ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ

Полина Михайловна Копруджу

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 8 лет

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Государственные и муниципальные финансы – это система законодательно и нормативно урегулированных экономических отношений, которые складываются в денежном обороте по поводу распределения и использования финансовых ресурсов государства и муниципалитетов.

Инструменты управления государственными и муниципальными финансами – это система мероприятий, урегулированных законом и реализуемых органами финансового управления для обеспечения прогрессивного социально-экономического развития территории, повышения качества и степени благосостояния населения, инновационного обновления экономики и пр.

Общая характеристика инструментов управления государственными и муниципальными финансами

В президентских республиках, к которым относится и Россия, глава государства наделен важнейшими полномочиями в сфере управления государственными финансами. Он утверждает федеральные законы, определяющие объем и основные направления расходования бюджетных государственных финансов. Кроме того, он имеет право отправить на повторное рассмотрение законопроект о бюджете.

Основные направления использования государственных финансов определяет высший исполнительный орган страны; он выступает с инициативой относительно объемов и направлений расходования бюджетных средств, парламент же только вносит отдельные правки в законопроект о бюджете, который разработан и предлагается правительством.

Аналогичным образом процесс управления финансами реализуется на местном уровне.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Что такое государственные и муниципальные финансы?

Государственные финансы — это комплекс финансовых отношений, которые возникают в реальном обороте денежных средств между государственными органами управления и прочими участниками такого обращения, в ходе которого реализуется формирование и использование централизованных фондов финансовых ресурсов для финансирования расходных обязательств, принятых государством.

Муниципальные финансы — это комплекс финансовых отношений, которые возникают в реальном обороте денежных средств между муниципальными органами управления и прочими участниками такого обращения, в ходе которого, как правило, и реализовано формирование и использование централизованных фондов финансовых ресурсов для финансирования расходных обязательств, тем или иным муниципальным образованием.

Таким образом, муниципальные и государственные финансы различаются лишь уровнем направления их расходования.

На современном этапе развития государственные и муниципальные финансы характеризуются единой ценностной ориентацией, однако, в каждом отдельном случае финансы демонстрируют особенности, которые напрямую связаны со спецификой их функционирования и развития либо в рамках государства (в случае государственных финансов), либо в рамках субъектов государства и различного рода муниципальных образований (в случае муниципальных финансов).

1 апреля 2019, понедельник

4 февраля 2019, понедельник

10 сентября 2018, понедельник

28 июня 2018, четверг

28 июня 2018, Инструменты управления общественными финансами

О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на совершенствование администрирования доходов бюджетов всех уровней от штрафов, неустоек, пеней

Распоряжение от 27 июня 2018 года №1287-р. Предлагаемые законопроектом изменения в статью 46 Бюджетного кодекса обусловлены разночтением, неоднозначным толкованием и сложностью в практическом применении положений этой статьи. Законопроектом предусматривается установление единого принципа зачисления доходов от штрафов: из какого бюджета финансируется деятельность органа, должностные лица которого налагают штраф, в тот бюджет штраф и должен поступать. Это позволит однозначно определить, в какой бюджет должны поступать штрафы, установленные федеральными законами (КоАП, Уголовным кодексом, Налоговым кодексом и другими), законами субъектов Федерации.

23 апреля 2018, понедельник

27 марта 2018, вторник

4 января 2018, четверг

30 ноября 2017, четверг

31 июля 2017, понедельник

31 июля 2017, Инструменты управления общественными финансами

Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об установлении требований к кредитным организациям, в которых госкорпорации, госкомпании и федеральные унитарные предприятия могут размещать выделенные им государственные средства

Федеральный закон от 29 июля 2017 года №267-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 5 июля 2016 года №1420-р. Федеральным законом определяется порядок установления требований к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства Федерального казначейства, государственных внебюджетных фондов, государственных корпораций, государственных публично-правовых компаний, хозяйственных обществ и федеральных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности России, и хозяйственных обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем. Право устанавливать такие требования закреплено за Правительством России.

20 июня 2017, вторник

25 мая 2017, четверг

7 марта 2017, вторник

20 февраля 2017, понедельник

7 июля 2016, четверг

7 июля 2016, Инструменты управления общественными финансами

О внесении в Госдуму законопроекта об установлении требований к кредитным организациям, в которых госкорпорации, госкомпании и федеральные унитарные предприятия могут размещать выделенные им государственные средства

Распоряжение от 5 июля 2016 года №1420-р. Законопроектом предлагается наделить Правительство России полномочием по установлению требований к российским кредитным организациям, с которыми государственные корпорации, государственные компании и федеральные унитарные предприятия, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности России, вправе заключать договоры банковского счёта и проводить другие операции. Также предлагается установить для госкорпораций, госкомпаний, федеральных унитарных предприятий, федеральных казённых предприятий, кредитных организаций и их должностных лиц административную ответственность за нарушение предусмотренных законопроектом требований.

Читать также:  "Министерство финансов Российской империи в 1858 1903 г.г(Диссертация)"

11 мая 2016, среда

1 декабря 2015, вторник

30 июня 2015, вторник

6 октября 2014, понедельник

15 апреля 2014, вторник

Методы управления государственными и муниципальными финансами

К основным функциональным элементам управления финансами относят:

Планирование в теории финансового менеджмента рассматривается как инструмент формирования целевых показателей, анализ достижения которых на практике позволяет судить о качестве плана, полноте и достаточности предложенных мероприятий, а также об отклонениях фактических и плановых параметров. Именно поэтому некоторые экономисты называют планирование и контроль взаимосвязанными функциональными элементами управления государственными и муниципальными финансами.

Реализация финансового планирования предполагает постановку вопросов о том, какие источники финансирования являются доступными, на какие направления их стоит распределить и как достичь сбалансированности между централизованными и децентрализованными фондами, отраслями национального хозяйства и территориями.

Следовательно, объектом финансового планирования выступает образование и распределение доходов и накоплений, формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Всех субъектов планирования в системе централизованных финансов можно назвать «центрами ответственности», как и в корпоративном секторе. Это значит, что каждый участник финансового планирования участвует в принятии управленческих решений. Все органы исполнительной являются субъектами финансового планирования, но напрямую, конечно, реализацией занимается исполнительная власть.

В системе управления финансами общественного сектора выделяют следующие виды финансовых планов.

В систему финансового плана государства входят:

Рассмотрим принципы и методы финансового планирования.

Таким образом, расходование бюджетных средств не должно обозначать только полное их «освоение». Деньги должны «показать эффект» или «принести результат», иначе финансирование теряет смысл.

Соответствие этим принципам невозможно реализовать без использования методов финансового планирования.

Базовым методом является нормативный, который основан на определении и использовании нормативов, т.е. величин, обозначающих предельно допустимое или среднее допустимое количество или минимально необходимый результат.

Экономически нормативы отражают общественные требования к результатам деятельности и характеризуют необходимый уровень использования ресурса на конечный результат или регламентируют отношения в ходе распределения результатов деятельности. Комплекс норм и нормативов, используемых для разработки прогнозных и плановых документов, обоснования плановых заданий, оценки их выполнения, называется нормативной базой. Па сегодняшний день использование нормативного метода является в качестве основы обеспечения соответствующего международным стандартам уровня социального развития, достижения оптимальной сбалансированности производства и потребления, своевременного вскрытия резервов, эффективного использования ресурсов, рационального управления экономикой, развития рыночных отношений. Кроме того, разработка научно обоснованных нормативов значительно повышает качество финансового планирования.

Экономический анализ предполагает обработку данных с помощью следующих методов:

Экономический анализ включает методы экономических группировок, прямого счета (определяют показатели исходя из научно-обоснованных норм и нормативов материальных, трудовых затрат), метод соотношений, или индексный, и метод структуризации (дерево целей).

Балансовый метод помогает выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабе страны, субъектов Российской Федерации и местных администраций, поскольку позволяет проанализировать соотношение производства и потребления территорий, обеспеченность ресурсами и их использование, денежными и нефинансовыми потоками.

Математические методы и модели позволяют построить вероятностные прогнозы и предварительно оценить их жизнеспособность. Математическая модель экономического объекта представляет собой совокупность уравнений, неравенств, логических отношений, графиков, объединяющих группы отношений элементов изучаемого объекта. Сюда же относят методы статистического анализа (индексный метод, регрессионный анализ) и экстраполяцию.

Также применяют метод экспертных оценок, когда собирают несколько мнений экспертов. Его используют в дополнение к другим методам финансового планирования.

Программный метод стал применяться в финансовом планировании сравнительно недавно и уже показал свою эффективность. Конечно, его невозможно использовать без других методов финансового планирования, которые были рассмотрены ранее.

Эти методы позволяют оптимизировать финансовое планирование на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.

Управление централизованными финансами невозможно представить без государственного и муниципального финансового контроля, который осуществляется на всех стадиях управления государственными и муниципальными финансами и реализует следующие задачи:

Объектами финансового контроля являются поступления всех видов доходов бюджета и взносов во внебюджетные фонды, кредитные и заемные средства, их использование. Контроль за исполнением бюджета осуществляется представительными органами власти, Счетной палатой Российской Федерации, а также финансовыми и налоговыми органами.

Среди основных принципов государственного финансового контроля можно выделить принцип плановости; системности; непрерывности; законности; объективности; независимости; гласности; эффективности контроля. Можно заметить, что все эти критерии соответствуют принципам организации финансовой системы государства в целом, а также бюджетной системы.

Классификация финансового контроля может быть представлена в следующем виде.

текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

К субъектам реализации государственного и муниципального финансового контроля относятся:

финансовые органы субъектов и муниципальных образований при самостоятельном исполнении бюджета.

Рассмотрим методы финансового контроля.

Подводя итоги, следует отмстить тенденцию к внедрению корпоративных подходов финансового менеджмента в систему управления государственными и муниципальными финансами. Этому способствовали реформа сети бюджетных учреждений, переход на трехлетнее бюджетное планирование и внедрение бюджетирования, ориентированного на результат. Следующим шагом можно назвать разработку системы оценки качества персонала, занятого в секторе государственного и муниципального З’правления. Это система показателей необходима для оценки эффективности деятельности менеджмента компаний с государственным участием.

Читать также:  К ОРГАНАМ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОТНОСИТСЯ ТЕСТ С ОТВЕТАМИ

Роль и значение государственных и муниципальных финансов

Объем и назначение государственных и муниципальных финансов в финансовой системе на уровне государства и на уровне муниципальных сообществ обуславливается размером финансовых ресурсов, которые необходимы государству и муниципальному сообществу для реализации принятых на себя обязательств перед населением.

Современная Россия стремится сегодня к формированию новой модели общественно-государственного устройства, которое именуется социальным государством, соответственно, принимает на себя обязательства по формированию среды, обеспечивающей благосостояние населения, свободное развитие личности.

Концепция социального государства предполагает упорядочение общественных отношений государством на принципах гуманизма для выполнения комплекса социально-экономических задач и формирования среды для развития институтов гражданского общества, включения населения в процесс управления и др. В свою очередь, осуществление социальной политики требует от системы публичного управления на государственном и муниципальном уровнях финансового обеспечения принятых на себя обязательств. Такие социальные обязательства конституционно регламентируются и включают в себя систему социальных благ, которую государство и муниципальные образования обязуются сделать доступными для населения независимо от его доходов и территории проживания.

На сегодняшний момент Россия только пытается сформировать систему управления государственными и муниципальными финансами таким образом, чтобы обеспечить баланс обязательств государства и муниципалитетов перед обществом и имеющимися финансовыми возможностями населения и, соответственно, государства и муниципалитетов.

«Представление о государственных и муниципальных финансах, их отражение в современных теориях финансов » 👇

Государственные и муниципальные финансы в современных теориях финансов

Теорией управления в экономически развитых зарубежных государствах государственные финансы трактуются как общественные финансы: для реализации задач публичного управления государство формирует соответствующие институты, таким образом, возникновение государства предопределяет потребность перераспределения финансовых ресурсов.

В современной рыночной среде учеными категория финансов рассматривается как система денежных отношений, объектом которых выступают:

Экономическое содержание термина финансы составляют денежные отношения, которые складываются при движении финансовых ресурсов в сфере функционирования частных субъектов и в публично-правовой сфере, опосредующие образование, формирование и использование частными субъектами, государством, муниципалитетами таких ресурсов за счет применения соответствующих финансовых инструментов. Таким образом, система финансов состоит из:

В современных условиях влияние государства и муниципальных образований на перераспределение денежных ресурсов в обществе опосредуется преимущественно:

Государственные и муниципальные финансы – это финансовые правоотношения по формированию финансовых ресурсов для обеспечения реализации функций публичного управления в экономической, социальной, экологической и иных сферах, субъектами которых непосредственно выступают органы публичного управления федерального, регионального или местного уровня.

Система управления государственными и муниципальными финансами оказывает непосредственное воздействие на упорядочение финансовых отношений в частной сфере. В кризисные для экономики моменты государственные и муниципальные финансы начинают играть решающую роль, поскольку за счет них возможно:

Инструменты государственных и муниципальных финансов

Государство сегодня влияет на финансовые отношения преимущественно через:

При этом в современной экономической системе государственные и муниципальные финансы следует рассматривать шире, чем источники обеспечения функций публичного управления, они должны выступать инструментом стимулирования инновационного развития экономики, роста ее производительности, развития интеллектуального потенциала населения и пр.

Государственные и муниципальные ресурсы выступают источниками финансирования деятельности должностных лиц и органов публичного управления.

Итак, государственные и муниципальные финансы представляют собой сложную систему финансовых отношений, урегулированных государственным законодательством и актами местного нормотворчества для упорядочения процессов формирования и использования общественных денежных доходов для осуществления функций публичного управления.

В состав таких финансовых отношений входят:

Значение инструментов управления государственными и муниципальными финансами

Процессы глобализации, проходящие в современной мировой экономике, а также процессы демократизации публичного управления, проходящие внутри страны, требуют эффективного управления государственными и муниципальными финансами. Такое управление позволяет обеспечить для всех государств устойчивость бюджетной системы страны, финансовую безопасность и прогрессивный экономический рост. Указанное определяет значимость эффективности организации бюджетного процесса, посредством которого реализуется система управления финансами.

Процесс управления финансами на государственном и муниципальном уровнях характеризуется сложностью и многоаспектностью.

Таким образом, в основе эффективного управления государственными и муниципальными финансами лежит эффективная организация бюджетного процесса.

Сегодня в качестве важного направления повышения эффективности управления государственными и муниципальными ресурсами выступает инновационное обновление экономики посредством государственного участия в сфере структурных экономических реформ.

Бюджетный процесс как система мероприятий по организации и управлению государственными и муниципальными ресурсами представляет собой комплекс стадий по аккумулированию и использованию финансовых ресурсов, начиная с разработки и утверждения проекта бюджета и заканчивая предоставлением отчетной информации относительно исполнения бюджета.

Целью государственного и муниципального управления финансовыми ресурсами выступает учреждение централизованных фондов финансов на уровне государства и на уровне местных сообществ для их использования в области финансового обеспечения социально-экономических задач публичного управления на федеральном, региональном и местном уровнях.

Читать также:  ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ С БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМОЙ

«Инструменты управления государственными и муниципальными финансами» 👇

Строго юридически, бюджетный процесс представляет собой урегулированную нормами федерального и местного бюджетного законодательства (нормотворчества) деятельность органов публичного управления федерального, регионального и местного уровней и иных субъектов бюджетного процесса по разработке, составлению, рассмотрению и утверждению проекта бюджета, а также по исполнению бюджета, представлению информации относительно исполнения бюджета и реализации контрольных мероприятий относительно законности и эффективности расходования бюджетных средств.

Задачи управления государственными и муниципальными финансами

В качестве основных задач управления государственными и муниципальными финансами можно выделить следующие:

Стадии реализации инструментов управления государственными и муниципальными финансами

Система инструментов управления государственными и муниципальными финансами представляет собой бюджетный процесс, который, в свою очередь, является комплексом стадий – от разработки до реализации проекта использования привлеченных в бюджет соответствующего уровня финансовых средств.

Каждый этап бюджетного процесса имеет собственное значение и должен реализовываться в соответствии с целями и сроками, которые установлены бюджетным законодательством.

Цикл планирования и непосредственного использования государственных и муниципальных финансов может длиться до трех лет. При этом в области управления государственными и муниципальными ресурсами используются категория бюджетного года, то есть периода, в течение которого реализуется план конкретного бюджета.

Процесс управления государственными и муниципальными финансами во всякой стране, в том числе и в России, предполагает определенную процедуру и последовательность реализации бюджетных отношений, установленных законом. Под субъектами, которые выступают участниками процесса управления финансовыми ресурсами, понимаются органы публичного управления в соответствии с их функциональным назначением.

Управление муниципальными и государственными финансами

Управление государственными и муниципальными финансами — это процесс стратегического и оперативного финансового прогнозирования и планирования, исполнения утвержденных планов и финансового контроля.

В качестве объекта управления такими финансами необходимо рассматривать непосредственно финансовые отношения. В качестве субъектов управления признают различного рода органы государственной власти, муниципальные и местные учреждения. Так, например, на макроуровне в качестве субъектов управления финансами можно рассматривать Федеральное Собрание, Президент, Правительство РФ. Если говорить о микроуровне, то в качестве органов управления финансами рассматривают различного уровня финансовые управления, отделы и т.д.

«Современные особенности и задачи управления государственными и муниципальными финансами» 👇

В рамках управления финансами на сегодняшний день выделяют:

В настоящее время управление финансами реализовано посредством разработки и реализации финансовой политики.

На первом этапе управления финансами формируется комплекс финансовых планов, основным методом формирования которых является, в первую очередь, бюджетирование.

На макроуровне в рамках данного этапа разрабатываются различного рода проекты бюджетов всех уровней, начиная с местных и заканчивая федеральными, на микроуровне в рамках данного этапа муниципальными и местными органами власти разрабатываются прогнозные балансы доходов и расходов, различного рода сметы, бухгалтерские балансы и т.д.

Стоит отметить, что качество финансовых планов в значительной мере зависит от точности социально-экономических планов, а также от глубины анализа реализуемой деятельности в прошлые периоды.

Далее на основании принятых финансовых планов, как правило, организуется процесс их непосредственной реализации. Например, на макроуровне данный функционал возложен на Федеральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета может быть реализовано на основании отражения всех операций с финансовыми ресурсами и их остатков в системе балансовых счетов.

Отражение всех операций в финансовые ресурсы предусматривает:

Под финансированием расходов федерального бюджета понимают:

На микроуровне муниципальных учреждений под организацией исполнения бюджета понимают исполнение принятых финансовых планов, т. е активное управление активами и пассивами такого учреждения. Под управлением активами на сегодняшний день понимают управление как внеоборотными активами, в рамках которых подразумевается инвестиции в основные производственные фонды, нематериальные активы и т. д., так и оборотными активами, под которым понимают управление запасами, денежными средствами в кассе и на расчетном счету. Текущее управление финансами предполагает принятие управленческих решений в финансовой сфере на основании соответствующих сведений.

Необходимость исполнения принятых финансовых планов требует стимулирования их реализации. На сегодняшний день в большей части преобладают экономические способы стимулирования.

Заключительным этапом управления государственными и муниципальными финансами можно назвать осуществление финансового контроля. Среди наиболее распространенных форм финансового контроля можно назвать предварительный, текущий и последующий контроль. Финансовый контроль за расходованием бюджетных финансовых ресурсов реализован, как правило, на макроуровне. Федеральное казначейство контролирует осуществление операций с бюджетными финансовыми участников бюджетного процесса, координирует деятельность прочих органов исполнительной власти в ходе реализации функций финансового контроля.

Министерство финансов РФ, в свою очередь, реализует так называемый внутренний контроль за расходованием бюджетных финансовых ресурсов главными распорядителями, распорядителями и получателями таких ресурсов; за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; за использованием хозяйствующими единицами, экономическими субъекта бюджетных кредитов, бюджетных ссуд инвестиций.

Подписка

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *