ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ИХ РОЛИ И ОБЯЗАННОСТИ

Органы управления финансами и их функции

ТЕМА 7 УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

1Понятие об управлении финансами

2 Органы управления финансами и их функции

3 Финансовое планирование и прогнозирование

4 Государственное регулирование финансов

5 Управление финансовыми ресурсами

Под управлением финансами понимают «сознательное воздействие органов управления на финансы страны, регионов, хозяй­ствующих субъектов и на финансовые процессы, финансовую дея­тельность, осуществляемое с целью достижения и поддержания сба­лансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономи­ческих и социальных задач». В системе управления финансами, как и в другой управляемой системе, выделяют объект и субъект управления. Объектами управ­ления являются группы финансовых отношений, а субъектами — финансовые органы управления.

К объектам финансового управления также можно отнести взаимоотношения:

— между хозяйствующими субъектами по поводу распределе­ния доходов (совместные фонды, долевое участие, штрафные санк­ции и др

— между страховыми организациями, с одной стороны, и хозяй­ствующими субъектами и населением, с другой стороны, по поводу образования и использования страховых фондов;

— между хозяйствующими субъектами и вышестоящими орга­низациями по поводу образования и распределения фондов денеж­ных средств, создаваемых вышестоящей организацией;

— внутри предприятий, учреждений, организаций по распре­делению выручки, формированию денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств и их использованию.

Объекты управления финансами классифицируются так­же по звеньям финансовой системы Российской Федерации. По этому признаку следует выделить следующие объекты финансового управ­ления: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъек­тов и местные финансы.

Субъектами управления финансами являются законодательные и исполнительные органы власти и управления в соответствии с ком­петенцией в финансовой сфере. Их правомерно классифицировать по звеньям финансовой системы. Так, текущее управление государ­ственными финансами осуществляет Министерство финансов Рос­сийской Федерации и его территориальные органы. Управление местными финансами осуществляют финансовые органы муници­палитетов. Крупные хозяйствующие субъекты создают специализи­рованные органы управления финансами (департаменты финансов, финансовые управления или отделы), в небольших организациях функции по управлению финансами входят в должностные обязан­ности экономистов, в основном главных бухгалтеров.

К функциям управления финансами следует относить финансовое планирование и прогнозирование, финансовый анализ, финансовый контроль, учет финансовых ресурсов и других денежных средств, а также регулирование финансов на основе использования всех этих функций.

Воздействие субъекта на объект управления может осуществлять­ся с помощью как административно-распорядительных, так и экономи­ческих методов управления. Административно-распорядительные методы предполагают выработку приказов, распоряжений, других распорядительных документов, их доведение до подчиненных и контроль за исполнением. Экономиче­ские методы основаны на материальной заинтересованности персонала в повышении эффективности выполнения своих функций.

Управление финансами осуществляется посредством исполь­зования соответствующего управленческого аппарата. Общее управ­ление финансами осуществляют высшие органы власти и управле­ния: Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламенти­рует деятельность финансовых органов, имеет право наложить вето на финансовое законодательство, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Феде­ральному Собранию Бюджетное Послание.

Федеральное Собрание утверждает финансовые законы, рас­сматривает проект федерального бюджета России и утверждает за­кон о федеральном бюджете.

Правительство РФ формирует федеральный бюджет, является единым центром управления финансами, разрабатывает концепту­альные основы финансовой политики.

Главным органом, осуществляющим текущее управление госу­дарственными финансами, является Министерство финансов Рос­сийской Федерации.

Руководство Министерством финансов Российской Федерации осуществляют министр финансов и его заместители. Ор­ганизационная структура Министерства финансов Российской Фе­дерации включает одиннадцать департаментов:

— бюджетной политики;

— бюджетной политики в отраслях экономики и социальной сферы;

— бюджетной политики в сфере государственной военной и пра-воохранительной службы и государственного оборонного заказа;

— межбюджетных отношений;

— международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов;

— налоговой и таможенно-тарифной политики;

— регулирования государственного финансового контроля, ауди­торской деятельности и бухучета;

— федерального казначейства (казначейство);

— финансовой политики;

— правовой.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Рос­сийской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, нало­говой, страховой, валютной, банковской деятельности, государствен­ного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бух­галтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных плате­жей, включая определение таможенной стоимости товаров и транс­портных средств, инвестирования средств для финансирования на­копительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, про­тиводействия легализации доходов, полученных преступным путем, я финансированию терроризма.

Главная задача Министерства финансов Российской Федера­ции — разработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государ­ственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгал­терской отчетности, добычи, производства, переработки драгоцен­ных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств. Для выполнения своих задач Министерство осуществляет следующие основные функции:

Читать также:  Финансы и кредит. Темы дипломных работ

— разработка проекта федерального бюджета и прогноза кон­солидированного бюджета Российской Федерации;

— прогнозирование и кассовое планирование исполнения и ис­полнение федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

— финансовый контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;

— совершенствование методов бюджетного планирования и по­рядка бюджетного финансирования, методическое руководство в этой сфере, а также в области составления и исполнения федерального бюджета;

— управление государственным внутренним и внешним дол­гом Российской Федерации;

— осуществление функций эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации;

— координация бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики.

Министру финансов разрешено иметь двух заместителей. Пре­дельная численность центрального аппарата Министерства финан­сов Российской Федерации не должна превышать 1370 работников (без персонала по охране и обслуживанию зданий), а территориаль­ных органов Министерства — 51 777 работников.

Самостоятельным юридическим лицом, входящим в состав Министерства финансов Российской Федерации, является федераль­ное казначейство. В структуру федерального казначейства входят Главное управ­ление федерального казначейства, территориальные органы в субъек­тах Российской Федерации, органы федерального казначейства в рай­онах, городах и городских районах. Органы казначейства выполняют следующие задачи:

— управление денежными средствами на счетах казначейства, предварительный и текущий контроль целевого использования бюд­жетных средств;

— составление краткосрочного прогноза объемов ресурсов феде­рального бюджета;

— сбор, обработка и анализ информации о состоянии государ­ственных финансов для органов государственной власти и управ­ления;

— подготовка отчетности о финансовых операциях по соответ­ствующему бюджету;

— разработка методологических и инструктивных материалов по исполнению соответствующего бюджета.

Для выполнения этих задач органы федерального казначейства:

— осуществляют кассовое исполнение федерального бюджета и распоряжение средствами, находящимися на соответствующих счетах в банковской системе, кассовое обслуживание бюджетов субъек­тов Российской Федерации и местных бюджетов, распределение доходов между бюджетами различных уровней;

— ведут сводный реестр распорядителей и получателей средств федерального бюджета, учет операций по движению средств федерального бюджета, сбор, обработку и анализ информации и состав­ляют отчетность;

— осуществляют краткосрочное прогнозирование доходов и кас­совое планирование расходов федерального бюджета.

При контроле всех поступлений и выплат денежных средств бюджетов и внебюджетных фондов в структуре исполнительной вла­сти казначейство реализует функции кассира и главного бухгалтера. Получаемая от казначейства информация позволяет руководству Министерства финансов Российской Федерации и Правительству РФ объективно оценивать работу органов государственного управления и оптимизировать распределение бюджетных потоков по министер­ствам и ведомствам.

Планирование выступает основным средством использования экономических законов в процессе управленческой деятельности. Планирование — это комплексный процесс заблаговременного приня­тия решений, включающий в себя исследование, анализ и собственно планирование.

Планирование как вид управленческой деятельности направле­но на выбор оптимальной альтернативы развития объекта управления, рассчитанной на определенный временной период:

— всегда представляет собой предварительное принятие реше­ний на основе комплексного анализа, направленных на достижение требуемых результатов в перспективе;

— должно быть гибким и способным адаптироваться к посто­янным изменениям самого объекта управления, изменением внеш­ней среды, т. процесс планирования — процесс итерационный;

— роль заключается не только в предсказании будущего состо­яния объекта и не в пассивном приспособлении к изменениям, а в ак­тивном преобразовании объекта планирования.

Под финансовым планированием понимают деятельность по достижению сбалансированности и про­порциональности финансовых ресурсов. Движение финансовых ресурсов отражается в соответствующих финансовых планах, состоя­щих из доходной и расходной частей. Важную роль в обеспечении про­порциональности и сбалансированности развития экономики играют балансы финансовых ресурсов (финансовые балансы). Финансовый баланс представляет собой свод всех доходов и расходов бюджета и го­сударственных внебюджетных фондов, в него включается также при­быль организаций, остающаяся в их распоряжении, и амортизация. Финансовый баланс построен на основе сопоставления доходов с рас­ходами. Превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит (профицит) финансового баланса.

Финансовый баланс является основным аналитическим инст­рументом при проектировании бюджета Российской Федерации и прогнозировании источников капитальных вложений, формирую­щийся на территории субъекта РФ. Он составляется на основе отчетно­го финансового баланса за предыдущий год, ожидаемых в текущем году итогов и основных параметров прогноза социально-экономи­ческого развития Российской Федерации.

Важнейшей составной частью финансового планирования яв­ляется бюджетное планирование. В процессе бюджетного планиро­вания определяются направления распределения и перераспределе­ния бюджетных ресурсов в соответствии с целями и задачами, поставленными в Бюджетном послании Президента РФ и конкрети­зированными в бюджетной политике. Как часть финансового пла­нирования бюджетное планирование является одним из важнейших инструментов регулирования экономики и подчинено требованиям финансовой политики государства.

Читать также:  По критериям характера и срочности управление финансами делится на стратегическое и

Под финансовым прогнозированием понимают предвидение возможного финансового положения государства, обоснование пер­спективных показателей финансовых планов. Финансовое прог­нозирование предшествует финансовому планированию, основано на концепции развития финансовой политики страны на среднесроч­ный или долгосрочный период. Финансовые прогнозы позволяют наметить и проанализировать разные варианты финансового обес­печения развития страны и ее регионов, формы и методы реализа­ции финансовой политики.

Поможем в написании учебной работы
Поиск по сайту:Главная
О нас
Популярное
ТОП
Новые страницы
Случайная страница
Изречения для студентов
Пожаловаться на материал
Обратная связь
FAQ

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ, ИХ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления. В зависимости от государственного устройства высшими законодательными органами выступают различные образования. Так, в США – это Конгресс, В Великобритании – Парламент, в Германии – Бундестаг, во Франции – Национальное Собрание, в России – Федеральное Собрание.

Общее управление финансами в РФ в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы государственной власти – Федеральное собрание, аппарат Президента, правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях народного хозяйства. Именно финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету и анализу, контролю и регулированию, составлению и исполнению финансовых планов.

На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

· профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ;

· Министерство финансов РФ и его органы на местах;

· Центральный банк РФ;

· Министерство РФ по налогам и сборам;

· Федеральная налоговая служба РФ;

· Государственный таможенный комитет РФ;

· Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;

· Министерство государственного имущества;

· исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

Управление финансами на предприятиях и в отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также финансовые отделы и управления сохранившихся министерств и ведомств. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры.

Всю работу по управлению государственными финансами осуществляют Министерство финансов, его нижестоящие финансовые органы, а также Федеральная налоговая служба.

Среди всех органов выделяется Министерство финансов РФ комплексным характером своих функций, направленных в разные стороны финансовой деятельности государства. Этот государственный орган исполнительной власти обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.

На Министерство финансов возложены следующие задачи:

1) разработка и реализация единой государственной финансовой политики;

2) составление проекта и исполнение федерального бюджета;

3) осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов;

4) обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка

Основными подразделениями Министерства финансов являются бюджетный департамент; отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства, транспортных систем и связи, оборонного комплекса и др. ; департамент иностранных кредитов и внешнего долга; департамент налоговых реформ; департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка; департамент государственного финансового контроля и аудита; главное управление Федерального казначейства.

Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:

ü участвует в работе по составлению долговременных и кратковременных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

ü организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;

ü обеспечивает исполнение федерального бюджета, а так же государственных федеральных внебюджетных фондов;

ü разрабатывает с участием Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральной налоговой службы РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

ü принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;

ü разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;

ü разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ;

ü управляет государственным внутренним и внешним долгом РФ;

Важным подразделением Министерства финансов является Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.

Основными задачами органов Федерального казначейства являются:

1) организация, осуществление и контроль исполнения бюджета Российской Федерации;

2) управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;

3) финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов;

4) краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

Читать также:  Кпк капитал финанс м новокузнецкая ул садовническая д 14 корп 2

5) управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание;

6) представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом.

Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами Счетной палаты являются: (1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению; (2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; (3) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; (4) регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.

Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью внесения взносов в бюджет всех обязательных платежей. Территориальные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам обязаны:

ü осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;

ü вести учет и проводить проверки налогоплательщиков;

ü ежемесячно представлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;

ü осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.

25 октября 1991 года Указом Президента РСФСР образован Государственный таможенный комитет России (ГТК). ГТК является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации.

В соответствии с возложенными на него задачами Государственный таможенный комитет РФ осуществляет следующие функции:

ü организует систему контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров;

ü обеспечивает самостоятельно и во взаимодействии с другими правоохранительными органами контроль за соблюдением режима зоны таможенного контроля, организует систему охраны объектов таможенной инфраструктуры, осуществляет другие меры по охране таможенной границы Российской Федерации;

ü организует осуществление таможенного контроля, принимает меры по его совершенствованию и упрощению без ущерба эффективности такого контроля;

ü участвует в организации экспортного контроля, контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов, а также культурных ценностей;

ü организует осуществление в соответствии со своей компетенцией валютного контроля; выполняет функции органа валютного контроля; осуществляет контроль за соблюдением должностными лицами таможенных органов Российской Федерации законности при производстве по делам о контрабанде и об иных преступлениях в сфере таможенного дела, осуществлении оперативно — розыскной деятельности, производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении, производстве по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба (ФНС РФ)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. Кроме того ФНС РФ:

ü представляет в соответствии с законом Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам;

ü рассматривает уведомления о проведении стимулирующих лотерей;

ü осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности;

ü осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание службы и реализацию возложенных на нее функций;

ü обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

ü организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение заявлений.

Федеральная служба страхового надзораосуществляет государственный надзор за страховой деятельностью в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиту прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Также устанавливает общие требования к лицензированию и ведению государственного реестра страховых организаций, осуществляет контроль за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, соблюдением методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *