ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ФИНАНСОВ ЯВЛЯЮТСЯ

Финансы

Редактор: Анастасия Пасютина

Деньги, ценные бумаги и другие средства, которые получает, копит и использует государство, компания или гражданин

В этой статье

Финансы — это все деньги, которые принадлежат государству, бизнесу или физическим лицам, находятся в постоянном обращении и приумножаются.

Рассказываем, какие бывают финансы, какие функции они выполняют и как их оценивать.

Важнейшие свойства
финансов определяются как их признаки.
Основные признаки финансов выражаются
в следующем:

1) финансы выступают
в качестве денежных отношений, возникающих
по поводу образования, распределения,
использования, перераспределения и
накопления денежных средств;

2) распределительный
характер денежных отношений связан с
движением реальных денег;

3) движение денежных
средств имеет, как правило, односторонний
(однонаправленный) характер;

4) финансы как
денежные отношения имеют форму
централизованных и децентрализованных
денежных средств;

5) финансы выступают
в качестве необходимого механизма
(через налоги и государственное
финансирование) воспроизводственного
процесса в экономике;

6) финансы являются
одним из инструментов государственного
управления, обеспечивающим выполнение
государством его функций и задач.

Финансовые ресурсы – основа финансовых отношений

Финансовые
ресурсы — это совокупность доходов и
поступлений, находящихся в распоряжении
субъекта хозяйствования. Финансовые
ресурсы предназначены для: выполнения 
финансовых 
обязательств;
покрытия затрат по расширенному
воспроизводству; материальному поощрению
работников.

Финансовые
ресурсы складываются из трех источников:
средства, аккумулируемые в государственной
бюджетной системе; 
средства
внебюджетных фондов; ресурсы, получаемые
самими предприятиями (прибыль,
амортизация).

Исходя
из этого, финансы могут быть централизованными
(государственными) и децентрализованными
(ресурсы хозяйствующих
субъектов).
Децентрализованные
ресурсы классифицируются на: собственные
и привлеченные (прибыль, амортизация,
денежные средства в обороте, выручка
от продажи имущества, прибыль от
выполнения работ и услуг, все виды
кредиторской задолженности); заемные
(долгосрочные и краткосрочные кредиты
банков, средства различных финансовых структур;
ресурсы, получаемые в порядке
перераспределения (страховые возмещения,
субсидии государства, субвенции).

Что такое финансовая система

Финансовая система — это движение вообще всех денег в мире: между государственными и региональными бюджетами, внебюджетными фондами, компаниями и физлицами.

Государственный бюджет. Его иногда называют федеральным бюджетом или бюджетным фондом. Это годовой план сбора и использования денег для нужд страны. На средства госбюджета содержат армию, строят больницы и школы. Госбюджет помогает грамотно распределять финансы, обеспечивать социальные нужды населения, контролировать объем производства товаров, работ или услуг в стране.

Региональные и муниципальные бюджеты. Это финансы субъектов РФ: Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, республик, краев, областей и отдельных муниципальных образований на их территориях, например городов, поселков и деревень.

Внебюджетные фонды. Их формируют из обязательных страховых взносов, которые платят юрлица и физлица.

У взносов целевое назначение, например обеспечение населения медицинскими и социальными услугами. Внебюджетные фонды в России — это социальный фонд и фонд обязательного медицинского страхования.

Финансы предприятий. Это деньги и другие финансовые средства юрлиц, которые они получают в результате продажи товаров, работ, услуг или имущественных прав. Финансы предприятий — основной источник доходов государства, поэтому от их состояния зависит общее финансовое положение страны.

Финансы населения. Это деньги граждан, которыми оплачивают покупки и платят налоги.

Чтобы не было кризисов, важно сохранять баланс между бюджетами всех уровней, поэтому основные функции финансов — накопление и распределение.

1.
Финансы возникли в торговых городах
Италии в 13-15вв., в дальнейшем получили
международное распределение и стали
употреблять как понятие, связанное с
системой денежных отношений между
населением и государством.

2.
Понятие финансов было введено в обиход
французским учёным Бондером, который
в 1755г. создал работу «6 книг о республике».

Возникновение
государства предполагает установление
определённых взаимоотношений по
распределению и перераспределению
созданных экономических благ между
государством в лице верховной власти
и стальными субъектами воспроизводственных
отношений. Данные отношения определяются
понятием финансы.

Трансформация
взглядов на экономическую категорию
финансов с конца 17 в. и до конца 20 в.
представлена в работе Витте: «С конца
17 в. под словом финансы стали понимать
всю совокупность государственного
имущества и вообще состояние всего
государственного хозяйства.

Таким
образом, точнее науку о финансах можно
определить как науку о способах научного
удовлетворения материальных потребностей
государства».

Таким
образом, изначально понятие финансы
рассчитывается только в плоскости
формирования, а в дальнейшем использование
денежных фондов для удовлетворения
государственных нужд.

Позднее
эта экономическая категория получила
название публичные финансы.

Для
публичных финансов характерными
признаками являются:

Развитие
крупномасштабного товарного производства
повлекло за собой совершенствование
методов, способов мобилизации,
использования, распределения денежных
средств между различными участниками
воспроизводственного процесса.

Особую
значимость в этом распределённом
процессе приобретают вопросы движения
денежных средств, обособленных от
движения товаров, которые, в частности,
сопряжены с различными формами кредита.

Процесс
перераспределения совокупного
общественного продукта сопровождается
созданием различных фондов денежных
средств, имеющих целевое назначение.

Фонды
денежных средств, созданные на уровне
государства, органов местного
самоуправления называются централизованными
фондами.

Денежные
фонды, созданные на уровне хозяйственных
субъектов, домохозяйств, называются
децентрализованными
фондами.

Из
доходов от различных видов деятельности
хозяйственных субъектов формируются
специальные фонды денежных средств в
виде накоплений, амортизации отчислений,
задолженностей по зарплате, платежа в
бюджетные и не бюджетные фонды, а также
части прибыли, которые через налоговую
систему поступают в распоряжение
государственных органов и органов
местного самоуправления, а остальная
часть идёт на расширение, воспроизводство,
накопление и распределяется в виде
предпринимательского дохода, дивидендов
и т.д.

Формирование
данных фондов носит строго регламентирующий
характер, что также является отличительным
признаком финансовых отношений.

В
распоряжении совокупного общественного
продукта также участвует население,
получая свою долю в форме зарплаты
предпринимательского дохода, дивидендов
и других форм перераспределения.

Население
принимает участие в формировании
централизованных фондов денежных
средств, посредством уплаты налогов и
иных обязательных платежей, Эта система
денежных отношений связана с формированием
и использованием доходов и расходов
населения, также является сферой
финансовых отношений.

Финансы
как экономическая категория представляет
собой систему распределительных денежных
отношений, возникающих в процессе
формирования и использования фондов
денежных средств у субъектов, участвующих
в создании совокупного общественного
продукта.

Финансы
характеризуются определенными признаками:

В
отечественной литературе количество
и содержание функций
финансов рассматриваются с разных
позиций.

Так
С. В. Галицкая выделяет
распределительную, контроль­ную,
регулирующую и стимулирующую функции.

М. В.
Романов­ский
отмечает две основные функции —
фор­мирование
денежных фондов и использование денежных
фондов (доходов), а контрольная функция
не выделяется, поскольку
авторы считают, что устойчивость
формирова­ния
доходов и эффективность их использования
должны обеспечиваться
соответствующей организацией контроля.

На
основании сущности и особых признаков
финансов целесообразно выделить
следующие три
функции:

Для
того чтобы распределять финансовые
ресурсы, их прежде
необходимо аккумулировать, так что
процесс
ак­кумуляции
следует
признать первостепенной функцией
финансов,
а ее содержанием и назначением —
определение механизма
формирования доходов. Основные
функции финансов: распределительная и
контрольная.

Распределительная
функция
обеспечивает
каждое зве­но финансовой системы
финансовыми ресурсами.
Она прояв­ляется при распределении
национального дохода, когда в процессе
распределения среди участников
общественного производства
формируются основные (первичные) дохо­ды.
Они делятся на две группы: доходы
предприятий и за­работную
плату, и их сумма равна национальному
доходу. Первичного
распределения недостаточно для успешного
функционирования экономики, поэтому
необходимо даль­нейшее
перераспределение национального дохода
между территориями, отраслями производства,
различными соци­альными группами
населения. Осуществляется это с помо­щью
налогов и обязательных отчислений в
соответствии с законодательством.
Посредством распределительной функ­ции
осуществляется возмещение стоимости
потребленных средств
производства, образование доходов,
формирование целевых
бюджетных и внебюджетных фондов,
содержание и развитие социальной сферы;
происходит внутриотрасле­вое,
межотраслевое и межтерриториальное
перераспределе­ние
национального дохода.

Читать также:  Глава министерства путей и сообщения и министерства финансов при александре 3

Объектами
действия
распределительной функции фи­нансов
являются ВВП, национальный доход,
амортизаци­онные
отчисления (в случае, когда предприятия
перечисля­ют часть амортизационного
фонда в инновационные фонды при
министерствах и ведомствах), часть
национального бо­гатства
страны. Субъектами
при
финансовом распределении являются
государство, юридические и физические
лица, в распоряжении
которых формируются и используются
фон­ды
целевого назначения. Основными
целями распределения
и
перераспределения валового внутреннего
продукта и на­ционального
дохода являются:


равномерное
и эффективное развитие всех отраслей
на­родного
хозяйства;

Контрольная
функция финансов не зависит от воли и
со­знания
людей, имеет объективный характер.
Контрольная
функция
финансов
обслуживает весь воспроизводственный
процесс сферы материального производства,
а также форми­рование
и использование централизованного
фонда государс­тва.
Контрольная функция имеет нормативную
основу. Фор­мой
реализации контрольной функции
является финансовая информация,
отражающая такие основные финансовые
показатели,
как выручка, прибыль, рентабельность,
ликвид­ность,
платежеспособность, оборачиваемость
и другие.
Реа­лизуется
контрольная функция на практике через
осущест­вление
финансового контроля посредством
специального финансового
аппарата.
Финансовый контроль охватывает
производство
товаров и услуг и направлен на повышение
экономического стимулирования,
рациональное и бережное расходование
финансовых ресурсов и природных богатств,
сокращение
непроизводительных расходов и потерь,
предуп­реждение
бесхозяйственности и расточительства.

Эффективность
реализации функций финансов дости­гается
только в случае рациональной организации
финан­сового механизма формирования
и распределения финан­совых
ресурсов.

В экономической теории понятие «финансы» рассматривается как определение экономических отношений, которые непосредственно связаны с формированием (наполнением) денежных фондов и их последующем распределением и перераспределением. При этом сами фонды принято делить на централизованные (государственные бюджеты всех уровней власти и государственные внебюджетные фонды), а также децентрализованные (фонды частных компаний, финансовых организаций и т.д.).

Централизованные фонды денежных средств представлены в России следующими институтами – федеральным бюджетом, региональными бюджетами, местными бюджетами, государственными (федеральными) внебюджетными фондами, а также различными региональными внебюджетными фондами. Финансы в данном случае представляют собой экономические отношения, которые возникают в процессе формирования вышеперечисленных фондов денежных средств, а также последующего их использования по назначению.

Децентрализованные фонды денежных средств представляют собой экономические отношения, которые возникают в рамках экономической системы (всей экономики России) между физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, торговыми организациями, компаниями, государственными учреждениями. Основным признаком финансовых отношений является наличие денежных расчетов между вышеперечисленными субъектами за товары, работы и услуги. Если таковые имеются, то можно утверждать, что это – финансовые отношения, а следовательно в теории они попадают в разряд «децентрализованных финансов», которые выражаются в следующем:

Исторически экономическая категория «финансы» возникла вместе с возникновением первых металлических денег и появлением товарно-денежных отношений в обществе. То есть с появлением денег возникли финансовые отношения и, следовательно, само понятие «финансы». Сама категория «финансы» очень тесно связаны с денежным обращением, поэтому рассматривать финансы логично параллельно с возникновением денежного обращения.

Современная история считает, что первые деньги возникли по разным оценках около 5000 лет назад, но в современном понимании они появились в Китае и Лидийском царстве в VII веке до нашей эры. Уже в VI веке до нашей эры, а именно в 517 году до нашей эры, Персидский царь Дарий ввел в обязательное обращение золотые монеты — «дарики», весом 8,4 грамма и полностью заменил ими натуральный обмен товаров (бартер). Можно сказать, что это была экономическая революция, сродни появлению электронных денег. Монеты эти были высокого качества и имели всего 3% примесей. Благодаря этому они стали основной торговой единицей на несколько последующих веков.

Рисунок 1. Деньги Персии. Золотые монеты «дарики»

Современниками «дариков» считаются древнегреческие «драхмы». Греческая драхма выпускалась в виде металлических денег в период царствования Александра Македонского (период царствования с 336 года до 323 года до нашей эры). Александр значительно расширил границы Греческую империю, в том числе за счет Персидского царства, которое сумел покорить. За относительно короткий период своего правления, всего 13 лет, он значительно изменил политическую и экономическую карту античного мира. Империя Александра Македонского простиралась от Атлантического океана на западе, и до границ Китая на востоке, включала в себя Египет и черноморское побережье. На всей этой огромной территории Александр Македонский установил единый стандарт выпуска денег, который во многом используется и до сих пор. Сложный рисунок монет резко снижал возможности фальшивомонетчиков. Деньги Александра Македонского чеканили из меди, серебра и золота. Золота было достаточно, поскольку Александр много его захватил в своих завоевательных походах. Они быстро распространились по сопредельному Древнему миру и стали общепризнанной валютой.

Рисунок 2. Золотой статор Александра Македонского

С этого времени стали развиваться денежные системы различных стран и мировая денежная система в целом. Также параллельно с денежными системами развивались и финансы (финансовые отношения).

История становления и развития финансов свидетельствует о том, что им свойственны следующие признаки:

• денежный (стоимостной) характер финансовых отношений;

• фондовый характер финансовых отношений, выражающих категорию «финансы»;

• связь финансовых отношений с образованием доходов и поступлением средств, принимающих форму финансовых ресурсов;

• государственное регулирование финансовых отношений.

Дадим краткую характеристику каждого признака.

1. Финансовые отношения между экономическими субъектами и государством носят денежный характер, позволяющий отделить финансы от натуральных сборов, доминировавших в эпоху рабства и феодализма. Появление финансовых отношений всегда сопровождается реальным движением денежных средств, что характерно для развитого рыночного (капиталистического) хозяйства.

Финансы опосредуют распределение (перераспределение) стоимости валового внутреннего продукта (ВВП). Эти процессы характерны для второй стадии воспроизводства – распределения стоимости ВВП в денежной форме (рис. 1.1).

На данной стадии движение стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров, что вызвано ее отчуждением (переходом от одного владельца к другому – государству – в форме косвенных налогов) или целевым разделением каждой части стоимости в рамках одного владельца – хозяйствующего субъекта – на фонды возмещения, потребления и прибыль. Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение стоимости в денежной форме без встречного эквивалента – товара.

Читать также:  Дневник преддипломной практики

Следует отметить, что на третьей стадии (обмен) распределенную стоимость в денежной форме обменивают на товарную, т. е. происходит акт купли-продажи товара по рыночным ценам (Т – Д; Д – Т). Товарообменные операции обслуживают две категории:

• деньги как всеобщий эквивалент, в результате чего общественный продукт распределяют между субъектами воспроизводства;

• цена, на основе которой происходит количественное соизмерение стоимости в денежной и товарной формах.

Других стоимостных инструментов для процесса обмена не требуется.

Сфера возникновения и функционирования финансов – вторая стадия общественного воспроизводства, где происходит распределение ВВП по целевому назначению (на фонды возмещения, потребления и накопления) и субъектам хозяйствования. Благодаря финансам осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех звеньях народного хозяйства и в социальной сфере.

Распределение (перераспределение) стоимости ВВП с помощью финансов сопровождается движением денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов. Они составляют материальную основу финансов. Финансовые ресурсы образуются у хозяйствующих субъектов за счет доходов от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и прочих поступлений. Часть их передают государству в форме налогов и сборов и концентрируют в составе бюджетного и внебюджетных фондов. Поэтому финансовые ресурсы выступают материальным носителем финансовых отношений в национальном хозяйстве.


ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ФИНАНСОВ ЯВЛЯЮТСЯ

Рис. 1.1. Движение ВВП по стадиям (фазам) воспроизводственного процесса

2. Финансовые ресурсы используются через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их расходования – например, сметная форма финансирования в бюджетных учреждениях. Фондовая форма функционирования финансовых ресурсов позволяет:

• теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями государства;

• сконцентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях развития общественного производства;

• теснее увязать общественные и личные интересы в целях развития производства.

3. Финансовые отношения всегда связаны с формированием и использованием доходов, принимающих форму финансовых ресурсов. Ни одна из стоимостных категорий, кроме финансов, не обладает таким материальным носителем.

4. Финансовые отношения, будучи объективными, тем не менее регулируются государством посредством:

• налогов и налоговых льгот;

• финансовых санкций за несоблюдение налогового законодательства;

• начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам;

• процентов по государственным ценным бумагам;

• учетной ставки Центрального банка России;

• тарифа взносов в государственные внебюджетные фонды;

• минимальной величины уставного и резервного капитала акционерных обществ закрытого и открытого типа;

• разработки процедур регулирования несостоятельности (банкротства) предприятий и т. д.

Денежные отношения, выражаемые финансами, государство объединяет в единую систему формирования и расходования централизованного фонда финансовых ресурсов (бюджетного фонда).

Выделение существенных признаков финансов позволяет дать им следующее определение: финансы выражают систему денежных отношений, регулируемых государством в целях формирования и использования фондов финансовых ресурсов для удовлетворения различных общественных потребностей. Данное определение является наиболее общим, характеризующим финансы как стоимостную (экономическую) категорию.

Наряду с общегосударственными финансами важное звено системы финансов России составляют финансы предприятий различных форм собственности (хозяйственных товариществ и обществ, государственных унитарных предприятий, производственных кооперативов, финансово-промышленных групп, холдингов и других коммерческих организаций). Финансы предприятий и корпораций выражают систему денежных отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и необходимых для формирования и использования капитала, доходов и денежных фондов.

К основным видам денежных (финансовых) отношений относят связи: с внешними и внутренними контрагентами, с банковской системой, с бюджетной системой и государственными внебюджетными фондами и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

1.
На уровне хозяйствующих субъектов:

Что важно запомнить

Управление финансами — это перераспределение денег. Оно состоит из трех элементов:

Чтобы проанализировать движение денег, составляют отчеты. На их основании можно оценивать эффективность вложений, строить прогнозы и планы, куда направить деньги.

На государственном уровне этим занимаются правительство РФ, федеральное собрание и аппарат президента: они утверждают бюджет и принимают отчеты о целевом использовании средств.

На предприятии управлением финансами занимается финансовый менеджер. Он составляет годовые и квартальные планы, контролирует все денежные операции, анализирует доходы и расходы компании.

Физические лица тоже управляют личными финансами. Например, человек получает зарплату и должен распределить деньги на свои нужды: оплатить коммунальные услуги, внести ежемесячный платеж за кредит в банк, купить продукты.

Необходимость финансов в условиях расширенного воспроизводства

Расширенное
воспроизводство включает непрерывное
возобновление и расширение 
производственных фондов, рост ВВП и его
главной части — национального
дохода,
воспроизводство рабочей силы и
производственных отношений. Оно
осуществляется с использованием
экономических рычагов, товарно-денежных,
финансовых и кредитных
отношений.
Важная роль в воспроизводстве всех
составных частей ВВП принадлежит государственным
финансам и финансам
предприятий.

Роль
финансов можно
свести к 3 основным направлениям:

1. Финансовое
обеспечение потребностей расширенного
воспроизводства означает покрытие всех
затрат за счет финансовых
ресурсов (собственных
средств, заемных или привлеченных
источников)

2. Финансовое
регулирование экономических и социальных
процессов. Изменение темпов роста
отдельных структурных подразделение
для перестройки производства в
соответствии с потребностями общества.
3 вида регулирования экономики:            
— саморегулирование, т.е. регулирование
экономики рыночным механизмом;   —
государственное;   — регулирование
экономики через финансы предприятий
(предприятие само определяет пропорции
между потреблением и накоплением
средств).

3. 
Финансовое стимулирование эффективного
использования всех экономических
ресурсов осуществляется следующими
методами: — через эффективное
вложение финансовых
ресурсов;
— через создание поощрительных фондов;
— через использование бюджетных стимулов;
— через использование финансовых
санкций.

6.
Взаимосвязь
финансов с другими экономическими
категориями

Финансы
находятся в тесной взаимосвязи с таким
категориями распределительного характера
как деньги, заработная плата, цена,
кредит.

Финансы
и деньги. Финансы
нередко (особенно на бытовом уровне)
определяют как определенную сумму
денег, которая находит в распоряжении
юридического или физического лица.
Финансы всегда имеют денежное выражение.
Однако определенная сумма денег – это
еще не финансы. Кроме того, финансы
отличаются от денег и за функциями,
которые они выполняют.

Финансы
и цены. И
цена, и финансы принимают участие в
распределении ВВП. Цена является
денежным выражением стоимости любого
товара. Она выступает исходной степенью
распределения стоимости ВВП и создает
условия для дальнейшего его
перераспределения. Государство, используя
разные финансовые рычаги, влияет на
уровень цен. При реализации товара цена
определяется на основе спроса и
предложения. Поэтому на рынке иногда
случаются резкие колебания общего
уровня цен, которые могут существенно
повлиять на состояние финансовой сферы
и финансовой безопасности государства.

Финансы
и заработная плата. Взаимосвязь
финансов и заработной платы проявляется
в том, что государство регулирует
величину заработной платы с помощью
финансовых рычагов, в частности налогов,
создавая общегосударственные фонды
финансовых ресурсов. Одновременно
государство с помощью этих же фондов
может стимулировать развитие отдельных
видов деятельности, и как следствие, —
содействовать росту оплаты труда
определенных областей.

Читать также:  Корпоративные финансы. Учебник и практикум для академического бакалавриата (Борисова О. Малых Н. Грищенко Ю. Овешникова Л.)

Отличия:
— Финансы распределяют ВВП, а заработная
плата – категория, которая касается
лишь части ВВП, а именно – фонда оплаты
труда; — Заработные плата связана лишь
с одним фактором производства – рабочей
силой, а финансы влияют на использование
всех факторов производства (предметы
работы, орудие работы и т.п.).

Финансы
и кредит. Общим
для обеих этих категорий есть то, что
они используются в кругообороте средств
и содействуют повышению эффективности
производства. Финансам и кредиту присущие
разные методы направления средств: —
Финансам – финансирование и предоставления
средств на безвозвратной основе); —
Кредита – кредитование (предоставления
средств по принципам платности, срочности,
возвратности).

Финансовые отношения связаны с денежными отношениями, которые возникают

1.
Между хозяйствующими субъектами в
процессе реализации продукции, оказания
услуг, приобретения товарно-материальных
ценностей.

2.
Между хозяйствующими субъектами и
вышестоящими организациями при создании
совместных фондов денежных средств и
их использовании.

3.
Между хозяйственными субъектами и
государством, органами местного
самоуправления при формировании
бюджетных и внебюджетных фондов.

4.
Внутри хозяйственных субъектов, при
формировании и использовании целевых
фондов денежных средств.

5.
Между отдельными бюджетами внебюджетными
фондами.

6.
Между гражданами и государством, органами
местного самоуправления при формировании
бюджетных и внебюджетных фондов.

Финансовые
ресурсы
– совокупность денежных средств,
находящихся в распоряжении населения
хозяйствующих субъектов государства,
органов местного самоуправления.

Оценка финансов и составление прогнозов

Оценка финансов нужна для определения благополучия и перспективы развития государства или компании. Для этого используют аудит — анализ отчетной информации о доходах и расходах. Данные сравнивают по периодам, то есть проводят анализ в динамике.

Чтобы оценить перспективы распределения ресурсов и объема доходов, строят прогнозы.

Например, ООО «Искра» хочет открыть филиал в соседнем городе. Для этого нужно арендовать помещение и закупить оборудование. Общая сумма первичных расходов по прогнозам составит 4 млн рублей за первый квартал. Дальше филиал должен выйти в плюс и начать сам себя обеспечивать. Сейчас чистая прибыль компании — 5 млн рублей в месяц. Это значит, что «Искра» сможет открыть филиал и содержать его первое время, пока он не выйдет на окупаемость.

Есть три вида прогнозирования в зависимости от срока, на который делают предположения:

Например, Государственная дума сделала краткосрочный прогноз бюджета на 2024 год. По прогнозу доходная часть составит 25,83 трлн рублей, а расходная — 26,35 трлн рублей. Это значит, что расходы бюджета на 522,7 млрд рублей превысят его доходы.

Физлица тоже оценивают финансы. Для этого они сравнивают общую сумму доходов и обязательные расходы. Например, перед тем как брать ипотеку, семья рассчитывает, хватит ли ее постоянных доходов, чтобы покрывать ипотечный платеж и при этом обеспечивать себя всем необходимым: покупать продукты, оплачивать проезд, платить за жилье, одежду, развлечения и хобби.

Характерные признаки финансов

1.
Распределительный характер отношений,
который основан на правовых нормах или
этики ведения бизнеса, связанного с
движением денег независимо от движения
стоимости в товарной форме.

2.
Односторонний, как правило, характер
движения денежных средств.

3.
Создание централизованного и
децентрализованного фондов денежных
средств.

Национальный
доход
– основной материальный источник
денежных доходов населения, хозяйствующих
субъектов, государства и органов местного
самоуправления.

Виды финансов

Есть четыре вида финансов по форме собственности: государственные, корпоративные, общественные и личные.

Государственные. Это часть общей финансовой системы государства, деньги государственных фондов и бюджетов разных уровней: федеральных, муниципальных и региональных. Госфинансы состоят из бюджета страны, золотовалютных запасов и госкредитов.

Корпоративные. Это все деньги компании: выручка, прибыль, инвестиции и накопления, а еще имущество, которое можно оценить в денежном эквиваленте, например офисы и склады в собственности, машины, оборудование, компьютеры.

Основная функция корпоративных финансов — обеспечение деятельности бизнеса.

Общественные. Общественные финансы — понятие, которое объединяет деньги всех некоммерческих организаций: благотворительных фондов, политических партий и других общественных объединений. Их доходы складываются из взносов, вкладов и пожертвований.

Личные. Это деньги граждан, которые они получают в виде зарплаты, пенсии, стипендии или социальных пособий. Личные финансы еще называют финансами домохозяйств, которые может вести один человек или семья.

На уровне государства, организации местного самоуправления

Финансы
как научное направление изучает
общественные отношения, возникающие
на основе образования, распределения
или использования финансовых ресурсов,
выявляет закономерности развития
финансовых отношений.

Социально-экономическая
сущность финансов
заключается в исследовании определённых
вопросов за счёт кого или чего тот или
иной хозяйственный субъект, гражданин,
орган местного самоуправления,
государства, формирует свои финансовые
ресурсы и каким образом и в чьих
литературных используются эти фонды
денежных средств.

Финансы
обслуживают различные этапы распределения
совокупного общественного продукта
участия как в первичном его распределении,
так и в не распределении. Финансовый
метод распределения охватывает
федеративный, региональный и местный
уровни управления экономикой. Данному
методу, присуща многоступенчатость,
различные виды распределения (внутри
хозяйственное, внутри отраслевое,
межотраслевое, межтерриториальное).
Распределение национального дохода
происходит как между производственной
и непроизводственной сферами, так и
внутри этих сфер. Государство с помощью
финансового механизма изымает часть
дохода, полученного в одних сферах
экономики и направляет в другие, в том
числе в социальную сферу. Таким образом,
распределительная
функция позволяет:

а)
создавать целевые фонды денежных средств
на уровне хозяйственных субъектов,
населения, государства, органов местного
самоуправления.

б)
осуществлять внутри хозяйственные,
внутри отраслевые, межотраслевые,
межтерриториальные, пере распределительные,
а также межпроизводственной и
непроизводственной сферой и социальными
группами.

в)
создавать резервы на уровне хозяйственного
субъекта, государства, а также осуществлять
налогообложение гражданами.

Основу
контрольной функции составляет движение
финансовых ресурсов. Исходя из характера
движения общество имеет возможность
получать информацию о пропорциях в
распределении денежных средств, об
обеспечении своевременного поступления
финансовых ресурсов в распоряжение
субъектов хозяйствования.

Если
контрольная функция на практике не
осуществляется, то не возможно осуществить
и эффективность распределительной
функции.

Проявляется
не только на уровне государства
хозяйственных субъектов, но и в организации
собственно финансовых отношений, в
иерархии её построения.

Финансовая
система
– форма организации денежных отношений
между всеми субъектами воспроизводимого
процесса о распределении и пере
распределению совокупного общественного
продукта.

Финансовая
система как
форма организации денежных отношений
может быть подразделена на 3 взаимосвязанные
подсистемы, обеспечивающие формирование
и использование финансовых ресурсов у
хозяйственных субъектов населения,
государства, органов местного
самоуправления.

В
зависимости от метода формирования
доходов экономические субъекты финансовой
системы принято подразделять на сферы
центральных финансов (публичные финансы)
и децентральных финансов (финансы
организации и финансы домохозяйств).

В
каждой из выше указанных подсистем
используются специфические формы и
методы образования и использования
финансовых ресурсов; каждая из них имеет
соответствующий финансовый механизм,
ориентированный на достижение собственных
целей каждого из субъектов экономических
отношений.

Финансовый
механизм –
система организации регулирования и
планирования финансовых отношений
способов формирования и использования
финансовых ресурсов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *