Органы управления финансами в РФ. Финансовый аппарат и финансовые органы

Общее понятие финансов

Финансы являются неотъемлемой частью каждодневной жизни человека. Они представляют собой индикатор работы реального сектора экономики, показывают объемы выпуска и потребления, определяют уровень жизни населения и так далее. Благодаря финансам можно сформировать понимание текущей экономической ситуации на предприятии, в стране или в целом в мире.

Финансы описывают ту часть денежного обращения, которая касается накопления денежных фондов. Последние могут быть частыми – резервный капитал предприятий, личные вклады домашних хозяйств, либо государственными – бюджет. Финансы воздействуют на процесс воспроизводства, распределение национального продукта. С их помощью можно отследить степень влияния государства на рыночные отношения, увидеть общие тенденции экономического развития и роста внутри государства или отдельного хозяйствующего субъекта. Финансы позволяют субъектам вступать в хозяйственные отношения друг с другом и соблюдать собственные интересы.

Сделаем домашкус вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Бесплатное пробное занятие

*количество мест ограничено

Принципами финансового обращения можно назвать:

  • Создание единого правого поля для всех субъектов отношений.
  • Унификация процессов обмена информацией и документами.
  • Единство фискальной политики и кредитно-денежных отношений.
  • Направленное применение денежных средств.
  • Диверсификация источников доходов и инвестиций.
  • Обеспечение баланса рынка.

Функционально финансы обеспечивают движение денежных средств через взаиморасчеты. Кроме того, они позволяют равномерно распределять общий национальный доход. С их помощью государство регулировать экономические процессы и явления в обществе, например, посредством увеличения или уменьшения субсидий, расширения или сокращения государственных закупок, изменений в фискальной политике. Информация по финансам позволяет понять текущее состояние экономики, тенденции в ней, риски, определить направления развития и роста. Финансы позволяют воздействовать не только на сферу денежного обращения, с их помощью можно вносить коррективы в политическую, экономическую и социальную области жизни общества.

«Органы управления финансами» 👇

Сущность управления финансами

Управление финансами – это мероприятия, проводимые соответствующими органами и оказывающие воздействие на финансы, а также на финансовые процессы, финансовую деятельность субъекта управления, которые реализовываются для достижения финансовой стабильности, получения выручки, доходов, чистой прибыли, финансового обеспечения социальных, общих задач.

Все объекты управления финансовыми ресурсами на сегодняшний день можно классифицировать по звеньям отечественной финансовой системы. По такому признаку можно выделить:

  • государственные финансы;
  • финансы организаций;
  • муниципальные финансы;
  • местные финансы.

Среди субъектов управления финансами можно выделить законодательные, исполнительные органы власти в соответствии с предоставленными им полномочиями в сфере управления финансами. Так, например, текущее управление финансами страны Министерство финансов РФ, а также его территориальные органы. Если говорить об управлении местными финансовыми ресурсами, то этот функционал возложен на соответствующие органы муниципалитетов. Управление финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов осуществляют организованные такими предприятиями специализированные органы финансового управления, например, дирекции финансов, департаменты финансового управления, планово-аналитические управления. В относительно небольших компаниях такой функционал возложен на экономистов или главных бухгалтеров.

Среди важнейших функций финансового управления можно выделить планирование и прогнозирования, анализ, финансовый контроль.

Виды и способы управления финансами

На современном этапе развития воздействие субъекта на объект управления может быть реализовано посредством как административно-распорядительных, так и экономических способов управления финансовыми ресурсами. Наиболее распространенными в группе административно-распорядительных способов являются разработка приказов, распоряжений, прочей документации распорядительного характера, их доведение до заинтересованных, ответственных лиц и контроль за исполнением таких документов. Экономические способы базируются на материальной заинтересованности персонала в увеличении уровня эффективности исполнения функционала.

В настоящее время всем органам управления присущи единые методы и элементы управления, среди которых можно выделить следующие:

  • финансовые сведения. Корректность, полнота и своевременность таких сведений позволяют восстанавливать хронологию событий и прогнозировать будущее;
  • финансовое прогнозирование и планирование. В рамках данного элемента формируется оценка состояния финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта, а также могут быть выявлены необходимые финансовые резервы;
  • оперативное управление, под которым понимают комплекс различного рода мероприятий по выполнению запланированных целей;
  • финансовое регулирование, которое представляет собой маневрирование финансовыми ресурсами, а также их перераспределения;
  • финансовый контроль, который подразумевает надзор за выполнением поставленных целей.

«Общее понятие об управлении финансами» 👇

Выделяют два способа управления финансовыми ресурсами, а именно:

  • стратегическое управление, в рамках которого устанавливается размер финансовых ресурсов с помощью планирования на будущие периоды, определение величины финансовых ресурсов для реализации запланированных программ;
  • текущее управление, которое представляет собой важнейшую функции аппарата финансовой системы, осуществляемой текущей работе финансовыми службами хозяйствующих единиц, отраслевых министерств и различного рода комитетов и т.д.

Управление финансами на местном уровне

Как правило, в составе представительных и исполнительных органов действуют местные финансовые или финансово-казначейские органы. Типовое положение о финансово-казначейском органе муниципального образования разработано и одобрено Правлением Союза российских городов в 1998 г. Право на формирование и исполнение местных бюджетов муниципальными образованиями гарантировано ст. 132 Конституции РФ. К исполнению дотационных местных бюджетов (а также бюджетов недотационных муниципальных образований, расположенных на территории региона, получающего финансовую помощь из федерального бюджета) привлекаются органы федерального казначейства и региональных казначейств. Нередко местные финансовые органы выступают филиалами финансовых органов субъектов Российской Федерации.

Система органов федерального казначейства представляет собой единую централизованную систему, построенную по принципу многоуровневой и иерархической организации, где каждый уровень (федеральный, региональный и локальный) имеет свои задачи, функции и специфику.

Органы казначейства имеют статус самостоятельной федеральной службы, являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов и текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций и печать со своим наименованием. Казначейство подчиняется Министру финансов Российской Федерации.

Особенность функций, возложенных на Главное Управление определяется тем, что оно руководит работой всех органов казначейства и организует через них бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета и финансовое исполнение внебюджетных фондов, а также осуществляет выполнение других функций. В соответствии с этим Главное Управление федерального казначейства: подготавливает проекты законодательных и иных нормативных актов, разрабатывает и утверждает методические и инструктивные материалы, устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности по вопросам, относящимся к компетенции казначейства. Из множества функций, выполняемых Главным управлением необходимо особо отметить следующую: осуществление управления доходами и расходами федерального бюджета и иными централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства, распоряжение средствами, числящимися на соответствующих счетах в банках (за исключением средств федеральных внебюджетных фондов и внебюджетных средств), а также осуществляет операции с этими средствами.

Основной упор в своей деятельности казначейство делает на текущий контроль за целевым использованием средств, выделяемых предприятиям, учреждениям, организациям на возвратной и безвозвратной основе из федерального бюджета. В частности, территориальные органы казначейства проводят анализ отчетов об исполнении расходов, которые ежемесячно представляются им всеми бюджетными учреждениями и организациями; проверяют правдивость отраженной в них информации, сверяя итоговые суммы отчетов с выписками банков по счетам этих учреждений и организаций, а также проводят различные проверки с непосредственным выходом на место.

При проведении проверок территориальные органы казначейства могут в случае обнаружения нарушений изымать всю, связанную с ними документацию. А при непредоставлении или отказе предъявить необходимую бухгалтерскую и финансовую документацию органы казначейства могут приостановить операции по счетам этих учреждений и организаций. Кроме того, органы казначейства в необходимых случаях осуществляют взыскание в бесспорном порядке с учреждений и организаций средств, используемых ими не по целевому назначению, и налагают штрафы в размере, действовавшей в момент нарушения, учетной ставки Центрального банка. А также применяют штрафные санкции к банкам за несвоевременное совершение операций со средствами федерального бюджета. В случае выявления нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы казначейства передают все материалы по ним правоохранительным органам и в необходимых случаях предъявляют иски в суд или арбитражный суд.

В процессе выполнения по исполнению федерального бюджета и контролю за его исполнением, территориальные органы казначейства представляют своему вышестоящему органу полную оперативную и периодическую отчетность о проделанной работе; активно взаимодействуют с контрольно-ревизионными, налоговыми и финансовыми органами.

Читать также:  Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что на казначейство возложено большое количество функций. И что по мере развития его территориальных органов и освоения ими всех этих функций в полном объеме оно будет играть все большую роль в поддержании стабильности бюджетной системы и экономики России в целом.

Третья часть экзамена

1. Составьте таблицу, характеризующую влияние организационно-правовых форм на организацию финансов коммерческих организаций по следующей форме (при отсутствии места пишите на обороте билета, указав это):

Сравните полномочия Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации и положениями об этих федеральных органах исполнительной власти. Объясните причину отличий в составе полномочий по соответствующим документам. Свяжите указанные полномочия с функциональными элементами управления финансами. Сделайте вывод о возможности осуществления Министерством финансов Российской Федерации функций финансового контроля.

-на основании и во исполнение настоящего Кодекса, иных актов бюджетного законодательства РФ, актов Президента РФ и Правительства РФ принимает нормативные акты в установленной сфере деятельности;

-организует составление и составляет проект федерального бюджета, представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;

-осуществляет методологическое руководство в области составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

-разрабатывает и представляет в Прав-во РФ основные направления бюджетной и налоговой политики;

-ведет реестр расходных обязательств РФ;

-разрабатывает прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе прогноз консолидированного бюджета РФ;

-составляет и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета и представляет показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета в Федеральное казначейство

-представляет в Федеральное казначейство лимиты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерального бюджета;

-устанавливает единую методологию бюджетной классификации РФ и бюджетной отчетности и др.

Полномочия Фед казначейства по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

-контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;

-контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;

-контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета;

-контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту сведениям о данном государственном (муниципальном) контракте, содержащемся в предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестре контрактов, заключенных заказчиками.

Т.к. функциональными элементами финансов является планирование, контроль и оперативное управление, то в соотв. с полномочиями Минфина они напрямую связаны с планированием финансов. А контролем занимается фед казначейство, исходя из его полномочий.

Органы управления финансами в РФ. Финансовый аппарат и финансовые органы

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:

Эффективность управления финансами местного самоуправления

Понятие эффективности управления финансами местного самоуправления является понятием теоретическим. В законодательстве инструментов определения эффективности управления финансами на уровне муниципалитета, как и на уровне государства не закреплено, однако в рамках правового регулирования бюджетных отношений используется принцип эффективности использования бюджетных средств, который в определенной степени применим и для оценки эффективности управления финансами муниципалитетом.

«Управление финансами местного самоуправления» 👇

Так, эффективность управления финансами местного самоуправления предполагает, что органы муниципального управления при планировании, привлечении и использовании финансов местного самоуправления исходят из необходимости решения задач социально-экономического развития с использованием наименьшего объема средств при достижении максимального полезного результата.

Наиболее перспективным способом управления финансами местного самоуправления сегодня в теории и практике признается программно-целевой метод, когда финансы аккумулируются и используются исходя из приоритетных направлений развития муниципалитета посредством реализации конкретных программно-целевых мероприятий. Указанный метод выступает удобным средством управления финансами местного самоуправления, поскольку позволяет распределять финансы под конкретные цели с опорой на предполагаемые результаты в виде конкретных показателей. С позиции контроля эффективности управления этот инструмент характеризуется оперативностью и прозрачностью: проанализировать эффективность использования финансов при реализации конкретных программных мероприятий легче и быстрее, чем проанализировать эффективность развития муниципалитета в конкретном направлении за длительный период.

Органы управления финансами и их функции

Управление финансами реализовано с помощью использования соответствующего управленческого аппарата. На сегодняшний день общее управление финансами реализуют высшие органы власти и управления, среди которых можно выделить: Президента РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

Президент РФ регламентирует деятельность финансовых органов, вправе наложить вето на финансовое законодательство, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание.

Федеральное Собрание утверждает финансовые законы, рассматривает проект федерального бюджета России и утверждает закон о федеральном бюджете.

Правительство РФ выполняет функции формирования федерального бюджета, выступает в качестве единого центра управления финансами, разрабатывает концептуальные основы финансовой политики.

Однако, основным органом, который реализует оперативное управления государственными финансами страны является Министерство финансов Российской Федерации.

Основной целью Министерства финансов РФ является формирование единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также политики аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи и т.д.

Для исполнения возложенного функционала Министерство финансов РФ осуществляет следующие мероприятия:

  • разрабатывает проект федерального бюджета и план общего РФ;
  • осуществляет прогнозирование и кассовое планирование исполнения утвержденного федерального бюджета, формирует соответствующий отчет об исполнении федерального бюджета страны;
  • осуществляет мероприятия в рамках финансового контроля деятельности отдельных субъектов;
  • на постоянной основе совершенствует способы бюджетного планирования, осуществляет методическое руководство в данной области, а также в области формирования и контроля исполнения бюджета РФ;
  • управляет государственным внутренним и внешним долгом страны;
  • выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг РФ;
  • координирует бюджетную и денежно-кредитную политику согласно поставленных задач макроэкономической политики.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Органы управления финансами в РФ. Финансовый аппарат и финансовые органы

Управление финансами в Российской Федерации осуществляется финансовым аппаратом, под которым понимается совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами. Финансовый аппарат на общегосударственном уровне представлен: 1) Федеральным Собранием РФ (Комитетами и комиссиями в ГД и СФ); 2) Аппаратом Президента Российской Федерации; 3) ЦБ РФ; 4) Правительство РФ, включая Министерства и ведомства, в т.ч. и федеральные службы и агентства, подчиняющиеся непосредственно Правительству РФ, федеральные службы и агентства, находящиеся в подчинении федеральных министерств и ведомств.Важнейшее направление деятельности руководящих органов управления финансами – выработка и осуществление государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, таможенной, страховой, социальной, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, других сфер в направлении обеспечения стратегических целей развития страны: повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста, усиления политической и экономической роли России в мировом сообществе.На уровне субъекта РФ финансовый аппарат включает комиссию по бюджету и финансам в законодательном (представительном) органе и соответствующие структуры исполнительной власти, подобные тем, что есть на федеральном уровне вышеназванных федеральных органов исполнительной власти. Органы законодательной власти субъектов РФ рассматривают и утверждаютзаконы в области финансов в рамках своей компетенции: Принципиально такая же, как и на субъектном уровне, схема финансового аппарата на местном (муниципальном) уровне. Представительные органы местного самоуправления принимают решения об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, а также принимают решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению органов местного самоуправления.В соответствии с Конституцией РФ общее управление финансами в РФ осуществляют высшие законодательные органы власти: Федеральное Собрание – парламент РФ, является представительным и законодательным органом РФ. Состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации состоит из 166 членов, по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года (в 2009 году принят закон, в соответствии с которым депутаты будут избираться сроком на 5 лет, президент – на срок 6 лет). Управление финансами осуществляется Федеральным Собранием в процессе: 1) рассмотрения и принятия законов о налогах, сборах, и обязательных платежах; 2) рассмотрения и утверждения Федерального закона «О ФБ РФ на очередной финансовый год» и утверждении отчета о его исполнении; 3) установления предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга страны. Президент Российской Федерации — глава государства. В области управления финансами осуществляет следующие функции: 1) вносит в Государственную Думу законопроекты по финансово-бюджетным вопросам; 2) подписывает и обнародует федеральные законы; 3) обращается к Федеральному Собранию РФ с ежегодным бюджетным посланием о бюджетной политике государства на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу; 4) издает указы и распоряжения, затрагивающие организацию финансовых отношений в стране. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ; 5) использует средства резервного фонда Президента РФ, предусмотренного в федеральном бюджете на финансирование непредвиденных расходов; 6) назначает с согласия Госдумы Председателя Правительства РФ и принимает решение об его отставке; 7) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; 8) представляет Госдуме кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ и ставит перед Госдумой вопрос об освобождении его от должности. 9) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителейПредседателя Правительства РФ и федеральныхминистров. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ. Правительство РФ состоит из председателя правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Правительство РФ в области управления финансами осуществляет следующие функции: 1 разрабатывает и представляет Госдуме федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; 2) представляет Госдуме отчет об исполнении федерального бюджета; 3) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; 4) обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; 5) издает постановления и распоряжения по текущим финансовым вопросам и обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории РФ; 6) организует, регулирует, контролирует и координирует деятельность по оперативному государственному управлению финансами в РФ.

Читать также:  Г.С. Ступаков и Токаренко в области финансов, статистики и управления рисками

ЦБ РФ совместно с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику, председатель Банка или его заместитель участвует в заседаниях правительства РФ, а Министр финансов и Министр экономразвития участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса. Оперативное управление финансами в Российской Федерации осуществляют финансовые органы РФ– звенья единой системы государственного управления финансами России. Финансовые органы – это органы по оперативному управлению финансами в стране. Финансовые органы РФ включают: 1) Министерство финансов РФ; 2) финансовые органы в субъектах РФ; 3) финансовые органы муниципальных образований. Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении служб, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов РФ осуществляет следующие полномочия (в полном объеме они указаны во 2-ом разделе вышеуказанного Постановления)), сформулируем их в обобщенном виде: 1) вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб; 2) принимает нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных министерству федеральных служб.

Для выполнения задач и функций, возложенных на Министерство финансов РФ, в структуре его центрального аппарата созданы соответствующие подразделения – Департаменты. Кроме того, в ведении МФ РФ находятся 4 федеральных службы: Федеральная налоговая служба; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная служба страхового надзора и Федеральное казначейство.

В составе администраций субъектов Российской Федерации создаются финансовые органы: министерства финансов (в республиках, а также в некоторых краях и областях); департаменты финансов; комитеты по финансам и бюджету; финансовые управления. Их функции сходны с функциями Министерства финансов РФ, но в пределах компетенции исполнительных органов власти субъектов РФ. Финансовые органы субъектов РФ не подчиняются Министерству финансов РФ. Тем не менее, они представляют отчет об исполнении своих бюджетов в Минфин России и в координации с ним проводится кадровая работа и работа по информатизации управления финансами.Финансовые органы в субъектах Федерации осуществляют на соответствующей территории управление финансами.Основные задачи, решаемые финансовыми органами субъектов РФ: 1) формирование проекта бюджета субъекта Федерации и представление его администрации субъекта РФ; 2) обеспечение исполнение бюджета субъекта РФ, составление отчета об исполнении бюджета и представление его администрации субъекта РФ и Министерству финансов России; 3) организация и осуществление контроля за исполнением бюджета субъекта Федерации, целевым, рациональным и результативным использованием бюджетных средств; 4) разработка предложений по увеличению доходной базы бюджета и изысканию дополнительных финансовых ресурсов; 5) разработка и реализация единой финансовой политики администрации субъекта Российской Федерации; 6) обеспечение устойчивости финансовой системы региона и ее активного воздействия на ускорение социально-экономического развития, повышение эффективности хозяйствования на соответствующей территории. Финансовые органы в субъектах РФ финансируются за счет регионального бюджета. В составе многих региональных финансовых органов созданы собственные территориальные казначейства для осуществления учетно-контрольных функций по исполнению региональных бюджетов в соответствии с действующим бюджетным законодательством. Вместе с тем, Конституцией Российской Федерации (ст. 78) предусмотрена возможность передачи части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти органам субъектов РФ и наоборот.

12. Министерство финансов РФ в системе управления финансами: функции, полномочия, организационная структура. Министр финансов и его функции.

Министерство финансов РФ функционирует в соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 (в редакции последующих постановлений), является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности; бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности; производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней; таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств; инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии; организации и проведения лотерей; производства и оборота защищенной полиграфической продукции; финансового обеспечения государственной службы.

Министерство финансов РФ возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению председателя Правительства РФ. Министр финансов РФ несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ. Количествозаместителей Министра устанавливается Правительством РФ. Структурными подразделениями МФ РФ являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства: Административный департамент; Департамент управления делами и контроля; Департамент бюджетной политики и методологии; Департамент бюджетной политики в отраслях экономики; Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки; Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа; Департамент межбюджетных отношений; Департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов; Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики; Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности; Департамент финансовой политики; Правовой департамент. В состав департаментов включаются отделы. Кроме того, в ведении МФ РФ находятся 4 федеральных службы: Федеральная налоговая служба; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная служба страхового надзора и Федеральное казначейство.

Министр финансов РФ: 1) распределяет обязанности между своими заместителями; 2) утверждает положения о структурных подразделениях Министерства, о территориальных органах федеральных служб, подведомственных Министерству; 3) в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства; 4) решает вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве; 5) утверждает структуру и штатное расписание Министерства в пределах установленных Правительством РФ фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете; 6) утверждает ежегодный план работы и показатели деятельности подведомственных Министерству федеральных служб, а также отчет об их исполнении; 7) вносит в Правительство РФ по представлению руководителей подведомственных федеральных служб проекты положений о федеральных службах, предложения о предельной численности в этих службах и фонде оплаты труда их работников; 8) отменяет противоречащие федеральному законодательству решения подведомственных Министерству федеральных служб; 9) назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб заместителей руководителей этих служб, а также руководителей территориальных органов федеральных служб; и т.д., а также издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и текущим вопросам – приказы ненормативного характера. Финансирование расходов на содержание МФ РФ осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. МФ РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ. Место нахождения МФ РФ — город Москва

Читать также:  ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ КОТОРАЯ ОХВАТЫВАЕТ ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

Влияние органов управления на финансовое обращение

На региональном и муниципальном уровне существуют соответствующие организации, осуществляющие распределение финансов и контроль над их расходованием. Они отчитываются перед вышестоящими структурами. Так же в их сферу деятельности входит составление бюджета на будущие периоды, его согласование с центральными органами власти.

Можно сказать, что органы управления в финансовой сфере во многом определяют развитие рыночных отношений. Их влияние можно определить следующими положениями:

  • Определение и следование приоритетным направлениям деятельности в государстве.
  • Финансовое стимулирование позволяет активизировать работу региональных рынков.
  • Формирование правил внутреннего ведения хозяйственной деятельности.
  • Создание условий для эффективного функционирования социальных услуг (образования, медицины и другого).
  • Поддержание курса национальной валюты.
  • Осуществление управления государственным бюджетом.
  • Обеспечение функционирования стратегических отраслей народного хозяйства.
  • Создание условий безопасности в сфере экономической деятельности, соблюдение законности.

Благодаря управлению финансами со стороны государства, прежде всего, обеспечивается адекватное распределение средств между субъектами хозяйствования, решаются вопросы социального, экономического и политического характера, поддерживаются те области деятельности, которые не являются коммерчески выгодными.

Управление финансами местного самоуправления

При реализации органами местной власти полномочий по управлению финансами местного самоуправления необходимо ориентироваться на социальную и экономическую полезность такого управления. Так, эффективными управление финансами в целом и реализация конкретной муниципальной целевой программы в частности могут быть признаны, когда намеченный социально полезный эффект реализуется посредством использования минимального объема финансово-материальных ресурсов.

Иначе говоря, эффективность управления финансами оценивается с позиции пользы для населения и экономии средств населения, так как финансы местного самоуправления преимущественно формируется из налогов и сборов, взимаемых с населением, платы за оказание муниципальных и государственных услуг, взимаемой с населения и др.

Понятие финансов местного самоуправления

Финансы местного самоуправления выступают важнейшим элементом финансовой системы всего государства.

Финансы местного самоуправления являются финансово-материальной основой реализации местными органами управления своих полномочий.

От эффективности аккумуляции и использования органами публичного управления местного уровня финансов напрямую зависит эффективность местной системы управления, реализация прав и обеспечение интересов местного населения, благосостояние населения муниципалитета. Именно поэтому повышение эффективности управления финансами местного самоуправления должно рассматриваться органами публичного управления в качестве одной из основных управленческих задач, реализуемых на местном уровне.

Система финансов местного самоуправления представлена следующими элементами:

  • собственные доходы муниципалитета, в том числе доходы, привлекаемые муниципалитетом посредством установления и взимания местных налогов и сборов, доходы, извлекаемые муниципалитетом из осуществления муниципальными организациями своих функций и из использования имущества, входящего в состав собственности муниципалитета, доходы в виде платы, взимаемой с населения за предоставление муниципальных услуг и др.;
  • государственное финансирование;
  • средства, привлекаемые в рамках муниципального кредита и займа и пр.

Органы управления финансами на государственном уровне

Управление финансами является одной из важнейших задач государственной власти. От финансового благополучия национальной экономики во много зависит ее стабильность, возможности роста и развития. Важно понимать, что финансы проникают во все сферы жизни общества. Любые изменения моментально сказываются на субъектах, находящихся в связанных взаимоотношениях. В современном мире под влиянием глобализации и всеобщей интеграции стран в единое экономическое пространство финансовая стабильность является залогом устойчивости к кризисным тенденциям. Показателен пример финансового кризиса 2008 года, разразившийся из-за дисбаланса в кредитно-денежной системе США. В итоге это привело к структурным сдвигам не только в финансовой, но и в экономической жизни большинства стран мира.

Система финансовых отношений в России представляет собой совокупность отношений, складывающихся относительно управления, распределения и целевого использования денежных средств государства. Регулирование финансовых отношений предполагает следование основным целям и задачам финансовой политики в рамках соответствующего законодательства страны.

Субъектами управления выступают органы власти, которые различаются в зависимости от объектов управления. Например, может осуществляться регулирование финансового обращения на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. А так же, управление финансовыми средствами частого сектора, представленного предприятиями, различными организациями и некоммерческими фондами. Среди субъектов государственного управления выделяют:

  • Органы, отвечающие за законотворческую деятельность.
  • Органы, осуществляющие исполнение предписаний закона, и принятых в рамках финансовой политики решений.
  • Аппарат контроля над деятельностью финансовых и коммерческих организаций частого сектора.

На общегосударственном уровне управление финансовым обращением в России осуществляется Президентом, который является ответственным лицом за принятие решений по осуществлению внешней и внутренней политики страны. Так же в его обязанности входит формирование бюджетного послания и определение ведущих принципов финансовой политики будущего периода. Государственная Дума принимает законы, утверждает бюджет на будущий год, а также осуществляет контроль над исполнением. Правительство занимается более детальной проработкой федерального бюджета, а также государственным и внебюджетным фондом. Министерство финансов является исполнительным органом государственного управления. То есть, оно отвечает за непосредственную реализацию финансовой политики страны.

Частью финансовой системы являются налоговая и таможенная подсистема, руководство в которых осуществляется Федеральной налоговой и Федеральной таможенной службами.

Роль муниципальных органов управления финансами местного самоуправления

Компетенцию органов публичной власти местного уровня в сфере управления финансами местного самоуправления составляют следующие аспекты:

  • определение процедуры разработки, составления, анализа проекта местного бюджета, процесса его утверждения и исполнения, а также порядка проведения контрольных мероприятий его исполнения;
  • непосредственно разработка, составление, анализ проекта местного бюджета, его утверждение и исполнение, реализация контрольных процедур его исполнения, утверждение соответствующего отчетного документа об исполнении бюджета;
  • установление процедуры предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, непосредственное предоставление таких трансфертов;
  • управление активами муниципалитета, а также долгом муниципалитета, предоставление муниципальных займов гарантий кредитов;
  • определение и конкретизация процедуры использования бюджетной классификации в отношении местного бюджета и др.

Представительный орган местного самоуправления в сфере управления финансами муниципального образования решает следующие задачи: парламент муниципального образования занимается рассмотрением бюджетного проекта, его утверждением, а также анализирует и утверждает отчетный документ об исполнении бюджета исполнительными органами муниципального образования. Другими словами, он реализует функцию последующего контроля над исполнением бюджета муниципального образования исполнительными органами и др.

Исполнительные органы муниципалитета в сфере управления финансами местного самоуправления решают задачи распоряжения имуществом, которое входит в состав муниципальной собственности, непосредственной разработки и составления бюджетного проекта, внесения бюджетного проекта в местный парламент для утверждения, обеспечения непосредственного исполнения утвержденного бюджетного проекта, подготовки бюджетной отчетности, представления в местный парламент отчета об исполнении бюджета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *