ОСНОВНЫМ ИНСТИТУТОМ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ЯВЛЯЮТСЯ ФИНАНСЫ

Автор статьи

Эксперт по предмету «Финансы»

Автор статьи

Полина Михайловна Копруджу

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 8 лет

Автор статьи

Наталья Николаевна Чувелева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

преподавательский стаж — 20 лет

структуру финансов
как целостной категории с присущими ей
общими свойствами входят несколько
взаимосвязанных звеньев (институтов).

Финансовый
институт —

группа
однородных экономических отношений,
взаимосвязанных по формам и методам
аккумуляции или распределения денежных
средств.

Совокупность
входящих в состав финансов Российской
Федерации звеньев в их взаимосвязи
образуют финансовую систему России.

Финансовую систему
РФ составляют следующие институты:

  • бюджетная система
    с входящими в нее государственными и
    местными бюджетами;

  • финансы предприятий,
    объединений, организаций, учреждений,
    отраслей народного хозяйства;

  • имущественное и
    личное страхование;

  • кредит (государственный
    и банковский).

Перечисленные
звенья финансовой системы существуют
соответственно как на федеральном
уровне, так и на уровне субъектов РФ, а
также местного самоуправления.

Центральное место
в финансовой системе РФ принадлежит
бюджетной системе, с помощью которой
образуются фонды денежных средств
соответствующих государственных и
административно-территориальных
образований. В финансовую систему РФ
также включаются финансы юридических
и физических лиц. Характеризуя финансы
юридических лиц, следует указать, что
в их состав входят такие государственные
внебюджетные фонды, играющие исключительную
роль в обеспечении социальной защищенности
граждан, как Пенсионный фонд РФ, Фонд
социального страхования РФ, Государственный
фонд занятости населения, Федеральный
и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования.

В финансовую систему
включаются и негосударственные фонды
(федеральные и региональные, например,
негосударственные пенсионные фонды);
фонды банковской системы; фонды страховых
организаций; фонды общественных и
региональных организаций; фонды иных
юридических лиц.

Местные финансы.



Федеральный
закон “О финансовых основах местного
самоуправления в Российской Федерации”
от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ определил
основные принципы организации местных
финансов. В соответствии с вышеназванным
федеральным законом местные финансы
включают средства местного бюджета,
государственные, муниципальные ценные
бумаги, принадлежащие органам местного
самоуправления, и другие финансовые
ресурсы. Формирование и использование
местных финансов основывается на
принципах самостоятельности,
государственной финансовой поддержки,
гласности и осуществляется в соответствии
с Конституцией РФ, Федеральным законом
“Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации”,
другими федеральными законами,
конституциями, уставами и законами
субъектов РФ, уставами муниципальных
образований, другими правовыми актами
органов местного самоуправления.

Местные финансы
определяются как совокупность денежных
средств, формируемых и используемых
для решения вопросов местного значения.
Таким образом, местные финансы входят
в структуру финансовой системы России
в качестве ее самостоятельного звена.

Финансовая
система

– это совокупность финансовых учреждений,
осуществляющих в пределах своей
компетенции финансовую деятельность
и институтов, каждый из которых
способствует образованию и использованию
соответствующих денежных фондов.

В
финансовую систему РФ входят следующие
институты:

  1. Бюджетная
    система, состоящая из федерального
    бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов
    муниципальных образований. К их числу
    относятся отношения по формированию,
    распределению и использованию денежных
    средств в бюджеты и из бюджетов –
    федерального, субъектов РФ и муниципальных
    образований. Это звено наиболее мобильное
    и на его долю приходится наибольший
    денежный поток в стране.

  2. Внебюджетные
    целевые государственные и муниципальные
    фонды – пенсионный фонд, фонд
    государственного обязательного
    медицинского страхования, фонд
    государственного социального страхования.

  3. Имущественное
    и личное страхование.

  4. Государственный
    и банковский кредит.

Данную
систему образует совокупность финансовых
институтов, т.е. групп взаимосвязанных,
однородных отношений. К ним относятся:

2.
Финансы юридических лиц (учреждений,
организаций, предприятий с различной
формой собственности).

1.
Бюджетная система – т.е. совокупность
федерального бюджета, бюджетов субъектов
федерации и местных бюджетов.

2.
Внебюджетные целевые фонды (Пенсионный
фонд, Фонд обязательного медицинского
страхования, Фонд социального страхования).

Финансы
юридических лиц

состоят
из:

1.
Финансов коммерческих предприятий.

2.
Финансов общественных организаций,
осуществляющих некоммерческую
деятельность.

3.
Финансов учреждений, осуществляющих
некоммерческую деятельность.

Кредитование
.
Данный институт образуют отношения
между коммерческими банками и лицами,
заключившими с ними договоры банковского
счета или банковского вклада, отношения
по поводу предоставления банковских
ссуд.

Страхование
.
Этот институт образуют социальное
страхование, личное страхование,
страхование имущества, ответственности,
страхование предпринимательских рисков.

Принципы
построения финансовой системы могут
быть различными. В настоящее время и
Россия, и большинство стран СНГ перешли
к построению своих финансовых систем
на принципе фискального
федерализма

,
при котором осуществляется четкое
разграничение функций между различными
уровнями системы. Так например,
правительство полностью независимо в
целях, касающихся нации в целом — расходы
на оборону, космос, внешних сношений
государства, а местные органы власти
финансируют развитие школ, охрану
общественного порядка, уборку населенных
пунктов и т. п.

Принципы
построения финансовой системы
предполагают:

♦ экономическую
самостоятельность и четкое разграничение
функций между отдельными звеньями
финансовой системы (федеральный,
республиканский, областной). Правительство
финансирует решение задач общегосударственного
значения — оборона, космос, внешнеэкономическая
деятельность; местные органы — развитие
школ, коммунальных учреждений, организаций
общественного порядка и т. д. Местные
бюджеты своими доходами и расходами не
входят в государственный бюджет;

♦ формирование
бюджета осуществляется на нормативной
основе;

♦ взаимодействие
между бюджетами различных уровней
внутри государства строится на основе
соглашений;

♦ доходная
часть бюджетов формируется в основном
за счет налогов.

В
основе построения финансовой системы
положены следующие принципы:

a.
Единая материальная база, на которой
происходит формирование финансовых
ресурсов в различных сферах и звеньях
финансовой системы.

b.
Единая нормативно-правовая база, с
помощью которой осуществляется управление
всеми сферами и звеньями финансовой
системы.

c.
Единые финансовые планы, которые
составляются в различных сферах и
звеньях финансовой системы и взаимосвязаны
между собой основным финансовым планом
страны — бюджетом.

2)
Принцип функционального назначения
отдельных элементов финансовой системы,
который выражается в том, что каждому
звену финансовой системы присущи
конкретные задачи, оно выполняет свои
функции, а управление финансовыми
отношениями в этих звеньях осуществляют
определенные органы управления.

Что такое финансовые институты

Основа коммерческих отношений — это деньги. За них люди
покупают и продают товары и услуги. Но бывает так, что тот, у кого есть свободный капитал, хочет вложиться в деятельность
того, у кого как раз не хватает денег.

Для этой и похожих ситуаций люди придумали финансовые услуги и продукты, а также систему, которая регулирует связанные с ними операции. И называется она финансовый рынок.

Финансовый рынок
— это система взаимоотношений между теми, кто продаёт и покупает финансовые услуги или продукты.

Покупатели на таком рынке
— это частные или юридические лица, которые хотят заниматься какой-либо деятельностью, но для этого у них не хватает капитала. С этим им помогает вторая сторона — продавцы финансовых продуктов и услуг. Это финансовые институты.

Финансовые институты
— это коммерческие учреждения, которые занимаются финансовыми операциями.

Такие институты предлагают потребителям разные финансовые услуги, которые помогут решить их проблемы. Например:

  • привлечение денег:
    кредиты, займы и другие долговые продукты;

  • вложение и преумножение денег:
    вклады и инвестиции, которые помогут получить дополнительный доход в будущем;

  • страхование:
    продукты, которые помогают защититься от непредвиденных обстоятельств.

Пример

Подруга Оли при встрече рассказала ей о неприятной ситуации, которая недавно с ней приключилась. Когда она была на работе, у неё дома прорвало трубу в ванной. В итоге ремонт у Олиной подруги был испорчен, а ещё ей нужно было выплатить компенсацию соседям, которых она затопила.

После этого Оля подумала, что не хочет повторять ошибок подруги. Она обратилась в страховую компанию и купила полис, который защитит её квартиру на такой случай. Теперь, если в её доме случится потоп или пожар, возмещать стоимость ремонта вместо неё будут страховщики.

Основные финансовые институты

Всего существует 6 финансовых институтов, которые всё это обеспечивают:

  • страховые и инвестиционные компании;

  • межгосударственный финансово-кредитный институт.

В таблице ниже мы собрали их все и описали, какие именно услуги и продукты они предлагают.

Как видно по таблице, первый уровень занимает Центральный банк (ЦБ) России. Взять кредит на новую машину в нём нельзя — у этого учреждения другие задачи:

  • защищать и обеспечивать устойчивость местной валюты — рубля;

  • развивать национальную платёжную систему и работать над её стабильностью;

  • укреплять и совершенствовать банковскую систему;

  • защищать стабильность и обеспечивать развитие фондового рынка, контролировать операции на нём.

Центральный банк
— это финансовая организация с особым статусом и полномочиями. Он очень важен для экономики
государства. Его регулируют федеральные законы и Конституция РФ.

И хотя этот банк не выдаёт деньги гражданам напрямую, он распределяет их по коммерческим банкам. А те уже пользуются ими, чтобы оказывать услуги людям и компаниям. Коммерческие банки, как видно в таблице, занимают второй уровень в банковской системе России.

Коммерческие банки
— это различные финансовые организации, которые привлекают свободные деньги и предоставляют их в кредит. Также они организовывают расчёты между физическими и юридическими лицами.

Читать также:  МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮДЖЕТ

Видов таких банков — целая россыпь. Они отличаются услугами, которые предоставляют своим потребителям. К примеру, существуют сберегательные банки
. В них можно открыть депозит под проценты, чтобы копить сбережения. Страховые банки
обслуживают страховые компании — выдают деньги, чтобы возмещать ущерб по договору. А трастовые
— помогают компаниям с умом вкладывать свободные денежные средства и преумножать их через инвестиции.

Есть и ещё один вид финансовых учреждений нижнего уровня — это микрофинансовые организации
или МФО
. Как и коммерческие банки, они выдают кредиты, но между ними есть большая разница в условиях:

  • низкие требования:
    заём может взять почти кто угодно, для этого не нужны справки о доходах и поручители;

  • малый срок кредита:
    обычно их берут «до зарплаты»;

  • высокие проценты:
    как правило, они начисляются каждый день и в разы превышают те, что предлагают обычные банки;

  • малые суммы кредита:
    в МФО обращаются за небольшими займами, которые часто неинтересны коммерческим банкам.

Немного о финансовой грамотности

Если есть другой выход, лучше не обращаться в МФО за деньгами. Для многих людей это оборачивается неподъёмными долгами из-за просрочек и штрафов. Лучше подкопить средства, открыть депозит или взять обычный кредит в банке.

Но если выбора нет, и вам всё же придётся обратиться туда, будьте внимательны. Тщательно читайте условия договора и задавайте вопросы консультанту, пока не разберётесь в каждом пункте. А когда заём будет оформлен, не допускайте просрочки. В противном случае сумма долга будет расти каждый день, и в итоге может увеличиться в разы.

Выберите идеального репетитора по обществознанию

15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения

Выберите идеального репетитора по обществознанию




Проверьте себя

Выполните задания ниже, чтобы понять, стоит ли вам ещё раз повторить тему финансовых институтов и банковской системы.

Задание № 1

Прочтите описание ситуаций ниже и определите, в какие финансовые институты нужно обратиться героям, чтобы решить их проблему. Поясните, почему вы выбрали именно такой ответ, опираясь на материалы статьи.

  1. Кирилл и Вика хотят разрабатывать компьютерные игры. У них есть отличная идея и навыки, но нет денег, чтобы купить нужные программы, оплатить место на платформе и заплатить актёрам за озвучивание.

  2. Таня и Витя накопили миллион рублей и хотят отложить их на учёбу будущим детям.

  3. У Артёма появились свободные денежные средства, и он хочет вложить их в акции.

  4. Аня только что купила квартиру и хочет в будущем уберечь её от последствий пожаров или природных катаклизмов.

  5. Антон хочет купить дом в ипотеку, но решает заодно застраховать своё здоровье на случай, если он заболеет и временно не сможет платить по долгам.

Задание № 2

Подумайте, бывали ли в вашей семье ситуации, когда приходилось обращаться за услугами в разные финансовые институты: банки, страховые компании и т. д.? Опишите их.

Финансовые институты — это тема, которая часто встречается на ЕГЭ по обществознанию. А значит, вам стоит хорошо разобраться в ней, чтобы не потерять драгоценные баллы. На курсах по обществознанию
в Skysmart ученики разбирают любые, даже самые сложные темы на понятных каждому примерах из жизни. И всё это — без заучивания. Присоединяйтесь к нам на вводном уроке — это бесплатно!

Сущность финансов

Финансы – это особая категория денежных отношений в государстве.

Термин « финансы
» появился еще в 13-15 вв. в городах Италии и первоначально обозначал денежный платеж. Позже понятие распространилось по странам и стало чаще всего употребляться в качестве термина, связанного с денежными отношениями между государством и населением в связи с образованием государственных фондов денежных средств.

Понятие «финансы» отражало денежные отношения, возникшие между двумя субъектами (деньги являлись материальной основой функционирования и существования финансов). Субъектам принадлежали различные права в процессе денежных отношений, при этом государство имело особые полномочия. В процессе денежных отношений создавался государственный бюджет (фонд денежных средств). Регулярное поступление денежных средств в бюджет могло быть обеспечено только через придание сборам, налогам, иным платежам государственно-принудительного характера (это достигалось путем нормотворческой правовой деятельности государства, формирования фискального аппарата.

Финансы охватывают только ту часть денежных отношений, посредством которой формируются государственные денежные фонды, денежные фонды территориальных подразделений, учреждений, организаций, предприятий
. Деятельность финансовых механизмов связана с самим фактом существования государства, его потребностями в финансовых ресурсах.

Характеристика финансов по категориям:

  • по материальному содержанию – это денежные фонды (финансовые ресурсы) страны, территориальных образований
    , предприятий, учреждений, организаций, которые используются для развития производства и потребностей общества;
  • в качестве экономической категории – это экономические денежные отношения по созданию, распределению и использованию денежных средств страны и его отдельных образований для обеспечения безопасности страны, расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных потребностей;
  • в правовом смысле – это общественные отношения по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, урегулированных нормами права.

«Финансы и финансовая система» 👇

Российская финансовая система

Финансовая деятельность государства
— это реализация государством возложенных на него функций по формированию, распределению и расходованию фондов финансовых ресурсов для осуществления задач социально-экономического развития, обеспечения безопасности и повышения благосостояния населения.

«Финансовая система РФ и ее состав» 👇

Говоря о финансовой деятельности государства, важно отметить, что это особый вид государственной деятельности, так как ею заняты все уровни и ветви государственных органов: законодательной, исполнительной и судебной в рамках своих полномочий.

Сущность финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в области формирования, распределения и расходования государственных финансовых ресурсов, например, бюджетных и кредитных ресурсов, страховых денежных фондов, финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных организаций Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Комплекс элементов в их взаимосвязи, которые входят состав отечественных финансов, формируют российскую финансовую систему.

Среди таких элементов можно выделить следующие:

  • российская система бюджетов различным уровней (федеральный, региональный, местный);
  • различного рода внебюджетные фонды;
  • финансы хозяйствующих субъектов, экономических единиц, учреждений, отраслей народного хозяйства;
  • кредит, предоставляемый либо государством, либо банковской структурой.

Также в отечественную финансовую систему входят и негосударственные фонды федерального и региональные назначения, фонды банковской системы, фонды страховых компаний, фонды прочих юридических лиц, а также финансовые институты, под которыми понимают однотипные финансовые отношения, которые связаны между собой по формам и способам аккумуляции или распределения финансовых ресурсов.

Управление денежными потоками организации

Денежный поток —
это движение денежных средств в реальном
времени, по сути, денежный поток это
разность между суммами поступлений и
выплат денежных средств компании за
определенный период времени, как за
этот промежуток берется финансовый
год. В основе управления денежными
потоками лежит концепция денежного
кругооборота. Например, деньги
конвертируются в запасы, дебиторскую
задолженность и обратно в деньги, замыкая
цикл движения оборотного капитала
компании. Когда денежный поток уменьшается
или перекрывается полностью, возникает
явление неплатежеспособности. Недостаток
денежных средств предприятие может
ощутить даже в том случае, если формально
оно остается прибыльным (например,
нарушаются сроки платежей клиентами
компании). Именно с этим связаны проблемы
доходных, но неликвидных компаний,
стоящих на грани банкротства.

Управление денежными
потоками предприятия неразрывно связано
со стратегией самофинансирования,
которая является наиболее предпочтительной
для крупных компаний. Данная стратегия
предполагает возмещение затрат по
расширенному воспроизводству
преимущественно за счет собственных
источников (чистой прибыли и амортизационных
отчислений).

Это означает, что
для принятия финансовых решений
необходимо иметь четкую классификацию
доходов и расходов, прибыли и убытков,
чтобы определить, из какого источника
получена основная сумма доходов за
отчетный период и на какие цели она была
направлена.

Процесс управления
денежными потоками включает в себя:

— составление
бюджетов денежных потоков;

— полный, своевременный
и достоверный учет операций с денежными
средствами;

— контроль (аудит)
законности совершения расчетных операций
и правильности их отражения в учете;

— анализ денежного
потока;

— определение
оптимального уровня денежных средств;

— прогнозирование
денежных потоков.

Денежный поток

– это объем денежных средств, который
получает или выплачивает предприятие
в течение отчетного или планируемого
периода.

Приток денежных
средств

осуществляется
за счет выручки от реализации продукции
(работ, услуг); увеличения уставного
капитала от дополнительной эмиссии
акций; полученных кредитов, займов и
средств от выпуска корпоративных
облигаций и др.

Отток денежных
средств

Читать также:  Шпоры для финансам

возникает вследствие покрытия текущих
(операционных) затрат; инвестиционных
расходов, платежей в бюджет и во
внебюджетные фонды; выплат дивидендов
акционерам предприятия и т.д.

Чистый приток
денежных средств

(резерв денежной наличности) образуется
как разница между всеми поступлениями
и отчислениями денежных средств.

Чтобы эффективно
управлять денежными потоками, необходимо
знать:

— их величину за
определенное время (месяц, квартал);

— основные их
элементы;

— виды деятельности,
которые генерируют поток денежных
средств.

Оценка денежного
потока может производиться прямым или
косвенным методами.

Прямой метод

имеет достаточно простую процедуру
расчета и непосредственно связан с
регистрами бухгалтерского учета (Главной
книгой, журналами-ордерами и др.), он
удобен для расчета показателей и контроля
за поступлением и расходованием денежных
средств.

В долгосрочной
перспективе прямой метод расчета
величины денежных потоков дает возможность
оценить уровень ликвидности предприятия.

В оперативном
управлении финансами прямой метод может
использоваться для контроля за процессом
формирования выручки от реализации
продукции (работ, услуг) и выводов
относительно достаточности денежных
средств для платежей по финансовым
обязательствам.

Недостатком данного
метода является то, что он не учитывает
взаимосвязи полученного финансового
результата (прибыли) и изменения
абсолютного размера денежных средств
предприятия.

Косвенный метод

предпочтительней с аналитической точки
зрения, так как позволяет определить
взаимосвязь полученной прибыли с
изменением величины денежных средств.

Расчет денежных
потоков косвенным методом ведется от
показателя чистой прибыли с необходимыми
ее корректировками на статьи, не
отражающие движение реальных денег по
соответствующим счетам.

Для расчета прироста
или снижения денежных средств в результате
текущей деятельности целесообразно
осуществить следующие операции.

  1. Рассчитать оборотные
    активы и краткосрочные обязательства
    (пассивы) исходя из метода оценки
    денежных потоков. При корректировке
    статей оборотных активов следует
    вычесть их прирост из чистой прибыли,
    остающейся в распоряжении предприятия
    после налогообложения, а их снижение
    за анализируемый период прибавить к
    данной прибыли. При корректировке
    краткосрочных обязательств, наоборот,
    их прирост следует прибавить к чистой
    прибыли, так как это не означает оттока
    денежных средств; уменьшение этих
    обязательств вычитается из чистой
    прибыли.

  2. Скорректировать
    чистую прибыль на расходы, не требующие
    выплаты денежных средств. Для этого
    данные расходы (амортизация основных
    средств и нематериальных активов) за
    период следует прибавить к чистой
    прибыли.

  3. Исключить влияние
    прибыли и убытков, полученных не от
    основной деятельности, к которым
    относятся финансовые результаты от
    реализации внеоборотных активов и
    ценных бумаг других эмитентов. Влияние
    этих операций, учтенное также при
    расчете чистой прибыли в отчете о
    прибыли и убытках, корректируется для
    исключения повторного счета в следующем
    порядке:

а) убытки от этих
операций следует прибавить к чистой
прибыли;

б) доходы от этих
операций необходимо вычесть из суммы
чистой прибыли.

Кроме того, в этом
разделе во избежание повторного счета
исключается влияние на чистую прибыль
тех статей, которые рассматриваются
также в разделах инвестиционной и
финансовой деятельности.

Таким образом,
амортизация основных средств и
нематериальных активов является значимым
неденежным фактором, влияющим на величину
денежного потока. В бухгалтерском учете
амортизационные отчисления трактуются
как элемент себестоимости продукции.
Поэтому при расчете денежных потоков
за период необходимо восстановить сумму
этих отчислений, т. е. к величине чистой
прибыли следует добавить сумму
начисленного износа.

Влияние неденежных
статей на размер денежного потока
следует определять следующим образом:

— суммы остаточной
стоимости недоамортизированных основных
средств и иных внеоборотных активов
при их списании относят на уменьшение
финансового результата. Так как реализация
различных видов имущества отражается
в прибыли в виде разницы между ценой
реализации и остаточной стоимостью, в
то время как приток денег в отчетном
периоде происходит в полной сумме,
равной цене реализации, то остаточная
стоимость имущества должна быть
прибавлена к прибыли;

— материальные
затраты в состав себестоимости продукции
включаются по мере их отпуска в
производство, однако оплата счетов на
их приобретение – это реальный отток
денег, поэтому сумму увеличения
производственных запасов и затрат
следует вычесть из прибыли. В то же время
возврат материалов при ликвидации
основных средств или из производства
не сопровождается оттоком денег, поэтому
на соответствующую сумму увеличивается
прибыль;

— в случае роста
остатков по счетам текущих пассивов
(краткосрочных пассивов) имеет место
приток денег, в связи с чем на эту сумму
необходимо увеличить прибыль.

В формах бухгалтерской
отчетности индустриально развитых
стран корректировка прибыли за счет
операций по счетам запасов и затрат, а
также краткосрочной задолженности
(пассивов) выражается одной статьей:
изменение чистого оборотного капитала
(оборотные активы – краткосрочные
пассивы). Увеличение чистого оборотного
капитала свидетельствует об оттоке
денежных средств, а его снижение – о
притоке. Необходимо также учесть отток
денег в связи с реальными или финансовыми
инвестициями, которые также не находят
отражения в показатели прибыли.

Сопоставление
поступлений и выплат позволяет определить
финансовый результат по каждому виду
деятельности и изучить те хозяйственные
операции, которые вызвали приток или
отток денег за период (месяц, квартал,
год), понять их причину и вовремя принять
решения, направленные на стабилизацию
денежных потоков. В дальнейшем полученные
данные можно использовать для
прогнозирования денежных потоков на
предстоящий период. Общее увеличение
денежных средств за период далеко не
всегда означает улучшение финансового
состояния предприятия – все зависит
от того, на какие виды деятельности
будут в дальнейшем направлены денежные
средства, дающие прирост или снижение
общего объема финансовых ресурсов.

Для принятия
обоснованных решений об использовании
денежных ресурсов необходимо располагать
информацией о поступлении и расходовании
денежных средств по отдельным видам
деятельности: текущей, инвестиционной
и финансовой.

Актуальность
эффективного управления денежными
потоками организации определяется
следующим:

— денежные потоки
обслуживают ведение хозяйственной
деятельности предприятия практически
во всех ее аспектах;

-эффективное
управление денежными потоками обеспечивает
финансовое равновесие организации и
позволяет снизить потребность в заемном
капитале;

— рациональное
управление денежными потоками способствует
повешению ритмичности операционного
процесса, ускорению оборота капитала
организации, снижению риска
неплатежеспособности.

Финансовая система РФ

Финансы органично взаимосвязаны с функционированием всего государства. При этом признаки различных финансовых отношений имеют определенные различия.

Финансовая система в качестве экономической категории представляет комплекс разных сфер финансовых отношений, для каждой из которых характерны особенности в создании и использовании фондов финансовых ресурсов, разной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система может рассматриваться в двух аспектах: как экономическая категория, как управленческая категория.

Финансовая система – понятие динамическое. Его содержание изменялось по мере развития экономической системы и с изменением общественного строя.

В экономическом аспекте под финансовой системой понимают внутреннюю структуру финансов, весь комплекс входящих в нее и взаимосвязанных между собой институтов
(звеньев), представляющих каждый в отдельности группу финансовых отношений. Институты обладают собственным материальным выражением, представленным различного рода денежными фондами (внебюджетные, бюджетные и т.д.).

Структуру финансовой системы РФ составляют:

  • бюджетная система, которая включает государственный бюджет (субъектов РФ и федеральный), бюджеты муниципальных образований
    ;
  • внебюджетные целевые местные (муниципальные) и государственные фонды;
  • финансы учреждений, организаций, предприятий;
  • финансы страхования;
  • кредит (банковский, муниципальный, государственный).

Большинство исследователей в понятие «финансовая система» включает относительно самостоятельные звенья и сферы: централизованные финансы (бюджетные фонды, муниципальный и государственный кредиты, государственные внебюджетные фонды
); децентрализованные финансы (финансы домашних хозяйств и финансы организаций).

Финансовую систему можно охарактеризовать, как систему методов и форм аккумулирования, перераспределения и использования фондов финансовых ресурсов государства, органов местного самоуправления
, организаций, учреждений, предприятий, различных отраслей народного хозяйства. Каждое звено обслуживает строго определенную сферу распределения национального дохода через использование специальных методов и форм аккумулирования и применения денежных средств государства и муниципальных образований.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Функции финансов

Сущность финансов отображена в их функциях. В качестве определяющих и основных функций финансам свойственны распределительная и контрольная функции. Посредством финансов в государстве происходит распределение национального дохода и валового внутреннего продукта, контроль
производства и распределения в стране социальных и материальных благ.

Роль финансов отображена в возможности регулирования отношений в обществе и осуществления за этими отношениями контроля. Государство посредством использования финансов регулирует экономику, оказывает влияние на политические и социальные процессы. Государство через финансы оказывает регулирующие функции на государственные расходы
, государственный кредит, налоги в процессе воспроизводства.

В целях регулирования социальных отношений и экономики используется бюджетное и финансовое планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг
.

Формы государственного регулирования зависят от ряда факторов:

  • уровень развития производственных отношений;
  • политическая стабильность общества;
  • размер государственного долга;
  • потребности в финансовых ресурсах;
  • соблюдение финансового законодательства и др.

Выраженные в денежной форме публичные финансы помогают отразить в целом воспроизводственный процесс, его отдельные фазы через финансовые фонды и ресурсы, показать его количественную сторону.

Читать также:  Ответы Семья-это маленькая страна, где папа-президент, мама-министр финансов, здравоохранения, культуры, МЧС, собака-министр обороны,

Возможность финансов отображать воспроизводственный процесс количественно помогает регулярно контролировать аккумулирование, использование и распределение фондов денежных средств, что отражено в функции финансового контроля.

К важнейшим функциям финансового контроля относится проверка соблюдения законов по финансовым вопросам, полноты и своевременности
выполнения финансовых обязательств перед налоговой службой, бюджетной системой, банками и др. Практическая роль финансов в реализации контрольной функции проявляется в функционировании финансовых органов. Результаты практической реализации в качестве регулирования отношений в обществе, контроля за их реализацией представляют форму выражения финансовой политики страны.

Современное состояние финансовой системы России

На современное состояние финансовой системы России оказывают влияние различные факторы:

  • снижение мировых цен на энергоносители;
  • замедление роста мировой экономики;
  • снижение темпов роста российской экономики;
  • пандемия covid-19.

Характерная негативная черта российской финансовой системы – недостаточное развитие финансового рынка. По этому показателю наша страна стоит на 107 месте в мировом рейтинге.

Еще один недостаток – высокая стоимость финансовых услуг
(кредитных, страховых). По сравнению с развитыми и развивающимися странами, Россия занимает только 94 место в мировом рейтинге доступности финансовых услуг.

Преобладающий фискальный характер налогообложения снижает эффективность финансовой системы, которая не выполняет стимулирующей функции.

Высокая зависимость от доходов нефтегазового сектора экономики привела к сокращению доходов бюджета в условиях падения цен нефть.

Финансовые ресурсы недостаточно эффективно распределены между уровнями бюджетной системы. Муниципальная власть сталкивается с нехваткой ресурсов для реализации функций.

Таким образом, основные перспективные направления развития финансовой системы РФ: развитие финансового рынка, повышение доступности финансовых ресурсов, инструментов и услуг, поддержание устойчивости финансового сектора.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Сущность и роль финансовой системы

Финансовая система – это совокупность институтов и элементов экономических отношений в сфере формирования, распределения, использования денежных средств.

Финансовая система базируется на трех основополагающих принципах:

  • принцип функционального предназначения субъектов;
  • принцип территориальности;
  • принцип единства.

Первый из перечисленных принципов означает, что каждый элемент (субъект) финансовой системы связан с конкретной сферой финансовых отношений. Например, элемент «государственные финансы» связан с формированием государственных денежных фондов, их использованием; отражает отношения распределения финансовых ресурсов между государством, субъектами хозяйствования, населением.

Территориальность финансовой системы проявляется в том, что каждый регион, муниципальное образование имеют собственный финансовый аппарат, масштаб и функции которого зависят от места субъекта в структуре финансовой системе государства.

Единство финансовой системы проявляется в её функционировании на основе общей правовой основы и политики, определяемой государством.

В зависимости от того, какой принцип положен в основу формирования доходов выделяют централизованную и децентрализованную финансовую системы, а вся совокупность финансовых ресурсов делится на пять подгрупп:

  • государственные финансы;
  • муниципальные финансы
    ;
  • финансы частных компаний;
  • финансы домашних хозяйств
    или личные;
  • международные финансы.

Роль финансовой системы может быть сведена к трем основным задачам:

  • обеспечение расширенного воспроизводства;
  • регулирование социально-экономических процессов;
  • стимулирование рационального использования имеющихся финансовых ресурсов.

Основная роль финансовой системы любого государства заключается в регулировании социально-экономических процессов при помощи финансовых инструментов. Оперативно формируя и распределяя финансовые ресурсы через финансовую систему, государство получает возможность реализовывать свои функции.

«Финансовая система Российской Федерации, её современное состояние» 👇

При помощи финансовой системы происходит аккумулирование и перераспределение денежных ресурсов. Этим занимается государство, финансовые институты и все мы, так как отдельные граждане также являются частью финансовой системы.

Перераспределяя финансовые ресурсы между отдельными регионами, отраслями, хозяйствующими субъектами, государство тем самым оказывает поддержку именно тем из них, чья деятельность в данный момент соответствует потребностям общества.

Структура финансовой системы России

Схематично финансовая система РФ представлена на рисунке:

Финансовая система РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Финансовая система РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Сферы, входящие в состав финансовой системы:

  • финансы хозяйствующих субъектов;
  • государственные финансы;
  • финансы страхования.

Также в состав финансовой системы входят инфраструктурные элементы при помощи которых осуществляется её организация и функционирование:

  • финансовые органы;
  • кредитные и страховые организации;
  • фондовый рынок;
  • совокупность правовых актов, регулирующих деятельность финансовой системы.

Финансовая система разделена на два больших уровня: централизованные и децентрализованные финансы
.

Централизованные финансы
– это фонды денежных средств, благодаря которым государство, его органы, органы местной власти могут реализовывать свои функции.

Основной компонент централизованных финансов – бюджет. Россия – федеративное государство, как следствие, бюджет Российской Федерации состоит из трех уровней:

  • федеральный бюджет
    ;
  • бюджеты регионов;
  • бюджеты отдельных муниципальных образований.

Бюджеты аккумулируют налоговые поступления соответствующих уровней (федеральные, региональные, местные) и неналоговые доходы, а затем перераспределяют их в соответствии с конкретными задачами. Налоги – основной источник доходов бюджета
.

Еще один элемент финансовой системы России – внебюджетные фонды.

Государственные внебюджетные фонды – это средства, формируемые благодаря обязательным отчислениям работающих граждан и работодателей, которые направляются на финансирование потребностей в социальной защите, медицинской помощи, пенсионном обеспечении.

Благодаря деятельности внебюджетных фондов граждане могут реализовать свои социальные права, гарантированные Конституцией.

Специфика финансов внебюджетных фондов – строгий целевой характер.

Виды внебюджетных фондов РФ:

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Ресурсы этого фонда предназначены для финансирования медицинского обслуживания граждан.
  • Фонд социального страхования. Накапливает и распределяет средства на финансирование социальной защиты и помощи.
  • Пенсионный Фонд. Создан в целях финансирования пенсионного обеспечения.

Децентрализованные финансы – это форма организации денежных ресурсов, формируемых коммерческими и некоммерческими хозяйствующими субъектами, а также гражданами.

Частично децентрализованные финансы перераспределяются в бюджет и внебюджетные фонды при помощи механизма налогов и взносов.

Понятие финансовой системы

Финансовая система — это совокупность элементов и звеньев финансовых отношений, посредством которых реализовано распределение, формирование и расходование финансовых средств.

В государственную финансовую систему входят все финансовые организации, функционирующие на территории данного государства и занятые обслуживанием денежного обращения.

Среди наиболее важных элементов финансовой системы можно выделить: государственные бюджеты различных уровней, бюджеты и фонды социального, личного и прочих видов страхования, финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, отдельных организаций и частных лиц.

Условно любую финансовую систему можно разделить на 2 составляющие:

  • государственные финансы, которые получили название централизованные;
  • нецентрализованные финансы.

Централизованные финансы
аккумулируются на государственном уровне, они включают бюджеты различных уровней (федеральный, региональный, местный), а также внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонды ОМС).

Децентрализованные финансы
, в свою очередь, включают:

  • финансы хозяйствующих субъектов, в состав которых входят: фонд накопления
    , формируемый за счет полученной чистой прибыли, которая осталась в распоряжении экономической единицы после уплаты всех налогов и амортизационных отчислений, направляемых в дальнейшем на обновление и пополнение основных производственных фондов предприятия, фонд потребления, а также резервный фонд, который формируется для покрытия временно возникающих дефицитов в финансовых ресурсах;
  • финансы домохозяйств.

Принципы организации финансовой системы РФ

На сегодняшний день деятельность государства в области организации финансовой системы базируется на некоторых принципах, т. е. основополагающих требованиях, которые в полной мере отражают ее наиболее значимые особенности и целенаправленность. Содержание таких принципов определено главным законом страны – Конституцией РФ.

Среди таких принципов можно выделить следующие:

  1. Принцип федерализма. Данный принцип государственной деятельности в области финансов состоит в установленном Конституцией РФ разграничении компетенций непосредственно Российской Федерации и ее субъектов в области финансов. В одной из статей основного закона страны установлено, что в ведении непосредственно РФ находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, эмиссия денежных знаков, федеральные банковские структуры, федеральный бюджет
    , федеральные налоговые платежи и прочие обязательные сборы, а то время к совместному ведению РФ и ее субъектов относится установление общих принципов налогообложения
    и сборов;
  2. Принцип законности. Данный принцип государственной деятельности в области финансов выражается в том, что весь процесс формирования, распределения и расходования финансовых ресурсов детально регламентируется законодательными и нормативными актами финансового права, соблюдение которых на сегодняшний день обеспечено возможностью применения к субъектам, их нарушающим, мер государственного принуждения.
  3. Принцип гласности. Данный принцип государственной деятельности в области финансов проявляется в ходе информирования частных лиц и хозяйствующих субъектов, в т. ч. и с помощью СМИ, о содержании и сущности разработанных проектов законодательных и нормативных актов, о содержании отчетов об исполнении бюджетов
    различных уровней, а также о результатах проверок и ревизий финансовой деятельности, проведенных органами государственной власти;
  4. Принцип плановости. Данный принцип подразумевает, что государственная финансовая деятельность основывается на целой системе финансово-плановых актов, структура, а также порядок формирования, утверждения и исполнения которых отражены в действующих законодательных и правовых актах.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *