ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ

Функции государственных финансов

Государственные финансы выполняют следующие функции:

Существуют следующие виды реализации контрольной функции:

Другими словами, контрольная функция государственных финансов – это реализация контроля за финансовым оборотом и функционированием централизованных денежных фондов.

Также следует выделить следующие формы контроля:

Система управления финансами предприятия

Финансы–это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Как стоимостная категория финансы выражают экономические отношения по поводу образования, распределения и использования денежных доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и наемных работников.

Финансы охватывают лишь те экономические отношения, которые связаны с формированием и использованием различных фондов денежных средств – централизованных и децентрализованных.

Централизованные фонды денежных средств аккумулируются на общегосударственном уровне для решения задач всего общества. Это оборона страны, содержание центральных органов государственной власти и управления, поддержка отраслей народного хозяйства, охрана окружающей среды, выравнивание уровня экономического и социального развития отдельных регионов, поддержка фундаментальных исследований и содействие НТП и др. К централизованным (общественным) фондам относятся бюджеты всех уровней, а также бюджеты целевых государственных внебюджетных фондов – Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

К децентрализованным фондам денежных средств относятся фонды, формируемые на уровне хозяйствующих субъектов – предприятий, организаций, учреждений. Это уставный фонд, резервный фонд (капитал), инвестиционный фонд, валютный фонд и др. Децентрализованные фонды денежных средств включают также бюджеты семей (домашних хозяйств), формируемые за счет оплаты труда и других поступлений.

Выделяют следующие основные функции финансов как экономической категории. Первая функция – формирование денежных фондов (доходов) государства. В результате формируются бюджетные фонды, обеспечивающие цели функционирования государства. Вторая функция – использование денежных фондов (доходов) государства. Результатом является обеспечение расходов, принятых к бюджетному финансированию. Третья функция – контроль за устойчивостью формирования доходов государства и их эффективным использованием. Финансовые отношения проявляются в процессе распределения стоимости общественного продукта на составные части, образуя различные формы денежных доходов и накоплений участников общественного производства. Доходы субъектов экономических отношений в процессе воспроизводства делятся на первичные и конечные.

Стоимость совокупного общественного продукта (СОП) за вычетом фонда возмещения материальных затрат образует валовой внутренний продукт (ВВП) страны, который и является источником первичных доходов и накоплений наемных работников в форме заработной платы, возмещающей индивидуальные затраты на воспроизводство рабочей силы, хозяйствующих субъектов в форме прибыли и накоплений в виде амортизационных отчислений, государства в форме налогов на продукты, импорт и других налогов на производство.

Затем начинается процесс распределения этих доходов через налоговый механизм и аккумуляции средств в централизованных фондах государства. Процесс распределения и перераспределения СОП представляет собой финансовый механизм, который включает в себя обособленные сферы финансовых отношений, позволяющие формировать конечные доходы — собственные финансовые ресурсы у наемных работников, хозяйствующих субъектов, государства и органов местного самоуправления.

Разнообразие личных, коллективных и общественных потребностей и характер их удовлетворения обеспечивается соответствующей системой финансовых отношений и ресурсов, образующих финансовую систему. Финансовая система страны и ее важнейшая составная часть – бюджетная система является механизмом, позволяющим государству проводить экономическую и социальную политику.

В научной литературе существуют разные подходы к определению понятия «финансовая система». Например, в словаре русского языка Ожегова под системой понимается и «форма организации чего-нибудь», и «совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое». Известный американский специалист Дж. Ван Хорн определяет финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам, а также правительствам.

С точки зрения экономического содержания финансовая система – это совокупность финансовых отношений, возникающих в различных сферах или звеньях, опосредствующих формирование, движение и использование доходов в процессе общественного воспроизводства. В институциональном аспекте финансовая система выступает как совокупность финансовых учреждений.

В финансовой системе России функционируют три взаимосвязанные подсистемы. Первая – это подсистема финансовых отношений и ресурсов, возникающих у государственных органов власти и органов местного самоуправления. Вторая – это подсистема финансовых отношений и ресурсов, возникающих у хозяйствующих субъектов (коммерческих, некоммерческих организаций, финансовых посредников). Третья – это подсистема финансовых отношений и ресурсов, возникающих у населения, или домашних хозяйств. Важной составной частью финансовой системы является банковская система, выполняющая функцию посредника в платежах.

Существующие различия в функциональном назначении указанных подсистем делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений: а) государственные и муниципальные финансы (публичные финансы), включающие бюджетную систему, а также государственный и муниципальный кредит; б) финансы организаций (коммерческих, включая финансовых посредников, некоммерческих организаций); в) финансы домашних хозяйств (домохозяйств).

Основой финансовой системы являются финансы самодеятельных экономических субъектов, или децентрализованные финансы. Именно в этой сфере формируется основная доля финансовых ресурсов государства, которая затем перераспределяется через бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Здесь ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций, где создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги и формируется прибыль, являющаяся основным источником роста собственного капитала предприятий и социального развития общества. К финансовым посредникам относятся коммерческие банки, страховые, финансовые, инвестиционные компании, негосударственные пенсионные фонды, ломбарды и др.

Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владения имуществом и т.п. Их финансы формируются главным образом за счет добровольных взносов, пожертвований, поступлений от учредителей, бюджетных средств.

Финансы населения (домохозяйств) представляют собой средства населения, совокупные доходы и расходы в разрезе семей, отдельных социальных групп и т.д. Основные источники доходов домохозяйств включают: доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях предприятий, кредитно-финансовых операций; оплату труда наемных работников, премии и надбавки к зарплате, социальные и другие выплаты работодателей; государственные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и другие социальные платежи).

Финансы домохозяйств играют основную роль в формировании внутреннего платежеспособного спроса страны на различные виды материальных и нематериальных благ, что оказывает большое влияние на развитие экономики. Кроме того, доходы населения выступают ключевым источником сбережений в экономике, а, следовательно, важнейшим инвестиционным ресурсом, определяющим экономический подъем.

Таким образом, финансы предприятий представляют собой совокупность финансовых отношений, проявляющихся в особых формах доходов и расходов, связанных с формированием и использованием децентрализованных денежных фондов в процессе кругооборота труда и капитала.

В процессе функционирования предприятий и осуществления различных видов коммерческой деятельности у них складываются следующие группы финансовых отношений.

Финансовые отношения возникают: а) с инвесторами (акционерами, участниками, собственниками) по поводу формирования и эффективного использования собственного капитала, выплаты дивидендов и процентов; б) с другими предприятиями (поставщиками, покупателями, со строительными, транспортными и др. фирмами) по поводу форм, способов и сроков расчетов; в) внутри предприятия с наемными работниками по поводу оплаты труда, с дочерними и материнскими предприятиями по поводу внутрикорпоративного перераспределения средств; г) с финансово-кредитной системой (с банками, страховыми компаниями, с фондовым рынком и др.) по поводу привлечения и размещения свободных денежных средств; д) с государством при уплате налогов и сборов в бюджетную систему, при финансировании из бюджета и внебюджетных фондов.

Значительная часть финансовых отношений предприятий регламентирована гражданским законодательством: величина и порядок формирования уставного и резервного капиталов для предприятий различных организационно-правовых форм, порядок размещения и выкупа акций, приватизация, ликвидация, слияние и разделение предприятий, порядок очередности списания средств с расчетного счета и др.

Мнения специалистов в отношении функций финансов предприятий противоречивы и носят дискуссионный характер. Им приписывают те же функции, что и государственным финансам, или добавляют воспроизводственную, доходораспределительную функцию и др. Правомерно утверждать, что функции финансов предприятий шире функций государственных финансов и включают в себя следующие.

Первая функция – регулирование денежных потоков предприятия. Результатом является обеспечение сбалансированности денежных и материальных потоков и формирование необходимых финансовых ресурсов предприятия. Вторая функция – формирование капитала, денежных доходов и фондов. Результатом является изыскание средств на развитие предприятия, обеспечение финансовой устойчивости, соблюдение интересов собственников. Третья функция – использование капитала, денежных доходов и фондов. В результате обеспечивается развитие предприятия, оптимизация вложений, соблюдение интересов наемных работников и собственников. Четвертая функция – контроль за формированием и использованием капитала, денежных доходов и фондов предприятия как одна из функций процесса управления. Эта функция осуществляется как непосредственно в организации, так и ее собственниками, контрагентами, кредитными и государственными органами.

Необходимыми условиями эффективного функционирования финансов предприятий являются следующие принципы рыночной экономики:

– многообразие форм собственности;

– наличие рынков товаров, труда и капитала;

– свобода предпринимательства и самостоятельность в принятии решений всеми субъектами хозяйствования;

– свободное ценообразование и конкуренция;

– регламентация государственного вмешательства в деятельность предпринимательских структур.

Кругооборот всех средств предприятия опосредствуется притоками и оттоками денежных средств по различным направлениям его деятельности. Текущая (основная) деятельность включает уставную деятельность организации – производство продукции, выполнение строительных работ, продажа товаров, оказание услуг, общественное питание, сдача имущества в аренду и др. Инвестиционная деятельность включает в себя капитальные вложения организации в недвижимость и нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения (приобретение ценных бумаг со сроком погашения свыше 12 месяцев, выпуск облигаций, вложения в уставный капитал других организаций), доходы от реализации капитальных вложений – земли, недвижимости, оборудования. Финансовая деятельность включает в себя краткосрочные вложения организации, выпуск краткосрочных ценных бумаг, доходы от продажи акций и облигаций, приобретенных на срок до 12 месяцев. Именно денежные потоки и финансовые ресурсы являются непосредственными объектами управления финансами предприятия.

Читать также:  Сущность финансов как экономической категории. Основные признаки финансов

Основными направлениями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий являются: налоговая система, ценообразование, внешнеэкономическая деятельность, денежное обращение, кредитование, формы платежей и расчетов, организация обращения ценных бумаг, бюджетное финансирование, государственные гарантии, лицензирование отдельных видов деятельности и др.

Механизмом государственного воздействия на предпринимательскую деятельность являются экономические, или косвенные методы (налоги, способы перераспределения доходов и ресурсов, ценообразование и др.) и административные, или прямые методы (ограничения, лимиты, квотирование и др.). Они должны использоваться в комплексе при проведении фискальной, инвестиционной, ценовой, амортизационной, денежно-кредитной политики таким образом, чтобы не допустить кризисных явлений.

При создании и распределении стоимости ВВП в рамках конкретного предприятия государство в настоящее время регулирует: а) виды расходов (экономически оправданные затраты); б) предельную величину и ряд ограничений некоторых видов расходов для исчисления налогооблагаемой прибыли (расходы на командировки, рекламу, оплату процентов по долговым обязательствам и др.); в) методы начисления амортизационных отчислений в бухгалтерском и налоговом учете, критерии отнесения имущества к амортизируемому и сроки его полезного использования; г) объекты и ставки налогообложения; д) состав внереализационных расходов, принимаемых в расчет налогооблагаемой прибыли и др.

Выделяют следующие основные принципы организации финансов коммерческих предприятий: коммерческого расчета, плановости, финансового стимулирования, материальной ответственности, принцип гибкости (маневрирования) финансовыми ресурсами.

Принцип коммерческого расчета составляет основу финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Это означает, во-первых, самоокупаемость предприятия из выручки от реализации продукции (работ, услуг) как источника возмещения производственных, коммерческих и управленческих затрат; во-вторых, самофинансирование за счет полученной прибыли и накопленной амортизации, составляющих собственные финансовые ресурсы предприятия, а также частичного привлечения извне средств в виде банковского и коммерческого кредитов при финансовой устойчивости предприятия; в-третьих, самоконтроль, или внутренний аудит, основанный на контроле за финансово-хозяйственной деятельностью организации, самостоятельном анализе финансового состояния, выработке мер по преодолению негативных моментов, выявлению и использованию резервов.

Принцип плановости обеспечивает соответствие между объемом продаж и издержками предприятия, между инвестициями и потребностями рынка, учета конъюнктуры и платежеспособного спроса. Этот принцип реализуется с помощью методов внутрифирменного финансового планирования (бюджетирования) и контроля.

Принцип финансового стимулирования (поощрение/наказание) заключается в том, что именно в рамках системы управления финансами разрабатывается механизм повышения эффективности работы отдельных подразделений и организационной структуры управления предприятием в целом. Это достигается путем установления мер финансового поощрения и наказания подразделений и сотрудников предприятия.

Материальная ответственность означает наличие определенной системы ответственности, которая складывается из системы мер поощрения и критериев оценки деятельности структурных единиц и отдельных работников. Существую две основные формы организации материальной ответственности: индивидуальная и коллективная материальная ответственность.

Принцип гибкости (маневрирования) финансовыми ресурсами обеспечивает возможность маневра в случае недополучения выручки, превышения плановых затрат по текущей и инвестиционной деятельности.

Реализация этих принципов осуществляется при разработке финансовой политики и организации системы управления финансами конкретного предприятия. При этом необходимо учитывать сферу деятельности (материальное производство, непроизводственная сфера), вид экономической деятельности (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство и др.), организационно-правовую форму предпринимательской деятельности, масштабы предприятия.

Основными организационно-правовыми формами коммерческих организаций согласно части первой Гражданского кодекса РФ являются: хозяйственные товарищества (полные товарищества и товарищества на вере – коммандитные товарищества), хозяйственные общества (акционерные общества – открытые и закрытые, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. По данным Федеральной налоговой службы РФ на 01.01.2009 г. количество коммерческих организаций, занесенных в Единый государственный реестр юридических лиц, составило 3365085 единиц, в том числе: товарищества – 1176, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью – 3007145, акционерные общества – 195911, производственные кооперативы – 23279, унитарные предприятия – 14382, прочие коммерческие организации – 123192. Наибольшее число предприятий создано и действует в торговле и общественном питании – 36,7%, промышленности – 11,1%, строительстве – 9,4%, сельском хозяйстве – 6,9% соответственно от их общего числа по стране.

Конкретной реализацией функций финансов предприятий занимаются их финансовые службы, а также финансовые менеджеры, выполняя главную цель финансовой деятельности – увеличение активов предприятия, повышение благосостояния собственников капитала.

Для организации финансовой работы хозяйствующий субъект создает специальную финансовую службу. Ее деятельность подчинена главной цели – обеспечению финансовой стабильности предприятия, созданию устойчивых предпосылок для экономического роста и получения прибыли.

На крупных предприятиях для управления финансами создается самостоятельное подразделение в виде финансовой дирекции, состоящей из отделов (подразделений) и финансовых менеджеров. Эта служба подчинена вице-президенту по финансам (см. рис. 1.1).

Рис. 1.1. Схема организации финансового управления на российских предприятиях

Вице-президенту по финансам подчинены главный бухгалтер и финансовый директор. Главный бухгалтер выполняет внутренние функции – ведение учетной документации, контролирование финансовых результатов, организация финансового и управленческого учета, подготовка отчетности, составление смет затрат, расчет заработной платы и налогов, внутренний аудиторский контроль.

Деятельность финансового директора, или казначея, направлена на решение глобальных вопросов по обеспечению финансовой устойчивости предприятия. Казначей формирует оптимальную структуру капитала, управляет денежным оборотом, привлекает краткосрочные и долгосрочные кредиты, организует расчеты с покупателями, поддерживает контакты с кредиторами, акционерами, инвесторами, страховщиками и др.

Перед финансовой службой предприятия стоит задача – организовать эффективное управление финансовыми ресурсами предприятия на основе использования финансовых инструментов, приемов, методов и моделей финансового менеджмента. Финансовый менеджмент связан с оптимизацией финансовых ресурсов предприятия для достижения собственниками максимального дохода. Его логика подразумевает возможность собственников и топ-менеджеров компании обоснованно отвечать на следующие ключевые вопросы: а) удовлетворены ли инвесторы деятельностью предприятия, направлением и динамикой его развития, положением в конкурентной среде? б) каковы должны быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи? в) где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав? г) как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью для обеспечения платежеспособности, финансовой устойчивости, эффективности, ритмичности платежно-расчетных операций предприятия?

Как любая система управления, финансовый менеджмент состоит из двух взаимосвязанных подсистем: субъекта управления и объекта управления (см. рис. 1.2).

Рис. 1.2. Общая схема финансового менеджмента

Субъект управления, или управляющая подсистема, включает в себя следующие элементы: финансовая служба предприятия и ее кадровый состав, финансовые инструменты, финансовые методы и модели, информационная база, технические средства управления финансами.

Финансовая служба предприятия, а также ее кадровый состав во многом зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, его размеров, вида деятельности. Для крупной компании характерно обособление специальной службы, руководимой финансовым директором. На небольших предприятиях все финансовые вопросы решает бухгалтерия.

Любое предприятие в той или иной степени связано с финансовыми рынками, где оно выступает в качестве эмитента ценных бумаг, инвестора, ссудозаемщика и др. Возникающие при этом операции, связанные с привлечением капитала, операции спекулятивного характера, финансовые инвестиции, операции хеджирования, позволяющие исключить или минимизировать степень финансового риска и другие осуществляются с помощью финансовых инструментов.

К финансовым методам относятся общеэкономические методы (кредитование, страхование, финансовых расчетов, система начисления амортизации, трастовые операции и др.), прогнозно-аналитические методы (финансовое планирование, прогнозирование, финансовой математики, факторный анализ, моделирование и др.), специальные методы (финансовая аренда, факторинг, франчайзинг и др.). Виды моделей, применяемых в экономике – дескриптивные, нормативные, предикативные, детерминированные и стохастические модели, балансовые и др. Они используются для описания имущественного и финансового положения предприятия, управления конкретными видами активов и обязательств, прогнозирования, факторного анализа и др.

Информация финансового характера (информационная база), необходимая для управления финансами предприятия, включает в себя финансовые показатели – бухгалтерскую (финансовую) отчетность, данные управленческого учета, информацию кредитно — банковской системы, товарных, фондовых и валютных бирж и др.

Технические средства управления финансами включают компьютеры и оргтехнику, специализированные пакеты прикладных программ и пр.

Объект управления финансами, или управляемая подсистема, включает в себя следующие элементы: финансовые ресурсы и их источники, финансовые отношения, денежный оборот.

Финансовые ресурсы – это активы баланса (стоимость средств, которыми владеет предприятие: оборотные и внеоборотные активы). Необходимо поддерживать оптимальный состав активов, т.е. ресурсный потенциал предприятия. Источники финансовых ресурсов – это пассивы баланса. Так как каждый источник имеет свою стоимость, возникает задача оптимизации структуры источников финансирования.

Финансовые отношения – это отношения между различными субъектами (юридическими и физическими лицами), которые влекут за собой изменение в составе активов или обязательств этих субъектов. Это отношения с бюджетом, контрагентами, поставщиками, покупателями, собственниками и др.

Читать также:  КАК РАБОТАЮТ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИИ

Денежный оборот предприятия связан с притоками и оттоками денежных средств по различным видам деятельности. Управление денежными потоками включает в себя расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока и его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денежных средств и т.п.

Субъект управления воздействует на объект управления с помощью общих функций управления, образующих замкнутый и бесконечно повторяющийся управленческий цикл: анализ, планирование, организация, учет, контроль, регулирование.

Процесс управления финансовой деятельностью предприятия базируется на определенном механизме. Механизм финансового менеджмента включает основные элементы, регулирующие процесс разработки и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности предприятия. К ним относятся:

– государственное нормативно-правовое регулирование;

– рыночный механизм регулирования, формируемый в сфере финансового рынка путем определения спроса и предложения на отдельные финансовые инструменты.

Структура и содержание финансового менеджмента

В системе управления различными аспектами деятельности любого предприятия в современных условиях наиболее сложным является управление финансами. В странах с рыночной экономикой принципы и методы этого управления в 60-х годах XX века оформились в специализированную область знаний – финансовый менеджмент. Финансовый менеджмент как новое научное и практическое направление сформировался на стыке трех наук: современной, или неоклассической теории финансов, бухгалтерского учета (его аналитического аппарата) и общей теории управления.

За время своего существования финансовый менеджмент расширил круг изучаемых проблем. Это не только вопросы создания новых фирм и корпораций, но и управление финансовыми инвестициями, проблемы банкротства, управления стоимостью компании, финансовой инженерии и др.

В России практика эффективного финансового менеджмента находится пока лишь в стадии становления, сталкиваясь с объективными трудностями переходного периода. Дальнейшее экономическое развитие страны позволит в полной мере использовать теоретический базис и практический опыт финансового менеджмента.

Финансовый менеджментпредставляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств.

Основнымипринципами финансового менеджментаявляются: 1) интегрированность с общей системой управления предприятием. Финансовый менеджмент непосредственно связан с различными видами функционального менеджмента – производственным менеджментом, инновационным менеджментом, менеджментом персонала и др.

2) Комплексный характер формирования управленческих решений. Финансовый менеджмент – это комплексная управляющая система, обеспечивающая разработку взаимозависимых управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в общую результативность финансовой деятельности предприятия.

3) Высокий динамизм управления – необходимо учитывать изменения факторов внешней среды, ресурсного потенциала, финансового состояния и других параметров функционирования предприятия.

4) Вариативность подходов к разработке отдельных управленческих решений – необходим учет альтернативной возможности действий и принимаемых управленческих решений.

5) Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. Эффективный финансовый менеджмент должен обеспечить постоянный рост собственного капитала предприятия и стабильное экономическое развитие в стратегической перспективе.

Главная цель финансового менеджмента: обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде на основе рациональной финансовой политики. Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия, что реализует конечные финансовые интересы его владельцев.

В процессе реализации своей главной цели финансовый менеджмент направлен на решение следующих основных задач:

– обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (поиск длительных источников финансирования);

– эффективное использование сформированного объема финансовых ресурсов на цели производственного и социального развития предприятия;

– оптимизация денежного оборота путем обеспечения синхронизации объемов поступления и расходования денежных средств по отдельным периодам;

– обеспечение максимизации прибыли при предусматриваемом уровне финансового риска;

– обеспечение минимизации уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли путем диверсификации видов операционной и финансовой деятельности, избеганием и профилактикой отдельных финансовых рисков;

– обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия – финансовой устойчивости в долгосрочном периоде и платежеспособности в краткосрочном периоде за счет формирования оптимальной структуры капитала и активов предприятия.

Функции финансового менеджмента подразделяются на две основные группы: во-первых, функции как управляющей системы, и, во-вторых, функции как специальной области управления предприятием.

Функции финансового менеджмента как управляющей системы включают в себя следующие. 1) Разработка финансовой стратегии предприятия. Исходя из стратегии развития предприятия и прогноза конъюнктуры финансового рынка формируется система целей и целевых показателей финансовой деятельности на долгосрочный период. 2) Формирование эффективной информационной системы для обоснования альтернативных вариантов управленческих решений. Определяются объемы и содержание информационных потребностей финансового менеджмента, формируются внешние и внутренние источники информации. 3) Анализ различных аспектов финансовой деятельности предприятия. Проводятся экспресс-анализ и углубленный анализ отдельных финансовых операций, обобщенных результатов деятельности предприятия в целом. 4) Планирование финансовой деятельности предприятия по основным направлениям. Разработка системы текущих планов и оперативных бюджетов. 5) Разработка системы стимулирования реализации принятых управленческих решений. Формируется система поощрения и санкций в разрезе руководителей и менеджеров отдельных подразделений за выполнение или невыполнение установленных плановых заданий. 6) Контроль за реализацией принятых управленческих решений. Создание системы внутреннего контроля на предприятии и определение контролируемых показателей и контрольных периодов.

Функциями финансового менеджмента как специальной области управления предприятием являются:

– управление активами: определение общего объема ресурсов, оптимизация их структуры, управление вложениями во внеоборотные активы, управление производственными запасами, дебиторской задолженностью, управление денежными средствами и др.;

– управление источниками финансирования: управление собственным и заемным капиталом, управление краткосрочными обязательствами, оптимизация структуры источников финансирования, выбор способов мобилизации капитала, дивидендная политика и др.;

– управление инвестициями: реальными инвестициями, финансовыми инвестициями, обоснование инвестиционных проектов;

– управление денежными потоками: от текущей деятельности, от инвестиционной деятельности, от финансовой деятельности, оптимизация денежных потоков;

– управление финансовыми рисками: управление составом финансовых рисков, нейтрализация финансовых рисков, страхование финансовых рисков;

– антикризисное финансовое управление при угрозе банкротства: устранение неплатежеспособности, восстановление финансовой устойчивости, финансовая стабилизация на основе реорганизации, управление санацией.

Обособление отдельных функций и задач финансового менеджмента определяют различные разрезы в балансе как основной отчетной формы, отражающей имущественное и финансовое состояние предприятия:

– вертикальный разрез по активу (обособляются разделы I и II баланса) ‒ управление ресурсным потенциалом предприятия;

– вертикальный разрез по пассиву (обособляются разделы III, IV, V баланса) – управление источниками финансирования;

– финансовые решения долгосрочного характера (обособляются разделы I, III, IV баланса) — обеспечение финансовой устойчивости предприятия;

– финансовые решения краткосрочного характера (обособляются разделы II и V баланса) – управление ликвидностью и платежеспособностью предприятия.

Выделяют две крупные стадии, характерные для становления и развития науки о финансах: первая стадия – классическая теория финансов, начавшаяся во времена Римской империи и закончившаяся в середине XX в. и вторая стадия – неоклассическая теория финансов, пришедшая ей на смену. Сущность классической теории финансов – доминанта государства в финансах, сущность неоклассической теории – доминанта финансов частного сектора (финансы с позиции крупных компаний и рынка капитала).

Классическая теория финансов прошла в своем развитии три периода. Первый период – период ненаучного состояния и патриархального взгляда во времена Древней Греции и Рима. Государство рассматривалось в части аккумулирования средств на общественные нужды как обыкновенное частное лицо. Основные доходы государства складывались из платы за пользование государственными землями, рудниками, рынками, пристанями. Второй период – период перехода в конце средневековья к научной обработке знаний о финансах. В городах Верхней Италии в XV в. зародилась финансовая наука. Систематизацией знаний в области финансов занимались такие видные учены, как Д. Карафа (ум. в 1487), Н. Макиавелли (1480 – 1540), Дж. Ботеро (1540 – 1617) и др. Это годы раннего меркантилизма, открывшего эпоху первоначального накопления капитала. Основная идея: активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь, превышение вывоза товаров над ввозом.

Впервые определенную систематизацию финансов выполнил французский ученый Ж. Боден (1530 – 1596), выделивший семь основных источников государственных доходов: домены (государственное имущество), воинская добыча, подарки друзей, дань союзников, торговля, пошлины с ввоза и вывоза, налоги с подданных. Однако к началу XVII в. наука о финансах еще не стала в феодальных государствах общепризнанной.

Третий период – научный (рациональный) период. Во второй половине XVIII в. появилась систематизированная финансовая наука как самостоятельное направление. Этому способствовали работы немецких ученых-физиократов Й. Юсти (1720 – 1771) и Й. Зонненфельса (1732 – 1817), которые были специалистами в области камеральных наук (извлечение доходов для нужд государства – сельское хозяйство, горное дело и др. Финансовая наука входила в этот перечень, т.к. аккумулировала общие сведения о способах получения доходов государственной казны.

Й. Юсти впервые предложил определенные правила для разработки налоговой политики (в дальнейшем большую известность получили правила, сформулированные английским ученым А. Смитом): а) налоги не должны вредить человеческой свободе и промышленности; б) налоги должны быть справедливы и равномерны; в) налоги должны иметь основательные поводы; г) не должно быть очень много касс и много служащих по взиманию налогов. Й. Юсти предложил следующее руководящее правило: расходы должны сообразовываться с доходами и всем имуществом государства, а также приносить обоюдное благо для государя и его подданных.

Читать также:  МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ БЮДЖЕТНОЙ МЕТОДОЛОГИИ И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

К концу XIX в. сложилось однозначное трактование термина «финансы», и окончательно оформилась классическая теория финансов, представляющая собой свод административных и хозяйственных знаний по ведению финансов государства и публичных союзов (муниципалитетов, графств, земель, общин и др.). В основе этих знаний – систематизация и развитие методов добывания и расходования необходимых средств. По определению профессора Павийского университета Л. Косса «Финансовая наука есть теория государственного имущества. Она обучает лучшим правилам, по которым следует составлять его, управлять и пользоваться им». Под финансами понимались любые средства государства, полученные в виде денег, материалов, услуг. Таким образом, в рамках классической теории финансов развивались и систематизировались знания о централизованных, или публичных финансах.

Период развития классической теории финансов продолжался почти двести лет, и в середине XX в. закончился.

Накануне и после Второй мировой войны ситуация в мировой экономике резко стала меняться – по мере развития рыночных отношений роль государства в экономике снижается. Интернационализация рынков капитала, повышение роли транснациональных корпораций, концентрация производства, усиление значимости финансового ресурса как основополагающего в ресурсном обеспечении любого бизнеса привели в середине XX в. к необходимости теоретического осмысления роли финансов на уровне основной ячейки любой экономики – хозяйствующего субъекта.

1940 – 1950-е годы XX в. – это начало новой стадии развития финансовой науки – неоклассической теории финансов. Здесь приложили усилия представители англо-американской финансовой школы. Эта теория базируется на четырех тезисах:

– экономическая мощь государства и устойчивость его финансовой системы в значительной степени определяется экономической мощью частного сектора, ядро которого – крупные корпорации;

– вмешательство государства в деятельность частного сектора целесообразно минимизируется;

– из доступных источников финансирования крупных корпораций основными являются прибыль и рынки капитала;

– интернационализация рынков капитала, товаров, труда приводит к тому, что общей тенденцией развития финансовых систем отдельных стран является стремление к интеграции.

Неоклассическая теория финансов – это система знаний о предприятии и управлении финансовой триадой: ресурсы, отношения, рынки, т.е. знания о децентрализованных финансах.

Ключевыми разделами этой науки, вошедшими в нее составными частями, являются: теория полезности, теория арбитражного ценообразования, теория структуры капитала, теория портфеля, модель ценообразования на рынке финансовых активов и др.

Сущность неоклассической теории финансов – обоснование роли и механизмов взаимодействия рынков капитала и крупнейших национальных и транснациональных корпораций в международных и национальных финансовых отношениях.

В 1950 – 1960-е годы XX в. была создана сердцевина науки и техники управления финансами крупной компании – теория портфеля и теория структуры капитала, которые позволяют ответить на два важных вопроса: откуда взять и куда вложить финансовые ресурсы?

Первые послевоенные работы были основаны на неоклассических представлениях о фирме как организации, имеющей целью максимизацию прибыли. Переворот в теории фирмы произошел после опубликования работы Г. А. Саймона «Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении» (1959 г.). Здесь провозглашен лозунг «удовлетворение против максимизации» и обосновано «удовлетворение интересов собственников» как основную цель в бизнесе. Это основополагающая идея современной микроэкономики и финансового менеджмента.

Одно из правил работы с финансовыми инструментами – нельзя вкладывать все средства в активы одного вида — опирается на концепцию дохода и риска и реализуется в теории инвестиционного портфеля, родоначальником которой является Г. Марковиц (род. в 1927 г.), Нобелевский лауреат 1990 г.

Под инвестиционным портфелем понимают некоторую совокупность ценных бумаг, принадлежащих физическому или юридическому лицу и выступающую как целостный объект управления.

Структура портфеля выражает определенное сочетание интересов эмитентов и инвесторов, а также консолидирует риски по отдельным видам ценных бумаг.

Смысл формирования портфеля – максимизация благосостояния акционеров путем улучшения условий инвестирования, т.е. придания инвестиционному процессу характеристик, которые не достижимы при вложении средств в ценные бумаги одного вида. Оптимальным считается портфель, включающий от десяти до пятнадцати видов ценных бумаг.

Трактовка цели фирмы как удовлетворения интересов собственников с развитием фондового рынка приобретает более конкретный вид и формулируется как максимизация акций или цены компании. Исследования факторов, влияющих на цену компании, привели нобелевских лауреатов Ф. Модильяни и М. Миллера к выводу о том, что стоимость любой фирмы определяется исключительно ее будущими доходами и не зависит от структуры капитала. Опубликование работы этих авторов в 1958 г. считается поворотным моментом в развитии теории капитала и его структуры.

Подход к структуре капитала с точки зрения его источников важен именно для принятия финансовых решений, т.к. позволяет ответить на вопрос управления финансами: откуда получить финансовые ресурсы? Вывод Модильяни и Миллера был сделан для предприятия, действующего в условиях идеального рынка капиталов при значительном количестве ограничений. Поэтому дальнейшие исследования в этой области были посвящены изучению возможностей ослабления этих ограничений.

Новейшие теории финансового менеджмента освещены в зарубежных монографиях, многие из которых переведены на русский язык. Среди них труды: Ю. Бригхэм, Л. Гапенски, Дж. К. Ван Хорн, С. Росс, У. Шарп и др. Из российских ученых это В. В. Ковалев, Е. С. Стоянова, И. А. Бланк, Е. И. Шохин, В. Е. Леонтьев, И. Я. Лукасевич и др.

Финансовая политика государства

Управление государственными финансами непосредственно связано с действиями органов государственной власти по проведению и реализации финансовой политики.

Финансовая политика – совокупность мероприятий, которые направлены на аккумуляцию финансовых ресурсов государства, их перераспределение и использования в целях обеспечения реализации основных функций аппарата государственной власти.

Финансовая политика представляет собой составную часть общеэкономической политики государства. В ее основе лежит действующее финансовое законодательство.

Финансовая политика в зависимости от характера решаемых задач и длительности периода осуществления делится на два вида: финансовая стратегия и финансовая тактика. В первом случае речь идет об ориентации государственных планов на долгосрочную перспективу, а во втором – о решении задач конкретного (текущего) периода.

Основные задачи финансовой политики представлены на рисунке 3.


ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ

Рисунок 3. Задачи финансовой политики государства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основными элементами финансовой политики государства выступают бюджетно-налоговая, денежно-кредитная, ценовая, таможенная политика, политика в сфере международных заимствований и пр. Ее реализация осуществляется на основе финансового механизма, который включает в себя различные формы, виды и методы организации финансовых отношений.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Обеспечивающие элементы

1) Банковская
система. В РФ включает 2 уровня: Банк
России и коммерческие банки;

2)
Специализированные финансово-кредитные
организации: негосударственные пенсионные
фонды, паевые инвестиционные фонды,
лизинговые компании и др.;

3) Биржевая
система включает фондовые, товарные
и валютные биржы. Осуществляет
перераспределение финансовых ресурсов
через ценные бумаги и др.;

5) Средства
технических коммуникаций

Система управления государственными финансами

В общем смысле государственные финансы представляют собой денежные отношения, формирующиеся в сферах распределения и перераспределения валового национального продукта. Именно они являются выражением экономических отношений, связанных с обеспечением государства источниками финансирования для реализации его функций.

Затрагивая одну из важнейших сфер финансовых отношений, существующих на уровне государства, они способствуют удовлетворению потребностей в финансовых средствах общества в целом и государственного аппарата в частности. Функционирование государственных финансов нацелено на достижение общих целей развития общества.

Государственные финансы, как и любая организованная система, требуют определенного управленческого воздействия извне с целью направления развития системы государственных финансов в нужное русло.

Под управлением как таковым принято понимать некую совокупность методов и приемов целенаправленного воздействия на объект управления с целью получения определенных результатов.

Применительно к сфере государственных финансов управление представляет собой процесс воздействия на финансовые отношения, а также соответствующие им виды финансовых ресурсов с помощью специальных методов и приемов в целях обеспечения реализации функций государственной власти.

В основе управления государственными финансами лежит ряд принципов, в общем виде представленных на рисунке 1.


ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ

Рисунок 1. Принципы управления финансами государства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Управление государственными финансами» 👇

Система управления финансами государства нацелена на обеспечение сбалансированности интересов институциональных единиц, отсутствие дефицита госбюджета и устойчивость национальной валюты, которая, кстати сказать, является основополагающим элементом финансовых отношений. Как бы там ни было, основополагающей целью управления финансами государства выступает непосредственно реализация положений финансовой политики, проводимой правительством страны.

Ответственность за управление финансами на государственном уровне несут специально уполномоченные органы государственной власти. Условно они могут быть разделены на две большие группы:

В первом случае речь идет о законодательном регулировании финансовой сферы, утверждении государственного бюджета и отчета о его исполнении и пр. Во втором случае управление осуществляет посредством государственного финансового аппарата, который непосредственно реализует финансовую политику.

Целостная совокупность организационных структур, которые в той или иной мере осуществляют управление финансами, называется финансовым аппаратом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *