ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

1. Финансовый орган субъекта Российской Федерации является обязательным исполнительным органом субъекта Российской Федерации, формируется в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и осуществляет составление и организацию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, а также иные бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

2. Финансовый орган субъекта Российской Федерации взаимодействует с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Руководитель финансового органа субъекта Российской Федерации назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Проведение проверки соответствия кандидатов на замещение должности руководителя финансового органа субъекта Российской Федерации квалификационным требованиям осуществляется с участием уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О бюджете субъекта РФ см. также Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ.

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.

В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в частях 1 и 5 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

(в ред. Федерального закона от 14.04.2023 N 128-ФЗ)

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

1. Субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет.

2. Формирование бюджета субъекта Российской Федерации (его доходы и расходы), утверждение, исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и контроль за его исполнением осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации.

3. Доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти автономного округа, входящего в состав края, области, подлежат зачислению в бюджет автономного округа, если иное не предусмотрено договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. Доходы от федеральных налогов и сборов, поступающие от плательщиков на территории автономного округа, подлежат зачислению в бюджет края, области, в состав которого (которой) входит автономный округ, по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации для субъектов Российской Федерации нормативам, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

4. Казначейское обслуживание исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке и на условиях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

5. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают сбалансированность бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и соблюдение установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации требований к регулированию бюджетных отношений.

6. Предоставление межбюджетных трансфертов в целях осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

7. Финансовый орган субъекта Российской Федерации представляет бюджетную отчетность об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

8. Проект бюджета субъекта Российской Федерации, закон о бюджете субъекта Российской Федерации, годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, а также о численности государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. По проекту бюджета субъекта Российской Федерации и годовому отчету об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации проводятся публичные слушания или общественные обсуждения.

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Рассматриваются вопросы теории и практики организации финансовой деятельности в субъектах Российской Федерации. На основе анализа сложившихся в науке подходов обосновывается авторская позиция по данному вопросу. Высказываются предложения по совершенствованию организационно-правового обеспечения финансовой деятельности на региональном уровне. Ключевые слова: финансовая деятельность; организация; субъект Российской Федерации.

Федеративное устройство России обусловливает самостоятельность субъекта РФ как государственноправового образования и предопределяет необходимость обеспечения финансовыми ресурсами публичнотерриториальных интересов. В целях создания экономической основы для реализации стоящих перед ним задач и функций субъект Федерации в лице соответствующих органов государственной власти осуществляет практически организующие действия, нацеленные на образование, распределение и использование фондов денежных средств, совокупность которых составляет содержание региональной финансовой деятельности.

Цель финансовой деятельности достигается путем решения задач по формированию, распределению и использованию финансовых фондов, каждая из которых представляет собой определенный этап достижения конечного результата. В качестве первостепенной перед субъектом Федерации встает задача мобилизации финансовых ресурсов. Она требует осуществления комплекса мер, позволяющих за определенный период времени сконцентрировать ресурсы в денежных фондах путем

взимания налогов и сборов, получения неналоговых доходов, привлечения заемных средств, а также сосредоточить их на решении определенной задачи. Собранные денежные средства необходимо справедливо и рационально распределить между производственной и непроизводственной сферами, между отдельными отраслями экономики. Они направляются на решение конкретных задач и имеют определенного адресата. Использование финансовых фондов предполагает своевременное и полное обеспечение денежными средствами запланированных потребностей, т.е. их непосредственное расходование.

вития, схему территориального планирования, отраслевые стратегии и Программу социально-экономического развития Томской области на среднесрочный период. Данные планы являются основой для разработки документов программно-целевого планирования, включающих долгосрочные и ведомственные целевые программы, доклады и отчеты о результатах деятельности.

Функция регулирования направлена на упорядочение финансового механизма и обеспечение взаимодействия финансовых институтов между собой. Регламентация распределительных процессов наиболее ярко выражена в бюджетном регулировании. Его сущность заключается в перераспределении бюджетных ресурсов между бюджетами разных уровней, осуществляемом для сбалансирования доходов и расходов, выравнивания финансового уровня различных территорий в процессе межбюджетных отношений. Действующий механизм бюджетного регулирования включает в себя два основных направления: передача части налоговых доходов федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на постоянной основе и предоставление межбюджетных трансфертов из специально создаваемых бюджетных фондов.

При Правительстве РФ создан и действует ряд координационных органов, например Правительственная комиссия по оценке результативности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти. Она призвана координировать работу по определению показателей оценки результатов деятельности,

совершенствованию разработки текущих и среднесрочных планов деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, а также по подготовке федеральными органами исполнительной власти и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации ежегодных докладов о результатах, полученных в отчетном периоде.

Финансовый контроль направлен на выявление результатов деятельности в сфере финансов и обеспечение обоснованности и справедливости процессов формирования, распределения и использования фондов денежных средств субъекта Федерации. В ходе его осуществления проверяется соблюдение установленного порядка осуществления финансовой деятельности всеми органами государственной власти, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. При выявлении фактов нарушения финансового законодательства участники финансового правоотношения привлекаются к установленной законом ответственности. С другой стороны, финансовый контроль отражает результаты осуществления региональной финансовой деятельности, достижения ее цели по полному и своевременному обеспечению финансами стоящих перед субъектами РФ задач и функций. Он является обязательным завершающим этапом в процессе осуществления любой функции финансовой деятельности, отражая ее качественные и количественные результаты, действенность ее приемов, способов и средств.

Читать также:  ГДЕ УЧАТ НА ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

Осуществление финансового контроля в субъектах Федерации возложено на контрольно-счетные палаты,

образуемые региональным законодательным (представительным) органом государственной власти и подотчетные ему. В некоторых субъектах Федерации были созданы специальные органы в данной сфере в рамках исполнительной ветви власти. Так, в Красноярском крае образована Служба финансово-экономического контроля, осуществляющая, помимо контроля в финансово-бюджетной сфере, также контроль за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд края. Указанный орган подотчетен Министерству финансов Красноярского края. В Иркутской области функционирует Служба государственного финансового контроля, наделенная статусом исполнительного органа государственной власти.

Не отрицая значимость финансового контроля в условиях оптимизации бюджетных расходов и целевого расходования бюджетных средств, создание подобных органов представляется нецелесообразным. Анализ региональных нормативно-правовых актов показывает дублирование данными органами функций контрольносчетных палат и территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, что не может не сказаться на эффективности их деятельности.

В целом практика организационно-правового обеспечения региональной финансовой деятельности показывает, что в современных условиях не в полной мере достигается фискальная автономия субъектов РФ как важнейшее условие выполнения ими своих задач и функций. Концентрация наиболее финансово значимых налогов на федеральном уровне и законодательное закрепление системы формирования доходов региональных бюджетов за счет отчислений от федеральных налогов способствовали укреплению зависимости субфедеральных образований от межбюджетных трансфертов центра. На наш взгляд, реализация принципа бюджетного федерализма России должна идти по пути предоставления субъектам РФ достаточных налоговых источников доходов, соответствующих объему закрепленных за ними полномочий, в частности путем расширения перечня региональных налогов.

2. О бюджетной политике в 2010-2012 годах: Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.05.2009 // Парламентская

газета. № 28. 29.05.2009.

3. Ермакова Т. С. Финансовое правоотношение (теоретические проблемы). Л., 1985. 34 с.

4. КоганМ. Л. Хозяйственная реформа и финансовое право. М.: Знание, 1968. 47 с.

5. БогдановА. А. Тектология: Всеобщая организационная наука: В 2 кн. М.: Экономика, 1989. Кн. 1. 304 с.

6. Боголепов В. П. О состоянии и задачах развития общей теории организации // Организация и управление (Вопросы теории и практики). М.:

Наука, 1968. С. 38-65.

7. ЭлькиндП. С. Категории «цель» и «средство» в сфере уголовно-процессуального регулирования // Советское государство и право. 1972. № 8. С. 98-103.

8. ДеминА. В. Финансовое право: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2003. 225 с.

9. Гвишиани Д. М. Организация и управление. М.: Наука, 1972. 536 с.

10. Афанасьев В. Г. Научное управление обществом (Опыт системного исследования). 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1973. 390 с.

11. Административное право России: Учеб. / Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров; Отв. ред. Л.Л. Попов. М.: Проспект, 2008. 688 с.

12. Бекерская Д. А. Управление финансовой деятельностью бюджетных учреждений: Учеб. пособие. Одесса: ОГУ, 1986. 80 с.

15. О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов: Постановление Правительства РФ от 12.08.2004 г. № 410 // СЗ РФ. 2004. № 33. Ст. 3497; 2007. № 42. Ст. 5057.

Статья представлена научной редакцией «Право» 1 октября 2009 г.

УДК 347.73: 353.2

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассматриваются теоретические вопросы организационного обеспечения управления в сфере финансовой деятельности субъектов Российской Федерации. Определяются понятие, принципы и структура региональной финансовой системы. На основе анализа законодательства субъектов РФ, входящих в Сибирский федеральный округ, выявляются региональные особенности формирования системы органов государственной власти, осуществляющих финансовую деятельность на данном уровне государственного управления.

Ключевые слова: финансовая деятельность, управление, финансовая система, субъект РФ.

Финансовая деятельность осуществляется всеми органами государственной власти и местного самоуправления, поскольку выполнение задач и функций каждым из них в той или иной степени связано с образованием, распределением или использованием бюджетов и других фондов денежных средств. Кроме того, в реализации ее функций участвуют Центральный банк РФ, выступающий как особый публично-правовой институт, и его территориальные учреждения, а также органы государственных внебюджетных фондов.

Финансовую систему субъекта РФ можно рассматривать и в материальном аспекте, как совокупность региональных фондов денежных средств, выступающих частью общефедеральной финансовой системы.

С учетом приведенных позиций правомерно, на наш взгляд, употреблять применительно к управляющей системе в сфере региональных бюджетов и других фондов денежных средств понятие финансовой системы субъекта РФ. Это совокупность органов государственной власти и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность на региональном уровне.

В составе финансовой системы субъекта РФ исходя из федеративного устройства государства и особенностей правового статуса отдельных элементов следует выделять три основных блока. Во-первых, органы государственной власти субъекта Федерации, образованные им самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя. Во-вторых, территориальные подразделения федеральных органов государственной власти и территориальные учреждения Банка России. Наконец, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами.

наличие собственной системы органов государственной власти субъектов РФ

к юридическим признакам их государственности .

Построение системы органов, осуществляющих финансовую деятельность на региональном уровне, базируется на конституционных принципах государственной целостности Российской Федерации, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти, равноправия и самоопределения народов. Конституция РФ в ст. 11, 77 закрепляет самостоятельность субъектов Федерации в построении собственной системы органов государственной власти, соответствующей основам конституционного строя Российской Федерации.

Исходя из смысла ст. 72, 73 Конституции РФ, можно сделать вывод, что

федеральным законом могут быть установлены только общие принципы, на основе которых осуществляется формирование и наделение компетенцией органов государственной власти субъектов Федерации. Все остальные вопросы, касающиеся деятельности региональных органов, относятся к исключительному ведению субъектов РФ и регулируются ими самостоятельно.

Конструкция данной статьи, предусматривающей открытый перечень органов власти регионального уровня, допускает возможность создания в субъектах РФ территориальных органов, что было подтверждено рядом правовых позиций Конституционного Суда РФ2. Так, на территории Усть-Ордынского Бурятского округа, являющегося административнотерриториальной единицей Иркутской области с особым статусом3, действуют территориальные подразделения исполнительных органов государственной власти Иркутской области.

1 О мировых судьях в Российской Федерации: Федер. закон от 17 дек. 1998 г. № 188-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270; СЗ РФ. 2008. № 30 (Ч. I). Ст. 3603.

2 См., например: По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике»: Постановление Конституционного Суда РФ от 24 янв. 1997 г. № 1-П // СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 708; По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 г. « Об органах исполнительной власти в Республике Коми»: Постановление Конституционного Суда РФ от 15 янв. 1998 г. № 3-П // СЗ РФ. 1998. № 4. Ст. 532.

3 Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа: Федер. конст. закон от 30 дек. 2006 г. № 6-ФКЗ // СЗ РФ. 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 1.

Читать также:  Системная дезорганизация" дается оценка сложности финансовых отношений

Для осуществления задач и функций субъекта Федерации в сфере финансовой деятельности органы государственной власти наделяются властными полномочиями, включающими ряд взаимосвязанных элементов. Наиболее значимой является возможность издания правовых актов, обязательных для всех органов власти, должностных лиц, физических лиц и организаций независимо от формы собственности на территории субъекта Федерации. Далее, это защита велений, выраженных в данных правовых актах, от нарушений при помощи механизма государственного принуждения. Наконец, немаловажное значение имеет материальное обеспечение выполнения велений путем распоряжения финансовыми ресурсами субъекта РФ.

Властные полномочия определяют границы правового осуществления задач и функций финансовой деятельности тем или иным органом государственной власти. При построении системы органов, осуществляющих финансовую деятельность в регионах, большое значение имеет конституционное закрепление принципа равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, а также в отношении иных элементов конституционно-правового статуса. Это права на конституцию или устав, на собственные органы государственной власти, законодательство, свою территорию, представительство в Совете Федерации и др. Как отметил Конституционный Суд РФ в одном из своих постановлений1, принцип равноправия доминирует в статусе субъекта Российской Федерации.

Признавая равноправие субъектов Федерации в организации финансовой системы, следует отметить, что их видовое разнообразие, географические, исторические, национальные и другие различия обусловили особенности в

1 По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П // СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3581.

наименовании, порядке формирования, правовом статусе органов государственной власти, получившие свое закрепление в региональном законодательстве.

Первый блок региональной финансовой системы составляют органы государственной власти субъекта РФ, образованные им самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России. К ним относятся

высшее должностное лицо субъекта РФ, законодательный (представительный) орган государственной власти, высший исполнительный орган власти общей компетенции, органы исполнительной власти специальной компетенции (органы отраслевой компетенции и финансовые органы), органы финансового контроля, суды.

Анализ региональной практики позволил выявить ряд особенностей в формировании системы органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих финансовую деятельность. Во-первых, тенденция к образованию министерств финансов, функции которых включают, наряду с выработкой финансовой политики субъекта РФ и нормативно-правовым регулированием в установленной сфере деятельности, также оказание государственных услуг и осуществление государственного финансового контроля. Такой смешанный характер функций финансовых органов объясняется тем, что зачастую они выступают в качестве единственных органов отраслевого управления субъекта РФ в сфере финансов.

Во-вторых, создание иных финансовых органов помимо министерств, департаментов и комитетов финансов. Так, в Красноярском крае образовано казначейство как орган исполнительной власти (служба) края, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения краевого и местных бюджетов, предварительный и текущий финансовый контроль. В-третьих, образование, наряду с региональными контрольно-счетными палатами, подотчетными законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ, специальных органов финансового контроля в рамках исполнительной ветви власти. Например, Служба финансовоэкономического контроля Красноярского края, Служба государственного финансового контроля Иркутской области.

Второй блок финансовой системы образуют территориальные подразделения федеральных органов государственной власти и территориальные учреждения Банка России, круг властных полномочий которых ограничен территорией конкретного субъекта Федерации или федерального округа. Они создаются для проведения общегосударственной финансовой политики на местах независимо от региональной власти.

В третий блок входят органы управления государственными внебюджетными фондами. Управления Пенсионного фонда РФ и региональные отделения Фонда социального страхования РФ по характеру организации схожи с территориальными подразделениями федеральных органов государственной власти. В то время как территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются субъектами РФ, а состав органов управления и бюджеты данных фондов утверждаются региональными органами государственной власти.

Таким образом, организация управления в сфере региональной финансовой деятельности в статике включает формирование системы и структуры государственных органов и учреждений, наделенных властными полномочиями. Она базируется на конституционных принципах федерализма, государственной целостности Российской Федерации, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти,

равноправия и самоопределения народов. Динамика же организационного обеспечения управления в сфере региональных финансов предполагает наделение каждого органа компетенцией, выступающей как юридическое выражение содержания финансовой деятельности и определяющей пределы правового регулирования финансовых отношений.

1. Финансовое право: Учеб. / Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко. М.: ТК Велби: Проспект, 2008. 528 с.

2. Бычков В. П., Кузнецова Т. И. Государственное управление финансовой и банковской деятельностью: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. 63 с.

3. ХимичеваН. И., ПокачаловаЕ. В. Финансовое право. М.: Норма, 2005. 464 с.

4. Горбунова О. Н. Финансовое право в системе российского права (актуальные проблемы) // Государство и право. 1995. № 2. С. 14-22.

5. ГрачеваЕ. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: вопросы и ответы. М., 2003. 240 с.

6. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование). М., 2001. 376 с.

7. СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

8. СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

9. Афанасьев В. Г. Научное управление обществом (Опыт системного исследования). 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1973. 390 с.

10. Бачило И. Л. Организация советского государственного управления. Правовые проблемы / Отв. ред. Б. М. Лазарев. М.: Наука, 1984. 238 с.

11. Ямпольская Ц. А. Органы советского государственного управления в современный период. М.: Изд-во АН СССР, 1954. 226 с.

12. Соловьева Е. А. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации (проблема асимметрии) / Под ред. проф. Ю.И. Скуратова. М.: Новый индекс, 2007. 160 с.

13. Худяков А. И. Финансовое право республики Казахстан. Общая часть. Алматы: ТОО «Баспа», 2001. 272 с.

14. Демин А. В. Финансовое право: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2003. 225 с.

15. Бесчеревных В. В. Управление в области финансов и кредита. М.: Гос. изд-во юрид. лит., 1958. 72 с.

16. Асадов А. М. Правовые основы организационного обеспечения финансовой деятельности государства в России. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2005. 344 с.

17. ВеселковаЕ. Г. Природа финансовых органов // Финансы. 2007. № 11. С. 66-70.

БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ

БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ

(региональный бюджет) форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Поскольку субъектами РФ являются разл. виды государственных и административно-территориальных образований, то и Б.с. Ф. представлены разными видами бюджетов – республиканскими (у республик в составе РФ), областными (у областей и автономных областей), окружными (у округов, входящих в состав РФ), краевыми (у краев), бюджетами городов Москвы и Санкт-Петербурга. Совокупность региональных бюджетов составляет второй уровень бюджетной системы РФ. По мере возрастания роли региональных органов гос. власти в управлении экономикой и социальной сферой, в координации социально-экономич. процессов на соответств. территории усиливается и значение Б.с. Ф., растет его влияние и направления воздействия на общественное производство и материальное благосостояние граждан. Разрабатывается и утверждается Б.с. Ф. в форме закона субъекта РФ; как и все др. российские бюджеты, он составляется на один финансовый год, период к-рого совпадает с календарным годом. Бюджетный кодекс РФ закрепил за субъектами РФ право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять Б.с. Ф., осуществлять систематич. контроль за его исполнением. Бюджетная самостоятельность субъектов РФ обеспечивается: наличием достаточных по своим размерам собственных доходов бюджета; правом определять направления расходования бюджетных средств в соответствии с компетенцией региональных органов власти; правом использовать по своему усмотрению доходы, дополнительно получ. в ходе исполнения бюджета; правом на компенсацию дополнит. расходов (потерь доходов), возникших в результате решений, принятых федеральными органами власти, и одновременно недопустимостью компенсировать за счет бюджетов др. уровней дополнит. расходы (потери доходов), возникшие по вине самого субъекта РФ в ходе исполнения Б.с. Ф. Доходы Б.с. Ф. согласно Бюджетному кодексу РФ формируются за счет собственных налоговых доходов, регулирующих налогов (за исключ. сумм, передаваемых бюджетам муниципальных образований в порядке бюджетного регулирования), неналоговых доходов и безвозмездных перечислений. К собственным налоговым доходам относятся: региональные налоги и сборы, определенные Налоговым кодексом РФ (напр., налог на имущество предприятий, единый налог на вмененный доход для юридич. лиц и др.); отчисления от федеральных налогов, установленные на постоянной основе в соответствии с разграничением между бюджетами разного уровня налоговой ставки или налоговой базы (напр., налог на прибыль, нек-рые виды акцизов и т.д.), и др. В состав регулирующих доходов входят федеральные налоги, по к-рым ежегодно при утверждении федерального бюджета устанавливают нормативы отчислений в Б.с. Ф. на очередной финансовый год (налог на доходы физических лиц и др.). К неналоговым доходам Б.с. Ф. относятся: доходы от использования или продажи имущества, находящегося в собственности субъекта Федерации (дивиденды по акциям; арендная плата за сданное в аренду имущество; проценты, полученные от размещения временно свободных денежных средств в банках; поступления от продажи акций, находящихся в собственности субъекта Федерации; доходы от реализации бесхозяйного и конфискованного имущества и т.д.); доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов гос. власти субъектов Федерации; средства, получаемые в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (сборы, взимаемые ГИБДД, штрафные санкции; суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступления, и т.п.). Отд. группу бюджетных доходов составляют безвозмездные перечисления, поступающие от нерезидентов (международных орг-ций, правительств иностр. гос-в и т.п.), юридич. и физич. лиц, бюджетов др. уровней (в виде дотаций, субвенций, трансфертов, средств по взаимным расчетам, возникающим в связи с изменениями в бюджетном и налоговом законодательствах, и др.). Обособленную группу бюджетных доходов образуют средства, поступающие от гос. внебюджетных и целевых бюджетных фондов. Структура доходов по всей совокупности региональных бюджетов России характеризуется тем, что почти на 2/3 формируется за счет регулирующих источников, причем более 40% составляют отчисления от федеральных налогов, а более 25% – разл. виды финансовой помощи, выделяемой из федерального бюджета. Столь высокая доля регулирующих источников в известной мере объективно предопределена чрезвычайным разнообразием социально-экономич. условий, в к-рых протекает жизнь конкретных регионов, что заставляет федеральную власть широко использовать методы бюдж. регулирования для сглаживания региональных различий. Большой вес регулирующих доходов требует изменения методологии формирования доходов Б.с. Ф., совершенствования межбюджетных отношений. Доля собственных доходов в Б.с. Ф. даже у экономически развитых регионов не превышает 30%, что существенно осложняет решение проблемы обеспечения финансовобюджетной самостоятельности субъектов Федерации. Расходы Б.с. Ф. формируются т.о., чтобы обеспечить субъектам Федерации выполнение закрепленных за ними полномочий (с учетом установленных нормативов минимальной бюджетной обеспеченности и нормативов затрат на оказание гос. услуг регионального уровня). В зависимости от экономич. содержания расходы Б.с. Ф. делятся на текущие и капитальные; первые обеспечивают текущее функционирование региональных органов гос. власти и бюджетных учр-ний регионального уровня, гос. поддержку отд. отраслей экономики в соответствии с региональными целевыми программами, финансовую помощь муницип. образованиям, осуществление междунар. и внешнеэкономич. связей субъектов Федерации, расходы на обслуживание гос. долга субъектов Федерации, а также др. расходы, не включаемые в состав капитальных; вторые – инновац. и инвестиц. деятельность в соответствии с утверждаемыми целевыми адресными инвестиционными программами (См. Расходы бюджета). Часть расходов Б.с. Ф. финансируется исключительно из региональных бюджетов, другая – относится к расходам совместного ведения и покрывается средствами бюджетов разного уровня (напр., расходы на обеспечение правоохранит. деятельности, соц. защиту населения, охрану окружающей природной среды и воспроизводство природных ресурсов, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, обеспечение деятельности СМИ и др.). Наибольший уд. вес в составе расходов Б.с. Ф. (около 40%) занимают ассигнования на поддержку и развитие отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства и рыболовства, транспорта, связи, жилищно-коммун. хозяйства и др.; на втором месте (более 25%) – расходы на образование, культуру и искусство, здравоохранение и др. цели. При формировании Б.с. Ф. обязательно должен соблюдаться принцип сбалансированности. Поэтому если расходы регионального бюджета, обеспечивающие выполнение субъектами Федерации их задач и функций, оказываются выше доходов и образуется дефицит бюджета, то для его финансирования привлекаются заемные средства; при этом субъекты Федерации в соответствии с действ. бюджетным законодательством могут осуществлять только внутренние заимствования (см. Бюджетные заимствования) и только на расходы, связанные с осуществлением инвестиционных программ и обслуживанием регионального долга

Читать также:  29 марта 2010 года Министерство финансов Республики Беларусь издало Указ № 38 "Об установлении административных льгот в Республике Беларусь"

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика.
.
.

Полезное

ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ В СУБЪЕКТАХ ФЕДЕРАЦИИ

органы государственного управления республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов и городов Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляющие на соответствующей территории руководство организацией финансов. Входят в структуру исполнительных органов власти субъектов Федерации и в единую систему органов государственного управления финансами в стране. Деятельность Ф.о. в с. Федерации основана на единых принципах финансово-бюджетного планирования, финансирования производств. и социально-культурной сфер, создания финансовой базы для комплексного социально-экономич. развития соотв. территорий. Они возглавляются руководителем (министром, начальником департамента или управления в зависимости от организац. структуры органов управления, установл. в соотв. субъекте Федерации), назначаемым высшим должностным лицом субъекта Федерации. Финансовые органы осуществляют свою деятельность в рамках финанс. политики субъектов Федерации, во взаимодействии с Минфином РФ и др. органами администрации субъектов Федерации, в соответствии с положением, утвержд. главой администрации соотв. субъекта Федерации. Осн. задачи: формирование проекта бюджета субъекта Федерации, обеспечивающего устойчивость региональных финансов, концентрацию финанс. ресурсов на ведущих направлениях социально-экономич. развития региона, повышение эффективности функционирования хоз-ва и соц. сферы; обеспечение исполнения бюджета субъекта Федерации, составление отчета об исполнении бюджета и представление его администрации субъекта Федерации и Минфину РФ, контроль за исполнением бюджета субъекта Федерации, целевым и рацион. использованием средств, выделяемых из бюджета; разработка и реализация единой финанс. политики администрации субъекта Федерации; обеспечение устойчивости финансовой системы региона и ее активного воздействия на ускорение социально-экономич. развития, повышение эффективности хозяйствования на соотв. территории. На финанс. органы возлагаются также организация и осуществление контроля за рацион. расходованием бюджетных средств, разработка предложений по увеличению доходной базы бюджета и изысканию дополнит. финанс. ресурсов. В целях обеспечения формирования единой финанс. политики администрации субъекта Федерации его финанс. органы совершенствуют систему управления финансами регионов и систему аккумуляции финанс. ресурсов; формируют бюджетную политику субъекта Федерации; определяют порядок мобилизации доходов и финансирования расходов; концентрируют финанс. ресурсы на приоритетных направлениях социально-экономич. деятельности субъекта Федерации. Для финанс. воздействия на оптимизацию развития экономики и соц. сферы субъекта Федерации они разрабатывают финансовый, налоговый и кредитный механизмы финансово-экономич. мер по развитию рыночных отношений, повышению эффективности экономики региона; участвуют в прогнозировании финанс. базы социально-экономич. развития на очередной финанс. год, а также на среднесрочную и долгосрочную перспективу; готовят предложения по финанс. оздоровлению экономики субъекта Федерации, по поддержке предпринимательства. На них возлагается также анализ эффективности функционирования внебюджетных фондов, определение источников их формирования и обеспечение контроля за эффективным и целевым исполнением. Важное направление в их деятельности – совершенствование бухгалтерского учета и отчетности. В этих целях они рассматривают и анализируют сводную бух. отчетность органов администрации региона, осуществляют методич. руководство бух. учетом и отчетностью бюдж. орг-ций и учр-ний, обеспечивают в установл. порядке ведение бух. учета и составление отчетности об исполнении бюджета субъекта Федерации. Финанс. органы разрабатывают и осуществляют единую налоговую политику на территории субъекта и участвуют в ее реализации, в подготовке предложений по совершенствованию налогового законодательства в соотв. субъекте Федерации. Финанс. органы в субъектах Федерации финансируются за счет регионального бюджета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *