Основные способы воздействия финансов на социальные и экономические процессы заключаются в этих процессах

Основные методы финансового воздействия на развитие экономики

Финансовое воздействие на развитие экономической системы осуществляется следующими методами:

  • самофинансирование
  • кредитование
  • государственное финансирование.

Основные способы воздействия финансов на социальные и экономические процессы заключаются в этих процессах

Самофинансирование основывается на использовании хозяйствующими субъектами собственных финансовых ресурсов. Когда собственных средств недостаточно, то фирма может сократить издержки или привлечь кредитные ресурсы.

Кредитование – представляет собой способ финансового воздействия на производство, при котором издержки хозяйствующего субъекта покрываются за счет заемных средств (ссуд), предоставляемых на принципах платности, срочности, возвратности.

Государственное финансирование – способ финансового воздействия, осуществляемый за счет бюджетных средств, а также средств внебюджетных фондов, которые формируются на различных уровнях государственного управления.

Что такое финансы?

Финансы – это совокупность экономических отношений, возникающих между субъектами в результате формирования, распределения и расходования финансовых ресурсов, выраженных в форме денежных средств.

На сегодняшний день, финансы не могут существовать без субъектов финансовых отношений, которые осуществляют различного рода расчеты между собой в денежной форме, т. под финансами понимаются не столько денежные средства, сколько расчеты с их использованием.

Под экономическим субъектом понимают юридическое или частное лицо, которое выступает в качестве носителя соответствующих прав и обязанностей.

Тесное взаимодействие компаний и частных лиц, выступающих в роли экономических субъектов, формирует рынок, что в значительной мере способствует кругообороту денежных средств в экономике и непосредственно возникновению финансов. Можно сказать, что движение денежных средств образует потоки финансов и финансовые фонды. Именно в таком движении находят свое воплощение финансовые отношения, в которые неразрывно связаны с образованием и использованием денежных фондов.

Субъекты экономических отношений можно разделить на следующие группы: хозяйствующие единицы, которые представлены различного рода предприятиями и экономическими субъектами, домашние хозяйства и государство.

На сегодняшний день выделяют следующие виды финансов:

  • финансы предприятий;
  • финансы домашних хозяйств;
  • финансы государства.

Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории.

Важный признак финансов — денежный характер финансовых отношений. Деньги являются обязательным условием существования финансов.

Следующим признаком финансов является распределительный характер финансовых отношений.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов, которые формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение различных потребностей общества.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

1) распределительная функция. Эта функция реализует общественное назначение финансов — обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами. Здесь осуществляется первичное распределение вновь созданной стоимости и формирование на ее основе первичных доходов: прибыли, начислений на социальное страхование и др.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита.

2) контрольная, основу данной функции составляет движение финансовых ресурсов. Поскольку финансы пронизывают все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования,

3) Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

4) Стимулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и экономических программ.

5) Фискальная функция финансов связана с тем, чтобы поддерживать нерентабельные, но необходимые отрасли хозяйства. Она осуществляется с помощью множества методов и приемов (инвестирование, налогообложение, имитирование и др.

Финансовая система РФ состав структура и критерии ее организации Финансовая система РФ — совокупность всех входящих в финансы РФ звеньев в их взаимосвязи. Финансовую систему РФ составляют следующие звенья (институты): 1) бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральным, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами;

2) внебюджетные целевые фонды;

3) финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, экономических отраслей;

4) имущественное и личное страхование;

5) кредит (государственный и банковский).

Перечисленные звенья финансовой системы РФ существуют , как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов как экономической категории, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности действий. Функционирование финансовой системы обеспечивается движением наличных денежных знаков и в большей части — безналичными денежными платежами и расчетами.

Каждое из звеньев финансовой системы является совокупностью специфических финансовых отношений, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными. Централизованные денежные фонды в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, используемые для производственных и социальных целей в масштабах данного предприятия (организации).

Финансовая система РФ включает в себя:

Государственную бюджетную систему;

Внебюджетные специальные фонды;

Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);

Фонды страхования (имущественного и личного);

Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ.

Сущность финансов реализуется в выполняемых ими функциях, посредством которых рас­крываются свойства и назначение финансов как особой экономической категории.

Распределительная функция проявляется при распре­делении национального дохода, в процессе создания так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна первоначальному национальному доходу.

Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства и делятся на две группы:

1) доходы предприятий сферы материального произ­водства;

2) зарплата работников, занятых в сфере материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общест­венных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материаль­ных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение, или перераспределение, нацио­нального дохода.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производные, доходы. К ним относятся доходы, полу­ченные в отраслях непроизводственной сферы. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Необходимость перераспределения совокупного общест­венного продукта возникает вследствие:

— наличия наряду с производственной непроизводст­венной сферы (оборона, образование и т

— неравномерности развития отдельных отраслей и тер­риторий;

— различия в доходах различных групп населения.

Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производ­ства, отдельными регионами страны, социальными группами населения.

Основная цель распределения и перераспреде­ления национального дохода и валового внутреннего про­дукта (ВВП), совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.

Регулирующая функция финансов выражается через воздействие государства на экономическое развитие.

Основными инструментами, используемыми при этом, являются:

— регулирование и контроль посредством принятия соответствующих законов;

— установление предельных цен на некоторые товары и услуги;

— государственные расходы, которые побуждают фирмы и работников производить те или иные товары и услуги;

— сокращение или ликвидация налогов, а также огра­ничение потребления отдельных видов товаров с помощью акцизов на алкоголь и табачные изделия;

— реструктуризации задолженности предприятий (например, задолженности сельскохозяйственных товаро­производителей).

Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов.

Данная функция проявля­ется в контроле над распределением ВВП по соответствую­щим фондам и расходованием их по целевому назначению. Исходя из характера движения финансов, общество имеет возможность знать, как складываются пропорции в распре­делении денежных средств, как обеспечивается своевремен­ность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования.

Читать также:  Как можно получить доступ к личному кабинету без логина и пароля?

— выручка от реализации товаров и услуг,

— затраты на производство и реализацию продукции,

— оплата труда,

— цены и тарифы,

— прибыль, ее использование.

Важными направлениями финансового контроля являются проверка соблюдения законодательства и нормативных актов, формирование и исполнение бюджетов, своевремен­ность и полнота выполнения налоговых обязательств перед бюджетной системой и целевое использование бюджетных средств.

Объектом финансового контроля выступает также финансовая документация, ее соответствие установленным нормам;

Субъектами — органы государственной власти, внутрифирменные контрольные органы и независимые аудиторские организации.

Органы государственной власти контролируют бюд­жетные средства и финансово-хозяйственную деятель­ность государственных предприятий, начиная с обсу­ждения и принятия бюджета, затем в процессе его исполнения и заканчивая рассмотрением и утверждением отчетов об исполнении бюджета.

Финансовый контроль осуществляется законодательными (представительными) органами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, Министерством финансов РФ, Федераль­ным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, главными распорядите­лями и распорядителями бюджетных средств, Федеральной таможенной службой (ФТС России).

Соблюдение законодательства о налогах, правильность их исчисления, полноту и своевременность внесения в соот­ветствующие бюджеты отслеживает налоговая служба. Исполнение федерального бюджета подлежит контролю со стороны Счетной палаты РФ. В случае обнаружения нарушений бюджетного законодательства виновные несут ответственность в соответствии с БК РФ и федеральными законами.

Внутрифирменным контролем занимаются финансо­вые подразделения предприятий, ревизионные комиссии, внутренние аудиторские службы предприятий в целях определения правильности образования и использования финансовых и других ресурсов.

Внешний аудиторский контроль осуществляется незави­симыми аудиторскими фирмами. Аудит может проводиться по заказу нуждающихся в нем клиентов за вознаграждение на договорной основе, а также по настоянию заинтересован­ных организаций-контрагентов, судебных органов и органов государственной власти. Субъекты хозяйствования могут быть заинтересованы в аудите в целях объективного неза­висимого анализа хозяйственно-финансовой деятельно­сти и разработки рекомендаций по финансовой стратегии и повышению эффективности своей деятельности. Коммер­ческие банки и инвестиционные компании могут привлечь аудиторские фирмы для экспертизы финансового состоя­ния интересующего их предприятия.

При аудиторском контроле осуществляется проверка правильности бухгалтерского учета, финансовой отчетно­сти, активов, статистического учета, достоверности выпол­нения процедур.

К финансовому контролю предприятий вправе прибегать также банки и страховые организации при выдаче кредитов и заключении страховых договоров в целях выявления их платежеспособности и финансовой устойчивости.

Основные формы финансового контроля — это про­верки, проводимые, как правило, по отдельным направ­лениям деятельности и ревизии, целью которых является обычно комплексная проверка финансово-хозяйственной деятельности.

Несмотря на объективное содержание и единство функ­ций финансов, их роль в жизнедеятельности субъектов различна. Многое зависит от традиций, обычаев, природно- исторических и специфических особенностей потребления и производства в стране.

Финансовая система страны, ее сферы и звенья

Распределение и перераспределение созданного совокуп­ного общественного продукта оказывают влияние на создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, т. формирование финансовой системы страны.

Финансовая система страны — это форма органи­зации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и пере­распределению совокупного общественного продукта.

В целом финансовая система страны состоит из двух крупных подсистем: централизованных и децентрализо­ванных финансов, которые в свою очередь делятся на более мелкие подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов.

Централизованные финансы представляют собой финансы государства и используются для регулирования всей национальной экономики. С их помощью денежные средства организаций и граждан аккумулируются в государ­ственный бюджет и во внебюджетные фонды государства.

В настоящее время государственные и муниципальные финансы РФ включают в себя:

— финансы федерального пра­вительства,

— финансы региональных органов власти

— и мест­ные (муниципальные финансы).

Ввиду того, что Россия относится к федеративным госу­дарствам, то в зависимости от уровня управления бюджеты органов власти подразделяются на:

— бюджет федерального правительства,

— бюджеты регионов,

— местные (муниципаль­ные) бюджеты.

Внебюджетные фонды государства имеют, как правило, целевое назначение.

На федеральном уровне существуют социальные внебюджетные фонды:

— Пенсионный фонд РФ,

— Фонд социального страхования РФ,

— Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Данные фонды аккуму­лируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования.

Государственный и муниципальный кредиты представ­ляют собой денежные отношения между государством, муниципалитетами, с одной стороны, и иностранными государствами, физическими и юридическими лицами, с другой стороны, по вопросу предоставления кредита, гарантии, получения займа.

Госу­дарственный и муниципальный кредиты отвечают задачам функционирования и использования средств бюджета и выступают как:

1) способ финансирования дефицита бюджета;

2) средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджета.

Децентрализованные финансы — это фонды денежных средств хозяйствующих субъектов и домохозяйств, исполь­зуемые с целью производства и реализации товаров и услуг, а также воспроизводства капитала и рабочей силы. Именно они составляют основу финансовой системы любого государ­ства, создают первичные доходы хозяйствующих субъектов, а также доходы граждан. На состав и организацию финансов предприятий существенное влияние оказывают их организа­ционно-правовая форма и отраслевые особенности.

Финансы коммерческих организаций и предприятий пред­ставляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов, про­изводства и реализации продукции, образования собствен­ных финансовых ресурсов, привлечения внешних источни­ков финансирования, их распределения и использования.

Финансовыми посредниками называют всю совокупность кредитных учреждений, действующих в экономике. Суть их посредничества состоит в аккумулировании денежных средств частных лиц с целью их дальнейшего эффективного инвестирования. К финансовым посредникам относятся, например, коммерческие и сберегательные банки, кредит­ные союзы, пенсионные фонды и страховые компании. Объ­емы финансовых операций, осуществляемые финансовыми посредниками, в последние десятилетия возрастают, что обу­словливает выделение финансовых посредников в качестве одного из звеньев финансовой системы России.

Финансы некоммерческих организаций имеют ряд осо­бенностей, связанных с правовым статусом организации, имущественными правами, с целью ее деятельности, поряд­ком распределения доходов. Большинство некоммерческих организаций создаются для достижения социальных, благо­творительных, культурных, образовательных и иных целей.

Финансы домохозяйств — характерное явление для стран с рыночной экономикой. Будучи центральным звеном децентрализованных финансов, они представляют собой систему образования и использования денежных ресурсов индивидов. Появление финансов домохозяйств вызвано разнообразием форм собственности при господстве частной и действием товарно-денежных отношений.

С помощью финансов домохозяйств решаются следую­щие задачи:

— обеспечение денежными ресурсами механизма реали­зации индивидуальных потребностей людей;

— обеспечение денежными ресурсами условий для соз­дания материальных благ и новой стоимости. Выполнение этой задачи делает финансы граждан базой финансов юри­дических лиц.

Вышеперечисленные звенья образуют внутреннюю струк­туру финансовой системы РФ. На их основе формируются внешние, международные финансы, субъектами которых могут выступать физические и юридические лица, организа­ции отдельных государств, транснациональные и междуна­родные корпорации, международные и межгосударственные организации (блоки, союзы).

Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный
аграрный университет

имени императора Петра I»

Кафедра финансов и кредита

по дисциплине «Финансы»

Тема: Основные направления воздействия
финансов

на
социально-экономические процессы

Выполнила: студентка
факультета бухгалтерского учета

и финансов направления
подготовки бакалавров «Экономика»

профиль
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
курс 2 дневного

2013 г.

Осуществление
радикальных преобразований на современном
этапе экономического развития РФ возможно
только при активном и умелом использовании
финансов как инструмента воздействия
на социально-экономические процессы
развития общества, что обусловливает
необходимость теоретического осмысления
содержания финансов, их роли и влияния
на все стороны процесса общественного
воспроизводства. Правильное понимание
направлений развития теории финансов
создает основу для разработки финансового
механизма, адекватного новым целям и
задачам финансовой политики, который
позволит обеспечить высокие темпы развития
экономики, эффективное функционирование
всех субъектов хозяйствования, сбалансированность
бюджетов всех уровней бюджетной системы,
социальную защиту и повышение уровня
жизни населения.

Читать также:  Финансовая политика и ее значение в развитии предприятия

На основе теоретических положений сущности
финансов дается представление о финансовой
системе, управлении финансами, раскрывается
механизм их влияния на социально-экономические
процессы, особенности функционирования
финансов субъектов хозяйствования, государственных
и муниципальных финансов. Такой подход
позволяет показать особенности организации
финансовых отношений в России на микро-
и макроуровнях, а также современные тенденции
развития финансов.

Объектом исследования является изучение
основных направлений воздействия финансов
на социально-экономические процессы.

Для выполнения курсовой роботы нужно
решить следующие задачи:

— понять социально-экономическую сущность
финансов;

— определить роль теории государственных
финансов в формировании      
финансовой политики;

— выяснить каково федерального бюджета
на социально-экономическое     
развитие общества;

— понять роль региональных и местных
бюджетов в социально-экономическом развитии
регионов;

— определить структуру и влияние внебюджетных
фондов государства и их значение в решении
социальных и экономических проблем.

Социально-экономическая
сущность финансов

Социально-экономическая сущность финансов заключается,
прежде всего, в обеспечении регулярного
товарно-денежного обращения и удовлетворении
потребности в финансовых ресурсах.

Причиной возникновения финансов явилась
потребность субъектов ведения хозяйства
и государства в финансовых ресурсах,
необходимых для обеспечения их деятельности.

В современной экономической литературе
финансы рассматривают как систему социально-экономических
отношений, которые возникают по поводу
распределения и перераспределения стоимости
валового внутреннего продукта, а в определенных
условиях и национального богатства с
целью формирования финансовых ресурсов
у субъектов ведения хозяйства и государства,
использования их для расширенного воспроизводства,
удовлетворения других общественных интересов
и потребностей.

Финансы — историческая категория, так
как имеют стадии возникновения, развития,
т. изменяются во времени.

Неразвитая форма финансов характеризуется
непроизводительным использованием бюджета
(2/3 расходовалось на военные цели и практически
не оказывало воздействия на экономику). Характерной чертой второго этапа этого
периода была узость финансовой системы,
так как она состояла из одного звена —
бюджетного —  и количество финансовых
отношений было ограничено.

В настоящее время финансы вступили в
новую стадию развития. Это обусловлено
многозвенностью финансовых систем, высокой
степенью их воздействия на экономику,
большим разнообразием финансовых отношении. На этой стадии финансы становятся одним
из важнейших орудий косвенного воздействия
на отношения общественного воспроизводства:
материальных благ, рабочей силы и производственных
отношений.

Понятие «финансы» часто отождествляется
с понятием «деньги», однако такая трактовка
выделяет лишь один из признаков финансовых
отношений как отношений, имеющих под
собой денежную основу. Однако не любые
денежные отношения могут быть финансовыми. У финансов есть еще ряд признаков, по
которым можно всегда безошибочно выделить
их из совокупности денежных отношений:

— субъекты финансовых отношений обладают
разными правами в процессе этих отношений:
один из них (государство) имеет особые
полномочия;

— процессе этих отношений формируется
общегосударственный фонд денежных средств
— бюджет, следовательно, можно сказать,
что эти отношения носят фондовый характер;

— регулярное поступление средств в бюджет
не может быть обеспечено без придания
налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного
характера, что достигается посредством
правовой нормотворческой деятельности
государства, создания соответствующего
фискального аппарата.

Исходя из вышеперечисленных признаков
финансов, можно сформулировать следующее
определение.

Финансы — это система денежных отношений
в обществе по поводу образования и использования
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств в рамках распределения
и перераспределения валового национального
продукта и национального дохода для решения
экономических, социальных и политических
задач государства.

Финансы являются сложным многоплановым
общественным явлением, которое характеризуется
разными сущностными признаками и формами
проявления. Важным признаком финансов
является их денежный характер. В качестве
материальных носителей финансовых отношений
выступают финансовые ресурсы.

Использование финансовых ресурсов происходит
в основном через фонды целевого назначения,
поэтому существует также определение
финансов как экономической категории,
которая отображает создание распределение
и использование фондов финансовых ресурсов
для удовлетворения потребностей хозяйственной
деятельности, предоставления разнообразных
услуг населению со стороны государства,
обеспечения выполнения государством
его функций.

Роль теории государственных
финансов в формировании финансовой политики

Государственные финансы составляют
часть финансовой системы страны. По экономической
сущности государственные финансы — это
денежные отношения по поводу распределения
и перераспределения стоимости общественного
продукта и части национального богатства,
связанные с формированием финансовых
ресурсов в распоряжении государства,
необходимых ему для выполнения экономических,
социальных и политических функций.

Для выполнения этих функций требуются
как экономические и технологические
предпосылки, так и институциональная
среда: нормы и правила, обеспечивающие
использование этих предпосылок, четкое
определение роли, которую государство
может сыграть в конкретных сложившихся
условиях, способность государства законодательно
определять, финансировать и практически
реализовывать принятые законодательные
нормы. Роль и возможности государства
и государственных финансов в общественном
развитии могут быть различными и зависят
от конкретной обстановки. Вот наиболее
общие предпосылки повышения эффективности
государственных финансов:

— объем осуществляемых государством
функций и реализуемые им меры должны
соответствовать экономическому потенциалу,
финансовым ресурсам и социально-политической
обстановке в стране;

— используемые меры и механизмы должны
быть работоспособными и содействовать
улучшению экономической ситуации в стране;

Все вышеприведённое постулаты складывалось
исторически. За всё время существования
категория финансы постоянно развивалась. Появлялись новые течения, школы,  вводились
новые понятия. И естественно это влияло
на формирование и изменение финансовой
политики стран. Из основных теорий финансов
следует выделить неоклассическую школу,
марксистскую школу, кейнсианство, неокейнсианство
и историческую школу.

Но в начале следует сказать об общем
развитии теории финансов.

Период ненаучного состояния был самым
продолжительным — со времен Древней Греции
и Рима. В те годы господствовал патриархальный
взгляд, согласно которому государство
рассматривалось как частное лицо. Доходы
государства складывались из платы за
пользование государственными землями,
рудниками, рынками, пристанями. Расходы
тоже не отличались многообразием.

Конец средневековья стал, по мнению
многих ученых, началом второго периода
развития финансовой науки — перехода
к научной обработке. Значительный вклад
бал сделан итальянцами Д. Карфа (?-1487),
Н. Макиавелли (1480-1540), Дж. Боттеро (1540-1617)
и другими. Это были годы раннего меркантилизма. Основная идея этого течения выражалась
в активном вмешательстве государства.

Взаимосвязь экономики и финансов

Экономическая система любой страны представляет собой сложный народнохозяйственный комплекс, который способен эффективно развиваться в том случае, если его компоненты и подразделения (виды производств, отрасли, территории и т. ) подчиняются потребностям общества и, при этом, органично взаимодействуют друг с другом. Повышение степени согласованности различных компонентов экономической системы достигается посредством ее государственного регулирования.

Финансовое воздействие на происходящие в экономике процессы производится посредством покрытия систематически возникающих затрат финансовыми ресурсами, которые аккумулируются хозяйствующими субъектами, а также государством. Первичное формирование финансовых ресурсов происходит во всех, без исключения, подразделениях и секторах общественного производства. После этого, через различные целевые денежные фонды происходит их распределение, а также целенаправленное использование. Таким образом, финансовые ресурсы – это важнейший источник простого и расширенного воспроизводства, а также роста уровня благосостояния населения.

Структура и объем финансовых ресурсов в национальной экономике органично связаны с уровнем развития производительных сил. Так, чем более эффективное и масштабное национальное производство, тем, при прочих равных условиях, больше будут размеры используемых и мобилизуемых финансовых ресурсов. В то же время, финансовые ресурсы, инвестируемые в производство, создают предпосылки для совершенствования и роста последнего.

Воздействие финансов на социальную сферу

Социальная сфера имеет очень важное значение и охватывает наиболее важные стороны человеческой жизни. Основными финансовыми инструментами, при помощи которых оказывается воздействие на повышение жизненного уровня населения, выступают сами доходы граждан, социальное обеспечение (социальная помощь и социальное страхование), а также общественные фонды потребления.

Одним из ключевых направлений расходования средств общественных фондов потребления можно назвать финансовое обеспечение социально-бытовой инфраструктуры, которая собой представляет комплекс отраслей непроизводственной и производственной сферы, обслуживающих основную массу населения (здравоохранение, образование, социальное обеспечение, ЖКХ и т.

Социальное страхование представляет собой механизм социальной защиты, предполагающий формирование специальных денежных фонда из страховых взносов населения.

Читать также:  ОТКРЫТЫЕ ФИНАНСЫ ОТЗЫВЫ ДОЛЖНИКОВ

Социальная помощь – это система мер социальной защиты малоимущей части населения, которая осуществляется за счет средств государственного бюджета.

Роль финансов в социально-экономической сфере

Роль финансов в социально-экономическом смысле заключается в отношениях, которые существуют между государством и прочими странами, частными лицами и хозяйствующими единицами по распределению, формированию и использованию финансовых ресурсов, которые формируются в специализированных фондах денежных средств.

Роль и значение финансов изменялись на протяжении всей истории развития финансов. В настоящее время хозяйствующие единицы наделены большей самостоятельностью, например, в отношении распределения полученных доходов от реализации услуг и товаров, расходования собственных денежных средств. При первичном распределении посредством финансов формируются фонды возмещения потребленных в ходе производственного процесса финансовых ресурсов. Также экономические субъекты имеют право самостоятельно выбирать наиболее оптимальный способ начисления амортизации, форму безналичных расчетов при расчетах с контрагентами, определять наиболее оптимальный запас рабочего капитала, разрабатывать и реализовывать стратегию финансирования текущей деятельности.

После возмещения за счет полученной выручки понесенных расходов, уплаты установленных на законодательном уровне налоговых платежей в экономических субъектах формируется фонд оплаты труда, а оставшаяся часть полученной выручки представляет собой чистый доход, называющийся нераспределенной прибылью. С ее помощью хозяйствующие единицы формируют целевые фонды денежных средств, ресурсы которых могут быть направлены социальное и экономическое развитие.

В результате так называемого вторичного распределения или перераспределения формируется бюджет государства и внебюджетные фонды. Посредством подобных фондов реализовано финансовое регулирование и стимулирование производства, также финансируются государственные программы, денежные средства направляются на развитие научно-технического прогресса.

Посредством финансов осуществляется перераспределение финансовых ресурсов между регионами – субъектами федерации, различными отраслями национальной экономики, сферами общественного производства. Выступая в качестве инструмента перераспределения между различными сферами производства, финансы способствуют увеличению темпов развития наиболее приоритетных отраслей, которые, в свою очередь, способствуют развитию научно-технического прогресса. Стоит отметить, что распределение финансовых ресурсов между территориями в значительной мере способствует выравниванию их уровня экономического и социального развития.

Значение финансов в социально-экономическом развитии государства можно рассматривать в рамках следующих направлений:

  • активизация политики накопления капитала населения;
  • реализация бюджетной и налоговой политики для обеспечения высоких темпов развития национальной экономики;
  • поддержка на государственном уровне производственных инвестиций и финансирование инвестиционных программ, которые способствуют сохранению и развитию научно-технического потенциала страны;
  • использование для целей производственного инвестирования возможностей финансового рынка;
  • усиление социальной направленности государственного бюджета;
  • достижение социальной справедливости по отношению к различным категориям, слоям и социальным группам граждан.

На сегодняшний день финансы в значительной мере определяют социально- экономическое развитие государства, непосредственно влияют на структурную перестройку национальной экономики, эффективное расходование финансовых ресурсов бюджета, а также повышение общего уровня жизни граждан.

В современных рыночных условиях финансы оказывают непосредственное регулирующее воздействие абсолютно на все этапы воспроизводственного процесса, обеспечивая всем экономическим субъектам равные условия для самофинансирования и оказывая воздействие структуру расходов и доходов хозяйствующих единиц посредством реализации налоговой и амортизационной политики, введения различного рода льгот, ограничений по размеру заработной платы и собственного капитала. Также финансы оказывают влияние на уровень заинтересованности всех экономических субъектов в реализации инновационной деятельности посредством введения различного рода налоговых вычетов и амортизационной политики, создают благоприятные условия для реализации эффективной деятельности хозяйствующих единиц.

Сущность понятия «финансы»

Финансы – это комплекс всех экономических взаимоотношений, возникающих в процессе формирования, распределения, расходования финансовых ресурсов различных субъектов, одним из которых выступает государство.

Так, финансы играют роль важнейшей составляющей в рамках формирования государственного устройства.

Западные специалисты трактуют финансы в достаточно широком смысле. Конкретика возникает непосредственно при выделении различных видов финансовых отношений, например, при выделении публичных, корпоративных, или личных финансов. Например, в рамках публичных финансов охватываются процессы и механизмы, которые подразумевают и накопление, и расходование финансовых ресурсов страны, способы обеспечения платёжного баланса, методы мониторинга.

Если говорить о корпоративных финансах, которые на сегодняшний день можно считать эквивалентными финансовому и управленческому менеджменту и бизнес управлении, то под финансами понимают искусство управления финансовыми ресурсов, науку, которая преподается на экономических факультетах вузов и институтов.

Также в рамках понятия «финансов» понимают дисциплину, основная цель которой анализ экономических действий в разных областях социально-культурного, правового и экономического пространства.

В понимании обывателей, т. не специалистов в данной области, под финансами понимают прежде всего денежные средства, характеризующиеся некоторой стоимостью. Посредством денежных средств можно получать различные услуги и товары, обменивать их на другие деньги (например, иностранную валюту) или получить часть прибавочной стоимости в виде товара (услуги).

Роль финансов в решении социальных проблем

Основной целью существования социальной сферы можно назвать повышение уровня жизни населения, что выступает в качестве основополагающего элемента национальной экономики, а также обеспечения социальной стабильности в целом. Таким образом, проблемы в социальной области являются актуальными для всех государств.

Управление финансовыми ресурсами в социальной области в значительной мере осложняется неустойчивостью социально-экономических и политических процессов в стране. На сегодняшний день реализуемая государственная политика направлена на оздоровление национальной экономики посредством усиления хозяйственной самостоятельности отдельных единиц, передачи им компетенции по принятию эффективных управленческих решений. Однако, некоторые проблемы в социальной области представляют на сегодняшний день особую опасность для социально-экономической устойчивости в обществе, в связи с чем при выработке стратегических решений необходимо в обязательном порядке учитывать социальных последствия таких решений.

В настоящее время выделяют четыре основных направления совершенствования социальной сферы, непосредственно связанных с финансами:

  • разграничение и выделение компетенций, полномочий и зон ответственности отдельных органов управления для обеспечения их наиболее эффективного взаимодействия;
  • переход от распределительного и директивного типа управления к регулирующему;
  • развитие принципов автономности учреждений с одновременным повышением ответственности за конечные результаты деятельности;
  • развитие общественно-государственных форм управления.

Стоит отметить, что обеспечение приемлемого уровня жизни возможно исключительно при участии финансов, что связано с тем, что уровень жизни граждан в значительной степени предопределяют реальные денежные доходы, формируемые в результате распределения и перераспределения ВНП. Они включают наряду с основными трудовыми доходами также и определенные суммы финансовых надбавок и вычетов.

Среди приоритетных задач финансового регулирования уровня доходов населения можно выделить:

  • обеспечение равномерного роста уровня жизни населения;
  • обеспечение социальной справедливости по отношению абсолютно ко всем категориям и социальным группам;
  • обеспечение минимального прожиточного минимума и конституционных гарантий всех категорий граждан РФ;
  • стимулирование трудовой деятельности среди частных лиц.

Реализуемые на территории РФ реформы не могут быть реализованы с высокой эффективностью без формирования реальных стимулов к труду и предприимчивости совместно с высокой организованностью и дисциплиной, что в большей степени возможно с помощью финансов.

Трудовая мотивация представляет собой особое побуждение людей к труду посредством воздействия на присущие ему мотивы труда. Как правило, в основе трудовой мотивации лежит материальная мотивация, которая может регулироваться финансами.

На современном этапе развития мотивация, основанная на материальных потребностях, может быть реализована через несколько каналов, например: систему оплаты труда, систему реализации полученных за труд денежных средств.

В обществе, где высоко развиты рыночных отношений, основной функционал в области социальной защиты возложен на государство, так как именно оно выступает в качестве основного субъекта социальной политики и социальной работы. Социальные гарантии представляют собой механизм долгосрочного действия, которые предусмотрены действующим законодательством, который направлен на реализацию конституционных прав граждан. Базой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты, которые могут быть обеспечены исключительно за счет финансов.

На сегодняшний день система муниципальных и местных бюджетов не имеет достаточного количества методов обеспечения минимальных социальных стандартов. Решение данной проблемы возможно посредством применения системы трансфертов или прямой оплаты услуг на базе федеральных социальных программ, осуществление которых возможно только с помощью финансов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *