Оценка финансовой ситуации и определение возможности увеличения финансовых ресурсов

От того, насколько профессионально организовано управление финансами предприятия, напрямую зависят позиция компании на рынке и размер её прибыли.

Государственный финансовый контроль

Какие источники права из числа действующих в РФ регулируют государственный финансовый контроль? Главными из них можно назвать:

  • Бюджетный кодекс РФ, в частности, главу 26;
  • указ Президента РФ от 25.07.1996 № 1095.

Первый источник права определяет:

  • виды государственного, а также муниципального финансового контроля, осуществляемые в РФ;
  • объекты финансового контроля;
  • методы финансового контроля;
  • полномочия органов финансового контроля;
  • специфику и источники официального документооборота между субъектами и объектами контроля.

Указ Президента № 1095 — это фактически единственный принятый на федеральном уровне НПА, закрепляющий на официальном уровне институт государственного финансового контроля и определяющий основные органы, которые являются его субъектами. В частности, речь идет о таких структурах, как Счетная палата, Центробанк, Минфин.

Отметим, что указ № 1095 устанавливает, что государственный финансовый контроль может осуществляться любыми органами, компетентными ввопросах поступления и расходования денежных средств в рамках национальной бюджетной системы.

Основные функции финансового контроля

Полезно будет рассмотреть ключевые функции финансового контроля как экономического института. Ключевыми можно назвать следующие функции:

  • правоохранительную;
  • профилактическую;
  • корректирующую;
  • аналитическую.

Что касается первого пункта, здесь финансовый контроль выступает в качестве инструмента по выявлению нарушений законодательства (бюджетного, налогового, административного, гражданского, корпоративного). Таким образом, проверяющая организация содействует защите прав тех субъектов, которые могут пострадать в силу допущенных объектом контроля недоработок в части следования нормам соответствующей отрасли права.

Подробнее о налоговом контроле, который является одним из наиболее масштабных типов финансового контроля, читайте в статье «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды».

В свою очередь в рамках профилактической функции финансовый контроль может предупреждать последствия нарушений норм законодательства в указанных отраслях права, если те или иные недоработки, допущенные проверяемой организацией, удастся выявить еще до того, как юридически значимые действия по управлению финансами будут осуществлены соответствующим субъектом.

Корректирующая функция предполагает задействование финансового контроля как инструмента, стимулирующего необходимые изменения в политике управления денежными ресурсами проверяемой организации. Контролирующий орган выявляет недоработки в данной области, после чего объект финансового контроля принимает меры по их устранению и корректирует, таким образом, свою систему управления финансами.

Аналитическая функция финансового контроля предполагает выявление причин и закономерностей, которые приводят к нарушениям объектами контроля норм законодательства в части управления финансовыми ресурсами.

Проверка, анализ, обследование, наблюдение

Проверка предполагает осуществление мероприятий, направленных на выявление фактов нарушения организацией норм управления денежными средствами. Она носит достаточно комплексный характер и может предполагать задействование широкого спектра дополнительных методов.

Сущность второй процедуры, формирующей финансовый контроль либо являющейся его составной частью, — анализа — заключается вобнаружении не только фактов нарушений в процедурах управления финансами предприятия, но и причинно-следственных связей, обуславливающих возможные отклонения в финансовой деятельности проверяемой организации от установленных норм. Анализ в рамках финансового контроля характеризуется рассмотрением процессов управления финансами на предельно низком уровне максимально локализовано.

Обследование, в свою очередь, направлено не на выявление фактов нарушения норм управления финансами, а на своевременный поиск причин, их обуславливающих.

Наблюдение — «облегченный» вариант обследования, предусматривающий обнаружение причин, обуславливающих нарушения в управлении финансами, однако не по причине акцентированного их поиска, как при обследовании, а в силу того, что они становятся очевидным образом заметными при общем ознакомлении с деятельностью объекта контроля.

Рассмотрим несколько простых примеров задействования тех или иных методов финансового контроля.

Метод проверки и анализа

Аудиторская фирма «Партнер» стала проверять первичные документы ООО «Мастер» и выявила методом проверки, что таковые составлены сприменением некорректных бланков. Посредством анализа было выявлено, что причина тому — использование устаревшей бухгалтерской программы, вкоторой прописаны утратившие силу формы бланков.

Аудиторская фирма «Инвестор» стала проверять первичные документы ООО «Кутюрье». Спомощью метода обследования инфраструктуры и ПО, используемых фирмой, было выявлено, что на компьютерах проверяемой организации установлена устаревшая бухгалтерская программа, вследствие чего стало очевидно, что бланки первички, созданные с ее помощью, составлены неправильно.

. Метод наблюдения

Эксперт аудиторской фирмы «Инвестор», получив в распоряжение главный бухгалтерский ПК ООО «Печатник», увидел на рабочем столе операционной системы значок программы бухучета в версии 4.0, в то время как актуальной уже давно стала версия программы 12.0, и сразу уведомил бухгалтерию отом, что ПО устарело, и бланки первички заполняются, таким образом, некорректно.

Какие цели преследует управление финансами предприятия

Ключевые цели управления финансами предприятия — это максимизация прибыли, капитализации (рыночной стоимости) и платёжеспособности (ликвидности) компании в целях удовлетворения интересов собственников. Реализация этих целей входит в обязанности руководителя финансового подразделения организации.

Цель № 1. Максимизация прибыли за период времени (год)

Публичные компании, акции которых вращаются на фондовом рынке, заинтересованы в увеличении их рыночной стоимости или капитализации компании. Во-первых, это влияет на размер выплачиваемых акционерам компании дивидендов. Во-вторых, от рыночной стоимости компании зависит размер прибыли, которую акционер заработает при продаже своего пакета акций либо в случае реструктуризации или банкротства компании. Рыночная стоимость акционерного капитала компании рассчитывается как произведение рыночной цены одной акции на их общее количество на рынке. Цель

№ 3. Обеспечение ликвидности (платежеспособности)

Максимизация прибыли и рыночной стоимости компании тесно взаимодействует с поддержанием её ликвидности или платёжеспособности. Ликвидность — это возможность предприятия своевременно и в полном объёме рассчитываться по своим долгам. Управление платёжеспособностью происходит за счет формирования и поддержания платёжной дисциплины компании. В её основе лежит управление дебиторской и кредиторской задолженностью: предварительный анализ платёжеспособности контрагентов, мониторинг соблюдения дебиторами условий по оплате отгруженных товаров, формирование резервов по просроченным долгам и их списание по прошествии трёх лет, своевременное погашение собственных долгов, в том числе за счёт кредитных ресурсов.

Основные методы управления финансами предприятия

В основе финансового менеджмента лежат специальные методы и инструменты, с помощью которых осуществляются управление финансами и финансовый анализ предприятия. Эффективность управления определяется выбором наиболее оптимальных методов и инструментов из арсенала финансового менеджера для решения поставленных целей и задач.

Ключевыми методами управления финансами являются операционная система, контроль и кратко- и долгосрочное планирование.

Грамотно организованная операционная система предприятия влияет на финансовые результаты деятельности (прибыль или убыток), позволяет оптимизировать движение денежных средств компании и минимизировать затраты.

Контроль финансов дает возможность проводить план-фактный анализ значимых показателей деятельности, выявлять ошибки и недочеты в системе управления финансами и оперативно их исправлять.

Планирование является основой финансового менеджмента. Оно строится на анализе текущего состояния организации и составлении планов развития компании с учетом выбранной стратегии, условий рыночной среды и влияния других внешних факторов. Финансовый план организации базируется на информации, полученной из различных источников (например, из бухгалтерской и статистической отчетности).

Эффективная операционная система, планирование и контроль позволяют минимизировать потенциальные риски для компании. Кроме того, в рамках риск-менеджмента применяются и другие методы управления финансами предприятия.

  • Моделирование – создание и анализ возможных вариантов развития компании при наличии нескольких переменных. Дает возможность заранее разработать план действий компании при реализации негативных сценариев.
  • Мониторинг – это прогнозирование, выявление условий появления и анализ результатов наступления рисковых событий.
  • Объединение вероятных опасностей для бизнеса дает возможность минимизировать предполагаемые убытки компании.
  • Разделение ответственности предполагает делегирование ответственности за наступление рисковых событий всем участникам финансовых отношений (инвесторам, контрагентам, другим структурным подразделениям компании). Потери каждого из участников по отдельности будут существенно меньше суммарных убытков организации.
  • Исключение потерь дает возможность оценить потенциально не выгодные финансовые решения, просчитав убытки компании от их реализации (например, использовать долгосрочный банковский кредит для финансирования кассового разрыва).
  • Диверсификация означает инвестирование в различные активы, отличающиеся по срокам, доходности и, соответственно, рискованности.
Читать также:  "Системы искусственного интеллекта. Понятие моделей искусственного интелекта Учитель информатики Смирнова А.В.". Скачать бесплатно и без регистрации

Экономическое значение финансового контроля

Экономическое значение финансового контроля можно проследить в таких аспектах, как:

  • стимулирование стремления объектов контроля к обеспечению законности процедур управления финансами;
  • оптимизация структуры управления капиталом в коммерческой фирме либо в бюджетной организации — как результат, повышение эффективности работы соответствующих субъектов;
  • содействие решению системных экономических задач государства и общества — с точки зрения стабильности налоговых платежей в бюджет государства или муниципалитета, обеспечения занятости граждан, развития рыночных отношений.

Таким образом, институт финансового контроля имеет большое значение как для экономики государства, так и для локальных хозяйственных систем — бюджетных и коммерческих.

Рассмотрев понятие и значение финансового контроля, изучим специфику 2 его масштабных разновидностей — государственного и муниципального контроля.

Ключевые задачи финансового контроля

Важнейший аспект изучения специфики финансового контроля — рассмотрение задач, характерных для этой деятельности. Эксперты подразделяют задачи финансового контроля на 2 основные группы:

  • те, что связаны с обеспечением законности процедур управления организацией финансовыми ресурсами;
  • те, что связаны с правовой защитой заинтересованных лиц, имеющих отношение к объекту финансового контроля,— собственников, распорядителей, акционеров.

Что касается задач первого типа, то ключевыми из них можно назвать проверку:

  • корректности и целостности кассовой и бухгалтерской документации;
  • инфраструктуры системы управления финансами ворганизации;
  • компетенций специалистов, отвечающих за управление финансами;
  • соответствия действий, связанных с управлением финансами, законодательным критериям в аспекте сроков, применения тех или иных форм, задействования каналов обмена документами;
  • фактов, подтверждающих целевое расходование организацией денежных средств.

В числе ключевых задач финансового контроля, относящихся ко второй категории:

  • проверка и анализ проработанности и стабильности системы принятия решений по управлению капиталом в организации;
  • анализ алгоритмов проверки качества принятия соответствующих решений;
  • оценка эффективности задействования финансовых ресурсов с точки зрения прибыльности фирмы (если речь идет о коммерческой структуре) либо сведения к минимуму расходов (если рассматривается деятельность бюджетной организации).

Рассмотрим еще один полезный аспект финансового контроля.

Сущность государственного финансового контроля в РФ

Существует 2 основных подхода к пониманию государственного финансового контроля.

Во-первых, под таковым можно понимать деятельность госструктур, выполняющих проверку юридически независимых от проверяющего органа субъектов. Таковыми могут быть как государственные структуры, так и частные.

В первом случае особенность государственного финансового контроля будет заключаться в том, что его субъекты выясняют, насколько соответствует установленным нормам деятельность проверяемой организации по управлению главным образом бюджетными средствами. Но в тех случаях, когда бюджетная организация осуществляет предпринимательскую деятельность (например, если речь идет об автономном учреждении), предметом финансового контроля может быть также и управление внебюджетными средствами.

Подробнее о примечательных нюансах бухотчетности в автономных и иных госучреждениях читайте в статье «Составляем план счетов бюджетного учета— образец-2020».

Если объект контроля — частная фирма, то проверка может быть связана с выявлением нарушений тех или иных норм законодательства, которые имеют отношение к коммерческой деятельности проверяемой организации, например, в части налогообложения и отчетности.

Во-вторых, государственный финансовый контроль может осуществляться в отношении юридически зависимых от проверяющего органа структур. Он предполагает осуществление проверки деятельности какого-либо подразделения ведомства или органа в целом штатными специалистами либо направляемыми вышестоящим органом. В этом случае речь чаще всего идет о проверке эффективности расходования бюджетных средств, но если коммерческая деятельность предусмотрена для той или иной госорганизации, то в рамках проверки исследуется также корректность ее осуществления.

Государственный финансовый контроль может также классифицироваться, исходя из сферы экономической деятельности. Например, проверки могут быть налоговыми, таможенными, денежно-кредитными и т.д.

Государственный финансовый контроль осуществляется преимущественно посредством проверок, то есть действий, направленных на выявление фактов нарушения норм законодательства, регулирующего управление финансами. Государственные проверки подразделяются на 2 категории — камеральные и выездные.

Проверки первого типа предполагают осуществление сотрудниками проверяющей госструктуры необходимых действий в пределах места нахождения соответствующего органа. Выездные проверки предполагают осуществление необходимых действий по месту нахождения проверяемой организации.

Ответственность за управление финансами предприятия (финансовый менеджмент)

Построение работы финансовой службы, подбор квалифицированных специалистов и мониторинг за процессом и результатами их деятельности — ключевые обязанности любого руководителя. Внедрением системы финансового менеджмента в компании, как правило, занимается специальное подразделение, которое может быть представлено либо одним сотрудником, либо полноценным отделом. Во главе такой финансовой службы стоит собственный руководитель. Исходя из размеров организационной структуры и отраслевой специфики предприятия функции финансового управления могут быть распределены между несколькими подразделениями. В российской и зарубежной практике функции финансового менеджмента разделены между следующими руководителями:

  • финансовый директор отвечает за составление и реализацию бюджетной политики, а также за контроль использования собственных и заёмных ресурсов компании.
  • главный бухгалтер контролирует и учитывает ресурсы компании и их источники.
  • генеральный директор формулирует финансовую стратегию, разрабатывает финансовую политику предприятия.

Такое разделение функций по управлению финансами между различными подразделениями предполагает разграничение сфер ответственности и организацию их скоординированной деятельности.

В нашей стране и за рубежом подходы к организации деятельности финансовых служб отличаются. В западных компаниях бухгалтерия и финансовый отдел напрямую подчиняются финансовому директору, который отчитывается перед генеральным директором. В России традиционно бухгалтерия в лице главного бухгалтера подчиняется сразу генеральному директору.

В дальнейшем в зависимости от потребностей компании в её организационной структуре создаются дополнительные финансовые подразделения, которые подчиняются либо главному бухгалтеру, либо финансовому директору. Выбор модели организации финансовой службы осуществляется компанией самостоятельно.

Традиционно должностные обязанности в сфере планирования и управлениями финансами предприятия разграничиваются между руководителями следующим образом.

  • Генеральный директор занимается организацией работы финансовой службы. Он нанимает и освобождает от должности руководителей финансовых подразделений, обеспечивает стратегическое управление финансами предприятия, формулирует направления проведения финансового менеджмента, контролирует достижение ключевых показателей деятельности, несёт ответственность за правильность оформления налоговых документов и своевременность их предоставления в налоговые органы.
  • Финансовый директор берет на себя задачу финансового прогнозирования и планирования. Он организует оперативное управление финансами предприятия: анализирует отчётность, принимает решение о размерах выплачиваемых дивидендов, анализирует потребность в заемных ресурсах и условия их получения, следит за платёжной дисциплиной и ликвидностью организации. Также в обязанности финансового директора входит проведение инвестиционной политики компании (анализ инвестиционных проектов, определение сроков окупаемости и рентабельности, поиск источников финансирования), организация страхования от различных видов рисков, управление запасами (расчёт их норм и нормативов в производстве), валютными ценностями и финансовыми инструментами компании.
  • Главный бухгалтер занимается выполнением следующих должностных обязанностей: анализирует расходы и доходы компании, ведет бухгалтерский учет и учет расходов, подготавливает необходимые данные для формирования отчётности компании в соответствии с требованиями ПБУ, отвечает за нарушение сроков уплаты налогов и сборов, организует краткосрочное финансовое планирование на предприятии.

Специфика муниципального финансового контроля в Российской Федерации

Достаточно близким к рассмотренному выше понятию государственного финансового контроля является муниципальный контроль. В принципе различие между ними сводится главным образом к тому, что по Конституции РФ государственная власть отделена от местной, и соответствующие институты финконтроля характеризуются юридической независимостью.

Читать также:  УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВ НИЖНИЙ ТАГИЛ

Главное отличие муниципального финансового контроля от государственного, таким образом, — это уровень выполнения проверяющими организациями своих функций, а также способ учреждения соответствующих органов. Госструктуры формируются при участии органов власти на федеральном или региональном уровне. Муниципальные структуры, в свою очередь, формируются местными органами власти, при этом они, как правило, не подотчетны государственным. Однако их деятельность основывается на положениях местных НПА, которые не должны противоречить региональным либо федеральным источникам права. В этом смысле некоторая субординация между государственными и муниципальными субъектами финансового контроля всё же может прослеживаться.

С точки зрения используемых методов, а также специфики взаимодействия сюридически зависимыми либо независимыми субъектами работа муниципальных проверяющих структур в целом схожа с деятельностью государственных структур. Также, как и в случае с проверками госструктур, органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах, формируют акты, выносят постановления либо предписания. Их проверки также подразделяются на камеральные и выездные.

Как правило, органы, осуществляющие финансовый контроль на уровне местной власти, имеют меньший спектр полномочий по сравнению сгосударственными. В принципе юрисдикция муниципальных проверяющих достаточно редко распространяется на юридически независимые субъекты — как правило, только в тех случаях, когда нужно проверить, как расходуется муниципальный бюджет.

Можно также отметить, что обычно государственные органы финансового контроля формируются строго по вертикали — соответствующие ведомства утверждаются на федеральном уровне, после чего в регионах открываются их территориальные подразделения. Муниципальные органы власти в РФ могут, в свою очередь, утверждать собственные ведомства, отвечающие за финансовый контроль, а также активно обращаться к внешним субъектам контроля, таким как, например, аудиторы, общественные группы, НКО.

Сущность постановлений и предписаний

Особенность государственных проверок состоит в том, что по их итогам сотрудниками проверяющей инстанции оформляется акт, в соответствии скоторым в адрес организации, являющейся объектом финансового контроля, может быть направлено постановление либо предписание.

В чём их особенности?

В соответствии с п.2 ст.270.2 БК РФ под представлением следует понимать документ, выданный органом финансового контроля, в котором отражаются:

  • информация о нарушениях норм бюджетного законодательства и иных НПА, касающихся бюджетных процессов, которую проверяемая компания должна рассмотреть в течение 30 дней либо срока, определенного в документе;
  • требования о принятии проверяемой организацией мер по устранению выявленных недоработок, а также причин и условий, повлиявших на их возникновение.

В соответствии с п.3 ст.270.2 БК РФ под предписанием понимается источник, в котором фиксируются требования об устранении организацией допущенных нарушений норм бюджетного права, а также, если это предполагается из результатов проверки, — требования о возмещении компанией ущерба государству, нанесенного объектом проверки вследствие допущенных нарушений бюджетного законодательства.

Если проверяемая организация не исполнит предписание органа государственного контроля, касающееся возмещения ущерба, то соответствующая проверяющая структура вправе обратиться в суд с иском овзыскании возмещения — таковы положения п.4 ст.270.2 БК РФ.

Как оценить эффективное управление финансами предприятия

Управление финансами предприятия осуществляется в разрезе следующих направлений:

  • финансовые отношения;
  • политика в области выпуска ценных бумаг и выплаты дивидендов;
  • управление финансовыми и реальными инвестициями компании.

Оценка эффективности принимаемых решений в этих сферах требует разработки соответствующей методики, включающей выбор объектов и критериев оценки.

1. Управление оборотными средствами и капиталом. Включает в себя расчет и анализ таких показателей, как коэффициент оборачиваемости, коэффициент загрузки, фондоотдача и фондоёмкость, рентабельность капитала и активов предприятия.

2. Управление финансовыми рисками. Предполагает применение различных инструментов: диверсификация, страхование, хэджирование рисков.

3. Система безналичных платежей. Анализируются эффективность и целесообразность применяемых форм безналичных расчетов, оцениваются скорость проводимых операций и расходы на их проведение.

4. Система бизнес-планирования и бюджетных средств. В данном случае изучаются степень адаптации компании к конъюнктуре рынка, эффективность организационной структуры предприятия.

5. Управление структурой денежных средств компании. Главная цель – минимизировать расходы на привлечение капитала и максимизировать рыночную стоимость компании.

6. Система привлечения инвестиций. Приоритет отдается долгосрочным инвестициям. Наличие “длинных” денег у компании снижает риски потери ликвидности и платёжеспособности.

7. Эффективность работы организации и ее деловая активность. Главные показатели для анализа – периоды оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности компании.

8. Динамика и уровень финансовых успехов компании. Оцениваются количественные и качественные показатели финансового состояния компании: разные виды прибыли (EBIT, EBITDA, чистая, валовая) и рентабельности (капитала, производства, продаж).

Методика оценки эффективности финансового менеджмента может выглядеть следующим образом

  • Проводятся беседы с руководителями, берется интервью у персонала, собирается и анализируется документация. Цель – выявить слабые места в управлении финансами предприятия, определить направления совершенствования.
  • Анализируются все кредитные документы. В качестве информационной базы выступают: кредитные договоры, положения об учетной политике организации, все виды отчетности компании.
  • Осуществляется контроль финансовой политики компании. Оценка начинается с анализа отклонений фактических показателей деятельности компании от плановых. Если погрешность составляет 5% и более, то далее выясняются причины и рассматриваются способы, как не допустить подобного в дальнейшем.

В чем заключается управление финансами организации или предприятия

Управление финансами предприятия — это работа финансового менеджера, который планирует, организует и контролирует все операции компании, анализирует изменения в структуре и объёмах фондов денежных ресурсов, проводит мониторинг финансовых потоков. Для управления ресурсами организации финансовый менеджер применяет различные инструменты финансового механизма.

Финансовый механизм (менеджмент) предприятий — это совокупность инструментов воздействия на финансы предприятия, целью которых является организация работы компании в финансовой сфере, эффективное управление имуществом организации и его источниками, достижение плановых показателей деятельности, определяемых на основе профессиональных компетенций сотрудников, требований нормативно-правовых актов, теоретических концепций и реалий рынка.

Финансовый механизм можно рассматривать с разных точек зрения: с объективной — как систему управления, построенную на основе постулатов экономических концепций и законов, и с субъективной — как совокупность инструментов, применяемых предприятием на определённой стадии развития для решения конкретных задач. Реализация финансового механизма в деятельности предприятия осуществляется путём управления экономическими показателями, нормативами и другими инструментами (такими как прибыль, рентабельность, себестоимость, налоговая база, коэффициент оборачиваемости задолженности и др.).

Ключевая цель финансового механизма — максимизация результатов от выполняемых финансами функций, в том числе обеспечение деятельности организации достаточными финансовыми ресурсами, избежание кассовых разрывов. При этом финансирование потребностей организации может осуществляться как за счёт собственных ресурсов, так и при дефиците за счёт заёмных.

Финансовая деятельность предприятия — это совокупность действий сотрудников финансового подразделения, предполагающая принятие и реализацию решений в сфере финансового менеджмента. В широком смысле финансовая деятельность и управление финансами предприятия – это схожие категории.

Как строится антикризисное управление финансами предприятия

Профессиональное управление финансами в нестабильных условиях рынка – залог успешной работы компании и дальнейшего ее развития.

В кризис многие организации испытывают значительные трудности в процессе работы, так как вынуждены искать решение противоречивых вопросов. Так, с одной стороны, у организации есть обязательства по погашению задолженности перед кредиторами (банками и контрагентами). С другой стороны, компания остро нуждается в денежных ресурсах для поддержания своей деятельности и генерации прибыли. На одной чаше весов оказывается возможность развития предприятия, на другой – возможные убытки, связанные с выплатой пени по просроченной задолженности. В результате большинство компаний принимают решение не портить свою деловую репутацию и кредитную историю и приостанавливают реализацию инвестиционных программ по причине отсутствия финансирования.

Читать также:  Государственные финансы в российской федерации включают бюджеты российской федерации

По оценкам специалистов, ошибки в управлении финансами в условиях кризиса могут привести к перерасходу бюджета компании на треть. Это может быть связано с тем, что расходы предприятия не были вовремя и правильно урезаны. Другая причина – отсутствие системы планирования и контроля, интуитивное использование полученной прибыли, без оценки последствий применяемых решений.

На каких принципах строится управление финансами в условиях кризиса

  • Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности организации. С целью предупреждения развития неблагоприятных ситуаций и возникновения риска банкротства очень важно проводить мониторинг финансового состояния компании, а также следить за развитием событий в экономической и политической сфере общества. Прогнозирование влияния мировых кризисов на деятельность организации позволит принять необходимые меры заранее и избежать негативных последствий.
  • Срочность реагирования на кризисные явления. В условиях кризиса большое значение получает оперативное управление финансами предприятия. Финансовой службе в лице финансового директора или главного бухгалтера необходимо быстро принимать управленческие решения: сокращать расходы, замораживать инвестиционные проекты, добиваться возврата дебиторской задолженности от контрагентов и др. Это даёт компании конкурентные преимущества перед другими игроками рынка.
  • Адекватность реагирования организации на степень реальной угрозы ее финансовому равновесию. Комплекс антикризисных мероприятий, применяемых финансовым менеджером, должен соответствовать определённым требованиям: взвешенность (учет внутренних и внешних факторов), сопоставимость.
  • Полная реализация внутренних возможностей выхода организации из кризисного состояния. Нестабильность экономической ситуации в условиях кризиса объясняет необходимость использования преимущественно собственных ресурсов для финансирования деятельности компании. Привлечение заемных средств (например, банковских кредитов) может повысить риски потери платёжеспособности и ликвидности организации.

Главные направления управления финансовыми потоками предприятия в кризис

Обеспечение достаточности денежных средств

Рассчитать оптимальный для предприятия объём свободных денежных средств можно с помощью различных методов.

  • Уточненный метод. Базируется на плановых значениях объемов производства и реализации продукции. Исходя из размеров выручки и дебиторской задолженности контрагентов рассчитывается поступление денежных средств на расчетный счет (или в кассу) компании.
  • Укрупненный метод. Используются фактические данные по выручке за предыдущие периоды, на их основе рассчитываются средние показатели, значения которых применяют для прогнозирования объемов денежных средств.
  • Экспресс-метод. На основе средних значений выручки за фактический период рассчитываются плановые показатели. Это достаточно упрощенный метод, который применим при управлении финансами малого предприятия.

Потребность в денежных средствах определяется по следующей формуле Дпл = (ОПпл: ОПср)*Дср – Апол + Апол.ср, где

  • Дпл — плановый объём выручки от продажи товаров, работ, услуг;
  • Дср — средняя выручка, рассчитанная на основе фактических значений за предыдущие периоды;
  • ОПпл — объём товаров, отгруженных покупателям со склада предприятия;
  • ОПср — средний объём товаров, отгруженных покупателям со склада предприятия, рассчитанный на основе фактических значений за предыдущие периоды;
  • Апол — полученные от контрагентов авансовые платежи в плановом периоде;
  • Апол. ср. — средний размер авансовых платежей от клиентов, рассчитанный на основе фактических значений за предыдущие периоды.

Все показатели измеряются в денежном выражении (в рублях).

Экономия на текущих затратах предприятия

Главная цель финансового менеджмента в условиях кризиса – сокращение расходов, управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Это достигается путём использования предоплаты по контрактам с покупателями и работы с проблемными, просроченными обязательствами.

Реструктуризация кредиторской задолженности предприятия

Последствия экономических кризисов затрагивают всех игроков рынка. Поэтому и компании, и банки заинтересованы в своевременном погашении как основного долга по кредиту, так и процентов по нему. Достичь этого позволяет реструктуризация долга, которая предоставляет заемщику более выгодные условия погашения, а банку – сохраняет возможность получения процентных доходов по изначально сомнительному кредиту.

Отличительные черты реструктуризации:

  • изменение сроков погашения кредита (как правило, среднесрочные кредиты трансформируются в долгосрочные);
  • уменьшение ежемесячных платежей (за счет изменения сроков и процентных ставок);
  • списание части долга (при согласии банка);
  • предоставление беспроцентной отсрочки на погашение (так называемый льготный период).

Управление дебиторской задолженностью

Управление финансами предприятия в условиях нестабильной экономической ситуации требует грамотного управления её дебиторской задолженностью. Главная цель – ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности, то есть максимально быстрое её погашение покупателями. Это возможно за счет тщательного предварительного анализа платёжеспособности клиентов, использования авансовой системы оплаты или полной предоплаты до отгрузки продукции.

Реструктуризация компании обычно рассматривается как последний выход из сложившейся неблагоприятной для компании ситуации. Это связано с тем, что данный инструмент антикризисного управления достаточно трудоёмкий. Суть реструктуризации состоит в изменении организационной структуры и организационно-правовой формы компании путём слияния, поглощения или присоединения к другой организации.

Понятие финансового контроля

Под финансовым контролем подразумевается процедура либо совокупность процедур, направленных на оценку соответствия деятельности той или иной организации в области управления денежными средствами нормам, установленным в законодательных правовых актах, утвержденных на различных уровнях.

Рассматриваемый термин часто отождествляется с понятием финансовой проверки. В ряде случаев это вполне допустимо, но следует понимать, что проверка — это лишь один из возможных методов финансового контроля.

Наряду с проверками финансовый контроль может выражаться в виде:

  • анализа;
  • обследования;
  • наблюдения.

Изучим их специфику подробнее.

Смотрите образец Положения о службе внутреннего контроля предприятия в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Ведение каких отчетов подразумевает управление финансами предприятия

Каждый вид отчетности компании выполняет определенные функции.

1. Баланс компании формирует полную картину о функционировании организации и даёт возможность:

  • выяснить, прибыльно или убыточно предприятие на конкретный момент времени;
  • проанализировать соотношение собственных и заёмных средств в структуре капитала;
  • определить уровень деловой активности компании;
  • рассчитать рентабельность компании и проанализировать эффективность использования материальных и финансовых ресурсов;
  • определить показатели ликвидности и платёжеспособности компании.

2. Отчет об изменениях объемов капитала раскрывает информацию обо всех изменениях в структуре собственных ресурсов компании и отражает данные о доли собственных акций, выкупленных у акционеров. Функции отчёта:

  • анализ движения собственного капитала, сформированного обыкновенными и привилегированными акциями;
  • оценка доходности акций компании;
  • контроль и анализ направлений использования прибыли компании (формирование различных фондов потребления и накопления, размер выплачиваемых дивидендов).

3. Отчет о движении денежных потоков формирует полную картину обо всех поступлениях и выплатах компании в разрезе основной, инвестиционной и финансовой деятельности. Функции отчёта:

  • оценить результаты деятельности компании (дефицит или профицит ресурсов) по трём направлениям деятельности;
  • выявить кассовые разрывы и текущий дефицит денежных средств и определить источники их покрытия.

С целью проведения мониторинга результатов деятельности в организациях применяются следующие виды учёта.

  • Управленческий. Это система сбора, обработки и анализа показателей о работе компании, предназначенная для собственных нужд компании (руководителей среднего звена и топ-менеджмента). Формы отчетности разрабатываются исходя из потребностей и особенностей функционирования компании, поэтому управление финансами малого предприятия и управление финансами производственного предприятия могут отличаться. На основе управленческих отчетов оцениваются ключевые показатели деятельности организации, определяются резервы их роста и пути оптимизации.
  • Финансовый. Это законодательно регулируемая система учета информации о деятельности компании. Ключевыми пользователями отчётности являются внешние субъекты (налоговые органы, банки, аудиторские компании). Все операции отражаются в соответствии с требованиями бухгалтерского учета, закрепленного в соответствующих ПБУ.
  • Налоговый. Это также законодательно регулируемая система учета первичной информации. Целью формирования отчетности является определение налоговой базы по уплачиваемым организацией налогам и сборам. Основными пользователями данной отчетности выступают налоговые органы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *