания в развитии отдельных территорий, в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Перераспределение происходит между:

  • производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства и отраслями материального производства;
  • отдельными регионами страны;
  • различными формами собственности;
  • социальными группами населения.

Цель — пропорциональное развитие производительных сил, поддержание рынка и укрепление государства, обеспечение высокого качества жизни широких слоев населения.

Распределительному процессу присуща многоступенчатость. Можно выделить следующие виды распределения:

  • внутрихозяйственный;
  • внутриотраслевой;
  • межотраслевой;
  • межтерриториальный.

Благодаря распределительной функции на предприятии формируются фонды, обслуживающие и регулирующие воспроизводственный процесс (например: соотношение фонда потребления и фонда накопления). Благодаря распределительной функции создаются государственные финансы, удовлетворяющие общественные потребности и обеспечивающие социальную защиту отдельных слоев населения.

Контрольная функция финансов непосредственно связана с распределительной (имеет производный характер) и основывается на том, что финансы обладают свойством количественно (через объем финансовых ресурсов и размеры денежных фондов) отображать производственный процесс в целом и его различные фазы. Благодаря этому свойству финансы способны постоянно «сигнализировать» о том, как складываются пропорции распределяемого НД, обеспечивается ли непрерывный воспроизводственный процесс. Финансы способны количественно отображать ход воспроизводственного процесса, «сообщая» о неполадках и отклонениях (например: невыплата заработной платы бюджетникам, забастовки шахтеров, остановка предприятия, износ оборудования, прогулы, текучесть кадров и т.д.).

Инструмент реализации контрольной функции — финансовая информация, которая содержится в финансовых показателях бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Контрольная функция проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов.

Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги и т.д.) в процесс воспроизводства. Посредством данной функции достигается регулирование экономики и социальных отношений. Регулирующая функция финансов непосредственно связана с распределительной функцией и иногда с ней отождествляется.

Понятие о финансовой системе и принципы ее построения

Финансовые отношения характеризуются многообразием. Можно выделить следующие группы финансовых отношений:

  • денежные отношения между государством и хозяйствующими субъектами и населением, связанные с платежами в государственный бюджет и внебюджетные фонды и финансированием из государственного бюджета и внебюджетных фондов;
  • отношения в области установления и проведения государственный займов;
  • денежные отношения внутри хозяйствующего субъекта, связанные с распределением полученных доходов и их использованием на расширенное воспроизводство;
  • отношения между хозяйствующими субъектами, населением и страх. организациями по поводу формирования страх. фондов и предоставления страх. защиты;
  • др.

Возникает необходимость в их классификации и структуризации. Результатом является построение финансовой системы.

Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия «финансы». Следует различать два подхода к определению категории финансовая система:

Финансовая система — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Данный подход к определению финансовой системе основан на анализе ее структуры и отдельных звеньев. Используется повсеместно.

Финансовая система — система форм и методов образования распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. Этот подход к определению финансовой системы предполагает анализ внутреннего содержания отдельных звеньев финансовой системы, механизм их действия. Включает: структуру, принципы построения, финансовый механизм.

К истории вопроса. Финансовая система СССР имела 2 звена: финансы государства и финансы отраслей народного хозяйства. Финансы государства аккумулировались в бюджетной системе ССС, основу которой составлял государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, в том числе сельские и поселковые. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного страхования.

Финансы отраслей народного хозяйства — финансы государственных предприятий и коллективного сектора сельского хозяйства (колхозы). Формировались за счет средств государственного бюджета при полном изъятии выручки предприятий (за исключением колхозного сектора).

В современных условиях структура финансовой системы существенно изменилась. Существует несколько подходов к определению ее структуры:

Финансовая система имеет 2 звена:

  • публичные финансы (государственный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, государственный и муниципальный кредит, внебюджетные фонды)
  • финансы субъектов хозяйствования (производственной и непроизводственной сферы, страхование).

Финансовая система имеет 3 звена:

  • финансы предприятий (существует несколько классификаций организаций. Основные из них следующие: а) материальное производство, непроизводственная сфера, общественные объединения; б) государственные, муниципальные, частные, арендные предприятия, АО и др.; в) промышленные, сельскохозяйственные, торговые, др.);
  • публичные финансы;
  • страхование.

3. Финансовая система имеет 5 звеньев:

  • государственный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;
  • внебюджетные специальные фонды;
  • государственный и муниципальный кредит;
  • фонды страхования;
  • финансы предприятий.

Первые три блока финансовых отношений согласно последнему представлению о структуре финансовой системы относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Два последних относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

В 1991 году бюджетная система РФ претерпела кардинальные изменения. В соответствии с Бюджетным кодексом в РФ существуют следующие бюджеты, соответствующие уровням управления:

  • федеральный бюджет РФ;
  • бюджеты субъектов РФ (республики в составе РФ, края, области, автономные области, автономные округа), а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
  • местные бюджеты.

Все бюджеты функционируют автономно. Бюджеты нижестоящих уровней своими доходами и расходами не входят в вышестоящие бюджеты.

Соотношение распределения ресурсов между бюджетами:

1992г.: 70% — федеральный, 30% — территорий и местные;

1995г.: 49% — федеральный, 51% — территорий и местные;

1998г.: 46% — федеральный, 54% — территорий и местные;

Одновременно с этим расширяется расходная часть местных бюджетов. Все бюджеты входят в бюджетную систему РФ. Цель — обеспечение общественных потребностей.

Внебюджетные специальные фонды. В 1993 г. было создано более 20 внебюджетных фондов, в том числе 4 социальных. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение — расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики. В современных условиях главными внебюджетными фондами являются социальные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения (ликвидирован с 2002 года), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды включены в бюджетную систему РФ. Цель — обеспечение социально незащищенных слоев населения.

Читать также:  ТРАКТОВКА ФИНАНСОВ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ СООТВЕТСТВУЕТ КАКОМУ ВРЕМЕНИ

Государственный и муниципальный кредит представляет собой форму кредитных отношений между РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями и юридическими и физическими лицами, при которых органы выступает главным образом в качестве заемщика. Отношения государственного и муниципального кредита формируют внутренний и внешний государственный долг РФ, долг субъектов РФ и муниципальных образований. Политику в отношении внутреннего и внешнего долга РФ определяет Федеральное собрание РФ, которое устанавливает верхний его предел при рассмотрении и утверждении федерального бюджета. В последние годы (до 1995 г.) рост внутреннего долга связан с эмиссией банкнот ЦБ для покрытия дефицита бюджета. В настоящее время внутренние заимствования оформляются долговыми обязательствами (кредитными договорами, ценными бумагами). Политику в сфере заимствований субъекта РФ и муниципального образования определяют соответствующие представительные органы субъекта РФ или муниципалитета. Цель — покрытие дефицита бюджетов и внебюджетных фондов РФ, субъектов РФ, муниципалитетов.

В 1990 году осуществлена ликвидация государственной монополии в страховом деле. Возникают акционерные страховые компании. В настоящее время на страховом рынке действует около 3 000 страховых компаний. Цель — обеспечение бесперебойного функционирования общественного производства при наступлении страховых случаев.

Финансы предприятий составляют основу финансов. Здесь формируется подавляющая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий зависит общее финансовое положение страны. В условиях рыночной экономики предприятия работают на началах коммерческого расчета. Предприятия обладают реальной финансовой независимостью. Цель — обеспечение бесперебойного функционирования производства.

Разграничения финансовой системы на отдельные звенья обусловлены различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования фондов денежных средств. Однако, не смотря на это, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системе — финансах предприятий материального производства.

Вместе с тем предметом финансового права являются не все отношения, входящие в финансовую систему. Объектом рассмотрения финансового права выступают отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Принципы построения финансовой системы.

Принцип единства — во всех звеньях и отраслях проводится единая финансовая политика, действуют единые законодательные документы, единая система отчетности и методологии.

Принцип территориальной обособленности финансовых отношений. Самостоятельность бюджетов субъектов РФ, а также наделение субъектов РФ реальными бюджетными правами создает условия для формирования в регионе системы финансовых отношений, отличной от системы финансовых отношений в других регионах. Наиболее ярко эти отличия проявляются в системе территориального налогового и инвестиционного законодательства, в системе расходов бюджета субъекта РФ, в формах и механизмах государственной поддержки товаропроизводителей.

Финансовый механизм современного общества, его элементы

Реализация финансовых отношений осуществляется посредством финансового механизма.

Финансовый механизм — совокупность форм организации финансовых отношений, методов формирования и использования финансовых ресурсов, применяемых обществом.

Финансовый механизм — совокупность методов и форм, инструментов и рычагов воздействия на экономическое и социальное развитие общества в процессе осуществления распределительных и перераспределительных финансовых отношений.

Финансовый механизм является одной из важнейших подсистем хозяйственного механизма. Его функционирование происходит в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Структура финансового механизма.

Учитывая наличие различных сфер и звеньев финансовых отношений следует выделить составные части финансового механизма в виде:

  • финансового механизма коммерческих и некоммерческих предприятий;
  • страхового механизма;
  • механизма функционирования государственных финансов.

В соответствии с территориальным делением РФ следует отдельно выделить:

  • финансовый механизм федеральных органов власти;
  • финансовый механизм органов власти субъектов РФ;
  • финансовый механизм местных органов власти (муниципальный финансовый механизм).

Финансовый механизм очень динамичен. Его изменения происходят в связи с решением отдельных тактических задач.

Финансовый механизм распадается на две части:

  • директивный;
  • регулирующий.

Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. В этом случае государство детально разрабатывает всю систему организации финансовых отношений, обязательной для всех его участников.

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила организации финансов в сегментах финансов, не затрагивающих прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений в коммерческом секторе экономики. Предприятие самостоятельно разрабатывает формы и виды денежных фондов, определяет направления их использования.

К анализу содержания финансового механизма существует несколько подходов.

1. Т. Балабанов выделяет следующие элементы финансового механизма:

  • финансовые методы — способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Основные финансовые методы: планирование, прогнозирование, самофинансирование, кредитование, бюджетное финансирование, инвестирование, налогообложение, страхование и др. С одной стороны финансовые методы управляют движением финансовых ресурсов, с другой, стимулируют эффективное использование создаваемых фондов;
  • финансовые рычаги — приемы действия финансового метода: прибыль, амортизация, финансовые санкции, налоги, методы кредита, ассигнования, дотации, субсидии, льготы;
  • правовое обеспечение — установление правил действия финансового метода: законодательные акты, указы, постановления, инструкции;
  • нормативное обеспечение — установление количественных параметров финансовых рычагов: ставка налога, размер пени, процентная ставка, норма амортизации;
  • информационное обеспечение — система, способствующая единому пониманию законов, постановлений и т.д.: разъяснительная работа и система ее доведения до сведения хозяйствующих субъектов (газеты, журналы, интернет).

2. Белорусские ученые определяют содержание финансового механизма на основе движения финансовых ресурсов. Ими выделяется две подсистемы финансового механизма, объединенные системами правового регулирования, планирования и управления:

  • финансовое обеспечение (формирование финансовых фондов);
  • финансовое регулирование (использование финансовых фондов).

Финансовое обеспечение реализуется в нескольких формах: самофинансирования, кредитования, безвозвратного финансирования, бюджетных ассигнований, привлечения финансовых ресурсов с помощью ценных бумаг.

Финансовое регулирование связано с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности. Суть финансовых методов регулирования заключается в том, что они являются конкретными формами, способами распределения финансовых ресурсов, основывающихся главным образом на сальдовом методе. Инструменты: платежи, отчисления.

Функционирование финансового механизма обеспечивается через правовое регулирование, заключающееся в разработке и принятии законодательных актов по организации финансовых отношений, а также планирование и управление.

Понятие финансов

Финансы представляют собой
экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизированных и де-централизированных фондов денежных средств в
целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

  • денежные отношения между двумя субъектами, т. е. деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег,
    не может быть и финансов);
  • субъекты обладают разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладает особыми
    полномочиями;
  • в процессе этих отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно сказать, что эти
    отношения носят фондовый характер);
  • регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим
    платежам государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего
    фискального аппарата.

Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни
проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств.

Идет ли речь о распределении
прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о
внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды – во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных
средств.

Будучи очень приметным,
движение денежных средст в само по себе не раскрывает сущности финансов. Для ее постижения необходимо выявить
те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений, их объединяют лежащие в их основе
отношения между различными
участниками общественного производства, или общественные отношения.

По характеру эти отношения – производственные (экономические), поскольку
возникают непосредственно в общественном производстве.

Экономические отношения исключительно многообразны: они возникают на всех стадиях
воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования, во всех сферах общественной деятельности.

При этом
однородные экономические
отношения, характеризующие одну из сторон общественного бытия, будучи представлены в обобщенном абстрактном виде, образуют
экономическую
категорию.

Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое
общественное назначение,
выступают в качестве экономической категории. Денежный характер финансовых отношений – важный признак финансов. Деньги
являются обязательным условием существования финансов.
Нет денег – не может быть и финансов, ибо последние есть общественная форма, обусловленная
существованием первых.

Важнейшим признаком финансов является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и
накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *