ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИХ ФУНКЦИИ

Общее
управление финансами осуществляют
высшие органы власти и управления. В
зависимости от государственного
устройства высшими законодательными
органами выступают различные образования.
Так, в США – это Конгресс, В Великобритании
– Парламент, в Германии – Бундестаг,
во Франции – Национальное Собрание, в
России – Федеральное Собрание.

Общее
управление финансами
в РФ в соответствии с ее Конституцией
возложено на высшие органы государственной
власти – Федеральное
собрание, аппарат Президента, правительство.
Именно эти органы принимают окончательное
решение при утверждении федерального
бюджета и отчета о его исполнении.

Оперативное
управление
финансами осуществляет финансовый
аппарат.
С его помощью государство руководит
финансовой деятельностью во всех
структурных подразделениях народного
хозяйства. Именно финансовый аппарат
выполняет работу по оперативному
финансовому планированию, учету и
анализу, контролю и регулированию,
составлению и исполнению финансовых
планов.

На
общегосударственном
уровне
аппарат управления финансовой системой
включает следующие органы:

Управление
финансами на предприятиях и в отраслях
народного хозяйства осуществляют
финансовые отделы и службы предприятий,
организаций и учреждений, а также
финансовые отделы и управления
сохранившихся министерств и ведомств.
Сферой страховых отношений управляют
специальные страховые структуры.

Всю
работу по управлению
государственными финансами
осуществляют Министерство
финансов,
его нижестоящие финансовые органы, а
также Федеральная налоговая служба.

Среди
всех органов выделяется Министерство
финансов РФ комплексным характером
своих функций, направленных в разные
стороны финансовой деятельности
государства. Этот государственный орган
исполнительной власти обеспечивает
проведение единой финансовой, бюджетной
и налоговой политики в России и
координирует деятельность в этой сфере
других федеральных органов исполнительной
власти.

На
Министерство финансов возложены
следующие задачи:

1)
разработка и реализация единой
государственной финансовой политики;

2)
составление проекта и исполнение
федерального бюджета;

3)
осуществление финансового контроля за
рациональным и целевым расходованием
бюджетных средств и средств федеральных
внебюджетных фондов;

4)
обеспечение устойчивости государственных
финансов и осуществление мер по развитию
финансового рынка

Министерство
финансов РФ выполняет следующие функции:

Важным
подразделением Министерства финансов
является Главное
управление федерального казначейства,
отвечающее за кассовое исполнение
бюджета.

Основными
задачами
органов Федерального казначейства
являются:

1)
организация, осуществление и контроль
исполнения бюджета Российской Федерации;

2)
управление доходами и расходами бюджета
на счетах Федерального казначейства в
банках, исходя из принципа единства
кассы;

3)
финансовое исполнение государственных
внебюджетных фондов;

4)
краткосрочное прогнозирование объемов
государственных финансовых ресурсов
и оперативное управление ими;

5)
управление совместно с Банком России
государственным внутренним и внешним
долгом и его обслуживание;

6)
представление законодательным и
исполнительным органам отчетности о
финансовых операциях Правительства РФ
по бюджету, а также о состоянии бюджетной
системы Российской Федерации в целом.

Счетная
палата РФ
является органом государственного
финансового контроля, образуемым
Федеральным Собранием Российской
Федерации и ему подотчетным. Основными
задачами Счетной палаты являются:

1)
организация и осуществление контроля
за своевременным исполнением доходных
и расходных статей федерального бюджета,
бюджетов федеральных внебюджетных
фондов по объемам и целевому назначению;

2)
определение эффективности и целесообразности
расходов государственных средств и
использования федеральной собственности;

3)
финансовая экспертиза проектов
федеральных законов, нормативных
правовых актов федеральных органов
государственной власти, предусматривающих
расходы, покрываемые за счет средств
федерального бюджета, или влияющих на
формирование и исполнение федерального
бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов;

4)
регулярное предоставление Совету
Федерации и Государственной Думе
информации о ходе исполнения федерального
бюджета и результатов проводимых
контрольных мероприятий.

Министерство
РФ по налогам и сборам
и его органы на местах осуществляют
контроль за правильным исчислением,
полнотой и своевременностью внесения
взносов в бюджет всех обязательных
платежей. Территориальные инспекции
Министерства РФ по налогам и сборам
обязаны:

Государственный
таможенный комитет России
(ГТК, создан 25 октября 1991 г.) является
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим непосредственное
руководство таможенным делом в РФ.
Осуществляет следующие функции:

Федеральная
налоговая служба (ФНС
РФ) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору за
соблюдением законодательства о налогах
и сборах, за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в соответствующий бюджет налогов и
сборов, в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации,
за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет иных обязательных
платежей, а также за производством и
оборотом этилового спирта, спиртосодержащей,
алкогольной и табачной продукции и за
соблюдением валютного законодательства
Российской Федерации в пределах
компетенции налоговых органов. Кроме
того ФНС РФ:

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

Финансовая система РФ

Денежные отношения, отражающие движение денежных средств и связанные с образованием фондов называются финансовыми отношениями. Совокупность финансовых отношений может быть выделена в четыре крупные сферы, образующие финансовую систему.

Структура финансовой системы РФ:

— государственный бюджет;

— государственные внебюджетные фонды;

— государственный кредит.

Региональные (местные) финансы:

— региональный (местный) бюджет;

— внебюджетные региональные фонды;

— муниципальные займы.

Финансы юридических лиц:

— финансы предприятий, организаций, учреждений, осуществляющих коммерческую деятельность;

— финансы предприятий, организаций, учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность;

— финансы общественных объединений.

Финансы физических лиц (граждан).

Публичные финансы представлены бюджетной системой страны и государственным кредитом.

Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов формируются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства и сферы услуг. Формами использования финансовых ресурсов являются бюджетные и внебюджетные фонды, которые обеспечивают потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах платности и возвратности для финансирования государственных расходов

Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности – относительно самостоятельное звено финансов государства. Именно в этом звене формируется основная часть доходов, которая в последующем, в результате перераспределения по установленным государством правилам, формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов.

Финансовая политика государства

Государство в процессе своего функционировавния осуществляет деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.

Финансовая политика — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

Финансовая политика государства базируется на следующих основных принципах:

1. Выработка научно обоснованной концепции развития финансов.

2. Концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства.

3. Определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства.

4. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики.

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений, направленных на достижение эффективной мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределения и использования в рамках единой экономической системы, с целью обеспечения выполнения государством его функций и создания условий для экономической стабильности и прогресса общества.

Содержание финансовой политики охватывает широкий комплекс мероприятий:

— разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

— создание адекватного финансового механизма;

— управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Задачи финансовой политики:

1. Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2. Установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3. Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4. Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5. Создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Основу финансовой политики составляет финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, ориентирующийся на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет финансовую тактику, нацеленную на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Читать также:  УЧЕБНИКИ ПО ФИНАНСАМ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организация бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Развитие государства связано с изменением финансовой политики.

Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить три ее основных типа:

Основное ее направление- невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора экономических процессов. Существовала до 20-х годов ХХ века.

Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.

Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, система налогов, кредитный механизм. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

3. Планово-директивная финансовая политика.

Применятся в странах, использующих административно- командную систему управления экономикой. Цель финансовой политики в этих условиях- обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего распределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Финансовая политика тесно связана с кредитно-денежной политикой государства, которая представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.

Основа современной финансовой политики РФ — признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов.

Управление государственными финансами. Органы управления финансами, их функции

Управление- это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в т.ч. финансовой. Все органы государственной власти в лице соответствующих управленческих структур, а также органы местного самоуправления осуществляют финансовую деятельность и воздействуют на нее. Управление финансами- это воздействие на финансовые отношения. Оно осуществляется через финансовую политику с помощью разнообразных приемов и методов, в т.ч. стимулов и санкций.

Объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений. Можно выделить следующие объекты: финансы юридических лиц, государственные финансы, муниципальные финансы.

Субъекты управления — те организационные структуры, которые осуществляют управление. Это финансовые службы предприятий, государственные финансовые органы, финансовые органы на местах.

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами называется финансовым аппаратом.

Функции управления государственными финансами Российской Федерации осуществляют:

— Президент РФ;

— Государственная Дума ФС РФ;

— Совет Федерации ФС РФ;

— Правительство РФ;

— Министерство финансов РФ;

— Федеральное казначейство РФ;

— Министерство РФ по налогам и сборам;

— Банк России;

— Счетная палата РФ;

— Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

— главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

— иные органы, на которые законодательством РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Президент РФ, Государственная Дума ФС РФ, Совет Федерации ФС РФ, Правительство РФ осуществляют общее руководство государственными финансами.

Перечислим основные функции данных органов:

— определение основных направлений финансовой политики Российской Федерации;

— подготовка, рассмотрение и принятие федерального бюджета;

— исполнение федерального бюджета;

— контроль за исполнением федерального бюджета.

Остальные из указанных органов осуществляют определенные функции управления государственными финансами (например, Счетная палата осуществляет контроль за расходованием бюджетных средств; налоговые органы — сбор налогов и т.д.).

Функции непосредственного управления государственными финансами выполняют Министерство финансов РФ и подведомственные ему органы.

Органы, осуществляющие управление государственными финансами субъекта РФ, их функцииопределяются федеральным законодательством, конституциями (уставами) субъектов РФ, законами и иными нормативными актами субъектов РФ.

Обычно к данным органам относятся:

— высшее должностное лицо субъекта РФ;

— законодательный (представительный) орган субъекта РФ;

— высший орган исполнительной власти субъекта РФ;

— территориальные органы Министерства финансов РФ в субъекте РФ;

— иные органы.

Органы, осуществляющие управление муниципальными финансами, определяются уставом и иными правовыми актами муниципального образования, принятыми в соответствии с федеральным законодательством и законодательством соответствующего субъекта РФ.

Как правило, к данным органам муниципального образования относятся:

— глава муниципального образования;

— представительный орган;

— исполнительный орган;

Рассмотрим функции государственных органов управления финансами в РФ:

1. Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

— выработку единой государственной финансовой, кредитной,денежной политики;

— нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере (на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ);

— выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы.

Министерство финансов РФ осуществляет следующие основные функции:

— разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам:

— организации и функционирования бюджетной системы РФ, определения основ бюджетного процесса;

— федерального бюджета на очередной финансовый год, порядка исполнения федерального бюджета в очередном финансовом году, отчетности о его исполнении;

— разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления;

— финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами и др.;

— разрабатывает и утверждает:порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; порядок ведения бюджетной росписи федерального бюджета; порядок составления отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и консолидированного бюджета РФ и др.;

— осуществляет: составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, организацию исполнения федерального бюджета; представление в Правительство РФ отчетов об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении:

— Федеральной налоговой службы;

— Федеральной службы страхового надзора;

— Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;

— Федеральной службы по финансовому мониторингу;

— Федерального казначейства.

2. Министерство РФ по налогам и сборам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору:

— за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

— правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджетналогов и сборов;

— иных обязательных платежей (в случаях, предусмотренных законодательством РФ);

— производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

— соблюдением валютного законодательства РФ (в пределах компетенции налоговых органов).

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

— государственную регистрацию юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

— представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Единую централизованную систему налоговых органов в РФ составляют:

— Федеральная налоговая служба (далее в этом абзаце — Служба);

— ее территориальные органы:управления Службы по субъектам РФ; межрегиональные инспекции Службы; инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления; инспекции Службы межрайонного уровня.

3. Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Основными функциями Федеральной службы страхового надзора являются:

Читать также:  Кредит эксперт финанс что это

— принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;

— выдача и отзыв квалификационных аттестатов;

— ведение Единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

— осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;

— осуществление контроля за предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;

— получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;

— выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

— обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела — юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела — физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

— обобщение практики страхового надзора; разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.

4. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

— по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере;

— органа валютного контроля.

Основными функциями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются:

— проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории РФ и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов РФ;

— проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере;

— осуществление надзора за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

— осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

— организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте Российской Федерации;

— организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

5. Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию:

— легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

— финансированию терроризма.

6. Федеральное казначейство РФ является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции: по обеспечению исполнения федерального бюджета; кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ; предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Финансовое планирование и прогнозирование

Одним из инструментов управления финансами выступает планирование, позволяющее всесторонне оценивать состояние финансов, выявить возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их лучшего использования. Планирование – это деятельность по принятию решений, ориентированная на будущее. Финансовое планирование- обязательный элемент управления финансово- хозяйственной деятельностью каждого хозяйствующего субъекта, это процесс научного обоснования и прогнозирования движения финансовых ресурсов финансовых отношений.

Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на показателях плана социально- экономического развития, направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы.

Финансовое планирование храктеризует ряд признаков:

· регламентированность (упорядоченный процесс);

· связь с обработкой информации;

· направленность на достижение определенных целей;

· временной характер.

Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов (отношения), получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором отражается движение бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, структура доходов и расходов.

Прогнозирование — это вероятностное представление о будущих событиях, основывающееся на наблюдениях, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях. Финансовое прогнозирование — это, обоснование показателей финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде.

Виды финансового планирования:

1. Целевое планирование- разработка целей и задач финансового плана и принятие мер по их достижению.

2. Стратегическое планирование- разработка наиболее общих целей и задач на длительный период, разработка целевых программ. Обычно стратегическое планирование осуществляют органы власти и управления: Федеральное Собрание, Министерство финансов, финансовые службы предприятий. Стратегический финансовый план разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политике государства, в том числе налоговой, таможенной политики; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных, инфляционных процессов и т.п.

3. Оптимальное планирование- совокупность методов и средств, позволяющих выбрать из множества вариантов самый оптимальный, обеспечивающий эффективное использование финансовых ресурсов и получение максимальной прибыли.

Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов хозяйствующего субъекта.

Полина Михайловна Копруджу

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 8 лет

Сущность управления финансами

Управление финансами – это мероприятия, проводимые соответствующими органами и оказывающие воздействие на финансы, а также на финансовые процессы, финансовую деятельность субъекта управления, которые реализовываются для достижения финансовой стабильности, получения выручки, доходов, чистой прибыли, финансового обеспечения социальных, общих задач.

Все объекты управления финансовыми ресурсами на сегодняшний день можно классифицировать по звеньям отечественной финансовой системы. По такому признаку можно выделить:

Среди субъектов управления финансами можно выделить законодательные, исполнительные органы власти в соответствии с предоставленными им полномочиями в сфере управления финансами. Так, например, текущее управление финансами страны Министерство финансов РФ, а также его территориальные органы. Если говорить об управлении местными финансовыми ресурсами, то этот функционал возложен на соответствующие органы муниципалитетов. Управление финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов осуществляют организованные такими предприятиями специализированные органы финансового управления, например, дирекции финансов, департаменты финансового управления, планово-аналитические управления. В относительно небольших компаниях такой функционал возложен на экономистов или главных бухгалтеров.

Среди важнейших функций финансового управления можно выделить планирование и прогнозирования, анализ, финансовый контроль.

Виды и способы управления финансами

На современном этапе развития воздействие субъекта на объект управления может быть реализовано посредством как административно-распорядительных, так и экономических способов управления финансовыми ресурсами. Наиболее распространенными в группе административно-распорядительных способов являются разработка приказов, распоряжений, прочей документации распорядительного характера, их доведение до заинтересованных, ответственных лиц и контроль за исполнением таких документов. Экономические способы базируются на материальной заинтересованности персонала в увеличении уровня эффективности исполнения функционала.

В настоящее время всем органам управления присущи единые методы и элементы управления, среди которых можно выделить следующие:

«Общее понятие об управлении финансами» 👇

Выделяют два способа управления финансовыми ресурсами, а именно:

Органы управления финансами и их функции

Управление финансами реализовано с помощью использования соответствующего управленческого аппарата. На сегодняшний день общее управление финансами реализуют высшие органы власти и управления, среди которых можно выделить: Президента РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

Президент РФ регламентирует деятельность финансовых органов, вправе наложить вето на финансовое законодательство, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание.

Федеральное Собрание утверждает финансовые законы, рассматривает проект федерального бюджета России и утверждает закон о федеральном бюджете.

Читать также:  ПОНЯТИЕ ФИНАНСЫ ЭТО В ЭКОНОМИКЕ

Правительство РФ выполняет функции формирования федерального бюджета, выступает в качестве единого центра управления финансами, разрабатывает концептуальные основы финансовой политики.

Однако, основным органом, который реализует оперативное управления государственными финансами страны является Министерство финансов Российской Федерации.

Основной целью Министерства финансов РФ является формирование единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также политики аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи и т.д.

Для исполнения возложенного функционала Министерство финансов РФ осуществляет следующие мероприятия:

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

На общегосударственном уровне управление финансами осуществляют:

1) Президент Российской Федерации.

Функция – бюджетное послание (сообщение о внутренней и внешней политике государства, формулировка основных принципов финансовой политики на определенный период).

2) Парламент (Государственная Дума, Совет Федерации).

— принятие федеральных законов;

— утверждение федерального бюджета и контроль над его исполнением.

3) Правительство РФ.

Задача – разработка федерального бюджета, бюджетов государственных и внебюджетных фондов.

4) Министерство финансов РФ.

Задача – осуществление финансовой политики.

5) Федеральная налоговая служба.

Контролирует правильность исчисления и внесения в бюджет налогов.

6) Федеральная таможенная служба.

Контролирует исчисление и внесение таможенных платежей.

7) Банк РФ.

Наряду с Федеральным казначейством осуществляет кассовое исполнение бюджета. Отвечает за формирование денежно-кредитной политики.

8) Счетная палата РФ.

Контролирует расходование федеральных средств согласно финансовому законодательству.

Таким образом, органы законодательной и исполнительной власти осуществляют стратегическое управление финансами. За оперативное управление отвечают министерства, федеральные службы и агентства. Региональные и местные органы управления финансами в РФ подчиняются общегосударственным.

26. Методы и инструменты денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, способствующие обеспечению устойчивого экономического роста в современных условиях (на примере развивающихся и развитых стран).

Методы и инструменты ЦБ по регулированию КДП:

— изменение ставки учетного процента (процентная, учетная или дисконтная политика);

Повышая ставку рефинансирования, ЦБ уменьшает возможности коммерческих банков и их клиентов получить кредит, что приводит в свою очередь к сокращению денежной массы и повышает уровень рыночного процента. Повышение ставок может способствовать привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала и отражается на состоянии платежного баланса, валютного курса. Ф РС США значительно снизила в 2008 ставку рефинансирования до 1 %, чтобы способствовать выходу американской экономики из кризиса и воспрепятствовать ее вступлению в рецессию. Однако пример Японии говорит о том, что этот инструмент следует использовать осторожно. В начале 90-х гг. Япония также практиковала снижение ставки рефинансирования с целью стимулирования потребительского спроса, фактически ставка была снижена до нуля. Но это привело в итоге не к подъему, а к десятилетней стагнации.

— операции на открытом рынке, т. е. операции по купле-продаже государственных облигаций и других ценных бумаг;

Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод получил всеобщее применение и в Западной Европе. Прямая операция на рынке представляет собой обычную покупку либо продажу. Обратная операция заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия придают популярность данному инструменту регулирования. Так, доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%.

— изменение норм обязательных резервов банков;

— рефинансирование коммерческих банков. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях. Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики Центральных банков Западной Европы.

Эти методы были взяты на вооружение и Центральным банком России. Законом о Центральном банке РФ они отнесены также к основным экономическим методам регулирования денежной массы. Ранее данные методы никогда в российской практике не использовались.

Методы налогово-бюджетной политики

— повышение либо понижение налогов;

— рост либо сокращение объемов государственных закупок;

— увеличение или сокращение трансфертов.

Налоговая политика США. Основным принципом налогообложения корпораций в США стал принцип взимания налога на прибыль с суммы «очищенного дохода». Он определяется в вида разницы валового дохода и разрешенными скидками и льготами. Значительное место среди вычетов занимают амортизационное льготы и льготы по стимулированию научной и инновационной деятельности компаний. В США активно применяется метод ускоренной амортизации, позволяющий в первые годы эксплуатации машин и оборудования снижать большую часть их стоимости по системе налоговых скидок. Такая налоговая политика явно показывает, что, несмотря на потерю налогов, правительство США создало благоприятные условия для роста инвестиций корпораций в основные фонды

Основным элементом налоговой реформы Трампа является сокращение предельных прогрессивных ставок по двум прямым налогам федерального уровня – индивидуальному и налогу на прибыль корпораций в целях стимулирования экономического роста в размере не менее 3% в год.

Среди налоговых льгот, используемых во многих странах, — полное освобождение от налогов или отсрочка их оплаты. В Бельгии 10-летнее освобождение от налога применяется для стимулирования малых венчурных фирм. Здесь же на 6 лет освобождаются от корпоративного налога те компании, которые добиваются роста производительности труда при одновременном увеличении занятости и улучшении использования производственных мощностей, что также положительно применительно к нашему государству.

Ирина Матунова

Понятие государственных и муниципальных финансов

Ключевым элементом финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, которые обеспечивают органы госвласти и местного самоуправления денежными средства для выполнения своих функций.

Государственные и муниципальные финансы – это денежные отношения, которые имеют место в процессе распределения в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и муниципалитетов. Эти средства предназначены для удовлетворения социальных потребностей населения, регулирования экономики, финансирования обороны страны и деятельности правоохранительных органов, а также другие затраты государства и муниципальных образований.

Основными задачами госфинансов являются распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, организация и контроль процесса распределения, а также финансирование осуществления функций государства.

Среди задач, выполняемых муниципальными финансами, выделяют следующие:

Сущность муниципальных финансов отражается в их функциях:

«Субъекты государственных и муниципальных финансов» 👇

Повышение эффективности вышеперечисленных функций – это общая цель финансовй системы муниципалитетов.

В структуру как государственных, так и муниципальных финансов входят соответствующие бюджеты и кредит, а также внебюджетные фонды.


ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИХ ФУНКЦИИ

Рисунок 1. Структура государственных и муниципальных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

И государственные, и муниципальные финансы ориентированы на нижеперечисленные основные принципы: целостность законодательной и нормальной базы; открытость и прозрачность; целевая направленность; научный подход к выполнению поставленных целей; централизованное управление финансовыми потоками; экономичность и рациональность.

Основные субъекты государственных финансов

Субъектами государственных финансов, с одной стороны, есть государство (государственные органы), с другой — население и субъекты хозяйствования.

Государственные органы подразделяются на две группы.

Первая из них — госорганы, которые осуществляют финансовую деятельность согласно основным функциям и задачам. Это все министерства, ведомства, органы управления и хозяйствующие субъекты. Они распределяют имеющие финансовые средства, создают накопления, часть которых идут в госбюджет страны;

Вторая группа — госорганы специальной компетенции, которые созданы для выполнения финансовой деятельности и осуществления финансового контроля.

Система финансовых органов государства находится под руководством Министерства финансов РФ. Это орган исполнительной власти, который обеспечивает проведение единой государственной финансовой политики.

Функции Министерства финансов:

Специальными органами, которые непосредственно осуществляют финансовую деятельность, являются Счетная палата и казначейство.

Счетная палата – это постоянно функционирующий орган государственного финансового контроля. Ее основная задача состоит в организации и проведении контрольных мероприятий за исполнением доходных и расходных статей государственного бюджета.

Казначейство следит за исполнением госбюджета и осуществлением его эффективного управления, а также за накоплением и использование бюджетных и внебюджетных средств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *