ОДНА ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ С КОТОРОЙ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ ФИНАНСЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА 4 БУКВЫ

ЧАСТЬ I. Общее понятие о финансах, их функционировании и

управлении

1.4. Взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических

категорий

             Финансы, участвуя в распределении и

перераспределении валового общественного продукта и национального

дохода, взаимодействуют с другими стоимостными (денежными) категориями

распределения — ценой, кредитом, оплатой труда, страхованием. Эти

денежные категории также участвуют в распределительном процессе, как и в

других стадиях воспроизводственного цикла. Однако мера и формы их

участия неодинаковы. Каждая из названных категорий занимает свое особое

место в системе распределительных и других воспроизводственных

отношений, участвуя присущими только ей методами и способами в едином

процессе распределения общественного продукта и национального дохода.

            Цена выступает как исходная категория стоимостного

распределения, опосредуя переход продукта труда из

натурально-вещественной формы в денежную, и его движение от одного

владельца к другому на основе актов купли-продажи. В процессе

распределения могут возникнуть отклонения цен от стоимости, определяемой

общественно необходимыми затратами труда, в результате чего у одних

производителей реализуется большая стоимость, а у других — меньшая. В

таком случае в перераспределительный процесс вступают финансы со своими

методами: они изымают часть стоимости (например, с помощью акцизов,

налогов на экспорт или импорт, таможенных пошлин) или передают

недополученную часть стоимости путем субвенций (дотаций), бюджетного или

отраслевого финансирования. Следует иметь в виду, что отклонение цен от

стоимости может сознательно устанавливаться государством при проведении

политики цен (регулируемые цены, социально низкие цены, цены,

определяемые высоким спросом, — монопольные цены). В условиях рынка

преобладают свободные цены, формируемые спросом и предложением товаров,

услуг.

            Однако действие цены не вызывает непосредственного

образования фондов, она выступает инструментом товарного производства и

обращения. Акт обмена есть одновременно продажа (для одного) и покупка

(для другого). При неэквивалентной продаже товаров уменьшается или

увеличивается доля «т», а при неэквивалентной покупке изменяются объем и

пропорция «с» и «v» нового товара. Цена воздействует на величину и

структуру фонда возмещения, а следовательно, и на прибыль.

            С помощью финансов корректируется процесс

распределения, начатый ценой, с учетом условий движения стоимости,

заданной хозяйственными планами и пропорциями. Если с помощью цен

формируется в целом выручка от реализации продукции, то финансовое

распределение расщепляет эту выручку по целевым фондам денежных средств,

предназначенных для дальнейшего использования. Таким образом, финансовые

методы распределения более гибки, они обеспечивают большую адресность в

этом процессе. Различна степень широты распределения: если цена

распределяет только часть стоимости в виде отклонения ее от общественно

необходимых затрат или отклонения последних от индивидуальных затрат, то

финансы перераспределяют всю стоимость продукта.

            Особую роль играет цена в определении размера

амортизационных отчислений. Разрыв между первоначальными и действующими

ценами на средства производства обусловливает значительные колебания в

амортизационном фонде. Ценовое искажение стоимости, заложенное в

производстве (исходя из неэквивалентной покупки), усиливается при

неэквивалентной продаже и вызывает увеличение перераспределительных

отношений на стадиях распределения и потребления.

            Внешне создается впечатление, что ценовой фактор

непосредственно не участвует в определении фонда оплаты труда. Но через

распределение чистого дохода его влияние очевидно. В рыночной системе

влияние цены на фонд оплаты труда еще более возрастает.

            В непроизводственной сфере связь финансов и оплаты

труда особенно наглядна, так как фонд оплаты труда работников этой сферы

формируется в значительной степени из бюджетных средств и определяется

финансовыми возможностями соответствующего бюджета.

            Во всех случаях оплата труда, как экономическая

категория, определяет соответствие доли каждого работника в созданном

продукте, то есть границы участия работников в распределении, а финансы

формируют фонд заработной платы или фонд оплаты по труду.

            Используется оплата труда в стадии потребления, то

есть путем оплаты товаров и услуг. Одновременно определенная ее часть

мобилизуется финансовыми методами в виде уплаты населением налогов,

взносов по страхованию: кредитным методом — в виде вкладов в банки,

облигации государственных займов; путем приобретения акций и других

ценных бумаг, проведения лотерей.

            В то же время существенно различаются сферы действия

и мотивы действия рассматриваемых категорий. Действие финансов шире, чем

оплата труда, поскольку финансы распределяют весь общественный продукт,

а оплата труда — только необходимый продукт и часть прибавочного. Оплата

труда связана с действием одного их важнейших факторов производства

-рабочей силы, служит средством компенсации затраченного труда, а

финансы, кроме того, — со средствами производства, через их

непосредственное формирование. Оплата труда стимулирует рост его

производительности, а финансы воздействуют на все общественное

производство, активизируя его развитие через систему финансового

механизма.

            Взаимодействие финансов с кредитом проявляется весьма

тесно. Как и в финансах, в кредитных отношениях формируются и

используются денежные фонды, называемые ссудными, для целей

долгосрочного и краткосрочного кредитования хозяйствующих субъектов,

населения, государства.

            Обе категории призваны создать условия для

нормального, непрерывного кругооборота средств в общественном хозяйстве.

Объектами комплексного воздействия этих категорий в сфере материального

производства выступают производственные фонды (капитал). Финансы и

кредит являются источниками формирования капитальных вложений и

оборотных средств. Финансовыми методами, как правило, удовлетворяются

постоянные потребности хозорганов в денежных средствах, кредитными —

временные нужды. В перспективе будет повышаться роль кредитных ресурсов

как источника капитальных вложений.

            Расширение кредитных методов создает дополнительные

стимулы к более эффективному использованию денежных ресурсов, ставит их

расходование под постоянный контроль банков, чем повышается хозрасчетная

ответственность хозяйствующих субъектов за результаты

производственно-финансовой деятельности. Безвозвратное финансирование

должно сократиться.

            Взаимосвязь финансов и кредита ярко прослеживается в

процессах формирования финансовых и кредитных ресурсов, где действие

обеих категорий взаимонаправлено: с помощью финансов образуются

кредитные ресурсы банков — средства хозорганов, амортизационные

отчисления, часть выручки от реализации продукции для восполнения

оборотных средств, которая не сразу направляется на приобретение

материальных ресурсов и другие средства. С помощью кредита формируются

финансовые ресурсы: ссуды восполняют финансовые ресурсы хозорганов — до

момента погашения; платежи банков в бюджет из дохода по результатам их

деятельности и в ряде других случаев; возможные бюджетные заимствования

у банков для финансирования расходов государства.

            Таким образом прослеживается определенная

взаимозаменяемость обеих категорий в обеспечении потребностей

расширенного воспроизводства.

            Вместе с тем между рассматриваемыми категориями

имеются определенные различия. Если финансы распределяют и

перераспределяют общественный продукт, то кредит участвует только в

перераспределении, продолжая распределение, начатое финансами. Объектом

кредита является только та часть стоимости, которая на данный момент

является временно свободной, что позволяет аккумулировать ее в ссудный

фонд для удовлетворения потребностей хозорганов и населения, нуждающихся

в денежных средствах.

            Существенным различием является метод использования

аккумулированных денежных средств: финансирование предполагает

направление средств в безвозмездном и бессрочном порядке, а кредитование

— на условиях возвратности, срочности, платности; важнейший принцип

кредита — материальная обеспеченность выдаваемых ссуд.

            Взаимосвязь и взаимодействие финансов и страхования

также весьма органичны; подробно эти вопросы рассмотрены в главах 18 и

19.

            Финансы теснейшим образом связаны с системой

расчетов, поскольку их функционирование основано на взаиморасчетах между

отдельными субъектами хозяйствования. Расчеты не представляют собой

экономической категории, они — инструмент реализации упомянутых

категорий. В данном случае используется функция денег как средства

обращения и средства платежа. От четкости, налаженности расчетов зависит

своевременное совершение финансовых операций, формирование целевых

фондов, беспрепятственное продвижение финансовых ресурсов по необходимым

направлениям.

            Расчеты хозяйствующих субъектов сферы материального

производства за произведенную продукцию, товары и услуги предшествуют

действию финансов и способствуют последующему осуществлению финансовых

отношений. Специфическими показателями, характеризующими состояние

расчетов в сфере материального производства, является дебиторская и

кредиторская задолженность. Уровень этой задолженности влияет на

Читать также:  "Об утверждении порядка формирования идентификационного кода закупки", Министерство финансов Российской Федерации, № 55н, 10 апреля 2019 года

финансовое состояние хозорганов и зависит от состояния договорной

дисциплины, платежеспособности потребителей. Состояние расчетов в

национальном хозяйстве в настоящее время неудовлетворительное:

возрастают суммы неплатежей по взаимным расчетам между хозяйствующими

субъектами и просроченная задолженность по ссудам банков, по заработной

плате. Невыполнение договорных обязательств является фактором финансовой

неустойчивости и приводит к непроизводительным расходам и потерям

средств в виде штрафов. Это прямой вычет из дохода и в конечном итоге —

из фонда оплаты труда. Денежные расчеты являются важным звеном в

осуществлении коммерческого расчета и самофинансирования. Их нормальное

функционирование является непременным условием воспроизводственного

процесса и действия стоимостных экономических категорий -цены, финансов,

кредита, оплаты труда.

            Рассмотренные основные положения о взаимодействии

экономических категорий требуют согласованного, взаимоувязанного подхода

к их использованию в практике управления расширенным воспроизводством, в

контроле за ходом его осуществления и в стимулировании его

эффективности.

1 Термин, используемый в хозяйственной практике Казахстана (см.

раздел 8.3).

Финансовое право
— одна из отраслей права, входящих в систему российского права.

Финансы

— одна из экономических категорий, развитие которой связано с товарно-денежными отношениями
и существованием государства, использующего их (финансы) для выполнения своих задач. Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, наконец, содержание самого государственного аппарата, не располагая финансовыми ресурсами
, не используя возможности механизма финансов.

Финансы — всепроникающая в социально-экономическую и политическую жизнь страны категория, в той или иной мере она находит свое отражение в ней и воздействует на нее, а также сигнализирует о ее состоянии. В этом плане финансы можно сравнить с воздухом в земном мире.

По своему материальному выражению финансы представляют собой денежные фонды государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций, используемых для потребностей общества. Точнее, это финансовые ресурсы страны
. Однако такой характеристики недостаточно. Рассмотрение финансов как экономической категории
требует уяснения сущности отношений, возникающих при ее функционировании. При таком подходе финансы
— это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.

Деньги и финансы, несмотря на их близость как экономических категорий, определенное сходство внешнего выражения, имеют различия в функциях и выполняемой ими роли в общественной жизни. Если деньги выступают как средство платежа и обращения, мера стоимости и т.д., то финансы выполняют распределительную и контрольную функции.
В то же время эти категории взаимодействуют между собой, переходя из одного качества в другое.

В распределительной и контрольной функциях выражается роль финансов

, их предназначение в жизни общества и государства. При посредстве финансов происходит распределение общественного продукта и национального дохода страны, создаются и используются денежные фонды для обеспечения различных потребностей общества (развитие экономики, экологическая безопасность, социально-культурное развитие, оборона страны и т.п.).

Активное использование регулирующей роли финансов — необходимое условие функционирования рыночной экономики. Однако кризисные явления препятствуют эффективной реализации функций финансов и проявлению ими в полной мере своей роли.

Финансы как целостная экономическая категория с присущими ей общими свойствами вместе с тем имеют и свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), отличающихся своими особенностями. Необходимость их выделения обусловлена многообразием потребностей общества, которые обслуживают финансы. Многозвенность финансов способствует более эффективному их воздействию на экономику страны
и социальную сферу.

Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны.
В финансовой системе Российской Федерации в последние годы произошли существенные изменения. Они обусловлены преобразованиями в экономике (переход к рыночным отношениям) и политическими условиями (распад СССР, изменения федеративных отношений в РФ, становление местного самоуправления и др.). В результате появились новые институты в финансовой системе, изменилось содержание вошедших в нее звеньев, их взаимодействие между собой.

На современном этапе в состав финансовой системы

Российской Федерации входят следующие звенья (институты):

бюджетная система
, состоящая из государственных (федерального и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов. Это центральное звено финансовой системы. Концентрируемые в бюджетах денежные фонды используются для решения общих задач соответствующей территории. Средства бюджетной системы в основном образуются за счет налогов и других обязательных платежей юридических и физических лиц. Однако используется привлечение средств и на возвратной основе через внутренний и внешний кредит;

внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды
, создаваемые соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Они используются на определенные цели соответственно своему предназначению. Это новое, появившееся в начале 90-х гг., звено финансовой системы, при создании которого использован зарубежный опыт. К ним относятся такие социальные фонды, как Пенсионный, Фонд государственного социального страхования, Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства. Появились и другие внебюджетные фонды, в том числе на основании актов Правительства РФ. Они образуются как за счет обязательных платежей юридических и физических лиц, так и за счет поступлений добровольного характера. Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной системе (бюджетным дефицитом), распыленностью государственных средств по многочисленным фондам, фактами неэффективного использования средств этими фондами начала проводиться политика включения их (консолидации) в бюджет. С 1995 г. в федеральном бюджете консолидируются фонды: дорожный, экологический, государственный фонд борьбы с преступностью, фонд развития таможенной системы РФ и др.;

финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства
как обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении соответствующих субъектов (предприятий, министерств и т.д.) и используемые ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционируют финансы предприятий, организаций и учреждений. Это звено подразделяется на финансы коммерческих и некоммерческих организаций. Финансы предприятий
— исходное звено, основа всей финансовой системы, так как они непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы.

Имущественное и личное страхование
обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного юридическим и физическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических и физических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Однако законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников государственной налоговой службы и т.д.). В связи с переходом к рыночной экономике страхование перестало быть государственной монополией. Наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства.

Кредит
означает привлечение свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляцию их в денежные фонды, именуемые кредитными ресурсами, а также предоставление их во временное использование на началах возмездности и срочности. Кредит может предоставляться заемщику не только за счет привлеченных, но и собственных средств кредитора.

Различают две формы кредита: государственный и банковский.

Государственный кредит
выражается во временном использовании денежных средств юридических и физических лиц государством при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов. Государство в этих отношениях выступает в качестве заемщика. В результате использования такой формы кредита образуется государственный долг
, который может быть внутренним
(порядок его образования и погашения урегулирован законом) и внешним
, регулируемым международными договорами. В настоящее время Россия активно использует государственный кредит для покрытия бюджетного дефицита.

Вместе с тем и государство может предоставлять из бюджета средства для временного использования (в кредит) субъектам Федерации, организациям для оказания финансовой поддержки. Такую форму кредита также следует отнести к государственному кредиту. Однако государство в этих случаях выступает уже в качестве кредитора.

Читать также:  ОСНОВНЫМ ИНСТИТУТОМ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ЯВЛЯЮТСЯ ФИНАНСЫ

В рассмотренных формах осуществляется также муниципальный кредит
.

Банковский кредит
– это образование кредитных ресурсов
в распоряжении банков (кредитных организаций) в результате использования главным образом хранящихся на их счетах временно свободных средств юридических и физических лиц, и предоставление ресурсов юридическим и физическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора, во временное использование на условиях возмездности (платности), срочности, материальной обеспеченности долга. В настоящее время система кредитных организаций существенно изменилась, они основаны теперь на разных формах собственности и получили большую самостоятельность в осуществлении кредитных операций.

В процессе функционирования финансовой системы производятся денежные платежи и расчеты, то есть используется денежная система. Эти платежи и расчеты производятся как в безналичной форме, так и с использованием наличных денег. При формировании и использовании валютных фондов производятся соответствующие валютные операции
.

Финансы, участвуя в стоимостном распределении, тесно связаны и взаимодействуют с такими категориями, как цена, заработная плата, кредит.

1. Цена
выступает исходной основой, на которой совершается дальнейший распределительный процесс, т.к. в ней заключены все структурные части стоимости, которые далее распределяются и получают свои экономические формы в виде финансовых ресурсов и фондов.

Цена предопределяет первичные пропорции стоимостного распределения. Колебания цены вокруг стоимости создают поле деятельности для финансов.

Являясь основой стоимостного распределения, цена теме не менее не может самостоятельно обеспечить распределения частей стоимости. Это связано с тем, что все части стоимости выделяются не сами по себе, а только после стадии обмена, приобретая количественные пропорции.

2 . Заработная плата.
Эта форма распределения обусловлена необходимостью формирования доходов работников.

Заработная плата, как и финансы, подготавливает основу для последующего удовлетворения определенных потребностей: личных и общественных.

Взаимодействие этих категорий заключается в том, что финансы создают условия для формирования фонда оплаты труда, отделяя его от денежных фондов предприятия, а заработная плата является частью финансовых ресурсов предприятий, которые используется в производстве до момента выплаты средств работникам.

3. Кредит.
Кредитные ресурсы формируются на стадии перераспределения средств между субъектами распределительного процесса. Кредитные ресурсы формируются в результате того, что появляется несоответствие в наличии собственных средств и их потребностью.

Кредит дополняет финансовые ресурсы, и во взаимодействии они обеспечивают воспроизводственный процесс.

Постоянно происходит переливание кредитных ресурсов в финансовые ресурсы и наоборот. Временно свободные финансовые ресурсы предприятий концентрируются на счетах в банках и являются источниками ссудных фондов банков для выдачи кредитов. Между кредитом и финансами много общих черт, но основной является широкое использование обеих в кругообороте и воспроизводственном процессе.

Отличительной особенностью кредитных средств от финансовых являются условия предоставления этих средств: срочность, платность и возвратность.

Взаимосвязь экономических категорий в процессе стоимостного распределения вызывает необходимость комплексного их применения с учетом специфики действия каждой категории.

Функции любой экономической категории представляют собой форму выражения её общественного назначения.

Функции финансов непосредственно связаны с формированием и использованием денежных фондов и удовлетворением общественных потребностей. Это связано с получением денежных средств и осуществлением денежных затрат.

Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Областью возникновения и функционирования финансов является распределительная стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в производственном продукте. Поэтому главным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Распределительная функция
финансов проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу, который представляет собой вновь созданную за год в сфере материального производства стоимость или соответствующую ей часть совокупного общественного продукта.

Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

1) заработная плата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

2) доходы предприятий в сфере материального производства.

Однако первичные доходы ещё не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства: обеспечение обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения.

Необходимо дальнейшее распределение и перераспределение национального дохода, связанное:

— с межотраслевым и территориальным перераспределением средств;

— наличием, наряду с производственной, непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создаётся;

— перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные (производные) доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы и налоги. Они служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода в валовом внутреннем продукте, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоёв населения.

Контрольная функция финансов
осуществляется на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Важнейшей задачей финансового контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, а также взаимных обязательств предприятий по расчетам.

Финансовый контроль направлен на повышение экономического стимулирования, рациональное расходование финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов.

Кроме распределительной и контрольной функций, финансы выполняют также регулирующую функцию
. Она связана с вмешательством государства через финансы (налоги, кредитование) в процесс воспроизводства.

В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию
. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях.

По определению, финансовая система — это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов — соответственно, бюджетная система, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное — финансами предприятий, внутриотраслевое — финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное — государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему (рис.1).

ОДНА ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ С КОТОРОЙ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ ФИНАНСЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА 4 БУКВЫ

Рис. 1. Финансовая система

Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей.

Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, могут быть выделены подзвенья в зависимости от отраслевой направленности, от формы собственности.

В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования.

В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

Читать также:  Заместителю генерального директора по экономике и финансам ооо лукойл коми в г зайченко

1. Форма организации
денежных средств государства.

3. Практическая
реализация одной из функций финансов, благодаря
которой становится возможным проследить
процесс распределения финансовых ресурсов.

4. Одна из экономических
категорий, с которой взаимодействуют
финансы в процессе воспроизводства совокупного
общественного продукта.

5. Обязательный
платёж, взимаемый государством с физических
и юридических лиц.

6. Одна из стадий
процесса воспроизводства, которая является
областью возникновения и функционирования
финансов.

7. Совокупность
социально-экономических отношений в
сфере обмена,  посредством которых
осуществляется реализация товарной
продукции.

Индивидуальная работа к разделу
2

«Финансовая
система и управление финансами»

1. Найдите не менее
3 определений финансовой системы.

Финансовая система —
форма организации денежных отношений
между всеми субъектами воспроизводственного процесса
по распределению и перераспределению
совокупного общественного продукта.

Финансовая система —
совокупность финансов секторов экономики.

Финансовая 
система представляет собой определенным
образом упорядоченную 
совокупность
финансовых отношений.

В большинстве своем,
несмотря на различия подходов, ученые-экономисты
в составе финансовой системы 
выделяют примерно схожий набор элементов.

Таким образом, в среде 
ученых нет единого мнения о составе 
сфер и звеньев финансовой системы.
Однако в большинстве своем экономисты
и правоведы едины в том, что 
в состав финансовой системы входят
как общегосударственные 
финансы,
так и финансы предприятий различных форм собственности.
Исключение составляет уральская научная
школа под руководством А. Ю. Казака, которая
строит финансовую систему, основываясь
на понимании сущности финансов исключительно
как публичных (государственных и общественных)
и тем самым отвергает существование финансов
негосударственных предприятий, представляя,
что они являются денежными отношениями,
не являющимися финансовой категорией.
Финансы и кредит: учеб. / Под ред. А. Ю. Казака.
Екатеринбург: МП «ПИПП», 1994. С. 122.

Например, Г. Б. Поляк делит финансовую систему
Российской Федерации на две сферы: централизованные
финансы и децентрализованные финансы.
В свою очередь централизованные финансы
образуют три звена — федеральный бюджет,
территориальные финансы и специальные
внебюджетные фонды. Затем территориальные
финансы подразделяются на региональные
финансы (региональный бюджет и региональные
внебюджетные фонды) и местные финансы
(местный бюджет и местные внебюджетные
фонды). Децентрализованные финансы делятся
на два звена финансы предприятий, организаций
(финансы коммерческих организаций и финансы
некоммерческих организаций) и финансы
домашнего хозяйства. Финансы: Учебник
/ Под ред. Г.Б. Поляка — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007
г.

Аналогичная трактовка 
у В В Ковалева. Финансы: Учебник
/ Под ред. В.В. Ковалева, — М.: ПРОСПЕКТ, 2008
г.

Схоже представление 
о финансовой системе России у 
С. И. Лушина и В. А. Слепова, они выделяют
так же две сферы финансовой системы:
финансы самодеятельных субъектов 
экономической сферы и финансы 
властных структур, но, по сути, трактовка одна и та же. Финансы:
Учебник / Под ред. С.И. Лушина, В. А. Слепова
— М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2007 г.

Финансовая политика — совокупность целенаправленных
действий с использованием финансовых отношений
(финансов).

Финансовая 
политика – сознательное, целенаправленное
использование государством финансовых
отношений для реализации экономических
и социальных задач или это совокупность
по использованию государством финансов.

Под финансовой
политикой понимают комплекс мероприятий 
государства по использованию финансовых
отношений, мобилизации финансовых
ресурсов, их распределению и использованию 
на основе финансового законодательства.

«Государственные и муниципальные
финансы»

1. Найдите 
не менее пяти определений
бюджета различных авторов.

Бюджет (англ, budget
— сумка) — роспись государственных 
доходов и расходов на определенный
срок, утвержденная в законодательном 
порядке.

Бюджет — предположительное 
исчисление доходов и расходов государства,
учреждения или отдельного лица на определенный
срок, как правило, на год. Бюджет — централизованная
форма образования и расходования фонда
денежных средств, предназначенных для
финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления.

Бюджет — это документ, детализированный
план деятельности организации, направленный
на достижение целей организации, содержащий
плановые показатели организации на ближайшую
перспективу.

Государственный
бюджет — важнейший финансовый документ
страны.

2. Постройте схему бюджетной
системы РФ.

Дотация — бюджетные
средства, предоставляемые бюджету другого
уровня бюджетной системы Российской
Федерации на безвозмездной и безвозвратной
основах для покрытия текущих расходов;

Субвенция — бюджетные
средства, предоставляемые бюджету другого
уровня бюджетной системы Российской
Федерации или юридическому лицу на безвозмездной
и безвозвратной основах на осуществление
определенных целевых расходов

Бюджетная ссуда — бюджетные
средства, предоставляемые другому бюджету
на возвратной, безвозмездной или возмездной
основах на срок не более шести месяцев
в пределах финансового года;

Субсидия — бюджетные
средства, предоставляемые бюджету другого
уровня бюджетной системы Российской
Федерации, физическому или юридическому
лицу на условиях долевого финансирования
целевых расходов;

Трансферт — бюджетные
средства для финансирования обязательных
выплат населению: пенсий, стипендий, пособий,
компенсаций, других социальных выплат,
установленных законодательством Российской
Федерации, законодательством субъектов
Российской Федерации, правовыми актами
органов местного самоуправления.

  1. Заполните таблицу, отразив источники формирования и направления использования стабилизационного фонда:

  1. Представьте схематично виды государственных займов.
  1. Источники формирования и направления использования ср
    едств фонда обязательного медицинского страхования:
  • Части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом.
  • Ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.
  • Добровольных взносов юридических и физических лиц.
  • Доходов от использования временно свободных финансовых средств.
  • Нормированного страхового запаса Федерального фонда.
  • Поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
  • Временно свободные финансовые средства Федерального фонда в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.
  • Финансовые средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются.
  • Федеральный фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, причем полученные доходы в установленном порядке поступают в распоряжение Федерального фонда, учитываются на балансе и направляются для реализации уставных задач Федерального фонда.
  • Федеральный фонд ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства РФ утверждаются федеральным законом.

Индивидуальная
работа 1

«Государственные
и муниципальные финансы»

.

  1. Найдите не менее
    5 определений «Финансы» разных авторов.

  2. Проанализируйте,
    сравните, найдите сходство и отличие
    экономических категорий: «Финансы»,
    «Кредит», «Цена».

3. Подберите и
проанализируйте подходы различных
авторов к составу звеньев финансовой
системы (не менее 3).

  1. Представьте
    схематично классификацию форм проведения
    финансового контроля.

  1. Представьте
    схематично классификацию финансовых
    ресурсов.

  2. Подберите 3
    определений государственного финансового
    контроля.

  3. Представьте
    схематично классификацию государственного
    финансового контроля.

  4. Законспектируйте,
    заполнив таблицу, цели, задачи и функции
    государственного финансового контроля.

  1. Приведите формы
    финансового контроля в соответствии
    с приведенными признаками классификации.

Криптограмма к
разделу 1

        1. Форма организации
          денежных средств государства.

        2. Практическая
          реализация одной из функция финансов,
          благодаря которой становится возможным
          проследить процесс распределения
          финансовых ресурсов.

        3. Одна из
          экономических категорий, с которой
          взаимодействуют финансы в процессе
          воспроизводства совокупного
          общественного продукта.

        4. Обязательный
          платёж, взимаемый государством с
          физических и юридических лиц.

        5. Одна из стадий
          процесса воспроизводства, которая
          является областью возникновения и
          функционирования финансов.

        6. Совокупность
          социально-экономических отношений
          в сфере обмена, посредством которых
          осуществляется реализация товарной
          продукции.

Тесты по разделу «Государственные и муниципальные финансы»

Государственные
финансы России включают:


(3п.)

  1. Местные и
    муниципальные бюджеты;

Выберете наиболее
точное определение государственного
бюджета.


(1п.)

1. Система
императивных денежных отношений, в
процессе которых образуется и используется
бюджетный фонд;

2. Форма
образования и расходования денежных
средств, для финансового обеспечения
задач и функций государства;

3. Денежные
отношения, возникающие у государства
с юридическими и физическими лицами по
поводу распределения национального
дохода в связи с образованием и
использованием бюджетного фонда,
предназначенного на финансирование
экономических, социально-культурных
мероприятий, нужд обороны и государственного
управления;

4. Финансовый
план государства, имеющий статус закона
на соответствующий финансовый год;

5. Смета
доходов и расходов.

Совокупность
мероприятий, проводимых государством
в области формирования и использования
бюджетов всех уровней, называется:


(1п.)

Совокупность
конкретных форм бюджетных отношений
представляет собой:


(1п.)

Что является
объектом распределения посредством
бюджета?


(2п.)

  1. Оборотные средства
    государственных предприятий;

  2. Централизованные
    фонды Министерств и ведомств.

Индивидуальная работа 2«Финансовая система и управление финансами».

  1. Найдите не менее
    5 определений финансовой системы.

  2. Охарактеризуйте,
    сравните и отразите сходство и отличие
    между различными сферами финансовой
    системы.

3. Проанализируйте
и сравните количественный состав и
содержание функций финансов различных
авторов (не менее 5).

4. Представьте
схематично классификацию финансовых
отношений.

5. Представьте
схематично составляющие финансовой
политики государства.

6. Представьте
схематично составные части финансового
механизма.

7. Заполните
таблицу, отразив функции, цели и задачи
Министерства Финансов РФ.

8. Верны или неверны следующие выражения?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *