Организация контрольно-ревизионной работы

Организация контрольно-ревизионной работы

Ревизия ценностей и проверка организации кассовой работы в кредитном учреждении должны производиться в порядке, определенном действующим законодательством. В статье далее мы рассмотрим, что представляют собой данные процедуры, как они осуществляются и оформляются. Проведение ревизии ценностей и проверки кассовой работы в кредитных организациях (общие положения)Правовую основу проверки и ревизии ценностей и кассовой дисциплины в кредитных учреждениях на территории России составляет положение, утвержденное ЦБ — «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 29. 2018 № 630-П (далее — Положение). Указанный акт распространяет свое действие как на сами кредитные организации, так и на их подразделения. Проведение ревизии наличных денег осуществляется (п. 12 Положения):

  • не менее 1 раза в течение года;
  • при смене должностных лиц, в обязанности которых входит сохранение ценностей;
  • в случае поступления от сотрудников ЦБ РФ, осуществляющих проверку кредитной организации, соответствующего требования.

Материалы ревизии и проверки ведения кассовых операций должны храниться в кредитной организации. Порядок их хранения законом не установлен, поэтому тоже определяется банком самостоятельно.

Правила составления акта проверки денежных средств в кассе. Существует ли единая форма (бланк) акта проверки кассы?Результаты проверочных мероприятий оформляются актами, а именно:

  • актом ревизии наличных денег,
  • актом проверки кассы.

Данные документы составляются в произвольной форме, в одном экземпляре, причем определенной формы или бланка, в соответствии с которыми акты должны быть составлены, не существует. В п. 15 Положения (абз. 2 и 3) раскрываются лишь требования к информации, которая должна быть включена в эти акты.

Так, в акте ревизии должен быть отражены следующие сведения:

  • фирменное наименование банка, в котором осуществляется проверка, либо структурного подразделения или филиала, если ревизия осуществлялась не в головной кредитной организации;
  • дата составления документа;
  • наличие денежных средств и ценностей, соответствие остатка данным бухучета;
  • расхождение сумм остатка с данными бухучета;
  • иные сведения, которые являются важными для конкретной кредитной организации.

Акт проверки ведения кассовых операций должен содержать следующие данные:

  • фирменное наименование организации, ее подразделения или филиала;
  • дату формирования акта;
  • перечень выявленных несоответствий, касающихся порядка ведения кассовых операций;
  • перечень мер по устранению недостатков;
  • иные сведения, необходимые кредитной организации.

Завершают оба документа подписи составителей акта и иных лиц, участвующих в ревизии/проверке. В заключение отметим, что к сотрудникам, допустившим нарушения, применяются меры дисциплинарного и т. взыскания, в зависимости от их причин. Сроки хранения составленных актов на законодательном уровне не регламентированы, поэтому также в каждой кредитной организации определяются внутренними распорядительными документами.

Разберитесь с самым сложным налогом — НДС! Даже входящий-исходящий НДС не будет вызывать у вас сложностей, заполняйте книги покупок и продаж играючи!Курс повышения квалификации✓ 120 ак. часов
✓ удостоверение в ФИС ФРДО
✓ профстандарт «Бухгалтер»После курса любые проверки ФНС вас больше не будут пугать! Старт потока 15 августа, запишитесь прямо сейчас пока есть места, курс стоит всего 18 800 рублей. Смотрите полную программу курса тут, или оставьте заявку ниже, менеджер подробно проконсультирует вас!

Проведение ревизий (проверок) органами валютного контроля зачастую вызывает вопросы процедурного характера: какие документы должны предъявить проверяющие; какие сведения должны быть в них отражены; каков объем запрашиваемых для проведения проверки документов; каковы сроки проведения проверки; каков порядок оформления ее результатов? К сожалению, анализ законодательства о валютном регулировании и валютном контроле не позволяет однозначно ответить на эти вопросы, что порождает массу сложностей на практике.

В силу ст. 22 Федерального закона от 10. 2003 (в ред. 2006) «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. На основании Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15. 2004 № 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее – Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. Росфиннадзор осуществляет функции органа валютного контроля непосредственно и через свои территориальные органы.

Статьей 23 Закона установлено, что органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. Порядок проведения указанных проверок регламентируется Инструкцией о порядке проведения ревизий и проверок контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ, утвержденной Приказом Минфина РФ от 14. 2000 № 42н (далее – Инструкция).

Проведение ревизий (проверок) органами валютного контроля зачастую вызывает у проверяемого ряд вопросов процедурного характера, а именно:

Какой документ должны предъявить проверяющие?

На проведение каждой ревизии (проверки) участвующим в ней работникам выдается специальное удостоверение, которое подписывается руководителем назначившего ревизию контрольно-ревизионного органа или лицом, им уполномоченным (как правило, это руководитель территориального управления Росфиннадзора). Работники контрольно-ревизионного органа должны иметь постоянное служебное удостоверение установленного образца. Кроме этого, руководитель ревизионной группы должен предъявить руководителю ревизуемой организации удостоверение на право проведения ревизии.

Какие сведения должно содержать удостоверение на проведение ревизии (проверки)?

В удостоверении должны быть проставлены дата и номер, должно быть приведено наименование проверяемой организации, уточнено, кому поручено проведение ревизии (проверки) с указанием занимаемой должности и звания. В краткой форме обозначается тема ревизии (проверки), проверяемый период с указанием даты начала и окончания ревизии (проверки), а также основание, к примеру «План работы Территориального управления Росфиннадзора на 2007 год», учитывая, что ревизии осуществляются как в плановом, так и внеплановом порядке. В завершении проставляется подпись руководителя, которая заверяется печатью контрольно-ревизионного органа.

Документы, которые могут быть истребованы

По всей вероятности, объем запрашиваемых для проведения проверки документов может ограничиваться лишь указанием ее темы. На практике особый интерес вызывает сама форма запроса каких-либо документов у проверяемой организации.

При этом приходится констатировать, что нигде не отражена процедура получения от проверяемой организации документов, первоначально необходимых для проведения проверки. Неясно, должен ли быть составлен определенный документ с перечнем истребуемых документов; представляются подлинники или копии документов; кому они передаются и кто отвечает за их сохранность во время проведения проверки.

Не совсем понятной остается и процедура получения со стороны ревизуемых органов дополнительных документов: кто и как вправе их запрашивать, должны ли данные документы соответствующим образом оформляться — заверяться печатью и подписью определенного должностного лица.

Неурегулированность столь важных процедурных вопросов на практике порождает массу сложностей, которые напрямую влияют на участников рассматриваемых правоотношений, в определенной степени затрагивая права и интересы каждой из сторон.

Читать также:  План Министерства иностранных дел Российской Федерации, а также Министерства финансов по развитию бухгалтерского учета и отчетности с 2012 по 2015 год

Сроки проведения ревизии (проверки)

Общее правило, изложенное в Инструкции, звучит так: «Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее руководитель (контролер-ревизор) определяются руководителем контрольно-ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей ревизуемой организации, и, как правило, не могут превышать 45 календарных дней. Продление первоначально установленного срока ревизии осуществляется руководителем контрольно-ревизионного органа по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы (контролера-ревизора)».

Однако механизм такого продления не обозначен в рассматриваемой Инструкции: не определена необходимость указания на какие-либо основания для него, не уточнено, может ли оно осуществляться неоднократно и др. По сути, предложенная в Инструкции формулировка не ограничивает срок проведения ревизии (проверки) каким-либо временным интервалом, что может быть истолковано как нарушение прав ревизуемого субъекта.

Оформление результатов ревизии (проверки)

Результаты ревизии (проверки) оформляются актом, который, как правило, подписывается руководителем ревизионной группы. Один экземпляр оформленного акта должен быть вручен руководителю ревизуемой организации или уполномоченному лицу под роспись с указанием даты получения.

По согласованию с руководителем ревизионной группы может быть установлен срок для ознакомления с актом ревизии и его подписания до 5 рабочих дней. Возражения и замечания по акту рассматриваются руководителем ревизионной группы в пределах данного временного срока. По ним в обязательном порядке дается письменное заключение, которое вручается по тем же правилам, что и акт ревизии (проверки).

Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей. Первая из них, кроме обязательной информации, может содержать и иную информацию, относящуюся к предмету ревизии. Вторая включает описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии с обязательным указанием, какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, приведение размера документально подтвержденного ущерба и других последствий этих нарушений.

В обязанности руководителя ревизионной группы на стадии предъявления документов о проведении ревизии (проверки) входит ознакомление руководителя ревизуемой организации с основными задачами ревизии (проверки), представление участвующих в ревизии работников, а также решение организационно-технических вопросов и составление рабочего плана.

Несмотря на наличие обобщенно регламентирующих процедуру и сроки проведения ревизий (проверок) положений Инструкции, в существующей судебной практике отсутствуют дела, в которых их нарушение повлекло бы отмену постановления по делам об административных правонарушениях (Постановление ФАС СКО от 19. 2006 № Ф08-5210/2006-2180А).

Законодательно не определена возможная частота проведения проверок и охватываемый ею период. Контролирующие органы ссылаются на ст. 24 Закона, согласно которой резиденты и нерезиденты обязаны обеспечивать сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора. Таким образом, законодательством о валютном регулировании и валютном контроле не предусмотрен запрет на проведение повторных проверок, а также практически не ограничен срок их проведения (Письмо Министерства финансов РФ от 30. 99 №04-00-11).

Наряду с практически безграничными возможностями контрольно-ревизионных органов относительно процедуры проведения ревизий (проверок) у них имеются дополнительные права. К примеру, территориальные управления имеют право в силу п. 9 вышеозначенного Положения о территориальных органах «требовать от руководителей проверяемых организаций создания надлежащих условий для проведения контрольных мероприятий — предоставления необходимого помещения, оргтехники, услуг связи, транспорта, канцелярских принадлежностей и обеспечения работ по делопроизводству».

Также следует отметить, что у Росфиннадзора и его территориальных органов существует исключительно право, а не обязанность давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к их компетенции (п. 8 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утв. Постановлением Правительства от 15. 2004 № 278 и п. 12 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 11. 2005 № 89н).

Правом составления протокола об административном правонарушении обладают практически все должностные лица Росфиннадзора, уполномоченные осуществлять контроль в бюджетно-финансовой сфере (Приказ Росфиннадзора от 17. 2004 № 102 «О должностных лицах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Рассматриваемые ревизии (проверки) соблюдения резидентами валютного законодательства не подпадают под действие Федерального закона от 08. 2001 №134-ФЗ (в ред. от 31. 2005) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», который устанавливает дополнительные требования к проведению проверок и дополнительные гарантии для проверяемых хозяйствующих субъектов.

В настоящее время существует ряд соглашений, заключенных между Росфиннадзором и ФТС, ФСБ, Генпрокуратурой РФ. Основной целью таких соглашений является обмен информацией, связанной с осуществлением правоохранительной деятельности (Приказ Минфина, МВД РФ, ФСБ РФ от 07. 99 № 89Н/1033,717 «Об утверждении положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)». Соглашение от 15. 2005 № 06-30/21 Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной таможенной службы № 01-48/9 «О взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной таможенной службы при осуществлении валютного контроля»).

Формально-декларативные ограничения в сфере проведения проверок напрямую затрагивают права и законные интересы проверяемых организаций. Закон устанавливает лишь общие правовые основы и принципы проводимого валютного контроля, прямое назначение издаваемых на их основе инструкций — детальное регулирование механизма проведения такого рода ревизий (проверок).

Глава 3. Сущность и задачи ревизииПонятие, цель и задачи ревизииВ соответствии с Инструкцией о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов РФ № 42н от 14 апреля 2000 г. , ревизия – это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций
ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных должностных лиц. Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации. Цель ревизии или проверки – осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и
движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Основными задачами ревизии являются:

  • проверка сохранности имущества и эффективности его использования в хозяйственной деятельности организации;
  • выявление злоупотреблений, условий их возникновения и разработка мероприятий по предупреждению злоупотреблений;
  • проверка исполнительской дисциплины и оценка эффективности деятельности управленческого персонала организации;
  • исследование системы внутреннего контроля, выявление ее узких мест и повышение эффективности ее функционирования.
Читать также:  Как относиться к тому, что у нас с мужем разный взгляд на семейный бюджет? — 70 ответов

Предмет и объекты ревизииРевизия осуществляется по поручению государственных, ведомственных или внутрихозяйственных органов управления. Она может назначаться по поручению правоохранительных органов. Ревизия представляет собой наиболее
действенную форму последующего контроля, в процессе которого контролирующими органами исследуются финансовые операции и хозяйственные процессы предприятий и организаций, отраженные в первичных документах и записях бухгалтерского учета. Ревизия исследует финансово-хозяйственную деятельность организаций и предприятий в рамках определенного круга вопросов. Так, предметом или объектом ревизии является проверка фактического наличия денежных средств и материальных ценностей. Для реализации этой задачи используют прием фактического контроля, такой, как инвентаризация, и сопоставляют ее результаты с данными бухгалтерскою учета. Проведение инвентаризации позволяет обеспечить реальность и достоверность учетных данных, а также создает условия обеспечения сохранности денежных и материальных ценностей, возможность проверки работы материально ответственных лиц, что значительно повышает их ответственность за подотчетные ценности, правильное и своевременное документирование их движения. Объектом ревизии являются также финансовые операции, хозяйственные процессы и факты хозяйственной жизни предприятий и организаций, отраженные в первичных документах, учетных регистрах, формах бухгалтерской и статистической отчетности, других источниках информации. Используя и объективно оценивая их при проверке, ревизующие устанавливают соблюдение технологической, сметно-финансовой и платежно-расчетной дисциплины, а также
достоверность, законность, целесообразность и экономическую эффективность финансово-хозяйственной деятельности контролируемого объекта. Объектом ревизии выступает и непосредственно сама управленческая деятельность проверяемой организации. В этом случае изучается организация работы по подбору и расстановке кадров текущего контроля за исполнением
приказов и распоряжений, работы по рассмотрению писем, заявлений, жалоб и предложений, внутрихозяйственного контроля за работой структурных подразделений и подведомственных предприятий. При этом устанавливаются и
анализируются причины недостатков в работе, определяются виновные должностные и материально ответственные лица, вносятся предложения по совершенствованию системы управления предприятием и рационализации управленческого аппарата. Объекты ревизии необходимо рассматривать применительно к конкретным условиям, которые зависят от организационно-правовой формы организации, особенностей производства, масштабов деятельности организаций и других
факторов. Правила проведения ревизииК основным правилам проведения ревизии относятся внезапность, активность, непрерывность, обоснованность, гласность. Внезапность. Ревизор должен применять неожиданные для контролируемых лиц средства и способы проверки их действий. Важнейшим условием достижения внезапности ревизии является неразглашение этапов ее подготовки и начала. Активность. Ревизор должен проявлять инициативу в поиске приемов и средств проверки, высокую оперативность в работе, соблюдать сроки проверки, так как медлительность в ревизии может позволить скрыть нарушения, например, оформить недостающие документы, завезти и вывезти ценности, оприходовать неучтенные ценности. Однако ревизору не нужно проявлять опрометчивость и делать поспешные выводы. Непрерывность. Начатые ревизионные действия должны вестись активно и непрерывно до полного объяснения обнаруженных фактов, возмещения выявленного ущерба, привлечения виновных к ответственности, т. до выполнения намеченных в программе ревизии заданий. Обоснованность. Вскрытые факты и выводы ревизии должны быть документально обоснованы, что предполагает дополнительную проверку любого факта, приводимого заинтересованными лицами в свое оправдание. Ревизору
нельзя игнорировать просьбы заинтересованных лиц о выполнении каких-либо ревизионных действий, в результате которых могут быть установлены важные обстоятельства, например, данные, оправдывающие заинтересованных лиц. Необъективность ревизии приводит к тому, что отдельные нарушения так и остаются до конца не выясненными. Несоблюдение правила обоснованности является причиной повторных и дополнительных ревизий, бухгалтерских экспертиз, возврата материалов ревизии следственными органами. Гласность. Ревизоры с момента начала ревизии оповещают работников организации о ее начале, объявляют о месте и времени приема лиц, желающих переговорить по вопросам, относящимся к ревизии. Первоначально результаты ревизии обсуждаются с руководством обревизованной организации, затем о них информируют непосредственного заказчика данной работы (собственника, руководство вышестоящей организации). Правило гласности ревизии
способствует устранению любой ошибки, допущенной ревизующими, и ориентирует их на объективную оценку материалов. Виды ревизииВ теории и практике контрольно-ревизионной деятельности различают несколько видов ревизий, которые принято классифицировать по определенным признакам:1. По субъекту контроля:

  • ревизии государственных органов;
  • внутрихозяйственные ревизии;
  • ревизии, проводимые аудиторскими фирмами.

По организационному признаку:

  • плановые ревизии проводятся в соответствии с планом ревизионной работы вышестоящей организации или органа управления, но не реже одного раза в год;
  • внеплановые ревизии и проверки проводятся в сроки не предусмотренные планом (например, при ухудшении результатов работы по основным производственным и финансовым показателям, при замене руководителя или
    главного бухгалтера организации, по требованию правоохранительных органов).

По объему проверки документооборота и записей в регистрах бухгалтерского учета ревизии делятся на:

  • сплошные ревизии, при которых изучаются все документы и регистры бухгалтерского учета, где отражена производственная и финансовая деятельность организации. Сплошные ревизии могут применяться не только в
    целом по операциям хозяйственной деятельности организации, но и по отдельным однородным операциям (кассовым, банковским счетам, расчетам с поставщиками и заказчиками и т.д.). Как правило, к сплошным ревизиям
    прибегают в случаях установления хищений и злоупотреблений, такие ревизии из-за затрат на них большого количества времени проводятся сравнительно редко;
  • выборочные ревизии, при которых исследованию подвергается часть хозяйственных операций, документов и регистров бухгалтерского учета. При этом некоторые хозяйственные операции проверяются не за весь ревизуемый период, а лишь за отдельные отрезки времени. При подготовке и проведении таких ревизий очень важно правильно выбрать отрезок времени, за который нужно осуществлять проверку соответствующих документов и операций, а также определить их количество. Это полностью зависит от квалификации и опыта ревизора;
  • полные ревизии предусматривают проверку всей хозяйственной деятельности организации;
  • частичные ревизии предусматривают проверку лишь отдельных областей деятельности или отдельных видов хозяйственных операций организации (ревизия товарно-материальных ценностей);
  • комбинированные ревизии представляют собой сочетание видов ревизий по объему проверки.
Читать также:  ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По кругу вопросов, подлежащих проверке:

  • тематические ревизии предусматривают проверку ряда организаций по отдельным специальным вопросам или проверку состояния отдельных участков деятельности организации. Цель тематической ревизии – получить общую
    характеристику состояния дел по данному вопросу;
  • при сквозной ревизии проверяется деятельность головной организации и входящих в ее состав подразделений. Цель сквозной ревизии – наряду с проверкой финансово-экономической деятельности подразделений организации установить качество управления их деятельностью. Сквозные ревизии весьма трудоемкие и применяются в исключительных случаях, когда имеются данные о недостаточном уровне руководства деятельностью подразделений организации со стороны вышестоящего органа управления;
  • комплексные ревизии обычно проводят бригады, в которые кроме бухгалтера-ревизора входят работники планового отдела, отдела кадров и другие специалисты. Цель комплексных ревизий – объективная, полная и правильная проверка всех участков деятельности организации, так как одновременно с проверкой финансово-хозяйственной деятельности проводится контроль организации и технологии производства, изучение технической, социальной и других сторон деятельности ревизуемого объекта.
  • некомплексные ревизии проводятся обычно одним ревизором путем проверки хозяйственно-финансовой деятельности по данным бухгалтерской документации, учетных регистров и отчетности.

По способу контроля за результатами ревизионной работы:

  • дополнительные ревизии проводятся, когда имеются данные о том, что при проведении плановой ревизии не полностью вскрыты факты нарушений финансово-хозяйственной деятельности организации;
  • повторные ревизии проводятся другими ревизорами в случаях некачественного проведения первичной ревизии, аргументированных возражений ревизуемых должностных лиц и в некоторых других случаях.

Права, обязанности и ответственность ревизоровОсновной служебной функцией ревизора является проведение ревизий и проверок в соответствии с полученной программой и в установленные сроки. В работе ревизор руководствуется действующим законодательством и
требованиями нормативных документов. При проведении проверки бухгалтер-ревизор имеет право:

  • поставить в известность руководителя ревизуемой организации о начале ревизии, сообщить о ее задачах, в ходе ревизии информировать его об отдельных выявленных недостатках и нарушениях для принятия мер к их
    устранению в период проведения ревизии;
  • проверять законность финансово-хозяйственных операций, сохранность собственности, соблюдение сметно-финансовой и штатной дисциплины, постановку бухгалтерского учета и достоверность отчетности, качество
    первичных документов, правильность бухгалтерских записей; проверять фактическое наличие имущества и его соответствие учетным данным; выявлять случаи бесхозяйственности, расточительности, хищений, растрат, недостач,
    незаконного и непроизводительного расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей, а также другие нарушения;
  • точно и объективно освещать выявленные ревизией факты нарушений и злоупотреблений с указанием виновных лиц, размера причиненного материального ущерба и причин этих негативных факторов;
  • обсуждать результаты ревизии на совещании работников ревизуемой организации;
  • проверять полномочия должностных лиц и законность и целесообразность их действий;
  • соблюдать конфиденциальность в отношении информации, полученной в ходе ревизии;
  • ставить вопросы привлекаемым экспертам в письменной форме;
  • повышать профессиональную квалификацию;
  • вести себя дисциплинированно и не допускать неделовых отношений с работниками, деятельность которых проверяется;
  • проверить выполнение решений по результатам предыдущей ревизии и отразить в акте проверки полноту и своевременность его выполнения.

Ревизор привлекается к уголовной ответственности:

  • за разглашение информации о полученных данных и выводах ревизии до ее завершения,
  • за сокрытие злоупотреблений и других должностных нарушений, фактов бесхозяйственности и хищений,
  • за использование служебного положения в корыстных целях.

Профессиональная этика ревизоровЭтика профессионального поведения ревизора определяет его нравственные и моральные качества.

  • Ревизоры обязаны придерживаться моральных и нравственных правил и норм в своих поступках и решениях, жить и работать по совести.
  • Ревизор обязан действовать в интересах собственников организаций, защищать их интересы в налоговых, судебных и иных органах власти.
  • Ревизор должен быть объективным и внимательным по отношению к руководству, специалистам, работникам службы бухгалтерского учета проверяемой организации. Объективность в выводах, рекомендациях ревизора
    может быть достигнута только при получении достаточной информации. Изучая полученную информацию, ревизоры обязаны объективно рассмотреть и оценить все возникающие ситуации и реальные факты (недостачи, хищения, нарушения нормативных актов и т.п.), не проявлять личную предвзятость, избегать давления со стороны руководства или правовых, следственных органов.
  • Ревизор обязан осуществлять ревизии профессионально, для чего постоянно повышать свои профессиональные знания в области бухгалтерского учета, налогообложения, финансовой деятельности и гражданского права,
    организации и методов проведения проверок.
  • Ревизор должен быть независимым в своих суждениях и выводах. Чтобы заслужить доверие, он должен честно выполнять свои профессиональные обязанности и не принимать участия в конфликтных ситуациях.
  • Ревизор не должен использовать свои отношения с проверяемой организацией в личных целях, извлекать личную выгоду из знания коммерческой тайны.
  • Ревизор не должен способствовать незаконной деятельности проверяемой организации.
  • Ревизор обязан стремиться к постоянному улучшению качества проводимых ревизий, полностью использовать свои профессиональные способности.
  • Ревизор не должен одновременно заниматься деятельностью, которая может повлиять на объективность его суждений и репутацию.

Права, обязанности и ответственность лиц, служебная деятельность которых проверяетсяРуководитель ревизуемого предприятия обязан:

  • создавать необходимые условия для работы ревизионной группы;
  • до окончания проверки или ревизии принять меры к устранению выявленных нарушений;
  • обеспечить сбор специалистов, руководителей подразделений и служб для обсуждения результатов ревизии и принять меры к устранению выявленных недостатков и к недопущению их в дальнейшем.

Должностные лица, служебная деятельность которых проверяется, обязаны:

  • по требованию ревизора предъявить для проверки документы, учетные регистры, бланки строгой отчетности, денежные средства и товарно-материальные ценности;
  • давать объяснения в устной и письменной форме по вопросам, имеющим отношение к проводимой ревизии.

Должностные лица, служебная деятельность которых проверяется, имеют право:

  • присутствовать при инвентаризации вверенных им ценностей, контрольных запусках сырья и материалов в производство, контрольных обмерах, осмотрах складов и хранящихся в них материальных ценностей;
  • знакомиться с актами ревизий и проверок, относящихся к их служебной деятельности, и представлять в письменной форме объяснения и возражения по ним;
  • знакомиться со всеми документами и отчетами, послужившими основанием для выводов о допущенных ими недостатками в работе, а также с произведенными расчетами сумм подлежащего возмещению материального ущерба;

Должностные лица несут ответственность:

  • за преднамеренное искажение фактов и обстоятельств;
  • за невыполнение требований ревизора о представлении для проверки материальных ресурсов, документов, учетных регистров, отчетов и объяснений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *