ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВ РАЗНЫМИ АВТОРАМИ ПО СПРАВОЧНОЙ И УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Дефиниции финансов в трактовке разных авторов

Финансовые
отношения являются частью денежных
отношений, однако, не все денежные
отношения есть финансовые отношения.
В бытовой трактовке финансы приравниваются
к деньгам, но финансы и деньги это далеко
не одно и то же. Деньги – это всеобщий
эквивалент, а финансы представляют
собой специфические денежные отношения,
связанные с образованием и расходованием
фондов денежных средств, денежных
доходов и накоплений в процессе
распределения общественного продукта
и национального дохода.

Отличительным
признаком финансов как экономической
категории является то, что они имеют
денежную форму выражения. Деньги являются
обязательным условием существования
финансов. Другим важным признаком
финансов является то, что они связаны
с формированием финансовых ресурсов.
Посредством финансов на стадии
распределения общественного продукта
образуются денежные доходы и накопления
участников общественного воспроизводства.
Впоследствии при распределении доходов
и накоплений образуются фонды денежных
средств, имеющих целевое назначение,
формируются производственные и социальные
денежные фонды, как централизованные
(находятся в распоряжении государства),
так и децентрализованные (находятся в
распоряжении предприятий, учреждений,
организаций).

К
государственным фондам денежных средств
относится в первую очередь федеральный
бюджет, а также социальные и другие
внебюджетные фонды. Наиболее крупными
и значимыми внебюджетными фондами
являются Пенсионный Фонд России, Фонд
государственного обязательного
медицинского страхования, Фонд
обязательного социального страхования.
На уровне предприятий образуются фонды
накопления и потребления, производственного
и социального развития, резервные и
страховые фонды и др.

Аккумуляция
доходов и накоплений, формирование,
распределение и использование фондов
денежных средств осуществляется
посредством использования финансового
механизма. Финансовый механизм
представляет собой совокупность форм
организации финансов, финансовых методов
и рычагов, используя которые хозяйствующие
субъекты обеспечивают получение доходов
и накоплений и осуществляют их
распределение в целях повышения
эффективности производства.

Через
образование и распределение фондов
денежных средств финансы оказывают
активное влияние на производство. Однако
финансы являются вторичными по отношению
к производственным экономическим
отношениям. Финансы непосредственно
не участвуют в создании материальных
благ, тем не менее, они опосредуют
движение стоимости общественного
продукта на всех четырёх стадиях
воспроизводственного процесса. Финансовым
отношениям присущи те же черты и свойства,
что и производственным отношениям
данного общества, а изменение
производственных отношений требует
изменения финансов. Финансы являются
наиболее динамичной частью производственных
отношений, так как они отражают
распределительные процессы в обществе,
с помощью которых обеспечивается
достижение материальных экономических
интересов всех участников общественного
воспроизводства.

Финансы
взаимосвязаны и взаимодействуют
практически со всеми видами товарно-денежных
отношений. Это взаимодействие расширяется
и усиливается в условиях рыночной
экономики. С развитием рыночных отношений
появляются новые финансовые отношения,
а также происходит децентрализация
финансовых ресурсов, образуются
региональные и местные финансы,
увеличиваются объёмы децентрализованных
фондов денежных средств.

Исследование
экономической природы финансов позволяет
определить эту экономическую категорию
следующим образом.

Финансы
– это система денежных распределительных
отношений, по поводу образования и
использования фондов денежных средств,
доходов и накоплений у субъектов
экономики.

К
основным группам финансовых отношений
относятся:


взаимоотношения между хозяйствующими
субъектами по поводу распределения
доходов (совместные фонды, долевое
участие, штрафные санкции и др.);


взаимоотношения между хозяйствующими
субъектами и населением, с одной стороны,
и государством, с другой стороны, по
поводу образования бюджета и внебюджетных
фондов и выделения средств из этих
фондов;


взаимоотношения между страховыми
организациями, с одной стороны, и
хозяйствующими субъектами и населением,
с другой стороны, по поводу образования
и использования страховых фондов;


взаимоотношения между хозяйствующими
субъектами и вышестоящими организациями
по поводу образования и распределения
фондов денежных средств, создаваемых
вышестоящей организацией;


взаимоотношения внутри предприятий,
учреждений, организаций по распределению
выручки, формированию денежных доходов,
накоплений, фондов денежных средств и
их использованию.

Схематично
некоторые группы финансовых отношений
представлены на рис.1.

Взаимоотношения
между хозяйствующими субъектами и
вышестоящими организациями по поводу
образования и распределения фондов
денежных средств

Взаимоотношения
между страховыми организациями и
хозяйствующими субъектами и населением
по поводу образования и распределения
страховых фондов

Взаимоотношения
между хозяйствующими субъектами и
населением с одной стороны и государством
с другой по поводу образования бюджетных
и внебюджетных фондов

Взаимоотношения
внутри организаций, учреждений
предприятий по распределению
выручки и формированию фондов
денежных средств

Взаимоотношения
между хозяйствующими субъектами по
поводу распределения доходов

Рис.
1.
Группы финансовых отношений

При
рассмотрении вопроса о сущности финансов
необходимо более подробно остановиться
на их функциях. Сначала нужно выяснить,
что такое функция экономической
категории, так как термин «функция»
(от латинского functio
– исполнение, совершение) имеет несколько
значений. В обиходе функцией считается
какое-либо действие, в математике
функция – это зависимость, свойство,
в философии – отношения двух или группы
объектов, в которых изменение одного
сопутствует изменению другого.

В
финансовой науке функция рассматривается
чаще всего как проявление сущности
экономической категории в действии.
Именно с этой позиции и следует
рассматривать функции финансов.

Поскольку
сущность финансов проявляется в
распределительных отношениях, то одной
из функций этой экономической категории
является распределительная.
На основе распределительных отношений
с помощью финансов формируются различные
виды денежных доходов и накоплений,
создаются и используются фонды денежных
средств. Распределительная функция
финансов отражает экономические
отношения, связанные с движением
стоимости общественного продукта и
его составных частей в денежной форме.
При распределении общественного
продукта и национального дохода
образуются так называемые первичные
доходы и накопления, а сам процесс
распределения носит название «первичного
распределения». К первичным доходам
и накоплениям относятся заработная
плата работников, а также доходы и
накопления предприятий, занятых в сфере
материального производства.

При
дальнейшем распределении национального
дохода образуются вторичные доходы и
накопления, к которым относятся доходы
государства и доходы, полученные в
отраслях непроизводственной сферы.

С
помощью распределительной функции
финансы активно влияют на все стадии
воспроизводственного процесса. Прежде
всего с помощью этой функции из стоимости
общественного продукта вычленяется
часть, идущая на возмещение произведённых
материальных затрат, затем выделяется
заработная плата и доходы хозяйствующих
субъектов. На базе распределительной
функции создаются общегосударственные
фонды, необходимые для удовлетворения
экономических и социальных потребностей
общества.

Процессы
финансового распределения отражены
на рисунке 2.


ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВ РАЗНЫМИ АВТОРАМИ ПО СПРАВОЧНОЙ И УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Главным
практическим назначением распределительной
функции является обеспечение
пропорциональности распределения и
достижение соблюдения экономических
интересов всех хозяйствующих субъектов,
населения и государства.

Второй
важнейшей функцией финансов является
контрольная.
Контрольная функция тесно связана с
распределительной функцией, одна без
другой они существовать не могут.
Распределительные процессы создают
основу для контроля за пропорциями
распределения с целью соблюдения
экономических интересов всех участников
воспроизводства. С помощью контрольной
функции проверяется правильность и
своевременность формирования фондов
денежных средств, обоснованность
направлений их расходования, эффективность
использования. С помощью контрольной
функции финансов сравниваются однородные
экономические процессы, определяется
их результативность и эффективность
всего воспроизводственного процесса
в целом. Сфера действия контрольной
функции не ограничивается лишь
распределительной стадией
воспроизводственного процесса, она
распространяется также на стадии
производства, обмена и потребления.
Столь широкий диапазон действия
контрольной функции финансов обусловлен
тем, что отношения распределения, будучи
относительно обособленными, одновременно
тесно связаны и активно влияют на весь
воспроизводственный процесс. Воздействие
контрольной функции на воспроизводственные
процессы происходит по следующим
основным направлениям:


влияние на пропорции производства и
распределения


активное воздействие на экономность
и эффективность использования ресурсов


контроль за соблюдением финансового
законодательства.

Формой
проявления и использования контрольной
функции финансов является финансовый
контроль, охватывающий практически
все стороны экономической деятельности
хозяйствующих субъектов. На практике
контрольная функция финансов реализуется
посредством исполнения своих должностных
обязанностей работниками контрольных
органов.

Читать также:  КРЕПОСТНИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ХОЗЯЙСТВА В ФИНАНСАХ

Коротко
суть этих двух функций финансов
представлена на рисунке. 3.

Рис.
3. Функции финансов

1. Сравните определения финансов разными авторами по справочной и учебной литературе. Найдите причины расхождений толкования этого термина.

2. Нарисуйте схему финансовой системы, покажите на ней взаимосвязи между сферами и звеньями.

3. Используя ключевые понятия данной темы, составьте финансовый кроссворд.

Подберите к каждому термину соответствующее нижеприведенное определение.

2. Финансовая система.

3. Финансовые ресурсы.

5. Национальный доход.

6. Распределительная функция.

7. Контрольная функция.

8. Регулирующая функция.

9. Стабилизационная функция.

11. Государственные финансы.

12. Централизованные финансы.

13. Децентрализованные финансы.

14. Национальное богатство.

15. Финансовые фонды.

· Система денежных отношений по поводу формирования и использования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций.

· Функция, заключающаяся в обеспечении для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильных условий в экономических и социальных отношениях.

· Денежные фонды, формируемые за счет финансовых ресурсов.

· Функция, заключающаяся в объективном отражении распределительного процесса и контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

· Совокупность форм и методов накопления, распределения и использования финансовых ресурсов.

· Товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента.

· Совокупность материальных благ, созданных предшествовавшими и нынешним поколениями, и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество на определенный момент времени.

· Денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий.

· Экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

· Функция, проявляющаяся при распределении и перераспределении НД, когда происходит создание основных (первичных) доходов, и образование производных (вторичных) доходов.

· Стоимость конечных товаров и услуг, произведенных данной страной во всех отраслях экономики за определенный период времени и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта.

· Функция, связанная с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства.

· Стоимость вновь созданного в стране в течение года совокупного продукта, представляющая доход, приносимый всеми факторами производства.

· Фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, предприятий, организаций и населения и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей.

· Экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и внебюджетных фондах.

5. Тестовое задание (выберите правильные варианты ответа):

Финансовые отношения охватывают:

— производственную среду;

— непроизводственную среду;

— централизованную и децентрализованную среду.

Источниками финансовых ресурсов выступают:

— денежные средства;

— денежные фонды;

Финансовые ресурсы – это:

— наличные деньги;

— безналичные деньги;

— совокупность денежных средств.

Что не относится к функциям финансовой системы:

— распределение денежных ресурсов между субъектами общества;

— контроль движения и использования финансовых ресурсов субъектов общества;

— предотвращение убытков субъектов общества.

Финансовая система России включает:

— два звена;

— пять звеньев;

— вопрос о количестве звеньев финансовой системы дискутируется.

Элементами одного из звеньев финансовой системы (финансов хозяйствующих субъектов) являются:

— финансы госбюджета;

— финансы страхования;

— финансы населения;

— все перечисленное.

Подавляющее большинство авторов в состав финансовой системы включают:

— общегосударственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов;

— местные финансы;

— территориальные финансы.

Звеньями финансовой системы России являются:

— государственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов;

— финансы бюджетных учреждений;

К финансам хозяйствующих субъектов относятся:

— финансы коммерческих предприятий;

— государственные внебюджетные фонды;

— государственный кредит.

К общегосударственным финансам относятся:

— государственный бюджет;

Финансовая система это:

— совокупность распределительных отношений, приводящих к формированию фондов;

— комплекс государственных мероприятий по формированию денежных фондов;

— совокупность публичных финансов и бюджетной системы;

— совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются разнообразные денежные фонды.

Состав государственных финансов России по функциональному назначению:

— бюджеты субъектов РФ;

— федеральный бюджет;

— финансы государственных унитарных предприятий;

— государственные внебюджетные фонды.

Звенья финансовой системы в сфере финансов экономических субъектов (при группировке финансовых отношений по методам хозяйствования) – финансы:

— предпринимательства без образования юридического лица;

— государственные предприятия;

— коммерческие организации;

— некоммерческие организации;

— акционерные общества;

— общественные организации.

Экономические денежные отношения, которые опосредуют кругооборот денежных фондов предприятий это:

— централизованные фонды денежных средств;

— децентрализованные фонды денежных средств.

Государственный бюджет за рубежом:

— является звеном финансовой системы;

— не является звеном финансовой системы.

Одной из главных особенностей финансовых систем развивающихся стран является:

— активность на рынке сбережений;

— отсутствие финансовых посредников;

— активная роль государства.

Базовыми составными частями финансовой системы страны являются:

— финансы госпредприятий, частных предприятий, граждан;

— централизованные финансы, децентрализованные финансы;

— государственные, муниципальные и международные финансы.

1. Финансы: Учебник для вузов. Под ред. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти, 2010. -452с.

2. Финансы: учебник/Белозеров С. А.-М.: Проспект,2012. -928с.

3. Финансы: учебник. Грязнова А.-М.: -Проспект,2012.

4. Финансы: учебник под ред. Кабанцевой В. С. – М.: КНОРУС, 2012.

5. Финансы: Учебник под ред. Машковской И. М.: -2012.

6. Финансы: Учебник под ред. Чернецова В.-М.:,2011.

7. Финансы: учебник под ред. Поляка Г. Б.,2011

8. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник Колпакова С.-М.:2012.

9. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник под ред. Кабанцева Р, 2011.

10. Финансы предприятий. Ветров А. В.-М.:Тетра-Системс, 2011.

11. Финансы предприятий Уч.пособ.-М.: Инфра-М.-2011.

12. Финансы: учебник / под ред. А.П. Балакиной, И. И. Бабленковой. — Москва: Дашков и К, 2013. — 384 с.

13. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы. М О.-М.:Инфра-М, 2012.-393с

14. Финансы: учебник / отв. ред. В.В. Ковалев. — 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2012. — 928 с.

15. Финансы: учебное пособие для вузов / Н. Г. Кабанцева. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. — 348 с.

1. Официальный сайт Федерального собрания РФ http:// www.duma.ru

2. Официальный сайт Министерства финансов РФ http:// www.minfin.ru

3. Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ http:// www.economy.gov.ru

4. Официальный сайт Банк России http:// www.cbr.ru

5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы http:// www.nalog.ru

6. Официальный сайт Федерального казначейства http:// www.roskazna.ru

7. Официальный сайт Справочно-правовой системы «Гарант» — http: //www. garant.ru/index.htm

8. Официальный сайт Справочно-правовой системы «Консультант Плюс» — www.consultant.ru

9. Официальный сайт Федеральной службы по финансовым рынкам — http: //www. fcsm.ru/

10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики — www.gks.ru/wps/portal

Что является объектом распределительной функции фи­ нансов?

Каково содержание контрольной функции финансов?

Что такое финансовые ресурсы?

Перечислите источники и виды финансовых ресурсов субъ­ ектов хозяйствования и органов государственной власти и мест­ ного самоуправления.

Приведите примеры фондовой и нефондовой форм образо­ вания и использования финансовых ресурсов.

Приведите примеры правовых актов, регламентирующих порядок формирования и использования финансовых фондов в сфере государственных и муниципальных финансов.

Дайте определение финансовой системы.

Какие новые элементы финансовой системы появились в условиях рыночных преобразований в нашей стране?

Задания для самостоятельной работы

1. Сравните определения финансов разными авторами по справочной и учебной литературе. Найдите причины расхожде­ ний толкования этого термина.

Приведите примеры распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической дея­ тельности и части национального богатства, которое происходит

2.1. Содержание и значение финансовой политики

Читать также:  ЧТО ТАКОЕ БЮДЖЕТ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложен­ ных на них функций по обеспечению экономической стабиль­ ности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их ре­ ализации в соответствии с целями экономического развития.

Изменение цели развития экономики обусловливает необ­ ходимость изменения финансовых отношений в ее отраслях, сферах деятельности, пересматриваются источники формиро­ вания финансовых ресурсов и формы их использования. В этих условиях государство вырабатывает соответствующую финансовую политику, представляющую собой совокупность целенаправленных мер государства в области использования финансов с целью оп­ ределения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реа­ лизации экономической политики государства.

финансовой политики являются органы законо­ дательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития фи­ нансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их ор­ ганизации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.

финансовой политики является совокупность фи­ нансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.

Содержание финансовой политики раскрывается в ее структур­ ных элементах, к которым относятся:

выработка научно обоснованной концепции развития финансов;

определение основных направлений использования финан­ сов на перспективу и текущий период;

разработка конкретных путей реализации основных нап­ равлений использования финансов на перспективу.

осуществляется с целью выявления объективной потребности в реализации намеченных мероприятий финансовой политики и обоснования изменения существующего механизма реализации финансовых отношений. В современных условиях финансовая политика большинства государств основывается на различных концепциях государственного регулирования экономики. В зависимости от стадии экономического цикла (экономический спад, депрессия (стагнация), оживление, экономический подъем), на которой находится экономика страны, субъекты власти ис­ пользуют сдерживающую или стимулирующую (стабилизацион­ ную) финансовую политику.

В условиях экономического спада и депрессии происходят сокращение товарооборота, снижение платежеспособного спроса населения, доходов субъектов хозяйствования, уменьшение ин­ вестиционной активности инвесторов, увеличение уровня безра­ ботицы, рост уровня инфляции. На этих стадиях экономического цикла государство использует стабилизационную финансовую политику, которая связана со стимулированием деловой актив­ ности субъектов хозяйствования путем снижения налогов и уве­ личения государственных расходов на поддержку стратегически

социально значимых отраслей экономики. В этих условиях государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы на финансовом рынке, поэтому политике в области управления долговыми обязательствами государства должно уделяться повы­ шенное внимание.

На стадиях экономического оживления и подъема повы­ шается деловая активность субъектов хозяйствования, растет реальный объем их доходов, увеличивается товарооборот, сни­ жается социальная напряженность в обществе. Государство получает возможность увеличивать размер мобилизуемых дохо­

дов, досрочно погашать имеющиеся долговые обязательства, проводить активную инвестиционную и инновационную поли­ тику. Финансовая политика в данных условиях имеет сдержива­ ющий характер, что предполагает снижение государственных расходов на стадиях экономического оживления и подъема и усиление налогового бремени на стадии экономического подъе­ ма для предотвращения перегрева экономики и снижения тем­ пов экономического роста.

Для достижения стабильности экономического развития функционирование экономики может обеспечиваться на основе действия встроенных стабилизаторов, к которым относится авто­ матическое изменение налоговых поступлений и трансфертных платежей в зависимости от стадии экономического цикла. Если финансовая политика строится с учетом действия встроенных стабилизаторов, то при ее разработке особое внимание следует уделять составлению прогнозов экономического и социального развития государства, построению моделей развития налоговой и бюджетной систем, внутреннего финансового рынка в зависи­ мости от стадии экономического цикла.

Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период базируется на целях и задачах экономической политики государства, выделении в составе экономики приоритетных отраслей, определении условий раз­ вития социальной сферы, на составе полномочий государствен­ ных и муниципальных органов власти в сфере, оценке внутреннего и международного положения госу­ дарства. Учет этих факторов позволяет разработать финансовую политику, отвечающую условиям экономического развития государства.

Разработка конкретных путей реализации основных направле­ ний использования финансов предполагает выработку путей реше­ ния поставленных целей и задач, которые будут способствовать реализации основных направлений финансовой политики на определенном отрезке времени. Так, например, если ее задачей является снижение объема государственного долга Российской Федерации, то должны быть определены возможные пути реа­ лизации этой задачи, среди которых можно назвать досрочное погашение имеющихся долговых обязательств, снижение объема заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках,

проведение переговоров с кредиторами о возможности списа­ ния части долга. Однако следует учитывать, что разработка ме­ ханизма осуществления названных мероприятий по управлению государственным долгом Российской Федерации, его правовая регламентация относятся не к финансовой политике, а к ее реа­ лизации соответственно в финансовом механизме и нормах фи­ нансового права.

Финансовую политику можно классифицировать не только по содержательному признаку, но и по другим критериям:

по территориальному критерию выделяют общегосудар­ ственную (федеральную), региональную и местную финансовую политику. Разработка финансовой политики на каждом уровне управления позволяет в дальнейшем обеспечить финансовую ос­ нову развития как государства в целом, так и каждого террито­ риального и муниципального образования;

по временному критерию финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стра­ тегия включает крупномасштабные цели и задачи финансовой политики, оказывающие влияние на развитие общества в це­ лом, реализация которых всегда имеет долговременный характер.

настоящее время к финансовой стратегии относится разра­ ботка в условиях экономического спада системы антикризис­ ных мер по стабилизации и дальнейшему развитию экономи­ ки государства, включающих снижение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, особенно в сфере среднего и малого бизнеса; дополнительную финансовую поддержку со стороны государства социально незащищенных и малообеспеченных слоев населения; дальнейшее проведение реформы пенсионного, ме­ дицинского и социального страхования в условиях экономичес­ кого спада; пересмотр и поиск новых источников и механизмов финансирования как экономики в целом, так и приоритетных для государства отраслей, которые определяют специализацию российской экономики в мировой системе хозяйствования и поз­ воляют реализовать национальные конкурентные преимущества1.

Подробнее см.: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1663-р.

объединяет задачи и мероприятия финан­ совой политики, которые относятся к определенному этапу эко­ номического развития и должны быть реализованы в конкретном финансовом периоде. Примером финансовой тактики являются снижение налоговых ставок по отдельным видам налогов, со­ вершенствование порядка применения специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства, расширение возможностей использования ускоренной амортизации техно­ логического оборудования, регулярная индексация социальных выплат, повышение эффективности социальных льгот и гарантий социально незащищенным, малообеспеченным слоям населе­ ния. При этом финансовые мероприятия тактического характера должны проводиться в рамках финансовой стратегии и не могут противоречить ей во избежание возникновения отрицательных последствий их воздействия на функционирование финансовой системы и экономики в целом;

в зависимости от объектов воздействия выделяют финан­ совую политику в сфере финансов субъектов хозяйствования и финансовую политику в сфере государственных и муниципаль­ ных финансов. В составе последней можно выделить бюджетную политику и политику в области государственного социального страхования.

Бюджетная политика государства составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формиро­ вании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджет­ ных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для разви­ тия экономики и социальной сферы. Кроме того, бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в ходе осуще­ ствления налоговой политики, проведения государственной инвестиционной политики, при выработке бюджетной полити­ ки в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности. Основные цели и задачи бюджетной политики на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу определяются в

Читать также:  Вы контролируете финансы страны в качестве министра финансов, несмотря на относительно низкий доход. Пожалуйста, помогите мне! Вы контролируете скромные финансовые ресурсы страны в качестве министра финансов. Вопрос

ежегодном Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию.

При выработке целей и задач социальной политики государ­ ства важное место отводится разработке политики в области госу­ дарственного социального страхования на принципах, соответ­ ствующих рыночным условиям хозяйствования. При этом госу­ дарство оценивает возможную степень участия субъектов хозяйствования в ее проведении, определяет собственные финан­ совые возможности реализации социальных гарантий населе­ нию, корректирует направления развития государственного социального страхования, методы мобилизации и формы расхо­ дования средств государственных социальных внебюджетных фондов в соответствии с действующими условиями функциони­ рования экономики. Политика в области государственного соци­ ального страхования позволяет сгладить воздействие неблагоп­ риятных факторов, влияющих на трудоспособность населения, стимулировать создание безопасных условий жизни и труда, добиться улучшения состояния здоровья нации и сгладить небла­ гоприятное воздействие рыночных условий хозяйствования на социально незащищенные слои населения.

в сфере финансов субъектов хозяйство­ вания включает разработку (Основных мероприятий в области государственной амортизационной политики, развития приори­ тетных видов деятельности, регулирования деловой активности субъектов хозяйствования в соответствии с целями экономичес­ кого развития государства.

Значение финансовой политики заключается в тех результа­ тах, которые могут быть получены в ходе ее реализации как в течение финансового года, так и в более долгосрочном периоде. В ходе разработки и осуществления целей и задач финансовой политики на ее результативность оказывают влияние следую­ щие :

• научный подход к разработке концепции финансовой по­ литики, которая должна отвечать условиям экономического раз­ вития государства, стадии экономического цикла и положениям финансовой науки, учитывать закономерности общественного развития;

• прогнозирование возможных последствий реализации пред­ полагаемых мероприятий при определении основных направле­ ний использования финансов на перспективу и текущий пери­

од и в ходе разработки конкретных путей реализации основных направлений использования финансов. Обоснованность выд­ вигаемых мер и предстоящих решений по финансовым вопро­ сам развития страны должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стои­ мость затрат государства на реализацию поставленных целей и задач финансовой политики, но и оценить их финансовые по­ следствия;

учет накопленного опыта в ходе реализации финансовой политики в предшествующем периоде с целью выявления как ее положительных итогов, так и отрицательных последствий, кото­ рые могут негативно влиять на дальнейшее развитие экономики государства;

четкое определение макроэкономических показателей, которые должны служить ориентиром для оценки эффективно­ сти финансовой политики, что предполагает проведение финан­ совой политики, нацеленной на результат;

учет национальных и географических особенностей, оказы­ вающих непосредственное влияние на результативность полити­ ки в области межбюджетных отношений и выбор приоритетов политики в области бюджетных расходов на региональном и муниципальном уровнях;

комплексный подход при выработке и проведении финан­ совой политики, предполагающий согласование целей и задач бюджетной политики, политики в области государственного со­ циального страхования, финансовой политики в сфере финан­ сов субъектов хозяйствования, их взаимосвязь. При этом все составляющие элементы финансовой политики должны быть ориентированы на достижение общей цели экономического раз­ вития, а сама финансовая политика должна быть согласована и взаимосвязана с другими составляющими экономической по­ литики государства — денежно-кредитной политикой, ценовой политикой, политикой в области страхования, валютной поли­ тикой государства;

многовариантность финансовой политики, строящейся с учетом возможных изменений условий функционирования эко­ номики государства. В современных условиях большое внима­ ние уделяется развитию финансового прогнозирования и средне­ срочного финансового планирования, они рассматриваются как инструмент научного предвидения, вариантного анализа, полу­

чения дополнительной информации при разработке финансовой политики;

• учет внутреннего положения и международных позиций государства, которые определяют особенности его экономическо­ го развития. Финансовая политика государства строится с учетом конкуренции на мировых рынках, предусматриваются финансо­ вая поддержка собственных производителей и экспортеров, защи­ та интересов национальных компаний за рубежом, возможность привлечения иностранных инвестиций в экономику государства.

Реализация финансовой политики также должна предусмат­ ривать рост финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов хозяйствования, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов власти для реализации задач и функций, возложенных на государство, обеспечивать ста­ бильность общественного производства с целью улучшения эко­ номического положения государства и социальной защиты насе­ ления.

На построение финансовой политики государства оказывает влияние и тип экономики. Так, в условиях централизованной плановой экономики, при использовании административно-ко­ мандной системы управления финансовая политика осуществля­ ется с целью максимально возможной мобилизации финансовых ресурсов на макроуровне и подчинения финансово-хозяйствен­ ной деятельности субъектов хозяйствования интересам государ­ ства. Финансовая политика строится в условиях директивного финансового планирования и централизованного распределения финансовых ресурсов между отраслями экономики и организа­ циями в соответствии с основными показателями государствен­ ного плана.

В рыночной экономике основными целями проведения фи­ нансовой политики являются сглаживание неблагоприятных пос­ ледствий рыночных условий хозяйствования для субъектов хозяйс­ твования и населения, обеспечение развития отраслей экономики (например, образования, культуры, национальной обороны) и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной среды, достижение баланса финансовых интересов органов государственной власти, органов местного самоуправления, субъектов хозяйствования и населения. Перечисленные цели характерны и для современной финансовой политики Российской Федерации.

Финансовая политика Российской Федерации

на современном этапе

Современная финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются Президентом РФ, исполнительными органами государственной власти РФ и утверждаются законодательными органами государственной вла­ сти РФ в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления строят финансовую политику на соответствую­ щей территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на региональном и местном уровнях, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе.

Финансовая политика Российской Федерации в настоящее время определяется положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собра­ нию РФ «О бюджетной политике в 2009-2011 годах»1, Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на

В соответствии с перечисленными документами современная финансовая политика Российской Федерации нацелена на фор­ мирование финансовой основы для «перехода от экспортно-сы­ рьевой модели к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, создания необходимых предпо­ сылок для поддержания в долгосрочном периоде высоких темпов экономического роста и макроэкономической стабильности»2,

1Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 23 июня 2008 г. « О бюджетной политике в 2009-2011 годах».

2 См. п. 1.3, 1.4, 4.2 Концепции долгосрочного социально-экономиче­ ского развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *