ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общее
управление финансами осуществляют
высшие органы власти и управления. В
зависимости от государственного
устройства высшими законодательными
органами выступают различные образования.
Так, в США – это Конгресс, В Великобритании
– Парламент, в Германии – Бундестаг,
во Франции – Национальное Собрание, в
России – Федеральное Собрание.

Общее
управление финансами

в РФ в соответствии с ее Конституцией
возложено на высшие органы государственной
власти – Федеральное
собрание, аппарат Президента, правительство

.
Именно эти органы принимают окончательное
решение при утверждении федерального
бюджета и отчета о его исполнении.

Оперативное
управление

финансами осуществляет финансовый
аппарат

.
С его помощью государство руководит
финансовой деятельностью во всех
структурных подразделениях народного
хозяйства. Именно финансовый аппарат
выполняет работу по оперативному
финансовому планированию, учету и
анализу, контролю и регулированию,
составлению и исполнению финансовых
планов.

На
общегосударственном
уровне

аппарат управления финансовой системой
включает следующие органы:

  • профильные
    комитеты по бюджету, налогам, банкам и
    финансам Государственной Думы и Совета
    Федерации; Счетная палата РФ;

  • Министерство
    финансов РФ и его органы на местах;

  • Министерство
    РФ по налогам и сборам;

  • Федеральная
    налоговая служба РФ;

  • Государственный
    таможенный комитет РФ;

  • Федеральная
    комиссия по рынку ценных бумаг;

  • исполнительные
    дирекции внебюджетных фондов социального
    назначения.

Управление
финансами на предприятиях и в отраслях
народного хозяйства осуществляют
финансовые отделы и службы предприятий,
организаций и учреждений, а также
финансовые отделы и управления
сохранившихся министерств и ведомств.
Сферой страховых отношений управляют
специальные страховые структуры.

Всю
работу по управлению
государственными финансами

осуществляют Министерство
финансов

,
его нижестоящие финансовые органы, а
также Федеральная налоговая служба.

Среди
всех органов выделяется Министерство
финансов РФ комплексным характером
своих функций, направленных в разные
стороны финансовой деятельности
государства. Этот государственный орган
исполнительной власти обеспечивает
проведение единой финансовой, бюджетной
и налоговой политики в России и
координирует деятельность в этой сфере
других федеральных органов исполнительной
власти.

На
Министерство финансов возложены
следующие задачи
:

1)
разработка и реализация единой
государственной финансовой политики;

2)
составление проекта и исполнение
федерального бюджета;

3)
осуществление финансового контроля за
рациональным и целевым расходованием
бюджетных средств и средств федеральных
внебюджетных фондов;

4)
обеспечение устойчивости государственных
финансов и осуществление мер по развитию
финансового рынка

Министерство
финансов РФ выполняет следующие функции
:

  • участвует
    в работе по составлению долговременных
    и кратковременных прогнозов
    функционирования экономики, совместно
    с федеральными органами исполнительной
    власти определяет потребность в
    государственных централизованных
    ресурсах, подготавливает предложения
    о распределении их между федеральным
    бюджетом и государственными федеральными
    внебюджетными фондами;

  • организует
    работу по составлению проекта федерального
    бюджета, прогноза консолидированного
    бюджета РФ, разрабатывает проекты
    нормативов отчислений от федеральных
    налогов, сборов, размеров дотаций и
    субвенций из федерального бюджета в
    бюджеты субъектов Федерации;

  • обеспечивает
    исполнение федерального бюджета, а так
    же государственных федеральных
    внебюджетных фондов;

  • разрабатывает
    с участием Министерства РФ по налогам
    и сборам, Федеральной налоговой службы
    РФ предложения по совершенствованию
    налоговой политики и налоговой системы;

  • принимает
    участие в работе по совершенствованию
    страховой деятельности в стране;

  • разрабатывает
    предложения по формированию и развитию
    финансового рынка;

  • разрабатывает
    проекты программ внешних заимствований
    РФ;

  • управляет
    государственным внутренним и внешним
    долгом РФ;

Важным
подразделением Министерства финансов
является Главное
управление федерального казначейства

,
отвечающее за кассовое исполнение
бюджета.

Основными
задачами

органов Федерального казначейства
являются:

1)
организация, осуществление и контроль
исполнения бюджета Российской Федерации;

2)
управление доходами и расходами бюджета
на счетах Федерального казначейства в
банках, исходя из принципа единства
кассы;

3)
финансовое исполнение государственных
внебюджетных фондов;

4)
краткосрочное прогнозирование объемов
государственных финансовых ресурсов
и оперативное управление ими;

5)
управление совместно с Банком России
государственным внутренним и внешним
долгом и его обслуживание;

6)
представление законодательным и
исполнительным органам отчетности о
финансовых операциях Правительства РФ
по бюджету, а также о состоянии бюджетной
системы Российской Федерации в целом.

Счетная
палата РФ

является органом государственного
финансового контроля, образуемым
Федеральным Собранием Российской
Федерации и ему подотчетным. Основными
задачами Счетной палаты являются:

1)
организация и осуществление контроля
за своевременным исполнением доходных
и расходных статей федерального бюджета,
бюджетов федеральных внебюджетных
фондов по объемам и целевому назначению;

2)
определение эффективности и целесообразности
расходов государственных средств и
использования федеральной собственности;

3)
финансовая экспертиза проектов
федеральных законов, нормативных
правовых актов федеральных органов
государственной власти, предусматривающих
расходы, покрываемые за счет средств
федерального бюджета, или влияющих на
формирование и исполнение федерального
бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов;

4)
регулярное предоставление Совету
Федерации и Государственной Думе
информации о ходе исполнения федерального
бюджета и результатов проводимых
контрольных мероприятий.

Министерство
РФ по налогам и сборам

и его органы на местах осуществляют
контроль за правильным исчислением,
полнотой и своевременностью внесения
взносов в бюджет всех обязательных
платежей. Территориальные инспекции
Министерства РФ по налогам и сборам
обязаны:

  • осуществлять
    контроль за соблюдением налогового
    законодательства по вопросам правильного
    исчисления, полноты и своевременности
    внесения налогов в бюджет и во внебюджетные
    фонды;

  • вести
    учет и проводить проверки налогоплательщиков;

  • ежемесячно
    представлять финансовым органам и
    органам Федерального казначейства
    сведения о фактически поступивших
    суммах налогов и других платежей в
    бюджет;

  • осуществлять
    возврат излишне уплаченных налоговых
    сумм и неправильно изъятых с
    налогоплательщиков штрафов и пеней.

Государственный
таможенный комитет России

(ГТК, создан 25 октября 1991 г.) является
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим непосредственное
руководство таможенным делом в РФ.
Осуществляет следующие функции:

  • организует
    систему контроля за правильностью
    определения таможенной стоимости
    товаров;

  • обеспечивает
    самостоятельно и во взаимодействии с
    другими правоохранительными органами
    контроль за соблюдением режима зоны
    таможенного контроля, организует
    систему охраны объектов таможенной
    инфраструктуры, осуществляет другие
    меры по охране таможенной границы
    Российской Федерации;

  • организует
    осуществление таможенного контроля,
    принимает меры по его совершенствованию
    и упрощению без ущерба эффективности
    такого контроля;

  • участвует
    в организации экспортного контроля,
    контроля за вывозом стратегических и
    других жизненно важных для интересов
    Российской Федерации материалов, а
    также культурных ценностей;

  • организует
    осуществление в соответствии со своей
    компетенцией валютного контроля;

  • выполняет
    функции органа валютного контроля;

  • осуществляет
    контроль за соблюдением должностными
    лицами таможенных органов РФ законности
    при производстве по делам о контрабанде
    и об иных преступлениях в сфере
    таможенного дела, осуществлении
    оперативно — розыскной деятельности,
    производстве по делам о нарушении
    таможенных правил и их рассмотрении,
    производстве по делам об административных
    правонарушениях, посягающих на нормальную
    деятельность таможенных органов
    Российской Федерации.

Федеральная
налоговая служба

(ФНС
РФ) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору за
соблюдением законодательства о налогах
и сборах, за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в соответствующий бюджет налогов и
сборов, в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации,
за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет иных обязательных
платежей, а также за производством и
оборотом этилового спирта, спиртосодержащей,
алкогольной и табачной продукции и за
соблюдением валютного законодательства
Российской Федерации в пределах
компетенции налоговых органов. Кроме
того ФНС РФ:

  • представляет
    в соответствии с законом РФ о
    несостоятельности (банкротстве) интересы
    РФ по обязательным платежам и (или)
    денежным обязательствам;

  • рассматривает
    уведомления о проведении стимулирующих
    лотерей;

  • осуществляет
    в установленном порядке проверку
    деятельности юридических лиц, физических
    лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств
    в установленной сфере деятельности;

  • осуществляет
    функции главного распорядителя и
    получателя средств федерального
    бюджета, предусмотренных на содержание
    службы и реализацию возложенных на нее
    функций;

  • обеспечивает
    в пределах своей компетенции защиту
    сведений, составляющих государственную
    тайну;

  • организует
    прием граждан, обеспечивает своевременное
    и полное рассмотрение заявлений.

Автор статьи

Наталья Николаевна Чувелева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

преподавательский стаж — 20 лет

Управление финансами

Управление финансами — это процесс планирования вложений и трат средств, организация координации контроля
над выполнением запланированных мероприятий в отношении всех финансовых отношений. Данный процесс основан на изучении объективных закономерностей в развитии жизни населения и общества в целом.

Управление финансами определено исторически и происходит с помощью целенаправленного воздействия специальных подходов и методов на финансовые отношения. Отношения между субъектами
, которые связаны с организацией процесса распределения и использования финансов
называют финансовыми отношениями. Все финансовые взаимоотношения внутри государства и вне его подчиняются экономической политике РФ.

Читать также:  Понятие государственных финансов состав государственных финансов

Главной задачей экономической политики является определение объема национального дохода, требующего распределения или перераспределения через финансовую систему. Уровень данных распределений зависит от доли участия государства в финансировании социальных расходов и накоплений, как главного ресурса производственного инвестирования и источника научно- технического прогресса.

Финансовая система – это все виды финансовых отношений, распределенных на четыре сферы влияния:

  • финансы государства — федеральный бюджет, внебюджетные фонды государства, государственный кредит;
  • местные финансы регионов — региональный бюджет, внебюджетные фонды регионов, муниципальные займы;
  • капитал юридических лиц — доходы всех видов предприятий
    и учреждений, которые осуществляют коммерческую деятельность на территории РФ; финансы некоммерческих предприятий, учреждений, организаций; финансы объединений, осуществляющих общественную деятельность;
  • финансы граждан – средства физических лиц.

«Государственные органы управления финансами» 👇

Специальные органы управления финансами

В Российской Федерации уполномоченные осуществлять управление финансами органы обладают определенной структурной формой. В начальной и конечной стадиях, а именно, формирование и утверждение государственного бюджета, утверждение отчетности о его исполнении осуществляется на уровне Федерального Собрания
РФ и Президента РФ.

Министерство финансов РФ осуществляет управление федерального казначейства, которое ответственно за кассовое исполнение бюджета. Его органы на местах являются важнейшими финансовыми органами, которые управляют финансами, а также отвечают за финансовую политику государства.

Задачи Министерства финансов РФ:

  • разработка и реализация единой финансовой государственной политики;
  • составление и исполнение проекта федерального бюджета;
  • обеспечение финансовой стабильности государства;
  • принятие мер для развития финансового рынка, роста эффективности хозяйствования;
  • целенаправленное спонсирование общих государственных потребностей, также сосредоточение финансов на важнейших сферах социально-экономического развития РФ и ее регионов;
  • разработка предложений по привлечению иностранных кредитов в экономику государства;
  • разработка и совершенствование современных методов бюджетного планирования;
  • контроль за целевым и рациональным расходованием бюджетных средств, федеральных средств внебюджетных фондов.

Структура Министерства финансов РФ включает в себя важнейшие департаменты: бюджетный департамент
; департаменты, осуществляющие финансирование по соответствующим отраслям; департамент внешнего долга и иностранных кредитов; налоговый департамент; департамент ценных бумаг
государственного значения.

Министерство РФ
по налогам и сборам осуществляет надзор и контроль за:

  • выполнением законодательных норм о налогах и сборах;
  • точностью расчета, своевременностью
    и полнотой внесения средств в определенный налоговый бюджет;
  • различными обязательными платежами, предусмотренными законодательством РФ;
  • производством и оборотом спиртосодержащей и табачной продукции;
  • соблюдением норм валютного законодательства РФ, находящихся в компетенции налоговой службы.

Федеральная служба
страхового надзора производит контроль и надзор над страховой деятельностью. К основным функциям Федеральной службы страхования относятся: выдача, отказ в выдаче лицензий, аннулирование, восстановление, приостановление, ограничение, действия лицензий; ведение реестра объединений субъектов страхового дела; ведение единого государственного реестра; выдача квалификационных аттестатов и их отзыв; осуществление контроля за соблюдением страхового законодательства; анализ полученной отчетности, представляемой субъектами страхового дела; предписания субъектам страхового дела при нарушении ими страхового законодательства; обращение, в случаях нарушения закона, в суд с исками о ликвидации субъекта — юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела — физическим лицом деятельности в качестве предпринимателя; разработка предложений по совершенствованию страхования.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора выполняет функции контроля и надзора в финансово-бюджетной области, а также органа валютного контроля. Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма. Федеральное казначейство РФ осуществляет функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетной системы РФ, по обеспечению исполнения федерального бюджета, по контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Министерство финансов Российской Федерации
( Минфин России
) — федеральное министерство
Российской Федерации
, обеспечивающее проведение единой финансовой политики
, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов
в Российской Федерации.


Принято считать, что казначейское дело на Руси возникло ещё в IX веке. Предшественниками Министерства финансов были княжеские казначеи — доверенные советники князя, хранители княжеских прибылей, казны.

В 1512 году во времена правления великого князя Василия III
впервые упоминается Казённый приказ. В его управление входило производство и хранение ценностей царской казны, торговые операции для царских нужд, финансирование государственно важных проектов. С 1649 года финансовое право, казначейское дело регламентировались Соборным уложением
.

Пётр I
преобразовал казначейскую систему России. Вместо приказной была введена коллегиальная система управления. Во главе финансового управления страны был поставлен Сенат. Для заведования доходами государства была создана Камер-коллегия, которая руководила сбором податей, пошлин, недоимок. Во время правления Екатерины II
при Сенате была учреждена Экспедиция о государственных доходах, прообраз будущего Министерства финансов.

История Министерства финансов Российской империи
начинается 8 сентября 1802 года. В этот день был подписан манифест об учреждении министерств. Министерство финансов Российской империи просуществовало вплоть до февральской революции 1917 года.

В 1946 году Наркомат финансов был преобразован в союзно-республиканское Министерство финансов СССР (Минфин СССР)

, которое объединяло в себе министерства финансов союзных республик СССР
, в частности Министерство финансов РСФСР
. Вышестоящим органом Минфина РСФСР являлся Совет Министров РСФСР
, а органом Минфина СССР — Совет министров СССР
.


Минфин вырабатывает государственную политику и осуществляет правовое регулирование в следующих областях:

Министры финансов России с 1990 г

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министр финансов Российской Федерации А. Г. Силуанов
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Почтовая марка 2022 год


  • Федеральное казённое учреждение «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации» (Гохран России)
  • Федеральное казённое учреждение «Государственное учреждение Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации»
  • Федеральное казённое учреждение «Государственное учреждение по эксплуатации административных зданий и дачного хозяйства Министерства финансов Российской Федерации»
  • Федеральное государственное бюджетное учреждение « Научно-исследовательский финансовый институт
    »
  • Федеральное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный комплекс Министерства финансов Российской Федерации»


  • Журнал «Финансы»
  • Журнал «Бухгалтерский учёт»


  1. Справка о численности и оплате труда гражданских служащих федеральных государственных органов (центральных аппаратов министерств и ведомств) в I полугодии 2012 года

    ( HTML
    ). Государство, общественные организации
    . Росстат
    . Дата обращения: 12 января 2013.
    Архивировано из оригинала
    5 февраля 2013 года.


  2. Валерий Дзгоев, Виктор Тимошенко.
    Российскому министерству финансов 200 лет.

  3. Указом Президента РСФСР от 11 ноября 1991 года № 190
  4. Текст:  Постановление Правительства РСФСР от 15.11.1991 № 8
    в Викитеке
    Логотип Викитеки



  5. Закон РСФСР от 25.12.1991 N 2094-I «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»

    . base.garant.ru. Дата обращения: 26 октября 2017.
    Архивировано
    26 октября 2017 года.


  6. США ввели санкции против Банка России, минфина и Фонда национального благосостояния

    . Новая газета
    (19 октября 2161). Дата обращения: 19 июня 2023.
    Архивировано
    19 июня 2023 года.


  7. U. S. Treasury Imposes Immediate Economic Costs in Response to Actions in the Donetsk and Luhansk Regions

    . U. S. D EPARTMENT OF THE TREASURY
    . Дата обращения: 19 июня 2023.
    Архивировано
    23 февраля 2022 года.


  8. Global Affairs Canada.
    Sanctions – Russian invasion of Ukraine

    . GAC
    (4 февраля 2022). Дата обращения: 19 июня 2023.
    Архивировано
    31 мая 2022 года.


  9. Тимофей Абалакин.
    ЦБ, Минфин, Сбербанк и Греф попали под санкции Канады

      (рус.)
    . Frank Media
    (25 февраля 2022). Дата обращения: 19 июня 2023.
    Архивировано
    3 июня 2023 года.


  10. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    . Война и санкции
    . Дата обращения: 19 июня 2023.
    Архивировано
    19 июня 2023 года.


  11. Министерство финансов Российской Федерации

    . Rupep
    . Дата обращения: 19 июня 2023.
    Архивировано
    19 июня 2023 года.


  12. С 11 ноября 1991 г. по 19 февраля 1992 г. — Министр экономики и финансов РСФСР (РФ)
  13. Указ Президента РФ от 26.09.2011 г. № 1251 «О Кудрине А. Л.»

    Дата обращения: 27 сентября 2011.
    Архивировано
    5 января 2012 года.



Финансовая система
РФ
включает в себя:

  • Государственную бюджетную систему;
  • Внебюджетные специальные фонды
    ;
  • Государственный
    и банковский кредит
    (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам
    , которые используются для регулирования экономики и социальных отношений
    на макроуровне);
  • Фонды страхования (имущественного и личного);
  • Финансы
    хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики
    и социальных отношений на микроуровне.
Читать также:  ОДНА ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ С КОТОРОЙ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ ФИНАНСЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА 4 БУКВЫ

Федеральное казначейство
контролирует проведение бюджетной политики
в целом.

Федеральная налоговая служба
входит в систему центральных органов государственного управления.

Федеральная Таможенная Служба РФ
контролирует трансграничную торговлю и осуществляет таможенные сборы
в государственный бюджет.

Счетная палата
РФ
является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета
.


Начало формирования современной российской финансовой системы связано с постепенным переходом СССР, чья финансовая длительное время существовала в опоре на принципы плановой экономики
, к рынку
. До конца 1991 года финансовая система РСФСР была составной частью финансовой системы СССР. После подписания соглашения о расторжении союзного договора
, финансовая система РСФСР обрела самостоятельность, унаследовав те её элементы и институты, в том числе общесоюзные, которые находились на её территории, однако первые шаги по выделению финансовой системы России в самостоятельную от финансовой системы СССР российское руководство предприняло ранее.

До 1986 года банковская система СССР включала 4 компонента — Госбанк
, Стройбанк
, Внешторгбанк
и Гострудсберкассы
. Перестроечные реформы
затронули и банковскую систему. В июне 1987 года состоялся Пленум ЦК КПСС
, который принял решение о её совершенствовании. В июле 1987 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление №821 «О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики».

Данным постановлением была создана система специализированных банков в следующем составе:

Создание банков на коммерческой основе было разрешено Законом «О кооперации в СССР»
, принятым 26 мая 1988 года. Устав кооперативного банка должен быть зарегистрирован в Государственном банке СССР. В конце лета 1988 года началось возрождение коммерческой банковской деятельности.

Начиная с 1989 года работала валютная биржа Госбанка (на которой с 1989 года проводились рублёво-долларовые валютные аукционы Внешэкономбанка
.


  • 25 декабря
    1990 года
    — принятие Постановления Совета Министров РСФСР № 601 от 25 декабря 1990 г. « Об утверждении Положения об акционерных обществах».
  • февраль 1992 года — в Москве открыт первый фондовый магазин «Антарес» [12]

    .



Государственный и муниципальный сектор


Российский финансовый рынок включает в себя банковскую систему, сектор торговли ценными бумагами, сектора страхового и пенсионного обеспечения, сектор торговли драгоценными металлами и ряд других более специализированных сегментов.

ЦБ РФ выступает в качестве мегарегулятора финансового рынка
.


Банки в России входят в двухуровневую систему, верхний уровень которой представлен Центральным банком Российской Федерации
, а нижний — кредитными организациями
РФ (банки и небанковские кредитные организации) и представительствами иностранных банков. Банковская деятельность является лицензируемым видом деятельности
.


Платёжные системы и электронные деньги

В России функционирует ряд российских и международных платёжных систем
. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе». Банк России
ведёт

реeстр оперaторов платёжных систeм
, включающий список их операторов и дополнительные сведения о них. После 1 января 2013 года платёжные системы не имеют права работать в России, если их операторы не включены в реестр. Зарегистрированные в реестре платёжные системы обязаны выполнять установленные Банком России нормативы и условия обслуживания клиентов.

Среди находящихся в реестре платёжных систем часть обеспечивает переводы со счёта на счёт, часть — переводы без открытия банковского счёта, некоторые — обработку карточных платежей. Некоторые системы совмещают различные функции.

По состоянию на 01.03.2022, в реестре имеется 52 записи об операторах платёжных систем, из которых действующих (не исключённых) — 27. Реестр не содержит записи о платёжной системе «Мир»
и её операторе НСПК
, так как они созданы в силу законодательства России. Из 25 действующих систем 12 имеют статус национально значимых, и две — дополнительные статусы. Платёжная система НРД
обозначена ЦБ как системно значимая, платёжная система Сбербанка — как социально значимая.

Российская часть расчётной системы WebMoney
не зарегистрирована ни в одном из реестров, так как её владелец заявляет, что c юридической точки зрения титульные знаки
Webmoney не являются электронными деньгами, а их оборот — платежами.


Микрофинансовые организации и ломбарды

Рынок российских ломбардов можно сегментировать следующим образом:

  • присутствующие не менее чем в пяти регионах сетевые ломбарды, специализирующиеся на предоставлении кредитов под залог золотых изделий. По состоянию на конец 2022 года, эта группа ломбардов держала около 40% совокупного портфеля займов;
  • региональные ломбарды. Эти учреждения работают на местном рынке. Как правило, они принимают в качестве залога изделия из золота и иные ценные вещи: часы, дорогую бытовую технику и т.д. По состоянию на конец 2022 года, эта группа ломбардов держала около 58% совокупного портфеля займов;
  • автоломбарды, в основном, работают в Москве и Санкт-Петербурге. По состоянию на конец 2022 года, эта группа ломбардов держала около 2% совокупного портфеля займов [33]

    .





В феврале 1992 года в России был принят закон «О товарных биржах и биржевой торговле», после чего стали появляться и биржи, число которых росло очень быстро — зарегистрированных в России бирж было больше общего числа действующих бирж в остальном мире.

С 1 января 2014 года российское законодательство не предусматривает деления бирж на валютные
, товарные
и фондовые
; для обозначения всех вышеперечисленных видов используется термин «биржа» (п.6 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «Об организованных торгах»), а их деятельность регулируется Федеральным законом «Об организованных торгах» и иными нормативными актами.

Управляющие компании и инвестиционные фонды

Другие профессиональные участники рынка ценных бумаг

Кооперативы в сфере финансового рынка

Инвестиционные платформы и операторы ЦФА

Инвестиционные платформы и операторы ЦФА
— относительно новые участники финансового рынка, появившиеся в России как результат развития цифровой экономики
в период 2019-2022 гг.


Бюро кредитных историй

В России действует двухуровневая система хранения кредитных историй.


Торговля драгоценными металлами в России


Характеристика потребительского спроса


Взаимодействие с международными финансовыми институтами

Высшие органы законодательной власти субъектов РФ
утверждают законы в области финансов в рамках своей компетенции

(о введении региональных налогов и сборов в соответствии с перечнем, установленным налоговым законодательством РФ, о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год и отчете о его исполнении и др.).

Кроме того, законодательные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации обладают правом законодательной инициативы
и по федеральным законам, в том числе в области финансов.

Высшие органы исполнительной власти субъектов РФ ответственны за выработку финансовой политики региона
, составление проекта бюджета субъекта РФ и организацию его исполнения.

В соответствии со ст. 77 Конституции субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему региональных органов государственной власти на основе общих принципов, определенных федеральным законодательством.

В составе администраций субъектов Российской Федерации создаются специализированные финансовые органы
: министерства финансов

, департаменты финансов, комитеты по финансам и бюджету, финансовые управления и т.п.

Их функции сходны с функциями Министерства финансов РФ, но в пределах компетенции исполнительных органов субъектов РФ.

К основным функциям
относятся: разработка региональной финансовой политики, непосредственная разработка проектов региональных бюджетов, организация их исполнения, разработка программ государственной финансовой поддержки отдельных отраслей и организаций региона, осуществление государственных заимствований субъектов РФ.

Следует иметь в виду, что для осуществления последней функции в составе исполнительных органов власти субъектов РФ может быть создан специальный орган (например, Комитет муниципальных займов Правительства г. Москвы). Региональные финансовые органы также могут иметь свои подразделения на местах — как правило, финансово-казначейские управления (или филиалы).

Финансовые органы субъектов Российской Федерации
в отличие от финорганов, функционирующих в условиях административно-командной системы управления, непосредственно не подчиняются Министерству финансов России. Тем не менее они представляют отчет об исполнении своих бюджетов в Минфин России, в координации с последним проводится кадровая работа и работа по информатизации управления финансами.

В составе многих региональных финансовых органов созданы собственные территориальные казначейства
для осуществления учетно-контрольных функций по исполнению региональных бюджетов в соответствии с действующим бюджетным законодательством.

Вместе с тем в ст. 78 Конституции РФ предусмотрена возможность передачи части своих полномочий
федеральными органами исполнительной власти органам субъектов РФ и наоборот.
Именно на этом основана возможность привлечения органов федерального казначейства (ст. 168 БК РФ) к исполнению региональных бюджетов, средства которых находятся в собственности субъектов Российской Федерации и не попадают в перечень федеральных полномочий.

Читать также:  Манифест от 25.06.1811 "Об Общем учреждении Министерств"

Таким образом, в соответствии с действующим Бюджетным кодексом РФ субъекты Российской Федерации, не получающие финансовой помощи из федерального бюджета, имеют право на создание собственного казначейства, но могут заключать договоры с органами федерального казначейства, в то время как дотационные регионы должны исполнять бюджеты через органы федерального казначейства.

Представительные органы местного самоуправления
принимают решения об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении

, принимают решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению муниципальных образований.

Исполнительные органы местного самоуправления ответственны за разработку муниципальной финансовой политики
, составление и исполнение местного бюджета.
Как правило, в их составе действуют местные финансовые или финансово-казначейские органы.

Право на формирование и исполнение местных бюджетов муниципальными образованиями гарантировано ст. 132 Конституции Российской Федерации.

При этом к исполнению дотационных местных бюджетов
(а также бюджетов недотационных муниципальных образований, расположенных на территории региона, получающего финансовую помощь из федерального бюджета) привлекаются органы федерального казначейства и региональных казначейств. Нередко местные финансовые органы выступают филиалами финансовых органов субъектов РФ.

Органы управления финансами на федеральном уровне.

1. Президент
Российской Федерации:

определяет цели и задачи финансовой
политики в посланиях Федеральному
Собранию, в том числе ежегодном Бюджетном
послании, подписывает законы по
фи­нансовым вопросам.

2. Депутаты обеих
палат Федерального Собрания (Государственная
Дума и Совет Федераций)

Российской Федерации, рассматривают и
утверждают проект закона о федеральном
бюджете, а так же другие законы по
финансовым вопросам.

Государственная
Дума Р

Ф
заслушивает отчет Правительства РФ об
исполнении федерального бюджета, а так
же утверждает состав Счетной Палаты РФ
(органа законодательного контроля в
РФ).

3. Правительство
Российской Федерации

ответственно
за раз­работку и реализацию финансовой
политики России, за составле­ние и
исполнение федерального бюджета.

Основные функции
Минфина

:
разработка проектов законов по развитию
бюджет­ной системы, разработка проектов
законов в области налогообложения,
разработка проекта закона о федеральном
бюджете, управление государственным
долгом Российской Федера­ции и т.д.

Органы управления финансами в коммерческих организациях.

Высшие органы
управления (собрание акционеров)
определяют финансовую стратегию
организации, утверждают финансовые
планы, отчеты об их исполнении.

Руководство
организации (совет дирек­торов,
генеральный директор) и финансо­вые
службы управляют финансовы­ми потоками
предприятия, разрабатывают проекты
финансовых планов, принимают решения
о размещении финансовых ресурсов в
раз­личные виды активов, осуществляют
взаимодействие с финансо­во-кредитными
организациями.

Содержание финансового планирования

Финансовое
планирование –

это
планомерное управление процессами
формирова­ния, распределения и
использования фи­нансовых ресурсов.

Объектом
финансового планирования

выступает финансовая деятельность
субъектов хозяй­ствования, органов
государственной власти, органов местного
самоуправления.

Цель финансового
планирования —

непрерывное
обеспечение финансовыми ресурсами
воспроизводственных процессов.

Результатом
финансового планирования

является составление и принятие
финансовых планов.

Финансовый план

— это
документ,

представляющий собой сис­тему

взаимоувязанных
финансовых
показателей

,
отражающих предполагаемый объем
поступления и использования финансовых
ре­сурсов на планируемый период.

Финансовое
планирование охватывает ряд этапов:

  1. анализ
    выполнения финансового плана в предыдущих
    и текущем плановых периодах.

Применяется ме­тод
экономического анализа. Он позволяет
определить степень выполнения плановых
показателей за истекший период путем
сравнения их с фактическими данными
(горизонтальный анализ, вертикальный
анализ, факторный анализ).

  1. расчет плановых
    показателей


    числовых
    величин, выражающих конкретные задания
    по формированию и использованию
    финансовых ресурсов.

Методы расчета
показателей финансовых планов:
нормативный, программно-целевой.

  1. составление
    финан­сового плана как документа

    .

На данном этапе
используются следующие методы:

  • балансовый
    метод
    — финансовые ресурсы субъектов
    планирования соотносят с потреб­ностями
    в них, т.е. расходы с доходами;

  • метод опти­мизации
    плановых решений

    — раз­работка нескольких вариантов
    финансового плана, из которых выбирается
    один, наиболее оптимальный.

Основными финансовыми
планами на уровне
государства и муниципалитетов

являются: бюджет (федеральный,
региональный, местный) и бюджеты
государственных внебюд­жетных фондов.

Финансовыми планами субъектов хозяйство­вания

являются: баланс доходов и расходов;
сводный бюджет (система бюджетов); сме­та
доходов и расходов.

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 10 лет

Законодательные органы управления финансами

Органы управления финансами в России — это структуры, уполномоченные принимать решения в части регулирования государственных финансов Российской Федерации.

Высшие законодательные органы власти принимают участие в управлении финансами
Российской Федерации. Ключевая роль отводится Федеральному собранию и двум его палатам:

  • Государственной Думе,
  • Совету Федерации.

Участие в управлении финансами Федерального собрания имеет место в процессе рассмотрения и утверждения федерального бюджета Российской Федерации и утверждения отчета об исполнении бюджета. Статья 104 Конституции РФ устанавливает, что в ведении Федерального собрания находится рассмотрение законов о налогах и сборах и обязательных платежах. Кроме того, Федеральное собрание имеет право устанавливать предельные размеры государственного долга — как внутреннего, так и внешнего.

В списке комитетов Государственной Думы имеется комитет по бюджету и налогам. Среди важнейших задач комитета можно отметить:

  • предварительное рассмотрение законопроектов,
  • подготовка законопроектов для рассмотрения их Государственной Думой,
  • внесение предложений, касающихся формирования проекта примерной программы обсуждения Государственной Думой в очередной сессии,
  • подготовка заключений по проектам постановлений, обращений, заявлений, а также по законопроектам, которые поступили на рассмотрение Государственной Думы и касаются вопросов, отнесенных к ведению комитета,
  • исполнение поручений председателя Государственной Думы, его заместителей, Совета Государственной Думы и Государственной Думы в целом,
  • анализ реализации законодательства,
  • решение вопросов, касающихся организации деятельности комитетов.

Основные вопросы, отнесенные к ведению комитета по бюджету и налогам:

  • федеральный бюджет
    , планируемый на очередной год и плановый период в несколько следующих лет,
  • внесение изменений в законы о федеральном бюджете,
  • отчетность по исполнению федерального бюджета в отчётном периоде,
  • бюджет Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования,
  • внесение изменений в бюджеты государственных внебюджетных фондов,
  • исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов,
  • внесение изменений в Бюджетный кодекс,
  • совершенствование отношений между бюджетами разных уровней,
  • рассмотрение отчетов по результатам контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой,
  • финансовый контроль и финансовая статистика и другие.

«Органы управления финансами в России» 👇

В состав Государственной Думы входит постоянно работающий орган государственного финансового контроля
. Этот орган называется Счётная палата. Счётная палата Российской Федерации является высшим органом государственного аудита. Счетная палата создана в соответствии с положениями Конституции. Среди задач Счётной палаты можно отметить организацию и проведение контроля за эффективным и целевым использованием средств федерального бюджета, а также проведение аудита результативности и реализуемости стратегических целей социально-экономического развития.

Счётная палата как орган парламентского контроля осуществляет содействие достижению прозрачности и эффективности процессов расходования бюджетных средств, а также других видов государственных ресурсов. Благодаря деятельности счетной палаты достигается большая подотчетность органов власти, повышается их ориентация на реализацию общественных интересов.

Миссией Счетной палаты является содействие ответственному и справедливому государственному управлению как условию достижения устойчивого развития общества и достойной человеческой жизни.

Чтобы реализовать свои функции, Счётная палата вступает в тесное взаимодействие с Федеральным собранием, органами исполнительной власти, структурами общественного контроля и гражданского общества, а также правоохранительными органами.

Исполнительные органы управления финансами

Важнейшее место в системе государственных органов исполнительной власти по вопросам управления финансами занимает Министерство финансов Российской Федерации. На Министерство финансов возложено общее руководство организацией финансов в стране.

К публичным целям Министерства финансов относятся:

  • структурная трансформация экономики,
  • обеспечение стабильности экономических условий,
  • обеспечение сбалансированности регионального развития путём совершенствования отношений между бюджетами,
  • улучшение конкурентной среды и условий ведения предпринимательской деятельности путем повышения качества администрирования бюджетных доходов,
  • формирование долгосрочных финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на развитие экономики и обеспечение стабильного состояния финансового рынка,
  • достижение справедливости при распределении национального дохода путем наращивания эффективности управления расходами бюджета,
  • формирование надёжных источников финансирование и развития рынка заемного капитала.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет функции, связанные с выработкой государственной политики и нормативно-правовым регулированием по следующим направлениям и сферам деятельности:

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *