Органы управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации, их функции

В России главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении. На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системы включает следующие органы: — профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; — Счетная Палата РФ; — Министерство Финансов РФ и его органы на местах; — Центральный банк РФ; — Федеральная служба налоговой полиции РФ; — Государственный Таможенный Комитет РФ; — Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг; — Министерство государственного имущества; — исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения. Ф-ии Министерства финансов Российской Федерации — разработка и реализация единой государственной финансовой политики; — составление проекта и исполнение государственного бюджета; — осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных бюджетных фондов; — обеспечение устойчивости государственных финансови осуществление мер по развитию рынка. Центральный аппарат Министерства финансов включает разные подразделения: -1) Департамент бюджетной политики – составляет проект бюджета и организует его исполнение. 2) Департамент отраслевого финансирования – определяет направление финансирования отдельных отраслей промышленности, АПК, выделение инвестиций, финансирование транспорта, связи. 3) Департамент межбюджетных отношений – регулирует взаимоотношения с бюджетами субъектов федерации. 4) Департамент управления государственным внутренним долгом – занимается эмиссией внутренних государственных займов, выплатой процентов и погашением. 5) Департамент управления государственным внешним долгом – производит выпуск внешних займов и их погашение. 6) Департамент аудита – осуществляет регламентацию и лицензирование аудиторской деятельности, аттестацию аудиторов, а также выполняет функции упраздненного Контрольно-ревизионного управления. 7) Департамент бухгалтерского учета и отчетности – разрабатывает методы, принципы и формы бухгалтерского учета и отчетности, а также нормативные документы по формам учета и отчетности (план счетов, формы бухгалтерского баланса и отчет о прибылях и убытках и др.) 8) и другие департаменты. В составе Министерства финансов на основании Указа президента РФ «О Федеральном казначействе», Постановления Правительства РФ «О Федеральном казначействе Российской Федерации», утвердившим Положение о нем действует Федеральное казначейство РФ, которое представляет собой единую централизованную систему. Структура территориальных органов казначейства является трехуровневой: Главное управление федерального казначейства (ГУФК). —Осуществляет сводный систематический, полный и стандартизированный учет операций и управление движением средств на счетах казначейства, — информирует высшие законодательные и исполнительные органы власти о результатах исполнения федерального бюджета по доходам и расходам. — Руководит работой нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативную информацию и отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета и обеспечивает исполнение ими бюджета в соответствии с действующим законодательством. Основными задачами органов Федерального Казначейства являются: -организация, осуществление и контроль исполнение бюджета РФ; -управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы; — финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов; — краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими; — управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание; — предоставление законодательным и исполнительным органам отчетности финансовых операциях правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом. Счетная палата РФ Счетная палата является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами счетной палаты являются: -организация и осуществление контроля за своевременным использованием доходных и расходных статей государственного бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему и целевому назначению; — определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования средств федеральной собственности; — финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; — регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий. Налоговые органы РФ Налоговые органы РФ – единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также за соблюдением валютного законодательства. Деятельность налоговых органов регламентируется и определяется на основании закона «О налоговых органах РФ» и Налогового кодекса. Задачи контроля со стороны налоговых органов: 1) Выявление суммы сокрытого от налогообложения дохода, сокрытой (заниженной) прибыли. 2) Изыскание дополнительных платежей в доходы бюджета. Налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства, информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах; обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных и взысканных сумм налогов пеней. МНС РФ является органом валютного контроля и выполняет функции, связанные с осуществлением им валютного контроля. Налоговые органы несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков. Единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов. МНС РФ подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ. Управления МНС РФ (УМНС) по субъектам РФ осуществляют руководство территориальными государственными налоговыми инспекциями. И обеспечивают через них решение задач налоговых органов. Также УМНС занимается контролем крупных налогоплательщиков имеющих межрегиональную структуру. Территориальные государственные налоговые инспекции (ТГНИ) осуществляют непосредственную работу с налогоплательщиками. Проводят камеральные проверки (на основании отчетных данных предприятий и поступивших отчетов по налогам по налогам), документальные (с выходом на предприятие, не реже одного раза в год), комплексные – проверяются все стороны деятельности предприятия), тематические. Федеральная служба налоговой полиции Федеральные органы налоговой полиции выполняют свои функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, а также иные функции, возложенные на них законом РФ «О федеральных органах налоговой полиции». Государственный таможенный комитет РФ — Он несет ответственность за поступление таможенных пошлин. К основным задачам Таможенного комитета относятся: 1. проведение налоговых проверок по налогам, взимаемым таможенными органами; 2. проверка документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, взимаемых налоговыми органами; 3. приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими таможенного законодательства; 4. взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренным налоговым законодательством.

59. Основные средства: состав, классификация, оценка, методы начисления амортизации, организация учета и отражение в отчетности в соответствии с российскими и международными стандартами.

Порядок учета ОС регулируется ПБУ 6/01. Главой 25 НК опр-н перечень объектов ОС, порядок их оценки и аморт-ции.

ОС — это часть имущества, исп-ая организацией в течение длит. времени (более 12 мес.) при пр-ве прод-ции (выполнении работ, оказании услуг), а также в управл-х целях.

Единицей учета ОС является инвентарный объект.

Здания. II. Сооружения. III. Передаточные устройства. IV. Машины и оборудование. V. Транспортные средства. VI. Инструмент. VII. Производственный инвентарь и принадлежности. VIII. Хозяйственный инвентарь. IX. Рабочий и продуктивный скот. Х. Многолетние насаждения. XI. Капитальные затраты по улучшению земель. XII. Прочие основные средства. По принадлежности основные средства делятся на собственные и арендованные. Первые принадлежат предприятию и числятся на его балансе, вторые получены от других предприятий и организаций во временное пользование за плату. По характеру участия в производственном процессе различают действующие и бездействующие основные средства, по назначению — производственные и непроизводственные. К производственным основным средствам относят такие, которые связаны с осуществлением уставной деятельности (в составе производственных основных средств выделяют их активную часть). Под непроизводственными основными средствами понимают основные средства, числящиеся на балансе и не связанные с осуществлением уставной деятельности, предназначенные для социально-бытового обслуживания членов трудового коллектива.

Оценка основных средств. В данное время в соответствии с приказом Минфина от 26 декабря 1994 года, установлено, что объекты основных средств отражаются в бухгалтерском учете при их постановке на учет по первоначальной стоимости.

Различают след виды оценки ОС:

1.Первоначальная стоимость 2.Остаточная

Аналитический учет ведется в инвентарных карточках.В соответствии с ПБУ 6/01 может применяться один из след методов амортизации: 1) линейный 2) способ уменьшаемого остатка3)способ списания пропорц-но V продукции 4) способ списания ст-ти по сумме чисел лет полезного использованияВ Бух Отч. :В балансе отр-ся ост.ст-ть (01-02); в приложении№5 отр-ся наличие движ-я ОС в разрезе их видов по первонач.ст-ти,сумма аморт-ции.Начиная с2011 инф-ция об ОС будет отр-ся в пояснениях к ББ и отч.о приб и убытках.Различия в отношении основных средств касаются амортизации. В соответствии с международными стандартами учета компании разрешено самостоятельно определять сроки службы основных средств, в зависимости от того, в течение какого периода времени предприятие предполагает их использовать. В ПБУ 6/01 также прописано, что организация сама определяет срок полезного использования основных средств, на практике организации для целей бухгалтерского учета продолжают использовать нормы амортизации, установленные Постановлением Совета Министров и Гл.25 НК многие предприятия используют новую классификацию ОС, предпочтение отдается налоговому учету. Разница в сроках службы приводит к расхождениям в величине остаточнойстоимости активов, а также в суммах по амортизации, начисленных за определенный период, представленных в соответствии с российской системой учета и МСФО.В соответствии с ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» амортизация может производиться одним из четырёх способов:В МСФО 16 предусмотрено три метода:· равномерного начисления;· уменьшаемого остатка;· метод суммы изделий.Рос.предпр. используется линейный метод, предписанный Налоговым кодексом.Важное отличие состоит в том, что в росс.учете не используется регулярный анализ активов на предмет их обесценения, в то время как МСФО 36 «Обесценение активов» применяется к большому числу активов, признаваемых в бухгалтерском балансе (нематериальные активы, основные средства, инвестиции). Основная задача этого стандарта — обеспечить реальную оценку активов в финансовой отчетности путем признания убытка от их обесценения (снижения стоимости, ценности), когда чистая балансовая стоимость превышает возмещаемую сумму. Убыток признается в отчете о фин.рез. за отч.период, а если актив ранее переоценивался, — относится в уменьшение резерва переоценки. В МСФО 36 предусмотрен ряд возможных признаков обесценения, наличие которых компания должна проверять на каждую отчетную дату, используя ряд внешних и внутренних источников информации. При выявлении хотя бы одного из них необходимо оценить возмещаемую стоимость актива для определения убытка от обесценения.В российских правилах не предусмотрено признания такого убытка. В ПБУ 6/01 предусмотрена уценка основных средств по итогам переоценки, при этом сумма уценки относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытый убыток) или в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Однако российские стандарты не ставят целью регулярный анализ активов на предмет их обесценения и признание убытков в отчетном году.

Читать также:  Вопрос о том, правильно ли Министерство финансов Российской Федерации составляет и исполняет федеральный бюджет, является дискуссионным

Управление финансами бывает стратегическим и текущим. В соответствии с видом управления подразделяются и органы управления финансами.

Стратегическое управление финансами осуществляют высшие органы государственной власти. Они определяют финансовую политику государства, выделяют приоритетные направления развития (национальные проекты), утверждают финансовое законодательство и осуществляют контроль за его соблюдением. В Российской Федерации общее стратегическое управление финансами осуществляют — Президент РФ, Федеральное собрание (Государственная дума и Совет Федерации), правительство страны (премьер‑министр и Кабинет министров).

Президент РФ — обладает законодательной инициативой, регламентирует деятельность финансовой системы, ежегодно направляет послания Федеральному собранию РФ, подписывает проект федерального бюджета, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое парламентом.

В рамках своих полномочий президент определяет основные направления внутренней политики государства через нормотворческую и организационно‑распорядительную деятельность путем издания указов и распоряжений. Его оценки ситуации в различных сферах общественной жизни и видение основных направлений политики государства учитываются как парламентом, так и правительством при проведении законопроектных работ.

Федеральное собрание и его две палаты — Государственная дума и Совет Федерации так же, как и президент, обладают законодательной инициативой, проводят рассмотрение и утверждение всех федеральных законов, в т. ч. финансовых. Рассматривают и утверждают проект федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Утверждают отчет о исполнении государственного бюджтеа. Кроме того, рассматривает законы о налогах, сборах и обязательных платежах, устанавливают предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

Для успешной реализации своей деятельности в рамках управления финансовыми вопросами, Федеральным собранием была образована Счетная палата РФ.

Органы управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации, их функции

Счетная плата

Счетная палата РФ действует на основании Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» № 41‑ФЗ от 5 апреля 2013 г.

Счетная палата Российской Федерации — постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля), подотчетный Федеральному собранию Российской Федерации. Она осуществляет свою деятельность на основе принципов законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности.

Счетная палата осуществляет контрольно‑ревизионную, экспертно‑аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, а так же за использованием федеральной собственности.

  • Организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • Аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально‑экономического развития Российской Федерации;
  • Определение эффективности и законности формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах своей компетенции;
  • Анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом;
  • Оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов;
  • Определение достоверности бюджетной отчетности о распределении средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ и годового отчета об их исполнении;
  • Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных кредитных организациях Российской Федерации.

В рамках реализации поставленных задач Счетная палата проводит аудит систем финансовых расчетов; состояния государственного внутреннего и внешнего государственного долга РФ, долга иностранных государств и иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией; бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета и т. п.; проводит экспертизы федеральных законов:

  • о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ;
  • законов, касающихся расходных обязательств Российской Федерации;
  • законов, приводящих к изменению доходов государственного бюджета.

Счетная палата анализирует итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств федерального бюджета. На основе полученных данных Счетная палата разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию бюджетно‑финансовой системы Российской Федерации и представляет их на рассмотрение палат Федерального Собрания. Текущее управление финансами осуществляет финансовый аппарат, органы исполнительной власти, финансовые отделы всех уровней. Эти службы реализуют на практике разработанную финансовую политику, в соответствии с указаниями высших органов власти изменяют формы финансовых отношений, контролируют соблюдение финансового законодательства, изучают его эффективность и вносят предложения по совершенствованию.

В Российской Федерации текущее управление финансами осуществляют:

  • Центральный банк РФ;
  • Министерство финансов РФ и находящиеся в его ведении федеральные службы (Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка);
  • Министерство экономического развития РФ (Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральная служба государственной статистики и др.);
  • Федеральные службы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ (Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное агентство по государственным резервам и др.);
  • региональные финансовые органы (региональные министерства финансов и др.);
  • местные финансовые органы (финансово‑бюджетные управления);
  • финансовые отделы предприятий и т. д.

Центральный банк РФ

Центральный банк Российской Федерации действует на основании Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86‑ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». До 2013 года Центральный банк занимался исключительно вопросами денежно‑кредитного регулирования.

Основными целями деятельности ЦБ РФ являлись:

  • Защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • Развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • Обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы.

С 1 сентября 2013 года Банк России получил новый статус мегарегулятора. К целям деятельности Банка РФ были добавлены еще две: развитие и обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации. Тогда же ему были переданы полномочия упраздненных служб: Федеральной службы страхового надзора и Федеральной службы по финансовым рынкам. Под контроль Банка России, помимо банковского сектора, перешел весь финансовый сектор.

В дополнение к ранее существовавшим функциям были добавлены функции по разработке и проведению политики, обеспечивающей развитие и стабильность функционирования финансового рынка РФ. На Центральный банк возложены обязанности по регистрации, контролю и защите прав и законных интересов участников финансового рынка (акционеров и инвесторов; профессиональных участников рынка ценных бумаг, страхователей и застрахованных лиц; негосударственных пенсионных фондов; некредитных финансовых организаций и т. п.).

Министерство финансов РФ

Действует на основании Положения о Министерстве финансов Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329.

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно‑правовому регулированию в представленных сферах.

К сферам деятельности Минфина РФ относятся:

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении:

  • Федеральной налоговой службы;
  • Федерального казначейства;
  • Федеральной таможенной службы;
  • Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

  • Вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов и другие документы по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб;
  • Принимает нормативные правовые акты:
    порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и консолидированного бюджета Российской Федерации;порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;порядок ведения государственной долговой книги Российской Федерации;отчеты об итогах эмиссии федеральных государственных ценных бумаг;условия эмиссии и обращения федеральных государственных ценных бумаг;порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;порядок определения цен на драгоценные металлы, а также изделия из них, закупаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и реализуемые из него и пр.
  • порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
  • порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
  • формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;
  • порядок ведения государственной долговой книги Российской Федерации;
  • отчеты об итогах эмиссии федеральных государственных ценных бумаг;
  • условия эмиссии и обращения федеральных государственных ценных бумаг;
  • порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;
  • порядок определения цен на драгоценные металлы, а также изделия из них, закупаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и реализуемые из него и пр.
  • составление проекта федерального бюджета;
  • представление в Правительство Российской Федерации отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • управление средствами Фонда национального благосостояния;
  • управление государственным долгом Российской Федерации;
  • выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг;
  • организация формирования и использования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;
  • анализ эффективности использования средств государственной поддержки, оказываемой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;
  • сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов и пр.
Читать также:  ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

Министерство финансов Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба

Действует на основании Положения о Федеральной налоговой службе от 30 сентября 2004 г. № 506

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

  • Функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
  • Государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
  • Представление интересов государства в делах о банкротстве.

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы — управления службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции службы, инспекции службы по районам, районам в городах, городам без районного деления составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

Федеральное казначейство (федеральная служба)

Положение о Федеральном казначействе утверждено Постановлением Правительства РФ № 703 от 1 декабря 2004 г.

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим правоприменительные функции:

  • по обеспечению исполнения федерального бюджета,
  • по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,
  • по предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Полномочия Казначейства РФ:

  • Доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования.
  • Ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета.
  • Открывает в Центральном банке РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством.
  • Открывает и ведет лицевые счета бюджетных организаций.
  • Составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ.
  • Осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством.
  • Осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета.
  • Осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета.
  • Осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
  • Осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета и пр.
  • Осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.

Федеральная таможенная служба

Действует на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. № 809 «О федеральной таможенной службе».

Является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции органа валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также санитарно‑карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора, функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.

Полномочия Федеральной таможенной службы.

В соответствии с целями, поставленными перед службой, ФТС наделена широким перечнем полномочий. Ниже рассмотрены те, которые непосредственно относятся к финансовой сфере деятельности службы.

  • Ведение реестров лиц, организаций и объектов, включенных в область таможенного дела (таможенные представители, объекты интеллектуальной собственности и др.).
  • Выдача свидетельств и разрешений на право деятельности в определенных сферах таможенного дела.
  • Определение порядка и непосредственное осуществление таможенного оформления и контроля.
  • Классификация товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, определение страны происхождения и таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств.
  • Выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.
  • Взимание таможенных платежей — таможенных пошлин и таможенных сборов.

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование)

Действует на основании Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка».

Росалкогольрегулирование является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.

Цели и задачи Росалкогольрегулирования:

  • снижение потребления алкогольной продукции;
  • сокращение теневого оборота алкогольной продукции;
  • усиление контроля производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • увеличение доходов от алкогольного рынка в бюджет.

Именно последняя задача относится к финансовой деятельности службы, позволяющей государству увеличить пополнение бюджета за счет сокращения теневого оборота алкогольной продукции и усиления контроля за ее оборотом.

В рамках поставленных целей, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка наделена следующими полномочиями:

  • разработка нормативной базы по вопросам регулирования алкогольного рынка;
  • лицензирование производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • выдача федеральных специальных марок;
  • ведение государственного реестра лицензий на производство и оборот алкогольной продукции.

11. Государственные и муниципальные органы управления финансами в Российской Федерации, их задачи и функции в современных условиях

Существуют законодательные (Президент и Федеральное Собрание) и исполнительные (министерства, Федеральные службы, агентства) органы управления.

— определяет стратегические цели развития государственных и международных финансовых отношений и ежегодно озвучивает эти цели в полномочиях Федеральному Собранию «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства»

— формирует долгосрочные финансово-экономические приоритеты развития страны в ежегодных посланиях Федеральному Собранию «О бюджетной политике»

— одобряет принятый Федеральным Собранием закон «О Федеральном бюджете» и обнародует его

— заслушивает периодические результаты деятельности правительства по реализации финансовой политики.

По Конституции ГосДума принимает законы по вопросам Федерального Бюджета, Федеральных налогов, Федеральных налогов, финансового, валютного и таможенного регулирования и по вопросам денежной эмиссии. С этой целью в думе функционируют комитеты по бюджету и налогам, по труду и социальной политике, по финансовым рынкам и др.

Совет Федерации рассматривает принятые ГосДумой проекты федеральных законов и одобряет или отклоняет их.

— обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики

— разрабатывает и предоставляет в комитет ГосДумы проект Федерального бюджета и после утверждения обеспечивает его исполнение

— предоставляет ГосДуме отчет об исполнении Федерального Бюджета

— разрабатывает и реализует налоговую политику

— принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг

— осуществляет валютного регулировании и контроль

— осуществляет регулирование государственным внутренним и внешним долгом

Министерство Финансов состоит из 5 Федеральных служб:

1) Федеральное Казначейство

— осуществляет функции по обеспечению исполнения Федерального Бюджета и его кассовому обслуживанию

— ведет учет операции по кассовому исполнению Федерального Бюджета

— открывает в ЦБ и в кредитных организациях счета по учету средств Федерального Бюджета

— ведет сводный реестр главных распорядителей, а также просто распорядителей Федерального Бюджета

2) Федеральная налоговая служба – это служба и ее территориальные органы, составляющие единую систему налоговых органов. Осуществляет:

— надзор и контроль за соблюдением законодательства

— надзор и контроль за соблюдением требований контрольно-кассовой техники

— надзор и контроль за полнотой учета выручки денежных средств в организации и у индивидуальных предпринимателей

— ведет учет всех налогоплательщиков

— ведет единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и всех налогоплательщиков

3) Федеральная служба финансового бюджетного надзора – это служба осуществляет надзор и контроль:

— за использованием средств Федерального Бюджета, средств государственных внебюджетных фондов

— за использованием материальных ценностей, находящихся в материальной собственности

— за соблюдением бюджетного законодательства при получении финансовой помощи из Федерального Бюджета

— за получением гарантий правительства

— за получением кредитов и ссуд

4) Федеральная служба страхового надзора осуществляет надзор за достоверностью предоставляемой субъектами страхования отчетности, за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платёжеспособности в части формирования страховых резервов, а также следит за выдачей страховщиками банковских гарантий.

5) Федеральная служба по финансовому мониторингу

(получает информацию в банках, нотариусах, налоговых органов. Юридическое лицо попадает под подозрение, если совершает сделку более чем на 600т.руб, а физическое лицо если обменивает в обменном пункте более 10000$)

Читать также:  Финансы, Поляк Г.Б., 2008 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 • Онлайн библиотека 2022

— следит за легализацией и отмываем доходов, полученных преступным путем и за финансирование терроризма

— осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях и сделках с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ

— выявляет признаки, которые свидетельствуют о том, что операции или сделки с денежными средствами или иным имуществом связаны с отмыванием доходов

— направляет информацию в правоохранительные органы о том, что операция связана с легализацией доходов

Минфин занимается бюджетом, налогами и страховой деятельностью. Основные задачи:

1. разрабатывает основы единой государственной политики финансов при взаимодействии с денежно-кредитной

2. осуществляет нормативно-правовое регулирование в бюджетной сфере, налоговой, страховой и частично в таможенной и валютной

3. решает задачи в области бухгалтерского учета и отчетности, аудиторской деятельности

4. осуществляет координацию деятельности 5 служб

1) правоустанавливающая – регулирование, в том числе нормативно-правовое, выработка государственной финансовой политики

2) правоприменительная – непосредственное управление и администрирование (администрирование государственных расходов, разработка проекта Федерального Бюджета и кассовое обслуживание бюджетной системы)

ЦБ действует совместно с Минфином и Правительством по вопросам обеспечения единой финансовой и денежно-кредитной политики, по укреплению рубля, снижению уровня инфляции, по управлению золотовалютными резервом, по обеспечению бесперебойного функционирования платежной системы и по усовершенствованию банковской системы. (ЦБ имеет особый статус)

Федеральная таможенная служба:

— осуществляет взимание таможенных пошлин

— контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты таможенных сборов

— принимает меры по принудительному взысканию

— осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль

— обеспечивает соблюдение запретов и ограничивает в отношении товаров, перемещении товаров через таможенную границу

Федеральная служба по финансовым рынкам:

— наблюдает за деятельностью профессиональных участников фондового рынка, за биржами, участниками рынка коллективных инвестиций (ПИФами)

— наблюдает за функционированием бюро кредитных историй

Задача – обеспечение стабильности в работе Российского Фондового рынка, повышение его привлекательности и эффективности.

Счетная палата – постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему.

— контроль за своевременным использованием (соблюдением?) доходных и расходных статей Федерального (Гос.?) Бюджета и гос. Внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению

— определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств, а также эффективность использования федеральной собственности

— проводит финансовую экспертизу Федеральных законов , а также нормативно-правовых актов, предусматривающих расходование средств Федерального Бюджета

— регулярно предоставляет Совету Федерации и ГосДуме информацию о ходе исполнения Федерального Бюджета и о результатах проводимого контроля

— осуществляет контроль за обслуживанием государственного долга РФ

— за эффективностью использования иностранных кредитов и займов, полученных правительством

— контроль за деятельностью ЦБ в части обслуживания им Федерального Бюджета

— в ЦБ осуществляется контроль по обслуживанию государственного долга

Управление финансами на региональном уровне

Принимаются региональные бюджеты, налоги, финансовая поддержка организаций и отраслей региональной экономики.

В составе администрации субъекта создаются специальные органы: в республиках – министерства финансов, в областях – департаменты финансов, комитеты.

Основные функции: — разработка региональной финансовой политики

— непосредственная разработка региональных бюджетов и их реализация

— непосредственно не подчиняется Минфину, но отчеты об исполнении своих бюджетов предоставляется Минфину

Управление финансами на местном уровне

— принимаются решения об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении

— принимаются решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению муниципальных образований

Нередко местные финансовые органы выступают филиалами финансовых органов субъектов РФ.

Управление финансами в коммерческих организациях осуществляются высшими органами управления

— определяют финансовую стратегию организаций

— утверждают финансовые планы и отчеты об их исполнении

Непосредственно финансовыми потоками управляют руководство организации (совет директоров, генеральный директор) и специально созданные финансовые службы , они же разрабатывают проекты финансовых планов, принимают решения о размещении финансовых ресурсов в различные виды активов, осуществляют взаимодействие с финансово-кредитными организациями.

Органы управления финансами в некоммерческих организациях

В бюджетной организации финансовый план составляется в виде смет доходов и расходов. Их утверждают главные распорядители и распорядители финансовых средств. Состав органов управления финансами в некоммерческих организациях определяется их организационно-правовыми формами и видом деятельности. Решения принимает либо руководитель либо ? советы и все они подотчётны ревизионной комиссии.

Раздел: Финансовые науки Количество знаков с пробелами: 222261 Количество таблиц: 1 Количество изображений: 0

1.2 Организация управления системой государственных и муниципальных финансов

Управление представляет собой сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта. Государственное воздействие ан бизнес осуществляется через налоговую политику, регулирование финансового рынка, формирование амортизационного фонда, систему государственной поддержки предприятий через субсидии. Т.е. государство не управляет финансами, а воздействует через финансы на экономику и социальную сферу, в основном, при реализации финансовой политики. Непосредственно в области государственного управления находятся государственные финансы (формирование государственного бюджета, внебюджетных фондов, финансов государственных предприятий). Управление ведется через принятие финансового законодательства, утверждение федерального бюджета и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных налогов, утверждение предельных размеров государственного долга и др.

Управление государственными финансами — набор стимулов и санкций для быстрого решения поставленных задач государственной политики.

Объектом управления выступает система финансов или совокупность денежных отношений. Субъекты управления — финансовые институты, службы, финансовые отделы организаций и др. Управление финансами выражается в финансовой политике — совокупности методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.

Целями управления выступают финансовая устойчивость и независимость, проявляющаяся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, сокращении государственного дола, стабильности национальной валюты и, в конечном итоге, сочетании интересов государства и общества.

В управлении государственными финансами выделяют несколько функциональных элементов:

—  планирование — оценивает состояние финансов и направления эффективного их использования;

—  оперативное управление- комплекс мер, разработанных на основе складывающейся финансовой ситуации с целью максимизации эффекта при минимальных затратах с помощью перераспределения финансовых ресурсов;

—  контроль осуществляется ан всех стадиях использования финансов государства, сопоставляя плановые и фактические результаты.

В широком смысле, выделяют несколько форм и методов управления финансами государства:

—  финансовое планирование;

—  финансовое регулирование;

—  финансовый контроль;

—  принятие финансового законодательства;

—  система методов мобилизации финансовых ресурсов.

Основными субъектами управления государственными и муниципальными финансами в РФ являются Президент и Правительство РФ, законодательные органы власти, Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам, Министерство по управлению государственным имуществом, ЦБ РФ, Федеральная комиссия по ценным бумагам и другие.

2. Финансовое планирование представляет собой деятельность по сбалансированности и пропорциональности использования финансовых ресурсов. Оно устанавливает рациональное соотношение между ресурсами государства и доходами хозяйствующих субъектов, а также между величиной дохода до уплаты налога и после на предприятии и другое. Финансовое планирование является частью народнохозяйственного планирования и направлено ан координацию деятельности всех органов финансовой системы.

Примерами финансовых планов в сфере государственных финансов являются:

— бюджетный план;

— сметы расходов и доходов бюджетных организаций;

— сводный финансовый баланс государства;

— баланс денежных доходов и расходов населения территории и др.

Сводный финансовый баланс составляется Министерством экономики РФ

Финансовое прогнозирование является предвидением возможного финансового положения государства и территории, используется для обоснования показателей финансовых планов. Цель прогноза — определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников их формирования и направлений использования в прогнозируемом периоде.

Методами прогнозирования выступают:

— эконометрические модели, описывающие динамику показателей финансового плана в зависимости от факторов, влияющих на экономические процессы;

— метод корреляционно-регрессионного анализа;

— метод непосредственной экспертной оценки.

В масштабах государства финансовое прогнозирование предполагает:

— указание приоритетов государственных расходов по направлениям;

— увеличение эффективности расходования государственных средств;

— прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Программирование предполагает подготовку и реализацию целевых комплексных программ по социальным и экономическим направлениям среднесрочного и долгосрочного характера.

Финансовое регулирование представляет собой организованную государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Его субъектами выступают государственные структуры, объектами — доходы и расходы участников общественного воспроизводства. Цель финансового регулирования — установление пропорций распределения, накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро и макро уровне. Финансовыми регуляторами являются:

— налоги и неналоговые платежи в бюджет;

— финансовые льготы и санкции;

— эксплуатационные расходы бюджетных организаций;

— общие и целевые субсидии для государственных заказов;

— доходы и расходы внебюджетных фондов;

— доходы и расходы государственных предприятий.

Существуют формы регулирования: прямое — через увеличение или снижение ставок прямых налогов; косвенное — через косвенное налогообложение; смешанное. Обеспечивают финансовое регулирование финансовое законодательство РФ и органы власти и управления всех уровней.

Регулирование реализуется посредством состава, структуры и объемов государственных доходов и расходов. В частности государственные расходы делятся на:

— трансформационные: государственное потребление и государственные инвестиции — оказывают влияние на заработную плату работников бюджетной сферы, объем государственного долга, объем государственных закупок товаров и услуг и др.;

— трансферты населению и юридическим лицам оказывают влияние на размер стипендий, пенсий доходы социально значимых обязательств и др.;

— текущие и капитальные влияют на размер государственных инвестиций;

— производственного направления и социального значения.

Государственные доходы воздействуют на ценообразование, издержки производства организаций, величину накоплений юридических лиц, занятость и личное потребление населения.

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ (МУНИЦИПАЛЬНЫМИ) ФИНАНСАМИ РОССИИ ЗА 2001-2010 ГГ.

Раздел: Финансовые науки Количество знаков с пробелами: 67429 Количество таблиц: 4 Количество изображений: 8

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *